Сделай Сам Свою Работу на 5

Конституция (Основной Закон) СССР 1936 г.





Победа социализма в нашей стране и окончательная ликвидация в ней эксплуататорских классов знаменовали осу­ществление безраздельного господства социалистической соб­ственности на средства производства и нерушимого социаль­но-политического и идейного единства советского народа. Ко­ренные социально-экономические изменения в стране позво­лили перейти на новые конституционные основы строительства Советского государства. Поэтому VII съезд Советов СССР 6 февраля 1935 г. предложил ЦИК СССР избрать Конститу­ционную комиссию, которая на основе решения февральского (1935 г.) Пленума ЦК ВКП(б) должна была разработать текст новой Конституции.

В настоящее время стали известны основные документы, которые сложились в процессе подготовки новой Конституции. Это позволяет осуществить источниковедческий анализ такого важнейшего в истории нашей страны документа, как Конститу­ция СССР 1936 г.

8*


С историей разработки проекта Конституции следует озна­комиться для того, чтобы установить, во-первых, процесс фор­мирования основных положений и, во-вторых, те источники, ко­
торые сложились в процессе разработки документа и которые необходимо привлечь для сравнительной характеристики с окончательно принятым текстом.



После VII съезда Советов ЦИК СССР избрал Конститу­ционную комиссию в составе 27 человек во главе с И. В. Ста­линым. На первом заседании Конституционной комиссии 7 ию­ля 1935 г. было образовано 12 подкомиссий, в состав которых включено около ста видных партийных, государственных, проф­союзных, военных деятелей, научных работников, представите­лей союзных республик. В процессе работы подкомиссии при­влекали большое количество специалистов различных областей государственной и общественной жизни.

В течение февраля — марта 1936 г. в Конституционную ко­миссию поступили от подкомиссий проекты соответствующих разделов Конституции.. По поручению комиссии при активном участии Я. А. Яковлева, А. И. Стецкого и Б. М. Таля был соз­дан «Черновой набросок проекта Конституции СССР», в кото­ром был сделан ряд уточнений по сравнению с проектами под­комиссий.

В апреле 1936 г. на совещаниях в Центральном Комитете рассматривался проект Конституции. Вносились уточнения, ре­дакционные поправки, формулировались новые статьи, вместо разделов было принято деление на главы, установлена сплош­ная нумерация статей. В результате был создан «Первоначаль­ный проект Конституции СССР», окончательно отредактиро­ванный на заседаниях 26 и 28 апреля 1936 г.



15 мая 1936 г. состоялось заседание Пленума Конститу- цйонной комиссии, который рассмотрел представленный редак­ционной комиссией окончательно отредактированный «Предва­рительный проект Конституции СССР». Пленум внес значи­тельные поправки и выработал «Проект Конституции СССР», который постановил внести на рассмотрение ближайшей сес­сии ЦИК СССР.

1 июня 1936 г. Пленум ЦК ВКП(б) заслушал доклад И. В. Сталина о Конституции и вынес решение одобрить в ос­новном проект Конституции СССР. 11 июня Президиум ЦИК СССР одобрил проект Конституции* и постановил опубликовать его для всенародного обсуждения. 12 июня проект Конститу­ции СССР был опубликован в печати.

Таким образом, в распоряжении историка имеются следую­щие документы: «Черновой набросок», «Первоначальный про­ект», «Предварительный проект», «Проект Конституции СССР» и, наконец, .текст самой Конституции СССР 1936 г. Поэтому после изучения предыстории необходимо осуществить сравни­тельный анализ всех вариантов проектов для того, чтобы уста­новить, как формировались те или иные взгляды, как и по ка­ким соображениям вносились изменения в отдельные статьи

Конституции, как постепенно слагались те основные положе­ния, которые нашли свое окончательное изложение в тексте Конституции. Такой сравнительный анализ позволяет более глу­боко изучить Конституцию СССР и установить процесс выра­ботки ряда принципиальных положений и изменений в Консти­туции в ходе ее выработки и обсуждения.



Рассмотрим некоторые статьи и те поправки, которые были внесены в процессе разработки проекта Конституции СССР 1936 года.

В «Черновом наброске» статья 1 была сформулирована сле­дующим образом: «Союз Советских Социалистических Респуб­лик есть государство свободных тружеников города и деревни», а статья 10 гласила: «В Союзе ССР уничтожено деление на классы... Советское общество состоит из свободных тружени­ков города и деревни — рабочих, крестьян, интеллигенции». Статья 10 была исключена из «Чернового наброска», как тео­ретически неверная, а статья 1 получила редакцию, которая вошла в «Первоначальный проект» и в окончательный текст Конституции СССР 1936 г.: «Союз Советских Социалистиче­ских Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян».

Существенные дополнения были внесены в «Первоначаль­ный проект» в виде статей о допущении мелкого частного хо­зяйства, основанного на личном труде и исключающего эксплуа­тацию чужого труда, и об охране законом личной собственно­сти граждан. Эти статьи в последующем вошли в текст Конституции СССР 1936 г.

