ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 2 глава
С .................................................................................................................................................................................................................. 231
Т .................................................................................................................................................................................................................. 231
У .................................................................................................................................................................................................................. 232
Ф .................................................................................................................................................................................................................. 232
X .................................................................................................................................................................................................................. 233
Ц .................................................................................................................................................................................................................. 233
Э .................................................................................................................................................................................................................. 233
Ю ................................................................................................................................................................................................................. 233
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................................................................................................. 234
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений организация (предприятие) объективно становится ос- новным звеном экономики. Дело в том, что именно на этом уровне производится нужная обществу продукция, оказываются услуги. Здесь создаются рабочие места, обеспечивается занятость насе- ления, начисляется заработная плата. Здесь решаются вопросы эффективного использования ре- сурсов, применения техники и технологии.
Выплачивая федеральные и местные налоги, организации вносят вклад в формирование бюджетов различных уровней, в содержание государственных органов, в реализацию государст- венных программ, развитие образования, здравоохранения, культуры.
Обеспечение высокоэффективной работы организации (предприятия) требует глубоких
экономических знаний. В условиях рыночной, экономики успешной работы добивается лишь тот, кто наиболее грамотно определяет запросы рынка, создает и организует эффективное производст- во продукции, пользующейся спросом, обеспечивает прибыльную работу организации. Организо- вать такую работу сможет лишь специалист, хорошо владеющий вопросами экономики предпри- ятия. Помощь в изучении этой дисциплины и является назначением данного учебного пособия.
Изучив предлагаемый курс, студенты получат знания по основным вопросам деятельности
организации (предприятия) как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, таким как:
· основы функционирования организации (предприятия) и ее структура;
· материально-техническая база организации (предприятия) и показатели ее использования;
· трудовые ресурсы организации, производительность и оплата труда;
· себестоимость, цена, прибыль и рентабельность деятельности организации;
· планирование и основные показатели деятельности организации;
· внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия).
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) И ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Глава 1. Организация и ее отраслевые особенности
Отрасль в системе рыночной экономики
Экономикалюбой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отрас-
лей. Каждое государство в зависимости от своих национальных и исторических традиций, геогра- фических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает уникальный ком- плекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.
По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода об- щественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство,
грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание и прочие виды деятельно- сти сферы материального производства.
К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский
транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здраво- охранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и ис- кусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата орга- нов управления.
В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли. Отрасль — это совокуп- ность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, тех- нологии производства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих и удовле- творяемых потребностей.
Промышленность по российской статистике подразделяется на отрасли тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В состав тяжелой промышленности входят электроэнергетика, топ- ливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. К легкой промышленности отно- сятся текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая отрасли. К пищевой — пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная промышленность.
Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития об-
щественного разделения труда. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специа- лизации производства приводит к формированию новых отраслей. Одновременно со специализа- цией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных произ- водств и межотраслевых комплексов.
Межотраслевой комплекс — это интеграционная структура, характеризующаяся взаимо-
действием различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения про- дукта.
В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлурги- ческий, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агро-
промышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной эконо- мики.
По признаку разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые комплек- сы, территориально-производственные комплексы, межотраслевые научно-технические комплек-
сы.
По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производя-
щие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сель- ское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская дея- тельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее госу- дарственное управление и пр.
Преобразование административно-командной хозяйственной системы в рыночную эконо-
мику сопровождается сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства. Пре- жде всего такая смена диктуется необходимостью преодоления структурных перекосов, унаследо- ванных от прошлого. Прежняя структура народного хозяйства СССР характеризовалась высокой степенью огосударствления всех экономических процессов и монополизации производства, иска- женной структурой народно-хозяйственного комплекса с высокой долей добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при существенном отставании отрас- лей, работающих на потребительский рынок.
Всесторонняя структурная перестройка экономики России — отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная — является необходимым усло- вием успешного развития экономики.
Эффективной признается такая структура экономики, которая способна гарантировать ус-
тойчивый экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно- технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.
Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:
· развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рын- ках;
· создание условий для развития перспективных наукоемких производств;
· свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.
