Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Детерминанты преступности





Теоретические вопросы занятия

1. Понятие и виды криминологической детерминации. Криминологические детерминанты

2. Концепции причин преступности в отечественной криминологии

3. Классификация причин и условий преступности

4. Причины и условия преступности на современном этапе в России

Практические вопросы занятия

Задание 1.

«Нам следует набраться мужества для того, чтобы отказаться от тривиального представления о причинности, когда нам кажется, что одни и те же «причины», действующие на один и тот же «объект», обязательно должны порождать одни и те же следствия» Н. Моисеев.

Объясните указанное выше высказывание.

Задание 2.

«Если бы мой сын не пошел в тот злополучный вечер в кафе, ничего бы не произошло, и преступление бы он не совершил», − сказала следователю мать Малышева, который в драке причинил тяжкий вред здоровью С. Между Малышевым и С. произошла ссора в кафе, где оба находились в состоянии алкогольного опьянения.

Права ли мать Малышева? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 3.

В одном из микрорайонов города № резко возросло количество изнасилований. Какие из перечисленных факторов могут детерминировать рост данных преступлений и почему:



- отсутствие уличного освещения;

- создание в микрорайоне двух профессиональных училищ;

- рост алкоголизма и наркомании в городе в целом;

- неудовлетворительная работа участковых инспекторов по выявлению преступников;

- увеличение числа безработных мужчин ввиду закрытия завода, расположенного на территории микрорайона;

- снижение уровня социальной защиты населения (невыплата заработной платы в срок, пенсий, пособий и т. п.).

Задание 4.

Приведите примеры уголовных дел, где можно четко определить причину (причины) и условия совершения преступления.

Всегда ли можно дифференцировать причину и условие совершения преступления?

Задание 5.

Покажите на отдельных исторических периодах развития России, как изменялись причины и условия преступности в зависимости от существующих политических и экономических условий (дореволюционный период, период советского строительства, период «перестройки», и др.)

Задание 6.

Определите и классифицируйте детерминанты преступности и преступлений по конкретным критериям (уровню, механизму действия и т.д.):



n политическая и экономическая нестабильность в стране;

n отсутствие квалифицированных сотрудников в правоохранительных органах местного отдела внутренних дел;

n ухудшение экологической обстановки в городе и рост онкологических и иных тяжелых хронических заболеваний;

n рост пьянства, алкоголизма, наркомании, проституции;

n безработица;

n ухудшение демографической обстановки (снижение рождаемости и рост смертности в городе и стране);

n пропаганда криминального образа жизни и стереотипов насильственного решения конфликтов в средствах массовой информации;

n увеличение числа лиц, страдающих дебильностью, психическими расстройствами и заболеваниями,

n открытие в микрорайоне ночного клуба с казино, рюмочной, нескольких баров,

n наличие во дворе нескольких высотных домов неформальной молодежной группировки криминальной направленности,

n изменение состава населения области вследствие возвращения по амнистии двадцати тысяч освободившихся из мест лишения свободы осужденных,

n увеличение количества регистрирующихся в городе браков, рост разводов,

n закрытие в селе средней школы, детского сада,

n трагическая смерть близкого родственника, повлекшая резкое ухудшение материального положения лица,

n участие преступника в боевых действиях по ликвидации бандформирований в Чеченской республике и Дагестане.

Задание 7.

Геннадий Михасевич в период с 1971 по 1984 год убил 36 женщин. Он работал зав. Ремонтными мастерскими, имел жену и двоих детей, но страдал комплексом сексуальной неполноценности. Только в начале 80-х годов следователь Игнатович соединил все эти убийства в одно уголовное дело и предположил, что это дело рук одного человека. Игнатович опубликовал эту версию в СМИ, после чего Михасевич, пытаясь избежать разоблачения, подбросил к очередной жертве записку, в которой утверждал, что убийства совершают обманутые мужья города Витебска. Однако, благодаря этой записке, по почерку преступник был изобличен. За этот период по преступлениям Михасевича незаконно было осуждено 14 человек, из которых один расстрелян, другой покончил с собой, третий ослеп, четвертый отсидел в местах лишения свободы 10 лет.



