|
Это все о нем: Джерри Янг
Автор: kacman | Рубрика: Истории успеха Понедельник Авг 10, 2009
Вечный студент
В 10 лет, когда его семья переехала из Тайваня в Калифронию, Ян Чи-Юань, более известный сейчас как Джерри Янг, знал лишь пару десятков английских слов. Но через три года он уж был стопроцентным американцем, причем явным лидером: звезда тенниса, неизменный победитель на математических и физических олимпиадах. Несколько раз его выбирали президентом школьного совета.
Затем – престижный Стэнфорд. Пришлось пережить так называемую «адскую неделю» – жесткий обряд инициации, которому подвергаются первокурсники, намеревающиеся вступить во фратрию – студенческое братство. Джерри Янг выбрал братствоPhi Kappa Psi, известное своим духом коллективизма и взаимопомощи: старшие помогают младшим, сильные – тем, кто оказался в трудном положении.
Как правило, члены таких сообществ после университета не только поддерживают дружеские отношения, но и помогают друг другу в бизнесе. Янг тут не исключение: костяк его компании – закадычные фи-каппа-псишники.
Учеба была ему не в тягость. Он легко усваивал теорию и подкреплял ее вполне профессиональными исследовательскими работами; пристрастился к бриджу, который, к слову, считается самой интеллектуальной карточной игрой. В 1990 году Джерри получил степень магистра электроники и специализацию широкого профиля, с которой можно было устроиться и программистом, и инженером-электронщиком в любую солидную фирму по компьютерным разработкам.
Но, изучив конъюнктуру рынка труда и хорошенько поразмыслив, Янг решил задержаться в альма-матер. И поступил в докторантуру, не имея, впрочем, никакой четкой идеи относительно темы будущей диссертации. То есть, как говорилось в России XIX века, выбрал путь вечного студента.
Этот выбор в конечном итоге и натолкнул его на золотую жилу. В университете он подрабатывал в библиотеке, где подбирал литературу по запросам читателей, не слишком ориентирующихся в море информации. Одновременно он открыл что-то типа фирмы, в которой, правда, кроме него никто не работал. Фирма, то есть Янг, принимала заказы от разных организаций на разработку сайтов. Работы было выше крыши: всемирную паутину изобрели всего год назад, и специалистов по сайтам катастрофически не хватало.
Вскоре фирма скачкообразно увеличилась вдвое: к Янгу присоединился его стэнфордский товарищДэвид Фило, тоже фи-каппа-псишник и тоже вечный студент. Соратники поняли, что всемирная паутина – это громадный потенциал, интеллектуальный и финансовый. И решили: надо брать быка за рога. То есть, вносить свой вклад в развитие веб-культуры.
Восклицательный знак
Для начала они создали сайт Jerry and David’s Guide to the World Wide Web («Путеводитель Джерри и Дэвида по всемирной паутине»), представлявший собой некое подобие библиотечного каталога, прекрасно структурированного и систематизированного. На первых порах центральный офис компании находился в автоприцепе на территории университетского кампуса. Два компьютера, две кровати, электроплитка… «Внутри вагончика царил бедлам: в одном углу – пустые коробки из-под пиццы, в другом – клюшки для гольфа, на полу валяется автоответчик, стульев нет и в помине, – вспоминает приятель Джерри и Дэвида Майкл Мориц. – Но ребята чувствовали себя совершенно счастливыми, хотя иногда целый день не выглядывали на улицу».
