Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ маркетинговой деятельности на предприятии





Поставщиком товара для «Розничный магазин г. Нижний Новгород, ул. Коминтерна 117» ООО «Эльдорадо» является ООО «Эльдорадо» в городе Москва. Заказ нужного или недостающего товара производится через Интернет. Заказ товара основывается на анализе спроса со стороны потребителей, а также ориентирован на новинки мирового рынка.

Список наименований (номеров) товаров приходит в организацию через Out-look почту, затем идет «прокачка» товара и логисты формируют заказ нужных наименований товара.

Затем приходят машины с определенными номерными знаками. Например, номер машины с номером 66 – это большая машина с крупной бытовой техникой (до 20 раз в год), 65 – сторонний поставщик с Москвы, привозит товары, не входящие в основной состав (10-12 раз в год), 443 – расходные материалы (купоны, скотчи и т. д.) (ежемесячно), 448 – оборудование (1-2 раза в год). После того, как товары привезены на склад, производится проверка по накладной. Проверяется наличие товара по списку (мезонин), каждый товар соответствует определенной цифре, проверяется нет ли повреждений и брака. Далее производится биндовка товара, т.е. защита от несанкционированного доступа внутрь тары. Каждый товар хранится на складе в определенном месте, в соответствии с наименованием.



Далее происходит перемещение товара в торговый зал. Затем происходит выкладка товара (мерчандайзинг), которой занимается старший мерчандайзер и его подчиненные.

В ООО Эльдорадо» деятельность мерчендайзера включает в себя основных направления.

1. Обеспечение торговых точек фирменными рекламоносителями, листовками, специальными плакатами, декоративными элементами с логотипом компании и т.д.

2. Выкладка товара в торговой точке.

3. Контроль наличия товаров на складе.

В ООО «Эльдорадо», как и в любом супермаркете существуют определенные правила выкладки товаров. Мерчандайзеры (которых в магазине 4 человека) начинают работу в магазине с 8 утра, за 2 часа до прихода покупателей. Это позволяет вовремя разложить товар, поменять ценники при необходимости, а также повесить рекламные щитки с проходящими в данный момент акциями.

Современная розничная торговля невозможна без знания психологии покупателей. Поэтому все более востребованным становится труд специалистов по мерчандайзингу - профессионалов, которые создают импульсы покупок, то есть обеспечивают нужный товар, в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, состоянии и по нужной цене.



Известно, что чаще всего покупки совершаются не по заранее составленному перечню, а импульсивно - по принципу «пришел, увидел, купил». И даже если покупка товара предварительно запланирована, 7 из 10 покупателей принимают решение о выборе того или иного производителя непосредственно в торговом зале.

Особенно сильно эффект импульсивности выражен в больших магазинах самообслуживания - обилие товаров оказывает гипнотизирующее воздействие на покупателей.

Иллюзия доступности изобилия сильнее всего действует на бывших советских граждан, выросших в условиях тотального дефицита и еще не вполне привыкших к большому товарному ассортименту. Современныймерчандайзинг базируется на результатах психологических исследований. Так, психологи обнаружили, что на возникновение импульса покупки влияет яркая и привлекательная упаковка. После соответствующих исследований появилась упаковка, изображающая, например, процессы приготовления пищи и как будто взывающая к завершению таких процессов. В мерчандайзинге существуют и другие методы гипнотизации покупателей. Мягкая расслабляющая музыка создает в торговом зале уютную атмосферу, побуждая покупателей не спешить и больше времени посвятить выбору покупок. Быстрая музыка создает противоположный эффект и используется, например, в часы пик, чтобы ускорить движение покупателей. Благодаря ароматизации воздуха также можно увеличить объем продаж магазина.



Стимулирует импульсные покупки и комплексная выкладка товара. Это значит, что в одном месте размещаются взаимосвязанные друг с другом товары. Так, товары могут выкладываться на основе тематической связи - рядом размещается все, что имеет отношение, например, к цифровому фотоаппарату (это могут быть чехлы на фотоаппарат, зарядные устройства, аккумуляторы и т.д.), рядом со стиральной машиной – стиральный порошок. Товары также не должны стоять на полу. Для этого предназначены специальные паллеты. Существует так же способ расстановки товара по принципу отбора – оставляется пустое место между коробками изпод товара или самими товарами, что наводит покупателя на мысль о том, что товар этот очень хорошо берут и вот только что взяли. В тоже время не должно быть пространства между рядом стоящими коробками, чтобы товар выглядел более презентабельно и аккуратно. Товар должен быть доступен покупателю, т.е. он должен иметь возможность его наглядно себе представить, потрогать, изучить его преимущества по сравнению с другими товарами. Другой способ: товары каждого производителя располагаются отдельно и не смешиваются. Это удобно для покупателей, которые отдают предпочтение тому или иному брэнду. Очень эффективна выкладка на основе цветовой гаммы - цветовыми блоками. В магазине «Эльдорадо» существует 3 вида зон техники:

1) «Белая техника» - холодильники, газовые плиты, стиральные машины, пылесосы, чайники, посудомоечные машины, утюги, СВЧ-печи;

2) «Черная техника» - плазменные телевизоры, ноутбуки, домашние кинотеатры, музыкальные центры;

3) NewMedia – цифровые фотоаппараты, мобильные телефоны, MP3-плейеры, IPOD.