Назовите условия, способствовавшие совершению преступлений Михасевичем в течение длительного времени.

Тематика докладов

1. Нравственное состояние общества и преступность

2. Политические интересы и преступность

3. Социальные отношения и преступность

4. Экономические отношения и преступность

Перечень терминов

Детерминация, детерминанта, детерминизм, причины преступности, условия преступности, факторы преступности, корреляты.

 

Методические рекомендации для СРС

1. Вопрос о процессе порождения преступности – криминологической детерминации является одним из самых острых и дискуссионных. Этот термин криминологи заимствовали у философии, сформировавшей учение о детерминизме – всеобщей обусловленности (зависимости) предметов, событий и явлений окружающей действительности, в результате которой происходит взаимодействие, то есть передача (переход) энергии, вещества, информации из одной системы к другой. К настоящему времени учеными выявлено 32 вида детерминации, наиболее существенными из которых являются причинная, обусловливающая, корреляционная, функциональная, связь состояний, системно-структурная и др. Однако в систему криминологической детерминации обычно включаются первые три вида связей, сущность которых студентам необходимо отчетливо представлять.

Причинная связь представляет собой такую связь, при которой одно явление (причина) с неизбежностью порождает другое явление (следствие). Отсюда следует, что причины – это явления (системы), порождающие, другие явления (системы) – следствия. Особенность причинной связи заключается в следующем: 1) причина, производя действие, порождает следствие; 2) одна и та же причина в одних и тех же условиях всегда порождает одно и то же следствие; 3) причина предшествует следствию во времени; 4) следствие не может быть причиной этой же самой причины. В основе такого вида связи лежит понятие причина – одна из криминологических детерминант.

Обусловливающая связь – есть такая связь, при которой одно явление (условие) способствует, создает возможность возникновения и проявления причины. Таким образом, сами по себе условия не могут породить, произвести следствие, но в соответствующей ситуации способствуют реализации действия причины. Роль условия обычно выполняет та среда, в которой действует причина, т.е. это среда действия причины, среда порождения следствия. Условие воздействует на причину подобно катализатору, т.е. или способствует, облегчает действие причины, или затрудняет, препятствует таковому: ускоряет ее действие или замедляет. В основе такого вида связи лежит понятие условие – одна из криминологических детерминант

Корреляционная связь – это зависимость одного или ряда явлений от другого или других явлений, между которыми нет явной причинно-следственной или обусловливающей связи. В основе такого вида связи лежит понятие коррелянта – одна из криминологических детерминант.

Важно учитывать, что в настоящее время в криминологической науке имеются ученые предлагающие объяснять происхождение преступности комплексно, с учетом основных видов детерминации, а также основываясь на выделении одного из них (Я.И. Гилинский).

2. В связи с тем, что причинная связь является генетической, наиболее важной при объяснении происхождения преступности в криминологической науке значительное внимание было уделено именно причинам преступности, предлагались различные мнения на этот счет. В общем виде основные концепции причинности отображаются в опорных схемах, содержание которых студентам необходимо расширить при подготовке к семинарскому занятию.

Концепция факторов:

Ключевое понятие при таком подходе – фактор. Фактор – это такое конечное явление, которое могло бы выступить в качестве первопричины, причины причин преступности. Сущность факторного подхода заключается в стремлении найти конкретное явление, порождающее преступность, найти единственное обстоятельство или некоторую их совокупность. В качестве первопричины, например, в разное время называли как общие (общественное разделение труда, уровень развития производительных сил) так и частные (низкий уровень образования, недостаточность материального обеспечения, страсти или страстность человека, дефекты психологии индивидуумов) обстоятельства. В рамках этой концепции выделяют однофакторный (когда пытаются установить корреляционную зависимость между каким-то одним конкретным процессом или явлением и преступностью) и многофакторный подходы (при установлении корреляционных зависимостей между различными по характеру явлениями и преступностью). Указанные криминологами факторы не являются исчерпывающими. При анализе преступности всегда можно обнаружить новый фактор, который при других обстоятельствах мог и не носить криминогенный характер. Факторный подход характерен в разной степени, как для зарубежной, так и для отечественной криминологии.