Вскоре Янг осознал, что для эффективного поиска нужной информации одного каталога недостаточно. Сайт функционально усилили за счет введения программы, обеспечивающей сбор, анализ, интеллектуальную сортировку информации и отработку запросов. Популярность нового поискового сервиса стремительно росла, события разворачивались с ошеломляющей быстротой. В марте 1995 года Янг и Фило взяли в университете бессрочный отпуск и перегнали фургон в Маунтин-Вью. В начале апреля получили от венчурной корпорации Sequoia Capital двухмиллионный инвестиционный транш (который к настоящему времени превратился в $3,4 млрд). Netscape предоставила несколько высокопроизводительных компьютеров и безлимитный доступ в Интернет. И в середине апреля была зарегистрирована компания Yahoo! Inc. Название поисковика первоначально носило ярко выраженный панковский характер. Yahoo, йеху – так звалось не слишком приятное человеческое племя из свифтовских «Путешествий Гулливера». Это потом, когда молодым людям пришлось надеть галстуки, чтобы не эпатировать акционеров, появилась расшифровка аббревиатуры Yahoo: Yet Another Hierarchical Officious Oracle (еще один иерархический пафосный оракул). Происхождение же загадочного восклицательного знака в конце объясняется не только нечеловеческой энергичностью отцов-основателей, но и бюрократическими препонами. Дело в том, что торговая марка Yahoo в то время уже существовала – был такой соус для барбекю. Обойти препятствие удалось с помощью нетривиального интонационного хода. При этом Янг и Фило придумали себе не менее нетривиальные паритетные должности – Главные Йеху (Chief Yahoo). Через год, в апреле 1996-го, компания вышла наIPO – триумфально: торги начались с $13 за акцию, а к окончанию биржевой сессии цена подскочила до $43.
Сервисный центр
На протяжении 13-летней истории компании Джерри Янг в равной степени демонстрировал и дар программиста, и менеджерские способности. Пост СЕО в разные годы занимали Тим Кугель и Терри Семел, но все это время Янг держал руку на организационно-финансовом пульсе компании. Несмотря на то, что официально по штатному расписанию ему подчинялась лишь одна секретарша, в его ведении находились вопросы технологического обеспечения, международное сотрудничество, налаживание отношений с партнерами и стратегическое планирование. Именно благодаря Янгу компания избрала стратегию «прикармливания» пользователей посредством разнообразных бесплатных сервисов, что сделало портал Yahoo! не только местом, где можно найти ответ на любой вопрос, но и «домом, в котором удобно жить». Сначала – бесплатная почтовая служба. Затем – новостная и спортивная ленты, фото-, видео и аудиосервисы, картографическая служба, электронная торговля… Практически на каждом сервисном направлении Yahoo! была первопроходцем. Понятно, что стратегия «прикармливания» дала обильную жатву в виде денежных поступлений от рекламодателей, ориентирующихся в выборе партнеров на счетчик посещаемости, и ни на что другое.
Джерри Янг приложил немало усилий для покупки профильных активов, которые после минимальной адаптации органично вписывались в идеологию Yahoo! и повышали экономическую эффективность за счет привлечения дополнительных юзеров. К самым ценным приобретениям следует отнести WebCal, GeoCities, Launch Media, HotJobs, Overture и Kelkoo. Были заключены стратегические партнерские договоры с таким гигантом поискового сервиса и Интернет-торговли, как китайская компания Alibaba.com, с популярным аукционом eBay и с консорциумом американской прессы. А в 2000 году, когда мировую экономику разогревал бум дот-комов, Yahoo! едва не купила eBay. Однако сделка не состоялась: доткомовский пузырь лопнул, и каждый спасался в одиночку.
После катастрофы, потрясшей интернет-бизнес, уцелели немногие. Yahoo! же не только уцелела, но и радовала инвесторов неплохими результатами на общем бледном фоне. Правда, в это время уже набирала обороты молодая и энергичная компания Google, безусловный лидер сегодняшнего рынка.
Оказавшись на вторых позициях, акционеры Yahoo! встревожились. Обычно благостные собрания превратились в бурные перепалки, на которых решался сакраментальный вопрос «быть или не быть», хотя благополучию компании с солидной капитализацией в $40 млрд. вроде бы ничего не угрожало. Так или иначе, летом 2007 года Джерри Янг подавляющим числом голосов был избран на пост СЕО, как самый подходящий кандидат на роль кризисного менеджера.
Боевые искусства
Ему пришлось резко сократить программу деловых вояжей. Засев в центральном офисе, он сосредоточился на решении глобальных задач, главной из которых был рост объема размещаемой на портале рекламы. В мозговом штурме принимал участие верный соратник Джерри – Дэвид Фило. И в результате было запущено несколько перспективных инновационных программ.
