Тема 15. Криминологическая характеристика и профилактика
Преступлений, совершаемых по неосторожности
Теоретические вопросы занятия
1. Понятие и структура неосторожной преступности.
2. Личность преступников, совершающих преступления по неосторожности.
3. Причины и условия неосторожной преступности в современной России. Факторы, продуцирующие рост количества техногенных катастроф.
4. Предупреждение преступлений на транспорте, профилактика бытовой преступной неосторожности.
Методические рекомендации для СРС
1. При изучении данной темы следует исходить из сопоставления юридической и социологической оценок неосторожной преступности, имея в виду, что хотя неосторожность признается менее тяжкой формой уголовно-правовой вины, чем умысел, объективная опасность и вред, причиняемый неосторожными преступлениями, не ниже, а в ряде случаев и выше, чем от умышленных преступлений. Оценка неосторожной преступности должна даваться с учетом требований к безопасности в условиях научно-технической революции, технизации и машинизации всех сфер жизни, угрозы экологической катастрофы. Анализируя статистические показатели неосторожной преступности, следует выделить основные виды неосторожных преступлений и сферы, в которых они совершаются.
2. Изучая особенности криминологической характеристики лиц, совершающих неосторожные преступления, студенты должны определить нравственно-психологические черты, социальные роли и статусы, с которыми связано неосторожное поведение.
3. При рассмотрении детерминант неосторожной преступности важно разграничить объективные и субъективные обстоятельства, поскольку это существенно для организации профилактики неосторожных преступлений. Важно также разобраться в особенностях психологического механизма совершения неосторожного преступления, надлежаще оценить роль и взаимодействие в этом механизме личности и ситуации.
4. В вопросе предупреждения неосторожной преступности важно выделить профилактические меры, непосредственно осуществляемые соответствующими служащими и подразделениями органов внутренних дел, и случаи, когда органы внутренних дел выступают инициаторами принятия необходимых профилактических мер, осуществляемых иными субъектами.
Тематика докладов:
1. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий.
2. Предупреждение преступлений на транспорте.
3. Криминологический анализ источника повышенной опасности.
4. Неосторожные политические преступления.
Основная литература:
Антонян Ю.М. Криминология : учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. – 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2014. - 523 с.
Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. ‒ 799 с.
Криминология : учеб. пособие / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2012. ‒ 489 с.
Криминология : учеб. пособие для бакалавров / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова; МГУ. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2013. ‒ 489 с.
Лунеев В. В. Криминология : учебник для бакалавров / В. В. Лунеев. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 686 с.
Дополнительная литература:
Антонян Ю.М. Проблемы неосторожной преступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 1. С. 4-9.
Ефимова Е.О. Социально-демографические особенности личности неосторожного преступника, виновного в дорожно-транспортном преступлении // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2013. № 1. С. 078-083.
Зыков Д.А., Шеслер А.В. Причины и условия неосторожной преступности // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 2. С. 88-91.
Зыков Д.А., Шеслер А.В. Профилактика неосторожной преступности // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 4. С. 76-78.
Филиппенков В.М. Криминологические и виктимологические аспекты преступлений, совершаемых по неосторожности // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2011. № 4. С. 45-57.
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО при преподавании учебной дисциплины «Криминология» предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа составляют не более 40 % аудиторных занятий.
Аудиторные занятия по учебной дисциплине «Криминология» проводятся в форме лекций и практических занятий. Занятия лекционного типа обеспечены электронными презентациями с использованием компьютерной программы Microsoft Power Point. Отдельные занятия по данной учебной дисциплине проводятся в форме деловых (ролевых) игр, разбора проблемных ситуаций, творческих заданий, решения задач, просмотра и обсуждения видеофильмов, ресурсов интернет.
