Система страхования вкладов как фактор роста ресурсной базы коммерческих банков
В целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы был принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Данный Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (далее - Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках. Логически дополнил создаваемую в Российской Федерации систему страхования вкладов Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Для изучения системы страхования вкладов необходимо определить, что представляет собой понятие страхования.
В экономической литературе имеют место разные точки зрения на понятие страхования и сформулировано значительное количество его определений.
Приведем некоторые из них, имеющие место в ранних работах исследователей. По мнению Ф. Коньшина «страхование является одним из методов создания централизованного страхового фонда для возмещения за счет страховых взносов потерь в народном хозяйстве от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также для выплат соответствующих сумм в связи с наступлением событий, связанных с жизнью и трудоспособностью застрахованных»[1]. М. К. Шерменев предлагает другое определение, в силу которого страхование «представляет собой экономические отношения, возникающие в связи с формированием (за счет владельца имущества) и использованием страхового фонда, создаваемого организацией (страховщиком) для возмещения участникам страхового фонда (страхователям) ущерба от стихийных бедствий и других непредвиденных событий»[2].
В более поздних работах, например, государственное страхование трактуется как «система мер по созданию целевого фонда денежных средств и его использование для оказания материальной помощи участникам этого фонда при стихийных бедствиях, случайных неблагоприятных явлениях или наступлении определенных событий в жизни граждан»[3]. В Советском энциклопедическом словаре страхование определяется как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий[4].
Есть другие точки зрения. Так, профессор Л. И. Рейтман придерживается мнения, что «страхование является не только финансовой, но частично и кредитной категорией»[5]. К. Н. Пылов считает, что страхование относится к сфере обмена, так как оно предоставляет услуги[6]. Академик К. Г. Воблый страхование относит к распределению: «Страхование как экономическая мера защиты целостности имущественного фонда должно рассматриваться в связи с распределением»[7]. В. В. Шахов утверждает, что страхование нужно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Вывод этот основывается на том, что страхование имеет свое экономическое содержание и соответствующие формы проявления, выражающиеся в функциях:
Ø формирование специализированного страхового фонда денежных средств;
Ø возмещение ущерба и личного материального обеспечения граждан;
Ø предупреждения страхового случая размера убытков от стихийных и несчастных случаев.
Согласно статьи 2 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 21.06.2004г. № 57-ФЗ. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий).
Это позволяет сделать следующие выводы.
1. Страхование - это экономическое отношение, в котором участвуют как минимум две стороны (два лица, субъекта отношения).
Одна сторона (субъект) - это страховая организация (государственная, акционерная или частная), которую называют страховщиком. Страховщик вырабатывает условия страхования (в частности, обязуется возместить страхователю ущерб при страховом событии) и предлагает их своим клиентам - юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям) и физическим лицам (отдельным частным гражданам).
Если клиентов устраивают эти условия, то они подписывают договор страхования установленной формы и однократно или регулярно в течение согласованного периода платят страховщику страховые премии (платежи, взносы) в соответствии с договором.
Другая сторона (субъект) страхового экономического отношения - это юридические или физические (отдельные частные граждане) лица, называемые страхователями.
При наступлении страхового случая (стихийное бедствие, падение человека с переломом, банкротство банка и т. д.), при котором страхователю нанесен ущерб (экономический или его здоровью), страховщик в соответствии с условиями договора выплачивает страхователю компенсацию, возмещение.
Для построения эффективно работающей системы страхования вкладов необходимо определить, какие цели преследует создание этой системы. Иными словами, каких результатов от ее функционирования ожидает власть, банковское сообщество и общество в целом.
Государство в первую очередь заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является масштабная мобилизация сбережений населения в инвестиционный процесс. В современных развитых странах важнейшую роль в этом процессе играют такие учреждения, как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Однако, учитывая слабость указанных институтов в России, роль банковских вкладов населения в обеспечении реальных инвестиций в экономику приобретает особое значение.
Банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.
Что касается самих вкладчиков, то их заинтересованность в системе страхования заключается в стремлении сохранить и реализовать право требования возврата денежных средств, внесенных во вклад в банк.
В соответствии с этим в Федеральном Законе «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Далее - Закон) от 27 декабря 2003 г. последовательно называются цели системы страхования банковских вкладов, которые одновременно преследуют вкладчики, банки и государство: защита прав и законных интересов вкладчиков; укрепление доверия к банковской системе; стимулирование привлечения в нее сбережений населения.
