Лекция Коммерческие банки и основы их деятельности.
Регистрация и лицензирование деятельности коммерческого банка.
Реорганизация и ликвидация коммерческих банков.
Отношения банков с клиентами на основе договоров.
Ресурсы банка, их формирование и использование.
Понятие банковской ликвидности.
Банковские риски: понятие и классификация.
Банки создаются учредителями (участниками) – юридическими и физическими лицами. Исключение, в данном случае, составляют общественные объединения, преследующие политические цели. При этом учредители – юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке и иметь устойчивое финансовое положение, что означает отсутствие претензий к юридическому лицу по платежам в бюджет и убытков в течение последнего года деятельности.
Банки могут учреждаться на основе государственной и частной форм собственности. Они могут создаваться в виде акционерных обществ (закрытого или открытого типа) и унитарных предприятий.
Согласно Гражданскому кодексу, акционерным признается банк, имеющий уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущий ответственность по обязательствам только своим имуществом.
Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является банк, акции которого распространяются путем открытой продажи или подписки, и их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе как по закону.
Банком, созданным в виде закрытого акционерного общества, является банк, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его Уставом.
Унитарным предприятием традиционно называется коммерческая организация, наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственное имущество. При этом имущество банка, как унитарного предприятия, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), т.е. не может участвовать в дележе между работниками предприятия.
В Республике Беларусь банки в форме унитарных предприятий могут быть только государственной формы собственности, т.е. их имущество должно находиться в собственности Республики Беларусь.
Независимо от организационно-правовой формы будущего банка его учредители должны сформировать уставный фонд.
Предъявляемые к уставному фонду требования можно подразделить на три группы:
- требования, предъявляемые к качеству учредительного капитала;
- требования относительно размера уставного фонда;
- требования процедурного характера.
Уставный фонд банка формируется за счет собственных средств учредителей (участников) банка. Привлеченные и заимствованные средства, а также кредиты не могут быть направлены на формирование и пополнение уставного фонда.
Средства, вносимые в уставный фонд банка, должны быть задекларированы в установленном порядке, т.е. учредители (участники) банка обязаны подтвердить законность их происхождения.
На момент подачи комплекта учредительных документов для регистрации (перерегистрации) банка его уставный фонд должен быть сформирован (оплачен) полностью. При этом минимальный размер уставного фонда должен быть полностью оплачен в денежной форме.
Взносы в уставный фонд банка могут осуществляться как в национальной денежной единице Республики Беларусь, так и в иностранной валюте.
Уставный фонд объявляется в белорусских рублях и должен составлять в эквиваленте для вновь создаваемого (реорганизованного) банка - 5 млн.евро.
По действующему порядку учредители банка открывают временный счет, на котором аккумулируются средства учредителей. Такой счет может быть открыт в Национальном банке или по соглашению с ним в другом банке. (см. ст. 76).
По решению собрания акционеров (участников) на увеличение уставного фонда может быть направлена нераспределенная прибыль и фонды, созданные за счет прибыли за отчетный год.
Для регистрации банка и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители-резиденты представляют в Национальный банк следующие документы:
1. Заявление установленного образца и бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка на трехлетний период с обоснованием конкурентных преимуществ, а также информацию о цели создания банка, его учредителях и другие документы, определенные Банковским Кодексом и требованиями Национального банка.
2. Обязательство арендодателя о предоставлении в аренду офисного здания (помещения), в котором будет располагаться банк в случае его регистрации, а также документы, подтверждающие право собственности арендодателя на это здание (помещение).
3. Договор о создании банка, заверенный в установленном порядке, и протокол собрания учредителей.
4. Устав банка, который должен содержать:
- полное фирменное (официальное) наименование, где должно быть слово «банк» и указание на организационно-правовую форму, а также сокращенное наименование, которое в дальнейшем будет использоваться в платежных документах;
- местонахождение (юридический адрес) банка;
- перечень банковских операций, которые предполагает осуществлять банк в соответствии с Банковским кодексом;
- сведения о размере уставного фонда;
- порядок образования имущества и распределения прибыли, а также покрытия убытков;
- порядок управления деятельностью банка;
- структуру и компетенцию органов управления и контроля банка, порядок их образования и принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- права и обязанности учредителей (участников);
- размер вклада, дающего право одного голоса на собрании учредителей банка;
- порядок ликвидации и реорганизации банка.
5. Прогнозный баланс и расчет плана доходов, расходов и прибыли банка на трехлетний период.
