ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 3 глава
· снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной коммерческой работы;
· получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.
Это достигается путем проведения маркетинга товара. Различная роль факторов в произ- водстве товаров и развитии предприятия определяет специфику использования каждой группы
факторов.
Особенность ресурсного обеспечения состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90% имущества и денежных средств предприятия, а также переносит свою стоимость на го-
товый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая си-
ла). Отсюда вытекают и различные требования к их обеспечению. Например, основные фонды в силу своей большей стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в ра- боте, а предметы труда по своему количественному и качественному составу — быть достаточны- ми для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к уве- личению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.
Это только одна сторона вопроса, другая состоит в необходимости рационального исполь- зования наличных производственных ресурсов, что прежде всего требует рассмотрения содержа- ния таких экономических категорий, как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразова- ние в условиях рыночных отношений. Без них невозможно решение проблемы: что, сколько, как и в каком виде производить. Необходим постоянный контроль за складывающимся соотношением между доходами и затратами, связанными с изготовлением продукции и оказанием услуг. В част- ности, при принятии решения о том, сколько и какой продукции производить, большое значение имеет знание средних издержек производства на единицу продукции.
Однако этого недостаточно. Чтобы решить, до каких пределов следует увеличивать мас- штабы производства, необходимо знание предельных издержек (себестоимости). Дело в том, что с ростом масштабов производства, вызванным дополнительным приобретением средств производ- ства, себестоимость единицы продукции снижается. Но это снижение не может быть беспредель- ным, наступает момент, когда она начинает расти. Это и есть предельная себестоимость. Иными словами, надо формировать такие издержки, которые дают наилучший результат. На практике это означает получение наибольшей прибыли.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три ос-
новных источника получения прибыли:
1. монопольное положение предприятия по выпуску продукции;
2. производственная и коммерческая деятельность (подавляющее число предприятий). В данном случае величина прибыли зависит от правильной производственной направленности (вы- бора продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом); от степени конкурентоспособно- сти продукции (цены, сроков поставки, обслуживания и т.д.); от объемов выпускаемой продукции и, наконец, от структуры снижения издержек производства;
3. инновационная деятельность, т.е. внедрение новшеств во все элементы функциониро-
вания предприятия.
Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во многом зави- сят от совершенства управления и организации всех сторон деятельности предприятия. Само по
себе использование того или иного фактора вне связи с другими факторами еще не означает, что
будет обеспечено должное экономическое и техническое развитие предприятия. Нужна интегра- ция всех факторов. Эта функция принадлежит управлению производством в условиях рыночных
отношений. Требования к управлению условно можно выразить так: знает — может — хочет — успевает. При отсутствии хотя бы одного из элементов система рушится. Однако, чтобы выпол- нить эти требования, управление должно иметь собственную внутреннюю содержательную орга- низацию.
Характерными чертами рыночных отношений являются вовлечение в сферу их интересов
не только крупного бизнеса, но и огромного количества предпринимателей, частных собственни- ков, а также динамичность протекания хозяйственных процессов. Это и предопределяет необхо- димость изучения коммерческой и предпринимательской деятельности, особенностей ее проявле- ния в различных видах бизнеса и в организации малых предприятий.
В условиях рыночных отношений при наличии конкуренции и возникновении порой не- предсказуемых ситуаций деятельность предприятий невозможна без рисков.
Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и дру- гой деятельностью, и отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор
риска заставляет предприятие экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчет эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска
особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого ин- фляционными процессами, дорогими кредитами и т.п.
Риск — это вероятность того, что предприниматель понесет убытки или потери, если наме- ченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены
просчеты или ошибки при принятии управленческих решений.
В хозяйственной практике необходимо руководствоваться тремя основными принципами снижения риска:
1. не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
2. не забывать о последствиях риска;
3. не рисковать многим ради малого.
Жизненный цикл предприятия
Организация (предприятие), как субъект хозяйствования, в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или сана-
ция, банкротство, ликвидация (рис. 1.1).
Стадия зрелости (оптимального функционирования)
Новый подъем
Стадия роста, расширения
Создание органи- зации (предпри- ятия)
Стадия спада
Реорганизация, реструктуризация
Новый подъем Санация (оздо-
ровление)
Ликвидация организации (предприятия)
Рис. 1.1. Стадии жизненного цикла организации (предприятия)
Первая стадия — создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хо- зяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти.
На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение це-
лей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация произ- водства продукции (услуг) и управления предприятием.