От перечня целей, поставленных перед любой системой, в том числе и системой страхования банковских вкладов, зависят принципы ее построения и функционирования, а также структура, формы деятельности, объем полномочий органов, управляющих системой, в данном случае — государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», взаимодействие между собой различных ее элементов.
Концепция системы страхования вкладов в России разрабатывалась на основе анализа аналогичных систем, действующих в различных государствах. При этом учитывался их как позитивный, так и негативный опыт. В итоге в основу российской системы страхования положены следующие основные принципы:
1) обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения;
2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
3) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов;
4) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
5) ограничительный характер выплат возмещения по вкладам.
Обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения.
Общепризнанным является мнение о том, что участие в системе страхования вкладов должно быть обязательным. Эта позиция нашла четкое закрепление в Рекомендациях, разработанных и одобренных 7 сентября 2001 г. Форумом за финансовую стабильность (международный орган, образованный в 1999 г. министрами финансов и руководителями центральных банков стран «большой семерки» с целью коллективного обсуждения вопросов обеспечения международной финансовой стабильности).
Принцип обязательного участия банков в системе страхования вкладов имеет основополагающее значение для обеспечения ее финансовой устойчивости с одновременным снижением финансовой нагрузки на индивидуальный кредитный институт при формировании страхового фонда системы.
Переход подавляющего большинства стран к обязательному участию в системе страхования связан с системными банковскими кризисами последних лет, затронувшими многие страны. В ходе преодоления их последствий стало ясно, что только обязательная система страхования с четкими условиями членства и ответственности ее участников, поддержкой со стороны государства может обеспечить защиту интересов вкладчиков.
Добровольная система страхования вкладов, напротив, несет в себе большие риски финансовой неустойчивости. Наиболее заинтересованными в участии в добровольной системе страхования становятся, главным образом, наименее надежные банки, что в принципе подрывает ее жизнеспособность, а значит, не обеспечивает надлежащую защиту прав и законных интересов граждан и социальную стабильность. Не случайно добровольные системы страхования применяются сейчас лишь в ограниченном числе стран.
Поэтому решение об установлении принципа обязательного участия банков в системе страхования вкладов было признано наиболее оптимальным и нашло закрепление в Законе.
Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков.
Введение страхования вкладов не является панацеей от всех бед, которые могут постичь банки и банковскую систему в целом. Но оно способно уменьшить возможность наступления неблагоприятных последствий и размер причиняемого ущерба.
С этих позиций в рамках данного принципа можно выделить два подпринципа:
а) допуск в систему страхования вкладов только финансово устойчивых банков;
б) максимальная скорость выплаты страхового возмещения.
Допуск в систему только финансово устойчивых банков
При создании системы страхования вкладов одной из главных проблем является минимизация финансовых рисков, возникающих в связи с включением в нее широкого круга банков. Здесь возможны два подхода: автоматическое включение в систему всех банков, которые работают со средствами населения, или установление процедуры отбора банков для участия в системе.
Первый подход является наиболее понятным и простым с точки зрения его реализации. Однако при этом в систему попадают и такие банки, участие которых сразу же подвергает ее финансовым рискам. Это может негативно повлиять на процесс становления системы, ее финансовую устойчивость и подорвать доверие населения к самой идее страхования.
В этой связи большинство стран, в том числе Россия, пошли по пути законодательного установления процедуры отбора банков в систему страхования вкладов на основе обоснованных и понятных критериев такого отбора. Это позволяет сразу же контролировать уровень рисков, который на себя принимает система страхования.
Законом определены четыре критерия для вхождения банка в систему страхования вкладов: устойчивое финансовое положение; выполнение обязательных экономических нормативов, установленных Банком России; достоверность учета и отчетности банка; отсутствие необходимости применять к нему меры в порядке надзора. Порядок оценки соответствия банков этим критериям установлен нормативными актами Банка России.
Финансовая устойчивость банка оценивается с учетом достаточности и качества капитала, состояния активов, ликвидности, доходности, качества управления банком, его операциями и рисками, включая прозрачность структуры собственности.
Соответствие банков установленным требованиям Банка России было определено в течение 1 года 9 месяцев с момента вступления Закона в силу по результатам специально проводимой проверки (т. е. до 27 сентября 2005 г.). После этого банки, в отношении которых было принято отрицательное решение, лишились права работы с вкладами населения.
