Конституция (Основной Закон) СССР 1936 г.
Победа социализма в нашей стране и окончательная ликвидация в ней эксплуататорских классов знаменовали осуществление безраздельного господства социалистической собственности на средства производства и нерушимого социально-политического и идейного единства советского народа. Коренные социально-экономические изменения в стране позволили перейти на новые конституционные основы строительства Советского государства. Поэтому VII съезд Советов СССР 6 февраля 1935 г. предложил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию, которая на основе решения февральского (1935 г.) Пленума ЦК ВКП(б) должна была разработать текст новой Конституции.
В настоящее время стали известны основные документы, которые сложились в процессе подготовки новой Конституции. Это позволяет осуществить источниковедческий анализ такого важнейшего в истории нашей страны документа, как Конституция СССР 1936 г.
С историей разработки проекта Конституции следует ознакомиться для того, чтобы установить, во-первых, процесс формирования основных положений и, во-вторых, те источники, ко торые сложились в процессе разработки документа и которые необходимо привлечь для сравнительной характеристики с окончательно принятым текстом.
После VII съезда Советов ЦИК СССР избрал Конституционную комиссию в составе 27 человек во главе с И. В. Сталиным. На первом заседании Конституционной комиссии 7 июля 1935 г. было образовано 12 подкомиссий, в состав которых включено около ста видных партийных, государственных, профсоюзных, военных деятелей, научных работников, представителей союзных республик. В процессе работы подкомиссии привлекали большое количество специалистов различных областей государственной и общественной жизни.
В течение февраля — марта 1936 г. в Конституционную комиссию поступили от подкомиссий проекты соответствующих разделов Конституции.. По поручению комиссии при активном участии Я. А. Яковлева, А. И. Стецкого и Б. М. Таля был создан «Черновой набросок проекта Конституции СССР», в котором был сделан ряд уточнений по сравнению с проектами подкомиссий.
В апреле 1936 г. на совещаниях в Центральном Комитете рассматривался проект Конституции. Вносились уточнения, редакционные поправки, формулировались новые статьи, вместо разделов было принято деление на главы, установлена сплошная нумерация статей. В результате был создан «Первоначальный проект Конституции СССР», окончательно отредактированный на заседаниях 26 и 28 апреля 1936 г.
15 мая 1936 г. состоялось заседание Пленума Конститу- цйонной комиссии, который рассмотрел представленный редакционной комиссией окончательно отредактированный «Предварительный проект Конституции СССР». Пленум внес значительные поправки и выработал «Проект Конституции СССР», который постановил внести на рассмотрение ближайшей сессии ЦИК СССР.
1 июня 1936 г. Пленум ЦК ВКП(б) заслушал доклад И. В. Сталина о Конституции и вынес решение одобрить в основном проект Конституции СССР. 11 июня Президиум ЦИК СССР одобрил проект Конституции* и постановил опубликовать его для всенародного обсуждения. 12 июня проект Конституции СССР был опубликован в печати.
Таким образом, в распоряжении историка имеются следующие документы: «Черновой набросок», «Первоначальный проект», «Предварительный проект», «Проект Конституции СССР» и, наконец, .текст самой Конституции СССР 1936 г. Поэтому после изучения предыстории необходимо осуществить сравнительный анализ всех вариантов проектов для того, чтобы установить, как формировались те или иные взгляды, как и по каким соображениям вносились изменения в отдельные статьи
Конституции, как постепенно слагались те основные положения, которые нашли свое окончательное изложение в тексте Конституции. Такой сравнительный анализ позволяет более глубоко изучить Конституцию СССР и установить процесс выработки ряда принципиальных положений и изменений в Конституции в ходе ее выработки и обсуждения.
Рассмотрим некоторые статьи и те поправки, которые были внесены в процессе разработки проекта Конституции СССР 1936 года.
В «Черновом наброске» статья 1 была сформулирована следующим образом: «Союз Советских Социалистических Республик есть государство свободных тружеников города и деревни», а статья 10 гласила: «В Союзе ССР уничтожено деление на классы... Советское общество состоит из свободных тружеников города и деревни — рабочих, крестьян, интеллигенции». Статья 10 была исключена из «Чернового наброска», как теоретически неверная, а статья 1 получила редакцию, которая вошла в «Первоначальный проект» и в окончательный текст Конституции СССР 1936 г.: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян».
Существенные дополнения были внесены в «Первоначальный проект» в виде статей о допущении мелкого частного хозяйства, основанного на личном труде и исключающего эксплуатацию чужого труда, и об охране законом личной собственности граждан. Эти статьи в последующем вошли в текст Конституции СССР 1936 г.
