Сделай Сам Свою Работу на 5

Система страхования вкладов как фактор роста ресурсной базы коммерческих банков





В целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы был принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (далее - Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках. Логически дополнил создаваемую в Российской Федерации систему страхования вкладов Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».



Для изучения системы страхования вкладов необходимо определить, что представляет собой понятие страхования.

В экономической литературе имеют место разные точки зрения на понятие страхования и сформулировано значительное количество его определений.

Приведем некоторые из них, имеющие место в ранних работах исследователей. По мнению Ф. Коньшина «страхование является одним из методов создания централизованного страхового фонда для возмещения за счет страховых взносов потерь в народном хозяйстве от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также для выплат соответствующих сумм в связи с наступлением событий, связанных с жизнью и трудоспособностью застрахованных»[1]. М. К. Шерменев предлагает другое определение, в силу которого страхование «представляет собой экономические отношения, возникающие в связи с формированием (за счет владельца имущества) и использованием страхового фонда, создаваемого организацией (страховщиком) для возмещения участникам страхового фонда (страхователям) ущерба от стихийных бедствий и других непредвиденных событий»[2].



В более поздних работах, например, государственное страхование трактуется как «система мер по созданию целевого фонда денежных средств и его использование для оказания материальной помощи участникам этого фонда при стихийных бедствиях, случайных неблагоприятных явлениях или наступлении определенных событий в жизни граждан»[3]. В Советском энциклопедическом словаре страхование определяется как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий[4].

Есть другие точки зрения. Так, профессор Л. И. Рейтман придерживается мнения, что «страхование является не только финансовой, но частично и кредитной категорией»[5]. К. Н. Пылов считает, что страхование относится к сфере обмена, так как оно предоставляет услуги[6]. Академик К. Г. Воблый страхование относит к распределению: «Страхование как экономическая мера защиты целостности имущественного фонда должно рассматриваться в связи с распределением»[7]. В. В. Шахов утверждает, что страхование нужно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Вывод этот основывается на том, что страхование имеет свое экономическое содержание и соответствующие формы проявления, выражающиеся в функциях:



Ø формирование специализированного страхового фонда денежных средств;

Ø возмещение ущерба и личного материального обеспечения граждан;

Ø предупреждения страхового случая размера убытков от стихийных и несчастных случаев.

Согласно статьи 2 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 21.06.2004г. № 57-ФЗ. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий).

Это позволяет сделать следующие выводы.

1. Страхование - это экономическое отношение, в котором участвуют как минимум две стороны (два лица, субъекта отношения).

Одна сторона (субъект) - это страховая организация (государственная, акционерная или частная), которую называют страховщиком. Страховщик вырабатывает условия страхования (в частности, обязуется возместить страхователю ущерб при страховом событии) и предлагает их своим клиентам - юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям) и физическим лицам (отдельным частным гражданам).

Если клиентов устраивают эти условия, то они подписывают договор страхования установленной формы и однократно или регулярно в течение согласованного периода платят страховщику страховые премии (платежи, взносы) в соответствии с договором.

Другая сторона (субъект) страхового экономического отношения - это юридические или физические (отдельные частные граждане) лица, называемые страхователями.

При наступлении страхового случая (стихийное бедствие, падение человека с переломом, банкротство банка и т. д.), при котором страхователю нанесен ущерб (экономический или его здоровью), страховщик в соответствии с условиями договора выплачивает страхователю компенсацию, возмещение.

Для построения эффективно работающей системы страхования вкладов необходимо определить, какие цели преследует создание этой системы. Иными слова­ми, каких результатов от ее функционирования ожида­ет власть, банковское сообщество и общество в це­лом.

Государство в первую очередь заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является масштабная мобилизация сбереже­ний населения в инвестиционный процесс. В совре­менных развитых странах важнейшую роль в этом про­цессе играют такие учреждения, как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Однако, учитывая слабость указанных институтов в России, роль банковских вкладов населения в обеспечении реальных инвестиций в экономику приобретает особое значение.

Банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурент­ные условия для банков, привлекающих вклады физи­ческих лиц.

