Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция Коммерческие банки и основы их деятельности.





Регистрация и лицензирование деятельности коммерческого банка.

Реорганизация и ликвидация коммерческих банков.

Отношения банков с клиентами на основе договоров.

Ресурсы банка, их формирование и использование.

Понятие банковской ликвидности.

Банковские риски: понятие и классификация.

 

 

Банки создаются учредителями (участниками) – юри­дическими и физическими лицами. Исключение, в данном случае, составляют общественные объединения, преследующие политические цели. При этом учредители – юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательст­вом порядке и иметь устойчивое финансовое положение, что означает отсутствие претензий к юридическому лицу по платежам в бюджет и убытков в течение последнего года деятельности.

Банки могут учреждаться на основе государственной и частной форм собственности. Они могут создаваться в виде акционерных обществ (закрытого или открытого типа) и унитарных предприятий.

Согласно Гражданскому кодексу, акционерным признается банк, имеющий уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номи­нальной стоимости, и несущий ответственность по обяза­тельствам только своим имуществом.



Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является банк, акции которого распространяются путем открытой прода­жи или подписки, и их свободное хождение на рынке цен­ных бумаг не ограничено иначе как по закону.

Банком, созданным в виде закрытого акционерного общества, яв­ляется банк, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его Уставом.

Унитарным предприятием традиционно называется коммерческая ор­ганизация, наделенная правом собственности на закреп­ленное за ней собственное имущество. При этом имущество банка, как унитар­ного предприятия, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), т.е. не может участвовать в дележе ме­жду работниками предприятия.

В Республике Беларусь банки в форме унитарных пред­приятий могут быть только государственной формы собственности, т.е. их имущество должно находиться в собственности Рес­публики Беларусь.

Независимо от организационно-правовой формы будущего банка его учредители должны сформировать ус­тавный фонд.



Предъявляемые к уставному фонду требования можно подразделить на три группы:

- требования, предъявляемые к качеству уч­редительного капитала;

- требования относительно размера уставного фонда;

- требования процедурного характера.

Уставный фонд банка формируется за счет собствен­ных средств учредителей (участников) банка. Привлечен­ные и заимствованные средства, а также кредиты не могут быть направлены на формирование и пополнение уставного фонда.

Средства, вносимые в уставный фонд банка, должны быть задекларированы в установленном порядке, т.е. учредители (участники) банка обязаны подтвер­дить законность их происхождения.

На момент пода­чи комплекта учредительных документов для регистрации (перерегистрации) банка его уставный фонд должен быть сформирован (оп­лачен) полностью. При этом минимальный размер уставного фонда должен быть полностью оплачен в денежной форме.

Взносы в уставный фонд банка могут осуществ­ляться как в национальной денежной единице Республи­ки Беларусь, так и в иностранной валюте.

Уставный фонд объявляется в белорусских рублях и должен составлять в эквиваленте для вновь создаваемого (реорганизованного) банка - 5 млн.евро.

По действую­щему порядку учредители банка открывают временный счет, на котором аккумулируются средства учредителей. Такой счет может быть открыт в Национальном банке или по соглашению с ним в другом банке. (см. ст. 76).

По решению собрания акционе­ров (участников) на увеличение уставного фонда может быть направлена нераспределенная прибыль и фонды, соз­данные за счет прибыли за отчетный год.



Для регистрации банка и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители-резиденты представляют в Националь­ный банк следующие документы:

1. Заявление установленного образца и бизнес-план, содер­жащий прогноз деятельности банка на трехлетний период с обоснованием конкурентных преимуществ, а также информацию о цели создания банка, его учредителях и другие доку­менты, определенные Банковским Кодексом и требованиями Нацио­нального банка.

2. Обязательство арендодателя о предоставлении в аренду офисного здания (помещения), в котором будет распола­гаться банк в случае его регистрации, а также документы, подтверждающие право собственности арендодателя на это здание (помещение).

3. Договор о создании банка, заверенный в установлен­ном порядке, и протокол собрания учредителей.

