ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 8 глава
Транзитная форма поставки материалов позволяет значительно сократить время пребыва-
ния материальных потоков в сфере обращения, а также позволяет сократить издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочнр-разгрузочные операции, складское хранение. Приме- нение транзитной схемы снабжения целесообразно использовать для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не требует дополнительных ло- гистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.
Наиболее эффективной системой управления поставками является применение логистиче-
ской системы «точно в срок». Использование данной системы позволяет добиться больших успе- хов при неустойчивости рынка конечной продукции, а также при освоении новой продукции. Применение системы «точно в срок» предусматривает работу потребителей с гораздо более низ- ким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного снабжения. Вследствие этого по- вышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Для предприятий, использующих систему «точно в срок», характерны следую- щие особенности:
· стабильный выпуск продукции;
· частые поставки небольшими партиями;
· поставки на основе долгосрочных заказов;
· минимальный объем сопутствующей документации;
· объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от од- ной поставки к другой;
· отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;
· поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки.
Применение системы «точно в срок» позволяет достичь следующих результатов:
· сократить затраты на содержание запасов;
· уменьшить количество брака;
· уменьшить складские мощности.
Контроль за выполнением заказа.Важнейшей функцией в заготовительной логистике является контроль входных потоков — по ставок. Процесс контроля заключается в отслеживании
движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения за- каза, согласования условий поставки и завершая проверкой отгрузки и доставки заказанной про-
дукции.
Логистическая система контроля за выполнением заказа предусматривает прямой постоян- ный контакт между отправителем и получателем товара. При таком взаимодействии формируются
массивы информации о параметрах и структуре материальных потоков, о развитии деловых взаи-
моотношений с поставщиками. Необходимость координированного контроля за ходом выполне- ния поставок в условиях расширения хозяйственных связей, динамичности рынка и дальнейшей интеграции с производством привела к широкому применению компьютерных и информационных технологий. Сложность осуществления контроля за выполнением заказа обусловлена номенклату- рой, ассортиментом поставляемого товара. Чем шире ассортимент, тем больше времени будет уходить на проверку поставляемой партии товара.
В случае возникновения отклонения от планового хода процесса поставки соответствую- щая логистическая служба, осуществляющая контроль за выполнением заказа, принимает опера- тивные меры по розыску потерянных грузов, ускорению продвижения материальных потоков, оформлению претензий к виновным. Возникшие недопоставки, срывы поставок, нарушения сро- ков доставки могут быть компенсированы различными видами страхования и возмещения убытков со стороны поставщика, перевозчика. При обнаружении несоответствия входного материального
потока условиям договора поставки составляется двусторонний акт о выявленных нарушениях (по ассортименту, количеству, качеству и т.д.).
Для оценки результатов выполнения договорных обязательств по поставкам продукции
применяется комплексный показатель, определяемый как произведение трех частных показателей выполнения плана поставок: по срокам, ассортименту и качеству.
Производственная логистикакасается управления материальными потоками внутри предприятий, и основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия.
Основная задача производственной логистики — обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение
производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных
звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит назва- ние производственной логистики.
Непосредственное управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия произ- водится только с помощью инфраструктурных подразделений. Применение производственной ло-
гистики помогает интегрировать подразделения основного и инфраструктурного производствен- ных комплексов, так что они составляют единое целое, каждая часть которого по отдельности не
может функционировать самостоятельно. При создании единой структуры внутрипроизводствен- ной логистической системы должна быть обеспечена максималь-пая координация и интеграция
всех видов звеньев производственной структуры, участвующих в управлении основными, вспомо- гательными, материальными и связанными с ними потоками.
Производственные логистические подсистемы объединяют мате-рнальные потоки и задают ритм работы всем другим подсистемам. Они определяют потенциальные возможности адаптации
микрологистических систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производственные ло- гистические подсистемы позволяют смежным подсистемам самонастраиваться в соответствии с
текущими целевыми установками. Гибкость производственных логистических подсистем обеспе- чивается за счет гибкости производства и профессионализма обслуживающего персонала.
Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса произ-
водства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях. Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
· отказ от избыточных запасов;
· отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских опера- ций;
· отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
· устранение простоев оборудования;
· обязательное устранение брака;
· устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;
· превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
При управлении материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистиче-
ских систем используют два основных способа: толкающий и тянущий.
Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у
предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» по-
лучателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. На практике применяются различные варианты толкающих систем, из- вестные под названием «системы MRP», MRP (Material Requirement Planning) — это общеприня- тая на Западе идеология, технология и организация управления промышленными предприятиями. Системы MRP характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реа- лизовывать следующие и новные функции:
· обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;
· в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и дейст- вия различных служб предприятия — снабженческих, производственных, сбытовых.
Основным недостатком толкающих MRP систем является необходимость создания и под- держания значительных буферных запасов между производственными подразделениями и этапами
технологического цикла.
Тянущая система представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих произ- водственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определя- ется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производвенной технологической цепи.
Преимущества тянущей системы:
· отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материа- лов или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;
· замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;
· задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продук- ции по технологическому процессу;
· снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии об работки;
· выполнение заказов с высоким качеством;
· сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.
Следует отметить, что значительный вклад в развитие мировой логистической системы
внесла Япония, которая разработала и применила впервые в мире прогрессивную логистическую концепцию just in time — JIT (точно в срок) и внутрипроизводственную систему KANBAN. На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему KANBAN (в переводе с японского карточка), разработанную и реализованную фирмой Toyota (Япония). Система KANBAN не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как центральное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограниченно. Система KANBAN позволяет существенно снизить производственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый автомобиль у фирмы Toyota составляет 77 дол., в то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500 дол. Система KANBAN позволяет также ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции. Тянущие микрологистические системы типа KANBAN, устраняя излишние запасы, могут эффективно работать лишь при относительно коротких производственных циклах, точном прогнозировании спроса и некоторых других производственно-технологических условиях. Для исправления недостатков, присущих обеим системам, были предприняты, попытки их объедине- ния в едином планово-производственном и диспетчерском компьютерном комплексе. Организация производства по типу гибких производственных систем практически невозможна без применения логистических подходов в управлении материальными и информационными потоками. Тенденция создания гибких производственных (переналаживаемых) систем прогрессирует очень быстро, по- этому широкое распространение концепции логистики в сфере основного производства является перспективным и однозначным. Модульный принцип функционирования производственных и ло- гистических систем интегрирует две ведущие формы организации производственно- хозяйственной деятельности.
Рассмотрим управление логистической системой на предприятии.
Важнейшей интегрирующей системой логистики в сфере основного производства является
автоматизированная транспортно-складская система.
Быстрое развитие информационных технологий позволило автоматизировать управленче- ский процесс логистического менеджмента на предприятии за счет использования современного
программного обеспечения, который позволяет контролировать процесс, начиная от закупок мате-
риалов и заканчивая продажей готовой продукции. Непосредственно в производственном процес- се используются логистические системы управления, применяемые для каждого типа производст- ва.
Для предприятий первого типа (единичное производство изделий на заказ) — это разного
рода сетевые модели: методы PERT и «критического пути», а также стандарты управления MRP,
которые фактически включают в себя эти методы сетевых расчетов.
Для предприятий второго, третьего и четвертого типов (серийное производство) — это ме- тоды MRP. Такие предприятия — основная область применения данных стандартов. В России ши- рокое применение получили машино-комплектные системы.
Для предприятий пятого типа (массовое производство) — это методы just-in-time (JIT, KANBAN), а также используемые в России различные варианты отечественных комплектных сис- тем (новочеркасская, сутко-комплектная, Р-Г-система и т.д.). Могут работать также Методы MRP В ситуации, когда темпы сбыта продукции (а значит, и темпы производства) неустойчивы, что вполне типично для России, комплектные методы и JIT перестают работать, тогда MRP — един- твенная оптимальная альтернатива.
Для производств непрерывного типа нет общепризнанных методов управления, но в части
планирования и учета методы MRP вполне пригодны.
В логистической системе класса MRP должны быть четко выделены три базовых блока.
1. Формирование основного плана на основе заказов клиентов и прогноза спроса. Этот ор- ганизационно-алгоритмический процесс нключает процедуру быстрой проверки выполнимости плана по ресурсам, так называемое «приблизительное планирование мощности» — Rough Cut Ca- pacity Planning.
