Сделай Сам Свою Работу на 5

Периодическая печать Российской Федерации

Врезультате разрушения СССР и прекращения деятельности КПСС система партийно-советской печати была ликвидирована. Большинство ранее выходивших газет и журналов конституирова­лись как издания журналистских коллективов, которые деклари­ровали свою самостоятельность и независимость, прежде всего, от государства.

В условиях снижения жизненного уровня населения, повыше­ния цен на печатную продукцию и особенно на ее доставку тира­жи газет и журналов значительно уменьшились.

В 1989 г. в СССР издавалось 8800 газет (общим тиражом 230 млн экз.) и 1629 журналов (общим тиражом 220 млн экз.). Спустя 12 лет в РФ было зарегистрировано 33,5 тыс. печатных средств массовой информации (СМИ), в том числе более 20 тыс.

1 5 Голиков


газет и около 11 тыс. журналов. Разовый подписной тираж перио­дики РФ, начиная с середины 90-х гг. XX в. колеблется в пределах 30 — 33 млн экземпляров. Следует иметь в виду, что в современной России значительная часть периодических изданий приобретается в розницу; кроме того, в крупных городах бесплатно распростра­няются рекламные и рекламно-информационные газеты, изда­ния районных управ, окружных префектур и т.п. муниципальных образований. Этим, в частности, объясняется «статистический па­радокс»: перенасыщенные прессой Москва и Санкт-Петербург по данным о количестве подписчиков на тысячу жителей занимают среди субъектов РФ соответственно 60 и 78 места.

В среднем в 90-е гг. XX в. тиражи общероссийских газет умень­шились в 11 раз, журналов — в 8 раз. Если в 1990 г. отечественный читатель выписывал 1825 газет и журналов (из расчета на тысячу человек), то в 1997 г. — всего 206 экз. С 1990 по 2006 г. тираж популярнейшего еженедельника «Аргументы и факты» сократил­ся с 33 млн экз. до 3 млн; тираж наиболее массового ежедневного издания — газеты «Труд» — с 22 млн экз. до менее чем 1 млн экз.; тираж ежемесячного литературно-художественного и обществен­но-политического «толстого» журнала «Новый мир» — с 2,6 млн экз. до 8 тыс. экз.

Единая информационная политика, проводившаяся в СССР, предопределила количественное преобладание суммарного тира­жа центральных изданий по отношению к местным. В постсовет­ской России произошли кардинальные изменения в структуре пе­чати. В конце 1997 г. соотношение местной и центральной печати было 2 к 1.



На исходе XX в. только 5 издававшихся в Москве газет, кото­рые в каждом из 12 территориально-экономических регионов РФ имели более 1 % от общего количества читателей, могли претен­довать на статус общероссийских изданий. Это еженедельник «Ар­гументы и факты» и ежедневные газеты «Комсомольская правда», «Труд», «Известия» и «Советская Россия»1. Главенствующее поло­жение в системе СМИ, которое пресса занимала в СССР, в пост­советской России принадлежит телевидению и радио. Для боль­шей части населения они стали основным и нередко единствен­ным источником международной, общегосударственной и даже региональной информации. По данным Госкомстата РФ, свыше 98 % населения страны имеют возможность принимать как мини­мум один телевизионный канал, свыше 96 % — как минимум одну радиостанцию.

В то же время, фиксируя многоаспектную информацию о дей­ствительности и обеспечивая высокую степень ее сохранности в

1 См.: В поисках своего лица: общероссийская пресса на рынке информации. — М., 1998.-С. 5.


течение длительного времени, современная отечественная перио­дическая печать в полной мере сохраняет свое значение как исто­рический источник. Увеличение количества издающихся одновре­менно газет и журналов, преобладание в них региональной и ме­стной проблематики, узкотематическая направленность многих печатных СМИ, безусловно, усложняют работу исследователя. Но подобного рода трудности, как свидетельствует опыт историков, вполне преодолимы.

Отсутствие единой общегосударственной политики и фи­нансовые затруднения породили тенденцию к объединению га­зет и журналов в различные группы на основе финансового под­чинения определенному издателю. Организационной формой по­добных объединений стали издательские дома и медиахолдинги. Так, издательский дом «Аргументы и факты» кроме одноимен­ного еженедельника (с региональными вкладками-приложения­ми) выпускает общероссийские газеты и журналы, рассчитан­ные на различные возрастные и социальные категории читате­лей.