Максимальная скорость выплаты страхового возмещения
Способность системы страхования вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течение которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими средствами в пределах установленного лимита страхового возмещения. В зарубежной практике таким оптимальным сроком признаются 30 дней с момента наступления страхового случая. Более длительные сроки выплат могут подорвать доверие населения к системе страхования.
Закон предусматривает, что в течение семи дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай[8], реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет в этот банк, а также для опубликования в «Вестник Банка России» и печатный орган по месту расположения банка информацию о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате страхового возмещения.
Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка по месту жительства, указанному в договоре банковского вклада или банковского счета. Соответствующую информацию вкладчик вправе получить непосредственно в банке или Агентстве.
Выплаты возмещения по вкладам производятся Агентством в течение трех дней со дня предоставления вкладчиком заявления о выплате, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая. Этот срок необходим Агентству для организации выплат страхового возмещения. Представляется, что в российских условиях он может быть расценен как достаточно сжатый для Агентства и вполне приемлемый для вкладчиков.
Накопительный характер формирования резервов системы
Система страхования вкладов при наступлении страхового случая должна обладать соответствующими средствами, достаточными для проведения выплат клиентам банков. В международной практике наметились два подхода к их формированию.
Первый заключается в сборе средств «по факту». Он предполагает, что при наступлении банкротства банка иные участники системы предоставляют средства, необходимые для осуществления расчетов с вкладчиками банка-банкрота. Такой вариант аккумулирования резервов используется частными системами страхования вкладов, управляемыми их членами.
Главным недостатком такого варианта является отсутствие твердых гарантий достаточности средств для проведения расчетов. При наступлении страхового случая одновременно в нескольких банках может оказаться, что у других участников системы не хватит средств для срочной компенсации вкладов. Система, построенная по такому принципу, испытывает также сложности при определении размера обязательных сборов, поскольку не располагает достаточной информацией о финансовом состоянии банков.
Второй вариант предполагает образование специального фонда, находящегося в распоряжении организации, управляющей системой страхования вкладов, в основном, путем уплаты банками регулярных обязательных взносов. Он позволяет аккумулировать средства для быстрой выплаты сумм страхового возмещения, обеспечить участие в покрытии расходов системы всех ее участников, распределить по времени нагрузку на них, связанную с компенсацией застрахованных депозитов при ликвидации несостоятельных банков. Кроме того, наличие фонда страхования укрепляет доверие населения в способности системы защитить их сбережения.
Исходя из этих преимуществ, Закон в качестве финансовой основы системы страхования вкладов предусмотрел создание специального фонда обязательного страхования вкладов (далее — Фонд). Основным источником его формирования являются регулярные денежные взносы банков. На первоначальном этапе Фонд формируется за счет имущественного взноса государства. Другими источниками его пополнения станут доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств Фонда, средства, получаемые в результате удовлетворения требований, приобретаемых системой страхования в результате выплаты возмещения по вкладам, а также пени за несвоевременную или неполную уплату взносов.
Вопрос о размере ставки страховых взносов является одним из ключевых при создании системы страхования вкладов. При его определении учитываются два основных ориентира:
а) возможности банков своевременно и полно уплачивать взносы;
б) достаточность средств в Фонде.
Безусловно, уплата страховых взносов в Фонд означает для банков дополнительную финансовую нагрузку. Создание системы страхования вкладов не должно негативно влиять на финансовое положение банков. Поэтому, устанавливая размер ставки, важно учитывать их способность уплачивать взносы без потери прибыльности, ликвидности и платежеспособности. С другой стороны, Фонд должен быть сформирован в приемлемые сроки и до уровня, исключающего вероятность его неплатежеспособности.
Оценки зарубежных экспертов показывают, что устойчивость и жизнеспособность системы страхования вкладов обеспечиваются при условии, что находящиеся в ее распоряжении финансовые ресурсы достаточны для покрытия порядка 5% страхуемых депозитов. По состоянию на начало 2005 г. для России, исходя из объема и структуры вкладов населения в банковской системе (без учета вкладов в Сбербанке России), эта цифра составляет около 40 млрд. рублей. Если в качестве приемлемого срока выхода на указанный уровень определить пять лет, то ежегодно в Фонд должны поступать от банков не менее 8 млрд. руб. С учетом этого ставка страховых взносов должна составлять 0,6% суммы привлеченных вкладов за год (или 0,15% за квартал)[9].
