ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 9 глава
продукции. Использование системы JIT позволяет доставить материальные ресурсы или готовую продукцию в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше и не позже), что исключает излишние запасы как на производстве, так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы, использующие данную систе- му, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реак- ции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной про- граммы.
Существенную роль при применении концепции «точно в срок» играет спрос, определяю- щий дальнейшее движение сырья, материалов (компонентов), полуфабрикатов и готовой продук- ции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фир- мы, осуществляющей процесс, производства или сборки готовой продукции. Фирма старается вы- брать небольшое количество поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поста- вок, так как для предприятия, работающего по технологии JIT, любой сбой в поставках может на- рушить производственное расписание. В соответствии с этой концепцией поставщики становятся, по существу, партнерами по бизнесу производителей готовой продукции. Для эффективного ис- пользования технологии JIT компании должна работать с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой.
Эффективным методом транспортной логистики, позволяющим обслуживать несколько
торговых точек, является метод кольцевых маршрутов. Составление кольцевых маршрутов может осуществляться методом, известным как алгоритм Свира, или алгоритм дворника (работа стекло- очистителя). Суть алгоритма Свира заключается в том, что полярная ось, подобно щетке дворника, начинает постепенное движение в одном из направлений, «стирая» при этом с координатного ноля изображенные на нем магазины — потребителей товара. Как только сумма заказов от магазинов достигнет максимальной вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживае- мый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей. Следует отметить, что данный случай дает хорошие результаты в том случае, когда расстояние между узлами транс- портной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой. На кольцевые маршруты, кроме ограничений по вместимости, могут накладываться дополнительные требования, например ограничения по времени. Если окажется, что время движения по опреде- ленному кольцевому маршруту больше допустимого, необходимо этот сектор уменьшить, увели- чив соответственно соседний сектор. Необходимые уменьшения сектора выполняются и при на- личии других ограничений. Построение следующего сектора начинается лишь после того, как в настоящем секторе будет получен допустимый кольцевой маршрут. Формирование кольцевых маршрутов завершается при полном обороте «стирающего» луча.
Алгоритм Свира позволяет разделить всю обслуживаемую зону на несколько секторов. В
пределах каждого сектора составление кольцевого маршрута может осуществляться посредством решения различных оптимизационных задач, в том числе и задачи коммивояжера.
Информационная логистикарационализирует организацию движения информационных потоков. Информационная логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы
и обеспечивает функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения ин- формационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материаль-
ных, финансовых и других потоков, влияющих на производственный процесс. Основная цель —
обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте. Информационная логистика используется для обеспечения информацией всей организации
в целом исходя из логистических принципов.
Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса ин- форматизации.
Логистическая информационная система — интерактивная структура, включающая пер-
сонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и ана- лиза функционирования логистической системы.
Цели создания информационной системы:
· обеспечение выживаемости и дееспособности фирмы;
· обеспечение работников оперативной информацией, способствующей более эффективному
трудовому процессу;
· соблюдение адресности информации;
· устранение неразберихи в получении информации и в ее использовании;
· расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.
Основные принципы построения информационной системы:
· иерархичность (подчиненность задач и использования источников данных);
· принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);
· избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);
· конфиденциальность;
· адаптивность к изменяющимся запросам;
· согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показа- телей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод непра- вильной информации);
· открытость системы (для пополнения данных).
Непосредственно рабочим звеном информационной системы может быть автоматизирован- ное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управле-
ния организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общно- стью выполняемых информационных функций (процедур, операций).
Информационная функция — целенаправленный специализированный вид управленческой деятельности, генерируемый информаци- : онной системой и характеризующийся однородностью
действий с информацией любого вида.
Информационная сеть — совокупность компьютерно-программных средств и пользовате- лей информационных ресурсов, объединенных единым информационным каналом с целью эффек-
тивной обработки и передачи информационных потоков.
Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уров- нях. Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и элек- тронных документов (носителей). Информационные потоки в логистических Системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информаци- онные потоки имеют следующие характеристики:
· неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разно- родна);
· множественность подразделений — поставщиков информации;
· множественность подразделений — потребителей информации;
· сложность практической обозримости информационных маршрутов;
· множественность передач единиц документации по каждому маршруту;
· многовариантность оптимизации информационных потоков.
