Сделай Сам Свою Работу на 5

к коммунистическому строительству





В период перехода к коммунистическому строитель­ству правовой основой законодательной работы Советского госу­дарства остается Конституция СССР 1936 г. вплоть до измене­ния ее в соответствии с особенностями нового этапа в развитии советского общества, вытекающими из Программы КПСС. Сле­довательно, пока остаются незыблемыми основные принципы, которые были сформулированы в Конституции и определили за­конодательную деятельность Верховного Совета СССР и функ­ции Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Однако в практической работе высших государственных органов Советского Союза, проводимой строго в рамках Конституции СССР 1936 г., появляются качественно, новые черты.

Прежде всего для законодательства периода перехода к ком­мунистическому строительству характерна еще большая не­разрывная связь и органическое единство высших органов госу­дарственной власти с политикой партии. Значительно возросла по сравнению с предыдущим периодом роль Коммунистической партии в постановке и разработке политических основ важней­ших законодательных мероприятий. Коммунистическая партия явилась инициатором в постановке вопросов, касающихся наи­более существенных жизненных сторон развития советского об­щества и затрагивающих насущные интересы населения страны. В решениях партии сформулированы важнейшие принципы, по­литические начала намеченных мероприятий. После длительного и всестороннего обсуждения разр а ботанных партией проектов решений они рассматриваются на пленумах Центрального Ко­митета и получают силу партийных документов. Основные по­литические начала, рассмотренные и принятые партией, кла­дутся в основу последующей работы над законодательными ак­тами. Особенность важнейших законодательных актов, принятых Советским государством после XX съезда КПСС, заключается в том, что основные принципы их были предварительно обсу­ждены высшими партийными органами.



Ведущая роль в разработке важнейших принципов законо­дательных актов принадлежит Коммунистической партии, про­водящей свою работу в неразрывной связи с Советским прави­тельством. Поэтому при изучении законодательства данного пе­риода необходимо тщательно изучить все материалы Коммуни­стической партии, касающиеся обсуждения и принятия основ­ных принципов будущего законодательства.



Следующей особенностью законодательства рассматривае­мого периода является привлечение миллионов трудящихся к участию в обсуждении законопроектов. Учет мнения и насущ­ных интересов масс, их жизненного опыта, коллективного опыта миллионов строителей коммунистического общества является важнейшей чертой законодательства изучаемого периода. О том, насколько жизненно важными являлись предложенные на обсу­ждение законопроекты, свидетельствует исключительно массо­вый характер обсуждения целого ряда законов.

Подготовка законопроекта для представления на обсуждение Верховного Совета СССР происходит строго в рамках Консти­туции СССР 1936 г. в комиссиях законодательных предположе­ний обеих палат. Однако к работе по подготовке проектов зако­нов привлекаются специалисты, непосредственно связанные с отраслями народного хозяйства и культуры, охватываемыми проектом закона: передовые рабочие и работницы, инженеры и техники, директора предприятий, передовые колхозники, агро­номы, руководители колхозов и совхозов, учителя, научные ра­ботники, работники партийного и советского аппарата, предста­вители профсоюзов, комсомола и других общественных органи­заций. Привлечение компетентных в вопросе специалистов и практических работников позволяет обеспечить всесторонний учет пожеланий и предложений трудящихся и правильную ориентировку при постановке конкретных вопросов законода­тельства.



Материалы по подготовке проекта и обсуждения его на сес­сиях Верховного Совета СССР представляют большой интерес, так как касаются непосредственно вопросов разработки и обсу­ждения законодательства.

В связи с расширением прав республик и местных органов Советской власти общесоюзное законодательство там, где оно не касается общеобязательных для всей страны право­вых норм, устанавливает основы законодательства и пред­полагает дальнейшее его развитие в законодательстве союз­ных республик. Законы союзных республик принимаются в со­ответствии с общесоюзным законом и с учетом специфических особенностей национального развития каждой из союзных рес­публик.

