Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Внушению. Вера побеждает волю.

 

· Перед вами на полу лежит доска шириной примерно 20 сантиметров, длиной 5

метров. Вы вполне можете пройти по ней от одного конца до другого. Вряд ли это вызовет какие-либо затруднения.

· Теперь перебросьте точно такую же доску 20 сантиметров шириной и 5 метров

длиной через глубокое ущелье в скалах. Вы сможете с такой же легкостью пройти по ней сейчас? В чем разница? Почему теперь мы ведем себя совсем иначе?

Знание о глубине обрыва заставляет думать о том, что вы можете оступиться. Этот аспект не играет никакой роли, пока доска лежит на полу. Мысль о падении с высоты будет разгораться в вашей голове, словно лесной пожар. Она будет казаться все более реальной. Поэтому при обычных обстоятельствах, даже если вы и собирались пройти по доске над пропастью, идея об опасности удержит вас от такого шага. Вера или даже воображение взяли верх над волей.

Любое внушение осуществляется посредством силы иллюзий, которые вы впускаете в свой мозг. Чем объемнее образ, возникающий перед вашими глазами, тем больше сила его внушения. Следующий пример иллюстрирует это.

 

Эксперимент «Свежесть»

 

Пожалуйста, прочтите:

1. Вы чувствуете себя свежо.

2. Пока вы читаете эти строки, дышите размеренно и спокойно. С каждым вдохом

сознательно вбирайте в себя новую энергию. Вы чувствуете себя очень хорошо. Энергия свежести с каждой буквой приятно разливается по телу - от головы до кончиков пальцев.

 

Почему второе предложение оказывает гораздо более сильное воздействие, чем первое? Потому что когда я формулировал эти предложения, то первым обозначил контуры картины, а в процессе чтения второго вы наполнили ее красками. Внушения-связи, то есть внушения, использующие формулу «Если То - Тогда Это», - одни из самых сильных. Мы встречаемся с ними повсюду. На улице дождь, поэтому у меня плохое настроение. Когда мой молодой человек ведет себя так-то и так-то, это выводит меня из себя. Если я сижу в машине на заднем сиденье, мне становится плохо. Вы можете продолжить этот список, исходя из своего жизненного опыта. И конечно, такие внушения действуют в обратном направлении:



· Если я пойду к врачу, мне быстро полегчает.

· Ваш ребенок ударился и бежит к вам. Вы обнимаете его, приговаривая:«Я

поглажу тебя по головке, и все сразу пройдет».

Мы неизбежно попадаем под действие подобных внушений-связей. В большей или меньшей степени. В зависимости от того, насколько мы напряжены и о какой именно иллюзии идет речь, они могут становиться сильнее нашей воли. Независимо от вашего желания ваш организм непременно будет вырабатывать слюну под воздействием иллюзии свежего лимона. Хотите вы этого или нет. Еще один убедительный пример из сферы сексуальности. У мужчин яркие эротические фантазии приводят к видимым реакциям тела. Поэтому нашему телу не может быть все равно, о чем мы думаем. Наши мысли могут толкать нас на ошибки, а могут способствовать успеху. Энергии, которые здесь работают, совершенно точно относятся к области самовнушения. Рхонечно, вам все равно нужно прикладывать усилия для достижения цели, но ваши мысли - это попутный ветер. Принимая во внимание то, что наша воля чаще всего проигрывает в борьбе с верой, нужно понимать, что, помимо воли к достижению цели, необходима вера в то, что успех возможен.

Проучившись пять семестров в университете, я хотел пройти предзащиту по своей специальности - письменный и устный перевод. Помимо всего прочего, в экзамен входили четыре письменных перевода: один текст я должен был перевести на английский, второй - на французский и еще два - с иностранного на немецкий. Использовать переводные словари и грамматические справочники запрещалось. В течение семестра мои переводы были довольно ровными. Не выдающимися, но и не самыми плохими. Но с переводом на французский у меня были проблемы. Дело шло как-то туго. Я не мог добиться удовлетворительного результата.