Большие надежды Янг связывает с принципиально новой рекламной платформой APT. Она будет представлять собой биржу для заключения сделок между рекламодателями и поставщиками рекламных площадей – бумажных, телевизионных, интернетовских и т.д. «Наша новая рекламная платформа, – убежден Янг, – произведет в 2009 году такой же эффект, как появление радио в 1924-м, цветного телевидения в 1965-м, Интернета в 1993-м. APT революционно уменьшит время выбора аудитории, места размещения и вида рекламы». По мнению экспертов, запуск проекта принесет значительную выгоду всем участникам процесса: и рекламодателям, и владельцам рекламных площадок, и, естественно, владельцам рекламной биржи – компании Yahoo!
Еще одно нововведение – ориентировка на социальные сети. Понятно, что самоструктурирующиеся блоггерские сообщества – настоящая находка для рекламодателей, которых более всего на свете интересует точная идентификация целевой аудитории. Причем Yahoo! будет стремиться не столько вписаться в уже имеющиеся сети, сколько создать свою на собственном портале. Для этого уже привлекаются сторонние специалисты, которым предоставлен доступ к программному обеспечению портала. Они работают и на компанию, и на себя, создают ориентированные на собственные нужды приложения, способные напрямую обращаться к серверам Yahoo! без посещения веб-сайта. В результате должен появиться набор настольных или онлайновых программ, которые смогут в одном окне объединять контент разных сайтов.
Осенью минувшего года Джерри Янг вспомнил панковскую молодость: разбил на территории компании Yahoo в калифорнийском городке Саннивейл палаточный городок и созвал на пикник больше 300 хакеров. Это экзотическое мероприятие было проведено для того, чтобы пригласить флибустьеров всемирной паутины к сотрудничеству. Братание ответственного бизнеса и свободного творчества прошло в рамках корпоративной программы «Открытая стратегия».
При этом Янгу приходится совершать стратегические маневры, которые часто оказываются главными новостями недели агентства Блумберга. Например, сообщение о предварительной договоренности с Google о партнерстве на рынке интернет-рекламы. Через некоторое время, правда, от Google поступил отказ: антимонопольные органы, мол, по судам затаскают. Янг, недоуменно пожав плечами, прокомментировал это философски: волков бояться – в лес не ходить.
У всех на слуху и переговоры Янга с СЕО Microsoft Стивом Балмером о продаже портала, которые иначе как театрализованным шоу не назовешь. 1 февраля 2008 года Microsoft объявила о намерении купить 100% акций Yahoo! по цене $33 за штуку, что в сумме составляет $46,6 млрд. После трех месяцев раздумий Янг назвал эти намерения недружественными, а цену – неприемлемой. И выдвинул свои условия: $37 за акцию, ни цента меньше! «Это несерьезно», – ответили в Microsoft. Ну а тут разразился кризис, который больно ударил по всем, кроме монополистов, к каковым относится и компания Стива Балмера. Балмер вторично выступил с тем же предложением – $33 и ни цента больше. Янг оказался в затруднительном положении. С одной стороны, он не намеревался продавать свое детище – ни за какие деньги. С другой, его прессинговали акционеры, которых прельщала перспектива получить за акции на 60% больше, чем они стоили на рынке. Янг устоял, предпочтя продаже 10-процентное сокращение сотрудников компании (примерно 1000 человек).
Но это еще не конец истории: в середине ноября, выступая на ежегодной конференции Web 2.0, Янг заявил: «Лучшим развитием событий для Yahoo! будет поглощение со стороны корпорации Microsoft. Но при этом цена должна быть справедливой». Зал рукоплескал. За такое упорство журнал BusinessWeek даже присвоил Янгу титул «менеджера-бойца». Что вполне естественно для выходца с востока, славящегося своими боевыми искусствами. Кстати, Янг и Фило увлекаются борьбой сумо и время от времени устраивают показательные бои. Чтобы поддерживать боевой дух своей команды. И чтоб другим неповадно было
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|