4. Устав банка, который должен содержать:

- полное фирменное (официальное) наименование, где должно быть слово «банк» и указание на ор­ганизационно-правовую форму, а также сокращенное наименование, которое в дальнейшем будет использоваться в платежных документах;

- местонахождение (юри­дический адрес) банка;

- перечень банковских операций, которые предполагает осуществлять банк в соответствии с Банковским кодексом;

- сведения о размере уставного фон­да;

- порядок образования имущества и распределения при­были, а также покрытия убытков;

- порядок управления дея­тельностью банка;

- структуру и компетенцию органов управления и контроля банка, порядок их образования и приня­тия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицирован­ным большинством голосов;

- права и обязанности учреди­телей (участников);

- размер вклада, дающего право одного голоса на собрании учредителей банка;

- порядок ликвида­ции и реорганизации банка.

5. Прогнозный баланс и расчет плана доходов, расхо­дов и прибыли банка на трехлетний период.

6. Декларации об объемах и источниках инвестиций в уставный фонд бан­ка, а также справки налоговых органов, подтверждающие объемы и источники инвестиций, указанные в декларациях инве­сторов.

7. Согласие местных органов управления на раз­мещение на их территории банка.

8. Анкеты кандидатур на должности руководителей и главного бухгалтера банка;

9. Платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, а также другие документы, определенные Банковским Кодексом, к которым, в частности, можно отнести документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций.

Перечисленные выше доку­менты первоначально рассматриваются в Главном управлении Национального банка Республики Беларусь по месту распо­ложения банка, которое составляет заключение по резуль­татам рассмотрения учредительных документов и несет ответственность за его объектив­ность и достоверность.

После этого заключение Главного управления вместе с пакетом учредительных документов представляется в Националь­ный банк, органами которого принимается решение о регистрации банка и выдаче ему лицензии на осуществление банков­ских операций, а также о внесении изменений и дополне­ний в учредительные документы.

В частности решение о регистрации банка и выдаче лицензии на совершение банковских операций принимает Правление Национального банка, а о выдаче лицензий на осуществ­ление валютных операций, операций с драгоценными металлами и на привлечение средств физических лиц – Со­вет директоров Национального банка.

После рассмотрения и экспертизы представленных учредителями документов и с учетом за­мечаний квалификационной комиссии Национальный банк принимает реше­ние о государственной регистрации либо отказе в регист­рации.

При этом отказ в государственной регистра­ции банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается, что продиктовано требованиями рынка и конституционными нормами о равенст­ве субъектов экономических отношений.

Решение о регистрации принимается Национальным банком в течение двух месяцев со дня пред­ставления необходимых документов, а юридическое оформление факта государственной регистрации банка происходит после внесения соответствующей записи Национальным банком в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственной регистрации подлежат также измене­ния и дополнения, вносимые в учредительные документы банка, что требует их представления в новой редакции совместно с пакетом других доку­ментов, частично дублирующий общий список документов, необходимых для государственной регистрации банка.

Если учредителям банка было отказано в его государственной регистрации или в регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы банка, то опротестовать данное решение можно в хозяйствен­ном суде.

Если же решение о государственной регистрации банка положительное, то одновременно с его принятием Национальный банк Республики Беларусь принимает и решение о выдаче банковской лицензии.

Таким образом, порядок соз­дания банка можно обозначить как регистрационно-лицензионный.

Коммерческие банки могут открывать филиалы (отделения) и представительства.

Филиалом банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией.

Филиал банка не является юридическим лицом и проводит свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его банком.

Вопрос о создании филиала рассматривается Национальным банком в 30-дневный срок со дня подачи документов, при отсутствии причин, по которым банку может быть отказано в создании филиала или отделения. Такими причинами могут быть:

- в течение трех месяцев перед подачей документов банк допускал убытки, не выполнял экономические нормативы;

- имеются несоответствия положения о филиале банка требованиям законодательства Республики Беларусь и уставу банка;

- допущены нарушения установленного порядка создания филиала;

- квалификация руководителя и главного бухгалтера филиала недостаточна.