На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование
его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.
Стадия зрелости, или оптимального функционирования, характеризуется успешной, высо-
коэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации произ- водства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой дея- тельности.
Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды,
быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.
Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизнен- ного цикла, то будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.
Однако существуют определенные условия, выполнение которых помогает сохранить нор- мальное функционирование предприятия и уменьшить риск банкротства:
· избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет успешно;
· разрабатывать и осуществлять качественные плацы по маркетингу с четкими целями;
· систематически делать обоснованные прогнозы по наличности;
· идти в ногу с потребностями рынка;
· своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять угрозу для предприятия.
Руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функциони-
ровании самого предприятия и связанных с ним организаций, так как это может быть первым сиг- налом надвигающейся беды.
Наименее жесткая альтернатива банкротству — реорганизация предприятия, цель которой
— оживить предприятие. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кри- зисной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и
преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие
юридические лица, меняется организационно-правовая форма предприятия.
Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия, которая включает систему мероприятий по улучшению управления на предприятиях, повышению эффективности
производства и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда, сни-
жению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
Реструктуризация должна способствовать оздоровлению экономики предприятия, восста- новлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости.
В том случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть
проведена санация (оздоровление) предприятия.
Санация — это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидации предприятия. Суть санации состоит в передаче (по решению суда) функций по управ-
лению делами фирмы государственному органу или совету кредиторов из числа уполномоченных
специалистов по делам о несостоятельности.
Применение процедуры санации создает реальные возможности для решения следующих
задач:
· обеспечение выживания предприятия;
· заключение мировой сделки между должниками и кредиторами;
· достижение лучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации.
Санация может осуществляться организационными и финансовыми методами. В первом случае проводятся изменения в административном аппарате предприятия, устраняются или со-
кращаются нерентабельные подразделения. Финансовые меры могут предусматривать выпуск но- вых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала, увеличение банковских кредитов
и предоставление бюджетных субсидий, уменьшение дивидендов (процентов) по акциям (облига-
циям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженности в дол- госрочную.
Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. В
соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-83 «О несостоятельности (банкрот- стве) предприятий» под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удов- летворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обес- печить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Основным признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей — предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение тре- бований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истече- нии указанного срока кредиторы предприятия-должника получают право на обращение в арбит- ражный суд с заявлением о признании предприятия несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявлением и сам должник.
Ликвидация предприятия, т.е. прекращение его деятельности, происходит по причине бан-
кротства по решению собственника имущества либо по решению суда.
При ликвидации субъекта хозяйствования в обязательном порядке создается ликвидацион- ная комиссия, публикуются в печати объявления о ликвидации, определяется предельный срок
предъявления претензий к субъекту хозяйствования. Ликвидационная комиссия определяет источ-
ники удовлетворения и очередности погашения всех обязательств. Выявляются остатки денежных средств на расчетном счете, в кассе, взыскивается дебиторская задолженность, определяются ак- тивы (материальные и нематериальные), подлежащие реализации. В первую очередь удовлетво- ряются претензии наемного персонала, затем удовлетворяются обязательства перед государствен- ными органами (налоговой инспекцией, внебюджетными органами и т.д.), в последнюю очередь удовлетворяются имущественные и денежные претензии кредиторов. Оставшиеся после ликвида- ции и удовлетворения имущественных претензий средства передаются собственникам субъекта хозяйствования и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином доку- менте.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите признаки отрасли.
2. Каковы основные направления структурной перестройки экономики России?
3. Назовите основные признаки организации.
4. Какие вопросы предприятие может решать самостоятельно?
5. По каким признакам классифицируются предприятия?
6. Назовите преимущества малых предприятий.
7. Из каких стадий состоит жизненный цикл предприятия?
8. Назовите условия, выполнение которых позволяет уменьшить риск банкротства.
9. В чем заключаются реорганизация и реструктуризация предприятия?
Глава 2. Предпринимательство и организационно-правовые формы организа- ций
Сущность и значение предпринимательской деятельности
Предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики и свойственно
работе организаций в условиях конкуренции. Что же представляет собой предпринимательская деятельность, в чем ее сущность?
В статье 2 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпри- нимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направлен-
ная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, вы- полнения работ или оказания услуг, зарегистрированная в этом качестве в установленном законом
порядке.