Специалисты по мерчандайзингу размещают соблазнительные товары на видном месте и в большом количестве, что называется навалом (например корзины с компакт-дисками, цена на которые снижена), т.к. когда человек видит большое количество товара, ему всегда хочется что-нибудь выбрать из этой разноцветной, красивой массы - срабатывает инстинкт потребления и элементарная жадность. Одно из основных правил мерчандайзинга состоит в том, что товар должен «давить» покупателя, «падать ему на голову». У наших людей еще сильны воспоминания о пустых полках советских магазинов. Поэтому если в торговом зале много свободного места, полки не завалены товаром «под завязку» и проходы между стеллажами относительно свободны, то покупателям кажется, что магазин пустой и купить в нем нечего.

Для имитации изобилия мерчандайзеры нередко выставляют в торговый зал множество контейнеров, ящиков, пустых коробок из под товаров и т.д., «забивая» ими верхние стеллажи до самого потолка. Вот, мол, посмотрите - полки ломятся и некуда девать.

В ящиках и коробках товар выставляется в торговый зал и тогда, когда нужно стимулировать его продажу. Таким нехитрым способом покупателям «дают понять», что товар разбирают очень быстро и работники магазина просто не успевают размещать его на полках. У покупателя будится стадный инстинкт («Все покупают, а я чем хуже?») и формируется психологическое ощущение дефицита («Может не хватить!»). И человек приобретает такой товар не потому, что нуждается в нем, а для того, чтобы «победить в соревновании», получить психологическое ощущение выигрыша («Успел!»).

Вообще, самые «импульсные» места - это полки, находящиеся на уровне глаз и рук покупателя, т.е. расположенные на высоте около 1,5 м от пола. С точки зрения классического мерчандайзинга, они наиболее удобны для восприятия и обеспечивают львиную долю продаж любого магазина. Эти, наиболее выгодные с психологической точки зрения, полки обычно занимают товары, которые нужно срочно продать, либо товары, которые дают хороший оборот. Товар, стоящий на верхних полках, покупается значительно хуже. И уж совсем мало покупают товара с нижних полок (по результатам исследований - не более 5% продаж магазина).

Простой перестановкой товара с полки на полку можно значительно варьировать объем его продаж (в пределах 30-80%). Поэтому специалисты по мерчандайзингу часто используют хитрый трюк: на нижнюю полку выставляют самый дешевый товар, на верхнюю - товар подороже, а на ту полку, которая находится на уровне глаз - самый дорогой.

Также мерчандайзеры оформляют стенды перед кассой (прикассовая зона) товарами импульсного спроса: комплектами батареек, чехлами для мобильного телефона, наборами салфеток для компьютера, сумочками для CD и т.д. Главное правило: товар не должен быть дороже 300 рублей.

Огромное значение в мерчандайзинге занимают рекламные щиты, листовки, плакаты с новыми акциями и иные виды рекламы.

Технология продаж в «Эльдорадо».

Довольные покупатели – это залог успеха. В СРП (Стандартные рабочие процедуры, которые дают четкие инструкции всем, от директора до продавцов – фундамент компании) прописано правило «4П», которое гласит, что продажа не случайность и не везение, а закономерность, складывающаяся из следующих составляющих:

1. Приветствие покупателей

2. Подробное выяснение потребностей

3. предложение товара и готовых решений

4. Подведение к покупке.

На основе «4П» можно выделить следующие этапы продажи:

1) Установление контакта и приветствие

Цель этапа – расположить к себе клиента. Залог успеха продавца: «Приветствуйте покупателя, радуйтесь покупателю, демонстрируйте доброжелательность, готовность общения с ним и желание ему помочь. При этом контактируйте с ним глазами, не сжимайте руки в «замок» и не прячьте их за спиной или в карманы, покажите открытость и готовность к общению.

