|
Тема 3. Личность преступника и жертвы
Теоретические вопросы занятия
1. Понятие личности преступника
2. Структура (статус) личности преступника
3. Типология и классификация преступников
4. Механизм индивидуального преступного поведения.
5. Понятие и типология жертв. Характеристика виктимности и виктимизации.
6. Виктимологическая профилактика
Практические вопросы занятия
Задание 1.
Ознакомьтесь с карточками на лицо, совершившее преступление, на потерпевшего и ответьте письменно на следующие вопросы:
А) какие сведение, отраженные в карточке относятся к социально-демографическим признакам личности преступника и жертвы, к характеристике социальных ролей и статусов, к уголовно-правовым признакам (укажите номера строк и содержание сведений?
Б) предусмотрены ли в карточках сведения, позволяющие дать нравственно-психологическую характеристику лица, совершившего преступление и типы жертв.
Задание 2.
Ознакомьтесь с формой статистического отчета о лицах, совершивших преступления и укажите, какие признаки личности преступников отражаются в ней.
Задание 3.
Проанализируйте Уголовный кодекс РФ и выделите мотивы преступлений, предусмотренные диспозицией статей Особенной части. Отобразите графически структуру мотивов, закрепленных в законе, выявите их соотношение по отношению друг к другу.
Задание 4.
Проводится в виде кратких сценок иллюстрирующих виды виктимного поведения и типы жертв. Задача зрителей распознать вид виктимного поведения, тип жертвы и аргументировать свою точку зрения.
Порядок проведения игры:
Игра предполагает несколько этапов. На первом этапе студенты получают задание, изучают материалы и рекомендованные источники. На втором этапе на занятии отводится 30 мин. для сценок и их разбора.
1 этап игры (подготовка к игре):
Заблаговременно до начала игры преподаватель в часы самоподготовки объявляет о необходимости подготовки к ролевой игре, разъясняет ее цель, дату, время, место и порядок проведения, указывает литературу по теме, раздает необходимый материал, для последующего изучения и анализа, распределяет круг заданий и роли участников. Студенты, участвующие в сценках исследуют литературу, вырабатывают сценарии, репетируют.
Перед проведением занятия преподаватель проверяет готовность студентов к игре, при необходимости дает консультации.
2 этап игры (ход игры на занятии):
При рассмотрении вопроса, касающегося видов виктимного поведения преподаватель предлагает студентам инсценировать типичные виктимные ситуации, в которых отражалось бы поведение жертв. Зрители наблюдают за сценками и называют типы жертв и виды виктимного поведения. По окончанию иллюстраций преподаватель выставляет участникам отметки, а также тем, кто проявил активность в разборе проблемных ситуаций.
Тематика докладов
1. Криминальная виктимология – наука о жертве преступлений
2. Виды виктимного поведения
3. Личность преступника в психологии и криминологии
Перечень терминов
Личность, личность преступника, криминогенная личность, мотивация, мотив, мотивировка, посткриминальное поведение, жертва, виктимность, виктимизация.
Методические рекомендации для СРС
1. Теория личности преступника в криминологии представляет собой достаточно сложную проблему. Приступая преимущественно к самостоятельному ее изучению необходимо иметь в виду, что авторы современных учебников при рассмотрении данной темы нередко по-разному подходят к понятию «личность преступника» и определению ее границ. Спор этот существует от того, что криминологи вкладывают различный смысл в данное понятие. Одни, используя понятие «личность преступника», имеют в виду только виновных лиц со стойкой антиобщественной ориентацией, другие – всех лиц, совершивших преступление (субъект преступления), третьи – особый собирательный образ (тип). По поводу личности преступника в криминологии выделяются следующие точки зрения:
Формальный подход
Личность преступника – условное, юридическое понятие, обобщенный тип
| Содержательный подход
Личность преступника – конкретный человек, совершивший преступление
| использование термина
«личность преступника»
необходимо
| использование термина
«личность преступника»
необходимо
| использование термина
«личность преступника»
нецелесообразно
| – это абстрактное понятие, образованное в результате вычленения на массовом статистическом уровне наиболее существенных криминогенных черт (Ю.М. Антонян);
– это дефиниция, которая является научным инструментом, позволяющим углубить наши познания об истоках преступного поведения и причинах преступности, совокупность отрицательных, криминогенных качеств личности (С.М. Иншаков);
– это идеальный образ (модель) индивида, наделенный свойствами (физиологическими, психологическими, социальными), детерминирующими вероятность выбора общественно опасного способа удовлетворения потребностей (Е.Б. Кургузкина).