Перечень всех филиалов банка прилагается к его уставу. При этом банки или его филиалы (отделения) могут создавать различные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения банка, филиала (отделения), к которым относятся расчетно-кассовые центры, обменные пункты и другие структурные подразделения.

Коммерческие банки могут открывать также свои представительства, которые являются обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения банка. Основная их цель – представление интересов банка и осуществление их защиты на определенной территории. Представительства банков, при этом, не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции.

Рассмотренный выше перечень документов относится к получению общей банковской лицензии, т.е. лицензии на осуществление банковских опе­раций со средствами в национальной денежной единице на территории Респуб­лики Беларусь. Такая лицензия может быть выдана, в том числе, и филиалам иностран­ных банков на правах юридического лица.

Кроме общей лицензии банкам могут быть выданы и другие виды лицензий. Рассмотрим основные из них:

внутренняя лицензия – лицензия на осуществление валютных операций со средствами в иностранной валюте на территории Республики Беларусь;

лицензия на привлечение во вклады и депозиты средств физических лиц в национальной денежной едини­це и в иностранной валюте;

генеральная лицензия на осуществление валютных операций, которая дает право банкам осуществлять указан­ный в лицензии перечень валютных операций как на тер­ритории Республики Беларусь, так и за ее пределами;

лицензия на осуществление операций с драгоценны­ми металлами на территории Республики Беларусь;

разовая лицензия на осуществление отдельных опе­раций. Она дает право на проведение конкретной банковской операции или определенного перечня банковских операций в иностранной валюте в разовом порядке.

Применительно к лицензированию банковской деятельно­сти действует общее правило «кто разрешает, тот может и запретить». Это означает, что при наличии определенных обстоятельств та или иная лицензия может быть отозвана. Такие обстоятельства связаны, прежде всего, с нарушениями бан­ковского законодательства и предписаний Национального банка.

По своему эффекту воздействия отзыв лицензии – это самая тяжелая мера воздействия, которая означает, что банку запрещается осуществ­лять операции, указанные в отозванной Национальным банком лицензии.

На основании принятого решения об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций Национальный банк изменяет перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии.

Если же отзыва­ется лицензия на осуществление всех видов банковских операций, это означает, что банк подлежит либо реорга­низации, либо ликвидации. Повторно обратиться за такой лицензией банк уже не вправе.

Однако законодатель допускает возможность обратиться в Национальный банк за повторным получением лицен­зии на осуществление отдельных банковских операций, правда уже в роли небанковского кредитно-финансового учреждения.

Далее рассмотрим основания для отзыва или при­остановления действия банковской лицензии. Таких оснований девять:

- принятие решения о ликвидации банка;

- реорганизация бан­ка;

- неудовлетворительное финансовое положение;

- наличие иных оснований для признания банка экономически несостоятельным;

- многократное невыполнение требований банковского законодательства;

- осуществление операций без наличия лицензии;

- установление фактов недостоверности отчетных данных;

- неосуществление банковских операций, указанных в лицензии в течение одного года со дня ее выдачи;

- установление недостоверных сведений, на осно­вании которых она выдана.

 

 

Решение о реорганизации банка принимается собранием акционеров (участников) банка или в случаях, предусмот­ренных законодательством Республики Беларусь, судом, и доводится до сведения всех акционеров (участников) бан­ка и лиц, состоящих в договорных отношениях с ним.

Реорганизация банков проводится с согласия кредиторов и пись­менного согласия Национального банка Республики Бела­русь и может иметь форму слия­ния, присоединения, преобразования, разделения и выде­ления .

При слиянии банка с другим банком все имуществен­ные права и обязанности переходят к банку, возникшему в результате слияния.

При присоединении банка к другому банку к послед­нему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного банка.

При разделении банка к созданным в результате этого новым банкам переходят имущественные права и обязательства реорганизованного банка в соот­ветствующих частях разделенного баланса.

При выделении из банка одного или нескольких новых банков к каждому из них переходят по разделенному ба­лансу имущественные права и обязанности реорганизуе­мого банка.