На последнем пробном экзамене у меня был самый плохой перевод из всех, и это за четыре недели до дня икс. Но у меня было твердое желание пройти предзащиту и непоколебимая уверенность, что я на это способен.

После провала на пробном экзамене я пришел к своей преподавательнице, очень образованной и всегда готовой помочь француженке, чтобы обсудить с ней сложившуюся ситуацию. Она честно сказала, что считает, что сдать экзамен для меня будет затруднительно, хотя она с радостью мне поможет, если я все-таки решу попытаться. Я был опустошен. Моя жена до сих пор вспоминает тот день, когда я готов был все бросить. Она же привела меня в чувство и объяснила, что, даже имея так мало времени на подготовку, можно сдать экзамен, нужно только усиленно заниматься.

Я остался в университете на каникулы между семестрами и регулярно приносил моей преподавательнице два перевода в неделю. Она забирала их домой, исправляла, снабжала комментариями и отправляла мне по почте. В общем, на научное руководство в университете мне было грех жаловаться.

Повсюду в моей квартире висели мотивирующие записки, лежали иностранные газеты и журналы, а я всегда и везде переводил все новые и новые тексты. Перед началом занятий я каждое утро посвящал 45 минут занятиям цигун. Во время этих медитаций я воображал себе, что экзамен прошел как по маслу и я подхожу к стенду с вывешенными результатами и вижу, что сдал. В мыслях я уже сидел на экзамене и переводил. Остаток дня я зубрил. А вечером отправлялся на кухню, чтобы в качестве награды приготовить себе что-нибудь особенное.

Мои переводы с каждым разом становились все лучше и лучше, и в результате я успешно прошел предзащиту. Одного только желания сдать экзамен мне бы не хватило. Одних фантазий о том, как гладко все может пройти, было бы недостаточно. Но мотивирующие медитации каждое утро придавали мне сил. Я не допускал ни единой мысли о возможной неудаче. Не слушал ничьих возражений о том, что моя задумка нереальна. У меня была сила улучшить свои знания настолько, насколько это вообще возможно за столь короткий промежуток времени. Позитивное мышление ни к чему не приводит, если за ним не следует действие. Нужно своевременно браться за достижение цели и держать в мыслях правильные образы. Любая идея оказывает влияние на наше поведение и с равной вероятностью может материализоваться. Яркие образы могут убрать с вашего пути любые сомнения. Подумайте еще раз о том, что всякая энергия следует за вашим вниманием. Думая о неудаче, вы забираете энергию из образа успеха. Ваше самовнушение теряет силу, или, что еще хуже, вы притягиваете неудачу. Мысли ни в коем случае не должны метаться от позитива к негативу, так вы не сдвинетесь с места.

Мир такой, каким вы его ожидаете увидеть, поэтому каждая мысль и образ будут непременно находить отражение в реальности. Вспомните пример с горничными, похудевшими только потому, что ожидали этого, или историю с учениками, которых стали лучше оценивать после того, как учителя были соответственно проинформированы. Такова сила внушения. И поскольку никто, кроме вас, больше не несет ответственности за ваши мысли, сосредоточьте в себе всю доступную силу.

 

Мир такой, каким вы его ожидаете увидеть, поэтому

Каждая мысль и образ будут непременно находить

Отражение в реальности.

 

При этом не стоит мысленно превозносить себя над остальными людьми, ведь такая сила есть у каждого. Не будь люди так сильно подвержены внушениям, мы, возможно, могли бы смотреть по вечерам телевизор без рекламных пауз и слушать по радио более претенциозную музыку, чем та клейкая масса, которую крутят лишь для того, чтобы занять время между рекламными блоками. Образы, содержащиеся в них, влияют на наше подсознание. Каждая деталь имеет значение.

