Сделай Сам Свою Работу на 5

Справочно-вспомогательные учеты





Образцы предметов, материалов, веществ, следы которых чаще все­го обнаруживаются на местах происшествий, всегда представляли про­фессиональный интерес для криминалистов. К числу таких объектов мож­но отнести:

огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы;

типичные орудия взлома и инструменты, используемые при совер­шении преступлений;

детали, части изделий (подошвы обуви, фарное стекло, протекто­ры шин автотранспортных средств и т. п.);

материалы и вещества (в том числе наркотические, ядовитые, взрыв­чатые, горюче-смазочные, лакокрасочные, образцы бумаги, тканей, во­лос, волокон, почвы, растений и т. п.).

Совокупности индивидуальных признаков, характеризующих выше­перечисленные объекты справочно-вспомогательных учетов, дают воз­можность устанавливать целый ряд важных, особенно для целей розыс­ка, обстоятельств.

Так, коллекции следов орудий взлома позволяют выяснить:

каким орудием мог быть оставлен след на месте происшествия;

не оставлен ли этот след орудием данного вида;

не оставлен ли след орудием, которое ранее использовалось для совершения преступления.

Признаки изделий и инструментов, отображающиеся в следах пре­ступлений, могут свидетельствовать о внешнем виде этих предметов, их конструктивных особенностях, что при наличии коллекций позволя­ет выявить и наглядно представить аналог орудия преступления или иных предметов, связанных с совершившим преступление лицом.



Справочные коллекции оружия и боеприпасов дают возможность определять по имеющимся образцам систему и модель оружия. Кроме


§ 4. Справочно-вспомогательные учеты



того, детали оружия из такой коллекции могут использоваться при про­изводстве экспериментальной стрельбы из исследуемого оружия, если аналогичные детали в нем отсутствуют или неисправны.

Натурные коллекции различных веществ и материалов использу­ются для установления природы этих объектов при сравнительных ис­следованиях, а также для классификации объектов по внешнему виду. Они могут служить также источником эталонов для количественных методов анализа.

Применение в криминалистических исследованиях современных ме­тодов анализа веществ и материалов, таких как хроматография, атом­ная и молекулярная спектроскопия, рентгенография и рентгеноскопия и т. п., невозможно без использования специальных атласов спектров, хроматограмм, рентгенограмм и пр. Эти каталоги составляются по объек­там экспертного исследования. При анализе производится сравнительное исследование спектра или рентгенограммы неизвестного вещества и соот­ветствующего материала атласа. Например, атлас дифрактограмм нарко­тических веществ позволяет путем сопоставления с ними дифрактограмм веществ неизвестной природы определять, являются ли последние нар­котическими, их фазовый состав, способ, а иногда время и место изго­товления. В качестве справочно-вспомогательных учетов могут использо­ваться также каталоги качественного и количественного состава веществ и материалов в зависимости от различных параметров, полученных при исследовании, например каталоги межплоскостных расстояний и интег­ральных интенсивностей рентгеновских линий — для установления фазо­вого состава веществ.



Однако эффективность применения справочно-вспомогательных уче­тов в раскрытии и расследовании преступлений все-таки остается до­вольно низкой. Объясняется это отсутствием единой научно обоснован­ной и организационно обеспеченной системы их комплектования и ис­пользования, трудностями ручной обработки и поиска содержащейся в коллекциях и каталогах информации. До сих пор натурные коллекции и каталоги создаются в основном инициативно, а следовательно, лишь в некоторых экспертных учреждениях. Роль головных экспертно-крими-налистических учреждений в комплектовании таких коллекций, в ре­шении задач систематизации и классификации объектов справочно-вспо­могательных учетов проявляется слабо. В то же время использование современных информационных технологий позволяет уже сейчас заме­нять (в случаях, когда такая замена оправданна) натурные коллекции компьютерными базами данных.