Законы предполагают свое дальнейшее развитие в ряде постановлений высших органов управления Советского государ­ства. Специфическая особенность как совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, так и постановлений Со­вета Министров СССР состоит в том, что наиболее важные из них издаются не только во исполнение принятых Верховным Советом СССР законов, но и в соответствии с решениями выс­ших «рганов партии — съездов партии и пленумов ЦК КПСС. Об этом свидетельствуют сами источники.


Так, в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Ми­нистров СССР «О дальнейшем развитии колхозного строя и ре­организации машинно-тракторных станций» от 18 апреля 1958 г. указывается: «В соответствии с постановлением Пленума ЦК КПСС от 26 февраля 1958 г. и во исполнение закона Верхов­ного Совета Союза Советских Социалистических Республик «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 31 марта 1958 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют...».

Подобные примеры свидетельствуют о том, что законода­тельные акты и распорядительные документы должны изучаться в органическом единстве с соответствующими решениями выс­ших органов партии. Вместе с тем каждая из групп документов имеет свои специфические особенности. Если партийные доку­менты устанавливают основные задачи и дают директивные указания, направления, в которых должны осуществляться ме­роприятия, обеспечивающие выполнение поставленной партией задачи, то постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, так же как и постановления Совета Министров СССР, носят нормативный характер, дают исчерпывающие указания о по­рядке, сроке осуществления намеченных мероприятий, об ответ­ственных исполнителях.

Верховный Совет СССР дает полную санкцию ЦК КПСС и Совету Министров СССР в практическом осуществлении тех ме­роприятий, которые были ими намечены и получили одобрение трудящихся в период всенародного обсуждения. Закон устана­вливает основные правовые нормы, которые становятся базой практического осуществления намеченных партией и правитель­ством мероприятий. Одновременно в законе имеются указания Совету Министров СССР относительно разрешения вопросов, возникающих в связи с осуществлением новых правовых норм

и установлений. •

Таковы некоторые специфические черты законов и постано­влений Советского правительства, а также некоторые вопросы изучения законодательных источников данного периода.

Законодательные источники позволяют изучить основные на­правления государственной деятельности Советской власти, пра­вовые нормы, которые определяют всю деятельность государ­ственных органов, общественных организаций и граждан страны. В то же время законодательные источники имеют ог­ромное познавательное значение, так как в основе их лежит марксистско-ленинская теория, которая вооружает законода­тельную деятельность Советского государства знанием объек­тивных экономических законов развития советского общества. Жизненной основой советского строя является политика пар­тии. Претворение политики партии в законодательной деятель­ности Советского государства является свидетельством нераз­рывного единства политики партии и Советского правительства, что находит яркое выражение в самих документах.

Источники и литература

В. И. Ленин. Государство и революция. ПСС, т. 33, стр. 1—120.

В. И. Ленин. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Со­ветской власти». ПСС, т. 36, стр. 127—164.

В. И. Ленин. Очередные задачи Советской власти. ПСС, т. 36, стр. 165—208.

В. И. Ленин. Пролетарская революция и ренегат Каутский. ПСС, т. 37, стр. 235—338.

В. И. Ленин. III конгресс Коммунистического Интернационала; Доклад о тактике РКП 5 июля. ПСС, т. 44, стр. 34—54.

Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1961.

«Декреты Советской власти», т. 1 (2 октября 1917 г.— 16 марта 1918 г.). М„ 1957; т. II (17 марта —10 июля 1918 г.). М., 1959; т. III (11 июля — 9 ноября 1918 г.). М., 1964.

«Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопро­сам», т. 1—4. М., 1957—1958.

«Справочник партийного работника». М., 1957; выпуск второй. М., 1959; выпуск третий. М., 1961; выпуск четвертый. М., 1963; выпуск пятый. М., 1964.

«История советской Конституции (в документах). 1917—1956». М., 1957.

