Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия





С середины 70-х годов понятие конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке хозяйственных позиций России. В условиях жесткой конкуренции с импортными товарами предприятиям необходимо осваивать методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать показателем экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для существования и развития отечественных предприятий.

Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы многих авторов: Е.П. Голубкова, А.Н. Печенкина, А. Глухова, П.С. Завьялова, Г. Л, Багиева, Т.А. Блашенковой, М.О, Ермоловой, А.П. Градова, В.С, Ефремова, Т.М, Каретниковой, М.В. Каретникова, И. Максимовой, Н.И, Шайдуровой, Н.С, Яшина, А.Ю. Юданова, Дж. Амела, И. Ансоффа, Р. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, Г. Минтсберга, М. Портера, Ф. Котлера, Е. Дихтля, С.К. Пралада, Р.Т, Паскаля, Т. Петерса, Н. Петса и. т.д.

Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность», что приводит к многовариантности определений, относительности, а также различию подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.



Прежде всего необходимо отметить, что различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.

«Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований» [24, с. 56].

Конкурентоспособность товара является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким примером такой ситуации является состояние многих отечественных предприятий военно-промышленного комплекса.



Можно выделить следующие основные отличия между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия:

1) Оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность и т.д.);

2) Признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;

3) Товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия (например, при производстве базовых товаров сырьевой группы, в случае банкротства и реорганизации предприятия и т. д.).



Проанализируем определения категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами:

Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [28, с. 79].

Ефимова О.В. «Конкурентоспособность промышленного предприятия – это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей – финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды» [22, с. 98].

Эти авторы рассматривают конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то есть каждое предприятие по тем или иным характеристикам сопоставляется с конкурентами. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков:

- Выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры;

- Основной акцент делается на сопоставление показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остается проблема современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям среды;

- Отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятия сопоставляются без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменения;

Вышеприведенные определения рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) – не конкурентоспособным. Т. е. конкурентоспособность предприятия – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.

Принимая во внимание уже существующие определения конкурентоспособности предприятия и их недостатки, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции:

«Конкурентоспособность предприятия» в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности товара - базовое, но по отношению к конкурентоспособности предприятия оно является его составляющим.

Уровни конкурентоспособности см. в таблице 1.1.

Конкурентоспособность предприятия – величина непостоянная.

Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования.

Конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя.

Таблица 1.1

Характеристикауровнейконкурентоспособности

 
Уровеньконкурентоспособности Объектилисубъектконкурентоспособности Некоторыефакторыконкурентоспособности  
 
Товарный Товары (работы, услуги) - Качество продукции, соответствие нормам и стандартам. - Цена.  
Микроуровень Товаропроизводитель (организация, фирма) - Сравнительная конкурентоспособность продукции. - Эффективность производственной деятельности. - Финансовые показатели деятельности - Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля  
Мезоуровень Объединениепредприятий, отрасли - Внутренняя структура отрасли. - Влияние внешней среды. - Конкурентоспособность отдельных элементов. - Взаимодействие между элементами системы  
Макроуровень Народное хозяйство в целом, страноваяконкуре-нтоспособность, регионов - Инвестиционный климат. - Научно-технический уровень. - Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом - Соответствие потребительскому спросу  

 

С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Оценив свои конкурентные преимущества и недостатки, фирма должна перейти к выбору конкурентной стратегии.

Конкурентная стратегия – это концепция достижения победы, определенный набор действий, которые необходимо совершить для достижения целей организации и победы над конкурентами. Она необходима для того чтобы противостоять пяти конкурентным силам, которые выделил признанный специалист в области конкуренции Майкл Портер.

Цель конкурентной стратегии - добиваться конкурентного преимущества на рынке и создавать круг лояльных покупателей, используя этичные методы конкурентной борьбы. Она должна предусматривать как краткосрочные тактические ходы для немедленной реакции на изменение ситуации, так и долгосрочные действия, от которых зависят будущие конкурентные возможности организации и ее позиция на рынке.

В зависимости от того, какая ситуация сложилась на рынке, конкурентная стратегия может предусматривать как наступательные, так и оборонительные действия.

Для того чтобы выбрать оптимальную стратегию, необходимо сначала определить два важных условия, на которых она будет основываться:
Определение стратегической цели предприятия необходимо для того, чтобы выделить свой целевой рынок и выявить масштаб конкуренции, что предполагает ориентацию либо на весь рынок, либо на отдельный его сегмент;

Определить тип конкурентного преимущества, которое уже есть у предприятия или которого нужно достичь в определенной области; также необходимо решить, какие конкурентные преимущества конкурентов нужно нейтрализовать.

Существует несколько базовых вариантов выбора конкурентной стратегии по М. Портеру. Перечислим их:

Стратегия лидерства по издержкам. Данная стратегия основывается на экономии, снижении затрат и себестоимости продукта. Она основывается, в первую очередь, на производственном и организационном ноу-хау предприятия.

Стратегия широкой дифференциации. Суть данной стратегии заключается в том, чтобы привлечь как можно больше покупателей за счет придания товарам специфических черт, которые бы максимально отличали их от аналогичных товаров конкурентов.
Стратегия оптимальных издержек. Данная стратегия основывается на повышении качества продукции при таких же ценах, как у конкурентов, либо ниже.

Стратегия рыночной ниши. Стратегия основывается на том. Что фирма ориентируется на узкий сегмент покупателей и опережает конкурентов за счет более низких издержек производства.
Сфокусированная стратегия дифференциации товарного ассортимента. Цель данной стратегии – обеспечение представителей своего – узкого – сегмента рынка товарами, которые максимально отвечают их требованиям и вкусам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.