|
Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)
При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику словесного портрета. Словесный потрет — это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.
Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.
1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого — функциональные признаки сопутствующих предметов.
2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху — вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.
3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые — по цвету.
12*
Глава 19. Исследование внешних признаков человека

Рис. 19.2. Элементы и признаки лица в фас: а: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж — антропометрические точки лица (верхнелобная, глабелла, верхненосовая, зрачковые, подносовая, подбородочная, нижнечелюстные), 1 — высота лба, 2 — ширина лба, 3 — линия положения брови, 4 — линия положения глазной щели, 5 — зрачковая линия, б — протяженность глазной щели, 7 — ширина спинки носа, 8 — высота носа (носовой части лица), 9 — ширина носа, 10 — высота верхней губы, 11 — протяженность ротовой щели, 12 — высота подбородка, 13 — оттопыренность ушной раковины, 14 — высота ушной раковины, 25 — осевая (медиальная) линия; б: 1 — линия роста волос, 2 — области лобных бугров, 3 — области надбровных дуг, 4 — головки бровей, 5 — контуры бровей, 6 — хвосты бровей, 7 — внутренние углы глаз, 8 — наружные углы глаз, 9 — контуры складок верхних век, 10 — носогубной фильтр, 11 — контур каймы верхней губы, 12 — контур каймы нижней губы, 13 — контур подбородка, 14 — контур завитка, 15 — контур противозавитка, 16 — контур козелка
3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).
3.2. Описание размеров элемента дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т. д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: выше среднего, ниже среднего. Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".
3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).
3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.)
§ 2. Метод словесного портрета

Рис.19.3. Элементы и признаки лица в профиль: а: 1, 2, 3 — лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 — положение (наклон) лба, 5, 6 — измерение высоты и глубины переносицы, 7 — выступание спинки носа, 8 — выступание носа, 9 — линия основания носа, 10 — ширина ушной раковины, 11 — высота ушной раковины, 12 — вертикальная (фронтальная) линия; б: 1 — контур лба, 2 — контур спинки носа, 3 — контур нижнего края крыла носа, 4 — контур подбородка, 5 — положение верхней губы, 6 — положение нижней губы, 7 — наружный угол глаза, 8 — линия основания ушной раковины, 9 — завиток, 10 — козелок, 11 — про-тивозавиток, 12 — противокозелок, 13 — мочка уха
и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).
4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.
5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (так называемая французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках)1.
Ниже приводится схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета" (рис. 19.2, 19.3), составленного с соблюдением вышеприведенных принципов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|