6. Декларации об объемах и источниках инвестиций в уставный фонд банка, а также справки налоговых органов, подтверждающие объемы и источники инвестиций, указанные в декларациях инвесторов.
7. Согласие местных органов управления на размещение на их территории банка.
8. Анкеты кандидатур на должности руководителей и главного бухгалтера банка;
9. Платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, а также другие документы, определенные Банковским Кодексом, к которым, в частности, можно отнести документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций.
Перечисленные выше документы первоначально рассматриваются в Главном управлении Национального банка Республики Беларусь по месту расположения банка, которое составляет заключение по результатам рассмотрения учредительных документов и несет ответственность за его объективность и достоверность.
После этого заключение Главного управления вместе с пакетом учредительных документов представляется в Национальный банк, органами которого принимается решение о регистрации банка и выдаче ему лицензии на осуществление банковских операций, а также о внесении изменений и дополнений в учредительные документы.
В частности решение о регистрации банка и выдаче лицензии на совершение банковских операций принимает Правление Национального банка, а о выдаче лицензий на осуществление валютных операций, операций с драгоценными металлами и на привлечение средств физических лиц – Совет директоров Национального банка.
После рассмотрения и экспертизы представленных учредителями документов и с учетом замечаний квалификационной комиссии Национальный банк принимает решение о государственной регистрации либо отказе в регистрации.
При этом отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается, что продиктовано требованиями рынка и конституционными нормами о равенстве субъектов экономических отношений.
Решение о регистрации принимается Национальным банком в течение двух месяцев со дня представления необходимых документов, а юридическое оформление факта государственной регистрации банка происходит после внесения соответствующей записи Национальным банком в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Государственной регистрации подлежат также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банка, что требует их представления в новой редакции совместно с пакетом других документов, частично дублирующий общий список документов, необходимых для государственной регистрации банка.
Если учредителям банка было отказано в его государственной регистрации или в регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы банка, то опротестовать данное решение можно в хозяйственном суде.
Если же решение о государственной регистрации банка положительное, то одновременно с его принятием Национальный банк Республики Беларусь принимает и решение о выдаче банковской лицензии.
Таким образом, порядок создания банка можно обозначить как регистрационно-лицензионный.
Коммерческие банки могут открывать филиалы (отделения) и представительства.
Филиалом банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией.
Филиал банка не является юридическим лицом и проводит свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его банком.
Вопрос о создании филиала рассматривается Национальным банком в 30-дневный срок со дня подачи документов, при отсутствии причин, по которым банку может быть отказано в создании филиала или отделения. Такими причинами могут быть:
- в течение трех месяцев перед подачей документов банк допускал убытки, не выполнял экономические нормативы;
- имеются несоответствия положения о филиале банка требованиям законодательства Республики Беларусь и уставу банка;
- допущены нарушения установленного порядка создания филиала;
- квалификация руководителя и главного бухгалтера филиала недостаточна.
Перечень всех филиалов банка прилагается к его уставу. При этом банки или его филиалы (отделения) могут создавать различные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения банка, филиала (отделения), к которым относятся расчетно-кассовые центры, обменные пункты и другие структурные подразделения.
Коммерческие банки могут открывать также свои представительства, которые являются обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения банка. Основная их цель – представление интересов банка и осуществление их защиты на определенной территории. Представительства банков, при этом, не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции.
Рассмотренный выше перечень документов относится к получению общей банковской лицензии, т.е. лицензии на осуществление банковских операций со средствами в национальной денежной единице на территории Республики Беларусь. Такая лицензия может быть выдана, в том числе, и филиалам иностранных банков на правах юридического лица.
Кроме общей лицензии банкам могут быть выданы и другие виды лицензий. Рассмотрим основные из них:
• внутренняя лицензия – лицензия на осуществление валютных операций со средствами в иностранной валюте на территории Республики Беларусь;
• лицензия на привлечение во вклады и депозиты средств физических лиц в национальной денежной единице и в иностранной валюте;
• генеральная лицензия на осуществление валютных операций, которая дает право банкам осуществлять указанный в лицензии перечень валютных операций как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;
• лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами на территории Республики Беларусь;
• разовая лицензия на осуществление отдельных операций. Она дает право на проведение конкретной банковской операции или определенного перечня банковских операций в иностранной валюте в разовом порядке.
