Сделай Сам Свою Работу на 5

Христианства. Августин Блаженный.





1.​ Политико-правовые воззрения представителей раннего христианства.

2.​ Политико-правовые взгляды Аврелия Августина (Блаженного)

1. Христианство возникло в I в. н.э. в римской провинции Иудее. Римская империя переживала глубокий кризис. Восставали покоренные народы. Во второй половине 60-х годов прошла тяжелая иудейская война. Но и в самом Риме царили внутренний разлад, страшная распущенность и моральная опустошенность верхов. Атмосфера неуверенности и ожидания конца благоприятствовали возникновению множества религиозных сект. Они проникали в Рим из стран Востока и легко обретали последователей. В эпохи ломки людям особенно нужна надежда на спасение.

Одной из таких сект и было христианство, зародившееся в лоне иудейской религии, но скоро отколовшееся или отторгнутое от нее. Иудаизм - первая последовательно монотеистическая (признающая единого бога) религия. Она возникла более трех тысяч лет назад. Священные тексты иудаизма (Библия) создавались с XII по II в. до н.э. В длительном процессе формирования содержание религии менялось. В ней противоречиво сочетались суровые традиции древних племен с жертвоприношениями, насилием и жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.



Старые традиции нашли выражение и в этнической основе иудаизма. Все древние религии носили племенной характер. Иудаизм также представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранным на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

Ростки нового в религии древних евреев заключались в монотеизме и в особых представлениях об истории, не характерных для других древних народов. Согласно Библии, история целенаправленна, суть ее - не в разрушении первоначально созданного совершенства, а в движении к своей высшей точке, к установлению царства божьего на земле. Оно приведет к вознаграждению за добрые дела, к воскрешению праведников. Типичное для многих современных народов понимание об истории как поступательного движения связывается с иудейско-христианской традицией.



Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного богом Иеговой для установления справедливости. Ветхий завет содержал предсказание, что мессия должен происходить из рода царя Давида. Иисус Христос (Христос по-гречески - мессия) для его последователей - христиан и был таким мессией. Правоверные же иудеи предали его суду как самозванца, посягавшего на основы их веры. Это и привело к выделению христианства в качестве особой религии,которая к священным книгам иудеев, ставшим у христиан называться Ветхим, или Старым заветом, прибавила Новый завет Иисуса Христа, не признаваемый евреями.

Новый завет - главный источник суждений о политической мысли раннего христианства. Он состоит из четырех евангелий, что означает по-гречески благовестив (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), «Деяний апостолов» (21 послания апостолов) 21 послания апостолов и Откровения Иоанна Богослова, более известного под греческим названием «Апокалипсис» (что и значит откровение). Это самая ранняя по времени написания часть Нового завета. Ее относят к 60-м годам I в. В «Апокалипсисе» рисуются жуткие картины конца света и страшного суда и содержится суровая критика Рима, называемого вавилонской блудницей, гниющим и смердящим царством зла и порока, которому суждена гибель. Остальные канонические тексты сложились в период от середины I в. до середины II в. Вся раннехристианская литература дошла до нас на греческом языке.

Христианство - результат глубокой неудовлетворенности состоянием общества, которая особо остро ощущалась на периферии Римской империи, среди колонизованных, покоренных народов. Иисус призывает отрешиться от всех ценностей этого общества - от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасение души. В его проповеди аскетизма, смирения при всей ее аполитичности содержалось скрытое осуждение иудейсксо-римской действительности, признание ее порочной, несправедливой.



Иисус, если верить евангелиям, говорил о наступлении дня, когда последние станут первыми, а первые последними. Среди христиан сначала преобладали бедные люди. У них было больше оснований для недовольства, большая потребность в утешении, в поисках выхода. Понимали они учение по-разному. Одни связывали обещания Христа с загробным миром, со спасением души. Другие думали, что царство божье должно наступить на земле и жили напряженным ожиданием конца света, страшного суда и последующего торжества справедливости. Это послужило основой для создания бунтарского образа Христа. В нем иногда видят проявление «революционно-демократического духа». Говорят даже, что Иисус-бог, вероятно, имел своим историческим прототипом действительно существовавшего Иисуса- предводителя восставших. В «Апокалипсисе» находят революционную программу действий. Подобные суждения основаны на выдержках из Евангелий такого рода: «предаст же брат брата на смерть, и отец-сына… восстанет народ и царство на царство».