Что касается самих вкладчиков, то их заинтересо­ванность в системе страхования заключается в стрем­лении сохранить и реализовать право требования воз­врата денежных средств, внесенных во вклад в банк.

В соответствии с этим в Федеральном Законе «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Далее - Закон) от 27 декабря 2003 г. последовательно называются цели системы страхования банковских вкладов, которые одновременно преследуют вкладчи­ки, банки и государство: защита прав и законных инте­ресов вкладчиков; укрепление доверия к банковской системе; стимулирование привлечения в нее сбереже­ний населения.

От перечня целей, поставленных перед любой сис­темой, в том числе и системой страхования банковских вкладов, зависят принципы ее построения и функцио­нирования, а также структура, формы деятельности, объем полномочий органов, управляющих системой, в данном случае — государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», взаимодействие между собой различных ее элементов.

Концепция системы страхования вкладов в России разрабатывалась на основе анализа аналогичных сис­тем, действующих в различных государствах. При этом учитывался их как позитивный, так и негативный опыт. В итоге в основу российской системы страхования поло­жены следующие основные принципы:

1) обязательность участия в системе страхования для банков, привлекаю­щих вклады населения;

2) сокращение рисков наступле­ния неблагоприятных последствий для вкладчиков в слу­чае неисполнения банками своих обязательств;

3) нако­пительный характер формирования фонда обязатель­ного страхования вкладов;

4) прозрачность деятельнос­ти системы страхования вкладов;

5) ограничительный ха­рактер выплат возмещения по вкладам.

Обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения.

Общепризнанным является мнение о том, что участие в системе страхования вкла­дов должно быть обязательным. Эта позиция нашла чет­кое закрепление в Рекомендациях, разработанных и одобренных 7 сентября 2001 г. Форумом за финансо­вую стабильность (международный орган, образован­ный в 1999 г. министрами финансов и руководителями центральных банков стран «большой семерки» с целью коллективного обсуждения вопросов обеспечения международной финансовой стабильности).

Принцип обязательного участия банков в системе страхования вкладов имеет основополагающее значение для обеспечения ее финансовой устойчивости с одновременным снижением финансовой нагрузки на индивидуальный кредитный институт при формирова­нии страхового фонда системы.

Переход подавляющего большинства стран к обя­зательному участию в системе страхования связан с системными банковскими кризисами последних лет, затронувшими многие страны. В ходе преодоления их последствий стало ясно, что только обязательная сис­тема страхования с четкими условиями членства и от­ветственности ее участников, поддержкой со стороны государства может обеспечить защиту интересов вкладчиков.

Добровольная система страхования вкладов, на­против, несет в себе большие риски финансовой неус­тойчивости. Наиболее заинтересованными в участии в добровольной системе страхования становятся, глав­ным образом, наименее надежные банки, что в принци­пе подрывает ее жизнеспособность, а значит, не обес­печивает надлежащую защиту прав и законных инте­ресов граждан и социальную стабильность. Не случай­но добровольные системы страхования применяются сейчас лишь в ограниченном числе стран.

Поэтому решение об установлении принципа обя­зательного участия банков в системе страхования вкладов было признано наиболее оптимальным и на­шло закрепление в Законе.

Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков.

Введение страхования вкладов не является пана­цеей от всех бед, которые могут постичь банки и бан­ковскую систему в целом. Но оно способно уменьшить возможность наступления неблагоприятных послед­ствий и размер причиняемого ущерба.

С этих позиций в рамках данного принципа можно выделить два подпринципа:

а) допуск в систему страхо­вания вкладов только финансово устойчивых банков;

б) максимальная скорость выплаты страхового возмещения.

Допуск в систему только финансово устойчивых банков

При создании системы страхования вкладов одной из главных проблем является минимизация финансо­вых рисков, возникающих в связи с включением в нее широкого круга банков. Здесь возможны два подхода: автоматическое включение в систему всех банков, ко­торые работают со средствами населения, или уста­новление процедуры отбора банков для участия в сис­теме.

Первый подход является наиболее понятным и про­стым с точки зрения его реализации. Однако при этом в систему попадают и такие банки, участие которых сра­зу же подвергает ее финансовым рискам. Это может негативно повлиять на процесс становления системы, ее финансовую устойчивость и подорвать доверие на­селения к самой идее страхования.

