Сделай Сам Свою Работу на 5

Законодательные анты и постановления правительства





Конституция СССР 1936 г. устанавливала строгое разделение законодательной и исполнительной власти и опре­деляла для каждого из органов государственной власти те виды актов, которые они имели право издавать. Это законы, принимаемые сессиями Верховного Совета СССР и публикуе­мые после подписи их Председателем Президиума Верховного Совета СССР; указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР — Совета Министров СССР.

После принятия Конституции СССР 1936 г. порядок опуб­ликования законодательных источников несколько изменился. Все законы, принятые Верховным Советом СССР, и указы Президиума Верховного Совета СССР публикуются в офи­циальном издании «Ведомости Верховного Совета СССР», вы­пускавшиеся в виде газеты, а с 1944 г. — в виде бюллетеней. Издание это непериодическое и выходит по мере накопления материалов.

Важнейшие законы и указы публикуются также в издании «Сборники Законов СССР и Указов Президиума Верхов­ного Совета СССР». Все постановления и распоряжения СНК — Совета Министров СССР с 1938 по 1950 г. публикова­лись в издании «Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР». «Собрания» также являлись непериоди­ческим изданием.



В «Собрании» все постановления и распоряжения публи­ковались в строго хронологическом порядке, с нумерацией по­становлений в пределах года и с вынесением номера постано­вления в верхний угол страницы. К годовому комплекту «Со­браний» прилагался алфавитно-предметный указатель для об­легчения поисков необходимых постановлений.

С 1951 г. издание «Собрания» после некоторого перерыва вновь возобновлено для учреждений и ведомств. Все важней­шие постановления правительства публикуются также в перио­дической печати для всеобщего сведения.

В таком же порядке публикуются законодательные акты и постановления правительства союзных и автономных рес­публик.

По Конституции СССР 1936 г. законодательная инициатива принадлежит Совету Союза и Совету Национальностей, для чего каждая из палат избирает Комиссию законодательных предположений. Этим строго обусловлено, что законодатель­ное право принадлежит только Верховному Совету СССР. По­этому закон может быть принят только сессией Верхов- iioi'O Совета СССР. Такими законами являются, например, .чаконы о государственном бюджете, о защите мира, о сельско­хозяйственном налоге и т. п. Ярким примером такого за­кона является Закон о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г.



Материалы сессии Верховного Совета СССР являются важ­ными источниками для изучения вопроса об обсуждении и при­нятии законов. Точно так же сравнительный анализ проекта закона с окончательным его текстом, принятым сессией, позво­ляет установить, в каком направлении происходило уточнение и дополнение проекта.

Все эти материалы должны быть изучены для того, чтобы получить полное представление о прохождении и утвер­ждении законов на сессиях Верховного Совета СССР. Мате­риалы сессии позволяют также установить порядок принятия конституционных актов и утверждения указов Президиума Верховного Совета СССР.

По Конституции СССР 1936 г. Президиум Верховного Со­вета СССР «дает толкование действующих законов, издавая соответствующие указы». Кроме того, Конституция СССР уста­навливает и другие случаи издания указов Президиума Вер­ховного Совета СССР — о награждении орденами Советского Союза, о мобилизации и т. д.

Указ является тем видом законодательных актов, которые, но Конституции, имеет право издавать Президиум Верховного Совета СССР.

Отступления предусмотрены Конституцией только на слу­чай военной опасности и военного нападения на Советский Союз, когда специальными пунктами статьи 49 (пп. «к», «л») предусмотрено право Президиума Верховного Совета СССР издавать указы, имеющие фактически законодательный харак­тер, т. е. устанавливающие определенные правовые нормы. Та­ково, например, законодательство первых дней Великой Оте­чественной войны и в годы войны (Указ о военном положении и др.).



Совет Министров СССР имеет право издавать постановле­ния и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверять их исполнение.

Таковы те основные акты, которые издаются государствен­ными органами по Конституции СССР 1936 г. В ней точно оп-> ределены компетенция и содержание законодательных актов каждого из этих органов.

Особое распространение приобретает новая форма прави* тельственных и в то же время партийных документов — со< вместные постановления ЦК партии и правительства.

Вначале они имели форму обращений ЦК ВКЩб) и СНК СССР.