 

 

Глава 24. Использование специальных знаний

в деятельности органов следствия

и дознания

В процессе раскрытия и расследования преступлений, судебном разбирательстве уголовных, гражданских дел (в том числе арбитраж­ных споров), производства по делам об административных правонару­шениях нередко возникают вопросы, решение которых требует исполь­зования специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Такие вопросы решают сведущие лица, наделенные в этих целях должностными полномочиями.

Специальными являются знания, приобретенные субъектом в про­цессе практической деятельности путем специальной подготовки или профессионального опыта, основанные на системе теоретических зна­ний в соответствующей области (например, знание технологии швейно­го производства).

Специальные знания могут использоваться и в процессуальной, и в непроцессуальной формах. Субъектами их использования являются: сле­дователь; дознаватель; начальник следственного отдела; прокурор-крими­налист; прокурор в стадии возбуждения уголовного дела и предваритель­ного расследования; специалисты; эксперты; лица, обладающие знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не наделенные про­цессуальными правами эксперта или специалиста; оперативные работники.

Непроцессуальные формы использования специальных знаний:

консультативная и справочная деятельность сведущих лиц;

производство ревизионных, оценочных и аудиторских действий;

участие сведущих лиц в оперативно-розыскных мероприятиях, в тОм числе производство ими так называемых предварительных иссле­дований материальных объектов, оказание технической помощи следо­вателю или оперативному сотруднику и т. п. Результаты такого исполь­зования доказательственного значения не имеют, поскольку содержат­ся в источниках, не предусмотренных УПК, но широко применяются как ориентирующая информация при розыске скрывшегося преступни­ка, , установке способа совершения и сокрытия преступления, выявле­нии признаков готовящегося или совершенного преступного акта и др.

Цель как консультативной, так и справочной деятельности сведущих лиц заключается в передаче следователю некоторой предварительной информации, позволяющей правильно ориентироваться в создавшейся обстановке. Как консультации, так и справки могут даваться и в письмен­ной, и в устной форме. Письменная информация приобщается к уголовному делу или первичному материалу проверки. Справочными сведениями мо­гут снабдить следователя (суд) и сотрудники экспертных подразделений, в ведении которых имеются специализированные картотеки и коллекции.

Цель оценок, ревизионных и аудиторских проверок совпадает с це­лью консультаций и справочных данных.


Глава 24. Использование специальных знаний



Непроцессуальные формы участия сведущих лиц в расследовании не регулируются нормами УПК, а осуществляются либо согласно ве­домственным инструкциям, либо по усмотрению следователя.

К процессуальным формам использования специальных знаний от­носятся:

привлечение следователем собственных специальных знаний;

участие специалиста в постановке вопросов эксперту;

участие специалиста в судебном заседании (ст. 271 УПК РФ, ст. 188 ГПК РФ, ст. 25.8 КоАП РФ);

участие специалиста в следственных действиях;

производство экспертизы (ст. 195 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ, ст. 24.6 КоАП РФ).

Собственные знания следователя. Целями их применения являют­ся: непосредственное обнаружение, фиксация, предварительное изуче­ние, оценка и использование доказательств, решение вопроса об их от-носимости и допустимости, правильная квалификация содеянного, опре­деление предмета и пределов доказывания, качественное проведение процессуальных действий, организация взаимодействия со сведущими лицами (специалистами, экспертами) в процессе раскрытия и расследова­ния преступлений.

