Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОЧНИКИ ПРИСТРАСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ ГЕНДЕРНОЙ ГРУППЕ

Люди часто более благосклонно относятся к своей группе (это называется пристрастием к своей группе) и менее благосклонно — к тем, кто в нее не входит (это называется предубеждением против тех, кто не входит в группу). Подобное явление наблюдается среди студентов университетов, которые думают, что они лучше студен­тов других высших учебных заведений; среди членов мужских и женских студенческих клубов, которые думают, что они лучше чле­нов других подобных сообществ; среди членов семей, которые ду­мают, что они лучше членов других семей; среди представителей этнических групп, которые думают, что они лучше представителей других национальностей; среди жителей одной страны, которые думают, что они лучше жителей других стран, и т. д. Оно наблю­дается также и у представителей различных гендеров — феномен, который я назвала пристрастием к своей гендерной группе (gender ingroup bias).

При проведении своих исследований Вилльямс и Бест (Williams & Best, 1986) обнаружили свидетельства благосклонного отноше­ния к своей гендерной группе у студентов и студенток колледжей из одиннадцати стран. Они просили испытуемых назвать, какие ха­рактеристики ассоциируются у них с женщинами, а какие — с муж­чинами. В результате им удалось установить, что женщины неиз­менно демонстрировали более позитивное отношение к женщинам, чем то, которое выказывали мужчины по отношению к женщи­нам, а мужчины в свою очередь также неизменно демонстрировали более позитивное отношение к мужчинам, чем то, что выказывали женщины по отношению к мужчинам. Крокер и Мэйджор (Crocker & Major, 1989) обратились к исследованию (Peterson et al., 1989), в котором мужчины и женщины оценивали характерные человечес-

кие качества. Оказалось, что и мужчины и женщины оценивали качество выше в тех случаях, когда им говорили, что оно более свойственно представителям их пола. Подобный фаворитизм в от­ношении своего пола проявлялся уже у двухлетних детей, которым предлагали описать положительные характеристики, относящиеся к их собственному тендеру, и отрицательные, относящиеся к дру­гому тендеру (Kuhnet al., 1978). Аналогичные результаты наблюда­лись и при проведении экспериментов, участниками которых были дети в возрасте от 5 до 12 лет (Martin, 1989; McAninch et al., 1993; Powlishta, 1990).



Нормальные процессы категоризации

Уайлдер (Wilder, 1981) предположил, что пристрастное отноше­ние к своим и чужим группам является следствием нормальных про­цессов категоризации (напомним, что мы занимаемся категориза­цией для того, чтобы упростить мир вокруг нас и сделать его более когнитивно управляемым). Он отмечал, что такие процессы кате­горизации часто приводят к разбиению людей на две взаимно ис­ключающие категории — на так называемые свои и чужие группы. Благодаря физической наглядности и несомненной социальной важности гендер хорошо подходит для критерия подобной класси­фикации. Мартин и Халверсон (Martin & Halverson, 1981) предпо­ложили, что процесс категоризации начинается в детстве, когда ребенок становится способным воспринимать различия полов и оп­ределять свое место в гендерной категории. Когда это происходит, дети «осознают, что они принадлежат к одной группе и не принад­лежат к другой... после этого все, относящееся к их группе, полу­чает у них положительную оценку, а все, относящееся к чужим группам,— отрицательную» (р. 1129).

Согласно Уайлдеру (Wilder, 1981), подобная групповая катего­ризация приводит к тому, что люди начинают ожидать поступления информации, которая бы еще более подчеркнула различия между двумя группами. Кроме того, тендерные категории действуют на­подобие схем, руководящих процессами обработки поступающей к нам внешней информации, и делают нас более чувствительными к восприятию сведений, соответствующих уже сложившимся у нас представлениям о тендерных группах. Во многих исследованиях было установлено, что, когда люди оказываются разделенными на легко идентифицируемые группы, они стремятся преувеличить ре-

ально существующие между ними различия (например, Billig & Tajfel, 1973; см. также: Brewer, 1979). Тейлор (Taylor et al., 1978) так­же отмечал, что благодаря таким процессам категоризации внутри-групповые различия преуменьшаются, а межгрупповые — преуве­личиваются. Однако эта тенденция может зависеть от того, какие различия рассматриваются. Игли и Младник (Eagly & Mladnic, 1989) установили, что мужчины и женщины воспринимают ген-дерные различия довольно значительными в тех областях, где их пол рассматривается положительно, но считают эти различия не­существенными при рассмотрении более негативных оценок.