2. Планирование потребностей, т.е. составление плана-графика изготовления партий изде- лий собственного производства и плана-графика закупки материалов и комплектующих. При этом работают вполне определенные алгоритмы расчета размеров заказов и дат запуска заказов на ос- нове сетевых моделей. На этом этапе выполняется также расчет загрузки ресурсов или баланси- ровка плана-графика по ресурсам — процедура «планирование мощности» — Capacity Planning.
3. Оперативное управление. Процедуры проверки укомплектованности и запуска заказов,
управление ходом производства через механизмы производственных циклов, приоритетов, разме- ров заказов. Учет выполнения операций и заказов. Складской учет.
Системы класса MRP направлены на планирование деятельности служб сбыта, снабжения и производства как сквозной график взаимосвязанных заказов. Они должны включать средства
бюджетирования и развитую систему управленческого учета, содержать систему бухгалтерского учета или иметь интерфейс с такой системой, работающей как в российских, так и в западных
(GAAP, IAS) стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, они должны включать средства, позволяющие смоделировать весь ход производства при данном варианте основного плана, чтобы увидеть возможные будущие проблемы и узкие места. Наконец, системы класса MRP должны поддерживать методы just-in-time.
Логистическую систему just-in-time необходимо различать как метод управления и как
своеобразную философию управления. Использовать систему JIT как метод управления совсем просто. Данную систему нельзя воспринимать как компьютерную, так как система использует карточки с одним-двумя управляющими действиями. Любой грамотный специалист отдела про- граммирования может реализовать на фирме такую систему. Но для того чтобы она работала, не- обходимо понимание философии управления. Для этого требуется высочайшая организация и точнейшая синхронизация всех производственных процессов, включая операции с поставщиками и субподрядчиками. JIT как философия управления ориентирована на организацию бездефектного производства при минимуме издержек.
Использованию логистики в качестве практического инструмента бизнеса как в производ- стве, так и через дистрибутив товаров способствовала разработанная логистическая система DRP (Distribution Requirements Planning) — система управления распределением продукции. К числу важных функций DRP и ее расширенных модификаций стали относиться контроль за состоянием запасов, включая расчет точки заказа, организация перевозок, распределение, формирование свя- зей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса MRP.
Следующий шаг в развитии логистической системы был сделан японской фирмой Toyota, сформулировавшей новую философию управления качеством продукции — TQM (Total Quality Management) — всеобщего управления качеством, которая стала применяться различными фирма- ми мира, использующими стратегию постепенного наращивания объемов производства. Основа системы TQM — это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения ка- чества. Он основан на участии в решении этой задачи всего коллектива фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг). Долговременный успех достигается за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фир- мы, так и общества в целом. Философия управления в системе TQM утверждает, что нужды по- требителя и цели бизнеса неразделимы. Этот подход применим в равной мере ко всем элементам логистических систем.
Распределительная логистикарешает задачи реализации готовой продукции. Основной
задачей распределительной логистики является обеспечение рационализации процесса физическо- го продвижении продукции к потребителю и формирование системы эффективного кинетического сервиса.
Под распределительной логистикой понимается физическое, ощутимое, вещественное со- держание этого процесса. Главным направлением в распределительной логистике является рацио- нализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Распределитель- ная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой про- дукции в соответствии с интересами и требованиями потребителя. Важнейшие функции распреде- лительной логистики заключаются в следующем:
· планирование, организация и управление транспортно-переметающими процессами в логи- стической системе в послепроизводвенный период;
· управление товарными запасами;
· получение заказов на поставку продукции и его эффективная обработка;
· комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
· организация рациональной отгрузки;
· управление доставкой и контроль над выполнением транспорт-по-перемещающих операций в логистических цепях;
· планирование, организация и управление логистическим сервисом.
Принципиальные отличия распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи заключаются:
· в подчинении процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
· системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);
· системной взаимосвязи всех функций внутри самого распределения.
Учитывая специфику предприятия и поставленные цели, задачи решаются на уровне пред- приятия и на макроуровне.
На уровне предприятия в задачи логистики входит:
· планирование процесса реализации;
· организация получения и обработки заказов;
· организация сети складов;
· выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
· организация отгрузки продукции;
· организация доставки и контроль транспортирования;
· организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
· выбор схемы распределения материального потока;
· определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслужи- ваемой территории;
· определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на об- служиваемой территории.
Для решения задач по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за
всеми звеньями системы перемещения грузов.