В этой связи большинство стран, в том числе Рос­сия, пошли по пути законодательного установления процедуры отбора банков в систему страхования вкла­дов на основе обоснованных и понятных критериев та­кого отбора. Это позволяет сразу же контролировать уровень рисков, который на себя принимает система страхования.

Законом определены четыре критерия для вхожде­ния банка в систему страхования вкладов: устойчивое финансовое положение; выполнение обязательных экономических нормативов, установленных Банком России; достоверность учета и отчетности банка; от­сутствие необходимости применять к нему меры в по­рядке надзора. Порядок оценки соответствия банков этим критериям установлен нормативными актами Банка России.

Финансовая устойчивость банка оценивается с учетом достаточности и качества капитала, состояния активов, ликвидности, доходности, качества управле­ния банком, его операциями и рисками, включая про­зрачность структуры собственности.

Соответствие банков установленным требовани­ям Банка России было определено в течение 1 года 9 месяцев с момента вступления Закона в силу по ре­зультатам специально проводимой проверки (т. е. до 27 сентября 2005 г.). После этого банки, в отношении ко­торых было принято отрицательное решение, лишились права работы с вкладами населения.

Максимальная скорость выплаты страхового возмещения

Способность системы страхования вкладов пре­дотвращать массовое изъятие средств из банков в зна­чительной мере зависит от сроков, в течение которых владельцы депозитов получают возможность восполь­зоваться своими средствами в пределах установленно­го лимита страхового возмещения. В зарубежной прак­тике таким оптимальным сроком признаются 30 дней с момента наступления страхового случая. Более дли­тельные сроки выплат могут подорвать доверие населе­ния к системе страхования.

Закон предусматривает, что в течение семи дней со дня получения из банка, в отношении которого на­ступил страховой случай[8], реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет в этот банк, а также для опубликования в «Вестник Банка России» и печатный орган по месту расположения банка инфор­мацию о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате страхового возмеще­ния.

Агентство направляет также соответствующее со­общение вкладчикам банка по месту жительства, ука­занному в договоре банковского вклада или банковс­кого счета. Соответствующую информацию вкладчик вправе получить непосредственно в банке или Агент­стве.

Выплаты возмещения по вкладам производятся Агентством в течение трех дней со дня предоставления вкладчиком заявления о выплате, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая. Этот срок необ­ходим Агентству для организации выплат страхового возмещения. Представляется, что в российских условиях он может быть расценен как достаточно сжатый для Агентства и вполне приемлемый для вкладчиков.

Накопительный характер формирования резервов системы

Система страхования вкладов при наступлении страхового случая должна обладать соответствующи­ми средствами, достаточными для проведения выплат клиентам банков. В международной практике намети­лись два подхода к их формированию.

Первый заключается в сборе средств «по факту». Он предполагает, что при наступлении банкротства банка иные участники системы предоставляют сред­ства, необходимые для осуществления расчетов с вкладчиками банка-банкрота. Такой вариант аккуму­лирования резервов используется частными система­ми страхования вкладов, управляемыми их членами.

Главным недостатком такого варианта является от­сутствие твердых гарантий достаточности средств для проведения расчетов. При наступлении страхового случая одновременно в нескольких банках может ока­заться, что у других участников системы не хватит средств для срочной компенсации вкладов. Система, построенная по такому принципу, испытывает также сложности при определении размера обязательных сборов, поскольку не располагает достаточной инфор­мацией о финансовом состоянии банков.

Второй вариант предполагает образование специ­ального фонда, находящегося в распоряжении органи­зации, управляющей системой страхования вкладов, в основном, путем уплаты банками регулярных обяза­тельных взносов. Он позволяет аккумулировать сред­ства для быстрой выплаты сумм страхового возмеще­ния, обеспечить участие в покрытии расходов системы всех ее участников, распределить по времени нагрузку на них, связанную с компенсацией застрахованных де­позитов при ликвидации несостоятельных банков. Кро­ме того, наличие фонда страхования укрепляет дове­рие населения в способности системы защитить их сбережения.