2) Выявление потребностей

Чтобы предложить товар, удовлетворяющий потребностям покупателя, важно выяснить какие требования он к нему предъявляет. Можно это сделать с помощью вопросов разного типа. Залог успеха продавца: «Проявлять внимание к вопросам покупателя, чтобы в дальнейшем предложить именно то, что будет его интересовать. Не предлагайте товар, не выявив потребности покупателей. Если игнорировать это или слушать клиента недостаточно внимательно, можно ошибиться выбором товара и потерять клиента. Соберите максимум информации о потребностях клиента, задайте покупателю открытые вопросы, ориентированные как на него, так и на товар. Узнайте, хочет ли он купить товар для себя или в подарок, а также что важно для клиента в приобретаемом товаре. Открытый вопрос подразумевает развернутый ответ (более чем из одного слова). Они развивают и направляют беседу, позволяя выяснить отношения собеседника к чему-либо.

3) Презентация товара

При презентации товара клиенту очень важно показать выгоду, которую он получит от него. Тогда у покупателя не будет сомнения, что именно этот товар решит его проблему. Залог успеха продавца: «Предлагать самый лучший товар, отвечающий потребностям клиентов. При предложении нужно использовать доступный для покупателя язык (исключая жаргонную лексику), рассказывать о товаре на языке выгоды. Для этого фразы должны содержать слова: «Вы сможете…», «это позволит вам…», «Вам понравится как…». Например: Технология 100Гц позволит вам просматривать телевизор в течении длительного времени, глаза не будут напрягаться и уставать. Благодаря этой функции вы заботитесь о своем здоровье».

4) Стимулирование продажи и работы с возражениями

Если покупателю не хватает импульса для принятия решения, нужно обязательно попробовать один из следующих способов завершения продажи:

1. Прямое завершение продажи – это обычное предложение купить товар.

2. Косвенное завершение продаж – это альтернативный вопрос, с помощью которого можно стимулировать желание клиента купить товар. Например: «Представьте, как изменится интерьер вашей кухни. Это экономия ваших сил.времени, денег».

Возражение – это показатель интереса клиентов к товару.

Залог успеха продавца при ответе на возражения:

- Выслушайте клиента, убедитесь, что вы его правильно поняли.

- Примите возражения, но не соглашайтесь с ним. Ваша задача не переспорить, а продать.

- Продемонстрируйте понимание

- Интерпретируйте вопрос, т.е. задайте вопрос и добейтесь от клиента согласия с новой интерпретацией, например: Если я вас правильно поняла, вы хотите убедиться в надежности.

- Ответьте на возражение, например: «А если я вам скажу что (привести свой аргумент)».

- Убедитесь, что сняли возражения, например: «Вас это устраивает?».

Нужно предоставлять клиенту аргументированные ответы, которые смогли бы изменить его мнение о товаре в положительную сторону.

5) «Программа дополнительного сервиса и аксессуаров (ПДС)»

Данная программа позволяет продлить срок использования товаров приобретенных в магазине. В программу входит:

- Диагностика – проверка исправности, работоспособности, правильности возникновения товара.

- Профилактика – выполнение отдельных работ, необходимых для поддержания товара в работоспособном состоянии.

- Ремонт товара – устранение неисправностей, вызванных наличием заводских дефектов.

- Обмен товара – замена новым товаром товар в случае если товар признан не подлежащим ремонту.

Аргументы, которые должны предоставляться покупателям при продаже ПДС.

- Полная диагностика, регулировка и ремонт вплоть до обмена самого аппарата, если он не подлежит ремонту.

- Оплата производится только 1 раз. Ремонт производится бесплатно.

- Сертификаты являются именными, их можно дарить вместе с товаром (необходимо вписать лишь данные того, кому дарите данный товар).

- Сервисное обслуживание действительно в любом городе, где находится магазин «Эльдорадо».

Отличие ПДС от гарантии производителя – более расширенный спектр услуг, обмен товара, диагностика. Товары, на которые распространяется ПДС – вся бытовая техника, кроме аксессуаров.

6) Завершение контакта

Выполнение каждого этапа очень важно. Оно влияет на конечный результат – покупку. Ведь цель продавца состоит в том, чтобы клиент ушел с покупкой и довольный.

Компания "Эльдорадо" проводит следующие мероприятия по рекламированию своей продукции (см. табл. 2.11).


Таблица 2.11

Рекламные мероприятия и расходы ООО "Эльдорадо"(тыс. руб.)

