к коммунистическому строительству
В период перехода к коммунистическому строительству правовой основой законодательной работы Советского государства остается Конституция СССР 1936 г. вплоть до изменения ее в соответствии с особенностями нового этапа в развитии советского общества, вытекающими из Программы КПСС. Следовательно, пока остаются незыблемыми основные принципы, которые были сформулированы в Конституции и определили законодательную деятельность Верховного Совета СССР и функции Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Однако в практической работе высших государственных органов Советского Союза, проводимой строго в рамках Конституции СССР 1936 г., появляются качественно, новые черты.
Прежде всего для законодательства периода перехода к коммунистическому строительству характерна еще большая неразрывная связь и органическое единство высших органов государственной власти с политикой партии. Значительно возросла по сравнению с предыдущим периодом роль Коммунистической партии в постановке и разработке политических основ важнейших законодательных мероприятий. Коммунистическая партия явилась инициатором в постановке вопросов, касающихся наиболее существенных жизненных сторон развития советского общества и затрагивающих насущные интересы населения страны. В решениях партии сформулированы важнейшие принципы, политические начала намеченных мероприятий. После длительного и всестороннего обсуждения разр а ботанных партией проектов решений они рассматриваются на пленумах Центрального Комитета и получают силу партийных документов. Основные политические начала, рассмотренные и принятые партией, кладутся в основу последующей работы над законодательными актами. Особенность важнейших законодательных актов, принятых Советским государством после XX съезда КПСС, заключается в том, что основные принципы их были предварительно обсуждены высшими партийными органами.
Ведущая роль в разработке важнейших принципов законодательных актов принадлежит Коммунистической партии, проводящей свою работу в неразрывной связи с Советским правительством. Поэтому при изучении законодательства данного периода необходимо тщательно изучить все материалы Коммунистической партии, касающиеся обсуждения и принятия основных принципов будущего законодательства.
Следующей особенностью законодательства рассматриваемого периода является привлечение миллионов трудящихся к участию в обсуждении законопроектов. Учет мнения и насущных интересов масс, их жизненного опыта, коллективного опыта миллионов строителей коммунистического общества является важнейшей чертой законодательства изучаемого периода. О том, насколько жизненно важными являлись предложенные на обсуждение законопроекты, свидетельствует исключительно массовый характер обсуждения целого ряда законов.
Подготовка законопроекта для представления на обсуждение Верховного Совета СССР происходит строго в рамках Конституции СССР 1936 г. в комиссиях законодательных предположений обеих палат. Однако к работе по подготовке проектов законов привлекаются специалисты, непосредственно связанные с отраслями народного хозяйства и культуры, охватываемыми проектом закона: передовые рабочие и работницы, инженеры и техники, директора предприятий, передовые колхозники, агрономы, руководители колхозов и совхозов, учителя, научные работники, работники партийного и советского аппарата, представители профсоюзов, комсомола и других общественных организаций. Привлечение компетентных в вопросе специалистов и практических работников позволяет обеспечить всесторонний учет пожеланий и предложений трудящихся и правильную ориентировку при постановке конкретных вопросов законодательства.
Материалы по подготовке проекта и обсуждения его на сессиях Верховного Совета СССР представляют большой интерес, так как касаются непосредственно вопросов разработки и обсуждения законодательства.
В связи с расширением прав республик и местных органов Советской власти общесоюзное законодательство там, где оно не касается общеобязательных для всей страны правовых норм, устанавливает основы законодательства и предполагает дальнейшее его развитие в законодательстве союзных республик. Законы союзных республик принимаются в соответствии с общесоюзным законом и с учетом специфических особенностей национального развития каждой из союзных республик.
Законы предполагают свое дальнейшее развитие в ряде постановлений высших органов управления Советского государства. Специфическая особенность как совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, так и постановлений Совета Министров СССР состоит в том, что наиболее важные из них издаются не только во исполнение принятых Верховным Советом СССР законов, но и в соответствии с решениями высших «рганов партии — съездов партии и пленумов ЦК КПСС. Об этом свидетельствуют сами источники.
Так, в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 18 апреля 1958 г. указывается: «В соответствии с постановлением Пленума ЦК КПСС от 26 февраля 1958 г. и во исполнение закона Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 31 марта 1958 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют...».