Образовательные технологии
(очная форма обучения)
Семестр
| Вид занятия
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество часов
|
| Лекция на тему «Понятие криминологии, ее предмет и история развития»
| Лекция с элементами дискуссии на тему «Криминология ‒ это социология или юриспруденция», разбор ситуаций на практических примерах
| 0,5
| Лекция на тему «Преступность: ее основные показатели и характеристики»
| Лекция с элементами дискуссии на тему «Что такое преступность?»
| 0,5
| Лекция на тему «Личность преступника и жертвы»
| Лекция с элементами дискуссии на тему «Роль жертвы в механизме преступления»
| 0,5
| Лекция на тему «Детерминанты преступности»
| Лекция с элементами дискуссии на тему «Почему совершаются преступления?»
| 0,5
| Лекция на тему «Предупреждение преступности и профилактика преступлений»
| Лекция с элементами дискуссии на тему «Предупреждение или профилактика»
| 0,5
| Лекция на тему «Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности»
| Лекция с элементами дискуссии на тему «Криминальное насилие», обсуждение учебного видеофильма
| 0,5
| Лекция на тему «Криминологическая характеристика и профилактика корыстной преступности»
| Лекция с элементами дискуссии на тему «Сущность и проявления корысти»
| 0,5
| | Практическое занятие
по теме 1
| Направляемая дискуссия по поставленным вопросам
|
| Практическое занятие
по теме 2
| Решение задач, ролевая игра
|
| Практическое занятие
по теме 3
| Решение задач, ролевая игра, разбор видеофрагментов
|
| Практическое занятие
по теме 4
| Решение задач в группах
|
| Практическое занятие
по теме 5
| Решение задач
|
| Практическое занятие
по теме 6
| Решение задач
|
| Практическое занятие
по теме 7
| Решение задач
|
| Практическое занятие
по теме 8
| Решение задач
|
| Практическое занятие
по теме 11
| Решение творческих заданий
|
| Практическое занятие
по теме 12
| Ролевая игра
|
| Практическое занятие
по теме 13
| Деловая игра
|
| Итого:
| 25,5
|
Образовательные технологии
(заочная форма обучения)
Семестр
| Вид занятия
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество часов
|
| Лекция на тему «Понятие криминологии, ее предмет и история развития»
| Лекция с элементами дискуссии на тему «Криминология ‒ это социология или юриспруденция», разбор ситуаций на практических примерах
| 0,5
|
| Практическое занятие по теме 4
| Решение задач в группах
|
| Практическое занятие по теме 7
| Решение задач
|
| Итого:
| 2,5
|
Оценочные средства для текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое
обеспечение самостоятельной работы студентов
Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие криминологии. Ее предмет. Место криминологии среди других наук и отраслей права.
2. Методы, методология и задачи криминологической науки.
3. История развития криминологии в России в дореволюционный период.
4. Развитие криминологии в период советского государства (1917–1990-е гг.)
5. Семейная криминология, криминология массовых коммуникаций, пенитенциарная криминология, криминотеология.
6. Понятие преступности. Ее признаки. Отличие преступности от иных форм антиобщественного поведения
7. Латентная преступность. Понятие, виды, уровни, методы выявления латентности. Меры борьбы с ней.
8. Статистическая характеристика преступности: структура и динамика, их показатели.
9. Статистическая характеристика преступности: состояние и уровень, их показатели.
10. Тенденции современной преступности в России и за рубежом и опыт противодействия.
11. Личность преступника в криминологии.
12. Статус (структура) личности преступника.
13. Соотношение биологического и социального в личности преступника.
14. Типология преступников по криминальной устойчивости.
15. Типология преступников по мотивационной направленности.
16. Понятие и виды криминологической детерминации.
17. Причинный комплекс преступности в современной России.
18. Классификация причин и условий преступлений по уровню действия, природе и содержанию.
19. Понятие и основные звенья механизма индивидуального преступного поведения.
20. Мотивация преступления. Потребности, возможности, мотив, виды мотивов, интересы, ценности.
21. Планирование преступления, его реализация, посткриминальное поведение.
22. Виктимология. Определение и соотношение понятий «виктимность», «виктимизация».
23. Типы жертв по устойчивости виктимного поведения.
24. Роль и значение виктимологического воспитания населения в сфере предупреждения преступности.
25. Понятие криминологической статистики.
26. Единая система уголовно-статистического учета в России. Формы первичного статистического учета.