| Авторы не ставят под сомнение необходимость использования понятия «личность преступника», для познания причин и механизма преступного поведения, но вкладывают в один и тот же термин различный смысл:
– это личность человека виновно совершившего общественно опасное деяние запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности (Г.А. Аванесов);
– это лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. (В.Д. Малков);
– это лицо, для которого совершение преступлений стало основной, ведущей деятельностью (Г.М. Резник);
– это совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления (Н.С. Лейкина).
| Авторы считают, что нет смысла в использовании понятия «личность преступника» и отрицают ее существование потому, что:
– основное свойство личности преступника – преступление уголовного закона в достаточной мере характеризует термин «субъект преступления» (И.И. Карпец);
– стойкая антиобщественная ориентация присущая личности преступника не характерна для всех лиц, совершивших преступления (Ю.Д. Блувштейн); Любые лица с большей или меньшей вероятностью совершают преступления, у преступника отсутствуют какие-либо специфические признаки. Его характеризует лишь выполнение специфической социальной функции, посредством которой человек достигает цели в доступной для себя форме (Я.И. Гилинский).
| Нередко в учебниках предлагаются и временные границы термина «личность преступника». Как правило, они предлагаются теми, кто представляет личность преступника в виде конкретного человека, а не обобщенного типа личности. Соответственно о личности преступника можно говорить только в момент совершения преступления (Ю.Д. Блувштейн); с момента совершения преступления и до момента фактического исправления (Г.М. Миньковский); с момента совершения преступления и до момента отбытия наказания (Ю.М. Антонян); с момента вынесения приговора и до момента снятия (погашения) судимости (Д.А. Шестаков).
На основе существующих подходов студенты могут сформулировать свое отношение к понятию «личность преступника» или присоединиться к существующим точкам зрения и попытаться соотнести его с такими терминами как «субъект преступления», «лицо, совершившее преступление», «обвиняемый», «подозреваемый», «подсудимый», «осужденный», «преступная личность», «криминогенная личность». В литературе такое соотношение зависит от точки зрения на личность преступника.
2. Вопрос о статусе (структуре) личности преступника в науке разработан достаточно полно. Вместе с тем при его пристальном изучении выясняется, что различные авторы при выделении характерных для преступника личностных особенностей выделяют самые различные группы. Наиболее часто обращается внимание на социально-демографические, социально-психологические, психофизиологические признаки. Студентам рекомендуется использовать пятичленную структуру личности преступника, состоящую из социально-демографических, социально-ролевых, нравственно-психологических, физиологических и правовых групп признаков.
3. Классификацию и типологию личности преступника в криминологической науке рассматривают как методы глубокого познания этого явления. Уяснение этого вопроса позволит эффективно осуществлять, в частности индивидуальную профилактику – одну из функций практических органов. Поэтому при подготовке ответа целесообразно определить, что представляет собой классификация и типология. В учебной и научной литературе встречаются различные критерии для классификации, которые не представляют особенных затруднений. Более сложен вопрос о распределении преступников на типы. Из всего многообразия имеющихся позиций и точек зрения, требуют разбора несколько типологий. В рамках социальных аспектов (по взаимодействию личности и ситуации) выделяются случайный, ситуационный, неустойчивый, злостный, особо опасный преступник (А.Б. Сахаров). По признаку социально-психологических особенностей (личностно-мотивационные свойства) выделяются корыстный, самоутвержающийся (престижный), игровой, насильственный, сексуальный преступник (Ю.М. Антонян) или корыстный, насильственный, корыстно-насильственный, универсальный (Ю.М. Антонян).
4. Проблему механизма преступного поведения рекомендуется начинать с формулировки его понятия, которое некоторые ученые определяют преимущественно с психологической точки зрения, а другие позиций социальных условий формирования личности. Следовательно, звенья механизма преступного поведения, с учетом обозначенных концепций, будут различны, а значит, различными будут и представленные схемы. Каждое звено следует подробным образом исследовать. Так, изучение мотивации преступления предполагает обращение к понятиям «потребность», «возможность», «ценностные ориентации», «мотив» и его видам. Особое внимание следует уделить классификации мотивов. Требуется четко определять критерии, по которым производится их разделение, высказанные различными криминологами: Г.А. Аванесовым, В.В. Лунеевым, К.Е. Игошевым и др. При характеристике планирования преступления целесообразно проанализировать цель совершения преступления (основную, промежуточную, дополнительную), выбор объекта преступного посягательства, способов и средств достижения цели, принятие решения. Реализация преступления и посткриминальное поведение также являются звеньями механизма индивидуального преступного поведения и требуют подробного их разбора. Следует также обратиться и к рассмотрению конкретной жизненной ситуации, в условиях которой преступник действует.
