Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 15 глава





го имущества и определенную часть прибыли, которую приносит использование арендованного имущества.

Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из

его составных частей в виде:

· определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

· установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества про- дукции или доходов;

· предоставления арендатором определенных услуг арендодателю;

· передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

· возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение качества арендо- ванного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание перечисленных видов

арендной платы или иные виды оплаты аренды.

Наиболее распространенный вид арендной платы — установление твердой суммы платежа, исчисленной исходя из стоимости всего арендуемого имущества или отдельно по каждой из его

составных частей. Платежи вносятся, как правило, периодически в определенные договором сро-



ки. При сдаче в аренду зданий и сооружений арендная плата обычно устанавливается на единицу площади исходя из фактического размера переданного объекта. Плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка.

Арендатор имеет право частично или полностью выкупить арендованное имущество, если

законодательными актами не предусмотрены определенные ограничения на этот счет.

Выкуп — это акт купли-продажи государственных предприятий в коллективную или инди-


 

 

видуальную собственность, и он является одним из основных направлений перехода к рынку. Ис- точниками средств для выкупа могут быть любые средства, имеющиеся у арендного предприятия.

Осуществление выкупа позволяет преобразовать арендное предприятие в коллективное

предприятие, кооператив, акционерное общество.

Споры по аренде и выкупу разрешаются государственным арбитражем или судом. Накопленный опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что аренда стимулиру-



ет увеличение сбыта продукции, способствует развитию предпринимательства, повышает эффек-

тивность экономики и ускоряет научно-технический прогресс.

 

Лизинг

Лизинг — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в

долгосрочную аренду (свыше одного года) физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на условиях, предусмотренных договором, с правом их последую- щего выкупа лизингополучателем (арендатором).

Объектами лизинга, как правило, являются транспортные средства, строительная техника,

различное производственное оборудование, механизмы, приборы, лицензии, ноу-хау, здания и со- оружения производственного назначения и т.д.

Сущность лизинга заключается в разделении понятия «собственность» на право владения и право использования. Собственником имущества на все время лизинговой сделки остается лизин-

годатель.

Значение лизинга состоит в том, что позволяет без привлечения больших финансовых средств обновлять основные фонды, приобретать современное оборудование. Лизинг открывает

путь к новейшим достижениям науки и техники, прогрессивным технологиям. В результате арен-

датор может немедленно приступить к выпуску конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке, или к оказанию услуг, а из выручки рассчитываться с лизинговой фирмой. В лизинговой сделке, как правило, участвуют три субъекта:

1) поставщик — предприятие-изготовитель, продавец имущества лизингодателю;



2) лизингодатель — собственник имущества, представляющий его в пользование на условиях лизинговой сделки;

3) лизингополучатель — пользователь имущества, им может быть любое лицо, решившее взять в лизинг какое-либо имущество.

Схема лизинговой сделки такова. Предприятие, испытывающее потребность, например, в производственном оборудовании, обращается с запросом в лизинговую компанию о возможности

получения этого оборудованиия в аренду.

Задача лизинговой компании состоит в том, чтобы приобретать оборудование, нужное кли- ентам, и сдавать его в аренду на заранее согласованный срок за определенную плату. По заверше-

нии аренды материальных ценностей арендующая фирма возвращает их лизинговой компании ли-

бо продлевает договор на последующий срок или приобретает имущество по остаточной стоимо- сти.

Лизинг имеет множество разновидностей и постоянно находится в развитии. По содержа- нию лизинговых сделок различают финансовый и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг — наиболее распространенный вид лизинговых отношений. Он пред- ставляет собой соглашение сторон на длительное время, обычно охватывающее средний срок

службы оборудования. В этом случае лизинговый договор предусматривает полную выплату ли- зингополучателем потребленной стоимости оборудования и переход к нему всех обязательств по

владению имуществом. Предметами таких отношений чаще всего являются дорогостоящие маши- ны и оборудование.

