Сделай Сам Свою Работу на 5

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ О СЕБЕСТОИМОСТИ





Июнь 1963 г.

Среди множества проблем, встающих перед социалис­тической экономикой в области планирования, возни­кает проблема анализа деятельности предприятий с учетом новых положений, создаваемых развитием соци­алистической революции.

Основой, на которую опирается капиталистический рынок, является закон стоимости, непосредственным же его выражением является рынок. Нечего и думать об анализе закона стоимости в отрыве от его естест­венной среды, другими словами, собственным выраже­нием закона стоимости является капиталистический рынок. В процессе строительства социалистического общества многие производственные отношения меняют­ся, рынок утрачивает характерные особенности свобод­ной конкуренции и приобретает другие новые черты: он уже ограничен воздействием социалистического сек­тора, который действует сознательно на товарный фонд.

В нашем случае при нехватке товаров сразу пошел бы процесс роста цен на рынке и вновь была бы выравнена связь между предложением и спросом. Но мы жес­тко заморозили цены, сохраняя систему распределения по нормам1, при которой реальная стоимость товара не может быть выражена через рынок: последний имеет теперь другие отличительные особенности. Хотя рас­пределение по нормам и переходное явление, с течением времени плановое хозяйство в рамках отдельно взятой страны будет отделять ее действительность от действи­тельности внешнего мира. В запутанном процессе про­изводства и распределения товара участвуют сырье и разного рода затраты, которые и определяют цену. Когда все товары взаимодействуют в соответствии с ценами, имеющими определенную внутреннюю вза­имосвязь, отличную от связи этих товаров на капита­листическом рынке, создаются новые отношения цен, не сравнимые с отношениями, существующими в мире. Как сделать, чтобы цены совпадали со стоимостью? Как сознательно управлять знанием закона стоимости для достижения равновесия между товарным фондом, с одной стороны, и верным его отражением в цене — с другой? Это одна из самых серьезных задач, вставших перед социалистической экономикой.



Советский Союз, первым построивший социализм, и те страны, что пошли за ним, приняли решение ввести планирование народного хозяйства, измеряемое круп­ными экономическими категориями в их стоимостном выражении, оставив более или менее свободными от­ношения между предприятиями. Таким образом, сложился так называемый хозяйственный расчет — тер­мин, плохо переведенный с русского. На испанском он мог бы быть выражен как самофинансирование пред­приятий или, более правильно, как финансовая само­стоятельность.



Финансовая самостоятельность основывается в об­щих чертах на установлении глобального контроля, отражении его в стоимостных категориях, превращении банков в органы первичного контроля за деятельностью предприятий и соответствующем развитии материально­го стимулирования таким образом, чтобы оно, подчи­няясь необходимым правилам, служило развитию не­зависимой тенденции к максимальному использованию производственных возможностей, что означает боль­шие доходы для отдельного рабочего или коллектива завода. При этой системе кредиты, предоставляемые социалистическим предприятиям, взимаются с процен­том, что является средством ускорения оборота про­дукции.

В нашей экономической практике мы в первый момент начали процесс централизации всей финансо­вой деятельности предприятия — централизации, позво­лившей нам разрешить существенные проблемы данно­го периода. Со временем мы стали думать о том, что имеется возможность развития нового, более централи­зованного механизма контроля, менее бюрократическо­го, чем используемый, а в определенных условиях и более эффективного для промышленных предприятий. Эта система основывается главным образом на идее применения в маленькой стране достижений, сущест­вующих в области общего учета на капиталистических предприятиях. Хорошая связь, не только наземная и воздушная, но и телефонная и беспроводная, создает условия для постоянного и ежедневного контроля за этой системой.



В нашей системе банк будет предоставлять предприятиям денежные суммы, ассигнованные бюджетом, но без процента, так как в этих операциях отсут­ствуют кредитные отношения. Наша концепция, введен­ная только в определенных отраслях хозяйства, рас­сматривает производство как длительный процесс, при котором в социалистическом секторе продукция про­ходит все этапы до ее превращения в товар, что про­исходит только при передаче права собственности. Эта передача права собственности осуществляется в момент выхода продукции из государственного сектора и ее перехода во владение потребителя.

Переход продукции от одного предприятия к друго­му, принадлежащему тому же или иному министерству, должен рассматриваться не иначе, как часть производ­ственного процесса, которая добавляется к стоимости продукции. Банк как простейшая счетная касса регист­рирует ее передвижение. Предприятие не имеет соб­ственных фондов, поэтому все его доходы возвращают­ся в государственный бюджет.