По «Черновому наброску», число союзных республик пред­полагалось довести до четырнадцати: сохранялись старые шесть республик —РСФСР, УССР, БССР, Узбекская ССР, Туркмен­ская ССР и Таджикская ССР, предполагалось упразднить ЗСФСР и включить в число республик Армянскую ССР, Азер­байджанскую ССР и Грузинскую ССР, а также преобразовать некоторые автономные республики в союзные. В окончатель­ном тексте «Первоначального проекта» было намечено один­надцать республик.

Принципиальные изменения были осуществлены в вопросе о праве административно-территориального деления. В «Чер­новом наброске» этот вопрос был отнесен к сфере компетенции самих союзных республик. Однако И. В. Сталин считал, что административно-территориальное деление должно входить в компетенцию союзных органов. По его предложению эта статья была вычеркнута из «Чернового наброска», а в «Первоначаль­ный проект» включено перечисление краев и областей, имев­шихся в союзных республиках. Была также включена новая статья о том, что ряд союзных и автономных республик не имеет в своем составе административно-территориального де­ления.

Однако новая статья «Первоначального проекта» с перечис­лением республик, краев и областей противоречила статье 14 о вопросах, подлежащих ведению СССР. В ней не было пункта о праве изменять административно-территориальное деление, а это тогда противоречило статье 15, в которой указывалось, что суверенитет союзных республик ограничен в пределах, указан­ных статьей 14. Поэтому в окончательный текст Конституции в статью 14 был внесен подпункт «е) утверждение образован­ных новых краев и областей, а также новых автономных рес­публик в составе союзных республик».

Пленум Конституционной комиссии внес поправку как в «Черновой набросок», так и в «Первоначальный проект», пре­дусматривавших перевод всех автономных областей в разряд автономных республик. Многие автономные области были столь невелики, что нельзя было осуществить их перевод в автоном­ные республики. Было решено перевести в автономные респуб­лики только некоторые автономные области: Кабардино-Бал­карскую, Коми, Марийскую, Северо-Осетинскую и Чечено- Ингушскую, оставив остальные в качестве автономных об­ластей.

Значительные изменения были произведены в проектах по вопросу о высших органах власти и об их конструировании. В «Черновом наброске» было определено наименование выс­шего органа власти и его палат. Таким высшим органом дол­жен был являться Верховный Совет СССР с его палатами — Советом Союза и Советом республики. На Пленуме Консти­туционной комиссии было заменено наименование палаты «Со­вет республики» на «Совет Национальностей».

В проекте подкомиссии по избирательной системе указыва­лось, что Верховный Совет СССР избирается «трудящимся на­селением». Поскольку эта формулировка противоречила прин­ципу всеобщего избирательного права, в «Черновом наброске» она подверглась изменению, в соответствии с чем было ука­зано, что Верховный Совет СССР «избирается гражданами СССР». В «Черновом наброске» определялась норма выборов в Совет Союза — 1 депутат на 300 тыс. населения, а в Совет республики—10 депутатов от каждой союзной республики и 5 депутатов от автономной. При этом, по «Черновому наброс-, ку», депутаты в Совет республики должны были избираться гражданами республики. В «Первоначальном проекте» способ избрания в Совет республики изменялся: «Совет республики составляется из депутатов, делегированных Верховными Сове­тами союзных и автономных республик», с сохранением нормы представительства от союзных и автономных республик. На

Пленуме Конституционной комиссии в связи с восстановлением автономных областей в статью 35 было добавлено, что в Со­вет Национальностей от каждой автономной области выделяют­ся два депутата. Редакция «Первоначального проекта» с доба-" влением Пленума Конституционной комиссии вошла в проект Конституции СССР.

Остальные изменения не имели существенного характера. Так, в статье 46 «Первоначального проекта» говорилось, что внеочередные сессии Верховного Совета СССР назначаются Президиумом Верховного Совета СССР, а в «Предварительном проекте» указано, что они собираются Президиумом Верхов­ного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из республик.

Статья 69 «Первоначального проекта» предусматривала право Совнаркома СССР «приостанавливать и отменять» по­становления и распоряжения Совнаркомов союзных республик по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетен­ции СССР. В «Предварительном проекте» это право отмены ис­ключено.

В «Первоначальном проекте» предусматривались 11 обще­союзных и 4 союзно-республиканских наркомата, а в «Предва­рительном проекте» за счет общесоюзных наркоматов и их перевода в союзно-республиканские число последних было уве­личено с 4 до 10, а число союзных уменьшено с 11 до 7.

Имели место и другие изменения, но они не носили сущест­венного характера. В результате подобной работы был выра­ботан окончательный текст проекта Конституции (Основного Закона) СССР, который и был вынесен на всенародное обсу­ждение.

Всенародное обсуждение проекта Конституции СССР дли­лось более пяти месяцев. В нем приняло участие 51,5 млн. че­ловек, или свыше 60% всего взрослого населения страны. По­всеместно обсуждение проходило с большим подъемом, и про­ект встретил единодушное одобрение. Полностью были одобре­ны основные принципы Конституции и замечания, по существу, не касались принципиальных вопросов. Материалы о всенарод­ном обсуждении широко публиковались в печати, они собраны в архивах и являются ценнейшим источником для изучения Конституции СССР 1936 г.