Овладение профессиональными и специальными знаниями позволяет следователю лучше воспринимать поступающую к нему информацию. На­пример, знание криминалистической техники, в частности классифика­ции папиллярных узоров, дает ему возможность уже на стадии органи­зации и проведения следственных действий по типу узора оперативно провести проверку причастных к событию лиц и сузить круг подозрева­емых, целеустремленно подобрать дактилоскопические карты для экс­пертного исследования, по общим признакам решить вопрос о целесо­образности дальнейшего исследования. Обладая знаниями, например, в области бухгалтерского учета, следователь способен на первоначальном этапе решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Следователь овладевает общими профессиональными и специальны­ми знаниями с момента обучения в вузе и практически в процессе всей своей дальнейшей работы по специальности, включая обучение с целью повышения квалификации. Общими являются знания следователя в обла­сти уголовного процесса и др., специальными — знания, позволяющие решать частные задачи уголовно-процессуальной деятельности. К источ­никам получения специальных знаний относятся криминалистика, судеб­ная экспертиза, судебная медицина, судебная психиатрия и т. п. Напри­мер, знания в области судебной экспертизы позволяют следователю пра­вильно поставить перед экспертом вопросы, оценить ход и результаты проведенных исследований, на основании установленных фактических данных составить план допроса, в совокупности с иными фактическими данными правильно квалифицировать действия преступника. Знания в области судебной медицины позволяют следователю оценить деятельность судебного медика при осмотре трупа на месте происшествия и результа­ты этой деятельности, особенно в тех случаях, когда требуется освиде­тельствование субъекта противоположного со следователем пола, избе­жать ошибок и предупредить появление необоснованных выводов.

14 Криминалистика



Глава 24. Использование специальных знаний


Специалист — физическое лицо, имеющее соответствующие по­знания и навыки, обладающее процессуальным статусом.

Специалист привлекается с целью оказания содействия дознавате­лю, следователю, суду в работе с доказательствами. В соответствии со ст. 58 УПК РФ специалист привлекается к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии пред­метов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а так­же для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профес­сиональную компетенцию. '

Он имеет право задавать вопросы участникам следственного дей­ствия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда; зна­комиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в прото­кол; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавате­ля, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

Практически специалист может привлекаться к участию в любом следственном или судебном действии, за исключением допроса взрос­лых лиц, не страдающих какими-либо функциональными дефектами органов чувств, речи или психики и дающих показания на языке су­допроизводства. В иных случаях и при допросе может участвовать спе­циалист: педагог, психолог, психиатр, лицо, понимающее знаки глухо­немого, и др. Участие специалиста в таких следственных действиях, как очная ставка, обыск, следственный эксперимент, позволяет свое­временно получить разъяснение по: возникающим спорным вопросам, требующим профессиональных знаний; правильной характеристике тех или иных действий преступника (преступников), его психологических особенностей; определению свойств обнаруженных предметов. Содей­ствие специалиста может заключаться в производстве видеозаписи и фотосъемки, в работе с микрообъектами и запаховыми следами, в ока­зании содействия при составлении планов и схем места происшествия и т. п.

Важнейшей процессуальной формой использования специальных знаний в судопроизводстве служит судебная экспертиза. Закон опреде­ляет, когда назначается судебная экспертиза (ст. 195 УПК РФ) и когда ее назначение является обязательным (ст. 196 УПК РФ).

Назначение судебной экспертизы.Экспертиза представляет собой процессуальное действие, заключающееся в производстве исследова­ний различных объектов по поручению дознавателя, следователя, суда соответствующими специалистами и даче заключения о результатах этих исследований. Назначается экспертиза постановлением дознавателя, сле­дователя, лица или органа, рассматривающего дело об административ­ном правонарушении, или определением суда. Проводится исследование либо сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений, либо сведущими лицами, не состоящими в штате учреждений и специ­ально приглашаемыми для производства экспертизы.

Судебно-экспертные учреждения в России существуют в системах органов внутренних дел, юстиции и здравоохранения и некоторых дру­гих органах исполнительной власти.


