Законодательные анты и постановления правительства
Конституция СССР 1936 г. устанавливала строгое разделение законодательной и исполнительной власти и определяла для каждого из органов государственной власти те виды актов, которые они имели право издавать. Это законы, принимаемые сессиями Верховного Совета СССР и публикуемые после подписи их Председателем Президиума Верховного Совета СССР; указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР — Совета Министров СССР.
После принятия Конституции СССР 1936 г. порядок опубликования законодательных источников несколько изменился. Все законы, принятые Верховным Советом СССР, и указы Президиума Верховного Совета СССР публикуются в официальном издании «Ведомости Верховного Совета СССР», выпускавшиеся в виде газеты, а с 1944 г. — в виде бюллетеней. Издание это непериодическое и выходит по мере накопления материалов.
Важнейшие законы и указы публикуются также в издании «Сборники Законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР». Все постановления и распоряжения СНК — Совета Министров СССР с 1938 по 1950 г. публиковались в издании «Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР». «Собрания» также являлись непериодическим изданием.
В «Собрании» все постановления и распоряжения публиковались в строго хронологическом порядке, с нумерацией постановлений в пределах года и с вынесением номера постановления в верхний угол страницы. К годовому комплекту «Собраний» прилагался алфавитно-предметный указатель для облегчения поисков необходимых постановлений.
С 1951 г. издание «Собрания» после некоторого перерыва вновь возобновлено для учреждений и ведомств. Все важнейшие постановления правительства публикуются также в периодической печати для всеобщего сведения.
В таком же порядке публикуются законодательные акты и постановления правительства союзных и автономных республик.
По Конституции СССР 1936 г. законодательная инициатива принадлежит Совету Союза и Совету Национальностей, для чего каждая из палат избирает Комиссию законодательных предположений. Этим строго обусловлено, что законодательное право принадлежит только Верховному Совету СССР. Поэтому закон может быть принят только сессией Верхов- iioi'O Совета СССР. Такими законами являются, например, .чаконы о государственном бюджете, о защите мира, о сельскохозяйственном налоге и т. п. Ярким примером такого закона является Закон о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г.
Материалы сессии Верховного Совета СССР являются важными источниками для изучения вопроса об обсуждении и принятии законов. Точно так же сравнительный анализ проекта закона с окончательным его текстом, принятым сессией, позволяет установить, в каком направлении происходило уточнение и дополнение проекта.
Все эти материалы должны быть изучены для того, чтобы получить полное представление о прохождении и утверждении законов на сессиях Верховного Совета СССР. Материалы сессии позволяют также установить порядок принятия конституционных актов и утверждения указов Президиума Верховного Совета СССР.
По Конституции СССР 1936 г. Президиум Верховного Совета СССР «дает толкование действующих законов, издавая соответствующие указы». Кроме того, Конституция СССР устанавливает и другие случаи издания указов Президиума Верховного Совета СССР — о награждении орденами Советского Союза, о мобилизации и т. д.
Указ является тем видом законодательных актов, которые, но Конституции, имеет право издавать Президиум Верховного Совета СССР.
Отступления предусмотрены Конституцией только на случай военной опасности и военного нападения на Советский Союз, когда специальными пунктами статьи 49 (пп. «к», «л») предусмотрено право Президиума Верховного Совета СССР издавать указы, имеющие фактически законодательный характер, т. е. устанавливающие определенные правовые нормы. Таково, например, законодательство первых дней Великой Отечественной войны и в годы войны (Указ о военном положении и др.).
Совет Министров СССР имеет право издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверять их исполнение.
Таковы те основные акты, которые издаются государственными органами по Конституции СССР 1936 г. В ней точно оп-> ределены компетенция и содержание законодательных актов каждого из этих органов.
Особое распространение приобретает новая форма прави* тельственных и в то же время партийных документов — со< вместные постановления ЦК партии и правительства.
Вначале они имели форму обращений ЦК ВКЩб) и СНК СССР.
