Сделай Сам Свою Работу на 5

Насильственной преступности

Теоретические вопросы занятия

1. Понятие и общая характеристика насильственной преступности;

2. Характеристика личности насильственных преступников;

3. Причины насильственной преступности и основные направления ее предупреждения;

Практические вопросы занятия

Задание 1.

Используя статистические и иные данные, раскрывающие криминологическую характеристику насильственной преступности, попытайтесь определить ее объем, структуру, динамику развития как всей преступности в целом, так и отдельных ее составляющих, уровень преступности в целом, и уровень отдельных видов преступлений. Сравните полученные данные с имеющейся информацией о насильственной преступности в СССР, а также в других странах.

Задание 2.

Просмотрев видеосюжет о серийных сексуальных убийцах, попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Какова структура личности серийных сексуальных убийц, каково конкретное содержание отдельных ее элементов (социально-демографического, социально-ролевого, нравственно-психологического и других), какова их взаимосвязь?

2. Что послужило причинно и условием формирования подобной личности преступника и совершенных им деяний? Каково при этом соотношение биологических и социологических факторов?

3. Можно ли сделать прогноз индивидуального преступного поведения представленных лиц, и какие меры воздействия к ним должны быть предприняты?

4. Какие меры предупреждения должны предприниматься в обществе в целях недопущения появления серийных сексуальных убийц?

Задание3.

М. и Р., будучи еще студентами, заключили брак и стали жить в предоставленной им комнате семейного общежития. М. устроился работать охранником в одно из игорных заведений, продолжая учебу в вузе. Р. не работала, но продолжила учебу. Зарабатываемых денежных средств хватало с трудом. М. стал реже посещать занятия. Позднее он стал часто возвращаться с работы в нетрезвом состоянии. Соседи по комнате стали свидетелями частых ссор. Через полгода после заключения брака произошла семейная ссора, в результате которой М. причинил Р. побои. Соседи вызвали милицию. Однако уголовное дело из-за отказа Р. от подачи заявления не было возбуждено. Вскоре супруги помирились, но муж продолжал возвращаться домой в нетрезвом виде. Через полтора месяца, после случившегося, вновь произошла ссора и, по словам, соседей, драка. Однако Р. вновь отказалась от возбуждения уголовного дела.



1. Является ли сложившаяся ситуация криминогенной, если да, то к какому виду она относится и какое развитие может получить в дальнейшем?

2. Должна ли проводиться в данной ситуации профилактическая работа, если да, то какие цели и задачи должны преследоваться при ее осуществлении, какие мероприятия и какими органами должны быть осуществлены?

3. Какую форму реагирования (эпизодическое, длящееся, неотложное, экстренное) и какие конкретные методы профилактического воздействия при этом следует применить?

Задание 4.

Приведите пример различных ее видов профилактической работы (общей, групповой, индивидуальной и др.), которую осуществляют в целях предотвращения преступлений против личности следующие органы:

- участковые уполномоченные;

- органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;

- органы по делам семьи и молодежи и учреждения по делам молодежи;

- органы опеки и попечительства;

- органы образования и образовательные учреждения;

- органы управления здравоохранения и учреждения органов здравоохранения;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел;

- уголовно-исполнительные инспекции;

- учреждения уголовно-исполнительной системы;

При работе над данной задачей следует описать конкретную криминогенную ситуацию, назвать основные направлении профилактической деятельности указанных органов и учреждений, их возможности, в том числе определенные нормативно-правовыми актами, а также конкретные мероприятия и желаемый их результат.

Задание 5.

Опишите конкретную ситуацию, в которой возможно осуществление виктимологической профилактики применительно к задачам предупреждения насильственной преступности (любых ее групп: против жизни и здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности, личной свободы, корыстно-насильственные преступления). При этом укажите, какие органы должны проводить виктимологическую профилактику и какие конкретные мероприятия в ее рамках должны осуществляться.

