Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика судебно-почерковедческой экспертизы

Методика судебно-почерковедческой экспертизы предусматривает четыре стадии исследования: предварительную; раздельную; сравни­тельную; оценки результатов и формулирования выводов.

На первой стадии происходит знакомство эксперта с вещественны­ми доказательствами и вопросами, которые перед ним поставлены, оп-


290 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

ределяется достаточность представленных образцов, выявляется нали­чие изменений, внесенных в исследуемый документ (подчисток, допи­сок и т. п.) в целях дальнейшего использования данного документа для проведения технико-криминалистического исследования.

Вторая стадия предусматривает раздельное изучение документа — вещественного доказательства и образцов для сравнительного исследо­вания, выявление общих и частных признаков как письменной речи, так и почерка. Встретившиеся в рукописи варианты письменных зна­ков и их сочетаний с разметкой установленных особенностей частных признаков почерка заносятся в специальные таблицы-разработки (рис. 16.9).

На третьей стадии выявленные признаки сопоставляются; резуль­таты сравнения (совпадения или различия) заносятся в таблицы и раз­работки.

Четвертая стадия сводится к оценке индивидуальной совокупности выявленных признаков, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии индивидуального тождества.

В том случае, если исследуемая рукопись выполнена с преднаме­ренным искажением почерка, работа эксперта усложняется.

В случае намеренного изменения почерка искажению подвергают­ся главным образом общие и тесно связанные с ними частные признаки. Тем не менее полностью изменить свой почерк пишущему не удается, в нем в достаточной для идентификации степени отображаются частные признаки почерка.

Признаки изменения почерка и подписи. Виды намеренного изме­нения почерка различают по способу маскировки и его разновидностям.

Изменение наклона — в большинстве случаев наклон письменных знаков меняется с правого на левый или на вертикальное положение, реже — с вертикального положения или левого наклона на правый. Это снижает уровень координации движений, изменяет разгон, связность и частные признаки почерка.



Изменение общих признаков и сочетаний, т. е. размера букв и их элементов. При увеличении размера букв уменьшается разгон; при умень­шении размера почерк становится более размашистым.

Изменение строения и частных признаков, т. е. конструктивной сложности почерка и других сопутствующих этому общих и частных признаков. Следует помнить, что последовательно (на протяжении всей рукописи) изменить частные признаки невозможно.

Изменение способа держания пишущего прибора.

Перемена пишущей руки (непривычное леворучное письмо). Лево-ручный почерк при отсутствии навыков представляет собой своеобраз­но искаженный (в большей или меньшей степени) обычный почерк: изломы овальных и вертикальных штрихов, неравномерность располо­жения букв относительно горизонтальной строки. В этом случае на экспертизу представляются образцы, выполненные как правой, так и левой рукой.

Подражание буквам печатной формы, или стилизованное письмо (письмо специальными шрифтами). В этом случае наблюдается замед­ленный темп, отсутствуют признаки скорописи. В качестве образцов


§ 4. Методика судебно-почерковедческой экспертизы 291

 

а Е _ 3 лсо со aх В- 31 с; ИсслеЗуемый текст Свободный образец почерка Метелкина
«г 4 t г. эк > & 2 .£? 'JSof *- /- > p f * jf —"" MR s .%.. ^ а- к^ '2-St Я 1*4 П "1 -е- *<Ы

Рис. 16.9.Фрагмент алфавитной разработки признаков исследуемого почерка и образца почерка подозреваемого

почерка представляются рукописи, выполненные буквами печатной формы.

Подражание маловыработанному почерку сопровождается сниже­нием степени автоматизма движений, частичным нарушением привыч­ной координации и замедлением темпа, значительным упрощением стро­ения письменных знаков. Внешне рукопись кажется выполненной мало­грамотным.

Подражание школьным прописям. Наблюдается замедленный темп исполнения, нарушение координации движений и др.

Подражание почерку другого лица путем срисовывания или по па­мяти. При срисовывании замедляется темп письма, возникают немоти­вированные остановки, искривление штрихов, различие точек начала и окончания движений при выполнении отдельных элементов и др. Под-


292 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

ражание почерку другого лица по памяти влечет за собой совпадение лишь отдельных общих признаков и различие в частных.