Первое такое обращение под названием «О железнодорож­ном транспорте» было принято на созванном совещании ра­ботников железнодорожного транспорта после обсуждения ме­роприятий по оздоровлению транспорта и опубликовано 15 ян­варя 1931 г.

Второе постановление в форме обращения под названием «О контрактации яровых посевов» было опубликовано 21 ян­варя 1931 г. В нем дана развернутая программа борьбы за урожай.

Третье постановление было издано после состоявшегося в ЦК партии совещания партийных работников речного транс­порта. Оно было опубликовано 5 февраля 1931 г. под названием «О речном транспорте».

В дальнейшем совместные постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР публиковались уже как постановления и являлись директивными указаниями по различным важнейшим вопросам социалистического строительства. Эта форма законодательных источников сохранилась до настоящего времени.

Совместные постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР явля­лись новой формой руководства партийных и советских органи­заций. Они становились законом для членов партии и были обя­зательными для исполнения советскими органами. Цель этих постановлений — направить усилия каждого члена партии и ка­ждого советского человека на выполнение поставленных задач, способствовать активной борьбе государственных органов за проведение линии Коммунистической партии. Такое объединен­ное руководство возможно прежде всего благодаря победе со­циалистических форм хозяйствования как в городе, так и в де­ревне. Поэтому совместные постановления получают наиболь­шее развитие после победы социализма и в период перехода к коммунистическому строительству.

По своему строению совместные постановления и распоря­жения ЦК партии и правительства Советского Союза, сохра­няя некоторые черты партийных документов, имеют вместе с тем все признаки, свойственные постановлениям прави­тельства.

Совместное постановление, как правило, начинается с об­ширной вступительной части, в которой указываются достиже­ния в данной области ко времени его выхода, вскрываются имеющиеся недостатки и определяются очередные задачи, на выполнение которых должны быть направлены все усилия пар­тийных и советских организаций; затем приводится само поста­новление, в котором определены задания и подробно разрабо­тан круг мероприятий, призванных обеспечить их выполнение; в заключительной части указываются те партийные и советские организации, которые должны активно включиться в борьбу за выполнение поставленных задач, и излагаются конкретные пред­
ложения об усилении партийной работы в направлении, указан­ном в постановлении.

По своей структуре совместные постановления ЦК и прави­тельства СССР напоминают постановления партии. Однако имеются и значительные отличия, которые придают совместным постановлениям характер распорядительного документа: во-пер­вых, определенные задачи устанавливаются в форме распоря­жения; во-вторых, конкретно указываются министерства, совет­ские и партийные организации, на которые возлагается выпол­нение как постановления в целом (заключительная часть), так и отдельных статей, определяется срок и порядок их исполне­ния; в-третьих, устанавливаются определенные новые положе­ния, обязательства и установления распорядительного характера по сравнению с существовавшими до выхода постановления порядками; в-четвертых, дается указание на постановления и распоряжения правительства, которые становятся устарев­шими или отменяются с выходом данного совместного поста­новления.

Все это позволяет считать, что совместным постановлениям свойственны те же основные элементы, что и постановлениям правительства. Таким образом, можно с полным основанием считать совместные постановления партии и правительства правительственными актами, и все те вопросы источниковед­ческого анализа, которые были намечены для законодательных источников, вполне применимы к ним.

»т

Надо отметить, что во второй половине 30-х и в 40-х годах Верховный Совет СССР занимался преимущественно рассмо­трением и утверждением государственного бюджета. Новые социально-экономические условия развития советского обще­ства предполагали создание широкой законодательной основы, на которой должны были строиться взаимоотношения между государственными организациями, колхозами и между гражда­нами страны. Однако комиссии законодательных предположе­ний занимались этой важнейшей работой далеко не системати­чески. В результате взаимоотношения между государственными учреждениями, общенародной и колхозной собственностью, ме­жду гражданами социалистического общества строились на основе законодательства и кодексов, составленных и рассчитан­ных на переходный период строительства социализма. Все это позволяло, с одной стороны, нарушать социалистическую закон­ность, а с другой — создавало большие затруднения для госу­дарственной работы. Только после XX съезда партии и особен­но в период перехода к коммунистическому строительству раз­вернулась плодотворная законодательная работа Верховного Со­вета СССР.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.