Глава 24. Использование специальных знаний



Система экспертных подразделений органов внутренних дел воз­главляется ГУ ЭКЦ МВД России — многопрофильным экспертным уч­реждением, основное назначение которого — производство наиболее сложных и повторных криминалистических и иных экспертиз, требую­щих применения уникальной аппаратуры, для центрального аппарата МВД России, для органов внутренних дел республик, краев и областей. В структуру ГУ ЭКЦ входят: организационно-методическое управле­ние, включающее в себя отделы организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений, методического, информационного, технического обеспечения и автоматизации экспертной деятельности, технико-криминалистического обеспечения; федеральная пулегильзотека МВД России; отделы криминалистических экспертиз и исследований; научно-исследовательская лаборатория. В научно-исследовательской ла­боратории разрабатываются и совершенствуются основы использования технико-криминалистических средств и методов, методик исследования объектов экспертизы, информационного и компьютерного обеспечения деятельности специалистов-криминалистов.

На местах — в республиках, краях, областях, крупных городах функционируют экспертно-криминалистические управления, отделы, отделения соответствующих органов внутренних дел. Эксперты этой си­стемы проводят экспертизы только по уголовным делам, участвуют в качестве специалистов при производстве следственных и судебных дей­ствий, оказывают непроцессуальную помощь.

Система судебно-экспертных учреждений органов юстиции возглав­ляется ГУ Российского федерального центра судебных экспертиз (РФЦСЭ), сотрудники которого проводят все распространенные виды судебных экспертиз, разрабатывают и внедряют новые экспертные ме­тодики. На местах эта система представлена центральными межобласт­ными и областными лабораториями. Эти учреждения проводят эксперти­зы не только по уголовным, но и по гражданским делам, в том числе в арбитражном процессе.

Система судебно-экспертных учреждений органов здравоохранения состоит из судебно-медицинских и судебно-психиатрических эксперт­ных учреждений. Головными в системе являются Научно-исследователь­ский институт судебной медицины и Государственный научный центр общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского.

Бюро судебно-медицинской экспертизы есть в крупных городах, областях, краях и республиках России. Их работу организуют и контро­лируют соответствующие главные судебно-медицинские эксперты.

Судебно-психиатрические экспертизы проводятся стационарно и амбулаторно. Первые — в судебно-психиатрических отделениях или па­латах психиатрических (психоневрологических) стационаров, а эксперти­зы потерпевших и свидетелей — в общих отделениях психиатрических больниц. Вторые, амбулаторные, проводятся специальными экспертными комиссиями при психиатрических (психоневрологических) учреждениях.

Если в государственных судебно-экспертных учреждениях данного региона экспертиза требуемого вида или рода не проводится, а также по ходатайству участников процесса, она может быть поручена сотруд­нику негосударственного судебно-экспертного учреждения или неэкс-

14*



Глава 24. Использование специальных знаний


пертного учреждения, предприятия или любому соответствующему спе­циалисту, избираемому следователем или судом.

Классификация экспертиз может производиться по различным ос­нованиям.

По родуспециальных знаний различают экспертизы криминалис­тические, судебные экспертизы веществ и материалов, судебно-меди­цинские и психофизиологические, судебные инженерно-технические, судебные инженерно-транспортные, инженерно-технологические, судеб-но-экономические, судебно-биологические и др.

По объему исследования они делятся на основные и дополнитель­ные. Дополнительная экспертиза производится в случаях недостаточной ясности заключения эксперта, неполного разрешения поставленных пе­ред ним вопросов, а также необходимости постановки дополнительных вопросов, связанных с предыдущим экспертным исследованием. Допол­нительную экспертизу рекомендуется проводить тому же лицу, которое проводило первоначальную, хотя она может быть назначена и другому эксперту.

По последовательности проведенияэкспертизы подразделяются на первичные и повторные. Повторная — это экспертиза, которая произ­водится при мотивированном несогласии с заключением первичной эк­спертизы для исследования тех же объектов и решения тех же воп­росов, если возникают сомнения в достоверности заключения экспер­та, в том числе ввиду его необоснованности либо существенных про­цессуальных нарушений при ее назначении и производстве. Повторная экспертиза может быть назначена в то же экспертное учреждение, что и первичная, но другому эксперту либо группе экспертов. В ре­золютивной части постановления следователь (суд) должен указать, что данная экспертиза является повторной, перечислить вопросы, постав­ленные на разрешение первичной экспертизы, и полученные в резуль­тате ее проведения выводы. Представляется и заключение первичной экспертизы.

