|
ГЛАВНЫЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ СОБЫТИЯ
Об этом вопросе говорилось, но недостаточно, и я считаю, что необходимо приступить к его более глубокому анализу с тем, чтобы четко определить цели и методологию.
Эта система официально санкционирована законом, регулирующим бюджетное финансирование государственных предприятий, а свое применение получила в процессе работы Министерства промышленности.
История вопроса сравнительно недавняя, он был поставлен в начале 1960 г., однако наша задача — проанализировать не его историю, а систему, каковой она предстает в настоящий момент, учитывая, что ее оценка далеко не завершена.
Наша задача — провести сравнение с системой так называемого хозяйственного расчета, при этом мы делаем упор на самофинансирование, так как оно является его основной характерной чертой, а также на отношение к материальному стимулированию, так как на его основе устанавливается самофинансирование.
Объяснить различия непросто, так как они подчас неясны и хитроумны, а кроме того, изучение бюджетной системы финансирования не было достаточно глубоким, чтобы изложение ее могло поспорить в ясности с изложением принципов и методов хозяйственного расчета.
Начнем с нескольких цитат. Первая взята из экономических работ Маркса того периода, который впоследствии был назван творчеством молодого Маркса, когда даже в его языке был очень заметен груз философских идей, повлиявших на его формирование, а экономические его воззрения были не столь точны. Однако Маркс находился в расцвете сил, уже принял дело отверженных и дал ему философское объяснение, правда, не столь строго научное, как в «Капитале». Он мыслил скорее как философ, и поэтому более конкретно обращался к человеку как личности, а не к проблемам его освобождения как человека общества, не анализировал еще неотвратимости раскола общественных структур эпохи, уступающей путь переходному периоду, диктатуре пролетариата. В «Капитале» же Маркс предстает ученым-экономистом, скрупулезно изучающим переходный характер социальных эпох и их определение по производственным отношениям, не допускающим философских рассуждений.
Значение этого памятника человеческой мысли таково, что зачастую заставляет нас забыть о гуманистическом (в лучшем смысле этого слова) характере его исканий. Механизм производственных отношений и их последствия, борьба классов как бы скрывают тот очевидный факт, что речь идет о людях в исторической среде. Сейчас нас интересует человек, отсюда и цитата, не утратившая в силу молодости автора своей ценности как высказывание мысли философа.
«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности -- этого самоотчуждения человека — и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека;
а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, == гуманизму, а как завершенный гуманизм, == натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение»1.
Слово «знает» выделено, потому что считается основным в постановке проблемы; Маркс думал об освобождении человека и рассматривал коммунизм как решение противоречий, породивших его отчуждение, и как сознательный акт. Следует отметить, что коммунизм не может рассматриваться как результат исключительно классовых противоречий в высокоразвитом обществе, которые разрешались бы в переходный период на пути к достижению вершины; человек — сознательное действующее лицо истории. Без этого сознания, включающего и осознание себя как части общества, не может быть коммунизма.
Работая над «Капиталом», Маркс не оставил свою партийную деятельность; когда в 1875 г. состоялся съезд в Готе по объединению рабочих организаций, действующих в Германии (Социал-демократическая рабочая партия и Генеральная ассоциация немецких рабочих), и была разработана программа, ответом Маркса стала работа «Критика Готской программы».
Эта работа при том, что была написана во время составления фундаментального труда и обладает четко выраженной полемической направленностью, важна тем, что в ней, хотя и мимоходом, затрагивается тема переходного периода. Анализируя пункт третий Готской программы, Маркс останавливается на некоторых наиболее значительных вопросах этого периода, рассматриваемого им как результат раскола развитой капиталистической системы. На данном этапе не предусматривается использование денег, но предусмотрена индивидуальная оплата труда, потому что:
«Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай»2.
Маркс мог только интуитивно предвидеть крах мировой системы империализма. Ленин же ее «выслушивает» и ставит свой диагноз:
«Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Победивший пролетариат этой страны, экспроприировав капиталистов и организовав у себя социалистическое производство, встал бы против остальною, капиталистического мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран, поднимая в них восстание против капиталистов, выступая в случае необходимости даже с военной силой против эксплуататорских классов и их государств. Политической формой общества, в котором побеждает пролетариат, свергая буржуазию, будет демократическая республика, все более централизующая силы пролетариата данной нации или данных наций в борьбе против государств, еще не перешедших к социализму. Невозможно уничтожение классов без диктатуры угнетенного класса, пролетариата. Невозможно свободное объединение наций в социализме без более или менее долгой, упорной борьбы социалистических республик с отсталыми государствами»3.