Подобные примеры свидетельствуют о том, что законодательные акты и распорядительные документы должны изучаться в органическом единстве с соответствующими решениями высших органов партии. Вместе с тем каждая из групп документов имеет свои специфические особенности. Если партийные документы устанавливают основные задачи и дают директивные указания, направления, в которых должны осуществляться мероприятия, обеспечивающие выполнение поставленной партией задачи, то постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, так же как и постановления Совета Министров СССР, носят нормативный характер, дают исчерпывающие указания о порядке, сроке осуществления намеченных мероприятий, об ответственных исполнителях.
Верховный Совет СССР дает полную санкцию ЦК КПСС и Совету Министров СССР в практическом осуществлении тех мероприятий, которые были ими намечены и получили одобрение трудящихся в период всенародного обсуждения. Закон устанавливает основные правовые нормы, которые становятся базой практического осуществления намеченных партией и правительством мероприятий. Одновременно в законе имеются указания Совету Министров СССР относительно разрешения вопросов, возникающих в связи с осуществлением новых правовых норм
и установлений. •
Таковы некоторые специфические черты законов и постановлений Советского правительства, а также некоторые вопросы изучения законодательных источников данного периода.
Законодательные источники позволяют изучить основные направления государственной деятельности Советской власти, правовые нормы, которые определяют всю деятельность государственных органов, общественных организаций и граждан страны. В то же время законодательные источники имеют огромное познавательное значение, так как в основе их лежит марксистско-ленинская теория, которая вооружает законодательную деятельность Советского государства знанием объективных экономических законов развития советского общества. Жизненной основой советского строя является политика партии. Претворение политики партии в законодательной деятельности Советского государства является свидетельством неразрывного единства политики партии и Советского правительства, что находит яркое выражение в самих документах.
Источники и литература
В. И. Ленин. Государство и революция. ПСС, т. 33, стр. 1—120.
В. И. Ленин. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». ПСС, т. 36, стр. 127—164.
В. И. Ленин. Очередные задачи Советской власти. ПСС, т. 36, стр. 165—208.
В. И. Ленин. Пролетарская революция и ренегат Каутский. ПСС, т. 37, стр. 235—338.
В. И. Ленин. III конгресс Коммунистического Интернационала; Доклад о тактике РКП 5 июля. ПСС, т. 44, стр. 34—54.
Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1961.
«Декреты Советской власти», т. 1 (2 октября 1917 г.— 16 марта 1918 г.). М„ 1957; т. II (17 марта —10 июля 1918 г.). М., 1959; т. III (11 июля — 9 ноября 1918 г.). М., 1964.
«Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам», т. 1—4. М., 1957—1958.
«Справочник партийного работника». М., 1957; выпуск второй. М., 1959; выпуск третий. М., 1961; выпуск четвертый. М., 1963; выпуск пятый. М., 1964.
«История советской Конституции (в документах). 1917—1956». М., 1957.
Материалы планирования народного хозяйства СССР
Значение материалов планирования народного хозяйства как исторических источников
Планы развития народного хозяйства являются документами, определяющими направление хозяйственного и социально-культурного развития в будущем в масштабе всей страны. Планирование осуществляется в виде..кон-т-р-ельн-ых..цифр (ориентировочные задания) и в виде государственного плана, обязательного для исполнения, т. е. прямого д1ф^тшггаоТО"Т1ланирования развития народного хозяйства. Планирование подразделяется на текущее, т. е. на ближайший отрезок времени — обычно на год, и на перспективное (на 5, 7, 15, 20 лет), т. е. на длительный промежуток времени.
Планы развития народного хозяйства как исторические источники имеют свои специфические особенности.
Во-первых, планы развития народного хозяйства, выносимые на обсуждение высшего органа партии — съезда партии, после их принятия приобретают силу партийной директивы. Именно как партийную директиву рассматривал В. И. Ленин план ГОЭЛРО, говоря на VIII съезде Советов: «На мой взгляд, это — наша вторая программа партии... Эта программа партии не будет так неизменна, как наша настоящая программа, подлежащая изменению только на съездах партии. Нет, эта программа каждый день, в каждой мастерской, в каждой волости будет улучшаться, разрабатываться, совершенствоваться и видоизменяться»
Утвержденный высшими органами Советской власти, план приобретает силу государственного акта, обязательного для исполнения. План становится центральным документом, важнейшей партийной директивой и государственным актом, вокруг которого партией, Советским правительством и всеми общественными организациями производится мобилизация масс на борьбу за выполнение поставленных в нем задач.
