Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение законодательных актов и постановлений Советского правительства как исторических источников





Документы советских организаций освещают всесторон­нюю деятельность органов Советской власти как органов госу­дарственного управления и как массовых организаций трудя­щихся.

Сфера деятельности Советского государства значительно шире буржуазного, так как деятельность последнего направлена главным образом на охрану интересов эксплуататорских клас­сов, а Советское государство осуществляет великие цели комму­нистического строительства и охрану завоеваний трудящихся.

Советское государство сосредоточивает в своих руках не только административное управление, внешнюю политику и оборону страны. Оно также осуществляет управление всем хо­зяйственным и социально-культурным строительством: промыш­ленностью, транспортом и связью, банками, финансами к кредитом, эксплуатацией национализированной земли и разра­боткой земных недр. Советское государство осуществляет в масштабе всей страны производство, учет и распределение продуктов производства всей промышленности и значительной части сельского хозяйства. Оно руководит всей системой народ­ного образования, подготовкой кадров, здравоохранением, дея­тельностью всех научных учреждений, социально-бытовым строи­тельством, культурными и зрелищными предприятиями, обеспе­чивает развитие всех областей культуры и искусства.



В то же время Советы в своей деятельности опираются на чрезвычайно широкие демократические основы как при их фор­мировании, так и в осуществлении функций управления госу­дарством. Советы вовлекают в свою работу наиболее активные слои населения через различного рода секции, депутатские груп­пы, комиссии и т. п.

Документы органов Советской власти можно разделить на две основные группы: первая — законодательные акты и поста­новления Советского правительства и вторая — документы выс­ших, республиканских и местных советских организаций, отра­жающие повседневную работу Советов.

Особое значение среди документов органов Советской вла­сти имеют законодательные акты и постановления исполнитель­ных органов, поскольку они составляют правовую основу советского общества, регулируют и направляют всю повседнев­ную работу советских и общественных организаций. Поэтому эти источники нормативного характера, представленные в зна­чительном количестве, требуют специального изучения.



Законодательные акты являются общеобязательными пра­вилами (нормами), издаваемыми высшими органами государ­ственной власти. Высшие органы государственного управления издают свои постановления и распоряжения на основе и во ис­полнение законов и осуществляют проверку их исполнения.

В. И. Ленин указывал, что закон есть «выражение воли клас­сов, которые одержали победу и держат в своих руках государ­ственную власть»[42]. «Закон, — писал В. И. Ленин, — есть мера политическая, есть политика»[43].

Являясь частью надстройки, законодательные акты, как и всякая надстройка, играют активную роль, помогая базису дан­ной социально-экономической формации утверждаться, укреп­ляться и развиваться. Правильное понимание происхождения законодательных источников, их классовой сущности является исходным моментом в работе над данным видом исторических источников.

Законодательные источники Советского государства корен­ным образом отличны от законодательных источников капитали­стических, феодальных и других государств. Основная цель за­конодательных источников советской эпохи — решать великие задачи строительства коммунизма. В них находят свое отраже­ние выдающаяся роль Коммунистической партии как руководя­щей и направляющей силы советского общества, ленинская национальная политика дружбы и братства народов.

Особенностью советских законодательных источников яв­ляется то, что они основаны на изучении объективных законов развития советского общества, действие которых Советская власть учитывает и использует в своей повседневной практиче­ской работе. Законодательные источники покоятся на строго научных основах. Большое познавательное значение законода­тельных актов и постановлений Советского правительства, их всеобъемлющий характер делают эти источники важнейшими по истории советского общества. Изучение законодательных источ­ников требует применения определенных приемов и методов их. анализа, позволяющих наиболее полно и глубоко раскрыть их содержание.



Изучение законодательных актов и постановлений Совет­ского правительства складывается из следующих основных эле­ментов: 1) законодательной инициативы (в том числе из ини­циативного документа, который положил начало прохождению- данного источника), 2) процесса разработки законопроекта, 3) обсуждения законопроекта и 4) разработки окончательного проекта, его обсуждения высшими органами государственной власти, утверждения и опубликования.

Советские законодательные источники являются классической документацией в отношении порядка их разработки, прохожде­ния и утверждения. Специфическая черта советских законода­тельных актов — широкая, подлинно демократическая основа разработки и обсуждения законопроектов и важнейших прави­тельственных документов, особенно тех, которые затрагивают жизненные интересы как государства в целом, так и всего совет­ского народа. Поэтому изучение законодательных источников без привлечения материалов, освещающих их происхождение, не­полноценно и не может обеспечить их подлинно научный анализ.

В то же время важнейшие законодательные акты являются объектом специального исследования историков. Так, в течение многих лет изучаются такие законодательные акты, как основ­ные законы республики — конституции. Типичным для имею­щихся исследований о конституциях является широкое привле­чение и тщательное исследование прежде всего материалов, ка­сающихся происхождения конституций[44].