Передача и прием информационных потоков осуществляются с помощью документа, маг-
нитного носителя, устной речи и т.п. По виду носителя информации логистические информацион- ные потоки разделяются на бумажные, электронные, смешанные. Носитель информации — это любое материальное средство, фиксирующее информацию. В настоящее время для регистрации информации используются бумажные и электронные носители. Информационный поток может состоять из бумажных и электронных носителей, которые дублируют или дополняют друг друга.
Оперативно и качественно управлять информационным потоком можно посредством:
· переадресации информационного потока;
· ограничения скорости передачи до соответствующей скорости приема;
· уменьшения или увеличения объема информации на отдельных участках прохождения ин- формации;
· ограничения объема потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материаль-
ными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логисти-
ческих процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.
На уровне отдельного предприятия информационные системы подразделяются на три группы: плановые, диспозитивные (или диспетчерские), исполнительные (или оперативные).
Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач
могут быть следующие:
· создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
· управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными;
· планирование производства;
· общее управление запасами;
· управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
· детальное управление запасами (иногда складирование);
· распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
· отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или
оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, опреде- ляемом возможностями программного обеспечения. Это так называемый режим работы в реаль- ном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении гру- зов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообраз- ные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслужива- ния производства, управлением перемещениями и т.п.
В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследо-
ваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по этапам создания системы должен соблюдаться и при проекти- ровании логистических информационных систем.
Организация потоков информации предлагает выполнение следующих управленческих
процедур:
· определение источников и потребителей информации в соот-жтствии со специальными функциями и задачами управления;
· определение состава информации, периодичности ее циркуляции и форм представления;
· разработку документооборота;
· использование комплекса технических средств для организации потоков информации;
· установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.
Вторичной функцией подсистемы информационного обеспечения я нляется доведение до управленческого персонала научно-технической информации о новейших отечественных и зару-
бежных достижениях науки, техники, экономики, технологии производства, передовом отечест- венном и зарубежном опыте в области управления. Очевидно, что подсистема информационного
обеспечения для выполнения вышеперечисленных функций должна быть соответствующим обра- зом организована. Специфика деятельности подсистемы информационного обеспечения состоит в
том, что в процессе своей деятельности она должна иметь возможность оказывать воздействие на все функциональные подсистемы организации. Таким образом, сразу возникает вопрос, какое ме-
сто данная подсистема должна занимать в иерархии предприятия?
В настоящее время возможны три варианта организации подсистемы информационного обеспечения на предприятиях:
1. централизованный;
2. децентрализованный;
3. специализированный.
При централизованном способе организации вся деятельность по информационным техно- логиям сосредоточена в одном управлении (подразделении) и подчиняется непосредственно выс- шему руководству компании, ответственному за информационные системы и технологии. Пре- имуществом централизованного способа организации является высокая эффективность работы по
внедрению новых информационных систем и технологий. К недостаткам можно отнести высокие затраты на содержание аппарата управления.
При децентрализованном способе организации подсистемы информационного обеспечения
специалисты разных функциональных подразделений выполняют функции управления информа- ционными системами каждый в своем направлении. Преимуществом такого способа организации является высокий уровень специальных знаний менеджера по информационным системам, недос- татком — дублирование; однотипных задач и функций в разных подсистемах.
При специализированном способе организации отсутствует подразделение по информаци- онным системам (технологиям). При необходимости внедрения автоматизированной системы дан- ные организации обращаются в специализированные фирмы, выполняющие работы на договорной основе. Это характерно для небольших организаций, которые не могут иметь собственных спе- циалистов в области информационных технологий, занятых полный рабочий день, и прибегают к услугам консультантов. Преимуществом данного способа организации подсистемы информацион- ного обеспечения является высокийуро-вень научных и методических разработок, недостатком — сложность учета всех специфических особенностей объекта.
Выбор того или иного способа организации подсистемы информационного обеспечения на предприятии зависит от многих факторов, и прежде всего от размеров организации, системы управления, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств. Сле- дует лишь отметить, что подсистема информационного обеспечения в настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует к себе самого пристального внимания. Современные руководители понимают это, и любая даже самая маленькая организация имеет в своем составе информационные службы.
Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позво-
ляет значительно повысить скорость принятия и качество управленческих решений. Современное состояние логистики во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистиче- ских концепций (систем), таких как SDP, JIT, DDT и других была бы невозможна без использова- ния быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникацион- ных систем и информационно-программного обеспечения.
Широкое проникновение логистики в сферу управления производством в существенной
степени обязано компьютеризации управления материальными потоками. Компьютер стал повсе- дневным орудием труда для работников самых разнообразных специальностей, с ним научились обращаться, ему поверили. Программное обеспечение компьютеров позволяет на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность микропроцессорной техники дает возможность системного подхода к управлению материальными потоками, обеспе- чивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участ- никами логистического процесса.
Основные направления работ при реализации функций логистики па предприятии:
· определение технических средств для выполнения программного задания;
· определение требований к качественным характеристикам и необходимого объема финан- совых и трудовых ресурсов;
· определение базовых методов формирования программных заданий;
· выбор организационной формы осуществления программных заданий;
· составление сетевой модели выполнения этапов и работ;
· разработка системы критериев оценки и мотиваций действий;
· организация контроля, учета и оценки хода работ.
Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия
для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного базиса, соответствующего данному виду и объему производст- ва, а также прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает датчиками и измеритель- ными инструментами, которые контролируют объемы и сроки текущих процессов. Логистическая система предъявляет к своей вычислительной сети следующие требования:
· быстрый и надежный, предпочтительно автоматизированный сбор информации и данных о транспортных средствах и средствах производства;
· структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки приня-
тия решений, которая в каждый момент содержит оперативную информацию о производст- венных процессах по каждому участку предприятия.
В настоящее время между партнерами широко распространяются технологии безбумажного
обмена информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернету) синхронно с грузом пере- дается информация, содержащая по каждой отправляемой единице все необходимые характери- стики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие ре- шения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта. Возможен автоматический документообмен между производителями товаров и крупными магазинами (включая обмен на- кладными) и транспортными конторами при прямой отправке товаров от производителя к покупа- телю. С помощью технологии безбумажного обмена информацией покупатель может непосредст- венно оформить заказы на покупку. Электронный обмен данными — процесс, который позволяет наладить компьютерную связь между компаниями, заключить сделку с помощью глобальных и локальных вычислительных сетей, организующих взаимодействие между компьютерами различ- ных компаний. Чтобы реализовать эти возможности, компании создают стандартные протоколы обмена и заключают между собой договор.
Взаимодействие логистики с другими организационными процессами
Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, пре-
дусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовле- творения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо- сбытовых работах.
Особое значение концепции логистики для промышленного и тор-грвогр менеджмента обу- словлено тем, что в ней уделяется много внимания балансу и эффективности комплекса функций по снабжению, производству, распределению и реализации. Нарушение в одном комплексе функ- ций может расстроить работу всей производственно-хозяйственной системы.
Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами произ- водственной деятельности. Зачастую логистическая функция распределяется по различным служ- бам. Например, одно подразделение предприятия занимается закупками материалов, другое — со- держанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений за- частую могут не совпадать с требованиями рациональной организации совокупного материально- го потока, проходящего через предприятие.
Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным пото- ком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой поку- пателю готовой продукции.
Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия. Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит с маркетингом. По целям и ре-
шаемым задачам логистика и маркетинг представляют собой части единого процесса — удовле- творения потребности потребителей. Маркетинг и логистика представляют собой II лмостоятель-
ные направления производственно-хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Предприниматели могут использовать для управления предприятием концепции маркетин-
га и логистики независимо друг от друга. В то же время наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно. Одной из важнейших функций логи-
стики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в обеспечении производства сырьем, материалами и изде-
лиями высокого качества, но и в своевременном обеспечении по выгодным ценам логистическими услугами при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти тре-
бования, необходима активная маркетинговая деятельность.
Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффектив- ное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда
рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе
поставщика, отходят на второй план. Если проанализировать вышеизложенное, то станет ясно, что функции маркетинга не могут быть в полной мере и эффективно реализованы без участия служб
логистики.
Известно, что современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:
1. разработку и планирование ассортимента продукции;
2. управление информационными потоками;
3. организацию товародвижения и продаж;
4. рекламу и стимулирование сбыта.