При преобразовании банка в банк иного вида к вновь возникшему банку переходят все имущественные права и обязанности прежнего банка.

За годы существования белорусской банковской системы она уменьшилась количественно почти в два раза, а если учесть еще и филиальную сеть, - то более чем в три раза. Не выдержав конкурентной борьбы, со сцены сошли многие банки как самостоятельные уча­стники банковской системы. Однако это не означает их полной ликвидации. Как правило, происходила реорганизация мелких банков путем их присоединения к более крупным банкам. Есть и случаи слияния банков, так, в частности, произошло слияние АКБ «Дукат» и АКБ «Беларусбанк».

Теперь несколько слов о ликвидации банков в Республике Беларусь.

В Беларуси ликвидация банков банка при принятии соответствующего решения может быть инициирована:

- во-первых, учредителями (самоликвидация);

- во-вторых, хозяйственным судом либо Национальным банком (принудительная ликвидация).

Решение о ликвидации банка может быть принято его участниками (собственником имущества банка) либо органом банка, уполномоченным уставом, только после полного погашения банком всех имеющихся обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами банка.

Когда речь идет о самоликвидации банка, т.е. ликвидации по решению общего собрания акционеров (участников), то она должна проводиться с письменного согласия Национального банка.

Решение о принудительной ликвидации принимается Правлением Национального банка как в отношении банков-резидентов и их дочерних структур, так и филиалов иностранных банков на правах юридического лица и представительств иностранных банков.

Ликвидация банка производится ликвидационной комиссией, которая назначается органом, принявшим решение о ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению банком.

После того как деятельность ликвидационной комиссии по ликвидации банка завершается, ею составляется отчет и ликвидаци­онный баланс, которые затем представляются на утверждение в орган, принявший ре­шение о ликвидации банка.

После утверждения отчета о ликвидации и ликвидационного баланса банк исключается из Единого государственного регистра юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В ходе ликвидации банка возникает целый ряд правовых по­следствий для кредиторов, дебиторов, клиентов и госу­дарства.

Если банк ликвидируется не в связи с признанием его банкротом, то существует определенная оче­редность удовлетворения требований клиентов и кредито­ров, а именно:

- в первую очередь возвращаются вклады физических лиц;

- во вторую – погашается задолженность по взыска­нию алиментов, а также по заработной плате работникам банка;

- в третью – погашается задолженность по платежам в бюд­жет;

- в четвертую – удовлетворяются требования кредито­ров;

- в пятую – возвращаются вклады юридических лиц;

- в шестую - требования Национального банка по предостав­ленным им кредитам;

- в седьмую – требования остальных кредиторов.

Если же ликвидация связана с признанием банка бан­кротом, то, как установлено ст. 222 Закона «Об экономиче­ской несостоятельности (банкротстве)», из имущества банка вне очереди удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами по заключенным с ними догово­рам банковского вклада и (или) банковского счета.

Так или иначе, в обоих случаях приоритет отдается интересам физических лиц – вкладчиков ликви­дируемого банка.

 

 

Отношения между коммерческими банками и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено законодательством конкретной страны.

Договор определяет основные положения сотрудничества банка и клиента. Согласно договору, деловые взаимоотношения банка и клиента строятся на взаимном доверии. Банк, при этом, официально предоставляет услуги клиенту, берет обязательство выполнять указания последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских работников и их высокий профессионализм.

В договоре должны быть указаны:

- процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам);

- стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов;

- имущественная ответственность сторон за нарушения условий договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам платежей;

- порядок расторжения договора и другие существенные его условия.

Все права представительства или распоряжения денежными средствами, ценными бумагами и другими ценностями имеют силу до тех пор, пока от клиента не поступает специального письменного указания об их отмене или приостановлении.

Изменения в правах представительства или распоряжения средствами также вступают в силу только после того, как банк получает о них уведомление в письменном виде. При этом клиент обязуется уведомлять банк незамедлительно о всех событиях, имеющих важное значение с учетом деловых взаимоотношений клиента и банка, особенно об изменениях в наименовании клиента (названии компании) и его правоспособности (например, о достижении клиентом совершеннолетия).

Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено законом.

Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих соглашений (договоров) с клиентами, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено в самом соглашении с клиентом.

Клиент вправе предъявлять претензии банку исключительно в пределах суммы средств на своем счете (счетах), в той же валюте и только в строго оговоренных случаях, когда эти претензии не вызывают дискуссий или подтверждены выпиской из решения суда.

Практически во всех странах правовые взаимоотношения банка и клиента начинаются с открытия счета.

В Беларуси клиенты банка вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в коммерческих банках с их согласия, если иное не установлено законодательством.

Например, клиент – юридическое лицо может иметь несколько счетов по основной деятельности. Прежде всего, это расчетный (текущий) счет, который используется для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета доходов от внереализационных операций и иных поступлений, а также для расчетов с поставщиками, бюджетом, рабочими и служащими и других платежей. Кроме расчетного счета клиент банка может иметь также депозитные, ссудные и другие счета в рублях и иностранной валюте.

Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов устанавливается Банковским Кодексом Республики Беларусь (Глава 22).

В ряде стран мира клиент вправе потребовать от банка «особого режима» для своего счета, под которым обычно понимают оставление почтовой корреспонденции клиента в банке, когда по соображениям конфиденциальности клиент заинтересован в том, чтобы вся его почта оставалась в банке, откуда он ее забирает лично или с помощью своих доверенных лиц. Обслуживание счетов с особым режимом требует больших банковских издержек, чем обслуживание обычных счетов, поэтому статус особого счета предоставляется, как правило, лишь с разрешения руководства банка.

При недостатке средств для кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств коммерческий банк может обращаться за получением кредитов в Национальный банк на определяемых последним условиях.

 

 

Для осуществления своей коммерческой деятельности банки должны располагать определенной суммой денежных средств или ресурсной базой, которая предо­пределяет масштабы и направления активных операций банка а, сле­довательно, объем и структуру банковских доходов. Кроме того, состав и структура ресурсов коммерческого банка оказывают сущест­венное влияние на его ликвидность и финансовые результаты деятельности в целом.

Следует различать термин "ресурсы банка" и термин "ресурсы кредитования". Второе понятие намного уже, поскольку определяет лишь ту часть ресурсов банка, которая используется им для кредитных вложений.

Источники банковских ресурсов образуются в результате проведения банками пассивных операций, в числе которых выделяют:

- первичное размещение долевых и долговых ценных бумаг собственной эмиссии;

- формирование и увеличение фондов банка;

- депозитные операции;

- кредиты и займы, полученные от других юридических лиц;

- другие операции.

При осуществлении коммерческим банком тех или иных пассивных операций у него в распоряжении могут быть различные виды ресурсов: собственные и привлеченные.

Собственные средства коммерческого банка состоят из сформированных им фондов и прибыли, полученной банком в результате его деятельности в текущем году и на протяжении про­шлых лет.

Собственные средства коммерческих банков составляют незначительную часть его общих ресурсов – как правило, около 10%. Преобладающую часть банковских ресурсов составляют привлеченные средства коммерческих банков. Чаще всего их доля в общей сумме ресурсов составляет около 70%, а у некоторых банков может достигать 85-90%.

Привлеченные ресурсы в зависимости от способа аккумуляции ресурсов или ее инициатора, все подразделяются на депозиты и недепозитные средства.

К депозитамотносятся средства, которые размещены в банке по желанию клиентов. Ресурсы недепозитногохарактера представляют со­бой средства, которые привлекаются в банк по его собственной инициативе.

Важнейшей задачей при использовании банками собственных и привлеченных ресурсов является одновременное обеспечение максимальной доходности банковских активов и приемлемого уровня ликвидности.

Основной объем доходов обеспечивают банкам кредитные вложения, вложения в ценные бумаги и инвестиции.

Общая ликвидность банка поддерживается за счет размещения ресурсов в высоколиквидные активы: средства в кассе на корреспондентских счетах в центральном банке и в других коммерческих банках.