Применительно к лицензированию банковской деятельности действует общее правило «кто разрешает, тот может и запретить». Это означает, что при наличии определенных обстоятельств та или иная лицензия может быть отозвана. Такие обстоятельства связаны, прежде всего, с нарушениями банковского законодательства и предписаний Национального банка.
По своему эффекту воздействия отзыв лицензии – это самая тяжелая мера воздействия, которая означает, что банку запрещается осуществлять операции, указанные в отозванной Национальным банком лицензии.
На основании принятого решения об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций Национальный банк изменяет перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии.
Если же отзывается лицензия на осуществление всех видов банковских операций, это означает, что банк подлежит либо реорганизации, либо ликвидации. Повторно обратиться за такой лицензией банк уже не вправе.
Однако законодатель допускает возможность обратиться в Национальный банк за повторным получением лицензии на осуществление отдельных банковских операций, правда уже в роли небанковского кредитно-финансового учреждения.
Далее рассмотрим основания для отзыва или приостановления действия банковской лицензии. Таких оснований девять:
- принятие решения о ликвидации банка;
- реорганизация банка;
- неудовлетворительное финансовое положение;
- наличие иных оснований для признания банка экономически несостоятельным;
- многократное невыполнение требований банковского законодательства;
- осуществление операций без наличия лицензии;
- установление фактов недостоверности отчетных данных;
- неосуществление банковских операций, указанных в лицензии в течение одного года со дня ее выдачи;
- установление недостоверных сведений, на основании которых она выдана.
Решение о реорганизации банка принимается собранием акционеров (участников) банка или в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, судом, и доводится до сведения всех акционеров (участников) банка и лиц, состоящих в договорных отношениях с ним.
Реорганизация банков проводится с согласия кредиторов и письменного согласия Национального банка Республики Беларусь и может иметь форму слияния, присоединения, преобразования, разделения и выделения .
При слиянии банка с другим банком все имущественные права и обязанности переходят к банку, возникшему в результате слияния.
При присоединении банка к другому банку к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного банка.
При разделении банка к созданным в результате этого новым банкам переходят имущественные права и обязательства реорганизованного банка в соответствующих частях разделенного баланса.
При выделении из банка одного или нескольких новых банков к каждому из них переходят по разделенному балансу имущественные права и обязанности реорганизуемого банка.
При преобразовании банка в банк иного вида к вновь возникшему банку переходят все имущественные права и обязанности прежнего банка.
За годы существования белорусской банковской системы она уменьшилась количественно почти в два раза, а если учесть еще и филиальную сеть, - то более чем в три раза. Не выдержав конкурентной борьбы, со сцены сошли многие банки как самостоятельные участники банковской системы. Однако это не означает их полной ликвидации. Как правило, происходила реорганизация мелких банков путем их присоединения к более крупным банкам. Есть и случаи слияния банков, так, в частности, произошло слияние АКБ «Дукат» и АКБ «Беларусбанк».
Теперь несколько слов о ликвидации банков в Республике Беларусь.
В Беларуси ликвидация банков банка при принятии соответствующего решения может быть инициирована:
- во-первых, учредителями (самоликвидация);
- во-вторых, хозяйственным судом либо Национальным банком (принудительная ликвидация).
Решение о ликвидации банка может быть принято его участниками (собственником имущества банка) либо органом банка, уполномоченным уставом, только после полного погашения банком всех имеющихся обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами банка.
Когда речь идет о самоликвидации банка, т.е. ликвидации по решению общего собрания акционеров (участников), то она должна проводиться с письменного согласия Национального банка.
Решение о принудительной ликвидации принимается Правлением Национального банка как в отношении банков-резидентов и их дочерних структур, так и филиалов иностранных банков на правах юридического лица и представительств иностранных банков.
Ликвидация банка производится ликвидационной комиссией, которая назначается органом, принявшим решение о ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению банком.
После того как деятельность ликвидационной комиссии по ликвидации банка завершается, ею составляется отчет и ликвидационный баланс, которые затем представляются на утверждение в орган, принявший решение о ликвидации банка.
После утверждения отчета о ликвидации и ликвидационного баланса банк исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В ходе ликвидации банка возникает целый ряд правовых последствий для кредиторов, дебиторов, клиентов и государства.
Если банк ликвидируется не в связи с признанием его банкротом, то существует определенная очередность удовлетворения требований клиентов и кредиторов, а именно:
- в первую очередь возвращаются вклады физических лиц;
- во вторую – погашается задолженность по взысканию алиментов, а также по заработной плате работникам банка;
- в третью – погашается задолженность по платежам в бюджет;
- в четвертую – удовлетворяются требования кредиторов;
- в пятую – возвращаются вклады юридических лиц;
- в шестую - требования Национального банка по предоставленным им кредитам;
- в седьмую – требования остальных кредиторов.
