Сделай Сам Свою Работу на 5

Минимум в девятнадцати из двадцати пяти стран





(количество стран указано в скобках)

Качества, ассоциируемые с мужчинами (п = 48)
Агрессивный (24) Ленивый (21) Реалистичный (20)
Активный (23) Логичный (22) Самоуверенный (2\)
Амбициозный (22) Мудрый (23) Серьезный (20)
Бесстрастный (20) Мужественный (2S) Сильный (25)
Властный (24) Напористый (20) Склонный к риску (25)
Громкий (21) Недобрый (19) Суровый (23)
Грубый (23) Независимый (25) Трезвомыслящий (21)
Дерзкий (24) Неорганизованный (21) Тупоголовый (21)
Доминирующий (25) Неосторожный (20) . Убедительный (25)
Жестокий (21) Неотесанный (21) Уверенный (19)
Жестокосердный (21) Несносный (19) Хвастливый (19)
Заносчивый (20) Неумолимый (24) Храбрый (23)
Изобретательный (22) Неэмоциональный (23) Целеустремленный (21)
Инициативный (21) Оппортунистический (20; i Шутливый (19)
Искусный (19) Прогрессивный (20) Эгоцентричный (21)
Крепкий (24) Рациональный (20) Энергичный (22)
Качества, ассоциируемые с женщинами (п = 25)
Боязливая (23) Мягкая (21) Сексуальная (22)
Добрая (19) Мягкосердечная (23) Сентиментальная (25)
Жеманная (20) Нежная (24) Слабая (23)
Женственная (24) Очаровательная (20) Спокойная (21)
Зависимая (23) Покорная (2S) Суеверная (25)
Застенчивая (19) Привлекательная (23) Тревожная (19)
Кроткая (19) Приятная (19) Чувствительная (24)
Любопытная (21) - Разговорчивая (20) Эмоциональная (23)
Мечтательная (24)    

*25 стран включали Австралию, Англию, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Германию, Голландию, Израиль, Индию, Ирландию, Италию, Канаду, Малайзию, Нигерию, Новую Зеландию, Норвегию, Пакистан, Перу, США, Тринидад, Финляндию, Фран­цию, Шотландию, ЮАР и Японию. Источник: J. E. Williams & D. L. Best, Measuring Stereotypes: A MuUination Study. Copyright 1990 by Sage Publications, lac.



ной Африке и Малайзии они были скорее благоприятными. В Ита­лии, Перу и Шотландии придерживались довольно положительных стереотипов, связанных с женщинами, а в Южной Африке, Ниге­рии, Японии и Малайзии они были отрицательными. Из двадцати пяти стран явного различия в предпочтительности мужских и женс­ких стереотипов не было отмечено только в Финляндии и на Три­нидаде. Из оставшихся двадцати трех стран в одинадцати мужские стереотипы были до какой-то степени более предпочтительными и в двенадцати предпочтение отдавалось женским стереотипам. (Вни­мание/ Необходимо помнить, что предпочтительность оценивалась американскими студентами, тогда как в реальности предпочти­тельность может зависеть от культуры, т. е. одна и та же черта мо­жет восприниматься как отрицательная в одной культуре и как по­ложительная в другой.)



Пытаясь объяснить существующие между странами различия в предпочтении тендерных стереотипов, Вильяме и Бест (1990 а) об­ратились к показателям экономического и социального развития, а также к основным вероисповеданиям. Единственным значимым фактором оказалась религия. Женские стереотипы были более бла­гоприятными в тех странах, чьи традиции включают поклонение божествам и святым женского пола и где женщинам позволено уча­ствовать в религиозных церемониях. Например, в католических странах стереотипы, связанные с женщинами, были в целом более положительными, чем в протестантских (в католицизме есть и культ Девы Марии, и монахини). В Пакистане женские стереотипы го­раздо более негативны, чем в Индии. В исламской теологии Па­кистана все значимые религиозные фигуры — мужчины и отправ­ление религиозных обрядов осуществляется только мужчинами. Напротив, индийцы — последователи индуизма, которых исследо­вали Вильяме и Бест, следуют религиозной традиции, которая включает поклонение божествам женского пола. И мужчины и женщины служат в индуистских храмах и несут ответственность за выполнение религиозных обрядов.



