Законодательные акты и постановления Советского правительства
В большой группе законодательных источников следует выделить решения съездов Советов. Резолюции и постановления съездов Советов указывали направление, в котором должны были действовать высшие органы государственной власти, устанавливали основные принципы, которыми должны были руководствоваться органы государственной власти при осуществлении тех или иных законодательных мероприятий. Важное место в материалах съездов Советов занимают законы, касающиеся вопросов развития Конституции, или так называемые конституционные акты.
Из законодательных источников следует особо выделить такой важный источник, как утвержденные сессиями ВЦИК кодексы законов.
В 1922—1924 гг. был введен в действие ряд кодексов законов, касающихся важнейших сторон жизни советского общества. Были разработаны и приняты гражданский и земельный кодексы, кодекс законов о браке, семье и опеке, о труде, лесной, уголовный, уголовно-процессуальный кодексы.
Кодексы представляют собой систематизированный свод законов в одной из областей права. В советских кодексах законов были закреплены новые отношения как в обществе, так и между гражданами Советской страны. Кодификационная работа имела огромное значение в деле упорядочения законодательства. Кодексы законов позволяют историку получить в систематизированном виде основное действовавшее законодательство. По мере изменения исторической эпохи кодексы дополнялись постановлениями об изменении или исключении тех или иных статей и включением в качестве приложений всего последующего законодательства.
Начиная с 1922 г. ВЦИК утвердил ряд положений, которые должны были упорядочить деятельность и определить компетенцию и структуру органов управления и надзора. В этот период ВЦИК рассмотрел и утвердил ряд положений, регулирующих деятельность органов Советской власти, — положения о ВЦИК, о ряде наркоматов (продовольствия, финансов, внутренних дел, путей сообщения, рабоче-крестьянской инспекции, по делам национальностей и др.), о губернских, уездных и волостных органах Советской власти, о прокурорском надзоре, адвокатуре и др.
Особенно велико число законодательных актов и постановлений правительства, изучение которых имеет огромное значение в исследовательской работе историка советского общества.
По Конституции РСФСР 1918 г. право законодательной инициативы имели как ВЦИК, Президиум ВЦИК, Совнарком, так и наркоматы и отдельные ведомства, которые могли вносить на рассмотрение ВЦИК проекты декретов и иные предложения. Конституция СССР 1924 г. также предусматривала право законодательной инициативы как ЦИК и СНК СССР, так и ЦИК союзных республик, их президиумов и других органов власти. Кроме того, была предусмотрена законодательная инициатива Совета Союза и Совета Национальностей.
Конституцией обусловлен порядок представления, прохождения, утверждения и отмены законодательных актов. В фондах соответствующих органов власти сохранились многочисленные материалы о разработке и принятии законодательных актов. Там же находятся многочисленные материалы, раскрывающие важнейший вопрос о том, как возникла законодательная инициатива.
Неисчерпаемым источником для возникновения законодательной инициативы служит непосредственная, внутренне присущая всей советской системе связь Советов с широкими массами трудящихся.
Для возникновения ряда законодательных актов большое значение имели/! совещания, проводимые руководителями партии и правительства. Материалы этих совещаний позволяют изучить возникновение ряда законодательных документов. Непосредственная связь с трудящимися осуществлялась через самые различные каналы. Одним из таких каналов являлись письма трудящихся, особенно крестьян, в редакции газет.
Известно, какое значение В. И. Ленин придавал письмам крестьян в газету «Беднота». В. И. Ленин требовал сводки содержания поступающих от крестьян писем раз в два месяца Он их называл «крестьянским барометром» и говорил: «Ведь это же подлинные человеческие документы! Ведь этого я не услышу ни в одном докладе!» Материалы крестьянских писем В. И. Ленин широко использовал в своей государственной работе[62].
Большое значение имели заметки селькоров и письма крестьян в «Крестьянскую газету». Все поступающие письма после их прочтения передавались в архив редакции и там систематизм* ровались по вопросам, годам, губерниям, что позволяло сразу ознакомиться с комплексом писем по изучаемому вопросу. Эти письма служили важнейшим источником для заинтересованных учреждений при изучении вопросов, связанных с настроением и нуждами крестьянства.
Ни одно серьезное решение по крестьянскому вопросу не принималось без учета материалов писем крестьян. Например, на основании изучения почти 1000 крестьянских писем был разработан -ряд положений при принятии закона о едином сельскохозяйственном налоге на 1925 г. Крестьянские письма и заметки рабселькоров учитывались при разработке Земельного кодекса. По ходатайству одного селькора была утверждена специальная инструкция о порядке отсрочек возврата семенной ссуды и начисления процентов; на основании тех же материалов был разработан Наркомюстом проект инструкции «О возмещении народным заседателям издержек и потерь во время отвлечения от обычных занятий».и т. д.
Приведенные примеры возникновения законодательной инициативы показывают, какими богатейшими ресурсами обладает Советское государство в законодательной деятельности.