Решение проблем структурной перестройки облегчается наличием в стране уникальных природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала.
Однако пока позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, на- блюдаются негативные тенденции, и прежде всего в промышленности. Об этом свидетельствуют
данные табл. 1.1. От развития промышленности зависит в первую очередь состояние производст- венного и научно-технического потенциала, эффективность использования природных, матери-
альных и трудовых ресурсов.
Таблица 1.1
Структура производства продукции по основным отраслям промышленности1(в фактиче- ски действовавших ценах), %
Отрасль
| 1992 г.
| 1995 г.
| 1998 г.
| 2000 г.
| 2004 г.
| Вся промышленность
в том числе: электроэнергетика топливная промышленность
из нее:
нефтедобывающая нефтеобрабатывающая газовая
угольная
черная металлургия цветная металлургия
химическая и нефтехимическая промышленность машиностроение и металлообработка
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная промышленность
промышленность строительных материалов
легкая промышленность пищевая промышленность
|
9,7
13,7
6,1
4,4
1,1
2,0
8,0
5,3
8,3
22,4
6,0
5,7
5,6
11,4
|
12,5
16,6
7,5
5,0
1,5
2,5
9,3
6,6
8,1
18,2
5,2
4,9
2,5
12,1
|
12,9
17,6
8,3
5,2
1,6
2,4
9,3
7,0
8,0
18,4
4,7
4,0
1,8
12,4
|
10,9
15,7
7,3
4,6
1,5
2,3
10,2
7,0
9,2
19,8
5,1
3,9
2,2
11,9
|
10,7
21,7
14,7
3,1
2,4
1,5
11,8
7,3
5,9
18,9
3,9
3,1
1,1
12,5
| Как видно из таблицы, негативные тенденции выражаются в росте доли добывающих от- раслей и падении доли обрабатывающих. Это противоречит общемировой тенденции опережаю-
щего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно- энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний
рынок, вне пределов национальной экономики. Отечественная экономика все сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда в качестве поставщика топливных и сырье-
вых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий. В результате формируется сырьевая
1 Россия в цифрах, 2005. Российский статистический ежегодник. М., 2006. С.381
ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического по- тенциала.
Между тем страна имеет большие возможности в области высоких технологий, которых, по
скромным оценкам специалистов, насчитывается более 3 тыс. В случае успешной «раскрутки» этих технологий можно повысить долю России на мировом рынке наукоемкой технологии с ны- нешних 0,3% до 10—12%, а это только по экспорту дало бы до 140—180 млрд дол. в год1.
Усилия должны быть сконцентрированы в тех отраслях обрабатывающей промышленно- сти, которые имеют конкурентные преимущества, позволяющие создавать экономические струк- туры, способные завоевывать мировые рынки. В первую очередь это касается авиационной и аэ- рокосмической промышленности, ядерной энергетики, ряда отраслей приборостроения, а также сферы высоких технологий.
Понятие и классификация организаций
Термин «организация» происходит от французского слова organisation и означает устрой- ство, сочетание кого-либо или чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю
упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата.
Организацияпредставляет собой группу людей, деятельность которых сознательно коор- динируется для достижения общей цели или целей. Каждая организация имеет свое предназначе-
ние — миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Осущест-
вляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей — выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию или оказывает услуги, использует различные технологии, несет ответственность перед партнерами, потребителями, об- ществом в целом.
То есть под организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать трем обязательным условиям:
1. наличие не менее двух людей, которые считают себя членами этой группы;
2. наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. того конечного резуль- тата, к которому стремится данная организация);
3. члены группы намеренно работают вместе, чтобы достичь намеченных целей.
Из всего многообразия различных организаций особую роль в экономике страны играют предприятия, поскольку именно они создают необходимые обществу и потребителям товары и ус-
луги.
Предприятие— это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производ- ства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных по- требностей и получения прибыли.
Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отноше-
ниях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предпри- ятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие является самоорганизующимся и самовоспроизво- дящимся социально-производственным организмом, автономным центром производственных, хо- зяйственных и социальных решений.