В этом определении следует отметить два важных момента. Во-первых, данная деятель- ность самостоятельна, т.е. никто не заставляет человека заниматься тем или иным делом. Он сам
выбирает сферу деятельности и один или с партнерами организует ее.
Во-вторых, эта деятельность осуществляется на свой риск. Иными словами, если она не приносит прибыли, то это является проблемой только самого предпринимателя. Поэтому к выбору и организации дела надо подходить ответственно. Поистине здесь надо семь раз отмерить, прежде чем решить, стоит ли браться за то или иное дело и вкладывать в него свои деньги.
И все же отмеченные моменты, несмотря на свою значимость, не в полной мере характери- зуют сущность предпринимательской деятельности, которая заключается в новаторстве, поиске новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкости действий, постоянной са- мообновляемости.
Еще в XIX в. В.И. Даль зафиксировал в словаре такое определение: «Предпринимать — за- тевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значи- тельного».
Позже известный экономист И. Шумпетер скажет, что «быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие». Обе эти цитаты характеризуют предпринимателя как человека, который пытается создать что-то новое и отличное от уже имею- щегося, человека поиска и реализации новых возможностей в целях разработки и распространения товаров, услуг, новых форм приложения капитала и способов обслуживания потребителей.
Следовательно, предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Этим оно отличается от обычного бизнеса, под которым понимается рутинная, повторяющаяся деятельность с целью получения прибыли.
Исходя из этого можно дать следующее определение: предпринимательство — это само-
стоятельная творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для созда- ния новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг), производств, организаций, осуще- ствляемая на свой риск в целях получения прибыли.
Представляется, что данное определение более полно характеризует предпринимательскую
деятельность, поскольку включает все три ее отличительные черты: экономическую свободу дея- тельности, наличие риска и, что особенно важно, творческий, новаторский характер.
Именно творческий, поисковый, инновационный характер предпринимательства, его наце- ленность на достижение принципиально новых результатов отличают этот тип экономического
поведения от репродуктивных (рутинных, шаблонных) типов экономической деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что значение предпринимательства для российской экономики особенно велико. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в об-
ласти производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а следовательно, новых
комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. Отсюда и особое значение предпринимателя как человека, обеспечивающе- го технико-технологические прорывы, а вместе с тем и развитие национальной экономики.
Народному хозяйству России предстоят крупнейшие не только социальные, но и технико-
технологические преобразования с целью преодоления явного отставания от развитых стран, обеспечения экономического роста и прогресса во всех отраслях экономики на основе модерниза- ции практически всех элементов производства, освоения нового стиля хозяйственного поведения, адекватного рыночной экономике.
Сделать все это без предпринимателя и предпринимательства, без новых подходов к реше-
нию стоящих задач просто немыслимо. Предпринимательство призвано сыграть огромную роль в подъеме и преобразовании экономики России. Отсюда вытекает неизбежность роста количества предпринимателей и необходимость всемерной поддержки со стороны государства развитию предпринимательства в России.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, кон- сультационную, коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами и др.
Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком
или коллективом (партнерами) с применением наемного труда или без него, с образованием юри- дического лица или без него.
Субъектами предпринимательства могут быть:
· граждане Российской Федерации и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
· граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, уста- новленных законом;
· объединения граждан (партнеры).
Статус предпринимателя приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения на-
емного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда — как предприятие.
Из этого следует, что предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:
1. самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущест- венную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность);
2. руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой соб-
ственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сто- рон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении
отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.
Виды предпринимательской деятельности
Предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое.
Каждый вид имеет свою специфику и, следовательно, свою технологию. Вместе с тем, будучи от- носительно самостоятельными, виды предпринимательской деятельности переплетаются и допол- няют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.
За производственным предпринимательством обычно следует торговое, ибо надо продать
или обменять произведенный товар. Производство и продажа товара связаны с финансовыми опе- рациями, требуют денежных средств, так что к производственному и коммерческому предприни- мательству тесно примыкает финансовое. Порой даже один предприниматель является одновре- менно и производственником, и коммерсантом, и финансистом.
Иногда как самостоятельный вид выделяют страховое предпринимательство.
Необходимо отметить, что из всех видов предпринимательства производственное является самым сложным и трудным, особенно в условиях современной российской действительности, по-
этому подавляющее большинство отечественных предпринимателей устремляется преиму-
щественно в коммерческое и торгово-посредническое русло. Однако по мере стабилизации поли- тической и экономической обстановки в обществе производственное предпринимательство долж- но занять достойное место, ибо оно является определяющим для развития экономики страны.