Во-вторых, все народнохозяйственные планы построены на строго научной основе. В них находит свое творческое развитие и применение марксистско-ленинская теория в соответствии с практическими задачами социалистического строительства и борьбы за построение коммунизма в нашей стране. Планы являются высшими достижениями научно-технической мысли страны, так как наряду с плановыми органами и ведомствами, учреждениями, предприятиями и колхозами к их составлению привлекаются также научно-исследовательские институты, Академия наук СССР и академии наук союзных республик, виднейшие ученые и инженеры страны.
Во время работы над составлением планов используются многочисленные материалы экономического характера, учета и отчетности, разрабатываются важнейшие экономические проблемы, учитываются новейшие достижения науки и техники. Планы являются научным обобщением практики социалистического строительства и научным обоснованием дальнейшего пути развития экономики страны. Это обеспечивает жизненность планов, их могучую действенную силу и реальность.
В-третьих, важнейшим условием выполнения планов является развертывание творческой инициативы народных масс под руководством Коммунистической партии, раскрывающей богатейшие резервы в области повышения производительности труда. В связи с этим в процессе выполнения плана создается важная группа источников, освещающих борьбу рабочих и крестьян за выполнение планов, движение новаторов производства в промышленности и сельском хозяйстве.
Планы, с одной стороны, являются исходными документами в историческом исследовании. Историк рассматривает планы как намеченную партиен и правительством программу, а всю созидательную работу советского народа — прежде всего с точки зрения борьбы за выполнение планов.
С другой стороны, планы являются контрольными документами, которые позволяют историку путем сопоставления полученных результатов с намеченными плановыми заданиями и контрольными цифрами подвергнуть анализу успехи и итоги борьбы за их выполнение.
Работа над материалами планирования как историческими источниками складывается из четырех основных этапов.
\ Первый этап — изучение директивных документов, принятых высшими органами партии и Советского государства, на основе которых разрабатываются планы развития народного хозяйства. Они позволяют изучить исходные моменты в составлении плана и те ведущие народнохозяйственные проблемы, на которые партия нацеливала в данный исторический период.
Директивы партии по составлению планов опубликованы в таких изданиях, как «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», «Справочник партийного работника», «Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам» и др.
Решения Советского государства по этим вопросам издавались в «Сборнике узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства», «Собрании законов и постановлений рабоче-крестьянского правительства СССР», «Ведомостях Верховного Совета СССР», «Собрании постановлений и распоряжений правительства СССР» и в соответствующих изданиях союзных и автономных республик; директивы плановых органов — в соответствующих ведомственных изданиях.
Второй этап состоит в изучении материалов, которые складываются в процессе составления народнохозяйственных планов, начиная с инструктивных материалов по составлению разделов плана и кончая утверждением окончательно сверстанного плана. Эти материалы позволяют изучить ход работы над планом, раскрыть специфические особенности ее и выяснить ряд вопросов, которые могут возникнуть в связи с изучением содержания самих планов.
Издание материалов по составлению планов ограничивается публикацией текущих материалов, возникающих в рабочем порядке при разработке и обсуждении важнейших проблем планирования отраслей народного хозяйства и районов страны. Госпланом СССР также опубликованы руководящие инструктивные материалы по составлению планов, материалы и решения съездов и конференций плановых работников, тезисы и тексты докладов на конференциях и совещаниях по обсуждению народнохозяйственных проблем планов, показатели и формы по составлению государственного плана и т. п. Много материалов опубликовано в газетах «Правда», «Известия», «Экономическая жизнь», «Торгово-промышленная газета», «Снабжение, кооперация, торговля», «Финансовая газета», в периодических изданиях — Бюллетень ГОЭЛРО, «Плановое хозяйство», «Экономическое обозрение» и в других журналах республиканских и местных плановых органов.
Основная масса материалов по составлению и разработке планов находится в государственных и ведомственных архивах. К сожалению, до настоящего времени не сделано никаких попыток к их изданию. Исключение составляют только материалы по составлению плана ГОЭЛРО Этими изданиями ограничивается публикация материалов планирования. Не было даже попыток публикации многочисленных архивных материалов по составлению планов пятилеток. Этим сильно обедняются возможности историка изучить выдающееся значение пятилеток в развитии советского общества.