Через несколько лет Сталин довел эту мысль до ее крайнего выражения, считая возможным свершение социалистической революции в колониях:
«Третье противоречие — это противоречие между горстью господствующих «цивилизованных» наций и сотнями миллионов колониальных и зависимых народов мира. Империализм есть самая наглая эксплуатация и самое бесчеловечное угнетение сотен миллионов населения обширнейших колоний и зависимых стран. Выжимание сверхприбыли — такова цель этой эксплуатации и этого угнетения. Но, эксплуатируя эти страны, империализм вынужден строить там железные дороги, фабрики и заводы, промышленные и торговые центры. Появление класса пролетариев, зарождение местной интеллигенции, пробуждение национального самосознания, усиление освободительного движения — таковы неизбежные результаты этой «политики». Усиление революционного движения во всех без исключения колониях и зависимых странах свидетельствует об этом с очевидностью. Это обстоятельство важно для пролетариата в том отношении, что оно в корне подрывает позиции капитализма, превращая колонии и зависимые страны из резервов империализма в резервы пролетарской революции»4.
Тезисы Ленина предстают на практике, определив появление СССР.
Перед нами явление нового порядка: победа социалистической революции в одной экономически отсталой стране, имеющей территорию в 22 млн. км2, малую плотность населения, обострение нищеты вследствие войны и, как будто этого недостаточно, подвергшейся нападению империалистических держав.
После периода «военного коммунизма» Ленин закладывает основы нэпа и вместе с тем основы развития советского общества вплоть до наших дней.
Здесь необходимо указать исторический момент, который переживал Советский Союз, и никто лучше Ленина этого не сделает:
«Я держался, таким образом, в 1918 г. того мнения, что по отношению к тогдашнему хозяйственному состоянию Советской республики государственный капитализм представлял собой шаг вперед. Это звучит очень странно и, быть может, даже нелепо, ибо уже и тогда наша республика была социалистической республикой; тогда мы предпринимали каждый день с величайшей поспешностью — вероятно, с излишней поспешностью — различные новые хозяйственные мероприятия, которые нельзя назвать иначе, как социалистическими. И все же я тогда полагал, что государственный капитализм по сравнению с тогдашним хозяйственным положением Советской республики представляет собой шаг вперед, и я пояснял эту мысль дальше тем, что просто перечислил элементы хозяйственного строя России. Эти элементы были, по-моему, следующие: „1) патриархальная, т.е. наиболее примитивная, форма сельского хозяйства; 2) мелкое товарное производство (сюда относится и большинство крестьянства, торгующее хлебом); 3) частный капитализм; 4) государственный капитализм и 5) социализм". Все эти хозяйственные элементы были представлены в тогдашней России. Я поставил себе задачу разъяснить, в каком отношении друг к другу находятся эти элементы и не следует ли один из несоциалпстических элементов, именно государственный капитализм, расценивать выше, чем социализм. Я повторяю: это всем кажется весьма странным, что несоциалистнческий элемент расценивается выше, признается вышестоящим, чем социализм, в республике, которая объявляет себя социалистической. Но дело становится понятным, если вы вспомните, что мы отнюдь не рассматривали хозяйственный строй России как нечто однородное и высокоразвитое, а в полной мере сознавали, что имеем в России патриархальное земледелие, т. е. наиболее примитивную форму земледелия наряду с формой социалистической. Какую же роль мог бы играть государственный капитализм в такой обстановке?... После того, как я подчеркнул, что мы уже в 1918 г. рассматривали государственный капитализм как возможную линию отступления, я перехожу к результатам нашей новой экономической политики. Я повторяю: тогда это была еще очень смутная идея, но в 1921 г„ после того как мы преодолели важнейший этап гражданской войны, и преодолели победоносно, мы наткнулись на большой, — я полагаю, на самый большой, — внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих. Это было в первый и, надеюсь, в последний раз в истории Советской России, когда большие массы крестьянства, не сознательно, а инстинктивно, по настроению были против нас. Чем было вызвано это своеобразное, и для нас, разумеется, очень неприятное, положение? Причина была та, что мы в своем экономическом наступлении слишком далеко продвинулись вперед, что мы не обеспечили себе достаточной базы, что массы почувствовали то, чего мы тогда еще не умели сознательно формулировать, но что и мы вскоре, через несколько недель, признали, а именно: что непосредственный переход к чисто социалистическим формам, к чисто социалистическому распределению превышает наши наличные силы и что если мы окажемся не в состоянии произвести отступление так, чтобы ограничиться более легкими задачами, то нам угрожает гибель»5.
Как видим, экономическое и политическое положение Советского Союза делало необходимым отступление, о котором говорит Ленин. Таким образом, эту политику можно охарактеризовать как тактику, тесно связанную с историческим положением страны, поэтому не следует придавать данным утверждениям значение всеобщей закономерности. Нам представляются исключительно важными два фактора, которые необходимо учитывать в других странах:
1. Особенности царской России в момент свершения революции, включая развитие техники на всех уровнях, особенный характер ее народа, общее положение в стране; к этому надо добавить ущерб, принесенный мировой войной, разруху, которую принесли орды белых и империалистические захватчики;
2. Характерные особенности эпохи в отношении техники управления и контроля за экономикой.