Если же ликвидация связана с признанием банка банкротом, то, как установлено ст. 222 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», из имущества банка вне очереди удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) банковского счета.
Так или иначе, в обоих случаях приоритет отдается интересам физических лиц – вкладчиков ликвидируемого банка.
Отношения между коммерческими банками и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено законодательством конкретной страны.
Договор определяет основные положения сотрудничества банка и клиента. Согласно договору, деловые взаимоотношения банка и клиента строятся на взаимном доверии. Банк, при этом, официально предоставляет услуги клиенту, берет обязательство выполнять указания последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских работников и их высокий профессионализм.
В договоре должны быть указаны:
- процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам);
- стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов;
- имущественная ответственность сторон за нарушения условий договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам платежей;
- порядок расторжения договора и другие существенные его условия.
Все права представительства или распоряжения денежными средствами, ценными бумагами и другими ценностями имеют силу до тех пор, пока от клиента не поступает специального письменного указания об их отмене или приостановлении.
Изменения в правах представительства или распоряжения средствами также вступают в силу только после того, как банк получает о них уведомление в письменном виде. При этом клиент обязуется уведомлять банк незамедлительно о всех событиях, имеющих важное значение с учетом деловых взаимоотношений клиента и банка, особенно об изменениях в наименовании клиента (названии компании) и его правоспособности (например, о достижении клиентом совершеннолетия).
Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено законом.
Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих соглашений (договоров) с клиентами, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено в самом соглашении с клиентом.
Клиент вправе предъявлять претензии банку исключительно в пределах суммы средств на своем счете (счетах), в той же валюте и только в строго оговоренных случаях, когда эти претензии не вызывают дискуссий или подтверждены выпиской из решения суда.
Практически во всех странах правовые взаимоотношения банка и клиента начинаются с открытия счета.
В Беларуси клиенты банка вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в коммерческих банках с их согласия, если иное не установлено законодательством.
Например, клиент – юридическое лицо может иметь несколько счетов по основной деятельности. Прежде всего, это расчетный (текущий) счет, который используется для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета доходов от внереализационных операций и иных поступлений, а также для расчетов с поставщиками, бюджетом, рабочими и служащими и других платежей. Кроме расчетного счета клиент банка может иметь также депозитные, ссудные и другие счета в рублях и иностранной валюте.
Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов устанавливается Банковским Кодексом Республики Беларусь (Глава 22).
В ряде стран мира клиент вправе потребовать от банка «особого режима» для своего счета, под которым обычно понимают оставление почтовой корреспонденции клиента в банке, когда по соображениям конфиденциальности клиент заинтересован в том, чтобы вся его почта оставалась в банке, откуда он ее забирает лично или с помощью своих доверенных лиц. Обслуживание счетов с особым режимом требует больших банковских издержек, чем обслуживание обычных счетов, поэтому статус особого счета предоставляется, как правило, лишь с разрешения руководства банка.
При недостатке средств для кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств коммерческий банк может обращаться за получением кредитов в Национальный банк на определяемых последним условиях.
Для осуществления своей коммерческой деятельности банки должны располагать определенной суммой денежных средств или ресурсной базой, которая предопределяет масштабы и направления активных операций банка а, следовательно, объем и структуру банковских доходов. Кроме того, состав и структура ресурсов коммерческого банка оказывают существенное влияние на его ликвидность и финансовые результаты деятельности в целом.
Следует различать термин "ресурсы банка" и термин "ресурсы кредитования". Второе понятие намного уже, поскольку определяет лишь ту часть ресурсов банка, которая используется им для кредитных вложений.
Источники банковских ресурсов образуются в результате проведения банками пассивных операций, в числе которых выделяют:
- первичное размещение долевых и долговых ценных бумаг собственной эмиссии;
- формирование и увеличение фондов банка;
- депозитные операции;
- кредиты и займы, полученные от других юридических лиц;
- другие операции.
При осуществлении коммерческим банком тех или иных пассивных операций у него в распоряжении могут быть различные виды ресурсов: собственные и привлеченные.
Собственные средства коммерческого банка состоят из сформированных им фондов и прибыли, полученной банком в результате его деятельности в текущем году и на протяжении прошлых лет.