(Мф 10 21 24 7). «Не думайте что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч» (Мф 10,34) Такое представление о Христе искусственно. Евангелия - особый источник, эмоциональный символический, он допускает разные толкования. Приведенные слова - не программа действий, а пророчество, предвидение бед, которые ожидают человечество. Им противостоят идеи непротивления злу, осуждения насилия («взявший меч от меча и погибнет») Эти положения больше соответствуют духу христианства. Программа и суть христианства не в преобразовании мира, а в спасении души. Тело и все зримое и осязаемое, в том числе богатство, власть - это низшая, бренная часть нашего существования. Душа нетленна и о ней надо заботиться. В Евангелии от Иоанна на вопрос Понтия Пилата «Ты - царь Иудейский?» Иисус отвечает: «Царство мое не от мира сего, если бы от мира сего было царство мое, то служители мои подвизались бы за меня, чтобы я не был предан иудеям, но ныне царство мое не отсюда». Иисус пришел преобразовывать не общественный строй, а души. И все его и апостолов слова нужно воспринимать не в материальном, а в духовном смысле. Христиане не одобряли рабство. Возникновение христианства - революция, но не социальная, не политическая, а сугубо религиозная. Ф.Энгельс, не раз говоривший о революционности раннего христианства, нашел точные слова для определения его роли: христианство указывало путь «…внутреннего спасения от испорченного мира».

Не призывая к сопротивлению, раннее христианство тем не менее находилось в явной оппозиции к режиму, существовавшему в Иудее и в Римской империи в целом. Она воспринималась властями не только с подозрительностью, но и враждебно. И если вину за казнь Христа Евангелия возлагают на иудеев, то последующие преследования христиан осуществлялись повсеместно римлянами.

Не бросая прямого вызова Риму, христианство подтачивало его основы. В Риме, как и в Греции, государство сливалось с обществом, регулировало все стороны жизни человека. Религия была государственным делом. А христианство возникло как религия негосударственная. Оно провозгласило, что есть сферы, неподвластные государству, выходящие за рамки его полномочий. Культ впервые отходил от власти, а индивид отгораживал участок, в котором считал себя свободным от контроля государства. Христиане, во всем подчиняясь властям, отказывались участвовать в языческом культе в первую очередь в поклонении императорам. То же самое делали иудеи, и римляне терпели это. Но иудаизм - вера одного маленького народа, а христианство было космополитично. Оно отказалось от иудейского принципа религии для одного избранного народа. Апостол Павел писал в посланиях - нет ни эллина, ни иудея - все они равны во Христе. Это делало христианство чрезвычайно привлекательным для париев империи, к какой бы народности они ни принадлежали, и позволяло ему быстро распространяться сначала по Средиземноморью, а потом и за его пределами.

Тем не менее проблема соотношения духовной и светской властей, возникшая с христианством, сохранялась и даже стала основной для политической мысли на многие столетия. В Восточной Римской империи она решалась просто. Юстиниан в V в. провозгласил себя высшей властью в церкви. На Западе этому помешали кризис светской власти, крушение империи. Перед лицом варваров церковь оставалась единственным оплотом римской и христианской цивилизации. Здесь не произошло подчинения церкви государству. Это поднимало престиж папства.

На Западе в V-VI вв. была выдвинута доктрина двух мечей, двух властей. Она исходила из дуализма человеческой природы. Человек обладает бренным телом и бессмертной душой. Тело подчиняется земной, светской власти, душа - небесной, церковной. В идеале обе власти равны, ни одна не подчинена другой, они не должны сталкиваться и соприкасаться. Но на деле конфликты были неизбежны, ими питалась политическая мысль. Церковь не смогла удержаться на высоте представлений о разделении духовной и светской властей, об их равенстве и независимости. Слабость королей подталкивала папство к провозглашению своего верховенства. Выдвигалось два аргумента. Во-первых, вечная, загробная жизнь важнее земной, значит и духовная власть выше светской; во-вторых, церковь, папство символизировали единство христианского мира, церковь, как душа, объединяла всех христиан, все княжества и царства, и потому папа представлял собой верховную власть на земле, поставленную над императорами и князьями.

