Банковские операции и сделки. Лицензирование.
ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет
Им. Н.Ф. Катанова»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Абакан 2011
Издается по рекомендации Методического совета
И по решению Редакционно - издательского совета
Института экономики и управления
Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова
Рецензенты: Пфау Е. В. – кандидат экономических наук, доцент, Председатель АКБ «Банк Хакасии» ОАО;
Бушуева Н. В.- кандидат экономических наук, доцент, ведущий экономист отдела банковского надзора Управления по контролю над деятельностью кредитных организаций Национального Банка Республики Хакасия.
Организация деятельности коммерческого банка: Учебно-методический комплекс по дисциплине: Конспект лекций /Л. Ю. Татаринова, В. А. Чернова - Абакан, 2011.
Конспект лекций представляет собой теоретическую часть УМКД по дисциплине «Организация деятельности коммерческого банка»
В конспекте лекций изложены все основные темы по дисциплине специализации «Банковское дело», специальности 080105 - Финансы и кредит «Организация деятельности коммерческого банка». Они включают рассмотрение основных видов деятельности коммерческого банка, его роли в экономике, подходы к организации и регулированию деятельности коммерческого банка, особенности функционирования работы российских банков.
Рекомендуется к использованию в учебном процессе студентов всех экономических специальностей.
Содержание конспектов лекций соответствует требованиям, предъявляемым ГОС ВПО к обязательному минимуму знаний и умений студентов по курсу «Организация деятельности коммерческого банка».
Оглавление
Введение……..………………………………………………………………….……...4
Тема 1. Экономическая, правовая и организационные основы деятельности коммерческого банка…………………………………………………………………..5
Тема 2. Нормативное регулирование деятельности коммерческого банка……….17
Тема 3. Пассивные операции коммерческого банка и его ресурсы……………….39
Тема 4. Активы и характеристика активных операций коммерческого банка……50
Тема 5. Доходы и прибыль коммерческого банка …….……………………………53
Тема 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка…………..…55
Тема 7. Система кредитования юридических и физических лиц…………………58
Тема 8. Система оценки кредитоспособности клиентов банка……………………73
Тема 9. Содержание кредитного договора банка с клиентами…………………….77
Тема 10. Особенности организации отдельных видов банковских ссуд………….78
Тема 11. Формы обеспечения возвратности кредита………………………………80
Тема 12. Факторинговые и форфейтинговые операции……………………………94
Тема 13. Трастовые операции………………………………………………………..97
Тема 14. Лизинговые операции……………………………………………………..101
Тема 15. Организация безналичных расчетов клиентов банка…………………...104
Тема 16. Межбанковские корреспондентские отношения………………………..109
Тема 17. Операции коммерческого банка с ценными бумагами…………………110
Тема 18. Валютные операции……………………………………………………….116
Тема 19. Производные финансовые инструменты………………………………...122
Заключение…………………………………………………………………………..127
Библиографический список…………………………………………………………128
ВВЕДЕНИЕ
«Банк - это место, где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны».
Боб Хоуп
«Банкир - это человек, который одолжит вам зонтик в солнечную погоду, чтобы забрать его, как только начинается дождь».
Роберт Фрост
Банки со дня их возникновения (17 век - появление банкирских домов в Англии) и вплоть до 80-х годов 20 столетия общепризнанно считались профессиональными финансовыми посредниками на рынке капиталов и отдельных потребительских услуг.
В процессе глобализации экономик, развития информационных технологий появилось множество финансовых организаций, которые стали выполнять часть банковских операций, например операции по покупке прав требования (факторинг), клиринговые компании, расчетные центры, ломбарды и пр.. Их нельзя назвать банками. Но прямыми банковскими конкурентами их назвать можно.
Банки в новом постиндустриальном обществе стали нетолько посредники, оказывающие услуги и содействующие в установлении контактов, экономических отношений между субъектами рынка.
Банки в современном обществе являются в основе своей производителями широкого спектра финансовых услуг и продуктов, и играющими в экономике роль посредника, организатора и регулятора бесперебойной системы платежей, гаранта, доверительного управляющего и политическую роль. И это не конечный список многообразия ролей банка в современном обществе, который может и будет меняться в зависимости от того как меняются запросы общества и их ценности, а также цели государства.
Деятельность современных банков объединяет десятки самостоятельных по значению видов деятельности: корпоративное обслуживание, инвестиционное дело, обслуживание предпринимательства, управление капиталом, трастовые операции, операции на рынке долгосрочного ссудного капитала, розничное обслуживание и другие.
И именно дисциплина «Организация деятельности коммерческого банка» является основным в теоретическом познании основ банковского дела.
Современные информационные технологии позволяют создать общество, основанное на знаниях. Возрастает содержание «знаний» в товарах и услугах. В новой экономике главной отраслью становится особая информационная среда, возникающая в результате конвергенции сфер коммуникации, вычислительной техники и информационного накопления.
В таких условиях увеличивается объем инвестиционных, консультационных, информационных банковских услуг, возрастает роль услуг в сфере финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета.
Предоставление банковских услуг с использованием различных средств телекоммуникаций является одной из основных тенденций развития банковских услуг: телефона, телефакса и Интернета. В свою очередь, банки вкладывают большие деньги в развитие информационных технологий и персонал, необходимый для управления и обслуживания информационных систем. Потребность клиентов в подобных услугах также неуклонно возрастает. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов. Так, например, в 1995-1996 годах американские банки истратили почти 40 млрд долларов на информационные технологии и персонал, необходимый для управления и обслуживания информационных систем.
В процессе глобализации знания и сам человек превращаются в ключевой ресурс, экономика приобретает планетарный характер. Так, например, банки могут обеспечивать своим подразделениям специфическое функционирование во времени и пространстве, работу можно выполнять независимо от местоположения самого банка.
Современные финансовые услуги банков становятся самостоятельными с позиции их формирования, предложения (даже без потенциального спроса на них), и реализации и требуют их глубокого изучения.
Целью изучения курса « Организация деятельности коммерческого банка» является ознакомление студентов экономических специальностей с основами деятельности коммерческих банков в России и формированием компетенций в области знания и понимания банковского дела и его развития . В частности данный материал включает: основные функции, организационную и управленческую структуру банков, виды операций и предлагаемые банками услуги, в том числе, лизинговые, факторинговые, трастовые и другие услуги, раскрывается значение банковского законодательства, нормативное регулирование деятельности банков, участие банков в системе страхования, подробно рассмотрена система кредитования и обеспечение возвратности кредитов.
Однако этот материал не может служить единственным источником информации по курсу. При изучении отдельных вопросов и тем курса предполагается использование учебной и специальной литературы, список рекомендуемой литературы указывается в комплексе.
ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
План
Экономическая основа банковской деятельности.
Функции банка.
Банковские операции и сделки. Лицензирование.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|