По «Черновому наброску», число союзных республик предполагалось довести до четырнадцати: сохранялись старые шесть республик —РСФСР, УССР, БССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская ССР, предполагалось упразднить ЗСФСР и включить в число республик Армянскую ССР, Азербайджанскую ССР и Грузинскую ССР, а также преобразовать некоторые автономные республики в союзные. В окончательном тексте «Первоначального проекта» было намечено одиннадцать республик.
Принципиальные изменения были осуществлены в вопросе о праве административно-территориального деления. В «Черновом наброске» этот вопрос был отнесен к сфере компетенции самих союзных республик. Однако И. В. Сталин считал, что административно-территориальное деление должно входить в компетенцию союзных органов. По его предложению эта статья была вычеркнута из «Чернового наброска», а в «Первоначальный проект» включено перечисление краев и областей, имевшихся в союзных республиках. Была также включена новая статья о том, что ряд союзных и автономных республик не имеет в своем составе административно-территориального деления.
Однако новая статья «Первоначального проекта» с перечислением республик, краев и областей противоречила статье 14 о вопросах, подлежащих ведению СССР. В ней не было пункта о праве изменять административно-территориальное деление, а это тогда противоречило статье 15, в которой указывалось, что суверенитет союзных республик ограничен в пределах, указанных статьей 14. Поэтому в окончательный текст Конституции в статью 14 был внесен подпункт «е) утверждение образованных новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик».
Пленум Конституционной комиссии внес поправку как в «Черновой набросок», так и в «Первоначальный проект», предусматривавших перевод всех автономных областей в разряд автономных республик. Многие автономные области были столь невелики, что нельзя было осуществить их перевод в автономные республики. Было решено перевести в автономные республики только некоторые автономные области: Кабардино-Балкарскую, Коми, Марийскую, Северо-Осетинскую и Чечено- Ингушскую, оставив остальные в качестве автономных областей.
Значительные изменения были произведены в проектах по вопросу о высших органах власти и об их конструировании. В «Черновом наброске» было определено наименование высшего органа власти и его палат. Таким высшим органом должен был являться Верховный Совет СССР с его палатами — Советом Союза и Советом республики. На Пленуме Конституционной комиссии было заменено наименование палаты «Совет республики» на «Совет Национальностей».
В проекте подкомиссии по избирательной системе указывалось, что Верховный Совет СССР избирается «трудящимся населением». Поскольку эта формулировка противоречила принципу всеобщего избирательного права, в «Черновом наброске» она подверглась изменению, в соответствии с чем было указано, что Верховный Совет СССР «избирается гражданами СССР». В «Черновом наброске» определялась норма выборов в Совет Союза — 1 депутат на 300 тыс. населения, а в Совет республики—10 депутатов от каждой союзной республики и 5 депутатов от автономной. При этом, по «Черновому наброс-, ку», депутаты в Совет республики должны были избираться гражданами республики. В «Первоначальном проекте» способ избрания в Совет республики изменялся: «Совет республики составляется из депутатов, делегированных Верховными Советами союзных и автономных республик», с сохранением нормы представительства от союзных и автономных республик. На
Пленуме Конституционной комиссии в связи с восстановлением автономных областей в статью 35 было добавлено, что в Совет Национальностей от каждой автономной области выделяются два депутата. Редакция «Первоначального проекта» с доба-" влением Пленума Конституционной комиссии вошла в проект Конституции СССР.
Остальные изменения не имели существенного характера. Так, в статье 46 «Первоначального проекта» говорилось, что внеочередные сессии Верховного Совета СССР назначаются Президиумом Верховного Совета СССР, а в «Предварительном проекте» указано, что они собираются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из республик.
Статья 69 «Первоначального проекта» предусматривала право Совнаркома СССР «приостанавливать и отменять» постановления и распоряжения Совнаркомов союзных республик по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР. В «Предварительном проекте» это право отмены исключено.
В «Первоначальном проекте» предусматривались 11 общесоюзных и 4 союзно-республиканских наркомата, а в «Предварительном проекте» за счет общесоюзных наркоматов и их перевода в союзно-республиканские число последних было увеличено с 4 до 10, а число союзных уменьшено с 11 до 7.
Имели место и другие изменения, но они не носили существенного характера. В результате подобной работы был выработан окончательный текст проекта Конституции (Основного Закона) СССР, который и был вынесен на всенародное обсуждение.
Всенародное обсуждение проекта Конституции СССР длилось более пяти месяцев. В нем приняло участие 51,5 млн. человек, или свыше 60% всего взрослого населения страны. Повсеместно обсуждение проходило с большим подъемом, и проект встретил единодушное одобрение. Полностью были одобрены основные принципы Конституции и замечания, по существу, не касались принципиальных вопросов. Материалы о всенародном обсуждении широко публиковались в печати, они собраны в архивах и являются ценнейшим источником для изучения Конституции СССР 1936 г.