Третий этап представляет собой изучение содержания окончательно утвержденного высшими партийными и советскими органами плана развития народного хозяйства.
Наконец, четвертый этап заключается в изучении материалов об итогах выполнения народнохозяйственных планов.
Каждый из названных этапов требует своих приемов и методов источниковедческого анализа. Поэтому их необходимо рассмотреть отдельно, используя конкретные материалы народнохозяйственных п л ан ов.
Директивы по составлению планов развития народного хозяйства
Директивы по составлению народнохозяйственных планов устанавливают основные задачи, которые должны быть решены в пределах будущего плана, определяют самые общие задания по отраслям народного хозяйства и по районам страны, а также общие народнохозяйственные проблемы и направление, в каком они должны решаться.
Директивные документы построены с учетом оценки предполагаемого выполнения предыдущего плана и тех ресурсов и возможностей, которые открываются в связи с ожидаемым уровнем развития советской экономики. Тем самым директивы опираются на определенные результаты выполнения предыдущих планов и темпов развития основных отраслей народного хозяйства и районов страны. Эти результаты обычно не претерпевают значительных изменений, так как планы построены на реальных основах и научном предвидении. Могут быть не учтены только отдельные неожиданные события или ресурсы, вновь открытые во время выполнения плана.
Подлинно научное изучение планов возможно только при тщательном анализе таких ведущих источников, как директивные указания партии и Советского государства по их составлению.
Директивными документами по составлению плана ГОЭЛРО являлись резолюции 1 сессии ВЦИК VII созыва об электрификации России от 3 февраля 1920 г. и резолюция IX съезда РКП (.6) об очередных задачах хозяйственного строительства от 3 апреля 1920 г. В этих документах указаны основные задачи и направление, в котором должна была происходить разработка плана электрификации как первого этапа в создании единого народнохозяйственного плана. Во исполнение постановления ВЦИК президиум ВСНХ 21 февраля образовал при электроотделе ВСНХ Электрификационную комиссию, а 24 марта Совет рабоче-крестьянской обороны за подписью В. И. Ленина утвердил «Положение о Государственной комиссии по электрификации России», которая и приступила к составлению плана электрификации.
Основным директивным документом по составлению первого пятилетнего плана явилась резолюция XV съезда ВКП(б) «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства». В этой резолюции определены основные задачи плана, раскрыты итоги и предпосылки социалистического строительства, указаны основные проблемы плана и вопросы вовлечения широких масс трудящихся в борьбу за повышение производительности труда.
Для выполнения решения XV съезда ВКП(б) Совнарком СССР в январе 1928 г. принял постановление о порядке и сроках составления перспективного плана. Госплан СССР должен был не позднее 1 февраля 1929 г. внести в СНК и СТО СССР окончательный проект пятилетнего плана, составленный на период с 1928/29 по 1932/33 хозяйственный год. Постановление обязывало Госплан СССР к 20 февраля представить программу работ по составлению плана, уточнить методологию работ и дать общие задания республикам и ведомствам, которые должны были к 1 ноября 1928 г. представить окончательно проработанные проекты своих планов, становившиеся составной частью проекта единого народнохозяйственного плана.
Таким образом, директивы XV съезда партии позволяют изучить основные проблемы и конкретные задания по составлению плана, а постановление СНК СССР — установить намеченный порядок работы над планом, привести в систему и выявить место и значение материалов, возникших в процессе составления первого пятилетнего плана.
Успехи борьбы советского народа под руководством Коммунистической партии за выполнение плана первой пятилетки и величайшие социально-экономические преобразования, происшедшие в этот период в городе и деревне, позволили уже в феврале 1932 г. XVII партконференции принять «Директивы к составлению второго пятилетнего плана народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.)».
Директивы к составлению второго пятилетнего плана устанавливают основные задачи в соответствии с открывшимися в результате выполнения плана первой пятилетки перспективами и области социалистического строительства, а также намечают конкретные плановые задания по отраслям народного хозяйства и районам страны и общие народнохозяйственные проблемы.