Вильяме и Бест (Williams & Best, 1990 а) признали, что полу­ченные ими данные о том, насколько близки по степени предпоч­тительности женские и мужские стереотипы, являются неожи­данными в свете распространенного мнения, что мужские черты социально более привлекательны. Они предположили, что боль­шая привлекательность мужских стереотипов имеет место не столько в силу их «положительности», сколько в результате ассоциируемых

с ними силы и активности. Чтобы проверить эту гипотезу, они попросили одну группу, состоящую из 100 американских студен­тов, оценить 300 прилагательных по пятибалльной шкале «силь­ный/слабый», а другую группу из 100 студентов — оценить те же прилагательные по пятибалльной шкале «активный/пассивный». Затем по каждой стране были рассчитаны средние баллы активнос­ти для женских стереотипов, активности для мужских стереотипов, силы для женских стереотипов и, наконец, силы для мужских сте­реотипов. Результаты? Во всех странах женские стереотипы оцени­вались как более пассивные и слабые по сравнению с мужскими.

Ранее в этой книге отмечалось, что мужественность обычно свя­зывается с состязательностью, автономностью, стремлением об­ладать контролем, в то время как женственность ассоциируется с межличностным взаимодействием, общительностью, а также с осознанием и активным выражением собственных чувств (Ickes & Barnes, 1978). Такие исследователи, как Бакан (Bakan, 1966), раз­делили эти понятия на две большие категории: действие и взаимо­действие, первая из которых ассоциируется с мужским началом, а вторая — с женским. Вильяме и Бест (Williams & Best, 1990 а) об­наружили, что параметры действия чаще ассоциируются с мужски­ми стереотипами, а параметры взаимодействия — с женскими.

Несмотря на то что Вильяме и Бест (Williams & Best, 1990 а) ус­тановили существование разницы в степени расхождения между мужскими и женскими стереотипами в разных странах, а также не­которые отличия в содержании самих стереотипов, общий характер полученных ими результатов указывал на удивительное панкуль-турное сходство тендерных стереотипов. Является ли это панкуль-турное сходство свидетельством фундаментального биологического различия между мужчинами и женщинами? Вильяме и Бест так не думали. Они предположили, что тендерные стереотипы возникли в древности и происходят от такого разделения труда, при котором женщины отвечают в основном за домашний труд, а мужчины ра­ботают за пределами дома. Они утверждали, что поскольку подоб­ное разделение труда сегодня еще имеет место, то продолжают су­ществовать и мужские стереотипы действия, и женские стереотипы взаимодействия. Вильяме и Бест предсказывают, что, по мере того как эти роли меняются^ гендерные стереотипы также должны по­меняться. В подтверждение этого они обнаружили, что в странах, где экономика развивается и все больше женщин работают за пре­делами дома, гендерно-ролевая идеология (убеждения относитель-

но того, какие роли являются правильными для мужчин и для жен­щин) стала более либеральной (Williams & Best, 1990 b). Сегинер и его коллеги (Seginer et al., 1990) также обнаружили различия в ген-дерно-ролевой идеологии между израильскими евреями и арабами, отражающие гендерно-ролевые различия в двух культурах.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Вильяме и Бест (Williams & Best, 1990 а), Хоффман и Херст (Hoffman & Hurst, 1990), Игли (Eagly, 1987) утверждают, что ген­дерные стереотипы возникают на основе тендерных ролей. Устано­вившиеся стереотипы выступают как нормы для женщин и мужчин и являются моделями для гендерно-ролевой социализации (Eagly, 1987; Williams & Best, 1990 a). Условия, порождающие тендерную социализацию в США, не являются уникальными. Существует панкультурная тенденция обучать и обучаться поведению, соответ­ствующему тендеру, хотя в зависимости от культуры есть некото­рые различия в том, чему именно учат. К сожалению, по этой теме нет высококачественных исследований, а те, что опубликова­ны, основываются на наблюдениях, сделанных антропологами еще в 50-70-е гг. Их данные часто были очень субъективными, и более того, во многих культурах социальные нормы, связанные с генде-ром, претерпели изменения, а значит, эти исследования не могут точно отражать современное социальное положение.