В фондах государственных архивов хранятся многочислен­ные документы, касающиеся разработки и прохождения законо­дательных актов и постановлений Советского правительства. Историк обязан произвести необходимые поиски их в архивных фондах для того, чтобы суметь раскрыть причины, которые по­влекли соответствующие изменения в окончательном тексте за­конодательного источника.

Вся предыдущая работа необходима для того, чтобы глубоко и всесторонне изучить содержание самого законодательного акта. В конечном счете вся деятельность Советского государства проходила на основании их опубликованных текстов. Поэтому результатом всякой работы является тщательное изучение зако­нодательного акта. Неправомерно было бы изучить законода­тельный акт только по архивному экземпляру, т. е. по подлин­нику, хотя изучение его представляет большой интерес. Историк обязан привлекать к исследованию текст действовавшего за­кона, на основе которого происходила государственная работа. Таким текстом является публикация законодательного акта и постановления правительства в официальных государственных изданиях Официальные публикации законодательных актов и постановлений правительства принято считать подлинниками, и поэтому всю работу по их изучению можно проводить по этим публикациям. Более того, все ссылки должны производиться на их официальные публикации. Архивные подлинники законо­дательных актов и постановлений правительства могут привле­каться в случаях, когда обнаружены разночтения между архив­ным экземпляром и публикацией.

При изучении содержания законодательного акта необхо­димо установить его связь с предшествовавшим законодатель­ством и с другими связанными с ним законодательными актами. Таким путем можно установить, что нового по сравнению с пре­дыдущими законодательными актами он вносит, его отличие в вопросе об установлении новых порядков и норм и место дан­ного закона в общей системе правовых установлений Советского государства.

Законодательные акты, как правило, имеют следующие ос­новные части: наадание, в котором указан вид законодательного акта, кем он издан и краткую, предельно обобщенную форму­лировку основного содержания его; преамбулу, или введение, в котором указаны причины его издания; 'Тгазта^жтТГ'даТшого за­конодательного акта. После мотивировочной части следует фор­мулировка новых правовых норм, положений или обязательств, затем приводятся статьи, устанавливающие порядок проведения этих правовых норм, и перечисляются государственные органы и учреждения, на которые возлагается их осуществление. В за­ключение в законодательном акте указываются законы и поста­новления, которые отменяются или признаются устаревшими, и, наконец, указывается порядок вступления в силу закона, а так­же дата принятия законодательного акта.

В постановлениях Советского правительства названия обыч­но содержат те же элементы, что и в законодательном акте. В начале постановления следует констатирующая часть, в кото­рой даются обстановка и причины издания постановления, в ряде случаев указываются законодательные акты, в исполнение которых принято данное постановление. Если постановление но­сит характер распоряжения, то констатирующей части может и не быть. После этого следуют статьи постановления, в котором указываются распоряжения'правительства, устанавливаются но­вые порядки в осуществлении правовых норм, а также ответ­ственные исполнители и порядок проверки исполнения. Обычно в постановлениях даются указания на те постановления и рас­поряжения правительства, которые отменяются, признаются устаревшими или поглощаются данным постановлением, а так­же на порядок вступления в силу постановления.

Все составные части законодательных источников тесно свя­заны друг с другом и должны изучаться в совокупности.

Следует отметить одну специфическую особенность советских законодательных источников, которая отличает их от законода­тельства буржуазных государств. В феодальных, буржуазных государствах законодатель стремится истинную классовую сущ­ность законодательства прикрыть видимостью надклассовое™ государства и его законов. Чтобы вскрыть классовый характер такого рода законодательных источников, необходимо произве­сти тщательный источниковедческий критический анализ зако­нодательных мероприятий, показать их смысл и значение как за­конов, принятых в интересах господствующих эксплуататорских классов.

Советские законодательные источники имеют ярко выражен­ный классовый характер. В них прямо указывается, что они направлены на защиту интересов трудящихся масс, против, эксплуататорских элементов. Законодательные источники на­правлены на обеспечение построения в стране социализма и после полной победы социализма — на дальнейшее развертыва­ние коммунистического строительства. Эта специфика совет­ского законодательства должна быть полностью раскрыта исто­риком.

В различные исторические периоды советским законодатель­ным актам и постановлениям правительства свойственны свои особенности и свои специфические задачи. Поэтому необходимо рассматривать конкретные проблемы их источниковедческого анализа в связи с изучением законодательных источников опре­деленных периодов. С этой целью можно выделить следующие- два основных периода: первый — период строительства социа­лизма до принятия Конституции СССР 1936 г., когда изме­нился и характер, и порядок принятия законодательных источ­ников, произошли существенные изменения и в самих законода-

п \

тельных источниках; второй — период победившего социализма от принятия Конституции СССР 1936 г., включая период пере­хода СССР к строительству коммунистического общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.