По составу экспертизы бывают единоличные (проводит один экс­перт), комиссионные (два и более специалистов в одной области) и ком­плексные (несколько специалистов в различных областях). Наиболее часто комплексные экспертизы организуются при условии, что ответ на вопрос можно получить в результате совместных экспертных иссле­дований специалистами смежных (пограничных) областей науки, техни­ки, искусства или ремесла.

При производстве комиссионной экспертизы каждый эксперт ре­шает поставленную задачу целиком, в полном объеме. В процессе этой работы осуществляется внутригрупповая коммуникация: обсуждаются пути решения задачи, методы и средства ее решения, результаты ин­дивидуальной работы. Коллективное мнение комиссии экспертов выра­жает их полное согласие друг с другом.

Несколько иначе обстоит дело при производстве комплексной экс­пертизы. Поскольку здесь используют разные средства и методы иссле­дования, определяется очередность их проведения. Методы и средства, применяемые одним экспертом, не должны создавать трудностей для последующих исследований того же объекта экспертом иного профиля.


Глава 24. Использование специальных знаний



Это требует наличия у каждого из них четкого представления о схеме всего исследования и применяемых средствах и методах на всех этапах.

Если все принимающие участие в комплексной экспертизе пришли к одинаковому выводу, составляется единое заключение. Эксперт, не согласный с выводами остальных, дает свое заключение.

Если экспертизу проводят учреждения двух ведомств, выносится одно постановление, и с ним знакомится каждый из руководителей этих ведомств.

Среди участников комплексной экспертизы выбирается ведущий эксперт — один из наиболее опытных, авторитетных. Он организует ра­боту группы, координирует действия ее членов и проводит совещания экспертов.

В процессе расследования представляется важным правильно выб­рать момент назначения экспертизы. Для этого необходимо хотя бы ори­ентировочно представлять длительность требуемого исследования, учи­тывать его реальные возможности (наличие нужных специалистов, их загруженность, состояние приборной базы и др.). Некоторые виды экс­пертиз, производство которых требует длительного времени (например, судебно-экономические, судебные инженерно-технические и др.), сле­дует назначать сразу же, как только в них возникла необходимость и собраны все нужные материалы. В противном случае может возникнуть реальная угроза срыва сроков расследования, установленных законом.

Подготовка к назначению экспертизы состоит из: формулирования задач экспертизы; определения материалов дела, содержащих исход­ные данные для нее; подбора объектов экспертизы; постановления (оп­ределения) о назначении экспертизы.

Задачи экспертизы определяются теми вопросами, которые постав­лены не ее разрешение. Эти вопросы не должны выходить за пределы компетенции эксперта, не могут носить правового характера, поскольку решение любых правовых вопросов — область исключительной компе­тенции следователя и суда. Вопросы должны быть правильно сформули­рованы; если следователь испытывает затруднения при их формулиров­ке, на помощь может прийти соответствующий специалист.

В материалах дела — протоколах осмотра места происшествия или других объектов, допроса, иных следственных действий может быть необходимая для производства экспертизы информация. Эти процессу­альные документы следует представить в распоряжение эксперта — по инициативе следователя или в связи с ходатайством самого экс­перта.

Объекты экспертизы — это прежде всего вещественные доказа­тельства по делу, которые требуется исследовать. Объектами эксперти­зы могут быть также труп, части трупа, тело человека, животные и их трупы, транспортные средства и др., а также материалы уголовного дела. Исследования многих вещественных доказательств требуют специ­альных материалов для сравнения.