В рамках первой комплексной функции маркетинг предопределяет предметную специализа- цию и ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее разви- тие логистической системы. В свою очередь, логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управление потоковыми процессами номенклатуры выпускаемой продук- ции, внося корректировки на ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику продуцента.
Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предва- рительной переработке материально-технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продук- ции потребителям.
Кроме того, возникают потребности в совершенно новых ресурсах. Недостаточно обосно-
ванное решение или изменение ассортимента при узкоцелевом маркетинговом подходе усложняет задачи, стоящие не только перед производством, но и перед логистикой, особенно в области управления запасами, заказами, транспортировкой и управлением информационными потоками в рамках системы информационного обеспечения. Все это негативно отражается на снижении сово- купных издержек.
Например, решение об изменении упаковочного материала, принятое под воздействием
маркетинговых предпосылок, но не учитывающее логистических требований, может значительно усложнить продвижение товара на рынок из-за отсутствия необходимого оборудования, позво- ляющего делать это качественно.
Вторая функция задает параметры логистической системе и маркетинговой стратегии. Ор- ганизация эффективного управления информационными потоками, создание современной систе-
мы информационного обеспечения являются важнейшей задачей логистики. Кроме того, в ком- плексе мотиваций потребителей значительную часть занимают условия доставки и связанные с
этим вопросы.
Третья функция связана с логистикой наиболее тесно.
Если не налажено приемлемое транспортно-экспедиционное обслуживание потребителей и торговых посредников, то все маркетинговые исследования и работа маркетологов по продвиже- нию на рынок товарной продукции, а также производственников по ее изготовлению могут быть напрасными. Ненадлежащее выполнение договорных обязательств по поставкам может повлечь разнообразные штрафные санкции.
Маркетинг помогает определить логистике рамки и параметры сервисного обслуживания,
проследить структуру и динамику мотиваций и потребностей потребителей, спрогнозировать раз- витие конъюнктуры и спроса и т.д.
Соблюдение логистических принципов на этапе реализации готовой продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третьей маркетинговой функции. Однако они быстро оку-
паются, принося хорошую прибыль, позволяют в целом значительно укрепить маркетинговые по- зиции предприятия на рынке и получить преимущества и конкурентной борьбе.
Четвертая функция также предполагает взаимодействие с логистикой.
Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение ком- плекса логистических услуг. Нет лучшей рекламы для производителя, нежели имидж ответствен-
ного и надежного поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.
Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единой областью функционального приложения, едиными конечными целями, но с различным инструментарием и предметом интересов.
Служба логистики на предприятии тесно связана с планированием производства.Это
обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, ком- плектующих частей определенного количества и качества. Соответственно служба логистики
предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (а следовательно, организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске про- дукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.
Логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых из- делий.Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую ин- формацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции. Существенной функцией службы логистики является дос- тавка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов па различных участках, созданию дополнительной на- грузки на производство.
Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организа- цию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оп- тимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением тоже является совместной за- дачей службы логистики предприятия и службы планирования производства.
Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, со- пряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью финансовой службы.Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов при- нимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Кроме то- го, совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затра- тами.
Вопросы для самопроверки
1. Как определяется современная логистика?
2. Охарактеризуйте макрологистическую и микрологистическую системы.
3. Перечислите основные функциональные области логистики.
4. Дайте характеристики систем JIT и KANBAN.
5. Назовите последовательность решаемых задач закупочной логистики.
6. Перечислите важнейшие функции распределительной логистики.
7. В чем заключается сущность транспортной логистики?
8. Дайте определение логистической информационной системы.
РАЗДЕЛ II. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ
(ПРЕДПРИЯТИЯ)
Глава 5. Основной капитал и его роль в производстве
Понятие и классификация основного капитала
Основной капитал — это денежная оценка основных фондов организации.
Основные фонды — это совокупность средств труда, функционирующих в неизменной на- туральной форме в течение длительного времени (обычно больше года) и переносящих свою
стоимость на готовый продукт частями, по мере износа. Не относятся к основным средствам и
учитываются в составе оборотных средств предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, а также предметы стоимостью не более стократного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использова- ния; при этом стоимость указанных предметов принимается в расчет на дату их приобретения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|