Собственные средства коммерческих банков составляют незначительную часть его общих ресурсов – как правило, около 10%. Преобладающую часть банковских ресурсов составляют привлеченные средства коммерческих банков. Чаще всего их доля в общей сумме ресурсов составляет около 70%, а у некоторых банков может достигать 85-90%.
Привлеченные ресурсы в зависимости от способа аккумуляции ресурсов или ее инициатора, все подразделяются на депозиты и недепозитные средства.
К депозитамотносятся средства, которые размещены в банке по желанию клиентов. Ресурсы недепозитногохарактера представляют собой средства, которые привлекаются в банк по его собственной инициативе.
Важнейшей задачей при использовании банками собственных и привлеченных ресурсов является одновременное обеспечение максимальной доходности банковских активов и приемлемого уровня ликвидности.
Основной объем доходов обеспечивают банкам кредитные вложения, вложения в ценные бумаги и инвестиции.
Общая ликвидность банка поддерживается за счет размещения ресурсов в высоколиквидные активы: средства в кассе на корреспондентских счетах в центральном банке и в других коммерческих банках.
Определенная часть ресурсов используется банками для приобретения основных средств и нематериальных активов. Подобные активы характеризуются как не ликвидные и не приносящие доход, но они необходимы для обеспечения нормального функционирования банка, как и любого другого субъекта хозяйствования.
Эффективное размещение ресурсов коммерческого банка позволяет возместить затраты по их привлечению и обеспечивает банку прибыль при одновременном выполнении требований ликвидности со стороны Национального банка Республики Беларусь. Это достигается благодаря тесной взаимоувязке пассивных операций с активами, когда обеспечивается количественное и качественное соответствие размеров и характера, имеющихся в распоряжении банка ресурсов направлениям и срокам кредитных вложений, а также вложений в иные активы.
Ликвидность является одной из важнейших качественных характеристик деятельности банка, которая свидетельствует о его надежности и стабильности.
Ликвидность коммерческого банка в самом общем понимании означает возможность банка своевременно, в полном объеме и без потерь обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, а также предоставлять им средства в рамках взятых на себя обязательств, в том числе и в будущем.
Банк, обладающий достаточным уровнем ликвидности, в состоянии с минимальными потерями для себя выполнять следующие функции:
1) проводить платежи по поручению клиентов (обязательства по средствам на расчетных, текущих и корреспондентских счетах, зарезервированным для расчетов);
2) возвращать кредиторам (вкладчикам) средства, как с наступившими сроками погашения, так и досрочно (средства в депозитах);
3) удовлетворять спрос клиентов на денежные средства в рамках принятых на себя обязательств, например, по заключенным кредитным договорам, кредитным линиям, контокоррентному[1] и овердрафтному[2] кредитованию;
4) погашать выпущенные банком ценные бумаги;
5) отвечать по обязательствам, которые могут наступить в будущем, например, по забалансовым обязательствам (выданным гарантиям, доверительному управлению, личным и срочным сделкам) и т. д.
Ликвидность банка тесно связана с такими понятиями, как «ликвидность баланса банка», «ликвидность активов банка» и «ликвидность банковской системы».
Баланс коммерческого банка считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрыть срочные обязательства по пассиву. При этом равновесие в балансе между высвобождающимися средствами по активу и предстоящими платежами по обязательствам банка должно обеспечиваться как по сумме, так и по срокам.
Ликвидность банка, являясь производной от ликвидности баланса банка, учитывает не только соотношение уже имеющихся активов и пассивов, но и возможности получения дополнительных средств вне банка, за счет межбанковского рынка и рефинансирования.
Под ликвидностью активов понимают возможность и скорость их трансформации в платежные средства для выполнения обязательств.
В зависимости от степени ликвидности можно выделить четыре группы активов:
1) высоколиквидные активыили активы, которые можно сразу использовать для выполнения обязательств без дополнительных операций, связанных с каким-либо риском, в том числе операционным, рыночным или кредитным.
Пометим:
К таким активам относятся:
- активы со 100%-ной ликвидностью: наличные денежные средства, средства, размещенные в Национальном банке, ценные бумаги Правительства и Национального банка в белорусских рублях и др. Они составляют резерв ликвидности, который необходим каждому банку для поддержания ликвидности.
- активы со 80%-ной ликвидностью, трансформация которых в средства платежа сопряжена с некоторым риском, например валютным: межбанковские кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные гарантиями Правительства и Национального банка или залогом их ценных бумаг, ценные бумаги Правительства и Национального банка в иностранной валюте и др.