Исходя из этих преимуществ, Закон в качестве фи­нансовой основы системы страхования вкладов пре­дусмотрел создание специального фонда обязательно­го страхования вкладов (далее — Фонд). Основным ис­точником его формирования являются регулярные де­нежные взносы банков. На первоначальном этапе Фонд формируется за счет имущественного взноса государства. Другими источниками его пополнения станут доходы от размещения (инвестирования) вре­менно свободных средств Фонда, средства, получае­мые в результате удовлетворения требований, приоб­ретаемых системой страхования в результате выплаты возмещения по вкладам, а также пени за несвоевре­менную или неполную уплату взносов.

Вопрос о размере ставки страховых взносов явля­ется одним из ключевых при создании системы страхо­вания вкладов. При его определении учитываются два основных ориентира:

а) возможности банков своевре­менно и полно уплачивать взносы;

б) достаточность средств в Фонде.

Безусловно, уплата страховых взносов в Фонд означает для банков дополнительную финансовую на­грузку. Создание системы страхования вкладов не дол­жно негативно влиять на финансовое положение бан­ков. Поэтому, устанавливая размер ставки, важно учи­тывать их способность уплачивать взносы без потери прибыльности, ликвидности и платежеспособности. С другой стороны, Фонд должен быть сформирован в при­емлемые сроки и до уровня, исключающего вероят­ность его неплатежеспособности.

Оценки зарубежных экспертов показывают, что устойчивость и жизнеспособность системы страхова­ния вкладов обеспечиваются при условии, что находя­щиеся в ее распоряжении финансовые ресурсы доста­точны для покрытия порядка 5% страхуемых депозитов. По состоянию на начало 2005 г. для России, исходя из объема и структуры вкладов населения в банковской системе (без учета вкладов в Сбербанке России), эта цифра составляет около 40 млрд. рублей. Если в каче­стве приемлемого срока выхода на указанный уровень определить пять лет, то ежегодно в Фонд должны посту­пать от банков не менее 8 млрд. руб. С учетом этого ставка страховых взносов должна составлять 0,6% сум­мы привлеченных вкладов за год (или 0,15% за квартал)[9].

В мировой практике в качестве базы для расчета ставки страховых взносов выбирается или сумма заст­рахованных депозитов, или общий объем обязательств банка по депозитам. В первом случае суммарная рас­четная база в абсолютном исчислении меньше, чем во втором. Но если приоритет отдавать достижению целе­вого уровня, то следует установить более высокую ставку. Во втором случае ставка может быть меньше, но тогда повышенную нагрузку будут нести банки, ориен­тированные на привлечение крупных депозитов, не подлежащих страхованию в полном объеме. В то же время это соответствует задаче формирования Фонда в минимальные сроки.

Российский законодатель выбрал второй вариант, отдав предпочтение обеспечению скорейшего созда­ния устойчивой и жизнеспособной системы страхова­ния.

Страховые взносы банков, поступающие в Фонд, являются разновидностью обязательных платежей, ус­танавливаемых государством. В финансово-правовой литературе уже нашла отражение обоснованная по­зиция о существовании обязательных платежей, имею­щих статус обязательных страховых взносов[10]. Их отли­чие от налогов и сборов заключается в том, что они не входят в налоговую систему, не поступают в государ­ственный бюджет, имеют строго целевое назначение. Вместе с тем они устанавливаются в публичных эконо­мических и социальных интересах. Такого рода обяза­тельные платежи именуются парафискалитетами[11].

В соответствии с Законом средства, аккумулиро­ванные в Фонде, принадлежат на праве собственности Агентству. Следовательно, юридически это не соб­ственность государства, хотя и можно говорить, что опосредованно государство является собственником средств Фонда через созданное им юридическое лицо — государственную корпорацию. Вместе с тем очевидно, что они не могут быть отнесены и к частной соб­ственности, поскольку используются исключительно в публичных целях и интересах. Категория публичного интереса является в данном случае ключевой, дающей основание вести речь о публичной собственности.