5. Понятие жертвы – стержневое в виктимологии и напрямую зависит от объема предмета данной отрасли криминологии. Это обстоятельство необходимо учитывать в первую очередь. Поэтому определений жертвы должно быть несколько, в том числе и в криминальной виктимологии. Далее следует указать, что в последней, наряду с понятием «жертва» используется понятие «потерпевший», его обучающиеся найдут в статье 42 УПК РФ. Однако криминальная виктимология рассматривает это понятие шире. Вопрос, связанный с типологией целесообразно раскрывать с точки зрения уровня и устойчивости виктимности жертвы (персонодефектная, ситогитивная, случайная), а также исходя из поведения жертв (провоцирующая, способствующая, облегчающая). Однако для этого требуется также изучить понятие «виктимность». Необходимо отметить что термин «виктимность» был введен в научный оборот Л.В. Франком, но в науке до сих пор не выработано единого мнения на этот счет. Так, по-мнению Л.В. Франка виктимность – есть реализованная преступным актом «предрасположенность», способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления. Д.В. Ривман полагал, что виктимность представляет собой объективно присущую человеку (реализованная преступным актом или оставшаяся в потенции), но не фатальная способность, «предрасположенность» стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления. В.И. Полубинский говорит о виктимности как свойстве человека, обусловленном его социальными, психологическими или биофизиологическими качествами, способствующими в определенной жизненной ситуации формированию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправными действиями. При характеристике виктимности следует остановиться также и на ее видах: индивидуальной и массовой, биологической и профессиональной и др. Виктимизация представляет собой процесс превращения потенциальной жертвы в реальную, его конечный и совокупный результат, характеризующийся данными, отвечающими на вопросы: от какого вида преступлений, кто, где и когда потерпел вред. Другими словами виктимизация есть, во-первых, динамический процесс превращения лица в жертву, во-вторых, результат случаев проявления индивидуальной виктимности, характеризующихся качественными и количественными показателями совокупности членов общества или семей, пострадавших от преступлений, преступности в целом.
6. Виктимологическую профилактику преступлений необходимо рассматривать следующим образом. Сначала студентам предстоит сформулировать понятие виктимологической профилактики. Далее указать, что виктимологическая профилактика представляет собой систему, обладающую своими объектами (криминальная виктимность и ее виды; виктимогенные факторы и ситуации; виктимогенные группы населения и конкретные лица) и субъектами (специализированные: правоохранительные органы, органы власти, образования, здравоохранения; неспециализированные: коммерческие организации, профсоюзы, ЧОП, средства массовой информации и т.д.). Указанные субъекты осуществляют виктимологическую профилактику при помощи соответствующих мер убеждения и мер помощи (стимулирования и защиты). Интерес также представляет вопрос о виктимологической профилактике за рубежом
Основная литература
Антонян Ю.М. Криминология : учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. – 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2014. - 523 с.
Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. ‒ 799 с.
Криминология : учеб. пособие / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2012. ‒ 489 с.
Криминология : учеб. пособие для бакалавров / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова; МГУ. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2013. - 489 с.
Лунеев В. В. Криминология : учебник для бакалавров / В. В. Лунеев. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 686 с.
Дополнительная литература
Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000. 207 с.
Антонян Ю.М. Преступный человек и личность преступника: лекция //Российский криминологический взгляд. 2008. № 3. С. 140–150.
Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004. 366 с.
Вишневецкий К.В. Виктимологическое обеспечение национальной безопасности России // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 349-353.
Гладышев Ю.А. Антропологические теории в криминологии о причинах преступности // Юридическая техника. 2012. № 6. С. 130-132.
Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1987. 168 с.
Кобец П.Н. О комплексном изучении личности преступника в отечественной криминологии // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 53. С. 173-175.
Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии: (о структуре индивидуального преступного поведения): монография. М., 2007. 173 с.
Логунова О.А. Некоторые теоретические и прикладные аспекты изучения личности и поведения серийных сексуальных убийц (обзор зарубежных исследований) // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С.163-174.
Орлов В.Н. К вопросу о структуре личности преступника //Российский криминологический взгляд. 2006. № 1. С. 62–67.
Чечель Г.И. Личность преступника как фактор, влияющий на назначение наказания // Российский следователь. 2012. № 5. С. 36-40.
Яковлева О.А. Личность преступника в структуре уголовно-правовой, криминалистической и криминологической характеристик деяний, предусмотренных главой 26 УК РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2012.№ 2. С. 230-234.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|