Таким образом, предприятия — это обосоолепные экономические структуры, что обуслов- ливается товарным характером общественного производства. В силу своей обособленности пред- приятия самостоятельны:
· в производственной деятельности (решают, каких товаров и услуг сколько и как произво- дить);
· коммерческой деятельности (определяют, что и сколько продавать, покупать, распреде- лять);
· распределении произведенного продукта (сколько должно пойти на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).
Из вышеизложенного следует, что предприятие — это основное звено экономики. Эффек- тивная работа предприятий — важнейшее условие успешного развития экономики страны.
Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и
1 Экономист. 2001. №1. С. 13
экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей (завод, фаб- рика, предприятие торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания).
Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный ба-
ланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательст- вам, т.е. является юридическим лицом, Часто в хозяйственной практике используется понятие
«фирма». Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.
Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в рыночных условиях нет гарантии, что предприятие ее
получит. Прибыльность зависит от многих обстоятельств: правильного определения спроса поку- пателей на конкретные товары и услуги и ориентации предприятия на их производство; уровня
издержек производства, которые должны быть меньше доходов, полученных от продажи собст- венной продукции. Последнее, в свою очередь, зависит от производительности системы, НТП,
уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Получение максимальной прибыли требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, своей системы организа-
ции, своего маркетинга, своих форм хозяйствования.
Предприятия различны по условиям деятельности, целям и характеру функционирования.
Следовательно, все многообразие предприятий можно классифицировать по различным признакам. При этом следует отметить, что такая классификация носит условный характер, ибо один и тот же субъект хозяйствования может одновременно относиться к различным классифика- ционным группам.
Обычно организации классифицируются по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам собственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 50) организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в
качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в фор- ме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. К ним относятся общественные и религиозные организации, благотвори-
тельные и иные фонды, учреждения и др.
Все субъекты хозяйствования различаются по сфере деятельности.Выделяют предпри- ятия, действующие в сфере материального и нематериального производства. К сфере материаль-
ного производства относятся предприятия, занятые производством материальных благ (различных
товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли). Предприятия нематери- ального производства создают любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказывают нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здравоохранения и др.).
По отраслевой принадлежностисубъекты хозяйствования делятся на предприятия про-
мышленности (металлургические, химические, текстильные и т.п.), сельского хозяйства (животно- водческие, овощеводческие и т.д.), транспорта (автомобильные, железнодорожные, авиационные, речного и морского флота, трубопроводные), торговли (оптовые базы, розничные магазины), об- щественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.д. Все организации имеют свои специфиче- ские отраслевые особенности функционирования.
По виду и характеру деятельностиразличаются предприятия добывающие (нефте-, газо-,
угледобыча и др.), перерабатывающие (мясные, молочные, консервные, текстильные, кожевенные и др.), обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.) и т.д.
По формам собственностиразличают частные, государственные, муниципальные, коопе- ративные и иные предприятия.
По данным официальной статистики, российские предприятия распределяются по формам собственности следующим образом (на 1 января 2006 г.)1:
1 Россия в цифрах, 2005. Краткий статистический сборник Росстата. М., 2006. С. 167.
Всего предприятий, тыс.4767,3
В том числе по формам собственности, %:
государственная 3,4
муниципальная 5,3
общественныхорганизаций 5,3
частная 80,5
прочие формы (включая смешанную, собственность ино-
странных лиц, граждан и лиц без гражданства) 5,6
Из приведенных данных видно, что большинство предприятий в России (по их количеству) находится в частной собственности.
Одним из важнейших признаков классификации предприятий являются его размеры,опре- деляемые прежде всего численностью работников, иногда годовым оборотом капитала.
В соответствии с критерием численности работников выделяют:
· малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
· средние предприятия, или средний бизнес (от 101 до 500 человек);
· крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).
Однако есть и другие градации. Так, по нормам Европейского сообщества, которые распро-
странены (хотя с немалыми вариациями) в современном мире, крупными предприятиями считают- ся те, на которых число занятых составляет более 250 человек; средними — от 50 до 249 человек; малыми — от 10 до 49 человек; сверхмалыми — от 1 до 9 человек.