Прозрачность деятельности системы страхования

Данный принцип системы страхования вкладов вы­ражается в информационной открытости деятельности ее участников (вкладчиков, банков, Агентства, Банка России) и функционирования самой системы. Это во многом способствует росту доверия общества к инсти­туту страхования вкладов и российской банковской системе в целом.

Так, Банк России, проверяя и оценивая банки по известным и понятным критериям с точки зрения их соответствия требованиям к участию в системе стра­хования вкладов, незамедлительно сообщает о приня­тых решениях средствам массовой информации. Офи­циальные сообщения о банках, ставших участниками этой системы, публикуются Агентством в «Российской газете» и в «Вестнике Банка России». Для вкладчиков и банков в Агентстве работает постоянно действующий телефонный консультационный центр («горячая ли­ния»).

Агентством разработан фирменный знаксистемы страхования вкладов, который используется им в доку­ментах и служебной переписке, а также вывешивается банками в своих офисах, напоминая клиентам о своем участии в системе страхования вкладов. Информация о порядке и размерах выплаты возмещения по вкладам размещается банками в помещениях,где осуществля­ется обслуживание вкладчиков.

Опубликованию в средствах массовой информа­ции подлежат обобщенные данные годового отчета Агентства, отчеты о движении средств фонда обяза­тельного страхования вкладов, о прибылях (убытках), полученных от инвестирования его средств, а также бухгалтерский баланс Агентства, подтвержденный не­зависимой аудиторской организацией.

Информационная открытость системы страхова­ния вкладов способствует эффективности обществен­ного и государственного контроля за ее функциониро­ванием, а также осуществлению мер по ее совершен­ствованию.

Ограничительный характер выплат возмещения по вкладам

В основу системы страхования банковских вкладов заложена гарантированная частичная компенсация вклада при неплатежеспособности банка. Ограниче­ние размера выплат отражает необходимость справед­ливого перераспределения рисков между государ­ством и кредиторами банков, побуждая вкладчиков к взвешенному выбору банков, которым они передают свои вклады. И не в последнюю очередь данный прин­цип соответствует задаче защиты, прежде всего, сред­них и мелких сбережений, что позволяет обеспечить соблюдение экономических интересов подавляющего большинства вкладчиков.

Международный валютный фонд определяет дос­таточность возмещения по вкладам на уровне 1—2 до­лей ВВП на душу населения. В США этот показатель составляет 1,1, а в странах Западной Европы — колеб­лется от 0,3 в Норвегии и 0,5 в Швейцарии до 1,2 в Швеции и 1,4 в Великобритании[12].

В федеральном законе от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" максимальная величина вклада, подле­жащего 100% возмещению, определена в сумме 700 тыс. руб.

Впоследствии, по мере усиления финансовой устойчивости системы страхования вкладов и роста эко­номики страны, размер возмещения по вкладам может быть увеличен.

Вклады, на которые распространяется действие системы страхования

В отличие от большинства стран, где системы стра­хования вкладов направлены на равную защиту вкладов как физических, так и юридических лиц, российская система страхования распространяется только на банковские вклады и на банковские счета, размещенные физическими лицами: гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и ли­цами без гражданства (далее - вкладчики). Этому есть свои объяснения.

Во-первых, пока система страхования не «встала на ноги», размер принимаемых ею финансовых рисков должен быть ограничен.

Во-вторых, в России одной из основных целей со­здания этой системы является обеспечение защиты не обладающих достаточными экономическими познани­ями вкладчиков, в большинстве своем размещающих в банках незначительные суммы. В отличие от институци­ональных инвесторов, они не в состоянии осуществ­лять постоянный мониторинг и сопоставительный ана­лиз конкурирующих банков или их групп, чтобы опреде­лить, кто из них надежнее и предоставляет наиболее выгодные услуги: это дорого, занимает много времени и требует специальных знаний. В этой связи кризис дове­рия вкладчиков может быть вызван любыми негативны­ми сигналами (спад производства, биржевой крах, еди­ничные банкротства других банков и т. п.). Следствием может стать проявление эффекта «распространения эпидемии», когда, глядя на других, вкладчики бросают­ся забирать деньги из банков, не разбираясь, есть ли реальные основания для опасений потерять свои сбе­режения.