Вот два примера очень хорошо удавшихся образов:

· В городе Остин, штат Миннесота, компания «Hormel», занимающаяся производством мясопродуктов, решила проверить силу убеждения корпоративного логотипа с изображением веточки петрушки. Просто размещая на предлагаемом на пробу мясе логотип «Hormel» с зеленой петрушкой, исследователи добились того, что респонденты находили его более свежим, чем остальные сорта мяса.

· В ходе другого исследования компания «Seven Up» проверила, влияет ли цвет напитка на вкусовые ощущения. Выяснилось, что цвет определяет вкус - после того как в напиток добавили на 15 % больше желтого оттенка, респонденты практически единогласно утверждали, что он приобрел цитрусовый или лимонный вкус.

 

Эксперимент Варга

 

1. Погребения для погода хорошая.

2. Маму в престарелых доме навещает свою он.

3. Он на брюках за складками следит.

4. Беспокойся не.

5. Медленно он едет всегда как.

6. Забывчивым раньше я был.

7. И серый старый костюм этот.

8. Морщинистое ест яблоко он.

9. Автор перед одиночестве сидит в компьютером.

Нет, это не слова мудрого мастера Йоды. Это просто предложения со случайным порядком слов. Пожалуйста, приведите эти предложения к осмысленному виду.

Верите вы или нет, но после выполнения задания этого эксперимента ваши движения стали медленнее, чем до того, как вы прочитали этот список! Просто проверьте. Понимаю, что в это сложно поверить, но этот феномен был изучен и научно обоснован талантливым психологом Джоном Баргом. Если вы еще раз внимательно пробежитесь глазами по списку предложений, то сможете заметить, что в них использовано много слов, которые мы автоматически ассоциируем со старостью (серый, морщинистый, забывчивый и т. д.). Наше подсознание окружается образами «бренности бытия» и проблемами «возрастных ограничений». Вследствие чего вы начинаете двигаться медленнее, чем минутой ранее. Неважно, что вы делаете или делали до этого.

Барг и его коллеги назвали это явление «прайминг-эффект», то есть «эффект предшествования» (от английского «to prime» - инструктировать заранее). Я впервые узнал о нем из книги Малколма Гладуэла «Озарение!». Во многих экспериментах люди поддавались языковому воздействию, даже не замечая того. Так, Гладуэлл описывает один опыт, где Барг пытался выяснить, можно ли при помощи прайминга подсознательно настроить студентов на более терпимый лад. Для этого участники эксперимента были разделены на две группы. Первой группе предложили тесты, в которых доминировали такие понятия, как «агрессивный», «нетерпеливый», «невежливый», «возмущенный» и т. п., а в тестах, выданных второй группе, напротив, доминировали такие понятия, как «вежливый», «обходительный», «дружелюбный» и «терпеливый».

Ключевые слова в тестах были использованы так, чтобы студенты не могли разглядеть логику их употребления. Для успеха эксперимента очень важно, чтобы испытуемые не заметили, что подвергаются воздействию прайминг-эффекта. После прохождения теста каждый студент должен был сдать свою анкету исследователю и получить дальнейшие инструкции. Но эксперимент был организован таким образом, что ни один из студентов не мог пробиться к исследователю. Тот всегда оказывался занят разговором с кем-нибудь другим. Барг хотел установить, будут ли студенты под воздействием позитивных образов реагировать вежливее и ждать дольше, чем остальные. Так оно и получилось.

Все студенты, подвергшиеся влиянию негативных слов, прерывали разговор исследователя и заставляли себя выслушать, не прождав и пяти минут. А большинство студентов, получивших тесты с вежливыми словами, в 82 % случаев вообще не вмешивались в разговор исследователя. После десяти минут ожидания опыт автоматически прерывался, поэтому мы не знаем, насколько еще могло бы хватить их терпения.

