Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ЭТИ ЛОЖНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ?





Мы начали главу 1 с исследования идеи, что основными источ­никами гендерных различий являются социальные нормы и стерео­типы, прививаемые нам обществом. Эти нормы и стереотипы уко­ренены в нашей культурной среде, и их можно легко обнаружить в литературных произведениях, фильмах, телепередачах, анекдотах и в различных видах деятельности, осуществляемой женщинами и мужчинами. Из-за желания быть социально корректными и нра­виться окружающим люди принимают гендерные нормы почти ав­томатически. Кроме того, как утверждают Басси и Бандура (Bussey & Bandura, 1992, p. 1249):

Маловероятно, что детям удастся привить эгалитарные (уравнительс­кие) стандарты и модели поведения за счет одного лишь воздействия со стороны родителей, если эти стандарты и модели не будут одобрять группы сверстников и другие значимые элементы в обществе (Weisner & Wilson-Mitchell, 1990). В силу избыточной половой сегрегации и сильного давления со стороны сверстников, требующего приспособле­ния, стереотипные гендерные стандарты могут быть очень устойчивы­ми и не поддаваться изменениям, если отсутствуют радикальные соци­альные перемены.



Радикальные социальные перемены, как же их можно вызвать? Как можем мы внести в социальные нормы изменения, необходи­мые для движения в сторону гендерно равноправного общества? Какую роль могут сыграть люди в изменении социальных ролей? Тойтс (Thoits, 1987) замечает, что человеческие существа — это вов­се не роботы, запрограммированные обществом; скорее они — не­сговорчивые актеры, способные стать бунтарями и изменить соци­альную структуру, если они того пожелают. Социальные психологи установили, что меньшинство может влиять на большинство и до­биваться перемен, когда это меньшинство едино и уверено в себе (Forsyth, 1990).

Вспомним: когда мы смотрим на людей, стараясь понять, что является социально приемлемым, люди смотрят на нас. И если считать опросы общественного мнения показательными, тогда вы­ясняется, что большинство людей симпатизируют тендерному ра­венству. А это наводит на мысль, что конформизм в отношении гендерных норм носит в значительной степени согласительный ха­рактер (являясь скорее общественным, чем индивидуальным кон­формизмом). Это означает, что вы можете влиять на перемены в большей степени, чем вам кажется. Если вы бросите нормам вызов своими словами или поступками, это может повлиять на других людей, которые про себя соглашаются с вами и готовы сделать то же. Как подтвердят вам социальные психологи, несколько бунта­рей могут бросить большинству решительный вызов и изменить эти нормы (Latane, 1981; Moscovici, 1985). Следовательно, если вы ве­рите в тендерное равенство, то должны быть готовы говорить о нем окружающим и демонстрировать его собственным поведением. Вы должны также поддерживать организации и политиков, которые ратуют за принятие законов, способствующих гендерному равен­ству, за участие государства в воспитании детей и за оказание по­мощи работающим родителям.



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Взаключение можно сказать, что социальная психология ген-дера подчеркивает: тендер — это социальная норма, к которой мы приспосабливаемся в силу нормативного давления (желания соци­ального одобрения) и информационного давления (использования социальной информации, помогающей нам определять реальность).

Хотя исследования и не обнаруживают, что между мужчинами и женщинами существуют значительные расхождения по большин­ству качеств, мы считаем, что они очень не похожи друг на друга. Частично это происходит по той причине, что женщины и мужчи­ны исполняют различные социальные роли, и, как следствие, мы полагаем, что между ними имеют место различия, которые оправ­дывают эти роли. Наше общество также указывает нам, что муж­чины и женщины отличаются и должны отличаться друг от друга. Кроме того, наша врожденная когнитивная привычка разделять все на категории и действовать на основе такого разделения также спо­собствует сохранению представления, что тендерные различия ве­лики и актуальны. Мы еще больше склоняемся к тому, чтобы про­водить грань между тендерами, и начинаем частично определять свою идентичность исходя из нашей тендерной принадлежности. Социальная гендерная психология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает нас указа­ниями в отношении того, как можно добиться тендерного равен­ства. В то же время социальная психология объясняет, почему из­менения в гендерных ролях и стереотипах будут протекать медленно и иметь неопределенный характер в отсутствии согласованных уси­лий. Эти усилия обычно исходят от женщин, но изменения могут происходить более быстрыми темпами, если мы признаем, что тра­диционные роли несправедливы, не подходят для современного общества и ограничивают не только женщин, но и мужчин.



РЕЗЮМЕ

Опросы общественного мнения показывают, что ситуация меняет­ся в направлении тендерного равенства, но исследования разли­чий в заработной плате, участия женщин в управлении, распре­деления домашних обязанностей, изображения мужчин и женщин в СМИ и т. д. свидетельствуют, что изменения долж­ны быть еще большими.

Гибкий график работы, оплачиваемые отпуска по уходу за ребен­ком для матерей и отцов, субсидируемый качественный при­смотр за детьми на производстве, программы по выравниванию заработной платы и программы позитивных действий — все это

рекомендуется в качестве способов реструктуризации производ­ства с целью устранения половой дискриминации и увеличения совместимости трудовой и семейной жизни.

Для достижения тендерного равенства необходима организация ка­чественного и недорогого присмотра за детьми. Большинство исследований показывают, что интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие детей, чьи матери работают вне дома, сравнимо с развитием детей, чьи матери не заняты на производ­стве.

Эффективному осуществлению программ позитивных действий ме­шают предположения, что их реципиенты не обладают квали­фикацией, необходимой для выполнения своей работы, а также отсутствие социальной поддержки. Вдобавок количество жен­щин и представителей меньшинств в организациях часто бывает недостаточно большим, чтобы противостоять мышлению по принципу «это исключение из правил». Имеются способы уве­личения эффективности ААР, такие, как разъяснение возмож­ных последствий позитивных действий; предоставление работ­никам информации, касающейся квалификации лиц, нанятых по программе позитивных действий; создание возможностей для осуществляемого на равной основе личного контакта между та­кими сотрудниками и другими работниками.

Традиционное разделение обязанностей в доме является одним из симптомов тендерного неравенства, способствуя гендерно-сте-реотипному мышлению у детей и конфликтным отношениям. Люди приветствуют более справедливое распределение обязан­ностей, но по ряду причин (например, из-за социальных норм, конкурирующих установок, неумения выполнять домашнюю ра­боту) несоответствие между установками и поведением продол­жает сохраняться.

Педагоги и родители должны создавать вокруг детей среду, в кото­рой царит тендерная свобода, моделировать равноправные ген-дерно-ролевые отношения и следить за тем, чтобы дети не пере­нимали гендерные стереотипы, изображаемые в СМИ.

Переменам препятствуют пять ложных представлений о гендерах. К ним относятся следующие взгляды: 1) тендерные различия велики; 2) тендерные различия являются фундаментальными био­логическими различиями; 3) биологические роли способствуют лучшему приспособлению женщин и мужчин к выполнению различных ролей; 4) гендеры обособлены друг от друга, но рав­ны; 5) традиционные тендерные роли наиболее полно удовлет­воряют потребности общества.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.