Образцы для сравнительного исследования — специфическая, само­стоятельная категория материальных объектов, сама по себе не имею­щая доказательственного значения по делу; она служит лишь средством решения задач экспертизы. Конечная цель сравнения — идентификация



Глава 24. Использование специальных знаний


объектов исследования. Образцы бывают двух видов: свободные и экспе­риментальные. Свободными, напомним, именуются образцы, которые вьь полнены субъектом вне связи с его преступным замыслом. Основное тре­бование, которое предъявляется к свободным образцам, — несомненность их происхождения от данного объекта. Свободные образцы изымаются при производстве обыска или выемки либо обнаруживаются при осмот­ре места происшествия или при проверке показаний на месте. Они мо­гут быть также представлены подозреваемым, обвиняемым, другими гражданами.

Экспериментальные образцы получают специально для производ­ства конкретной экспертизы по возбужденному уголовному делу в про­цессе следственного действия, предусмотренного ст. 202 УПК РФ ("По­лучение образцов для сравнительного исследования"). Их получение мо­жет носить принудительный характер с соблюдением установленных за­коном процессуальных гарантий.

Образцы выражают индивидуальные признаки объекта, от которо­го они получены, или групповые. Есть образцы, выражающие свои соб­ственные признаки (образцы крови, почвы и волосы и пр.) Их количе­ство и качество зависит от вида экспертизы и решаемой задачи.

Собрав все необходимые для производства экспертизы материалы, следователь постановляет о ее назначении. В постановлении указывает­ся, по какому делу, в связи с чем, кем и какая экспертиза назначается, кому поручается ее проведение, какие вопросы ставятся перед экспер­том и какие объекты направляются на экспертизу. При повторной экс­пертизе мотивируется причина ее назначения.

Производство судебной экспертизы и оценка ее результатов. Полу­чив постановление следователя и все материалы, руководитель эксперт­ного учреждения (подразделения) оценивает их с точки зрения полноты и надлежащего оформления. Если они неполны или оформлены с наруше­ниями, а также если в экспертном учреждении нет соответствующего спе­циалиста или нужной аппаратуры, он может вернуть постановление без исполнения. Если оснований для этого нет, руководитель выбирает специ­алиста должного профиля и поручает ему производство экспертизы.

Процесс экспертного исследования состоит из ряда стадий, на каж­дой из которых решаются определенные задачи.

Подготовительная стадия (стадия предварительного исследования) — эксперт знакомится с постановлением и уясняет вопросы, поставленные на его разрешение. Затем он производит экспертный осмотр поступив­ших материалов, знакомится с состоянием их упаковки, проверяет, как оно отразилось на поступивших объектах, сверяет их по перечню в по­становлении следователя. На этой стадии эксперт составляет план пред­стоящего исследования, определяет, какая аппаратура может ему по­требоваться, какие методики следует применить.

Стадия раздельного исследованиязаключается в исследовании каж­дого объекта, выделении, фиксации и изучении их признаков, имею­щих значение для предмета экспертизы (идентификационные, диагнос­тические). В итоге в распоряжении эксперта должен оказаться комплекс соответствующих признаков — общих и частных, характеризующих объект с достаточной полнотой в аспекте решаемой задачи.


Глава 24. Использование специальных знаний



На этой стадии может возникнуть необходимость в проведении экс­периментов с целью получения необходимых сравнительных образцов или решения иных вопросов (например, уясняется механизм ледообра­зования и др.). Экспертный эксперимент — факультативная стадия процесса экспертного исследования.

Стадия сравнительного исследования объектов экспертизы — час­то центральная часть исследования, позволяющая получить необходимые данные для ответа на поставленные перед экспертом вопросы. На этой стадии комплексы признаков, выявленных при раздельном исследовании, сопоставляются, определяются их совпадения и различия, устанавлива­ются причины имеющихся различий, существенны они или случайны и какую роль могут играть при формулировании выводов эксперта.

Заключительной является стадия оценки результатов и формули­рования выводов. Предметом оценок служит весь процесс исследования, примененная методика и рекомендованные ею методы, обоснованность полученных результатов. Задача заключается и в том, чтобы обнару­жить допущенные ошибки и исправить их, если это возможно, не про­водя повторного исследования.