27. Понятие, виды, элементы, правила составления статистических таблиц и графиков.
28. Понятие, виды и основные этапы статистического наблюдения.
29. Криминологическое прогнозирование: понятие, виды и сроки.
30. Методы криминологического прогнозирования.
31. Планирование борьбы с преступностью. Субъекты и уровни планирования. Виды планов.
32. Предупреждение преступности и профилактика преступлений. Понятие, виды, содержание.
33. Субъекты и объекты предупредительной деятельности.
34. Правовые основы и направления деятельности по предупреждению преступности в полиции (УИС).
35. Современные антрополого-биологические теории в зарубежной криминологии.
36. Современные социологические теории в зарубежной криминологии.
37. Понятие и содержание международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
38. Борьба с преступлениями международного характера на уровне сотрудничества государств.
39. Борьба с общеуголовными преступлениями на уровне сотрудничества государств.
40. Региональный и двухсторонний уровень международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
41. Значение, функции и задачи Интерпола.
42. Универсальный уровень международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
43. Криминологическая характеристика насильственной преступности.
44. Понятие криминального насилия и его виды.
45. Предупреждение и профилактика преступлений против личности.
46. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности.
47. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в сфере экономической деятельности.
48. Рейдерство: понятие, виды и пути противодействия.
49. Понятие и классификация терроризма.
50. Причины терроризма. Основные направления противодействия терроризму.
51. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений экстремистской направленности.
52. Проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
53. Криминологическая характеристика и профилактика наркотизма.
54. Проблемы становления государственной антинаркотической политики.
55. Пьянство, проституция, бродяжничество и иные фоновые явления, связанные с преступностью
56. Экологическая преступность: статистика, причины, особенности борьбы.
57. Понятие экологической преступности, виды экологических преступлений.
58. Понятие и криминологические особенности должностной преступности.
59. Криминологическая характеристика коррупционной преступности.
60. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов.
61. Профилактика коррупционных преступлений.
62. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности.
63. Личность преступника-рецидивиста.
64. Профилактика рецидива преступности и ее роль в системе предупреждения преступности.
65. Профессиональная преступность: понятие, признаки, характеристика. Преступник-профессионал.
66. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних.
67. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
68. Личность несовершеннолетнего преступника.
69. Меры предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних.
70. Криминологическая характеристика и профилактика женской преступности.
71. Особенности причинного комплекса преступности женщин.
72. Геронтологическая преступность. Преступность иностранцев и мигрантов
73. Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее детерминанты.
74. Профилактика неосторожных преступлений.
5.2.Модельные задания для проведения
текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
При проведении текущего контроля и промежуточной аттестации могут использоваться творческие задания, примеры практических ситуаций, приведенные в планах практических занятий, материалы практикума, тестовые задания, примеры которых приводятся в рабочей программе, задания предложенные студентам для самостоятельной работы.
Примеры тестовых заданий
1. Какие из перечисленных ниже идей выработаны в рамках теории стигмы?
А) Человек становится преступником в результате способности к обучению. Преступное поведение включает восприятие криминогенных взглядов, привычек, умений;
Б) Человеку, совершившему преступление, общество присваивает клеймо преступника. С этого момента человек начинает отождествлять себя с этим ярлыком. Рецидив – ответ на давление общества;
В) Городской тип жилищ продуцирует эмоциональную разобщенность людей, способствует развитию безличных, холодных контактов, а в многолюдном городе человек начинает чувствовать себя одиноким и беззащитным;
Г) Социальная дезорганизация – неотъемлемое свойство социальной системы, без коренного изменения последней не удастся ни избавиться от преступности, ни даже уменьшить ее уровень.
2. Семейная криминология – это:
А) Направление криминологии, предмет которого изучение проявления насилия в семье, между родственниками и супругами;
Б) Направление криминологии, изучающее причины супружеских убийств;
В) Изучение криминологии в кругу семьи, популярное изложение криминологических идей;
Г) Основы знаний будущим супругам, о криминальной активности в семье.