В постановлении Совнаркома СССР от 28 апреля 1937 г. »() третьем пятилетнем плане народного хозяйства» Госплан СССР, наркоматы и совнаркомы союзных республик обязывались закончить составление третьего пятилетнего плана к 1 июля и развернуть в печати его обсуждение.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от Г) августа 1955 г. «О письмах директорам, секретарям партийных организаций и председателям комитетов профсоюзов предприятий в связи с составлением проекта шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР» указывало на недостатки, имевшие место в планировании, и обязывало доложить ЦК КПСС к 1 сентября и представить к 1 октября в Госплан исправленные на основе материалов предприятий предложения по шестому пятилетнему плану. К 1 ноября Госплан ("ССР был обязан представить в ЦК КПСС проект директив по шестому пятилетнему плану с учетом предложений министерств и предприятий.
19 сентября 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О разработке перспективного плана развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы». В постановлении была определена главная задача плана и средства ее обеспечения.
Таким образом, директивы по составлению планов являются источниками, которые позволяют осмыслить как содержание планов, так и все источники, возникающие в процессе создания планов. Поэтому с них следует начинать изучение материалов планирования народного хозяйства СССР.
Материалы, складывающиеся в процессе составления планов
Массу источников, складывающихся в процессе составления планов, можно подразделить на три основные группы.
К первой относятся директивы Госплана СССР по разработке отраслевых и районных разрезов планов. Составленные отделами Госплана, эти директивы утверждались затем в качестве общей директивы по составлению отраслевых и районных разрезов плана. Представленные в Госплан проекты плана по отраслям и районам страны подвергались рецензированию, по ним составлялись предложения, после чего эти проекты возвращались для доработки и уточнения в соответствии с предложениями Госплана. В последней стадии работы Госплан созывал конференции для обсуждения предложений по общим народнохозяйственным проблемам. При этом публиковались тезисы докладов, материалы комиссий, разрабатывавших специальные вопросы к этим конференциям.
Все эти материалы Госплана представляют важнейшие источники, характеризующие ход подготовки материалов к составлению единого народнохозяйственного плана.
Вхор.ую-труппу источников составляют материа-лы по подготовке проектов отраслевых и районных планов. Сюда относятся материалы, собранные или специально созданные для составления проектов планов — различного рода экономические обзоры, сводные статистические материалы, результаты их анализа, плановые наметки предприятий и т. п. Обширную группу источников составляют первоначальные наметки проектов планов, составленные на основании предложений и инструктивных материалов Госплана, а также проекты планов, уточненные и измененные в соответствии с замечаниями Госплана, которые посылаются затем в Госплан для включения в единый народнохозяйственный план.
Наконец, в-т-ретьто труппу входят материалы Госплана по составлению проекта единого народнохозяйственного плана на основании представленных в высшие плановые органы отраслевых и районных проектов планов. Эти материалы позволяют изучить, как в процессе сверстки плана происходит межотраслевая увязка показателей плана, какова обеспеченность всех отраслевых и районных планов необходимой рабочей силой, бюджетными и кредитными ресурсами, а также всеми видами материально-технического снабжения. Окончательная сверстка и обработка всех отраслевых и порайонных планов, а также общих народнохозяйственных проблем завершается в сводном обзоре, в котором устраняются все неувязки и диспропорции, сбалансированы все проблемы плана как в области производства и распределения, так и в области финансирования и материального снабжения.
В результате всей этой работы складываются три основных раздела проекта каждого народнохозяйственного плана: сводный обзор, отраслевой разрез и порайонный разрез плана. Этот проект после своего утверждения становится планом развития народного хозяйства СССР.
Таковы материалы, создающиеся в процессе составления народнохозяйственного плана в том виде, как они исторически сложились, начиная с составления плана ГОЭЛРО. Эта практика планирования сохранялась вплоть до перестройки управления промышленностью и строительством в 1957 г., которая привела к необходимости изменить всю систему и порядок планирования народного хозяйства. Эти изменения были определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 мая 1958 г. «О мерах по улучшению планирования народного хозяйства», утратившим силу после упразднения совнархозов и введения в 1965 ,г. новой системы планирования.
По постановлению от 4 мая центр тяжести планирования переносился из министерств и ведомств непосредственно на предприятия и в совнархозы. Предприятия и стройки разрабатывали перспективные планы с разбивкой по годам и с учетом всех установившихся прямых хозяйственных связей и их дальнейшего развития. После обсуждения этих планов коллективами предприятий и утверждения их совнархозами они вступали в действие. На основе планов предприятий совнархозы увязывали их друг с другом с учетом прямых связей с другими районами и составляли перспективные планы по данному экономическому району. Одновременно союзные и республиканские министерства и ведомства, а также местные Советы депутатов трудящихся составляли в том же порядке свои перспективные планы.
