Значение законодательных актов и постановлений Советского правительства как исторических источников
Документы советских организаций освещают всестороннюю деятельность органов Советской власти как органов государственного управления и как массовых организаций трудящихся.
Сфера деятельности Советского государства значительно шире буржуазного, так как деятельность последнего направлена главным образом на охрану интересов эксплуататорских классов, а Советское государство осуществляет великие цели коммунистического строительства и охрану завоеваний трудящихся.
Советское государство сосредоточивает в своих руках не только административное управление, внешнюю политику и оборону страны. Оно также осуществляет управление всем хозяйственным и социально-культурным строительством: промышленностью, транспортом и связью, банками, финансами к кредитом, эксплуатацией национализированной земли и разработкой земных недр. Советское государство осуществляет в масштабе всей страны производство, учет и распределение продуктов производства всей промышленности и значительной части сельского хозяйства. Оно руководит всей системой народного образования, подготовкой кадров, здравоохранением, деятельностью всех научных учреждений, социально-бытовым строительством, культурными и зрелищными предприятиями, обеспечивает развитие всех областей культуры и искусства.
В то же время Советы в своей деятельности опираются на чрезвычайно широкие демократические основы как при их формировании, так и в осуществлении функций управления государством. Советы вовлекают в свою работу наиболее активные слои населения через различного рода секции, депутатские группы, комиссии и т. п.
Документы органов Советской власти можно разделить на две основные группы: первая — законодательные акты и постановления Советского правительства и вторая — документы высших, республиканских и местных советских организаций, отражающие повседневную работу Советов.
Особое значение среди документов органов Советской власти имеют законодательные акты и постановления исполнительных органов, поскольку они составляют правовую основу советского общества, регулируют и направляют всю повседневную работу советских и общественных организаций. Поэтому эти источники нормативного характера, представленные в значительном количестве, требуют специального изучения.
Законодательные акты являются общеобязательными правилами (нормами), издаваемыми высшими органами государственной власти. Высшие органы государственного управления издают свои постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов и осуществляют проверку их исполнения.
В. И. Ленин указывал, что закон есть «выражение воли классов, которые одержали победу и держат в своих руках государственную власть»[42]. «Закон, — писал В. И. Ленин, — есть мера политическая, есть политика»[43].
Являясь частью надстройки, законодательные акты, как и всякая надстройка, играют активную роль, помогая базису данной социально-экономической формации утверждаться, укрепляться и развиваться. Правильное понимание происхождения законодательных источников, их классовой сущности является исходным моментом в работе над данным видом исторических источников.
Законодательные источники Советского государства коренным образом отличны от законодательных источников капиталистических, феодальных и других государств. Основная цель законодательных источников советской эпохи — решать великие задачи строительства коммунизма. В них находят свое отражение выдающаяся роль Коммунистической партии как руководящей и направляющей силы советского общества, ленинская национальная политика дружбы и братства народов.
Особенностью советских законодательных источников является то, что они основаны на изучении объективных законов развития советского общества, действие которых Советская власть учитывает и использует в своей повседневной практической работе. Законодательные источники покоятся на строго научных основах. Большое познавательное значение законодательных актов и постановлений Советского правительства, их всеобъемлющий характер делают эти источники важнейшими по истории советского общества. Изучение законодательных источников требует применения определенных приемов и методов их. анализа, позволяющих наиболее полно и глубоко раскрыть их содержание.
Изучение законодательных актов и постановлений Советского правительства складывается из следующих основных элементов: 1) законодательной инициативы (в том числе из инициативного документа, который положил начало прохождению- данного источника), 2) процесса разработки законопроекта, 3) обсуждения законопроекта и 4) разработки окончательного проекта, его обсуждения высшими органами государственной власти, утверждения и опубликования.
Советские законодательные источники являются классической документацией в отношении порядка их разработки, прохождения и утверждения. Специфическая черта советских законодательных актов — широкая, подлинно демократическая основа разработки и обсуждения законопроектов и важнейших правительственных документов, особенно тех, которые затрагивают жизненные интересы как государства в целом, так и всего советского народа. Поэтому изучение законодательных источников без привлечения материалов, освещающих их происхождение, неполноценно и не может обеспечить их подлинно научный анализ.
В то же время важнейшие законодательные акты являются объектом специального исследования историков. Так, в течение многих лет изучаются такие законодательные акты, как основные законы республики — конституции. Типичным для имеющихся исследований о конституциях является широкое привлечение и тщательное исследование прежде всего материалов, касающихся происхождения конституций[44].