Христианство доминировало в европейской политической мысли более тысячелетия. Эпоха феодализма прошла под его знаменем. Этот строй был им санкционирован, как и последние века Западной Римской империи. Влияние его было противоречивым, как и само христианское учение. Помимо того, что оно воздавало кесарю кесарево, христианство способствовало торжеству мистики, иррационального в сознании людей. Греко-римская рационалистическая традиция была им вытеснена. Религиозная мифология - создание мира из ничего, всякая власть от Бога, государство как результат грехов людских - заменила попытки естественного и исторического процесса. Были утрачены многие блистательные разработки греческих и римских философов и юристов по вопросам права и лучшего государственного строя. Перед лицом жизни вечной это казалось не столь важным.

Но наряду с этим христианство выдвинуло ряд новых идеи, не известных древним и создающих условия для развития. Главная из них - отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской. Это означало, что личность уже не принадлежит всецело государству как это свойственно греко-римской традиции, где полис, империя полностью поглощали человека. Христианство приоткрыло люк, нашло путь к небу не через государства. У человека появилось первое неотъемлемое право - право на бессмертие.

Сфера автономии, раз возникнув, могла расширяться. Созданиевнегосударственной общины верующих выдвинуло проблему политической обязанности - следует ли подчиняться распоряжениям властей, если они несправедливы. Большинство христиан склонялось к повиновению, но не беспредельному. Если повеление противоречит вере, оно не связывает христианина. В разделении властей заложена основа сопротивления. Христианская идеология позволяла оправдывать даже тираноубийство.

Христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитало ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости было обогащено призывом к милосердию. Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду также связывают с христианством. При этом, однако, христианству было свойственно пренебрежение к проблемам этого мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души.

Разумеется, позитивные тенденции христианства были ослаблены за его перерождением, его альянсом со светской властью. Практика церкви имела мало общего с христианским идеалом. Церковь запятнала себя корыстью, жестокостью, нетерпимостью, беспринципностью, участием в мирских делах. Влияние христианства так же противоречиво, как и само это учение. До XVII в. и даже позже христианство поставляло идеи и людей не только для защиты существующего строя, но и для его преобразования (различные еретические, реформационные течения). Это значит, что в нем содержались зерна прогресса. 2. Политико-правовые взгляды Аврелия Августина (Блаженного)(354-430гг.) являются основой раннехристианской доктрины по​литики и права и представлены в работах «О Граде Божьем», «Исповедь», «О природе и благодати» и др.

Идеи Августина о сущности государства заключались: в представлении государства, права, общества следствием гре​ховности человека (миф об Адаме и Еве); в предопределении греховности человека Богом; провозглашении существования Божьего и Земного Градов.

Град Божий есть Церковь,а его основные характеристики:рождение его граждан небесной благодатью, освобожденной от греха; представление цели Божьего града как обеспечения истинной справедливости, мира и покоя.

Земной Град есть все государства на Земле, а его отличитель​ные признаки таковы: рождение граждан греховной природой; господство человека над человеком; временный характер земного порядка.

Помимо доктрины о государственном строе Августин приводил и периодизацию истории развития человечества аналогичную пе​риодизации жизни человека. Он выделял следующие этапы жиз​ни человечества: младенчество, детство (период развития памяти), юность (период зарождения морального сознания), зрелость (распространение религиозного сознания), начало старости (период постижения Бога), старость (период торжества христианства).

Внутри человеческого общества Августин выделял и формы его организации, такие, как семья, государство, общность языка, человеческая общность, общность, объединяющая богов и людей.

Любая из представленных общностей обязана следовать пред​писаниям божественного порядка, являясь всего лишь средством его осуществления. В правовой сфере Августин выделял нормы естественного права, божественные законы, человеческие законы. За нарушение любой нормы следовало наказание. При этом Августин предлагал подразделять правонарушения на проступки и преступления. Проступки портят душу и тело человека. Преступления наносят вред другим людям.

Теологическая концепция Августина заключала в себе следующие постулаты христианской Церкви: примат Церкви над государством; верховенство религиозных норм над правовыми; примат Божественного духа над материальными страстями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.