На протяжении всей книги обсуждалось то, как дети в США усваивают гендерные роли, и то, какая динамика стоит за конфор­мностью по отношению к этим ролям и их усвоением. Нет причин предполагать, что эти процессы не являются кросс-культурными. Так, например, мозг каждого человека осуществляет категориза­цию на основе наиболее ярких черт окружающей среды. Категори­зация на основе тендера может иметь место в любой культуре, так как в любой культуре мужчины и женщины выглядят по-разному и играют разные роли. Любая культура поощряет разделение на ос­нове тендера. Монро и его коллеги (Munroe et al., 1984) обнару­жили, что дети из Белиза, Кении, Непала демонстрируют те же паттерны когнитивного тендерного развития, что и дети из Соеди­ненных Штатов. Во всем мире люди полагаются друг на друга для удовлетворения физических и социальных потребностей, а также для того, чтобы получать информацию, необходимую для понима­ния социума. А значит, неудивительно, что как только дети пони-

мают важность тендера в их культуре, то соответственно моделиру­ют свое поведение. Например, Вайтинг и Эдвардз (Whiting & Edwards, 1988) отметили, что кросс-культурное отношение к ген-дерной идентичности и надлежащему поло-ролевому поведению объясняет кросс-культурную тенденцию, в соответствии с которой дети стремятся к общению со сверстниками своего пола. Вайтинг и Эдвардз (Whiting & Edwards, 1988) обнаружили, что в шести куль­турах, которые они изучали, матери давали мальчикам и девочкам разные поручения. Во многих культурах существуют церемонии инициации детей и подростков, которые еще больше подчеркива­ют значение тендера. Тендер имеет значение для общества незави­симо от того, что это за общество и где оно находится, а следова­тельно, тендер важен для каждого человека.

Общества еще больше увеличивают значимость тендера, направ­ляя поведение ребенка к соответствующим полу занятиям и под­крепляя соответствующее гендеру поведение. Так, Рогофф (Rogoff, 1981) обнаружил, что в Гватемале старшие ребята дразнили пяти-шестилетних детей, если они не соответствовали тендерной роли, и вследствие этого те выбирали более типичные для своего пола занятия. В 1994 г. Кейт О'Нил и я задавали жителям Аргентины, Перу, Эквадора, Сальвадора, Мексики, Южной Африки и Паки­стана вопрос: «Что происходит в вашей стране, если ребенок не делает того, что ожидается от его пола?» Все респонденты ответи­ли, что таких детей наказывают, а именно дразнят, высмеивают, укоряют, иногда применяют и физическое наказание. Все респон­денты смогли назвать унизительные клички, которыми называют детей, не соответствующих тендерной роли.

Помните, что цель поло-ролевой социализации — обучить наших детей тому, что является социально приемлемым для их пола, и подготовить их к взрослым ролям. Можно предположить, что поло-ролевая социализация в разных культурах является схожей до той же степени, до какой схоже разделение труда по половому признаку. В одном раннем исследовании, включавшем изучение ПО культур (Barry et al., 1957), было обнаружено явное панкультурное сходство в дифференцированной социализации мальчиков и девочек. В ча­стности, Барри обнаружил, что для девочек акцент делался на по­слушании и ответственности, а для мальчиков — на стремлении к достижениям и опоре на собственные силы.

При пересмотре Вэлчем и Пейджем (Welch & Page) в 1981г. данных, полученных Барри, было проведено сравнение паттернов

тендерной социализации в африканских странах и странах других континентов, представленных а выборке. Они обнаружили, что африканские общества в этом аспекте подобны неафриканским (хотя африканские мальчики испытывали большее нормативное давление по сравнению с представителями других культур). В ходе анализа данных, полученных Барри, Лоу (Low, 1989) обнаружила, что в девочках чаще поощряли трудолюбие, ответственность и по­слушание по сравнению с мальчиками, в которых поддерживали агрессивность, желание полагаться на свои силы, стремление со­ревноваться и стойкость. И все же Лоу (1989) отмечала наличие значительных культурных различий в степени выраженности этого явления. Проведенный ею анализ указал на то, что в полигамных обществах мужчин поощряли быть более ориентированными на до­стижение (успех дает возможность иметь большее количество жен и детей). Кроме того, в обществах, где женщины менее зависимы экономически, соответственно, менее выражена тенденция воспи­тывать девочек в покорности и послушании мужчинам.