В мировой практике в качестве базы для расчета ставки страховых взносов выбирается или сумма застрахованных депозитов, или общий объем обязательств банка по депозитам. В первом случае суммарная расчетная база в абсолютном исчислении меньше, чем во втором. Но если приоритет отдавать достижению целевого уровня, то следует установить более высокую ставку. Во втором случае ставка может быть меньше, но тогда повышенную нагрузку будут нести банки, ориентированные на привлечение крупных депозитов, не подлежащих страхованию в полном объеме. В то же время это соответствует задаче формирования Фонда в минимальные сроки.
Российский законодатель выбрал второй вариант, отдав предпочтение обеспечению скорейшего создания устойчивой и жизнеспособной системы страхования.
Страховые взносы банков, поступающие в Фонд, являются разновидностью обязательных платежей, устанавливаемых государством. В финансово-правовой литературе уже нашла отражение обоснованная позиция о существовании обязательных платежей, имеющих статус обязательных страховых взносов[10]. Их отличие от налогов и сборов заключается в том, что они не входят в налоговую систему, не поступают в государственный бюджет, имеют строго целевое назначение. Вместе с тем они устанавливаются в публичных экономических и социальных интересах. Такого рода обязательные платежи именуются парафискалитетами[11].
В соответствии с Законом средства, аккумулированные в Фонде, принадлежат на праве собственности Агентству. Следовательно, юридически это не собственность государства, хотя и можно говорить, что опосредованно государство является собственником средств Фонда через созданное им юридическое лицо — государственную корпорацию. Вместе с тем очевидно, что они не могут быть отнесены и к частной собственности, поскольку используются исключительно в публичных целях и интересах. Категория публичного интереса является в данном случае ключевой, дающей основание вести речь о публичной собственности.
Прозрачность деятельности системы страхования
Данный принцип системы страхования вкладов выражается в информационной открытости деятельности ее участников (вкладчиков, банков, Агентства, Банка России) и функционирования самой системы. Это во многом способствует росту доверия общества к институту страхования вкладов и российской банковской системе в целом.
Так, Банк России, проверяя и оценивая банки по известным и понятным критериям с точки зрения их соответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов, незамедлительно сообщает о принятых решениях средствам массовой информации. Официальные сообщения о банках, ставших участниками этой системы, публикуются Агентством в «Российской газете» и в «Вестнике Банка России». Для вкладчиков и банков в Агентстве работает постоянно действующий телефонный консультационный центр («горячая линия»).
Агентством разработан фирменный знаксистемы страхования вкладов, который используется им в документах и служебной переписке, а также вывешивается банками в своих офисах, напоминая клиентам о своем участии в системе страхования вкладов. Информация о порядке и размерах выплаты возмещения по вкладам размещается банками в помещениях,где осуществляется обслуживание вкладчиков.
Опубликованию в средствах массовой информации подлежат обобщенные данные годового отчета Агентства, отчеты о движении средств фонда обязательного страхования вкладов, о прибылях (убытках), полученных от инвестирования его средств, а также бухгалтерский баланс Агентства, подтвержденный независимой аудиторской организацией.
Информационная открытость системы страхования вкладов способствует эффективности общественного и государственного контроля за ее функционированием, а также осуществлению мер по ее совершенствованию.
Ограничительный характер выплат возмещения по вкладам
В основу системы страхования банковских вкладов заложена гарантированная частичная компенсация вклада при неплатежеспособности банка. Ограничение размера выплат отражает необходимость справедливого перераспределения рисков между государством и кредиторами банков, побуждая вкладчиков к взвешенному выбору банков, которым они передают свои вклады. И не в последнюю очередь данный принцип соответствует задаче защиты, прежде всего, средних и мелких сбережений, что позволяет обеспечить соблюдение экономических интересов подавляющего большинства вкладчиков.
Международный валютный фонд определяет достаточность возмещения по вкладам на уровне 1—2 долей ВВП на душу населения. В США этот показатель составляет 1,1, а в странах Западной Европы — колеблется от 0,3 в Норвегии и 0,5 в Швейцарии до 1,2 в Швеции и 1,4 в Великобритании[12].
В федеральном законе от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" максимальная величина вклада, подлежащего 100% возмещению, определена в сумме 700 тыс. руб.
Впоследствии, по мере усиления финансовой устойчивости системы страхования вкладов и роста экономики страны, размер возмещения по вкладам может быть увеличен.