Материалы планирования народного хозяйства СССР

Значение материалов планирования народного хозяйства как исторических источников

Планы развития народного хозяйства являются доку­ментами, определяющими направление хозяйственного и социаль­но-культурного развития в будущем в масштабе всей страны. Пла­нирование осуществляется в виде..кон-т-р-ельн-ых..цифр (ориенти­ровочные задания) и в виде государственного плана, обязатель­ного для исполнения, т. е. прямого д1ф^тшггаоТО"Т1ланирования развития народного хозяйства. Планирование подразделяется на текущее, т. е. на ближайший отрезок времени — обычно на год, и на перспективное (на 5, 7, 15, 20 лет), т. е. на длительный промежуток времени.

Планы развития народного хозяйства как исторические источники имеют свои специфические особенности.

Во-первых, планы развития народного хозяйства, выносимые на обсуждение высшего органа партии — съезда партии, после их принятия приобретают силу партийной директивы. Именно как партийную директиву рассматривал В. И. Ленин план ГОЭЛРО, говоря на VIII съезде Советов: «На мой взгляд, это — наша вторая программа партии... Эта программа партии не бу­дет так неизменна, как наша настоящая программа, подлежа­щая изменению только на съездах партии. Нет, эта программа каждый день, в каждой мастерской, в каждой волости будет улучшаться, разрабатываться, совершенствоваться и видоизме­няться»

Утвержденный высшими органами Советской власти, план приобретает силу государственного акта, обязательного для исполнения. План становится центральным документом, важней­шей партийной директивой и государственным актом, вокруг которого партией, Советским правительством и всеми обще­ственными организациями производится мобилизация масс на борьбу за выполнение поставленных в нем задач.

Во-вторых, все народнохозяйственные планы построены на строго научной основе. В них находит свое творческое развитие и применение марксистско-ленинская теория в соответствии с практическими задачами социалистического строительства и борьбы за построение коммунизма в нашей стране. Планы яв­ляются высшими достижениями научно-технической мысли страны, так как наряду с плановыми органами и ведомствами, учреждениями, предприятиями и колхозами к их составлению привлекаются также научно-исследовательские институты, Ака­демия наук СССР и академии наук союзных республик, видней­шие ученые и инженеры страны.

Во время работы над составлением планов используются многочисленные материалы экономического характера, учета и отчетности, разрабатываются важнейшие экономические про­блемы, учитываются новейшие достижения науки и техники. Планы являются научным обобщением практики социалистиче­ского строительства и научным обоснованием дальнейшего пути развития экономики страны. Это обеспечивает жизненность пла­нов, их могучую действенную силу и реальность.

В-третьих, важнейшим условием выполнения планов яв­ляется развертывание творческой инициативы народных масс под руководством Коммунистической партии, раскрывающей бо­гатейшие резервы в области повышения производительности труда. В связи с этим в процессе выполнения плана создается важная группа источников, освещающих борьбу рабочих и крестьян за выполнение планов, движение новаторов производ­ства в промышленности и сельском хозяйстве.

Планы, с одной стороны, являются исходными документами в историческом исследовании. Историк рассматривает планы как намеченную партиен и правительством программу, а всю созидательную работу советского народа — прежде всего с точки зрения борьбы за выполнение планов.

С другой стороны, планы являются контрольными докумен­тами, которые позволяют историку путем сопоставления полу­ченных результатов с намеченными плановыми заданиями и контрольными цифрами подвергнуть анализу успехи и итоги борьбы за их выполнение.

9*

Работа над материалами планирования как историческими источниками складывается из четырех основных этапов.


\ Первый этап — изучение директивных документов, принятых высшими органами партии и Советского государства, на основе которых разрабатываются планы развития народного хозяйства. Они позволяют изучить исходные моменты в составлении плана и те ведущие народнохозяйственные проблемы, на которые пар­тия нацеливала в данный исторический период.

Директивы партии по составлению планов опубликованы в таких изданиях, как «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», «Справочник партийного работ­ника», «Директивы КПСС и Советского правительства по хо­зяйственным вопросам» и др.