ООО «Издательский дом Родионова» участвует в реализации журнальных проектов, в том числе международных. Его марка зна­чится на еженедельниках «Профиль» (с постоянной подборкой материалов, опубликованных в немецком иллюстрированном жур­нале «Spiegel»), «Businessweek», «Компания», ежемесячных жур­налах «Домовой», «Крестьянка», «Карьера», «Наша усадьба», «Она», «XXL», «Только ты», «Пятнашки», выходящих один раз в два месяца «L' Optimum» и «Moulin Rouge».

Первым по времени возникновения (1993—1994) медиахол-дингом, т.е. акционерной компанией, использующей свой ка­питал для приобретения контрольных пакетов акций других ком­паний, стала корпорация «Мост-медиа». Она объединила из­дательский дом «Семь дней» (газеты «Сегодня», «Семь дней», журнал «Итоги»), телевизионный холдинг «НТВ-холдинг» и ра­диостанцию «Эхо Москвы». Состав медиахолдингов непостоянен. Созданный в 1998 г. холдинг «Газпром-медиа» в XXI в. значи­тельно укрепил свою позицию, включив в состав подконтроль­ных СМИ наряду с региональными печатными изданиями и ме­стными телерадиоканалами федеральный канал «НТВ», влия­тельную радиостанцию «Эхо Москвы» и престижную газету «Из­вестия».

Примером регионального медиахолдинга является ЗАО «Мет-рополис». Ему принадлежат газеты «Московская правда», «Вечер­няя Москва», «Россия», «Литературная газета», «Куранты», «Мет­ро», «Центр-плюс», «Тверская 13»; рекламное агентство «Макси­ма»; информационные агентства «ИМА-Пресс» и «Постер-пабли­сити»; общероссийский телевизионный канал «ТВ-Центр», ка­бельный московский канал «ТВ-Центр Столица», студии кабель-


ного телевидения административных округов Москвы. Финансо­вое обеспечение деятельности этого медиахолдинга осуществляет акционерная финансовая корпорация «Система», владеющая па­кетами акций ряда предприятий и фирм (ЗАО «Интурист», веще­вые рынки, автозаправочные станции, фирма «Детский мир», завод электроники в г. Зеленограде и т.д., и т.п.). Активы этой корпорации, по сведениям «Новой газеты» (12 октября 1998 г.), оцениваются в 2,8 млрд долларов США, собственные капиталы — в 1,4 млрд долларов.

На протяжении всего постсоветского периода статус офици­ального государственного органа печати сохраняет «Российская газета». Правительству пока не удалось создать постоянных офи­циозов. Поэтому в каждом конкретном случае власть должна за­ботиться об информационной поддержке влиятельных СМИ. В условиях, когда большая часть прессы не самоокупаема, госу­дарство сохраняет рычаг финансового воздействия, определяя сумму дотации для конкретной газеты или конкретного журна­ла.

Так, в 1994 г. четыре издания, учрежденные правительством РФ и администрацией Президента РФ («Российская газета», «Рос­сийские вести», журналы «Родина» и «Российская Федерация»), получили из государственного бюджета без малого 40 млрд руб­лей субсидий. Это более чем в три раза превысило сумму, выде­ленную на поддержку 20 ведущих общероссийских газет. Сумма субсидии может служить своего рода шкалой оценки властью степени ее поддержки «независимыми» изданиями. Так, «Труд» получил 5 млрд 354 млн руб., «Комсомольская правда» — 3 млрд 99 млн руб., а «Советской России» были выделены только 40 млн руб. В 2001 г. бюджетные дотации, распределенные руко­водством соответствующих регионов, получили две трети рай­онных и городских газет.

В XXI в. как минимум 40 % действующих в России СМИ суще­ствуют только благодаря прямым или косвенным субсидиям и всего 10 % прессы имеют относительную экономическую самостоятель­ность. Издававшийся Союзом писателей СССР литературно-худо­жественный и общественно-политический журнал «Звезда», имев­ший в 1979 г. тираж свыше 100 тыс. экз., в 2006 г. печатается тира­жом 3600 экз. Его учредитель — ЗАО «Журнал Звезда», добавив в подзаголовке слово «независимый», сообщает в каждом номере, что 500 экз. напечатаны при финансовой поддержке Министер­ства культуры и массовых коммуникаций РФ, и еще 270 экз. — за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Оппозиционными изданиями принято считать газеты «Прав­да», «Советская Россия» и «Завтра» (в 1991 —1993 гг. выходила под названием «День»). Источники финансирования этих газет не огла­шаются .



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.