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на про-
изводство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание других ценностей, подлежащих последующей реализации. В эту категорию входят про- изводство промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительные работы, транспорт- ные перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.
Круг интересов производственного предпринимательства довольно разнообразен, и для его
реализации требуются финансовые и материальные ресурсы, порой довольно значительные. Стремление получить как можно большую прибыль при наименьшем риске предполагает следова- ние соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементом, или первой стадией этой технологии, является выбор основной области деятельности. Ее содержательная сторона опреде- ляется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Выбор вида деятель- ности предполагает проведение предварительного маркетинга, т.е. изучение вопросов, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, каковы величина, стабильность и тен- денции развития спроса на него, а также возможная продажная цена единицы товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.
Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что суть его составляют товар-
но-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иными словами, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности, здесь нет не- обходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др. Но очень важно сделать выбор — что покупать, что перепродавать и где. При решении этих вопросов прежде всего следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной, а спрос на предлагаемый товар достаточным для реализации его в намечаемом масштабе сделки. Но чтобы быть уверенным в выполнимости этих условий, предприниматель должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. выяснить, какие то- вары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, какова будет цена покупки и реализации.
Особым объектом коммерческого бизнеса являются экспортно-импортные операции, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой.
Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги
(акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит покупка и продажа денег и цен-ных бумаг по ценам, обеспечивающим получение прибыли.
С переходом крыночным отношениям рынок денег, валюты и ценных бумаг становится ре- альностью. Его участниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, ор-
ганизации и физические лица — предприниматели. Поскольку финансовое предпринимательство
— это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки
аналогична технологии коммерческой с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы.
Организационно-правовые формы организаций (предприятий)
Существующие и действующие в экономике страны предприятия достаточно разнообразны
по своему организационно-правовому устройству, масштабности, профилю деятельности. Однако при всем кажущемся многообразии видов они подразделяются на упорядоченные группы, для ко- торых выработаны вполне определенные нормы хозяйственного законодательства, регламенти- рующие их деятельность.
Предпринимательское право допускает существование целого спектра форм предприятий. Российское законодательство признает наряду с индивидуальным предпринимательством такие формы, как коммерческие организации в виде хозяйственных товариществ (полных и коммандит- ных), обществ (с ограниченной ответственностью, акционерных), производственных кооперати- вов, государственных и муниципальных предприятий.
Классификация организационно-правовых форм предприятий (юридических лиц) приведе-
на на рис. 2.1.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
Коммерческие организации
Некоммерческие организации
Хозяйственные товарищества и общества
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Производствен- ные кооперати- вы (артели)
Потребительские кооперативы (союзы и товарищества)
Общественные и
Хозяйственные товарищества
Полное товарищества
Товарищество на вере
Хозяйственные общества
На праве хозяйст- венного введения
На праве оператив- ного управления (федеральное казен- ное предприятие)
Открытые
религиозные организации
Учреждения Фонды
Объединения юри- дических лиц (ассо- циации, союзы)
Общества с ограниченной ответственностью
Закрытые
Общества с дополнительной ответственностью
Рис. 2.1. Организационно-правовые формы организаций (юридических лиц)
Хозяйственные товарищества (XT).Предпринимательская деятельность в своей индиви- дуальной форме обладает весьма ограниченными возможностями, распространяясь в основном на малый бизнес. Для более крупного предпринимательства приходится соединять усилия несколь- ких лиц, переходя к коллективному предпринимательству. Объединение участников предприни- мательской деятельности, партнеров для совместного бизнеса называют товариществом. Участие
партнеров в товариществе принято скреплять письменным соглашением, или договором. В целях более тесного и прочного союза товарищество оформляется как предприятие. Товарищество по- зволяет соединить не только усилия, но и капиталы его участников.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) рассматривает хозяйственные това- рищества как одну из основных форм создания юридических лиц, являющихся коммерческими ор- ганизациями. К коммерческим Гражданский кодекс относит организации, преследующие извлече- ние прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Лица, которые создают хозяйственное товарищество, именуются его учредителями. Каж- дый из них вносит определенный вклад в товарищество и становится его участником. Первона- чальный вклад называют уставным, или складочным, капиталом.
Участники хозяйственных товариществ вправе участвовать в управлении делами, получать
информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его документацией, принимать участие в распределении прибыли, получать при ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или денежный эквивалент стоимости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|