Решения Советского государства по этим вопросам издава­лись в «Сборнике узаконений и распоряжений рабочего и кре­стьянского правительства», «Собрании законов и постановлений рабоче-крестьянского правительства СССР», «Ведомостях Вер­ховного Совета СССР», «Собрании постановлений и распоряже­ний правительства СССР» и в соответствующих изданиях союз­ных и автономных республик; директивы плановых органов — в соответствующих ведомственных изданиях.

Второй этап состоит в изучении материалов, которые скла­дываются в процессе составления народнохозяйственных пла­нов, начиная с инструктивных материалов по составлению раз­делов плана и кончая утверждением окончательно сверстанного плана. Эти материалы позволяют изучить ход работы над пла­ном, раскрыть специфические особенности ее и выяснить ряд вопросов, которые могут возникнуть в связи с изучением содер­жания самих планов.

Издание материалов по составлению планов ограничивается публикацией текущих материалов, возникающих в рабочем по­рядке при разработке и обсуждении важнейших проблем пла­нирования отраслей народного хозяйства и районов страны. Гос­планом СССР также опубликованы руководящие инструктивные материалы по составлению планов, материалы и решения съез­дов и конференций плановых работников, тезисы и тексты докладов на конференциях и совещаниях по обсуждению народ­нохозяйственных проблем планов, показатели и формы по со­ставлению государственного плана и т. п. Много материалов опубликовано в газетах «Правда», «Известия», «Экономическая жизнь», «Торгово-промышленная газета», «Снабжение, коопе­рация, торговля», «Финансовая газета», в периодических изда­ниях — Бюллетень ГОЭЛРО, «Плановое хозяйство», «Экономи­ческое обозрение» и в других журналах республиканских и мест­ных плановых органов.

Основная масса материалов по составлению и разработке планов находится в государственных и ведомственных архивах. К сожалению, до настоящего времени не сделано никаких попы­ток к их изданию. Исключение составляют только материалы по составлению плана ГОЭЛРО Этими изданиями ограничи­вается публикация материалов планирования. Не было даже попыток публикации многочисленных архивных материалов по составлению планов пятилеток. Этим сильно обедняются воз­можности историка изучить выдающееся значение пятилеток в развитии советского общества.

Третий этап представляет собой изучение содержания окон­чательно утвержденного высшими партийными и советскими ор­ганами плана развития народного хозяйства.

Наконец, четвертый этап заключается в изучении материа­лов об итогах выполнения народнохозяйственных планов.

Каждый из названных этапов требует своих приемов и ме­тодов источниковедческого анализа. Поэтому их необходимо рассмотреть отдельно, используя конкретные материалы народ­нохозяйственных п л ан ов.

Директивы по составлению планов развития народного хозяйства

Директивы по составлению народнохозяйственных планов устанавливают основные задачи, которые должны быть решены в пределах будущего плана, определяют самые общие задания по отраслям народного хозяйства и по районам страны, а также общие народнохозяйственные проблемы и направление, в каком они должны решаться.

Директивные документы построены с учетом оценки пред­полагаемого выполнения предыдущего плана и тех ресурсов и возможностей, которые открываются в связи с ожидаемым уровнем развития советской экономики. Тем самым директивы опираются на определенные результаты выполнения предыду­щих планов и темпов развития основных отраслей народного хозяйства и районов страны. Эти результаты обычно не претер­певают значительных изменений, так как планы построены на реальных основах и научном предвидении. Могут быть не уч­тены только отдельные неожиданные события или ресурсы, вновь открытые во время выполнения плана.

Подлинно научное изучение планов возможно только при тщательном анализе таких ведущих источников, как директив­ные указания партии и Советского государства по их составле­нию.

Директивными документами по составлению плана ГОЭЛРО являлись резолюции 1 сессии ВЦИК VII созыва об электрифи­кации России от 3 февраля 1920 г. и резолюция IX съезда РКП (.6) об очередных задачах хозяйственного строительства от 3 апреля 1920 г. В этих документах указаны основные задачи и направление, в котором должна была происходить разработка плана электрификации как первого этапа в создании единого народнохозяйственного плана. Во исполнение постановления ВЦИК президиум ВСНХ 21 февраля образовал при электроот­деле ВСНХ Электрификационную комиссию, а 24 марта Совет рабоче-крестьянской обороны за подписью В. И. Ленина утвер­дил «Положение о Государственной комиссии по электрифи­кации России», которая и приступила к составлению плана электрификации.