3. Взаимоотношение государств – членов Европейского Союза по вопросам борьбы с преступностью – пример:
А) Регионального уровня борьбы с преступностью;
Б) Двухстороннего уровня борьбы с преступностью;
В) Универсального уровня борьбы с преступностью.
4. Кто был первым автором книги под названием «Криминология»?
А) Геродот;
Б) Гиппократ;
В) Бекккариа;
Г) Гарофало.
5. Какой вид терроризма преследует своей целью материальное обогащение?
А) Социальный (политический);
Б) Националистический;
В) Уголовный;
Г) Религиозный.
6. Какие подходы к изучению преступности вам известны?
А) Правовой;
Б) Социологический;
В) Экологический;
Г) Антропологический.
7. В структуре организованной преступности организационно-управленческое звено в себя включает:
А) Контрразведку, разведку, коррумпированные связи;
Б) Транспортировка, охрана, реализация предметов добытых преступным путем, непосредственная подготовка и совершение конкретных преступлений;
В) Разработка стратегии преступной деятельности, общих тактических приемов и средств совершения преступлений, руководство конкретными видами преступной деятельности и т. д.
8. К общенаучным методам, которые используются криминологией, относят:
А) Анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение и другие;
Б) Опрос, интервью, эксперимент, анализ документов и другие;
В) Обобщение, опрос, сравнение, аналогия, опрос и другие;
Г) Сравнение, анализ, синтез, обобщение, дедукция и другие.
9. Естественная латентность – это:
А) Скрытая часть преступности, возникающая в результате, когда правоохранительные органы не зарегистрировали известные им преступления;
Б) Скрытая часть преступности, возникающая в результате, когда правоохранительным органам не известно о совершении преступления;
В) Скрытая часть преступности, возникающая в результате юридических ошибок, когда преступное поведение ошибочно воспринимается как непреступное.
10. Какие показатели характеризуют состояние преступности?
А) Уровень рецидива;
Б) Общее число преступников, совершивших преступление;
В) Размер ущерба, причиненного преступлениями;
Г) Общее число преступлений, совершенных в обществе;
Д). Число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения.
11. Что такое криминология?
А) Наука о способах совершения преступлений;
Б) Учение о том, что является преступным и непреступным;
В) Область знаний, имеющих отношение к методам расследования преступлений;
Г) Учение о личности преступника, причинах преступности;
Д) Учение, изучающее преступность, причины преступности, личность преступника, меры предупреждения.
12. К общесоциальному предупреждению преступности относят:
А) Мероприятия, направленные на исправление осужденного;
Б) Мероприятия, осуществляемые правоохранительными органами;
В) Мероприятия, осуществляемые государством в экономике, политике, культуре, воспитании;
Г) Развитие правовой культуры.
13. Что такое личность преступника?
А) Имя и фамилия, отчество человека, совершившего преступление, его возраст, пол, образование;
Б) Темперамент преступника и его привычки;
В) Совокупность различных качеств, которые обусловили преступное поведение;
14. К какой группе качеств личности относится убеждения человека?
А) Социально-демографические;
Б) Психофизиологические;
В) Социально-психологические.
15. Что такое латентная преступность?
А) Группа наиболее опасных преступлений;
Б) Совокупность государственных преступлений;
В) Скрытая преступность;
Г) Зарегистрированная преступность.
16. Какие качества играют решающую роль в структуре причин преступления?
А) Биологические;
Б) Социальные;
В) Их совокупность.
17. К какому типу жертвы следует отнести нетрезвую женщину в яркой одежде, ожидающую автобус на остановке в ночное время?
А) Персонодефектная;
Б) Ситуационная;
В) Случайная.
18. В Европейском Союзе вопросы правового сотрудничества и внутренних дел осуществляются в рамках:
А) Первой опоры;
Б) Второй опоры;
В) Третьей опоры.
19. По природе возникновения причины и условия преступности подразделяются на:
А) Объективные, субъективные, объективно-субъективные;
Б) Общесоциальные причины и условия преступности, причины и условия преступности в различных социальных сферах, причины и условия индивидуального преступного поведения;
В) Причины и условия конкретного преступления, причины и условия различных групп преступлений причины и условия преступности в целом.