Методика судебно-почерковедческой экспертизы подписей есть си­стема методов, приемов, технических средств и алгоритмов их приме­нения. Существуют частные методики установления: тождества (или его отсутствия) лица, от имени которого сделана подпись (решение вопроса о подлинности подписи); исполнителя подписи от имени существующе­го лица; исполнителя подписи от имени существующего лица, сходной с подписями предполагаемого исполнителя; тождества (или его отсут­ствия) лица, от имени которого сделана подпись, содержащая признаки возрастных изменений; исполнителя подписи от имени существующего лица, выполненной с подражанием подлинной подписи этого лица; ис­полнителя подписи от имени вымышленного лица; исполнителя подпи­си, сделанной с применением технических средств.

В любой из вышеперечисленных методик можно выделить три уровня исследования.

Первый — предварительный. На данном этапе выявляются диагно­стические признаки, позволяющие сделать промежуточный вывод об условиях выполнения исследуемой подписи. Заканчивается данный уро­вень исходя из результатов анализа выдвижением экспертных версий (подпись выполнена в состоянии стресса; является автоподлогом; путем подражания; при алкогольном опьянении; в обычных условиях; в нео­бычной позе и т. п.) и планированием экспертного исследования.

Второй уровень включает в себя раздельное и сравнительное ис­следование на базе традиционных методов. На этом этапе изучаются как общие, так и частные признаки с учетом выдвигаемых версий и в соответствии с традиционной методикой. Обязательно делается разра­ботка. Заканчивается этот уровень оценкой результатов исследования.

На третьем уровне исследуются общие и частные признаки подпис­ного и обычного почерка и устанавливается факт необычного (обычного) выполнения подписи. По результатам определяются пути дальнейшего исследования. Если будет установлено, что подпись выполнена в обычных условиях, применяется комплексная методика установления тождества подписи конкретному исполнителю. При необычном исполнении подписи исследование (в соответствии с описанными уровнями) продолжается до установления условий этого необычного выполнения (автоподлог, выполне­ние подписи с подражанием "на глаз" и т. п.).

С развитием и внедрением компьютерных технологий повысился уро­вень не только производства судебно-почерковедческих экспертиз (авто­матизации экспертной работы), но и объективности критериев оценки того или иного комплекса признаков почерка. Особую роль при решении идентификационных и диагностических задач приобретает программное обеспечение, позволяющее комплексно исследовать малообъемные по-черковые объекты: подписи, краткие записи и тексты, выполненные в обычных и необычных условиях. Так, разработанная программа "Теле-мак" позволяет "автоматизировать процесс исследования интегральных структурно-геометрических характеристик в кратких и простых подпи­сях со стадии выделения и измерения признаков"; программное обеспе­чение "Мера" применяется в целях исследования "интегральных струк-


§ 5. Судебное автороведение



турно-геометрических характеристик в кратких буквенных записях"; про­грамма "Тюльпан" предусматривает автоматизацию "расчетных компо­нентов методики дифференциации рукописей на мужские и женские и для установления возраста предполагаемого исполнителя"1. Для иденти­фикации исполнителя кратких почерковых объектов применяются про­граммные комплексы ДИА (для анализа геометрической структуры) и "Денси" (для распределения нажимов в почерковых объектах); для расче­та априорной информативности подписи — программа "Apriori", для диф­ференциации высоковыработанных почерков по степени совершенства движений — программа "Differ".

Что касается автоматизации рабочего места эксперта-почерковеда, то в настоящее время разработаны или находятся в стадии разработки такие программные диалоговые комплексы, как "Дипод" ("Диалог о подписи"), "Роза" (автоматизация расчетных этапов применения мето­дик установления факта намеренного изменения почерка), "Мак" (ис­следование кратких и простых подписей), "Ирис" (идентификация ис­полнителя рукописи, выполненной намеренно измененным почерком (ско­рописью), программа "Бланк" (для автоматизированного формирования бланка текста экспертного заключения). Оформляется заключение с по­мощью программы "Editor"2.

Автоматизация не только повышает уровень работы, но и дает воз­можность получить дополнительную информацию, в частности при ре­шении таких достаточно сложных вопросов, как идентификация испол­нителя, а также установление способа подражания, дифференциация авторов документов, установление личностных характеристик по по­черку. Многообразие и разнородность параметров, отображающихся в тексте и характеризующих личность, требуют использования матема­тических методов исследования и создания автоматизированного про­граммного комплекса.

Судебное автороведение

Судебное автороведение содержит концептуальные основы уста­новления автора текста; оно базируется на данных лингвистики, в том числе фразеологии, грамматики и других областей знаний о языке и письменной речи, на системе знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека.