Тематика докладов:

1. Проблема серийных сексуальных убийств.

2. Понятие криминального насилия и его виды. Насилие в семье.

3. Насилие в образовательных учреждениях.

4. Молодежная насильственная преступность (деятельность правоэкстремистских группировок (скинхеды, футбольные болельщики и др.).

5. Личность заказного убийцы.

6. Насильственная преступность женщин.

Основные понятия

Агрессия, насилие, насильственная преступность

Методические рекомендации для СРС

В связи с тем, что названная тема заявлена первой в изучении особенной части криминологии, перед обращением к существу поставленных проблем следует разобраться с критериями, по которым производится разделение преступности и как следствие – учебного материала, выяснить индивидуальный подход отвечающих. Далее необходимо определиться в понятии «криминологическая характеристика преступности (преступления) и выявить её составляющие. Переходя к анализу криминологической характеристики преступлений против личности, надлежит помнить, что изучаемая тема названа в учебной литературе иначе: насильственная преступность. Для этого необходимо сначала определиться в понятиях.

1. При самостоятельном изучении первого вопроса рекомендуется сначала выяснить место таких деяний в УК РФ, указать их общественную опасность и выявить неблагоприятные тенденции в развитии этих деяний. Кроме того, важно запомнить долю таких деяний в общем количестве всех преступлений, а также раскрыть вопросы, связанные со структурой и динамикой преступности рассматриваемого вида. Здесь же необходимо выяснить вопросы латентности, географии насильственной преступности.

2. Второй вопрос должен быть рассмотрен с учетом ранее полученных знаний по общей части криминологии. Речь ведется об анализе лиц, совершивших названные преступления по определенной структуре (5 статусов в структуре личности).

3. Третий вопрос заключает в себе анализ причин и условий совершения данных преступлений. Необходимо четко определить основную причину и указать те условия, в которых эта причина развивается и приводит к преступным результатам.

Основная литература

Антонян Ю.М. Криминология : учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. – 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2014. - 523 с.

Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. ‒ 799 с.

Криминология : учеб. пособие / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2012. ‒ 489 с.

Криминология : учеб. пособие для бакалавров / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова; МГУ. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2013. ‒ 489 с.

Лунеев В. В. Криминология : учебник для бакалавров / В. В. Лунеев. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 686 с.

Дополнительная литература

Богданова Л. Выявление латентных убийств в ходе прокурорских проверок // Уголовное право. 2011. № 5. С. 109-114.

Датий А.В. Анализ динамики умышленных убийств и численности осужденных за убийства в России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 23-29.

Дьяченко А.П., Колоскова И.Ю. Насильственные преступления против личности в государствах - участниках содружества независимых государств в 2008-2010 гг. (криминологическое исследование) // Уголовное право. 2011. № 6. С. 84-88.

Иванов А.В. Алкоголизм и насильственная преступность // Вестник ТИСБИ. 2011. № 4. С. 137-144.

Кудрявцев В.Н. О криминологической классификации преступлений //Государство и право. 2005. №6. С. 54–66.

Логунова О.А. Некоторые теоретические и прикладные аспекты изучения личности и поведения серийных сексуальных убийц (обзор зарубежных исследований) //Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 163-174.

Лунеев В.В. Социальные последствия, жертвы и цена преступности //Государство и право. 2009. № 1. С. 36–56.

Новичков В.Е. Некоторые проблемы, связанные с понятиями и классификацией преступлений против жизни, в связи с криминологией // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2-1. С. 13-19.

Побегайло Э.Ф. Тенденции насильственной преступности в России и проблема смертной казни // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 11. С. 4-11.

Сидоренко Э.Л. Зарубежные модели легализации оружия и криминологическая безопасность личности // Общество и право. 2011. № 1. С. 139-146.

Тюменев А.В. Виоленсология – учение о насилии //Российский криминологический взгляд. 2007. № 2. С. 183–185.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.