Сделай Сам Свою Работу на 5

Преступлений отдельных групп населения

Теоретические вопросы занятия

1. Уголовно-правовая и статистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и особенности личности преступника-подростка. Отличие от преступника молодежного возраста

2. Причины и условия преступности несовершеннолетних и молодежи и меры предупреждения подростковой преступности

3. Уголовно-правовая и статистическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами и особенности личности женщины-преступницы

4. Детерминанты преступлений, совершаемых женщинами и меры предупреждения женской преступности

Практические вопросы занятия

Деловая игра

 


«Обсуждение состояния преступности несовершеннолетних на межведомственном совещании районной (городской) прокуратуры».

Вариант ситуации, предлагаемой для обсуждения

Старший помощник прокурора района в соответствии с планом работы проанализировал состояние преступности. Среди несовершеннолетних за первое полугодие текущего года представил аналитическую справку прокурору. Данный анализ показал следующее. За прошедшее полугодие произошел рост преступлений среди несовершеннолетних на 24 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее число несовершеннолетних обвиняемых возросло со 105 до 132 человек. Каждому третьему из совершивших преступления – не больше 15 лет. Половина из числа привлеченных к уголовной ответственности являются учащимися школ, треть обучается в технических училищах, остальные – не работают и не учатся. Среди преступлений, совершенных подростками, наиболее распространенными являются преступления корыстной направленности: кражи; грабежи; разбои; угоны автотранспорта; хулиганство. На 12% увеличилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Из состоящих на учете в подразделении по профилактике правонарушений несовершеннолетних каждый пятый совершил преступления. Из пяти взрослых, привлеченных уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, лишь один осужден, остальные оправданы судом. Треть преступлений совершена несовершеннолетними в составе групп: разоблачено две организованные группы, специализирующиеся на совершении угонов и краж автотранспорта. Более 20 подростков освобождены от уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность (12-13 лет).



Увеличилось количество детей, уходящих из дома по причине жестокого обращения с ними родителей. За нарушения общественного порядка органами внутренних дел за отчетный период задержано 211 подростков, что на 19% больше по сравнению со вторым полугодием прошлого года.

Ознакомившись с Материалами аналитической справки, прокурор города принял решение о проведении межведомственного совещания в прокуратуре с приглашением на него:

• представителей районной администрации;

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• отдела образования;

• руководителей образовательных учреждений;

районного отдела внутренних дел и подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

• оперативных работников прокуратуры.

Выступление с докладом было поручено старшему помощнику прокурора по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних.

Примерный состав участников деловой игры

1. Прокурор района – ведущий межведомственное совещание.

2. Старший помощник прокурора района по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних – докладчик.

На совещание могут быть приглашены представители органов опеки и попечительства, центра занятости, органов общественной самодеятельности и другие должностные лица.

3. Начальник полиции общественной безопасности РОВД – выступающий.

4. Руководитель подразделения по профилактике правонарушений несовершеннолетних РОВД – выступающий.

5. Два-три оперативных работника прокуратуры – выступающие.

6. Глава районной администрации – выступающий.

7. Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав − выступающий,

8. Представитель отдела образования – выступающий.

9. Два-три директора школы (училища, колледжа) – выступающие.

10. Два эксперта, осуществляющие наблюдение за деловой игрой и оценивающие ее.

Состав участников деловой игры может изменяться в зависимости от количества студентов в учебной группе. Возможно объединение двух учебных групп.

На совещание могут быть приглашены представители органов опеки и попечительства, центра занятости, органов общественной самодеятельности и другие должностные лица.

Подготовка к деловой игре

Преподаватель собирает учебную группу за несколько дней до игры и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место ее проведения, сущность подготовки к ней. Студенты должны иметь возможность изучить сценарий и усвоить порядок проведения игры.

Прорабатываются особенности предлагаемых ролей. По предложению студентов могут вводиться новые роли, вносятся изменения и дополнения в ситуацию, намеченную для обсуждения.

Особое внимание уделяется подбору (назначению) глав-участников – прокурора района и экспертов. Прокурор может быть предоставлена возможность самому распределить роли. Не исключается самовыдвижение студентов на роли, более того − поощряется.