Главным показателем успешной деятельности компании является полученная прибыль. Основные направления деятельности для увеличения прибыли:
· создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);-
· экономическое объединение производства и сбыта;
· выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса.
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материаль-
ным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реали- зации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решае- мые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе ка- налом распределения.
Логистический канал — это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потреби- телей. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкрет- ных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. По- сле этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредст- венной работы с потребителем является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее — ми выбор логистической цепи. Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осу-пи чтвляющих логистические операции по доведению внешнего ма- териального потока от одной логистической системы до другой.
На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями
между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо от ово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах гакне посредники имеются.
Товар может попасть напрямую к конечному потребителю. Первоначальная стоимость то- вара в данном случае будет наименьшей, так как посредники будут исключены из цепи и стои- мость товара возрастет лишь на расходы по доставке товаров.
Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соотнес ствующего учета затрат
позволяют выделить пять областей эффективности взаимодействия:
1. связь с поставщиками;
2. связь с потребителями;
3. единство технологических связей внутри одного подразделения;
4. связи между подразделениями внутри предприятия;
5. связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.
Транспортная логистикарешает вопросы управления материального потока на транс- портных участках. Транспортная логистика — перемещение требуемого количества товара в нуж-
ную точку, оптимальным маршрутом, за требуемое время и с наименьшими издержками. Транс-
портная логистика не имеет четких границ и может применяется при любых перевозках.
Транспорт — связующее звено между элементами логистических систем» осуществляющее передвижение материальных ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себе-
стоимости изго-ижления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до
момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляет так назы- ваемая «цена перехода», т.е. наценки каждого звена в цепи производитель — конечный покупа- тель. Наценка такого перехода может составлять 15—20%.
Движение материального потока от первичного источника сырыя до конечного потребле-
ния осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт, предна- значенный для общего пользования, и транспорт не общего пользования.
Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Данный вид транспорта часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-
нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт
(морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный. Транс- порт не общего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные сред-
ства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, являются, как правило, состав- ной частью каких-либо производственных систем. Транспорт является неотъемлемой частью про-
изводственных и торговых процессов. Поэтому транспортная составляющая участвует во множе- стве технологических процессов, выполняя задачи логистической системы. Вместе с тем сущест-
вует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная со- гласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой
связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.
К задачам транспортной логистики прежде всего относятся задачи, решение которых уси- ливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса, осуществляющего единую функцию управ- ления сквозным материальным потоком, создает возможность эффективно проектировать движе- ние материального потока, добиваясь заданных параметров на выходе.
При организации смешанной перевозки логистическая система предполагает:
· использование двух и более видов транспорта;
· наличие единого оператора процесса перевозки;
· единый транспортный документ;
· единую тарифную ставку фрахта;
· последовательно-центральную схему взаимодействия участников;
· единую и в результате высокую ответственность за груз.
При использовании транспортной логистической системы для предприятия обеспечивается
высокая вероятность выполнения «шести правил логистики» — нужный груз, в нужном месте, в нужное время, и необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами.
К основным задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономиче-
ских интересов, а также использование единых систем планирования.
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает ее согласованность пара- метров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта со-
гласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми
пакетами. Технологическая сопряженность предполагает применение единой технологии транс- портировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Совместное планирование коммерческой деятельности участников логистической системы означает разработку и применение единых планов-графиков. К задачам, решаемым транспортной
логистикой системы, относятся:
· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транс- портных цепей;
· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
· совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
· определение рационального маршрута доставки груза;
· выбор типа и вида транспортного средства.
Выбор оптимального вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логи- стики, такими как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и
др. На выбор транспортных средств будут влиять следующие факторы:
· характер груза (вес, объем, консистенция);
· количество отправляемых партий (используемый контейнер);
· срочность доставки груза заказчику;
· местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных харак- теристик;
· расстояние, на которое перевозится груз;
· ценность груза (страхование);
· близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;
· сохранность груза, невыполнение поставок.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит инфор- мация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильный, железнодорож-
ный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный). Определим основные пре- имущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.
Одной из самых известных и распространенных концепций транспортной логистики явля- ется концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT). Она основана на довольно простой логике по-
ставки продукции, в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с по- требностью в них, задаваемой временным и производственным расписанием выпуска готовой
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|