Прохождение и обсуждение законов представляет собой длительный процесс. Каждый законопроект, прежде чем поступить на обсуждение законодательного органа государственной власти, направлялся руководителям партии и правительства, заинтересованным наркоматам, ведомствам и учреждениям для рассмотрения и получения конкретных замечаний, возражений и предложений. Только после того, как по законопроекту были получены все материалы, он подготавливался к заседанию соответствующего законодательного органа и с учетом всех полученных замечаний, предложений и пожеланий передавался на окончательное обсуждение. Принятие его происходило установленным Конституцией порядком. Естественно, что все эти материалы, хранящиеся в наших государственных архивах, представляют исключительную ценность для изучения законодательных источников. С этой работой законодательных органов, прежде всего ЦИК СССР и Совнаркома СССР, в самой общей форме можно ознакомиться по ряду печатных изданий: «Деятельность СНК и СТО» с 1924/25 по 1929/30 г., «Год работы правительства» с 1924/25 г. по 1928/29 г., отчасти по журналу «Власть Советов» и др.
Материалы о возникновении, составлении и прохождении проектов законов хранятся в государственных архивах и являются важными источниками при изучении законодательства. Историк наряду с работой над окончательным текстом законодательных актов должен также по возможности ознакомиться с ходом его разработки.
Поскольку вся деятельность Советского государства опирается на опубликованные законодательные акты, научный анализ их содержания дает ценнейшие сведения по истории совет-
ского общества. Поэтому следует рассмотреть некоторые вопросы анализа содержания этих источников.
Типичным законодательным актом начального периода Советского государства является декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Этот декрет представляет несомненный интерес не только в силу своего исторического значения, но и потому, что его основу составили ленинские материалы, опубликованные в XX томе Ленинского сборника.
Историческая обстановка и история данного декрета подробно изложена в книге Э. Б. Генкиной[63]. Поэтому, опуская эти вопросы, можно сразу перейти к характеристике основных источников, которые легли в его основу, и к сравнительному анализу их с принятым ВЦИК декретом.
Первым документом, в котором были изложены основные положения резолюции X съезда партии и декрета, является написанный В. И. Лениным «Предварительный черновой набросок тезисов насчет крестьян»[64]. Этот документ был представлен Лениным Комиссии, избранной Политбюро ЦК РКП (б) 8 февраля 1921 г. для выработки доклада и обсуждения в Политбюро вопроса о посевной компании и положении крестьянства.
В этом наброске были сформулированы исходные пункты будущего декрета: основная идея замены продразверстки натуральным налогом, соотношение между ними в сторону уменьшения налогов по сравнению с разверсткой, отношение к зажиточным слоям деревни, поставлен вопрос о возможностях реализации излишков. Вопрос о замене продразверстки продналогом был вынесен на обсуждение трудящихся. Ход обсуждения закона широко освещался в советской печати. В «Правде» были напечатаны в дискуссионном порядке 17 и 26 февраля !
1921 г. две статьи П. Сорокина и М. Рогова «Разверстка или налог», в которых авторы впервые в печати поставили вопрос о переходе к налогу[65]. i
Итак, основными источниками, которые необходимо взять за (
исходные при анализе процесса разработки декрета, являются ленинские материалы: «Предварительный черновой набросок тезисов насчет крестьян» и «Поправки к проекту постановления ЦК о замене разверстки налогом». Из важнейших источников закона следует указать выступления и доклады В. И. Ленина
в этот период, посвященные вопросу о замене продразверстки натуральным налогом. Имеются и тексты проекта закона, которые были разработаны и затем дорабатывались. В XX томе Ленинского сборника опубликованы: «Проект постановления ЦК о замене разверстки натуральным налогом», разработанный Комиссией, избранной Политбюро ЦК 8 февраля; «Проект постановления ЦК о замене разверстки натуральным налогом», который был разработан Комиссией, избранной Пленумом ЦК- Указанные выше поправки Ленина, датированные 3 марта, относятся к этому переработанному проекту. Наконец, там же опубликован и окончательный вариант проекта под названием: «Предварительный проект основных положений о замене разверстки натуральным налогом, вносимый ЦК на рассмотрение X съезда» \ который был принят Комиссией, созданной 7 марта Пленумом ЦК в составе А. Цюрупы и Г. Петровского под председательством Ленина. Этот проект был принят без всяких поправок X съездом партии и составил.резолюцию под названием «О замене разверстки натуральным налогом».
Все эти материалы легли в основу работы Комиссии в составе В. П. Милютина, А. Д. Цюрупы, А. М. Лежава, Д.З.Ма- цуильского и др., созданной 16 марта ЦК для выработки к сессии ВЦИК положения о замене хлебной разверстки налогом.
В тот же день Президиум ВЦИК принял постановление, в котором воспроизведены основные положения резолюции X съезда о замене разверстки налогом, и поручил специальной комиссии к 20 марта разработать основные положения соответствующего закона для утверждения сессией ВЦИК.