Трудящиеся вносили свои пожелания и поправки к отдель­ным статьям Конституции СССР. Всего было внесено более 1,5 млн. поправок. Ряд союзных и автономных республик, краев и областей опубликовали эти поправки в специальных изда­ниях.

Изучение поправок к Конституции СССР путем сопоставле­ния текстов проекта ее с окончательно принятым текстом поз­воляет выявить, в какой степени поправки трудящихся отрази­лись на самом тексте Конституции, насколько полно в проекте были учтены интересы трудящихся страны и в какой мере он соответствовал новым социалистическим отношениям, сложив­шимся к этому времени.

По сводной группировке Орготдела Президиума ЦИК СССР, из общего количества систематизированных 13 721 пред­ложений и дополнений 10 456 относились к главе I «Общест­венное устройство», к главе X «Основные права и обязанности граждан» и к главе XI «Избирательная система». Всего в Конституцию было внесено 43 поправки по 32 статьям, 114 ста­тей остались без изменений. Лишь 6—7 поправок являлись су­щественными, остальные носили главным образом редакцион­ный характер. Все это свидетельствует о том, что работа Кон­ституционной комиссии была исключительно плодотворной и полностью соответствовала тем задачам, которые стояли перед ней.

Наиболее существенные поправки относятся к 8, 10, 35, 40, 48, 77 статьям.

Поправка к статье 8 имеет принципиальное значение. Фор­мулировка проекта такова: «Земля, занимаемая колхозами, за­крепляется за ними в бессрочное пользование, т. е. навечно»; окончательный же текст этой статьи гласит: «Земля, занимае­мая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессроч­ное пользование, т. е. навечно». Эта поправка подчеркивает особенность земельных отношений в период победившего со­циализма, взаимоотношений между государственной, общена­родной и колхозно-кооперативной собственностью, которые по­строены на основе новой формы землепользования — вечного и бесплатного. Указание на бесплатное землепользование свиде­тельствует о том, что, передавая землю в вечное пользование колхозам, государство отказывается от каких-либо доходов, связанных с владением землей.

Большое значение имеет поправка к статье 35. По проекту, Совет Национальностей образуется из депутатов, выделяемых Верховными Советами союзных и автономных республик и об­ластей. На основании поправки изменен сам порядок образова­ния Совета Национальностей: он создается путем прямых выборов гражданами союзных и автономных республик и обла­стей и национальных округов на принципах равного представи­тельства от каждой из союзных и автономных республик, авто­номных областей и национальных округов.

По одной из поправок законы, принятые Верховным Сове­том СССР, должны были публиковаться на языках союзных республик (статья 40); по другой — вместо предусматривав­шихся статьей 48 четырех заместителей председателя Прези­диума Верховного Совета СССР их количество должно было соответствовать числу союзных республик (в данном случае 11 заместителей) и т. д.

Следует остановиться на некоторых основных принципах новой Конституции СССР 1936 г., принятой Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР.

Важнейшей составной частью каждой Конституции, в том числе и Конституции СССР 1936 г., является определение со­циально-экономических отношений в обществе. Статья 4 про­возглашает социалистическую систему хозяйства экономической основой СССР, а статья 5 устанавливает наличие двух форм собственности — государственной, т. е. всенародной, и коопе­ративно-колхозной. Наличие двух классов в стране определяет­ся наличием двух форм единой социалистической собственно­сти. Но взаимоотношения между этими классами складываются уже на новой основе, и совершенно иначе стоит вопрос о посте­пенно стирающихся экономических и политических противо­речиях между этими классами.

Социально-экономические изменения в стране, победа со­циализма обусловили возможность перехода к всеобщим, пря­мым и равным выборам при тайном голосовании.

Советская Конституция проводит строгое разделение функ­ций между исполнительной и законодательной властью, что привело к большему упорядочению в издании законов и в их исполнении. Конституция 1936 г. последовательно определяет взаимоотношения и разделение функций высших органов госу­дарственной власти в СССР и в союзных республиках и функ­ции органов государственного управления СССР и союзных республик.

В Конституции определен порядок образования и кон­струирования органов государственной власти, указаны ком­петенции и порядок соподчинения и взаимоотношений между ними, точно установлен круг законодательных актов и рас­порядительных документов, которые каждый из этих органов имеет право издавать.

Конституция определяет права и обязанности граждан страны. Все права — на груд, отдых и образование — обеспе­чиваются конкретным указанием того круга мероприятий, ко­торые позволяют гражданам СССР осуществить на деле эти права. Конституция устанавливает и обязанности граждан, в первую очередь обязанность выполнять свой священный долг защиты Родины.

На этих же принципах построены и принятые на основе Конституции СССР конституции союзных и автономных респуб­лик. При полной незыблемости основных принципов в них на­шли отражение специфические национальные особенности ка­ждой республики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.