Основным директивным документом по составлению первого пятилетнего плана явилась резолюция XV съезда ВКП(б) «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хо­зяйства». В этой резолюции определены основные задачи плана, раскрыты итоги и предпосылки социалистического строитель­ства, указаны основные проблемы плана и вопросы вовлечения широких масс трудящихся в борьбу за повышение производи­тельности труда.

Для выполнения решения XV съезда ВКП(б) Совнарком СССР в январе 1928 г. принял постановление о порядке и сро­ках составления перспективного плана. Госплан СССР должен был не позднее 1 февраля 1929 г. внести в СНК и СТО СССР окончательный проект пятилетнего плана, составленный на пе­риод с 1928/29 по 1932/33 хозяйственный год. Постановление обязывало Госплан СССР к 20 февраля представить программу работ по составлению плана, уточнить методологию работ и дать общие задания республикам и ведомствам, которые долж­ны были к 1 ноября 1928 г. представить окончательно прора­ботанные проекты своих планов, становившиеся составной частью проекта единого народнохозяйственного плана.

Таким образом, директивы XV съезда партии позволяют изучить основные проблемы и конкретные задания по составле­нию плана, а постановление СНК СССР — установить намечен­ный порядок работы над планом, привести в систему и выявить место и значение материалов, возникших в процессе составле­ния первого пятилетнего плана.

Успехи борьбы советского народа под руководством Ком­мунистической партии за выполнение плана первой пятилетки и величайшие социально-экономические преобразования, проис­шедшие в этот период в городе и деревне, позволили уже в феврале 1932 г. XVII партконференции принять «Директивы к составлению второго пятилетнего плана народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.)».

Директивы к составлению второго пятилетнего плана уста­навливают основные задачи в соответствии с открывшимися в результате выполнения плана первой пятилетки перспективами и области социалистического строительства, а также намечают конкретные плановые задания по отраслям народного хозяйства и районам страны и общие народнохозяйственные проблемы.

В постановлении Совнаркома СССР от 28 апреля 1937 г. »() третьем пятилетнем плане народного хозяйства» Госплан СССР, наркоматы и совнаркомы союзных республик обязыва­лись закончить составление третьего пятилетнего плана к 1 июля и развернуть в печати его обсуждение.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от Г) августа 1955 г. «О письмах директорам, секретарям партий­ных организаций и председателям комитетов профсоюзов пред­приятий в связи с составлением проекта шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР» указывало на не­достатки, имевшие место в планировании, и обязывало доло­жить ЦК КПСС к 1 сентября и представить к 1 октября в Гос­план исправленные на основе материалов предприятий пред­ложения по шестому пятилетнему плану. К 1 ноября Госплан ("ССР был обязан представить в ЦК КПСС проект директив по шестому пятилетнему плану с учетом предложений мини­стерств и предприятий.

19 сентября 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О разработке перспективного плана развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы». В по­становлении была определена главная задача плана и средства ее обеспечения.

Таким образом, директивы по составлению планов являются источниками, которые позволяют осмыслить как содержание планов, так и все источники, возникающие в процессе создания планов. Поэтому с них следует начинать изучение материалов планирования народного хозяйства СССР.

Материалы, складывающиеся в процессе составления планов

Массу источников, складывающихся в процессе соста­вления планов, можно подразделить на три основные группы.

К первой относятся директивы Госплана СССР по разра­ботке отраслевых и районных разрезов планов. Составленные отделами Госплана, эти директивы утверждались затем в каче­стве общей директивы по составлению отраслевых и районных разрезов плана. Представленные в Госплан проекты плана по отраслям и районам страны подвергались рецензированию, по ним составлялись предложения, после чего эти проекты возвра­щались для доработки и уточнения в соответствии с предложе­ниями Госплана. В последней стадии работы Госплан созывал конференции для обсуждения предложений по общим народно­хозяйственным проблемам. При этом публиковались тезисы до­кладов, материалы комиссий, разрабатывавших специальные вопросы к этим конференциям.