Оперативный лизинг заключается на более короткий, чем жизненный цикл продукта, срок. Лизингополучатель возвращает объект лизингодателю и может взять в аренду более современный

и производительный объект. Для лизингополучателя эта форма сотрудничества означает умень- шение налогооблагаемой базы, поскольку арендные платежи полностью относятся на себестои-

мость, а платежи по лизингу не облагаются НДС. За счет ускоренной амортизации общий период уплаты налога на имущество может быть сокращен. Предметом оперативного лизинга обычно яв-

ляется оборудование с высокими темпами морального старения.

По объектамсделок лизинг подразделяется:

· на лизинг движимого имущества (дорожного, воздушного и морского транспорта, вагонов, контейнеров, техники связи);


 

· лизинг недвижимого имущества (торговых и офисных зданий, производственных помещений, складов и т.д.). При лизинге недвижимости арендодатель строит или покупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет ее ему для использования в коммерческих и произ- водственных целях. Контракт заключается обычно на срок, меньший или равный амортизаци- онному периоду объекта; арендатор несет все риски, расходы и налоги во время действия кон- тракта.

По отношениюк арендуемому имуществуможно выделить:

· договор чистого лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого иму- щества берет на себя арендатор;

· договор полного лизинга, по которому арендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы, связанные с использованием объекта сделки.

Исходя из особенностей организации отношениймежду заемщиком и сдающим внаем

выделяются:

прямой лизинг, когда изготовитель или владелец имущества выступает в качестве лица, сдающего его в аренду;

косвенный лизинг, при котором сдача в аренду ведется через третье лицо.

По методу финансированияразличаются:

· срочный лизинг, при котором осуществляется одноразовая аренда;

· возобновляемый (револьверный) лизинг, при котором договор лизинга продолжается по ис- течении первого срока контракта.

Лизинг имеет противоречивую природу. Его иногда отождествляют с арендой. В этой связи целесообразно рассмотреть важнейшие характеристики лизинга и аренды, которые приведены в

табл. 8.1.


 

Важнейшие характеристики лизинга и аренды


Таблица 8.1.


Характеристика Лизинг Аренда
Передача объекта в пользование + +
Обязанности, связанные с приобретением оборудования Распределяются между ли- зингодателем и лизингопо- лучателем   Выполняет арендода- тель
Число участвующих юридических лиц Три Два
Номенклатура движимого и недвижимого имущества   Широкая   Узкая
Техобслуживание и капитальный ремонт оборудования Выполняет лизингополуча- тель (или лизинговая компа- ния в зависимости от дого- вора)     Выполняет арендатор
Ответственность за несвоевременное пре- доставление имущества, обнаруженные дефекты   Несет изготовитель оборудо- вания   Несет арендодатель
Риск случайной убыли, порчи   Несет лизингополучатель Несет арендодатель или арендатор в зависимо- сти от условий договора
Возможность приобретения оборудования Предусматривается Не предусматривается
Корректировка платежей Взносы зафиксированы, кор- ректировке не подлежат Ежемесячная плата мо- жет корректироваться
Зависимость суммы платежей От покупной цены на время совершения сделки, остаточ- ной стоимости, срока дого- вора и лизинговой ставки   От рыночной конъюнк- туры

Несмотря на наличие общих черт лизинга и договора аренды, лизинг является специфиче-

ским хозяйственным институтом. В отличие от аренды при лизинге существует практика получе- ния объекта но окончании срока действия договора в собственность лизингополучателя по заранее

согласованной покупной цене.


 

 

Нематериальные активы. Понятие и классификация нематериальных активов

Нематериальные активы представляют собой часть внеоборотных активов организации, не

имеющих материального выражения, используемых длительное время и приносящих доход.

По составу объекты нематериальных активов подразделяются на следующие группы:

· права на объекты интеллектуальной собственности;

· организационные расходы;

· деловая репутация организации.

К первой группе нематериальных активов относятся права:

· на принадлежащие программы для ЭВМ и базы данных, а также права, возникающие из за- ключенных авторских и иных договоров на использование программ ЭВМ и базы данных;

· возникающие из принадлежащих патентов на изобретения, промышленные образцы, селек- ционные достижения, из свидетельств на полезные модели или лицензионных договоров на

их использование;

· возникающие из принадлежащих свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

· принадлежащие топологии интегральных микросхем, а также права, возникающие из за- ключенных договоров на использование топологий интегральных микросхем.