В нашей стране действует Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государст-
венной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Малое предпринима- тельство может иметь место только на частном предприятии или на предприятии, в уставном ка- питале которого доля государственной и муниципальной собственности не превышает 25%.
Согласно российскому закону, к малому предпринимательству относятся предприятия со
следующими показателями по числу работников:
· промышленность, строительство, транспорт — 100 человек;
· сельское хозяйство, научно-техническая сфера — 60 человек;
· оптовая торговля — 50 человек;
· розничная торговля и бытовое обслуживание — 30 человек;
· остальные отрасли и другие виды деятельности — 50 человек.
Следует подчеркнуть, что малые предприятия — это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в обществен-
ное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались как резуль-
тат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предпри- ятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды
производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные
производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а послед- ние — поставщиками больших.
Преимущества малого бизнеса заключаются в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры. Предприятия малого бизнеса оперативнее отражают изме-
нения потребительского спроса, существенно облегчают территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала. Многочисленность малых фирм создает возможности для широкого раз-
вития конкуренции. Стабильно работают те малые предприятия, которые функционируют эффек- тивно.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
· созданию новых рабочих мест;
· внедрению новых товаров и услуг, расширению их ассортимента;
· удовлетворению нужд крупных предприятий;
· обеспечению специализированными товарами и услугами.
Число малых предприятий по отраслям экономики характеризу ется следующими цифрами
(данные на конец 2004 г.)1:
Всего предприятий, тыс. 953,1
промышленность
| 13,4
| сельское хозяйство
| 2,0
| транспорт и связь
| 3,4
| строительство
| 12,7
| торговля и общественное питание
| 46,3
| наука и научное обслуживание
| 2,2
|
| В том числе по отраслям, % к итогу:
Приведенные данные свидетельствуют о том, что около половины малых предприятий Рос- сии заняты торговлей и общественным питанием, но их количество недостаточно в промышленно- сти, сельском хозяйстве, науке и научном обслуживании.
Численность работников малых предприятий составляет около 9 млн человек, или пример- но 12% всего занятого населения. На малых предприятиях в 2004 году было произведено 2273,9 млрд руб. продукции (работ, услуг)2.
Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике прак- тически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения.
Мировая статистика свидетельствует, что в среднем в разных странах малый бизнес дает до
50% национального продукта. В торговле на долю малого бизнеса приходится 65% частных ком- паний, в строительстве — 38%, в секторе бытовых услуг и досуга — 23%, в секторе деловых услуг
— 13%, на транспорте и в коммунальных услугах — 10%.
Из этого следует, что потенциальные возможности малого бизнеса для развития экономики России использованы пока далеко не полностью.
Механизм функционирования организации в условиях рыночной экономики
Механизм функционирования организации в условиях рынка обусловлен системой рыноч-
ных отношений. Основным требованием, которое предъявляет рынок к организации (предпри- ятию), — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск нужной обществу продукции (услуг), но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами ресурсов. Чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.
Исходя из этого каждое предприятие самостоятельно принимает решение, каким образом, сколько и каких производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.
В конечном итоге функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и
разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удер- жаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыски- вать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.
Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития произ-
водства, содержание и назначение которых довольно многообразно. Условно их можно разделить на три группы.
1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо,
рабочая сила, информация и т.п.), т.е. все то, без чего немыслимо производство продукции и ока- зание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.
2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического разви- тия предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации
и инвестиции и т.д.).
3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно- хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и
снабженческую деятельность).
1 Россия в цифрах, 200-1. Краткий статистический-сборник Роспата. М., 2005. С. 166-167.
2 Россия в цифрах, 2004. Краткий статистический сборник Росстата. М., 2005. С. 168-169.
Какой-либо строго очерченной-грани между этими группами нет. К примеру, большая часть средств производства является не только необходимым условием производства товаров и оказания услуг, но и определяет его технический уровень. Вместе с тем по степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.
Особо выделяется третья группа факторов. Ее возникновение непосредственно связано с рыночными отношениями, а реализация направлена:
· на обеспечение ритмичности производства путем снабжения его всеми необходимыми ре- сурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования рынка;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|