Система показала, что она дееспособна, но вместе с тем в ней имеются и недостатки, делающие ее ми­шенью для серьезных замечаний.

Эти замечания относятся главным образом к отсут­ствию прямого материального стимулирования и заклю­чающейся здесь тенденции к бюрократизму.

В любом случае не время обсуждать это, сейчас нам хотелось бы затронуть в основном значение экономиче­ского анализа в деятельности бюджетного предприятия. Как он должен производиться и при каких условиях? Здесь мы учитываем, что себестоимость производства является основным элементом, который позволит руко­водству предприятия, объединения или в данном случае министерства как непосредственно, так и в общих чертах наблюдать за работой производственной еди­ницы.

Мы настаиваем на анализе себестоимости, так как часть нашей концепции связана с необязательностью совпадения, или тесной связи между себестоимостью производства и ценой социалистического сектора. (Для Кубы, страны слабого развития и широкого внешне­торгового обмена, отношения с другими странами мира являются основополагающими.)

Поэтому мы считаем, что общая структура внут­ренних цен никоим образом не должна отделяться от общей структуры цен внешнего рынка, хорошо понимая, что эти цены отражают только социалистическую сфе­ру, где они выполняют основные функции арифмети­ческих денег, т. е. служат формой измерения.

Этому положению противопоставляются многочис­ленные затруднения, вызванные уже существующим пе­рекосом по отношению к внешним ценам и техноло­гическим достижениям, временными искривлениями или воздействием монополий на рынки, что ведет к ежед­невному изменению цен на международном рынке. Мы, не сделав еще полного анализа данной проблемы, считаем, что этого можно было бы избежать, установив общую систему, которая определила бы твердую шкалу цен мирового капиталистического рынка с поправками, которые могли бы быть введены действием цен соци­алистического рынка, а также фактором повышения оплаты за фрахт с места закупки товара до нашей стра­ны. Цены, зафиксированные таким образом, действо­вали бы в течение определенного времени без пе­ребоев.

Если бы были взяты цены основных товаров и на их основе установлены по приблизительным подсчетам цены на остальные товары, то можно было бы прийти к уравновешенному историческому уровню цен мирово­го рынка, что позволило бы автоматически измерять относительную эффективность всех отраслей хозяйства на мировом рынке.

Однако структура цен на товары дала бы искаженное представление о национальном производстве, так как она измеряет лишь среднемировую эффективность, что может вызвать опасные тенденции потребления, основанные на соблазнительных ценах на продукцию, затраты труда на которую превышают те, что показыва­ет сравнение с другими странами.

Подобное возражение правомочно, и при правильном планировании следовало бы рассмотреть несколько цифровых показателей для определения производства товаров в соответствии с их рентабельностью. Так как эта система основана на централизованном контроле экономики и большой централизации решений, отно­сительная рентабельность явилась бы лишь показате­лем, поскольку то, что нас в действительности интере­сует, — это общая рентабельность производственного аппарата. Этот показатель следовало бы измерять, если бы было возможно, — а к этому мы постоянно стремим­ся — в пределах мировой стоимости.

Это отнюдь не означает ни в малейшей степени, что мы обеспечим критерий для новых капиталовложений и что в соответствии с затратами наших предприятий и возможным объемом новых капиталовложений, с учетом наших возможностей накопления автоматически можно установить пределы стоимости. Этого не про­изойдет, потому что закон стоимости находит относи­тельно точное выражение на мировом рынке, а в на­шей внутренней среде на него будет сильно влиять положение социалистического сектора и общественно необходимый труд по производству определенных из­делий на местном уровне, не говоря уже о том, что нас, возможно, заинтересует гораздо большее развитие про­изводства какой-то продукции, которая может не быть самой рентабельной, но иметь стратегическое значе­ние или просто быть более выгодной для населения. Не надо забывать, еще раз хотим это подчеркнуть, что будет существовать цена для населения, которая может относительно отличаться от внутренней расчетной цены предприятий, руководствующихся этой системой. При такой схеме мы немедленно имели бы «зеркало», в котором отразится весь ход развития экономи­ки на данный момент. При подобном типе организации не обязательно ее вводить по всей стране, а доста­точно ввести лишь в нескольких отраслях промышлен­ности, где мы смогли бы применять систему, позволя­ющую с каждым разом совершенствовать экономический анализ.