По результатам своей работы эксперт (эксперты) дает заключе­ние — письменный документ, составленный в соответствии с предписа­ниями закона. Заключение экспертизы указывает основание ее произ­водства, данные об эксперте, условия экспертизы, вопросы эксперту, описание процесса исследования с указанием применяемых методик и методов и полученных промежуточных результатов, установленные эк­спертом фактические данные, а также выводы. Выводы эксперта долж­ны полностью вытекать из произведенной экспертизы, содержать отве­ты на вопросы, сформулированные следователем.

Выводы, к которым приходит эксперт при даче заключения, могут быть категорическими — положительными* или отрицательными и веро­ятными — положительными или отрицательными. Эксперт также может прийти в выводу о невозможности решения вопроса, но в исследова­тельской части он приводит причины невозможности. Категорическим является достоверный вывод о существовании (след оставлен обувью, представленной на исследование) или несуществовании (след не остав­лен обувью, представленной на исследование) данного факта, явления, о состоянии объекта, характере процесса и т. п. Вероятный вывод носит предположительный характер и означает, что для категорического вы­вода либо недостаточно данных, либо не было научных оснований (текст документа, по всей вероятности, выполнен гр. К). Такой вывод не явля­ется доказательством по делу, но он может лечь в основу ряда след­ственных версий, планирования розыскных мероприятий и т. п. При не­возможности дать единственный вариант решения поставленного вопро­са эксперт формулирует альтернативный вывод, предлагая несколько вариантов ответа. Выбор одного из них делает орган, назначивший экс­пертизу. Возможен и так называемый условный вывод, когда решение вопроса ставится в зависимость от какого-либо условия.

Изготовленные в ходе исследования фотоснимки, схемы, сопоста­вительные таблицы, спектрограммы и т. д., иллюстрирующие ход ис­следований и выводы эксперта, прилагаются к заключению.



Глава 24. Использование специальных знаний


Посредством экспертизы можно выяснить происхождение и при­чинные связи отдельных фактов, признаков, механизм их образования, определить время начала и хода процессов, явлений. Экспертиза обеспе­чивает решение вопроса о тождестве лиц, предметов, животных, ве­ществ, устанавливает их групповую принадлежность, позволяет выяс­нить состав вещества, дать качественную и количественную характери­стику его элементов; устанавливает факты, имеющие юридическое зна­чение (возраст, половую зрелость, характер и тяжесть телесных по­вреждений); помогает дать правовую оценку расследуемому событию.

Велико значение экспертизы в профилактике преступлений. На­пример, с помощью экспертных заключений следователь или дознава­тель нередко получают возможность выявить конкретные недостатки в деятельности предприятий, организаций, учреждений, обусловившие хищение имущества (несовершенство запирающих устройств и средств сигнализации в складских помещениях и т. п.), причины и условия, спо­собствовавшие совершению расследуемого и других преступлений.

Поскольку заключение эксперта является одним из источников до­казательств, в соответствии с законом оно подлежит оценке следовате­лем (судом). Оцениваются следующие моменты.

1. Соблюдение закона при назначении и производстве экспертизы, наличие в заключении эксперта всех необходимых реквизитов.

2. Полнота заключения: на все ли поставленные вопросы даны отве­ты; если вопросы были переформулированы экспертом, то соответству­ют ли они по смыслу поставленным при назначении экспертизы; соот­ветствуют ли характеру экспертизы обстоятельства, установленные эк­спертом по собственной инициативе.

3. Научная обоснованность выводов эксперта: правильно ли избрана и применена соответствующая экспертная методика, не допущены ли неоправданные ее упрощения, корректны ли проведенные эксперимен­ты и т. п.

4. Логика исследования: соблюдена ли должная последовательность его стадий, логическая обоснованность выводов ходом и результатами исследования, их непротиворечивость.

5. Доказательственное значение выводов эксперта и их согласуе-мость с другими доказательствами по делу.