С целью исследовать кросс-культурную роль тендера в социали­зации Вайтинг и Эдвардз (Whiting & Edwards, 1988) изучили ант­ропологические данные по Кении, Либерии, Индии, Мексике, Филиппинам, Окинаве, Гватемале, Перу и двум маленьким сооб­ществам в Соединенных Штатах (данные собирались разными ис­следователями с 1954 по 1975 г.). Вайтинг и Эдвардз предполо­жили, что основной путь гендерной социализации — помещение мальчиков и девочек в разное окружение, где они взаимодействуют с разными категориями людей и, следовательно, усваивают раз­ные вещи. Во всех изучавшихся культурах мальчики имели более свободный доступ к жизни общества, чем девочки, им чаще давали поручения, позволяющие удаляться от дома, они больше играли и у них было больше свободного времени. Девочки чаше, чем маль­чики, находились со своими матерями, а мальчики чаще, чем де­вочки, общались с отцами. Это гендерное различие было наименее выражено на Филиппинах и на Окинаве. Здесь и отношения между мужьями и женами были наиболее равноправными. Разница оказа­лась самой заметной в двух сообществах, где на тендерном разли­чии акцент делался с раннего детства (в Мексике и в Индии). Ис­следователи также отметили раннее разделение труда по половому признаку. Родители давали детям разные поручения в зависимости от пола, и девочки, как правило, выполняли больше работы, чем

мальчики. Вайтинг и Эдвардз предположили, что это явление име­ло место потому, что отцы работали вне дома, а та работа, которая оставалась дома, считалась женской. Следовательно, пишут они, матери обычно просили девочек помочь им. В большинстве куль­тур, исследованных Вайтингом и Эдвардзом (1988), девочки рань­ше начинали подвергаться социальному давлению. Кериг и его коллеги (KerigetaL, 1993) отмечали, что в России практически не существует таких работ по дому, которые считались бы приемлемы­ми для мальчиков.

Примечание редактора

В своем кратком обзоре автор, к сожалению, не отметила один из интереснейших случаев гендерного стереотипизирования, впро­чем, может быть из-за того, что этот факт противоречит ее теоретическим воззрениям.

Франко-канадский ученый Саладин Д'Англюр, исследуя эски-мосов-иннуитов, живущих в центральной арктической Канаде, установил, что до 20% детей воспитывается своими родителя­ми в духе противоположного пола, то есть мальчиков воспиты­вают как девочек, и наоборот.

Таким образом, к «третьему полу», как назвал это явление Д'Англюр, принадлежит едва ли не каждый пятый иннуит. Не в столь, правда, широких масштабах такое кросс-гендерное вос­питание распространено и среди эскимосов Гренландии. Люди «третьего пола» никак не ограничены в своих социальных пра­вах, в том числе и во вступлении в брак. Просто женщина, воспитанная как мальчик, успешно помогает своему мужу на охоте, оставив детей на попечение родственников, а мужчина, получивший в детстве женские навыки, может хорошо выпол­нять обязанности по дому, например ухаживать за престарелы­ми родителями. Сами эскимосы чаще всего описывают причину такого воспитания желанием духа умершего предка, чтобы ре­бенок был назван в его честь, вне зависимости от биологического пола младенца, или несоответствием пола ребенка чаяниям ро­дителей. В любом случае, одобная практика оказывается очень полезна для выживания социума в условиях крайне сурового арк­тического климата и низкой плотности населения.

См.: Saladin D'Anglure В. «Du foetus an chaman la construction d'un "troisieme sexe" inuite» in: <tEtudes/'Inuit/Studies», 1986, 10 (1—2), p. 25—113, а также: Birgitte Sonne «Escimoes' Mythology» : in Larrington C. (Ed.) «The woman's companion to mythology», 1992.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.