Предметом автороведческой экспертизы является установление фактических данных о личности автора при исследовании текста доку­мента и иных материалов уголовного дела. Эти данные фиксируются в заключении эксперта и служат доказательством в процессе расследова­ния и судебного разбирательства дел. В качестве непосредственного объекта экспертного исследования выступает письменная речь и прояв­ляющиеся в ней общие и частные языковые навыки. Общие языковые навыки — лексико-фразеологические, синтаксические, стилистические, ор-

1 Орлова В. Ф., Сахарова Н. Г. Применение математических методов и ЭВМ — основные
задачи автоматизации в судебно-почерковедческой экспертизе // Использование
математических методов и ЭВМ в экспертной практике. М., 1989. С. 93, 94.

2 См.: Сахарова Н. Г. Пути создания автоматизированного рабочего места эксперта-
почерковеда // Там же. С. 101—103.


294 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

фографические, пунктуационные. Частные — устойчивые нарушения речи, использование определенных языковых средств и др.

Основные признаки, указывающие на автора текста, характеризу­ют смысловую сторону письма. Можно привести следующий примерный перечень этих признаков.

1. Семантические признаки:

а) тема документа;

б) лейтмотив — основная мысль, выраженная в документе;

в) фактический материал документа — факты, знанием которых
характеризуется выбор документа. Сюда можно отнести профессиональ­
ные знания, знание людей, мест, событий и их характерных подробно­
стей и пр.;

г) архитектоника — построение документа (вступление, разделы,
их расположение, заключение и т. п.).

2. Стилистические признаки (своеобразие средств письменной речи):

а) фразеологические: употребление восклицательных и вопроситель­
ных предложений, цитат, междометий, пословиц и поговорок, крыла­
тых слов, идиом (своеобразных выражений, свойственных лишь данно­
му языку и не переводимых дословно на другой язык, например "тя­
нуть канитель");

б) лексические: архаизмы — устаревшие или вышедшие из упот­
ребления в живом языке слова, выражения (зело, сиречь, сие и др.);
неологизмы — новые слова, возникшие в языке для обозначения новых
понятий (новатор);

варваризмы — иностранные слова или обороты речи, не свойствен­ные языку, на котором написан исследуемый документ;

профессионализмы — профессиональные термины и выражения (слу­жить на флоте, играть на театре);

диалектизмы или провинциализмы — слова, заимствованные из ме­стных, областных говоров (курень, гутарить, рушник);

арготизмы — слова из арго — условного, жаргонированного языка обособленной группы, кружка (воровское, флотское, молодежное арго);

вульгаризмы — грубые слова, неправильные обороты речи, кото­рые не употребляются в литературном языке;

употребление уменьшительных, сокращенных слов, привычных слов (следовательно, факт).

3. Грамматические признаки: морфологические (согласование слов в роде и падеже, написание сложных слов и дробных числительных и др.), синтаксические, орфографические признаки.

4. Топографические признаки (размещение текста и его частей на бумаге):

поля — расположение (левые, правые), размер, конфигурация, направление (вертикальные, сужающиеся, расширяющиеся);

абзацы — наличие и частота, способ выделения абзацев, размеры абзацных отступов;

строки — конфигурация (прямые, изогнутые, ступенчатые), на­правление, положение относительно линовки на бумаге, размер проме­жутков между строками;


§ 5. Судебное автороведение



наличие переносов слов, промежутки между словами;

особенности окончания строк;

обращение к адресату (положение относительно краев листа и текста);

подпись, дата — положение относительно текста.

5. Мелкие привычки письменной речи:

выделение отдельных частей текста;

приемы внесения исправлений в текст;

способ нумерации страниц, разделов, абзацев;

способ сокращения слов.

Своеобразие условий формирования личности приводит к тому, что каждый человек обладает определенным набором речемыслительных норм, формирующих индивидуальность и неповторимость языковых и интеллектуальных навыков. Именно эти особенности являются основой для идентификации автора текста. К частным признакам языковых на­выков относятся: признаки орфографических, пунктуационных навыков, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препина­ния, разделение текста на абзацы, разделы; признаки лексико-фразе-ологических и синтаксических навыков; признаки стилистических на­выков. Кроме того, различают признаки формально-логических навыков письменной речи, в том числе интеллектуальных навыков восприятия окружающей действительности, аргументации, оценки, акцентуации и др. Объекты экспертизы фигурируют в виде текстов документов, отно­сящихся к таким стилям письменной речи, как: бытовой (обиходный), официально-деловой, публицистический, научный. Это могут быть ру­кописи, машинописные документы, фотокопии, ксерокопии и т. п.