Вклады, на которые распространяется действие системы страхования
В отличие от большинства стран, где системы страхования вкладов направлены на равную защиту вкладов как физических, так и юридических лиц, российская система страхования распространяется только на банковские вклады и на банковские счета, размещенные физическими лицами: гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - вкладчики). Этому есть свои объяснения.
Во-первых, пока система страхования не «встала на ноги», размер принимаемых ею финансовых рисков должен быть ограничен.
Во-вторых, в России одной из основных целей создания этой системы является обеспечение защиты не обладающих достаточными экономическими познаниями вкладчиков, в большинстве своем размещающих в банках незначительные суммы. В отличие от институциональных инвесторов, они не в состоянии осуществлять постоянный мониторинг и сопоставительный анализ конкурирующих банков или их групп, чтобы определить, кто из них надежнее и предоставляет наиболее выгодные услуги: это дорого, занимает много времени и требует специальных знаний. В этой связи кризис доверия вкладчиков может быть вызван любыми негативными сигналами (спад производства, биржевой крах, единичные банкротства других банков и т. п.). Следствием может стать проявление эффекта «распространения эпидемии», когда, глядя на других, вкладчики бросаются забирать деньги из банков, не разбираясь, есть ли реальные основания для опасений потерять свои сбережения.
Вместе с тем не исключено, что в дальнейшем система страхования может быть использована для защиты индивидуальных предпринимателей, небольших предприятий и некоммерческих организаций, а затем распространена на все депозиты.
В настоящее время система страхования защищает средства вкладчиков как в рублях, так и в иностранной валюте. Здесь учитывается еще существующее отношение россиян к иностранной валюте как к более надежному способу хранения сбережений. На долю валютных вкладов приходится до одной трети всех средств, размещенных физическими лицами во вклады.
С другой стороны, в решении данного вопроса Закон содержит ряд ограничений. Так, система страхования не распространяется на денежные средства, размещенные во вклады в филиалах российских банков, находящихся за пределами страны. Также не подлежат страхованию вклады на предъявителя, что объясняется сложностью установления их истинных владельцев и, как следствие, обеспечения соблюдения установленных лимитов страхового покрытия.
Не являются объектом страхования и средства, переданные физическими лицами банкам в доверительное управление. В этом случае банк выступает только в качестве управляющего, а все риски получения прибыли (или убытка) несет клиент. При этом все переданные в управление средства обособляются от имущества банка и в случае его банкротства не включаются в общую конкурсную массу.
Управляющая организация системы страхования вкладов
Общественно важные цели и задачи системы страхования вкладов предъявляют специфические требования к ее институциональной основе — управляющей организации. Мировой опыт свидетельствует, что по своей сути ею должна быть квазиправительственная организация, обладающая публично-правовым статусом.
При этом принцип независимости рассматривается в практике создания систем страхования вкладов как один из основополагающих. Считается, что для их стабильного и ответственного функционирования требуется максимально устранить избыточное внешнее влияние.
В материалах Международного валютного фонда «Страхование депозитов и управление кризисами» (март 2000 г.) содержатся выводы об основных принципах создания управляющей организации. Ее рекомендуется создавать в виде специализированного государственного агентства, действующего на основании закона и имеющего широкие полномочия (в частности, по применению жестких санкций в отношении нежизнеспособных банков, ограничению интересов акционеров, дисконтированию требований по незастрахованным депозитам и необеспеченным обязательствам). Такой статус в наилучшей степени позволяет сочетать рыночные и административные инструменты для защиты интересов вкладчиков. При этом возложение полномочий управляющей организации на уже существующую структуру рассматривается как наиболее приоритетное. Одновременно рекомендуется юридически обеспечить свободу управляющей организации от политического вмешательства и давления со стороны банков.
Большое внимание уделяется формированию высшего органа управляющей организации. По мнению международных экспертов, его необходимо наделять независимым статусом. Члены высшего органа должны назначаться правительством, быть подотчетными и ответственными перед обществом. Но при этом его состав не должен быть излишне широким в целях исключения неповоротливости в работе и размывания ответственности.
Формирование институциональной основы системыв виде независимой государственной организации позволяет решить еще одну принципиальную задачу — обеспечить ее взвешенное взаимодействие с центральным банком, министерством финансов или специальным надзорным органом страны. Очень важно, чтобы управляющая организация имела доступ к информации, необходимой для своевременной оценки угрожающих ей рисков, принятия мер по их ограничению, готовности к решению возникающих проблем на ранней стадии их проявления.