Трудящиеся вносили свои пожелания и поправки к отдельным статьям Конституции СССР. Всего было внесено более 1,5 млн. поправок. Ряд союзных и автономных республик, краев и областей опубликовали эти поправки в специальных изданиях.
Изучение поправок к Конституции СССР путем сопоставления текстов проекта ее с окончательно принятым текстом позволяет выявить, в какой степени поправки трудящихся отразились на самом тексте Конституции, насколько полно в проекте были учтены интересы трудящихся страны и в какой мере он соответствовал новым социалистическим отношениям, сложившимся к этому времени.
По сводной группировке Орготдела Президиума ЦИК СССР, из общего количества систематизированных 13 721 предложений и дополнений 10 456 относились к главе I «Общественное устройство», к главе X «Основные права и обязанности граждан» и к главе XI «Избирательная система». Всего в Конституцию было внесено 43 поправки по 32 статьям, 114 статей остались без изменений. Лишь 6—7 поправок являлись существенными, остальные носили главным образом редакционный характер. Все это свидетельствует о том, что работа Конституционной комиссии была исключительно плодотворной и полностью соответствовала тем задачам, которые стояли перед ней.
Наиболее существенные поправки относятся к 8, 10, 35, 40, 48, 77 статьям.
Поправка к статье 8 имеет принципиальное значение. Формулировка проекта такова: «Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование, т. е. навечно»; окончательный же текст этой статьи гласит: «Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. навечно». Эта поправка подчеркивает особенность земельных отношений в период победившего социализма, взаимоотношений между государственной, общенародной и колхозно-кооперативной собственностью, которые построены на основе новой формы землепользования — вечного и бесплатного. Указание на бесплатное землепользование свидетельствует о том, что, передавая землю в вечное пользование колхозам, государство отказывается от каких-либо доходов, связанных с владением землей.
Большое значение имеет поправка к статье 35. По проекту, Совет Национальностей образуется из депутатов, выделяемых Верховными Советами союзных и автономных республик и областей. На основании поправки изменен сам порядок образования Совета Национальностей: он создается путем прямых выборов гражданами союзных и автономных республик и областей и национальных округов на принципах равного представительства от каждой из союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов.
По одной из поправок законы, принятые Верховным Советом СССР, должны были публиковаться на языках союзных республик (статья 40); по другой — вместо предусматривавшихся статьей 48 четырех заместителей председателя Президиума Верховного Совета СССР их количество должно было соответствовать числу союзных республик (в данном случае 11 заместителей) и т. д.
Следует остановиться на некоторых основных принципах новой Конституции СССР 1936 г., принятой Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР.
Важнейшей составной частью каждой Конституции, в том числе и Конституции СССР 1936 г., является определение социально-экономических отношений в обществе. Статья 4 провозглашает социалистическую систему хозяйства экономической основой СССР, а статья 5 устанавливает наличие двух форм собственности — государственной, т. е. всенародной, и кооперативно-колхозной. Наличие двух классов в стране определяется наличием двух форм единой социалистической собственности. Но взаимоотношения между этими классами складываются уже на новой основе, и совершенно иначе стоит вопрос о постепенно стирающихся экономических и политических противоречиях между этими классами.
Социально-экономические изменения в стране, победа социализма обусловили возможность перехода к всеобщим, прямым и равным выборам при тайном голосовании.
Советская Конституция проводит строгое разделение функций между исполнительной и законодательной властью, что привело к большему упорядочению в издании законов и в их исполнении. Конституция 1936 г. последовательно определяет взаимоотношения и разделение функций высших органов государственной власти в СССР и в союзных республиках и функции органов государственного управления СССР и союзных республик.
В Конституции определен порядок образования и конструирования органов государственной власти, указаны компетенции и порядок соподчинения и взаимоотношений между ними, точно установлен круг законодательных актов и распорядительных документов, которые каждый из этих органов имеет право издавать.
Конституция определяет права и обязанности граждан страны. Все права — на груд, отдых и образование — обеспечиваются конкретным указанием того круга мероприятий, которые позволяют гражданам СССР осуществить на деле эти права. Конституция устанавливает и обязанности граждан, в первую очередь обязанность выполнять свой священный долг защиты Родины.
На этих же принципах построены и принятые на основе Конституции СССР конституции союзных и автономных республик. При полной незыблемости основных принципов в них нашли отражение специфические национальные особенности каждой республики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|