Определенная часть ресурсов используется банками для приобретения основных средств и нематериальных активов. Подобные активы характеризуются как не ликвидные и не приносящие доход, но они необходимы для обеспечения нормального функционирования банка, как и любого другого субъекта хозяйствования.

Эффективное размещение ресурсов коммерческого банка позволяет возместить затраты по их привлечению и обеспечивает банку прибыль при одновременном выполнении требований ликвидности со стороны Национального банка Республики Беларусь. Это достигается благодаря тесной взаимоувязке пассивных операций с активами, когда обеспечивается количественное и качественное соответствие размеров и характера, имеющихся в распоряжении банка ресурсов направлениям и срокам кредитных вложений, а также вложений в иные активы.

 

 

Ликвидность является одной из важнейших качественных характеристик деятельности банка, которая свидетельствует о его надежности и стабильности.

Ликвидность коммерческого банка в самом общем понимании означает возможность банка своевременно, в полном объеме и без потерь обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, а также предоставлять им средства в рамках взятых на себя обязательств, в том числе и в будущем.

Банк, обладающий достаточным уровнем ликвидности, в состоянии с минимальными потерями для себя выполнять следующие функции:

1) проводить платежи по поручению клиентов (обязательства по средствам на расчетных, текущих и корреспондентских счетах, зарезервированным для расчетов);

2) возвращать кредиторам (вкладчикам) средства, как с наступившими сроками погашения, так и досрочно (средства в депозитах);

3) удовлетворять спрос клиентов на денежные средства в рамках принятых на себя обязательств, например, по заключенным кредитным договорам, кредитным линиям, контокоррентному[1] и овердрафтному[2] кредитованию;

4) погашать выпущенные банком ценные бумаги;

5) отвечать по обязательствам, которые могут наступить в будущем, например, по забалансовым обязательствам (выданным гарантиям, доверительному управлению, личным и срочным сделкам) и т. д.

Ликвидность банка тесно связана с такими понятия­ми, как «ликвидность баланса банка», «ликвидность активов бан­ка» и «ликвидность банковской системы».

Баланс коммер­ческого банка считается ликвидным, если его состояние позво­ляет за счет быстрой реализации средств по активу покрыть срочные обязательства по пассиву. При этом равновесие в балансе между высвобождающимися сред­ствами по активу и предстоящими платежами по обязатель­ствам банка должно обеспечи­ваться как по сумме, так и по срокам.

Ликвидность банка, являясь производной от ликвидности баланса банка, учитывает не только соотношение уже имеющихся активов и пассивов, но и возможности получения дополнительных средств вне банка, за счет межбанковского рынка и рефинансирования.

Под ликвидностью активов понимают возможность и ско­рость их трансформации в платежные средства для выполнения обязательств.

В зависимости от степени ликвидности можно выделить четыре группы активов:

1) высоколиквидные активыили активы, ко­торые можно сразу использовать для выполнения обязательств без дополнительных операций, связанных с каким-либо рис­ком, в том числе операционным, рыночным или кредитным.

Пометим:

К таким ак­тивам относятся:

- активы со 100%-ной ликвидностью: наличные денежные средства, средства, размещенные в Национальном банке, ценные бумаги Правительства и Национального банка в белорусских рублях и др. Они составляют резерв ликвидности, который необходим каждому банку для поддержания лик­видности.

- активы со 80%-ной ликвидностью, трансформация которых в средства платежа сопряжена с некоторым риском, например валютным: межбанковские кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные гарантиями Правительства и Национального банка или залогом их ценных бумаг, ценные бумаги Правительства и Национального банка в иностранной валюте и др.

2) средне-ликвидные активы – это активы, обладающие значительным кредитным, рыночным и операционным риском трансформации в абсолютно ликвидные активы.

Пометим:

Данная группа активов рассматривается как активы с 50 %-ной ликвидностью и включает: средства до востребования в банках Республики Беларусь, цен­ные бумаги до востребования банков Республики Беларусь, местных органов управления и самоуправления и др.