Из всего вышеперечисленного наиболее спорной представляется возможность следователя и суда оценить научную обоснованность зак­лючения. Очевидно, что для этого надо располагать определенным ком­плексом знаний, близким по уровняю к знаниям самого эксперта.

Еще до революции возникла концепция обязательной силы эксперт­ных заключений, был предложен взгляд на эксперта как на научного судью. Эта концепция была отвергнута, поскольку она в сущности яви­лась рецидивом теории формальной оценки доказательств, когда каж­дое из них обладало заранее предусмотренной силой. Но в данном слу­чае уголовный процесс оказался в плену свободной оценки доказательств: свобода оценки налицо, но подлинной оценки в данном случае быть не может. Не разбираясь достаточно профессионально в примененных ме­тодах и экспертных методиках, следователь и суд вынуждены в боль­шинстве случаев полагаться на авторитет либо автора методики (мето-


Глава 24. Использование специальных знаний



да), либо органа или учреждения, давшего "добро" ее применению.

0 какой же оценке может идти речь, если взамен убежденности основа­
нием становится вера?

Выход из сложившегося положения намечен в ст. 53 и 271 УПК РФ, где защитнику дается право на привлечение для консультаций специа­листа, а сторонам — возможность вызова любого специалиста в суд для консультаций. Таким образом может быть обеспечена реальная состяза­тельность специалистов и экспертов в суде.

Остановимся на экспертных ошибках,могущих повлечь за собой ошибочные действия и выводы по делу следователя и суда.

Доказательственность экспертного заключения зависит от его ис­тинности, внутренней непротиворечивости, точности и достоверности всех действий, оценок и выводов эксперта в ходе и по результатам процесса экспертного исследования.

В общем виде экспертную ошибку можно определить как не соот­ветствующее объективной действительности суждение эксперта или его действия, не приводящие к цели экспертного исследования, если и ис­каженное суждение, и неверные действия представляют собой резуль­тат добросовестного заблуждения.

В литературе есть и несколько иное определение, когда ошибкой эксперта предлагается считать "его выводы (основные и промежуточ­ные), не соответствующие действительности, а также неправильнос­ти в действиях или рассуждениях, отражающих процесс экспертного исследования, — в представлениях, суждениях, понятиях"1. Но, поми­мо некоторых неоправданных повторов, в этом определении отсутствует основной признак, позволяющий отличить экспертную ошибку от заве­домо ложного заключения: ошибка — результат добросовестного заб­луждения эксперта, а не заведомо для него неверных рассуждений или действий. Именно этот признак отличает экспертную ошибку от пре­ступления против правосудия. Заведомая ложность может выражаться в сознательном игнорировании существенных фактов и признаков объек­тов экспертизы, в искаженном описании этих фактов и признаков, за­ведомо неправильной их оценке или заведомо неверных действиях и операциях по их исследованию, умышленно неверному выбору экспер­тной методики или ее применению2. Таким образом, основным квалифи­цирующим признаком состава этого преступления служит умышленная ложность умозаключений, умышленно неправильные действия экспер­та. Осознание ложности своих выводов1 или неправильности действий исключают заблуждение как психологическое состояние, при котором субъект не осознает неправильности своих суждений или действий. Такое заблуждение является добросовестным: эксперт искренне пола­гает, что он мыслит и действует правильно.

Причина ошибочного заключения эксперта не всегда состоит в до­пущенных экспертом ошибках. Экспертное исследование может быть проведено безупречно, и сделанные выводы — полностью соответство-

1 Грановский Г. Л. Природа, причины экспертных ошибок и пути их устранения //
Новые разработки и дискуссионные проблемы теории и практики судебной экспертизы.
М, 1983. С. 2.

2 См. об этом подробнее: Палиашвили А. Я. Экспертиза в суде по уголовным делам. М.,
1973. С. 133.


408 Глава 24. Использование специальных знаний

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.