Все эти материалы Госплана представляют важнейшие источники, характеризующие ход подготовки материалов к со­ставлению единого народнохозяйственного плана.

Вхор.ую-труппу источников составляют материа-лы по подго­товке проектов отраслевых и районных планов. Сюда относятся материалы, собранные или специально созданные для составле­ния проектов планов — различного рода экономические обзоры, сводные статистические материалы, результаты их анализа, пла­новые наметки предприятий и т. п. Обширную группу источни­ков составляют первоначальные наметки проектов планов, со­ставленные на основании предложений и инструктивных мате­риалов Госплана, а также проекты планов, уточненные и изме­ненные в соответствии с замечаниями Госплана, которые посы­лаются затем в Госплан для включения в единый народнохозяй­ственный план.

Наконец, в-т-ретьто труппу входят материалы Госплана по составлению проекта единого народнохозяйственного плана на основании представленных в высшие плановые органы отрасле­вых и районных проектов планов. Эти материалы позволяют изучить, как в процессе сверстки плана происходит межотрас­левая увязка показателей плана, какова обеспеченность всех от­раслевых и районных планов необходимой рабочей силой, бюд­жетными и кредитными ресурсами, а также всеми видами ма­териально-технического снабжения. Окончательная сверстка и обработка всех отраслевых и порайонных планов, а также об­щих народнохозяйственных проблем завершается в сводном об­зоре, в котором устраняются все неувязки и диспропорции, сба­лансированы все проблемы плана как в области производства и распределения, так и в области финансирования и материаль­ного снабжения.

В результате всей этой работы складываются три основных раздела проекта каждого народнохозяйственного плана: свод­ный обзор, отраслевой разрез и порайонный разрез плана. Этот проект после своего утверждения становится планом развития народного хозяйства СССР.

Таковы материалы, создающиеся в процессе составления на­роднохозяйственного плана в том виде, как они исторически сложились, начиная с составления плана ГОЭЛРО. Эта прак­тика планирования сохранялась вплоть до перестройки управле­ния промышленностью и строительством в 1957 г., которая при­вела к необходимости изменить всю систему и порядок плани­рования народного хозяйства. Эти изменения были определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 мая 1958 г. «О мерах по улучшению планирования народного хо­зяйства», утратившим силу после упразднения совнархозов и введения в 1965 ,г. новой системы планирования.

По постановлению от 4 мая центр тяжести планирования пе­реносился из министерств и ведомств непосредственно на пред­приятия и в совнархозы. Предприятия и стройки разрабатывали перспективные планы с разбивкой по годам и с учетом всех установившихся прямых хозяйственных связей и их дальней­шего развития. После обсуждения этих планов коллективами предприятий и утверждения их совнархозами они вступали в действие. На основе планов предприятий совнархозы увязывали их друг с другом с учетом прямых связей с другими районами и составляли перспективные планы по данному экономическому району. Одновременно союзные и республиканские министерства и ведомства, а также местные Советы депутатов трудящихся со­ставляли в том же порядке свои перспективные планы.

Дальнейший путь разработки перспективного плана поста­новлением от 4 мая 1958 г. определялся следующим образом: «Советы министров союзных республик проверяют соответствие перспективных планов, составленных совнархозами, министер­ствами (ведомствами) республики и местными Советами депу­татов трудящихся, установленным контрольным цифрам и ут­верждают сводные перспективные планы развития народного хозяйства данной союзной республики. Госплан СССР прове­ряет соответствие перспективных планов развития народного хо­зяйства республик, министерств и ведомств СССР утвержден­ным контрольным цифрам, составляет сводный перспективный план развития народного хозяйства по СССР в целом и пред­ставляет его на утверждение ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Одновременно Госплан СССР вносит на утверждение ЦК КПСС и Совета Министров СССР титульные списки особо важ­ных строек с указанием сроков ввода их в действие»