2) средне-ликвидные активы – это активы, обладающие значительным кредитным, рыночным и операционным риском трансформации в абсолютно ликвидные активы.
Пометим:
Данная группа активов рассматривается как активы с 50 %-ной ликвидностью и включает: средства до востребования в банках Республики Беларусь, ценные бумаги до востребования банков Республики Беларусь, местных органов управления и самоуправления и др.
3) неликвидные активы или активы, имеющие нулевую ликвидность включают: просроченные межбанковские кредиты, ценные бумаги, не оплаченные в срок, просроченную кредитную задолженность юридическим и физическим лицам, долевые участия (до 20 % уставного фонда эмитента), нематериальные активы, здания, сооружения и другие основные фонды;
4) активы с избирательной будущей ликвидностью, или активы, размещенные на срок. К ним относятся средства, размещенные на срок в банках-резидентах, банках других стран; ценные бумаги местных органов управления и самоуправления; ценные бумаги, эмитированные юридическими лицами; кредитная задолженность юридических и физических лиц; часть прочих активов.
В заключении вопроса рассмотрим понятие «ликвидность банковской системы».
Ликвидность банковской системы – способность всей банковской системы страны своевременно и бесперебойно выполнять договорные обязательства. Ликвидность банковской системы зависит от ликвидности каждого отдельного банка, поскольку все банки связаны друг с другом через систему корреспондентских счетов, рынок межбанковских кредитов и фондовый рынок.
На ликвидность банка оказывают влияние множество факторов внутреннего и внешнего порядка.
К внутренним факторам относятся:
- надежная капитальная база банка (наличие значительной величины собственного капитала);
- качество активов банка, определяемое их ликвидностью, рискованностью, доходностью (приносящие и не приносящие доход) и диверсификацией активов, т.е. степенью распределения ресурсов банка по разным сферам размещения;
- качество депозитов или тех обязательств, которые банк должен своевременно выполнять;
- умеренная зависимость от внешних источников;
- сбалансированность активов и пассивов по срокам;
- положительный имидж банка;
- должный уровень менеджмента.
Внешними факторами, оказывающими влияние на ликвидность банка, являются:
- общая экономическая и политическая обстановка в стране;
- степень развития рынка ценных бумаг и межбанковского рынка;
- организация системы рефинансирования;
- эффективность надзорных функций центрального банка.
Банковская деятельность, как и любая другая коммерческая деятельность, немыслим без риска. Риск присутствует в любой операции, но при этом он может быть разных масштабов и по-разному компенсироваться.
Следовательно, для банковской деятельности важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня.
Банковский риск представляет собой вероятность (угрозу) потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.
Если мы обратимся к Инструкции об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утв. постановлением Правления НББ от 28.09.2006 № 139, то банковский риск – это присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения банком потерь (убытков) и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности банка.
Для эффективного анализа банковских рисков и разработки методов их снижения, необходимо классифицировать риски по видам и типам, после чего можно будет определить способы снижения или устранения конкретных рисков.
Практически все банковские риски можно классифицировать по виду отношения к внутренней и внешней среде банка.
Эти признаки являются главными для основной группы банковских рисков, и отличаются друг от друга наличием внешнего воздействия на уровень риска и внутренними причинами возникновения банковских рисков.
К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью банка или его клиентуры. На их уровень оказывает влияние множество факторов – демографические, политические, географические, экономические, социальные и прочие.
Внутренние риски – это риски, обусловленные деятельностью самого банка, его клиентов или его контрагентов. На уровень внутренних рисков оказывают влияние: деловая активность руководства банка, выбор правильной стратегии и тактики банка и т.д.
Внутренние риски в свою очередь делятся на потери по основной и по вспомогательной деятельности банка.
Первые представляют самую распространённую группу рисков: кредитный и рыночный риски, риск ликвидности и структуры капитала.
Вторые включают потери по формированию депозитов, риски по новым видам деятельности, риски банковских злоупотреблений.
Остановимся подробнее на первой группе.
Кредитный риск в общем смысле – вероятность потерь в связи с несвоевременным возвратом заемщиком основного долга и процентов по нему.
Согласно упомянутой выше Инструкции кредитный риск – риск возникновения у банка потерь (убытков) вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями договора или законодательством.
К указанным финансовым обязательствам относятся обязательства должника по:
- возврату денежных средств, пр
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|