студентам, выполняющим роль главы районной администрации, представителей органов образования и др., желательно предварительно ознакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами, закрепляющими компетенцию этих органов по работе с несовершеннолетними. студенты изучают основные положения организации работы в прокуратуре района, должностные обязанности работников прокуратуры, порядок взаимодействия прокуроров с другими органами, технологию принятия управленческих решений, порядок оформления документов организационного характера.

Следует порекомендовать студентам предварительно подготовить тезисы выступлений, проект решения межведомственного совещания, вопросы к участникам и использовать их в ходе игры.

Перед проведением игры преподаватель проверяет готовность студентов к игре, при необходимости вносит соответствующие коррективы в порядок ее проведения, оказывая консультативную помощь. Нацеливает студентов на то, что бы деловая игра носила творческий характер, больше внимания уделялось организационным вопросам с активным участием всей учебной группы. Особо оговаривает преподаватель детали проведения данного совещания с студентом, которому предстоит вести его.

Примерный план проведения деловой игры

1. Преподаватель, руководя игрой, объявляет тему, проверяет наличие студентов, получивших роли, их готовность к игре, проводит инструктаж (2-3 минуты) и предоставляет ело во студенту − прокурору района, который открывает совещание. Преподаватель направляет ход игры на всех этапах.

2. Игра начинается с краткого выступления прокурора района. Он объявляет вопрос, выносимый на обсуждение, обосновывает необходимость проведения подобного совещания, вкратце перечисляет задачи, которые ставятся перед межведомственным совещанием, называет приглашенных, предлагает регламент и предоставляет слово докладчику.

3. Старший помощник прокурора района выступает с докладом (10-15 минут), основу которого составляет ситуация, приводимая в сценарии, или иная возможная ситуация. Докладчиком в обязательном порядке дается оценка состояния преступности среди несовершеннолетних и прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, высказываются предложения по улучшению взаимодействия прокуратуры с другими органами и организациями по пресечению и предупреждению преступности среди молодежи. Он должен коснуться недостатков в работе органов местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, отделов образования, администраций учебных заведений района, сделать акцент на необходимости ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, объединения усилий всех заинтересованных органов по улучшению воспитания подростков.

Желательно также коснуться упущений в осуществлении прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. В докладе. Следует также отразить содержание нарушений законодательства о несовершеннолетних директорами школ. Последние неправомерно отчисляют «трудных» детей из образовательных учреждений, не направляют своевременно в органы внутренних дел информацию о правонарушителях, о неблагополучных подростках и семьях.

Доклад должен содержать конкретные предложения, направленные на совершенствование работы прокуратуры и других органов, на улучшение согласованной деятельности участников совещания по пресечению и предупреждению преступности среди молодежи. По окончании выступления докладчик отвечает на вопросы.

4. Ведущий предоставляет слово начальнику полиции общественной безопасности, который информирует участников совещания (5-8 минут) о деятельности полиции по работе с несовершеннолетними, о преступных группировках молодежи, об увеличении случаев пьянства и наркомании среди подростков, о нарушениях ими общественного порядка на дискотеках, стадионе, в местах отдыха жителей района. Он говорит о неоказании помощи в обеспечении правопорядка со стороны населения, общественности, а также отсутствии необходимого взаимодействия с некоторыми директорами учебных заведений в вопросах предупреждения правонарушений среди учащихся.

Начальник полиции общественной безопасности отвечает на вопросы.

5. Выступает руководитель подразделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних районного отдела внутренних дел, который дополняет информацию начальника полиции общественной безопасности о мерах, принимаемых его отделением по предупреждению преступности в подростковой среде. Дает характеристику лицам, стоящим на учете в его подразделении, объясняет причины совершения преступлений несовершеннолетними, стоящими на профилактическом учете, высказывает критику в адрес комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заседания которой проводятся нерегулярно — материалы о правонарушениях подростков рассматриваются длительное время. Он предлагает администрациям школ и технических училищ активизировать деятельность по профилактике правонарушений среди учащихся; говорит о неукомплектованность кадрами его подразделения; обращается с просьбой об оказании помощи со стороны педагогов и психологов по работе с «трудными» подростками; отвечает на вопросы присутствующих.