Для того чтобы конкретно представить себе материалы, ко­торые складывались в процессе создания перспективных планов, и выяснить их значение для изучения проблемы планирования, следует рассмотреть материалы, сложившиеся в процессе со­здания некоторых перспективных планов. Особенный интерес представляют материалы по созданию плана ГОЭЛРО и пер­вого пятилетнего плана, поскольку в процессе их составления вырабатывалась методология и методика планирования на мно­гие годы, вплоть до рассмотренного выше постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 мая 1958 г.

Справочник партийного работника», стр. 312.

Из материалов, освещающих процесс разработки плана ГОЭЛРО, прежде всего следует отметить такие важнейшие до­кументы, как «Программа работ Государственной комиссии по электрификации России» (общая программа деятельности ГОЭЛРО и программа для каждого из районов), а также при­нятая на заседании ГОЭЛРО от 16 марта 1920 г. программа «Составление обзоров по отдельным отраслям промышленно­сти». Группы и секции, образованнные в ГОЭЛРО, в своей дея­тельности руководствовались этими программами.

Составление обзоров и записок для освещения вопросов, свя­занных с электрификацией и развитием народного хозяйства, потребовало собрать и обобщить огромное количество материа­лов об экономике страны и ее районов. О размахе проделанной работы свидетельствует следующий факт. Для выборки необхо­димых сведений группа статистиков Научно-технического отдела ВСНХ пересмотрела еще необработанные материалы переписи промышленности 1918 г. и другие сведения. Всего было просмо­трено более 9000 печатных и 12 000 рукописных страниц и про­изведено 200 тыс. математических действий. В результате по­лучился солидный том (500 страниц) таблиц, содержащий все необходимые сведения по 71 губернии России. Вся эта работа была проделана в кратчайший срок — в 21 день

В результате работы групп и секций сохранилось огромное количество источников по составлению проекта плана — обзоры, записки, экономические очерки и экономические исследова­ния с многочисленными приложениями в виде карт, диаграмм, схем и чертежей[68]. Все эти материалы следует рассмат­ривать как источники по составлению плана электрификации России.

Наконец, последняя группа материалов — это материалы ГОЭЛРО по составлению сводного плана, прежде всего прото­колы заседаний Государственной комиссии по электрификации России. На этих заседаниях заслушивались организационные планы, методологические вопросы разработки плана и отдель­ных разделов плана и уточнялись контрольные цифры и пла­новые задания, вплоть до детального обсуждения состава уже окончательно сверстанного плана[69]. Все эти материалы по­зволяют установить и изучить ход работы над планом ГОЭЛРО.

В процессе работы над первым пятилетним планом сложи­лись материалы, которые приобрели характер типовых для пла­нирования вообще. Так, в соответствии с решениями III съезда плановых работников Госпланом СССР были разработаны, рас­смотрены на ряде заседаний и утверждены «Указания союзного Госплана экономическим наркоматам СССР и плановым органам союзных республик по работе над пятилеткой на пе­риод с мая по июль 1928 г.». Эти указания являлись докумен­тами, которые служили программой для работы наркоматов и плановых органов союзных республик по составлению своих проектов планов.

В результате работы наркоматов и ведомств и республикан­ских плановых органов накопилась обширная масса отраслевых и районных проектов планов. Эти проекты как предварительные посылались на рассмотрение и рецензирование в Госплан СССР.

Большой интерес представляют протоколы заседаний Прези­диума Госплана СССР, на которых заслушивались и обсужда­лись в августе 1928 г. проекты пятилетнего плана, составленные наркоматами, ведомствами и Госпланами союзных респуб­лик. В результате работы Президиума Госплана СССР были составлены письма с оценкой каждого из проектов отрасле­вых и районных планов и указаниями по их дальнейшей до­работке.