Первое такое обращение под названием «О железнодорожном транспорте» было принято на созванном совещании работников железнодорожного транспорта после обсуждения мероприятий по оздоровлению транспорта и опубликовано 15 января 1931 г.
Второе постановление в форме обращения под названием «О контрактации яровых посевов» было опубликовано 21 января 1931 г. В нем дана развернутая программа борьбы за урожай.
Третье постановление было издано после состоявшегося в ЦК партии совещания партийных работников речного транспорта. Оно было опубликовано 5 февраля 1931 г. под названием «О речном транспорте».
В дальнейшем совместные постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР публиковались уже как постановления и являлись директивными указаниями по различным важнейшим вопросам социалистического строительства. Эта форма законодательных источников сохранилась до настоящего времени.
Совместные постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР являлись новой формой руководства партийных и советских организаций. Они становились законом для членов партии и были обязательными для исполнения советскими органами. Цель этих постановлений — направить усилия каждого члена партии и каждого советского человека на выполнение поставленных задач, способствовать активной борьбе государственных органов за проведение линии Коммунистической партии. Такое объединенное руководство возможно прежде всего благодаря победе социалистических форм хозяйствования как в городе, так и в деревне. Поэтому совместные постановления получают наибольшее развитие после победы социализма и в период перехода к коммунистическому строительству.
По своему строению совместные постановления и распоряжения ЦК партии и правительства Советского Союза, сохраняя некоторые черты партийных документов, имеют вместе с тем все признаки, свойственные постановлениям правительства.
Совместное постановление, как правило, начинается с обширной вступительной части, в которой указываются достижения в данной области ко времени его выхода, вскрываются имеющиеся недостатки и определяются очередные задачи, на выполнение которых должны быть направлены все усилия партийных и советских организаций; затем приводится само постановление, в котором определены задания и подробно разработан круг мероприятий, призванных обеспечить их выполнение; в заключительной части указываются те партийные и советские организации, которые должны активно включиться в борьбу за выполнение поставленных задач, и излагаются конкретные пред ложения об усилении партийной работы в направлении, указанном в постановлении.
По своей структуре совместные постановления ЦК и правительства СССР напоминают постановления партии. Однако имеются и значительные отличия, которые придают совместным постановлениям характер распорядительного документа: во-первых, определенные задачи устанавливаются в форме распоряжения; во-вторых, конкретно указываются министерства, советские и партийные организации, на которые возлагается выполнение как постановления в целом (заключительная часть), так и отдельных статей, определяется срок и порядок их исполнения; в-третьих, устанавливаются определенные новые положения, обязательства и установления распорядительного характера по сравнению с существовавшими до выхода постановления порядками; в-четвертых, дается указание на постановления и распоряжения правительства, которые становятся устаревшими или отменяются с выходом данного совместного постановления.
Все это позволяет считать, что совместным постановлениям свойственны те же основные элементы, что и постановлениям правительства. Таким образом, можно с полным основанием считать совместные постановления партии и правительства правительственными актами, и все те вопросы источниковедческого анализа, которые были намечены для законодательных источников, вполне применимы к ним.
Надо отметить, что во второй половине 30-х и в 40-х годах Верховный Совет СССР занимался преимущественно рассмотрением и утверждением государственного бюджета. Новые социально-экономические условия развития советского общества предполагали создание широкой законодательной основы, на которой должны были строиться взаимоотношения между государственными организациями, колхозами и между гражданами страны. Однако комиссии законодательных предположений занимались этой важнейшей работой далеко не систематически. В результате взаимоотношения между государственными учреждениями, общенародной и колхозной собственностью, между гражданами социалистического общества строились на основе законодательства и кодексов, составленных и рассчитанных на переходный период строительства социализма. Все это позволяло, с одной стороны, нарушать социалистическую законность, а с другой — создавало большие затруднения для государственной работы. Только после XX съезда партии и особенно в период перехода к коммунистическому строительству развернулась плодотворная законодательная работа Верховного Совета СССР.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|