СМИ 2013 год Уд.вес,% 2014 год Уд.вес,% Отклонение
Пресса:          
1. "Вы и ваш магазин" бесплатно   бесплатно    
2. "Новости Эльдорадо" бесплатно   бесплатно    
3. "А и Ф" 2,0 1,3 +37
4. "Товары и цены" 0,5 0,3 +6
5. "Жизнь" 0,2 0,2 +12
Радио:          
1. "Седьмое небо"     1,9 +350
Телевидение:          
1. Канал 5+ (региональная реклама) 10,5 8,3 +500
2. Изготовление ролика 0,2 0,2 +15
Печатная продукция:          
1. Плакаты 1,4 1,2 +88
2. Карманные календари 0,2 0,2 +11
3. Воблеры 0,9 0,5 +13
4. Листовки 0,4 0,3 +19
5. Наклейки "Новинка" 0,8 0,4 +6
6. Наклейки "Эльдорадо"          
7. Спички 1,3 1,0 +63
Сувенирная продукция:          
1. Ручки обыкновенные 3,2 1,7 +19
2. Ручки металлические 0,3 0,1 +1
3. Блокноты 1,6 1,0 +36
4. Монетницы 0,5 0,4 +64
Оформление машин +3192
Звуковая реклама в троллейбусе +4246
Итого: +8637

Из таблицы 2.11 видно, что расходы по рекламе к концу 2014 года, по сравнению с 2013 годом, увеличились на 8637 тыс. руб. или на 91%. Это говорит о том, что в 2014 году предприятие "Эльдорадо", для продвижения своей продукции на рынок сбыта и получения наибольшей прибыли, стало уделять большее внимание рекламной деятельности.Наибольшая сумма расходов на "Эльдорадо" приходится на радио (350 тыс. руб.), телевидение (515 тыс. руб.), оформление машин (3192 тыс. руб.) и звуковую рекламу в троллейбусах (4246 тыс. руб.).

Наибольшая доля рекламных расходов приходится на размещение рекламы на канале "5+", оформление машин и звуковую рекламу в троллейбусах.

Определение эффективности рекламной деятельности проводится путем анализа следующих показателей:

· расходы на рекламу на 1 тыс. потенциальных покупателей по каждомусредству и виду рекламы;

· процента покупателей, обративших внимание на рекламу и купивших изделие;

· популярности продукции фирмы как результата рекламной деятельности.

Можно ли количественно подсчитать и выбрать наиболее эффективное и в то же время наиболее дешевое средство рекламирования? Да, можно. Критерием в этом случае выступает стоимость рекламы в расчете на 1000 потребителей.

Рассмотрим анализ рекламы на предприятии Эльдорадо, которую оно размещает в прессе. Стоимость рекламы на одного читателя будет определяться из расчета цены размещения рекламы и количества донесений ее сообщений до потребителей (см. табл. 2.12 и 2.13).

 

Таблица 2.12

Стоимость рекламы в расчете на 1000 потребителей в 2013 году

(руб.)

Наименование газеты Цена размещения рекламы Число донесений до читателей Стоимость рекламы на 1000 читателей
1. "Вы и ваш магазин" бесплатно Х
2. "Новости Эльдорадо" бесплатно Х
3. "А и Ф" 67,60
4. "Товары и цены" 1183,8
5. "Жизнь" Москва 273,5

 

Как видно из таблицы 2.14, несмотря на высокую цену размещения рекламы в газете "А и Ф" (198000 руб.), именно эту газету следует выбрать для рекламы, поскольку стоимость рекламного объявления на 1000 человек будет в нем самая низкая (67,60 руб.).

Таблица 2.13

Стоимость рекламы в расчете на 1000 потребителей в 2014 году

(руб.)

Наименование газеты Цена размещения рекламы Число донесений до читателей Стоимость рекламы на 1000 читателей
1. "Вы и ваш магазин" бесплатно Х
2. "Новости Эльдорадо" бесплатно Х
3. "А и Ф" 68,2
4. "Товары и цены" 1238,3
5. "Жизнь" Москва 471,9

 

На основании таблицы 2.14 можно сказать, что как и в 2015 году стоимость рекламного объявления на 1000 человек в газете "А и Ф" самая низкая (68,2 руб.) и именно эту газету следует выбирать для размещения своей рекламы.

Реклама в сети Интернет, как и получение информации через слухи, тоже повысила свою эффективность в процессе проведения рекламной кампании, но не столь высоко по сравнению с другими источниками рекламной информации (см. табл. 2.14).

Таблица 2.14

Популярность рекламных источников

Рекламный источник Количество откликнувшихся по месяцам
  с 1 -го по 4-й с 5-го по 8-й с 9-го по 12-й
Газета
Радио
Интернет
Транспорт
Указатель
По слухам

 

По итогам проведенных исследований с полной уверенностью можно утверждать, что после проведения рекламной кампании "Эльдорадо" достигла поставленных на тот момент целей, а именно:

- добилась известности компании, сформировался имидж кампании, занято прочное положение на рынке;

- проинформировала рынок о выгодах нового товара;

- побудила покупателей испытать новый товар;

По всем результатам исследований можно сделать вывод, что прибыль организации увеличивается, продажи растут, соответственно проведенная маркетинговая и рекламная компания является эффективной.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.