Под текстом в автороведческой экспертизе понимают совокупность предложений, связанных единством смысла, которые могут служить материалом для криминалистического исследования свойств и состоя­ния автора. Исследуемый текст должен быть объемом не менее 500 слов, включающих самостоятельные части речи (существительные, прилага­тельные и т. д.), предлоги, союзы, междометия. Такие объекты исследо­вания бывают представлены частными письмами, записками (обиход­ные); это могут быть объяснительные записки, докладные, рапорты, жалобы, автобиография (официально-деловые}; трактаты, воззвания, доклады и статьи на общественно-политическую тематику (публицисти­ческие); статьи, отзывы, рецензии, доклады (научные).

Судебно-автороведческая экспертиза решает задачи как идентифи­кационного, так и диагностического характера. К первым относятся: ус­тановление (отождествление) автора текста определенного документа, отдельного фрагмента документа, нескольких документов. Решение этой задачи имеет существенное розыскное значение.

К диагностическим относятся: установление факта намеренного ис­кажения письменной речи; фактов, относящихся к условиям создания текста документа; определение образовательного уровня; определение групповой принадлежности автора (его родной язык, место формирова­ния языковых навыков, образование и т. д.).

Успех идентификационной экспертизы во многом зависит от каче­ства и объема сравнительного материала — свободных, эксперименталь-


296 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

ных и условно-свободных образцов письменной речи, т. е. текстов, авто­ром которых является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, слово­сочетаний, даже отдельные предложения не могут фигурировать в ка­честве образцов для сравнения. Необходим связанный текст значитель­ного объема и определенной направленности.

Свободные образцы (выполненные вне связи с уголовным делом) должны соответствовать исследуемому тексту по следующим характе­ристикам: а) языку изложения; б) времени исполнения; в) принадлеж­ности к определенному функциональному стилю речи; г) по адресату и характеру речевого обращения; д) по состоянию автора.

Экспериментальные образцы письменной речи, в отличие от об­разцов для исследования почерка, выполняются проверяемым лицом в форме самостоятельного сочинения, а не под диктовку или путем спи­сывания, дабы в них проявились индивидуальные привычки пишущего. Сначала сочинение выполняется на тему, избираемую лицом самостоя­тельно. Следователь (судья) должен только указать форму письменной речи (бытовая, официальная и т. п.). Затем тема назначается следовате­лем (судьей). Примерный объем сравнительного материала, представ­ляемого на экспертизу: 25—30 страниц свободных образцов и 25—30 — экспериментальных.

Условно-свободные образцы являются дополнительным сравнитель­ным материалом. Это тексты собственноручных объяснений, показаний и т. п., выполненные после возбуждения уголовного дела.

Во всех случаях проведения автороведческого исследования экс­перту необходимо сообщать следующие сведения (в постановлении, оп­ределении или специальной справке): 1) о месте, откуда был отправлен документ, где он был обнаружен; о предполагаемом времени его выпол­нения; об условиях выполнения (если есть основания предполагать нео­бычность этих условий); 2) о личности проверяемого лица (пол, воз­раст, национальность, социальное положение, образование, профес­сия, родной язык, место жительства, не страдает ли он психическими или иными тяжелыми заболеваниями, хроническим алкоголизмом; был ли болен в период, когда, судя по обстоятельствам дела, создавался исследуемый документ; 3) если документ является частным посланием, адресованным конкретному лицу, то сведения об этом лице: социально-биографические данные; знаком ли он с предполагаемым автором доку­мента, в течение какого времени, каков характер их взаимоотношений.

Экспертное автороведческое исследование складывается из четы­рех стадий: предварительное исследование; раздельное; сравнитель­ное; оценка (синтез) результатов и формулирование выводов. На первой стадии осуществляется знакомство эксперта с материалами, устанав­ливается их достаточность.

Вторая стадия предусматривает раздельный анализ текста иссле­дуемого документа и текстов — образцов для сравнения, выявляются общие и частные признаки, устанавливаются уровень развития и осо­бенности навыков: стилистических, синтаксических, лексико-фразеоло-гические свойства и т. п.


§ 5. Судебное автороведение



На третьей стадии производится сравнение выявленных общих и частных признаков в исследуемом тексте и образцах, устанавливается их совпадение (совпадение вводных слов и оборотов, вопросительных, вос­клицательных предложений и т. п.) или различие.

Четвертая стадия — оценка результатов проведенного исследова­ния. Причем методикой автороведческой экспертизы предусмотрены не только качественные, но и количественные критерии оценки общих и частных признаков. По результатам оценки формулируются выводы.

В случае отказа от решения вопроса эксперт должен четко изло­жить причины (недостаточный объем материала, несопоставимость до­кумента и образцов и т. д.).


Глава 17. Технико-криминалистическое исследование документов



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.