6. Затем ведущий представляет работников (до трех человек), осуществляющих надзор за законностью постановлений суда, за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Они дают характеристику (до 6-ти минут каждый) состояния судимости среди несовершеннолетних; причинам, способствующим совершению ими преступлений; типичным ошибкам и недостаткам, допускаемым при производстве дознания и предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях подростков.

Обращают внимание на нарушения законодательства об образовании работниками отдела образования, директорами школ; на нарушения административного и уголовно-процессуального законодательства работниками органов внутренних дел, высказывают предложения, направленные на усиление прокурорского надзора, скоординированности деятельности прокуратуры, полиции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и других органов. Если будут вопросы, они должны ответить на них.

7. Слово − главе районной администрации (5-10 минут). Он информирует участников совещания о мерах, принимаемых органами местного самоуправления по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, обращает внимание на значимость рассматриваемой проблемы, высказывает критические замечания по поводу деятельности полиции общественной безопасности, участковых инспекторов, не выполняющих надлежащим образом обязанности по профилактике правонарушений подростков по месту жительства, допускающих применение незаконных методов воздействия к малолетним правонарушителям. Предлагает меры, направленные на улучшение взаимодействия с органами местного самоуправления, по обеспечению занятости молодежи, развитию системы отдыха и досуга детей.

Глава администрации отвечает на возможные вопросы.

8. Ведущий продолжает представлять выступающих. О работе с детьми говорят представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела образования (5-6 минут), которые информируют присутствующих о работе с детьми, совершающими правонарушения, отвечают на критику в свой адрес, высказывают замечания, касающиеся деятельности работников полиции, обращают внимание на недостаточность финансирования работы по организации центров психологического воздействия на детей, подростковых клубов, спортивных секций, предлагают меры по улучшению правового воспитания школьников, усилению спроса с родителей в неблагополучных семьях. При наличии вопросов отвечают на них.

9. Немало критики прозвучало в адрес руководителей общеобразовательных учебных заведений и технических училищ. Ведущий дает им возможность выступить.

Директора школ информируют собравшихся (5-6 минут) о положении дел в их учебных заведениях по профилактике правонарушений обучающихся, о причинах и условиях, способствующих росту преступности среди подростков, объясняют − почему они вынуждены

отчислять «трудных» детей из учебных заведений. Предлагают применять более строгие меры воздействия за употребление наркотиков, чаще привлекать к ответственности родителей за ненадлежащее выполнение ими обязанностей по воспитанию детей. Выступающие отвечают на вопросы присутствующих.

10. Ведущий подводит итоги совещания (5-8 минут). Благодарит присутствующих за активное участие, отмечает значимость обсуждения проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних, отвечает на вопросы, обращает внимание на необходимость усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, на реализацию предложений, направленных на улучшение работы по пресечению и предупреждению правонарушений среди молодежи.

Предложенный проект решения состоит из нескольких пунктов. студенты, надо полагать внесут дополнения и в итоге он будет принят большинством участников совещания.

Ведущий закрывает заседание.

По ходу игры допускается подача реплик преподавателем и студентами в целях активизации игры, придания ей нужного направления.

Разбор деловой игры, подведение итогов

Преподаватель поочередно предоставляет слово экспертам для дачи заключений. Эксперт первый (5-8 минут): рассматривает уровень подготовленности студентов к деловой игре, их активность, творчество и компетентность, конструктивность внесенных предложений, кратко анализирует выступления всех участников, отмечая положительные и отрицательные моменты, дает им оценку.

Второй эксперт может согласиться с первым, дополнить его или же высказать свою точку зрения.

Данные экспертами оценки в целом суммируются, что определяет окончательную оценку. Если в игре участвовало 9 студентов, то окончательная оценка не может превышать 50 баллов (отлично).

Окончательная оценка складывается из оценок участников деловой игры и оценки учебной группы.

Преподаватель подводит итоги проведенного занятия (5 минут), кратко анализируя заключения экспертов. Он обращает внимание на полноту достижения поставленных перед студентами целей, на недостатки и положительные стороны.