Опыт, накопленный в течение первого года функционирования российской системы страхования вкладов, убедительно показал, что Агентство, как организация, управляющая этой системой, в полной мере соответствует вышеозначенным требованиям.
Функции системы страхования вкладов
Управляющее системой страхования вкладов Агентство должно в комплексе реализовывать четыре основные функции: формировать и управлять резервами, предназначенными для выплат вкладчикам; заниматься организацией выплат; осуществлять контроль за соблюдением банками правил участия в системе страхования; проводить ликвидацию несостоятельных банков (последнюю - в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в редакции от 20 августа 2004 г.).
Эти функции носят взаимосвязанный и взаимодополняющий характер. Их сочетание позволяет обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование системы, минимизировать принимаемые ею риски, предотвращать убытки и не допускать нерационального использования имущества Агентства.
Анализ отчетности банков позволит Агентству прогнозировать размер предстоящих выплат, эффективно управлять средствами фонда страхования вкладов и осуществлять контроль за принимаемыми банками рисками.
Наделение Агентства полномочиями по ликвидации несостоятельных банков (т. е. использование его в качестве корпоративного конкурсного управляющего и ликвидатора) позволит с учетом имеющихся у него ресурсов сократить сроки и повысить эффективность проведения ликвидационных процедур.
В этой связи следует отметить, что объем функций, которые возлагаются на систему страхования вкладов, имеет принципиальное значение. Как показывает зарубежный опыт, результатом сужения функций системы может стать ее неспособность выполнять поставленные задачи, что приводит к подрыву общественного доверия к институту страхования вкладов в целом.
Роль государства в системе страхования вкладов
Как следует из зарубежного опыта, построение эффективной и устойчивой системы страхования вкладов невозможно без значительного финансового вклада государства. Причем государство, принимая во внимание публичные задачи системы, оказывает необходимую поддержку не только на этапе ее создания, но и в процессе ее дальнейшего функционирования, восполняя при необходимости дефицит ее финансовых резервов.
На этапе создания системы аккумулирование в Агентстве средств, достаточных для ее успешного функционирования, только за счет взносов банков объективно невозможно. В этих условиях финансовые вливания государства становятся единственным реальным способом формирования ее финансовых основ. И только в дальнейшем система страхования сможет обеспечить свое финансирование за счет взносов банков.
Так, в Японии при создании Корпорации по страхованию депозитов в 1971 г. Правительство внесло в уставный капитал 5,15 млрд. иен, Банк Японии — 150 млн. иен[13].
В соответствии с Законом Российская Федерация сразу внесла в имущество Агентства первоначальный взнос в размере 3 млрд. руб.
Одновременно с первоначальным финансированием в Законе предусмотрен механизм дальнейшей финансовой поддержки государством системы страхования вкладов в случаях возникновения дефицита ее ресурсов за счет средств федерального бюджета.
Средства фонда обязательного страхования вкладов хранятся на отдельном счете в Банке России. Их инвестирование допускается только в надежные финансовые инструменты - российские и иностранные государственные ценные бумаги, депозиты и ценные бумаги Банка России. При этом финансовые инструменты, приобретаемые за счет средств Фонда, становятся его неотъемлемой частью.
Эффект введения системы страхования вкладов
Создание в России системы страхования вкладов поможет решить целый комплекс социальных и макроэкономических проблем:
- поддержать доверие населения к институтам государственной власти и к банковскому сектору;
- стимулировать сбережения как необходимый элемент сбалансированной денежно-кредитной политики и сократить теневой оборот наличной иностранной валюты;
- использовать сбережения населения в качестве долгосрочного ресурса для кредитования экономики;
- поддерживать социальную стабильность в обществе, гарантируя возврат сбережений и быстрый расчет с вкладчиками проблемных банков;
- сформировать конкурентную среду на рынке частных вкладов.
По предварительным расчетам, в результате введения системы страхования вкладов ресурсная база коммерческих банков за счет средств населения может увеличиться на 200-300 млрд.рублей, что составит 4-5% от общего объема привлеченных средств банковской системы.
Вопросы для самоподготовки
1. Назовите федеральные законы, регулирующие деятельность банков.
2. Кратко раскройте сущность каждого федерального закона.
3. Расскажите о значении Закона о страховании вкладов физических лиц и его влиянии на деятельность коммерческих банков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|