Вместе с тем не исключено, что в дальнейшем сис­тема страхования может быть использована для защи­ты индивидуальных предпринимателей, небольших предприятий и некоммерческих организаций, а затем распространена на все депозиты.

В настоящее время система страхования защища­ет средства вкладчиков как в рублях, так и в иностранной валюте. Здесь учитывается еще существующее от­ношение россиян к иностранной валюте как к более надежному способу хранения сбережений. На долю ва­лютных вкладов приходится до одной трети всех средств, размещенных физическими лицами во вклады.

С другой стороны, в решении данного вопроса За­кон содержит ряд ограничений. Так, система страхова­ния не распространяется на денежные средства, раз­мещенные во вклады в филиалах российских банков, находящихся за пределами страны. Также не подлежат страхованию вклады на предъявителя, что объясняется сложностью установления их истинных владельцев и, как следствие, обеспечения соблюдения установ­ленных лимитов страхового покрытия.

Не являются объектом страхования и средства, пе­реданные физическими лицами банкам в доверитель­ное управление. В этом случае банк выступает только в качестве управляющего, а все риски получения прибы­ли (или убытка) несет клиент. При этом все переданные в управление средства обособляются от имущества банка и в случае его банкротства не включаются в об­щую конкурсную массу.

Управляющая организация системы страхования вкладов

Общественно важные цели и задачи системы стра­хования вкладов предъявляют специфические требо­вания к ее институциональной основе — управляющей организации. Мировой опыт свидетельствует, что по своей сути ею должна быть квазиправительственная организация, обладающая публично-правовым статусом.

При этом принцип независимости рассматривает­ся в практике создания систем страхования вкладов как один из основополагающих. Считается, что для их стабильного и ответственного функционирования тре­буется максимально устранить избыточное внешнее влияние.

В материалах Международного валютного фонда «Страхование депозитов и управление кризисами» (март 2000 г.) содержатся выводы об основных принци­пах создания управляющей организации. Ее рекомен­дуется создавать в виде специализированного государ­ственного агентства, действующего на основании за­кона и имеющего широкие полномочия (в частности, по применению жестких санкций в отношении нежизнеспособных банков, ограничению интересов акцио­неров, дисконтированию требований по незастрахо­ванным депозитам и необеспеченным обязатель­ствам). Такой статус в наилучшей степени позволяет сочетать рыночные и административные инструменты для защиты интересов вкладчиков. При этом возложе­ние полномочий управляющей организации на уже су­ществующую структуру рассматривается как наибо­лее приоритетное. Одновременно рекомендуется юридически обеспечить свободу управляющей орга­низации от политического вмешательства и давления со стороны банков.

Большое внимание уделяется формированию выс­шего органа управляющей организации. По мнению международных экспертов, его необходимо наделять независимым статусом. Члены высшего органа должны назначаться правительством, быть подотчетными и от­ветственными перед обществом. Но при этом его со­став не должен быть излишне широким в целях исклю­чения неповоротливости в работе и размывания ответ­ственности.

Формирование институциональной основы систе­мыв виде независимой государственной организации позволяет решить еще одну принципиальную задачу — обеспечить ее взвешенное взаимодействие с цент­ральным банком, министерством финансов или специ­альным надзорным органом страны. Очень важно, что­бы управляющая организация имела доступ к инфор­мации, необходимой для своевременной оценки угро­жающих ей рисков, принятия мер по их ограничению, готовности к решению возникающих проблем на ран­ней стадии их проявления.

Опыт, накопленный в течение первого года функ­ционирования российской системы страхования вкла­дов, убедительно показал, что Агентство, как организа­ция, управляющая этой системой, в полной мере соот­ветствует вышеозначенным требованиям.

Функции системы страхования вкладов

Управляющее системой страхования вкладов Агентство должно в комплексе реализовывать четыре основные функции: формировать и управлять резер­вами, предназначенными для выплат вкладчикам; за­ниматься организацией выплат; осуществлять конт­роль за соблюдением банками правил участия в сис­теме страхования; проводить ликвидацию несостоя­тельных банков (последнюю - в соответствии с Феде­ральным законом «О несостоятельности (банкрот­стве) кредитных организаций» в редакции от 20 авгус­та 2004 г.).