Оскар Ланге6 в статье «Актуальные проблемы экономической науки в Польше» говорит следующее:
«Буржуазия, а также монополии отводят крупные средства на создание высших школ и научно-исследовательских центров не только с тем, чтобы иметь в их лице подспорье для апологетики капиталистической системы. Они ждут от экономистов большею, именно помощи в решении многочисленных проблем, связанных с экономической политикой. В эпоху конкурентного капитализма задачи в этой области были ограничены, они сводились к финансовому администрированию денежной и кредитной политике, таможенной политике, транспорту, м .т.д. Но в условиях монополистического капитализма, особенно в условиях все возрастающего проникновения государственного капитализма в экономическую жизнь, проблемы эти возрастают. Можно назвать некоторые из них: изучение рынка с целью содействия политике цен крупных монополий, методы централизованного управления объединением промышленных предприятий, взаиморегламентированные бухгалтерии между этими предприятиями, запрограммированная связь их деятельности и развития, их соответствующее размещение, политика амортизации и капиталовложений. Из всего этого вытекают вопросы, связанные с деятельностью капиталистического государства на современном этапе, а также критерии деятельности национальной промышленности, политики их капиталовложений и размещения (например, в области энергетики), способы политико-экономического вмешательства в комплекс национальной экономики и т. д.
Ко всем этим проблемам добавился ряд технико-экономических приобретений, которые в некоторых областях, таких, например, как изучение рынка или программирование деятельности предприятий, составляющих часть группы, или регламентация бухгалтерии на каждом заводе или в группе заводов, политика амортизации и др., — частично могут быть использованы нами в процессе строительства социализма (как, несомненно, они будут использованы в будущем рабочими ныне капиталистических стран при переходе их к социализму)».
Надо заметить, что Куба еще не осуществила свой переход, даже не начала еще свою Революцию, когда это писалось. Многие из технических достижений, о которых говорит Ланге, существовали на Кубе, т. е. условия кубинского общества того времени позволяли установить централизованный контроль за некоторыми предприятиями, находящимися в Гаване или в Нью-Йорке. Объединение нефтяных предприятий, созданное путем кооперации трех империалистических нефтеперерабатывающих заводов («Эссо», «Тексако» и «Шелл»), сохранило, а в некоторых случаях и усовершенствовало свою систему контроля и считается образцовым в нашем министерстве. Там, где не было ни традиций централизации, ни практических условий, объединения создавались на основе национального опыта, как на предприятии Мучного объединения, занявшем первое место среди предприятий легкой промышленности.
Несмотря на то что практика первых дней руководства промышленностью убеждает нас в невозможности разумно следовать другим путем, споры оказались бы бесплодными, если бы подобные или лучшие результаты дали организационные меры по внедрению самофинансирования на уровне предприятия; главное — то, что в очень тяжелых условиях мы смогли при помощи централизации (например, в обувной промышленности) ликвидировать множество непроизводительных кустарных производств и высвободить шесть тысяч рабочих для других отраслей производства.
Вышеприведенными цитатами мы попытались наметить темы, представляющиеся нам основополагающими в объяснении системы.
Первое: коммунизм — это цель человечества, достигаемая сознательно; образование, ликвидация пережитков предыдущего общества в сознании людей — важнейший фактор, конечно, при том, что без параллельных достижений в области производства никогда нельзя прийти к такому обществу.
Второе: формы управления хозяйством как технологический аспект вопроса должны заимствоваться там, где они наиболее развиты и должны быть приспособлены к новому обществу. Нефтехимическая технология империалистического лагеря может быть использована социалистическим лагерем без боязни «заразиться» буржуазной идеологией. В экономической области (во всем, что касается методов руководства и контроля за производством) происходит то же самое.
Если это не будет воспринято как излишняя претенциозность, то можно перефразировать Маркса относительно использования диалектики Гегеля и сказать, что эти методы были поставлены с головы на ноги.
Анализ методов учета, обычно используемых сегодня в социалистических странах, показывает, что между ними и нашими методами лежит концептуальное отличие, сравнимое с тем, которое существует в капиталистической системе между конкурентным капитализмом и монополией. В конечном счете методы, используемые ранее, послужили основой для развития обеих систем, однако «встав на ноги», они пошли по разным дорогам, так как у социализма свои производственные отношения, а значит, и свои требования.
Можно сказать, что предшественником бюджетной системы финансирования как метода является империалистическая монополия, обосновавшаяся на Кубе и претерпевшая изменения в процессе долгого развития методов управления и контроля, которое идет от зарождения монополистической системы до наших дней, когда она достигла своего высшего уровня. Отступая из страны, монополисты увели с собой кадры высшего, а порой и среднего звена; в то же время наша незрелая концепция Революции привела нас к отказу от использования ряда установившихся методов только потому, что они были капиталистическими. Таким образом, наша система не достигла еще степени эффективности, которую имели креольские филиалы монополий в области управления и контроля производства; мы идем по этому пути, очищая его от всякой «листвы» прошлого.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|