Соглашается с оценками, данными экспертами.

Основные понятия

Преступность несовершеннолетних, ювенология, женская преступность.

Методические рекомендации для СРС

1. Для правильного понимания и должной оценки преступности, несовершеннолетних и молодежи необходимо рассматривать ее как специфическую структурную часть всей преступности, представляющую собой особую криминологическую проблему. Отсюда необходимо отметить специфические особенности преступности несовершеннолетних. Анализируя основные характеристики преступности несовершеннолетних, следует выделить две половозрастные подгруппы несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола – 14-15 и 16-17, а применительно к преступности молодежи – 18-24 и 25-29 лет. Важно также иметь в виду антиобщественные проступки малолетних, во многом определяющие перспективы преступности несовершеннолетних. Далее следует обратиться к статистической характеристике преступности несовершеннолетних. По вопросу о личности следует помнить о том, что существенное значение придается особенностям психики несовершеннолетних, их нравственно-правовых взглядов и представлений, во многом определяющих и объясняющих их преступное поведение.

2. Важно понять особенности причинного комплекса преступности несовершеннолетних и, как следствие, специфику профилактической работы. Особое внимание следует обратить на специфику криминальной мотивации несовершеннолетних и ее динамику. Анализируя социальные детерминанты преступности несовершеннолетних, необходимо выделять те из них, которые имеют повышенное криминогенное значение для отдельных групп несовершеннолетних. Отдельного внимания заслуживает проблема профилактики преступности несовершеннолетних. Для этого целесообразно проанализировать соответствующий федеральный закон и дать ему криминологическую оценку.

3. По третьему вопросу необходимо показать в связи с чем проблемы женской преступности исследуют особо. Далее требуется указать наиболее распространенные преступления, совершаемые женщинами. Характеристика статистических данных не будет полной, без анализа основных тенденций современной женской преступности. Криминологическую характеристику личности женщины-преступницы следует осуществлять по известной из предыдущих тем схеме. Важно увидеть, то особенное, что отличает женщину преступницу, о преступника мужчины.

4. Причины женской преступности также имеют свою специфику. Их рекомендуется рассматривать в контексте с теми реформами, которые осуществляются в стране. Не следует забывать и о специфическом фоне, сопровождающем преступления, совершаемые женщинами. Отдельно нужно остангвиться и на проблеме предупреждения женской преступности.

Нормативные акты

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС КонсультантПлюс

Основная литература

Антонян Ю.М. Криминология : учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. – 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2014. - 523 с.

Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. ‒ 799 с.

Криминология : учеб. пособие / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2012. ‒ 489 с.

Криминология : учеб. пособие для бакалавров / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова; МГУ. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2013. ‒ 489 с.

Лунеев В. В. Криминология : учебник для бакалавров / В. В. Лунеев. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 686 с.

 

Дополнительная литература

Бабаев М.М., Крутер М.С. Молодежная преступность. М., 2006. 382 с.

Демидова-Петрова Е.В. Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних как одного из видов преступности в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2 (16). С. 57-61

Забрянский Г.И. Преступность несовершеннолетних: направленность, сплоченность, устойчивость (взгляд сквозь призму статистики) // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2012. № 4. С. 68-74.

Ильченко О.Ю., Хорошилова А.А. Криминологическая характеристика женской преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 26. С. 67-70.

Коляда С. А. Подражание как одна из детерминант преступности несовершеннолетних // Российский криминологический взгляд. 2010. № 1. С. 388-390.

Косорукова Е.В. Преступность несовершеннолетних как один из видов преступности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. Т. 57. № 1. С. 78-80.

Лелеков В.А. Особенности криминологического рецидива несовершеннолетних // Российский следователь. 2012. № 13. С. 30-33.

Луговенко Т.П. Некоторые аспекты предупреждения женской преступности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2012. № 1. С. 30-36.

Пилюгина Т.В., Чапурко Т.М., Иващенко Н.П. Современная молодежная преступность – результат политико-правового нигилизма в России // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 4. С. 98-105.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.