Эти функции носят взаимосвязанный и взаимодо­полняющий характер. Их сочетание позволяет обеспе­чить бесперебойное и эффективное функционирова­ние системы, минимизировать принимаемые ею рис­ки, предотвращать убытки и не допускать нерациональ­ного использования имущества Агентства.

Анализ отчетности банков позволит Агентству про­гнозировать размер предстоящих выплат, эффективно управлять средствами фонда страхования вкладов и осуществлять контроль за принимаемыми банками рисками.

Наделение Агентства полномочиями по ликвида­ции несостоятельных банков (т. е. использование его в качестве корпоративного конкурсного управляющего и ликвидатора) позволит с учетом имеющихся у него ресурсов сократить сроки и повысить эффективность проведения ликвидационных процедур.

В этой связи следует отметить, что объем функций, которые возлагаются на систему страхования вкладов, имеет принципиальное значение. Как показывает за­рубежный опыт, результатом сужения функций системы может стать ее неспособность выполнять поставленные задачи, что приводит к подрыву общественного дове­рия к институту страхования вкладов в целом.

Роль государства в системе страхования вкладов

Как следует из зарубежного опыта, построение эффективной и устойчивой системы страхования вкла­дов невозможно без значительного финансового вкла­да государства. Причем государство, принимая во вни­мание публичные задачи системы, оказывает необхо­димую поддержку не только на этапе ее создания, но и в процессе ее дальнейшего функционирования, вос­полняя при необходимости дефицит ее финансовых резервов.

На этапе создания системы аккумулирование в Агентстве средств, достаточных для ее успешного фун­кционирования, только за счет взносов банков объек­тивно невозможно. В этих условиях финансовые влива­ния государства становятся единственным реальным способом формирования ее финансовых основ. И только в дальнейшем система страхования сможет обеспечить свое финансирование за счет взносов банков.

Так, в Японии при создании Корпорации по страхо­ванию депозитов в 1971 г. Правительство внесло в ус­тавный капитал 5,15 млрд. иен, Банк Японии — 150 млн. иен[13].

В соответствии с Законом Российская Федерация сразу внесла в имущество Агентства первоначальный взнос в размере 3 млрд. руб.

Одновременно с первоначальным финансирова­нием в Законе предусмотрен механизм дальнейшей финансовой поддержки государством системы страхо­вания вкладов в случаях возникновения дефицита ее ресурсов за счет средств федерального бюджета.

Средства фонда обязательного страхования вкла­дов хранятся на отдельном счете в Банке России. Их инвестирование допускается только в надежные фи­нансовые инструменты - российские и иностранные го­сударственные ценные бумаги, депозиты и ценные бу­маги Банка России. При этом финансовые инструмен­ты, приобретаемые за счет средств Фонда, становятся его неотъемлемой частью.

Эффект введения системы страхования вкладов

Создание в России системы страхования вкладов поможет решить целый комплекс социальных и макро­экономических проблем:

- поддержать доверие населения к институтам госу­дарственной власти и к банковскому сектору;

- стимулировать сбережения как необходимый эле­мент сбалансированной денежно-кредитной политики и сократить теневой оборот наличной иностранной валюты;

- использовать сбережения населения в качестве долгосрочного ресурса для кредитования экономики;

- поддерживать социальную стабильность в обще­стве, гарантируя возврат сбережений и быстрый рас­чет с вкладчиками проблемных банков;

- сформировать конкурентную среду на рынке част­ных вкладов.

По предварительным расчетам, в результате вве­дения системы страхования вкладов ресурсная база коммерческих банков за счет средств населения может увеличиться на 200-300 млрд.рублей, что составит 4-5% от общего объема привлеченных средств банковской системы.

Вопросы для самоподготовки

1. Назовите федеральные законы, регулирующие деятельность банков.

2. Кратко раскройте сущность каждого федерального закона.

3. Расскажите о значении Закона о страховании вкладов физических лиц и его влиянии на деятельность коммерческих банков.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.