20. Что такое мотивация преступного поведения?
А) Мотивировка преступления;
Б) Мотив и цель преступного деяния;
В) Внутренний процесс формирования и осуществления преступного поведения;
Г) Мотивационная сфера личности, проанализированная с учетом криминальных наклонностей человека.
21. Этапами криминологического исследования являются:
А) Разработка программы исследования, определение объекта, предмета исследования, сбор первичной информации;
Б) Подготовительный этап, пилотажное исследование, сбор эмпирического материала и его обработка;
В) Проведение пробного исследования на ограниченном материале, сбор эмпирического материала, анализ результатов криминологического исследования.
Г) Подготовительный этап, пилотажное исследование, сбор эмпирического материала, анализ результатов криминологического исследования.
22. К какому типу преступника относится человек, впервые совершивший преступление, противоречащее общей социально-положительной направленности, характеризуемой предшествующим поведением:
А) Случайный;
Б) Ситуационный;
В) Неустойчивый;
Г) Злостный;
23. Что такое криминологическое прогнозирование?
А) Анализ личности человека, совершившего преступление, исследование его криминальной готовности для того, чтобы определить вменяем ли подсудимый;
Б) Деятельность по формированию прогноза параметров преступности и вероятности совершения преступления отдельной личностью;
В) Научные исследования криминологов-футурологов.
24. Перонодефектная (устойчивая) жертва – это:
А) Жертва, обладающая совокупностью виктимных качеств, которые провоцируют, обуславливают, облегчают совершение против нее преступления;
Б) Жертва, которая стала таковой в результате непредвиденного стечения обстоятельств, когда не могла и не должна была предвидеть начало криминогенного посягательства;
В) Жертва, которая стала таковой в результате сложившейся объективной ситуации, при которой были допущены субъективные ошибки виктимного значения.
25. Причины преступности – это:
А) Явление, порождающее, воспроизводящее преступность и преступления;
Б) Явление способствующее формированию преступного поведения;
В) Это комплекс экономических, социальных и идеологических вопросов, порождающих преступность и преступление;
26. Лицо, совершившее неосторожное преступление относится к:
А) Агрессивно-насильственному типу преступника;
Б) Легкомысленно-безответственному типу преступника;
В) Корыстному типу преступника;
Г) Обороняющемуся типу личности преступника;
Д) Корыстно-насильственному типу личности преступника.
27. Что лежит в основе профессионализации преступности?
А) Специализация рецидива;
Б) Дифференциация рецидива;
В) Индивидуализация рецидива.
28. Какие органы относятся к специальным субъектам предупреждения:
А) Правительство РФ;
Б) Профсоюзы;
В) Комиссии по делам несовершеннолетних;
Г) Добровольные народные дружины;
Д) Учреждения образования.
29. Что не является элементом криминологической характеристики преступления?
А) Типичные следы преступления;
Б) Социально-правовая характеристика преступления, характеристика причин и условий;
В) География преступления;
Г) Характеристика личности преступника.
30. Метод экстраполяции – это
А) Разработка системы математических формул, описывающих динамику преступности исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на нее;
Б) Обобщение мнений научных и практических работников, специально отобранных по признакам стажа, квалификации, круга интересов и знаний и т. п. О будущих параметрах преступности.
В) Перенесение закономерностей развития прошлого и настоящего как вероятностных в будущее.
31. Какие тенденции характерны для насильственной преступности?
А) Уменьшение удельного веса насильственной преступности;
Б) Увеличение числа насильственных преступлений, не представляющих большой общественной опасности;
В) Насильственные преступления стали самыми распространенными в структуре российской преступности;
Г) Увеличение доли насильственных преступлений;
Д) Большое распространение получают преступления против личности в маргинальной среде (среди алкоголиков, наркоманов, бродяг).
32. К какому типу преступника относится человек, организовавший преступную группу для совершения нападений на граждан?
А) Случайный;
Б) Последовательно-криминогенный;
В) Ситуационно-криминогенный;
Г) Ситуативный.
33. К какому виду корыстной преступности относится взяточничество?