Под организационными расходами понимаются затраты на создание юридического лица,

которые признаются вкладом участников (учредителей) в уставной (складочный) капитал органи- зации.

Деловая репутация охватывает широкий круг рыночных понятий о прибыльности и пре- стижности, выгодном месте расположения, деловых связях, опыте работы.

Ценность организации может быть определена в виде разницы между покупной ценой ор- ганизации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтер-

скому балансу всех ее активов и обязательств.

Не включаются в состав нематериальных активов интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от

своих носителей и не могут быть использованы без них.

Оценка и амортизация нематериальных активов.Поступление нематериальных активов в организацию происходит:

· путем приобретения за плату;

· путем создания в организации;

· внесением в счет вклада в уставной капитал;

· по договору дарения (безвозмездно);

· в обмен на другое имущество и как прочие поступления.

При постановке объектов нематериальных активов на бухгалтерский учет важное значение

имеет определение их первоначальной стой-мости. В этой связи Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) установлены различные способы определе- ния первоначальной стоимости нематериальных активов.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяет-

ся как сумма всех фактических расходов на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). В состав фактических расходов на приобретение нематериальных активов входят средства, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (про- давцу); регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогич- ные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правооб- ладателя; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов, и другие расходы по аналогии с основными средствами.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, опре-

деляется как сумма всех фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные мате- риальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполни- тельским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.) за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставной


 

 

(складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации. В качестве вклада в уставной капитал могут выступать такие нематериальные активы, как деловая репутация организации, например, в случае приобре- тения имущественного комплекса, а также организационные расходы. Вместе с тем для целей на- логообложения такие активы не признаются в качестве нематериальных.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по догово- ру дарения (безвозмездно), определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету.

Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в

течение установленного срока их полезного использования. Амортизационные отчисления начис- ляются одним

из следующих способов: линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости пропор- ционально объему продукции (работ).

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе, уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоймости нематериальных

активов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования это го объекта;

при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) амортизаци- онные отчисления начисляются исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в

отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости нематериального актива и предпола- гаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.

Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производит- ся исходя из срока действия патента, свидетельств и т.п. или исходя из ожидаемого срока исполь-

зования этого объекта, в течение которого организация может получать доход.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного исполь- зования, нормы износа устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности орга-

низации).

Различают следующие формы управления движением нематериальных активов: лицензиро- вание, франчайзинг, инжиниринг, эккаунтинг.

Лицензирование— это выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на пра-

во осуществления определенных операций, т.е. передача прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Основными субъектами такого рода отношений выступают лицензиар (обладатель каких-либо определенных прав) и лицензиат (лицо, которому такие права передаются на постоянной или временной основе). Лицензиар заключает соглашение с лицензиа- том, по которому последнему могут передаваться права на использование технологий производст- венного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета, ноу-хау и т.д. в обмен на гонорар или лицензионный платеж.

Лицензиар — это собственник, владелец изобретения, патента, технологического или тех-

нического новшества, выдающий (продающий) другому лицу (лицензиату) лицензию, предостав- ляющую право использования этих нововведений в установленных договором пределах.

Лицензиат — это лицо, приобретающее у собственника патентов, технических или техно- логических новшеств, изобретений за соответствующую плату право пользоваться этими нововве-

дениями в пределах, зафиксированных в лицензионном договоре.

Суть франчайзингазаключается в том, что крупная и респектабельная фирма — франчай- зер — предоставляет малому предприятию, начинающему бизнес, — франчайзи — право (фран-

шизу) в течение определенного времени и в определенном месте вести предпринимательскую дея-

тельность с использованием уже отработанной и оправдавшей себя технологии, ноу-хау, извест- ной и популярной торговой марки.

Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли и услуг, организации тор- говой и сбытовой сети, проведении рекламной кампании, берет на себя обязательства по поставке

оборудования, сырья и материалов, оказывает помощь в организации управления бизнесом, а в отдельных случаях — непосредственную финансовую (в форме кредитов) или косвенную (в виде

поручительств и гарантий) помощь. Все вопросы взаимоотношений франчайзера с франчайзи ого- вариваются в договоре.