Дальнейший путь разработки перспективного плана постановлением от 4 мая 1958 г. определялся следующим образом: «Советы министров союзных республик проверяют соответствие перспективных планов, составленных совнархозами, министерствами (ведомствами) республики и местными Советами депутатов трудящихся, установленным контрольным цифрам и утверждают сводные перспективные планы развития народного хозяйства данной союзной республики. Госплан СССР проверяет соответствие перспективных планов развития народного хозяйства республик, министерств и ведомств СССР утвержденным контрольным цифрам, составляет сводный перспективный план развития народного хозяйства по СССР в целом и представляет его на утверждение ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Одновременно Госплан СССР вносит на утверждение ЦК КПСС и Совета Министров СССР титульные списки особо важных строек с указанием сроков ввода их в действие»
Для того чтобы конкретно представить себе материалы, которые складывались в процессе создания перспективных планов, и выяснить их значение для изучения проблемы планирования, следует рассмотреть материалы, сложившиеся в процессе создания некоторых перспективных планов. Особенный интерес представляют материалы по созданию плана ГОЭЛРО и первого пятилетнего плана, поскольку в процессе их составления вырабатывалась методология и методика планирования на многие годы, вплоть до рассмотренного выше постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 мая 1958 г.
Справочник партийного работника», стр. 312.
Из материалов, освещающих процесс разработки плана ГОЭЛРО, прежде всего следует отметить такие важнейшие документы, как «Программа работ Государственной комиссии по электрификации России» (общая программа деятельности ГОЭЛРО и программа для каждого из районов), а также принятая на заседании ГОЭЛРО от 16 марта 1920 г. программа «Составление обзоров по отдельным отраслям промышленности». Группы и секции, образованнные в ГОЭЛРО, в своей деятельности руководствовались этими программами.
Составление обзоров и записок для освещения вопросов, связанных с электрификацией и развитием народного хозяйства, потребовало собрать и обобщить огромное количество материалов об экономике страны и ее районов. О размахе проделанной работы свидетельствует следующий факт. Для выборки необходимых сведений группа статистиков Научно-технического отдела ВСНХ пересмотрела еще необработанные материалы переписи промышленности 1918 г. и другие сведения. Всего было просмотрено более 9000 печатных и 12 000 рукописных страниц и произведено 200 тыс. математических действий. В результате получился солидный том (500 страниц) таблиц, содержащий все необходимые сведения по 71 губернии России. Вся эта работа была проделана в кратчайший срок — в 21 день
В результате работы групп и секций сохранилось огромное количество источников по составлению проекта плана — обзоры, записки, экономические очерки и экономические исследования с многочисленными приложениями в виде карт, диаграмм, схем и чертежей[68]. Все эти материалы следует рассматривать как источники по составлению плана электрификации России.
Наконец, последняя группа материалов — это материалы ГОЭЛРО по составлению сводного плана, прежде всего протоколы заседаний Государственной комиссии по электрификации России. На этих заседаниях заслушивались организационные планы, методологические вопросы разработки плана и отдельных разделов плана и уточнялись контрольные цифры и плановые задания, вплоть до детального обсуждения состава уже окончательно сверстанного плана[69]. Все эти материалы позволяют установить и изучить ход работы над планом ГОЭЛРО.
В процессе работы над первым пятилетним планом сложились материалы, которые приобрели характер типовых для планирования вообще. Так, в соответствии с решениями III съезда плановых работников Госпланом СССР были разработаны, рассмотрены на ряде заседаний и утверждены «Указания союзного Госплана экономическим наркоматам СССР и плановым органам союзных республик по работе над пятилеткой на период с мая по июль 1928 г.». Эти указания являлись документами, которые служили программой для работы наркоматов и плановых органов союзных республик по составлению своих проектов планов.
В результате работы наркоматов и ведомств и республиканских плановых органов накопилась обширная масса отраслевых и районных проектов планов. Эти проекты как предварительные посылались на рассмотрение и рецензирование в Госплан СССР.