А) Общеуголовная корыстная преступность;
Б) Экономическая преступность;
В) Коррупционная преступность;
Г) Налоговая преступность.
34. Наиболее распространенным наркотиком в мире является:
А) Конопля;
Б) Кокаин;
В) Синтетические наркотики.
35. Представителями социологического направления в дореволюционной русской криминологии были:
А) В. Ф. Чиж, Д.А. Дриль.
Б) М. В. Духовской, И. Я. Фойницкий, М. Н. Гернет;
В) М. В. Духовской, В. Ф. Чиж, Н. Н. Полянский;
Г) А. И. Долгова, Д. А. Шестаков, С. М. Иншаков;
Д) Ю. М. Антонян, С. В. Бородин, В. В. Гульдан.
36. Существует ли различие между криминологическим и уголовно-правовым пониманием преступного рецидива?
А) Уголовное право – основа криминологической трактовки преступности, и в криминологии и в уголовном праве понятие преступного рецидива одинаково;
Б) Уголовно-правовое понятие более широкое, чем криминологическое;
В) Криминологическое понимание рецидива боле широкое, чем уголовно-правовое.
Планируемые результаты освоения
учебной дисциплины
Студент, завершивший изучение дисциплины «Криминологи», должен:
Знать:
− сущность и значение криминологии;
‒ понятие преступности, ее основные характеристики и показатели;
‒ детерминанты преступности и конкретных преступлений;
‒ личность преступника и жертвы;
‒ организационно-правовые средства предупреждения и профилактики правонарушений и обеспечения криминологической безопасности;
‒ сущность и содержание насилия, экстремизма, терроризма, коррупции и криминологическую характеристику других преступлений.
Уметь:
− выявлять обстоятельства, способствующие преступности, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике отдельных преступлений и правонарушений;
‒ оценивать отдельные виды преступности и формулировать основные направления профилактики преступности;
‒ противостоять отдельным видам преступности;
‒ распознавать коррупционные схемы;
‒ анализировать механизм индивидуального преступного поведения;
‒ организовывать индивидуальную профилактическую работу.
Владеть:
−навыками применения средств предупреждения и профилактики правонарушений; планирования, учета и оценки статистических данных и эмпирических исследований;
‒ составления криминологических экспертиз и антикоррупционных правовых документов;
‒ методикой планирования, организации и осуществления индивидуальной профилактической работы.
№ п/п
| Наименование тема учебной дисциплины
| Коды формируемых компетенций
| Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
|
| Понятие криминологии, ее предмет и история развития
| ОК-1, 7, 8, ПК-19.
| Способен:
‒ понимать основное предназначение криминологии и использовать криминологические знания в деле борьбы с преступностью
|
| Преступность: ее основные показатели и характеристики
| ОК-1,2, 3, 6, 8, 10, ПК-6, 15
| Знает понятие преступности, ее основные характеристики и показатели;
Способен:
‒ обобщать информации о преступности;
‒ понимать важность информации о преступности
|
| Личность преступника и жертвы
| ОК-3, 8, ПК-6, 11, 16, 19
| Знает:
‒ характеристики личности преступника и жертвы;
‒ типы жертв и виды виктимного поведения;
Способен:
‒ анализировать механизм индивидуального преступного поведения;
‒ давать квалифицированные консультации как не стать жертвой преступлений;
‒ обобщать информации о личности преступника
|
| Детерминанты преступности
| ОК-4, 9, 10, ПК-6, 11, 14
| Способен:
‒ грамотно объяснять поему люди совершают преступления;
‒ анализировать процессы детерминизма преступности;
‒ понимать важность информации о причинах и условиях преступности;
‒ выявлять обстоятельства, способствующие преступности, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике отдельных преступлений и правонарушений;
‒ юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
‒ осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.