 

 

Специфика предмета договора франчайзинга обусловливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензий, но и практической возможности пользоваться ими. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы и после- дующее оказание консультационных услуг.

Небольшое предприятие, используя помощь франчайзера, может в сравнительно короткие сроки начать свое дело, причем постоянная поддержка со стороны головного предприятия помога- ет успешно преодолеть трудности (особенно на начальном этапе функционирования). Помощь и поддержка со стороны франчайзера предоставляются за плату (роялти), которая может быть дос- таточно высокой.

Различают несколько типов и видов франчайзинга и франчайзин-говых структур. Основ-

ными типами франчайзинга являются товарный, производственный, деловой, дочерний и конвер- сионный.

Товарный франчайзинг представляет собой способ ведения бизнеса, при котором франчай- зи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой.

При производственном франчайзинге крупные компании могут выдавать лицензии другим компаниям или предприятиям на использование своего товарного знака или торговой марки при

изготовлении продукции, которая запатентована или производится с помощью патентованного процесса и (или) ноу-хау.

Деловой франчайзинг имеет много общих черт с товарным и является наиболее популяр- ным. В данном случае франчайзер продает лицензию на товарный знак и способ ведения рознич-

ной торговли товарами и (или) услугами, а также использование соответствующего ноу-хау.

Дочерний франчайзинг предполагает организацию независимого бизнеса под «патронатом»

франчайзера.

Конверсионный франчайзинг характеризуется тем, что продукция продается только опто- вым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга.

Основными видами франчайзинга являются индивидуальный и региональный (территори-

альный).

При индивидуальном франчайзинге, являющемся наиболее распространенным его видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид бизнеса.

При региональном франчайзинге создаются двух- и трехуровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе и имеющие единое головное предприятие (еди-

ного франчайзера).

Региональный франчайзинг подразделяется на следующие подвиды:

· франчайзинг с владением многими предприятиями — развивается из индивидуального франчайзинга. При этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на регио- нальное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе;

· субфранчайзинг — головное предприятие — имеет контракт с франчайзи, который одно- временно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений;

· развивающийся франчайзинг — отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчай- зи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствую- щим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методи- ческую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения.

Инжиниринг— это технико-экономические, правовые и прочие консультационные услуги по созданию предприятий, обоснованию внедрения новых видов оборудования и направлений хо- зяйственно-организационной деятельности. Он охватывает комплекс работ по проведению пред- варительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования бизнес-плана, ком- плекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции (услуг).

Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как повременная оплата специалистов, оп- лата фактических услуг и фиксированного вознаграждения, процент от стоимости строительства


 

 

или внедренческих мероприятий, оплата фактических услуг плюс процент прибыли от эксплуата- ции.

Эккаунтинг— это сфера предпринимательской деятельности, связанная со сбором, обра-

боткой, классификацией, анализом и оформлением различных видов информации (общей и фи- нансовой).

Общая информация — это местонахождение фирм, их телефоны (факсы, телексы, адреса в компьютерных сетях), биографические данные руководителей, структура компаний, их история,

сведения о филиалах, дочерних предприятиях, списки банков, ведущих дела с данными компа- ниями, отзывы о компании, публикации о ней в прессе и т.п.

Финансовая информация — это данные балансов предприятий, показатели устойчивости их финансового положения, размеры получаемых (предоставляемых) кредитов, информация по ис-

полнению платежей, данные об участии предприятий в судебных разбирательствах и арбитраже.

В туристской отрасли особое значение имеет туристско-потреби-телъекая информация —

названия турфирм и их партнеров, их телефоны, факсы, адреса, виды разрабатываемых и прода- ваемых туров, цены, объемы продаж, условия проживания, отзывы клиентов, публикации в печа- ти, рейтинги компаний и т.д.

Информация предоставляется эккаунтинговыми фирмами в виде бизнес-справок и отчетов

за определенное вознаграждение.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность аренды?

2. Каковы отличия лизинга от аренды?

3. Что такое финансовый лизинг?

4. Чем отличается оперативный лизинг от финансового?

5. Назовите преимущества лизинга для лизингополучателя.

6. Что входит в состав нематериальных активов?

7. Назовите формы управления движением нематериальных активов.


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.