Именно себестоимость реально даст нам показатель деятельности предприятия и не важно, будет она выше или ниже уровня цен социалистического сектора или даже в отдельных случаях цен товаров, продаваемых населению, так как нас интересует последовательный анализ деятельности предприятий в течение определен­ного времени, измеренный достижениями в снижении себестоимости. В этом случае в цене отразится анализ рентабельности относительно мировых цен. Следует серьезнее подойти к данным проблемам, а работа над ними еще схематична и проводится без глубокого ана­лиза.

Необходимо разработать целую систему проведения анализа себестоимости, которая систематически, с одинаковым постоянством поощряла и наказывала бы успехи или неудачи в борьбе за ее снижение. Необхо­димо также разработать нормы потребления сырья, кос­венных расходов, продукции, находящейся в производ­стве, порядок учета сырья и конечной продукции.

Надо систематизировать контроль над учетом и про­водить точную экономическую работу над этими показа­телями, постоянно их обновляя.

В нашей системе учета мы выделили стоимость применённого сырья, прямых затрат материалов, стои­мость косвенных затрат материалов и рабочей силы, амортизации и социального обеспечения, что является вкладом государственных предприятий, исчисляемым в зависимости от фонда заработной платы.

Необходимо воздействовать на все указанные ком­поненты и на каждый из них в отдельности, кроме налога на социальное обеспечение, который в действи­тельности должен рассматриваться вне данного анализа, а в будущем, когда методы будут усовершенствованы, отпадет и необходимость его рассмотрения; просто го­сударство ежегодно будет выделять в своем бюджете статью расходов, которая позволит заниматься вопро­сами социального обеспечения независимо от индивиду­альной заработной платы рабочих.

На уровень потребления сырья и прямых затрат материалов можно воздействовать путем их непосред­ственной экономии, технологических изменений и соз­дания безотходного производства. В косвенных затра­тах материалов экономии можно достичь за счет сни­жения потребления электроэнергии, топлива и т. д., т. е. за счет простых организационных мер или в неко­торых случаях путем технологических изменений; в об­ласти рабочей силы можно снизить ее относительную стоимость, повышая общую производительность труда. Что касается амортизации, то нам надо развивать более научные методы, которые позволили бы четко ее уста­новить и одновременно продлить полезную жизнь ос­новных фондов, посредством соответствующего их об­служивания.

Все сводится к общему показателю, каким бы обра­зом его ни анализировали, — росту производительности труда, который является основой строительства соци­ализма и необходимой предпосылкой коммунизма.

Итак, есть несколько аспектов, по которым можно установить контроль за стоимостью; первый — это административные наблюдения посредством соответству­ющей организации, контроля и подготовки нашего руководящего персонала, который научит остальной персонал непосредственно анализировать стоимость и обращаться к подсчетам как к обычной рабочей задаче.

Естественно, в настоящий момент в достижении это­го у нас будут бесчисленные трудности ввиду недос­таточных навыков экономического анализа у наших ру­ководителей, их низкого культурного уровня и того, что экономика в целом еще недостаточно организована; однако последовательная работа, проводимая в этом направлении, может принести плоды в короткий срок и этой задачей мы занимаемся вплотную.

Необходимо четко уяснить, что анализ стоимости не приводит безоговорочно к принятию необходимых мер для исправления отмеченных недостатков. Сущест­вуют объективные и крайне важные обстоятельства, которые в течение некоторого времени будут этому препятствовать: плохая организация снабжения, столь зависимого от иностранного рынка; недостаточная работа по содержанию оборудования, что приводит к неожиданным, вынужденным простоям; отсутствие норм юридических отношений между предприятиями, что вызывает серьезные перекосы в планах, когда предприя­тие не забирает заказанную продукцию и резко меняет заказы. Необходимо отметить, что общее несовершен­ство планирования и недостатки обеспечения некоторое время еще будут держать подчиненные предприятия и объединения в зависимости от резких изменений уров­ня стоимости; это не должно нас столь беспокоить, как неумение сразу же объяснить возникающее яв­ление.

Однако можно работать и над индивидуальным контролем за стоимостью, проводимым самим рабочим, при установлении соответствующих норм с учетом ка­чества и количества труда. При учете качества именно экономия сырья может использоваться как средство, которое приведет к существенным результатам за ко­роткий срок. Это задача, в выполнении которой мы неуклонно продвигаемся вперед, хотя и не с необходи­мой скоростью.