‒ владеть методикой планирования, организации и осуществления индивидуальной профилактической работы.
|
| Криминологическая статистика
| ОК-8, 11, 12, ПК-2, 6, 8, 19
| Владеет способами получения статистической информации, в том числе через глобальные компьютерные сети;
Способен:
‒ планировать, учитывать, оценивать статистические данные и эмпирические исследования
‒ выполнять обязанности по составлению статистических отчетов, заполнению учетно-регистрационных документов
|
| Криминологическое прогнозирование и планирование
| ОК-8, ПК-6, 8
| Способен:
‒ планировать, учитывать, оценивать статистические данные и эмпирические исследования;
‒ владеть методикой планирования, организации и осуществления индивидуальной профилактической работы;
‒ осуществлять прогнозирование индивидуального преступного поведения
|
| Предупреждение преступности и профилактика преступлений
| ОК-4, 8, ПК-1, 3, 4, 7, 11, 13, 14
| Обладает культурой поведения с гражданами, совершившими преступление;
Способен:
‒ применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
‒ организовывать индивидуальную профилактическую работу и действовать в соответствии с требованиями законодательства;
‒ подготавливать представления об устранении причин и условий преступлений;
‒ подготавливать планы профилактики правонарушений
|
| Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности
| ОК-4, ПК-6, 8, 11, 13
| Обладает культурой поведения с гражданами, совершившими преступление; Способен:
‒ юридически правильно квалифицировать преступное насилие и насильственные преступления;
‒ выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать насильственные преступления;
‒ подготавливать планы профилактики правонарушений
|
| Криминологическая характеристика и профилактика корыстной преступности
| ОК-4, ПК-3, 6, 8, 11, 13
| Обладает культурой поведения с гражданами, совершившими преступление Способен:
‒ юридически правильно квалифицировать деяния как корыстные деяния;
‒ выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать корыстные преступления;
‒ подготавливать планы профилактики правонарушений
|
| Криминологическая характеристика и профилактика терроризма и экстремизма
| ПК-6, 9, 11
| Способен:
‒ юридически правильно квалифицировать деяние как террористический акт, как экстремизм;
‒ выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления террористического характера и экстремистские преступления;
‒ применять законодательство о противодействии экстремизму и терроризму
‒ защищать права и свободы граждан.
|
| Криминологическая характеристика и профилактика должностной и коррупционной преступности
| ОК-6, 8, ПК-3, 4, 6, 7, 11, 12, 14
| Способен:
‒ выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;
‒ распознавать коррупционные схемы;
‒ нетерпимо относиться к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;
‒ выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать должностные преступления и преступления коррупционной направленности
‒ составлять криминологические экспертизы и антикоррупционные правовые документы;
‒ действовать в соответствии с законодательством о противодействии коррупции;
‒ способен составлять уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений
|
| Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и особенности борьбы с ней
| ПК-3, 4, 6, 11
| Способен:
‒ юридически правильно квалифицировать рецидивную и профессиональную преступность;
‒ выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать рецидивные и профессиональные преступления;
‒ действовать в соответствии с ФЗ «Об административном надзоре»
|
| Социальные отклонения и преступность
| ОК-6, ПК-6, 12
| Способен:
‒ видеть связь между бродяжничеством, наркотизмом, проституцией и преступностью;
‒ выявлять и пресекать фоновые явления.
|
| Криминологическая характеристика и профилактика преступлений отдельных групп населения
| ОК-6, ПК-6, 12
| Знать:
‒ криминологическую характеристику преступности несовершеннолетних, женщин, стариков
|
| Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности
| ОК-6, ПК-2, 6, 12
| Знать:
‒ криминологическую характеристику неосторожной преступности, личность неосторожных преступников, причинный комплекс неосторожной преступности и меры их профилактики
| 7.Учебно – методическое обеспечение дисциплины
основная литература
Антонян Ю.М. Криминология : учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. – 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2014. - 523 с.
Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. ‒ 799 с.
Криминология : учеб. пособие / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2012. ‒ 489 с.
Криминология : учеб. пособие для бакалавров / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова; МГУ. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2013. ‒ 489 с.
Лунеев В. В. Криминология : учебник для бакалавров / В. В. Лунеев. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 686 с.
Дополнительная литература
Дополнительная литература указана в рабочей программе применительно к каждой теме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИМЕЮЩЕЙСЯ В БИБЛИОТЕКЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|