18 марта проект постановления Комиссии был заслушан Политбюро, которое в дальнейшем неоднократно возвращалось к нему. В результате большой работы, проведенной ЦК партии, был разработан декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», принятый сессией ВЦИК 21 марта 1921 г.[66].
Сравнительный анализ всех этих документов показывает, что декрет ВЦИК почти полностью соответствует постановлению X съезда партии. Имеются лишь редакционные поправки в отдельных пунктах: введены новый, 7-й пункт об ответственности за уплату налога и дополнение к последней фразе 8-го пункта о реализации продуктов в порядке обмена как через кооперацию, так через рынок и базар, в пределах местного хозяйственного оборота; несколько видоизменен 9-й пункт резолюции X съезда с выделением особо 10-го пункта о снабжении беднейшего крестьянского населения. В заключение сессия приняла обращение «К крестьянству РСФСР», опубликованное 23 марта 1921 г. Таким образом, основным источником декрета является резолюция X съезда партии, выработанная в результате длительного обсуждения и рассмотрения вопроса под руководством В. И. Ленина.
Изучение содержания декрета позволяет установить основные черты данного законодательного акта. Поэтому следует остановиться на некоторых из пунктов декрета.
В пункте 2 декрета указывается отличие налога от разверстки, которое состоит в том, что общая сумма налога предусматривается в меньшем объеме, чем общая сумма продразверстки.
Статья 3 устанавливает систему налогового обложения. Налог представлял собой взимание определенной доли произведенных в хозяйстве продуктов, так как закон предусматривал натуральный налог. Кроме того, закон устанавливал и объекты, исходя из которых должно было происходить обложение каждого хозяйства: объем урожая, количество едоков и наличие скота.
Классовый характер советского законодательства находит свое отражение в статье 4. «Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным.
Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога-
Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равнЪ увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога»
Как видно из текста статьи, в ней предусматривалось прогрессивное обложение крестьянских хозяйств. Чтобы получить представление о значении прогрессивного обложения, приведем один пример. Так, в 1924 г. процент отчисления из дохода колебался по разным группам хозяйства от 3 до 12%. О том, как росло это колебание, видно из дальнейшего повышения прогрессии. В 1926/27 г. по единой таблице ставок при норме доходности не выше 20 руб. на едока в год размер налога составляет 2 коп. с рубля. В дальнейшем прогрессивность обложения возрастает, но особенно резко при излишке сверх 100 руб. с едока, при котором размер налога составлял 25 коп. с рубля,
1 «Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам», т. 1, М., 1957, стр. 226.
т. е. 'Д часть всех доходов. В 1928/29 г. по сельскохозяйственному налогу для кулацких хозяйств устанавливалось индивидуальное обложение. Таким образом, прогрессивное обложение росло в прогрессии от 3—4 к 12 до 2 к 25. В результате такого обложения бедняцко-середняцкая часть деревни получала огромное облегчение от государства. В то же время кулацкая часть выплачивала значительную массу суммы сельскохозяйственного налога и на своих плечах фактически несла его основную тяжесть.
Важнейшей стороной анализа текста законодательных источников является выявление последствий осуществления законодательства. В связи с этим должны издаваться такие законодательные источники, которые должны оформить все новые явления, возникающие вследствие проведения изучаемого закона в жизнь. Эту сторону советского законодательства можно проследить на примере пункта 8. В этом пункте говорится, что «все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства.
Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах»[67].
Таков пункт, который предполагал открытие свободной торговли и допущение частного капитала в.связи с разрешением свободного обмена сельскохозяйственными продуктами на рынках. Вследствие этого правительство выступило с рядом постановлений о допущении частного .производства в области мелкой и кустарной промышленности и о допущении частного капитала в торговле, преимущественно в розничной.
Наконец, о порядке вступления в силу, отмене предыдущих декретов и о развитии закона. Отмена всего предыдущего законодательства, касающегося способа государственных заготовок сельскохозяйственной продукции, была дана уже в пункте 1, в котором прямо говорится о замене продразверстки натуральным налогом. Тем самым подвергалось отмене все предыдущее законодательство, связанное с продразверсткой. Последний пункт—11-й — говорит о развитии данного закона.
В развитие декрета «О замене разверстки натуральным налогом» Совнарком принял ряд специальных постановлений.
28 марта 1921 г. было принято постановление СНК «О размере продовольственного натурального налога», по которому размер натурального налога на 1921/22 г. при среднем урожае определялся в 240 млн. пудов зерновых продуктов против 423 млн. пудов, установленных по разверстке на 1920/21 г. В тот же день СНК издал постановление «0_с§р^>рдном . обмене,. покупке, и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку», и т. д. Таким образом, этот декрет лег в основу всех последующих постановлений Советского правительства по многим вопросам практического проведения новой экономической политики.
Изучение законодательных актов данного периода предполагает глубокий и тщательный анализ их содержания с тем, чтобы глубоко раскрыть все его основания и положения. Только такое изучение позволит по-научному и всесторонне использовать источники, освещающие действие закона и его практическое претворение в жизнь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|