В фондах государственных архивов хранятся многочисленные документы, касающиеся разработки и прохождения законодательных актов и постановлений Советского правительства. Историк обязан произвести необходимые поиски их в архивных фондах для того, чтобы суметь раскрыть причины, которые повлекли соответствующие изменения в окончательном тексте законодательного источника.
Вся предыдущая работа необходима для того, чтобы глубоко и всесторонне изучить содержание самого законодательного акта. В конечном счете вся деятельность Советского государства проходила на основании их опубликованных текстов. Поэтому результатом всякой работы является тщательное изучение законодательного акта. Неправомерно было бы изучить законодательный акт только по архивному экземпляру, т. е. по подлиннику, хотя изучение его представляет большой интерес. Историк обязан привлекать к исследованию текст действовавшего закона, на основе которого происходила государственная работа. Таким текстом является публикация законодательного акта и постановления правительства в официальных государственных изданиях Официальные публикации законодательных актов и постановлений правительства принято считать подлинниками, и поэтому всю работу по их изучению можно проводить по этим публикациям. Более того, все ссылки должны производиться на их официальные публикации. Архивные подлинники законодательных актов и постановлений правительства могут привлекаться в случаях, когда обнаружены разночтения между архивным экземпляром и публикацией.
При изучении содержания законодательного акта необходимо установить его связь с предшествовавшим законодательством и с другими связанными с ним законодательными актами. Таким путем можно установить, что нового по сравнению с предыдущими законодательными актами он вносит, его отличие в вопросе об установлении новых порядков и норм и место данного закона в общей системе правовых установлений Советского государства.
Законодательные акты, как правило, имеют следующие основные части: наадание, в котором указан вид законодательного акта, кем он издан и краткую, предельно обобщенную формулировку основного содержания его; преамбулу, или введение, в котором указаны причины его издания; 'Тгазта^жтТГ'даТшого законодательного акта. После мотивировочной части следует формулировка новых правовых норм, положений или обязательств, затем приводятся статьи, устанавливающие порядок проведения этих правовых норм, и перечисляются государственные органы и учреждения, на которые возлагается их осуществление. В заключение в законодательном акте указываются законы и постановления, которые отменяются или признаются устаревшими, и, наконец, указывается порядок вступления в силу закона, а также дата принятия законодательного акта.
В постановлениях Советского правительства названия обычно содержат те же элементы, что и в законодательном акте. В начале постановления следует констатирующая часть, в которой даются обстановка и причины издания постановления, в ряде случаев указываются законодательные акты, в исполнение которых принято данное постановление. Если постановление носит характер распоряжения, то констатирующей части может и не быть. После этого следуют статьи постановления, в котором указываются распоряжения'правительства, устанавливаются новые порядки в осуществлении правовых норм, а также ответственные исполнители и порядок проверки исполнения. Обычно в постановлениях даются указания на те постановления и распоряжения правительства, которые отменяются, признаются устаревшими или поглощаются данным постановлением, а также на порядок вступления в силу постановления.
Все составные части законодательных источников тесно связаны друг с другом и должны изучаться в совокупности.
Следует отметить одну специфическую особенность советских законодательных источников, которая отличает их от законодательства буржуазных государств. В феодальных, буржуазных государствах законодатель стремится истинную классовую сущность законодательства прикрыть видимостью надклассовое™ государства и его законов. Чтобы вскрыть классовый характер такого рода законодательных источников, необходимо произвести тщательный источниковедческий критический анализ законодательных мероприятий, показать их смысл и значение как законов, принятых в интересах господствующих эксплуататорских классов.
Советские законодательные источники имеют ярко выраженный классовый характер. В них прямо указывается, что они направлены на защиту интересов трудящихся масс, против, эксплуататорских элементов. Законодательные источники направлены на обеспечение построения в стране социализма и после полной победы социализма — на дальнейшее развертывание коммунистического строительства. Эта специфика советского законодательства должна быть полностью раскрыта историком.
В различные исторические периоды советским законодательным актам и постановлениям правительства свойственны свои особенности и свои специфические задачи. Поэтому необходимо рассматривать конкретные проблемы их источниковедческого анализа в связи с изучением законодательных источников определенных периодов. С этой целью можно выделить следующие- два основных периода: первый — период строительства социализма до принятия Конституции СССР 1936 г., когда изменился и характер, и порядок принятия законодательных источников, произошли существенные изменения и в самих законода-
п \
тельных источниках; второй — период победившего социализма от принятия Конституции СССР 1936 г., включая период перехода СССР к строительству коммунистического общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|