Что касается гендера, мы стремимся не обращать внимания на то, какими разными бывают мужчины и какими непохожими друг на друга могут быть женщины, и в то же время всячески подчерки­ваем, насколько женщины и мужчины отличаются друг от друга. Психологи, занимающиеся проблемами гендерных различий, час­то указывают на то, что хотя в среднем некоторые характерные черты мужчин и женщин действительно имеют различия, на самом деле среди мужчин и среди женщин существуют гораздо большие различия, чем между мужчинами как группой и женщинами как группой. Эту тенденцию — видеть больше сходства среди членов чужих групп — можно назвать эффектом гомогенности «чужой» груп­пы (склонностью, например, говорить, что «все они одинаковы»). Фребл и Бем (Frable & Bern,1985) установили, что участвовавшие в их экспериментах мужчины чаще путали выступавших перед ними женщин, а женщины чаще путали выступавших мужчин. Подоб­ное явление наблюдается потому, что мы более осведомлены о раз­личиях внутри нашей группы, все прочие кажутся нам похожими друг на друга.

Тендерная сегрегация

Эффект гомогенности «чужой» группы обычно усиливается при отсутствии контактов между группами или если контакты происхо­дят только при наличии вполне определенных ситуаций (Quatronne, 1986). Разумеется, нельзя сказать, что мужчины и женщины редко общаются друг с другом, однако вследствие гендерной сегрегации в семье, на работе и в дружбе контакты таковы, что мы можем не знать представителей другого пола так же хорошо, как представите­лей своего собственного. Тендерная сегрегация начинается в дет­стве, когда по обыкновению мы стараемся избегать представителей

другого гендера. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а де­вочек — с девочками начинает проявляться у детей приблизительно уже в трехлетнем возрасте и постепенно усиливается вплоть до вступления в период полового созревания (Serbinetal, 1993). Мак-коби и Джаклин (Maccoby & Jacklin, 1987) проанализировали око­ло двадцати работ, посвященных исследованию роли сегрегации по половому признаку в выборе друзей и партнеров по играм у детей от дошкольного до подросткового возраста, и пришли к выводу, что гендерная сегрегация в этот период жизни довольно ощутимая, но разбиение мальчиков и девочек по разным группам происходит вов­се не потому, что они так уж сильно отличаются друг от друга по своим личным качествам. Маккоби и Джаклин установили, что дети с самыми разными личными качествами стремятся объеди­няться в социальные группы на основе общности гендера. Поэтому они предположили, что биологический пол, социальные гендер-ные ярлыки и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного пола.

Контакты с представителями иного пола нередко приобретают романтическую окраску уже в первые годы учебы в школе. Когда Кен, мой семилетний сын, играл на улице со своей однокласс­ницей Мириам, то другие дети смеялись над ними, называли их «влюбленной парочкой» и пели: «Тили-тили тесто, жених и невес­та!» (Наверняка вы в детстве слышали эту песенку.) Маккоби и Джаклин (Maccoby & Jacklin, 1987) предположили, что в детстве сегрегация по половому признаку частично подпитывается невоз­можностью проявления сексуальности. Сказывается также и давле­ние социальных норм поведения, так как дети нередко нака­зываются родителями или своими сверстниками за дружбу с представителями противоположного пола. Так, когда мой сын учился в первом классе, его товарищ перестал дружить с ним толь­ко потому, что Кен время от времени играл с их одноклассницей. После этого Кен играл с девочкой все реже и реже. Гендерная сег­регация также стимулируется различиями в процессах социализа­ции: это ведет к тому, что мальчики и девочки начинают предпочи­тать разные игры, разные игрушки и интересоваться разными вещами.

Я думаю, что гендерная сегрегация в межличностных близких отношениях — дело обычное на протяжении всей человеческой жизни. Гендерно-ролевая сегрегация во взрослом возрасте предос-

тавляет нам больше возможностей узнать представителей нашей собственной тендерной группы и получить богатый опыт взаимоот­ношений с ними. Сходство дает основу для дружбы и доверитель­ных отношений, которые часто невозможны между мужчиной и женщиной. Так как в дружбе между мужчиной и женщиной почти всегда присутствует романтический или сексуальный подтекст, то ей очень часто недостает той душевной близости и глубины, кото­рая присутствует в однополой дружбе. Причина этого в том, что гендерная сегрегация обычно приводит к тому, что мы знаем доста­точно хорошо многих членов нашей тендерной группы и лишь весь­ма ограниченное число членов другой тендерной группы (как пра­вило, ими оказываются члены нашей семьи или партнеры по романтическим связям). Не зная достаточного числа представите­лей иной тендерной группы, мы стараемся полагаться на наши сте­реотипы — до тех пор, пока не приобретаем достаточный опыт, чтобы убедиться в непригодности этих стереотипов для оценки большей части членов чужих групп. Такой подход особенно часто используется в ситуациях, когда социальные условия поощряют сте­реотипирование представителей других групп (в данном случае — членов иной гендерной группы), которое, как мы вскоре увидим, нередко может носить случайный характер.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.