Большой интерес представляют протоколы заседаний Президиума Госплана СССР, на которых заслушивались и обсуждались в августе 1928 г. проекты пятилетнего плана, составленные наркоматами, ведомствами и Госпланами союзных республик. В результате работы Президиума Госплана СССР были составлены письма с оценкой каждого из проектов отраслевых и районных планов и указаниями по их дальнейшей доработке.
Значительную группу источников составляют материалы по окончательной сверстке пятилетнего плана. Сектора и секции Госплана СССР приблизительно к середине декабря 1928 г. завершили сверстку отправного варианта плана по отраслям и районам. Одновременно по решению Госплана СССР во второй половине 1928 г. и в течение января 1929 г. проходили конференции по комплексным проблемам районного и межрайонного характера и по проблемам технической реконструкции и рационализации важнейших отраслей народного хозяйства. На 15-ти состоявшихся конференциях было заслушано около 80 докладов виднейших ученых страны.
Для того чтобы получить представление о проблемах, которые решались на конференциях, следует назвать отдельные из них. Так, на конференции по железнодорожному транспорту были заслушаны и обсуждены доклады: о реконструкции железнодорожного транспорта; о выходах из Донбасса на Север; о целесообразном введении мощной автосцепки. На совещании по вопросам воспроизводства квалифицированной рабочей силы были заслушаны четыре доклада — от ВСНХ, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и Наркомтруда на общую тему: «Пятилетний план промышленности и основные вопросы воспроизводства квалифицированной рабочей силы», два доклада — от Центрального института труда (ЦИТ) и Украинского ЦИТ — на темы: «Реконструкция промышленного предприятия и тип рабочего» и «Подъем культурного уровня как фактор народнохозяйственной реконструкции». Доклады специалистов о рабочих кадрах для отдельных отраслей народного хозяйства — промышленности и сельского хозяйства — были заслушаны на специальных секциях и т. д.
Тематика приведенных выше докладов свидетельствует о том, какие проблемы рассматривались на этих конференциях и какое значение они имели для решения важнейших народнохозяйственных задач.
Протоколы Президиума Госплана СССР за конец января и начало февраля 1929 г. включают материалы обсуждения ряда комплексных вопросов, внесенных секцией районного хозяйства, в частности «Урал как промышленный комбинат», «Волго-Донской канал», «Туркестано-Сибирская железная дорога» и др.
Наконец, "среди документов, связанных с завершением сверстки планов в единый народнохозяйственный план, большое значение имеют материалы шести заседаний Президиума Госплана СССР, на которых был рассмотрен, а 23 февраля 1929 г. окончательно утвержден проект отправного варианта плана и даны указания о дополнительной проработке и детализации оптимального варианта плана. Тогда же было принято решение опубликовать материалы пятилетнего плана в трех томах: первый — сводный обзор, второй (в двух частях с приложением «Поправки и дополнения к пятилетнему плану по разделу социально-культурного строительства») — основные отраслевые проблемы плана, третий — районный разрез плана
Все указанные материалы являются важнейшими источниками для изучения материалов первого пятилетнего плана, сводный проект которого был представлен на рассмотрение XVI партийной конференции.
Материалы по составлению второго пятилетнего плана в общем идентичны рассмотренным выше материалам по составлению плана первой пятилетки. Следует только отметить, что при составлении второго пятилетнего плана еще шире были привлечены научные силы страны: крупнейшие ученые страны, Академия наук СССР, около двухсот научно-исследовательских институтов. В этом отношении большой интерес представляют материалы 15-ти всесоюзных конференций, которые провел Госплан СССР для обсуждения и разработки отдельных вопросов и частей плана.
Отличительная черта материалов по составлению контрольных цифр на семилетие 1959—1965 гг. состоит в том, что их разработка началась на заводах и фабриках, в колхозах, совхозах на стройках и предприятиях, а затем была продолжена в совнархозах и в плановых органах союзных республик. Проекты планов союзных республик и явились основными документами для составления контрольных цифр Госпланом СССР.
Контрольные цифры разрабатывались с учетом новейших достижений науки и техники. В разработке плана приняли участие 300 виднейших ученых, в том числе 72 академика и члена-корреспондента Академии наук СССР, 64 доктора наук и большая группа специалистов. Все это обеспечивало высокую научно-техническую обоснованность плановых наметок.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|