Значительную группу источников составляют материалы по окончательной сверстке пятилетнего плана. Сектора и секции Госплана СССР приблизительно к середине декабря 1928 г. завершили сверстку отправного варианта плана по отраслям и районам. Одновременно по решению Госплана СССР во второй половине 1928 г. и в течение января 1929 г. проходили конфе­ренции по комплексным проблемам районного и межрайонного характера и по проблемам технической реконструкции и рацио­нализации важнейших отраслей народного хозяйства. На 15-ти состоявшихся конференциях было заслушано около 80 докладов виднейших ученых страны.

Для того чтобы получить представление о проблемах, кото­рые решались на конференциях, следует назвать отдельные из них. Так, на конференции по железнодорожному транспорту были заслушаны и обсуждены доклады: о реконструкции же­лезнодорожного транспорта; о выходах из Донбасса на Север; о целесообразном введении мощной автосцепки. На совещании по вопросам воспроизводства квалифицированной рабочей силы были заслушаны четыре доклада — от ВСНХ, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и Наркомтруда на общую тему: «Пятилетний план про­мышленности и основные вопросы воспроизводства квалифици­рованной рабочей силы», два доклада — от Центрального ин­ститута труда (ЦИТ) и Украинского ЦИТ — на темы: «Ре­конструкция промышленного предприятия и тип рабочего» и «Подъем культурного уровня как фактор народнохозяйственной реконструкции». Доклады специалистов о рабочих кадрах для отдельных отраслей народного хозяйства — промышленности и сельского хозяйства — были заслушаны на специальных сек­циях и т. д.

Тематика приведенных выше докладов свидетельствует о том, какие проблемы рассматривались на этих конференциях и какое значение они имели для решения важнейших народно­хозяйственных задач.

Протоколы Президиума Госплана СССР за конец января и начало февраля 1929 г. включают материалы обсуждения ряда комплексных вопросов, внесенных секцией районного хозяйства, в частности «Урал как промышленный комбинат», «Волго-Дон­ской канал», «Туркестано-Сибирская железная дорога» и др.

Наконец, "среди документов, связанных с завершением свер­стки планов в единый народнохозяйственный план, большое зна­чение имеют материалы шести заседаний Президиума Госплана СССР, на которых был рассмотрен, а 23 февраля 1929 г. окон­чательно утвержден проект отправного варианта плана и даны указания о дополнительной проработке и детализации опти­мального варианта плана. Тогда же было принято решение опубликовать материалы пятилетнего плана в трех томах: пер­вый — сводный обзор, второй (в двух частях с приложением «Поправки и дополнения к пятилетнему плану по разделу со­циально-культурного строительства») — основные отраслевые проблемы плана, третий — районный разрез плана

Все указанные материалы являются важнейшими источни­ками для изучения материалов первого пятилетнего плана, свод­ный проект которого был представлен на рассмотрение XVI пар­тийной конференции.

Материалы по составлению второго пятилетнего плана в об­щем идентичны рассмотренным выше материалам по составле­нию плана первой пятилетки. Следует только отметить, что при составлении второго пятилетнего плана еще шире были привле­чены научные силы страны: крупнейшие ученые страны, Акаде­мия наук СССР, около двухсот научно-исследовательских ин­ститутов. В этом отношении большой интерес представляют материалы 15-ти всесоюзных конференций, которые провел Гос­план СССР для обсуждения и разработки отдельных вопросов и частей плана.

Отличительная черта материалов по составлению контроль­ных цифр на семилетие 1959—1965 гг. состоит в том, что их разработка началась на заводах и фабриках, в колхозах, сов­хозах на стройках и предприятиях, а затем была продолжена в совнархозах и в плановых органах союзных республик. Про­екты планов союзных республик и явились основными докумен­тами для составления контрольных цифр Госпланом СССР.

Контрольные цифры разрабатывались с учетом новейших достижений науки и техники. В разработке плана приняли уча­стие 300 виднейших ученых, в том числе 72 академика и чле­на-корреспондента Академии наук СССР, 64 доктора наук и большая группа специалистов. Все это обеспечивало высокую научно-техническую обоснованность плановых наметок.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.