фактор
фактор
фактор
фактор
преступность
преступность

Концепция социальных противоречий:

В связи с тем, что фактор – категория изменяющаяся (динамичная), ученые предприняли попытку отказаться от поисков конкретного явления, формирующего преступность или их комплекса и выявить постоянное (статическое) общее явление, порождающее преступность. К нему отнесли категорию социальных противоречий. Социальные противоречия существуют в различных сферах: между общественным, корпоративным и личным интересом; потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д. Они и составляют основную причину преступности. Сущность концепции социальных противоречий состоит в указании на то, что в любом обществе имеются различные противоречия, обусловленные неоднородностью общества и влияющие на возникновение преступности. Противоречие между социальным положением людей, которое определяет их социальные возможности и их потребностями чаще всего проявляется в несоответствии экономических, политических, культурных и т.д. статусов индивида друг другу и образует постоянную причину преступности.

личность
личность
Социальная группа  
Социальная группа
общество
ПРЕСТУПНОСТЬ

Концепция социального взаимодействия:

Некоторые ученые обратили внимание на то, что сами по себе социальные противоречия не ведут к преступности. Для этого требуется взаимодействие сторон, составляющих противоречие. Кроме того, преступность могут породить взаимодействия сторон непротиворечивых или нейтральных к данному процессу явлений. Любое общество существует в виде различных взаимодействий: внешних (социальной среды и личности) и внутренних (экономических, политических, социальных и духовных условий жизни людей; между собой различных характеристик людей: потребностей, интересов, ценностных ориентаций и т.п.). Сущность концепции социального взаимодействия сводится к тому, что взаимодействие социальной среды и личности в определенных условиях приводит к порождению преступности. За любым изменением внешних условий жизни в процессе взаимодействия стоит изменение потребностей людей, их представлений о допустимых и эффективных средствах их удовлетворения в изменившихся условиях.Социальная среда криминализируется, включает преступность, а личность приобретает опыт преступного поведения.

 

Личность типы личности взаимодействие Социальная среда
потребности   интересы   ценностные ориентации   прочее условия: экономические политические социальные духовные

При подготовке к семинару, опираясь на учебную литературу необходимо постараться выяснить сторонников того или иного подхода в объяснении причин преступности, уметь на примерах их объяснять.

3. При ответе на вопрос о классификации причин и условий преступности на семинарском занятии достаточно предложить традиционные критерии. По уровню различают причины и условия на три группы: преступности в целом; различных видов преступности; отдельных преступлений. По характеру подразделяют на объективные, субъективные и субъективно-объективные. По содержанию выделяют экономические, политические, социальные и другие.

4. Последний вопрос целесообразно рассматривать с точки зрения различных концепций причинности.

 

Основная литература

Антонян Ю.М. Криминология : учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. – 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2014. - 523 с.

Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. ‒ 799 с.

Криминология : учеб. пособие / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2012. ‒ 489 с.

Криминология : учеб. пособие для бакалавров / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова; МГУ. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2013. ‒ 489 с.

Лунеев В. В. Криминология : учебник для бакалавров / В. В. Лунеев. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 686 с.

Дополнительная литература

Багреева Е.Г. Об этнокультурных причинах преступности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 2 (22). С. 4-7.

Воронин Ю.А. Преступность и ее первопричины: криминолого-политологическая интерпретация // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 27 (318). С. 62-72.

Гамазина И.В. Причинность как одна из форм детерминации в криминологии преступлений против правосудия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 4 (108). С. 391-395.

Клименков И.Н. О некоторых причинах преступности в современной России // Человек: преступление и наказание. 2012. № 2. С. 86-88.

Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России. М., 2006. 112 с.

Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. 208 с.

Малинин В.Б. философские основы причинной связи в уголовном праве и криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 24. С. 12-18.

Старков О.В. Причины и условия преступлений: [лекция] //Российский криминологический взгляд. 2008. № 2. С. 121–156.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.