3) неликвидные активы или активы, имеющие нулевую ликвидность включают: просроченные межбан­ковские кредиты, ценные бумаги, не оплаченные в срок, про­сроченную кредитную задолженность юридическим и физичес­ким лицам, долевые участия (до 20 % уставного фонда эмитен­та), нематериальные активы, здания, сооружения и другие ос­новные фонды;

4) активы с избирательной будущей ликвидностью, или ак­тивы, размещенные на срок. К ним относятся средства, разме­щенные на срок в банках-резидентах, банках других стран; ценные бумаги местных органов управления и самоуправле­ния; ценные бумаги, эмитированные юридическими лицами; кредитная задолженность юридических и физических лиц; часть прочих активов.

В заключении вопроса рассмотрим понятие «ликвидность банковской системы».

Ликвидность банковской систе­мы – способность всей банковской системы страны своевре­менно и бесперебойно выполнять договорные обязательства. Ликвидность банковской системы зависит от ликвидности каждого отдельного бан­ка, поскольку все банки связаны друг с другом через систему корреспондентских счетов, рынок межбанковских кредитов и фондовый рынок.

На ликвидность банка оказывают влияние множество факторов внутреннего и внешнего порядка.

К внутренним факторам относятся:

- надежная капитальная база банка (наличие значительной величины собственного капитала);

- качество активов банка, определяемое их ликвидностью, рискованностью, доходностью (приносящие и не приносящие доход) и диверсификацией активов, т.е. степенью распределения ресурсов банка по разным сферам размещения;

- качество депозитов или тех обязательств, которые банк должен своевременно выполнять;

- умеренная зависимость от внешних источников;

- сбалансированность активов и пассивов по срокам;

- положительный имидж банка;

- должный уровень менеджмента.

Внешними факторами, оказывающими влияние на ликвидность банка, являются:

- общая экономическая и политическая обстановка в стране;

- степень развития рынка ценных бумаг и межбанковского рынка;

- организация системы рефинансирования;

- эффективность надзорных функций центрального банка.

 

 

Банковская деятельность, как и любая другая коммерческая деятельность, немыслим без риска. Риск присутствует в любой операции, но при этом он может быть разных масштабов и по-разному компенсироваться.

Следовательно, для банковской деятельности важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня.

Банковский риск представляет собой вероятность (угрозу) потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.

Если мы обратимся к Инструкции об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утв. постановлением Правления НББ от 28.09.2006 № 139, то банковский рискэто присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения банком потерь (убытков) и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности банка.

Для эффективного анализа банковских рисков и разработки методов их снижения, необходимо классифицировать риски по видам и типам, после чего можно будет определить способы снижения или устранения конкретных рисков.

Практически все банковские риски можно классифицировать по виду отношения к внутренней и внешней среде банка.

Эти признаки являются главными для основной группы банковских рисков, и отличаются друг от друга наличием внешнего воздействия на уровень риска и внутренними причинами возникновения банковских рисков.

К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью банка или его клиентуры. На их уровень оказывает влияние множество факторов – демографические, политические, географические, экономические, социальные и прочие.

Внутренние риски – это риски, обусловленные деятельностью самого банка, его клиентов или его контрагентов. На уровень внутренних рисков оказывают влияние: деловая активность руководства банка, выбор правильной стратегии и тактики банка и т.д.

Внутренние риски в свою очередь делятся на потери по основной и по вспомогательной деятельности банка.

Первые представляют самую распространённую группу рисков: кредитный и рыночный риски, риск ликвидности и структуры капитала.

Вторые включают потери по формированию депозитов, риски по новым видам деятельности, риски банковских злоупотреблений.

Остановимся подробнее на первой группе.

Кредитный риск в общем смысле – вероятность потерь в связи с несвоевременным возвратом заемщиком основного долга и процентов по нему.

Согласно упомянутой выше Инструкции кредитный риск – риск возникновения у банка потерь (убытков) вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями договора или законодательством.

К указанным финансовым обязательствам относятся обязательства должника по:

- возврату денежных средств, пр

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.