Надо упорно добиваться внимания коллектива про­изводственного предприятия к проблеме себестоимости; это можно осуществить, когда анализ его хозяйствен­ной деятельности, проводимый через анализ себестои­мости, помогает стимулированию, главным образом об­щественного характера, что обеспечит заинтересован­ность рабочих в ее снижении, чтобы получить прибыль. Здесь требуется работа по углублению сознательности и одновременно большое повышение качества организа­ции. Взяв это дело в свои руки, последовательно прово­дя работу в массах, партия за короткий срок может изменить отношение рабочих к государственной адми­нистрации, однако мы не можем мечтать о том, что решение организационных вопросов будет продвигаться вперед с той же скоростью, и мы должны согласиться с тем, что нужно время для того, чтобы многое привести в порядок. У нас есть несколько экспериментальных предприятий, где изучается система коллективного сти­мулирования общественного характера, позволяющего влиять на себестоимость. Должно быть четко установ­лено, что подобный анализ делается на основе заплани­рованного и обязательно выполняемого производствен­ного плана. Его выполнение, за исключением строго обоснованных случаев, будет порогом, переступив ко­торый, станет возможным анализ коллективной дея­тельности предприятия для определения стимулов.

Эта общая задача заключает в себе идею воз­можности централизованного управления экономикой, но мы должны уяснить и то, что это централизованное управление не означает принятия всех решений на самом высоком уровне, а устанавливает градации, при которых организация препятствует нарушению принци­пов и обязывает к тому, чтобы на каждом соответ­ствующем уровне при решении вопросов принимались необходимые меры без обращения в другие инстанции. Подготовительная работа по четкому определению от­ношений между различными уровнями и тому, что сле­дует или не следует делать на каждом из них, являет­ся одним из условий правильного функционирования системы.

Вся наша работа должна быть направлена на дости­жение того, чтобы задачи ведения хозяйства, контроля и управления с каждым разом упрощались, а усилия министерств и ведомств сосредоточивались на плани­ровании и технологическом развитии. Когда будут ус­тановлены и введены все показатели, а также методы и навыки контроля, при развитии планирования во всех об­ластях хозяйства эта работа станет механической и не будет вызывать серьезных затруднений. В этот момент должное значение получат современные методы планиро­вания, станет возможным приблизить тот идеал, когда экономика будет управляться посредством математичес­кого анализа и по нему будут определяться наиболее адекватные соотношения между различными отраслями производства. Конечно, человек, первопричина нашей Революции и наших чаяний, не может быть сведен к некоей формуле, а его потребности будут с каждым разом усложняться, дополняя простое удовлетворение материальных потребностей. Различные отрасли произ­водства будут автоматизироваться, во много раз увели­чивая производительность труда рабочего, и его свобод­ное время будет посвящено культуре, спорту, науке в их высшем проявлении, а работа станет общественной потребностью.

Возможность приблизить это далекое будущее оп­ределена технической способностью рабочих и спе­циалистов поддерживать наилучшие условия работы в каждой отрасли промышленности, способностью пла­нировать таким образом, чтобы самые сокровенные же­лания населения совпадали с самыми насущными потребностями экономики и предоставлением все возрас­тающего числа благ. При таком понимании развития экономики функция контроля станет простой и будет возложена на специализированные учреждения, распо­лагающие соответствующими техническими средствами для решения этой задачи.

Если в нашем министерстве, где большая часть служащих сегодня напряженно работает над решением обыденных, но в то же время необходимых для про­изводства задач, могла бы освободиться от такой дея­тельности, чтобы заняться исследовательской и творчес­кой работой, скачок качества работы стал бы сразу ви­ден.

Мы должны работать над тем, чтобы административ­ная деятельность стала совершенным часовым меха­низмом и чтобы производству был дан импульс на пути его технологического развития.

«Нуэстра индустрия»

 

1 Нормированное распределение основных продуктов питания (мясо, рис, сахар, бобовые и др.) было введено на Кубе в 1962 г., а остро­дефицитных промтоваров (ткани, кожаная обувь, белье и т.д.)— в 1963 г. В 1989 г. нормирование касалось 25 % продовольственных и 20 % промышленных товаров. С 1978 г. в стране действует так называемый параллельный рынок, где по коммерческим ценам можно купить практически все товары, за некоторым исключением. (Прим. науч. ред.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.