Похожее исследование было проведено в Амстердамском университете голландскими психологами Алом Дейкстерхейсом и Адом ван Книппенбергом. Студентов просили ответить на каверзные вопросы, которые они позаимствовали из игры-викторины «Trivial pursuit» (в переводе с английского «Обычное дело»). Но перед тем как задавать вопросы, половину студентов попросили в течение пяти минут представлять себе, что они профессора, и потом записать свои ассоциации. Оставшиеся студенты в течение пяти минут воображали себя хулиганами, вживались в эту роль и также записывали свои ощущения.

Группа хулиганов в результате смогла дать 42,6 % правильных ответов, а группе профессоров удалось обогнать их и верно ответить в 55,6 % случаев. Это огромная разница! Обе группы состояли из одинаково образованных студентов и отвечали на вопросы одинакового уровня сложности. Но из-за воздействия прайминг-эффекта они пребывали в абсолютно разном расположении духа. Идентификация с предложенной ролью стала решающим фактором, повлиявшим на качество ответов.

Другие исследования показали, что чернокожие студенты выполняют тестовые задания хуже, чем их белые однокурсники, если перед началом тестирования их просят указать свою расовую принадлежность. Очевидно, существует множество незаметных для нас внешних раздражителей, оказывающих влияние на наше поведение. Этому есть много наглядных примеров: если в ресторане играет классика, то посетители заказывают в три раза больше дорогого вина, чем в случае, если фоном служит эстрадная музыка. Если официант, принося чек, дотрагивается до руки или плеча гостя, то получает больше чаевых. Мороженое в круглой емкости кажется нам вкуснее, чем в прямоугольной.

Некоторые из вас сейчас захотят возразить. Как же тогда может быть верным утверждение, что «вся сила идет изнутри», если очевидно, что на нас так сильно влияют внешние факторы? Неужели мы - всего лишь марионетки? Нет. Ведь мы можем позаботиться о том, чтобы эти факторы не оставались для нас незамеченными, и включать их в мыслительный процесс. Только в таком случае мы становимся активными субъектами действия. Теперь давайте задумаемся над тем, как можно заставить других людей думать в нужном нам направлении...

 

Сила внушения

 

Внушение - это моя работа, поэтому я часто замечаю, насколько велики его возможности, если слова произносятся уверенно, без тени малейшего сомнения. Например, в одной из своих передач Ури Геллер задался целью помочь бросить курить как можно большему количеству людей.

Сначала он попросил всех пришедших в студию гостей достать из сумок сигареты. Далее он сосчитал до трех. На счет «три» все курильщики должны были бросить свои пачки на сцену: один, два, три - сотни пачек летят на сцену из зрительного зала. В то же время зрители, сидящие перед экранами домашних телевизоров, тоже должны были скомкать и выбросить свои сигареты. После чего Ури Геллер серьезно, с непоколебимым выражением лица посмотрел прямо в камеру, а затем громко и четко произнес: «С этого момента вы больше не курите!» Вот и все. И каков результат? Десятки людей из числа гостей студии и тысячи телезрителей и впрямь бросили с этого момента курить. Впоследствии это проверялось.

Но были и исключения. Например, Винсент Равен, который после окончания передачи собрал все пачки с сигаретами со сцены в огромный мусорный мешок и пользуется этим запасом, наверное, до сих пор. Какие выводы мы можем сделать из этой истории? Их два! Первый вывод: на Винсента Равена не действует внушение. Второй: сила и уверенность любое требование могут превратить во внушение.

Британский менталист Деррен Браун в своей книге «Хитрости разума» написал, что, будучи начинающим гипнотизером, в своих первых попытках использовал 45-минутные индукции. Так называются тексты, помогающие погрузиться в транс. Они могут начинаться, например, так: «Ты расслабляешься, твое дыхание становится размеренным и спокойным. Твои веки медленно наливаются тяжестью...» Многим такие или подобные предложения знакомы по аутогенным тренингам. Однажды к Брауну пришел один из его однокурсников, наслышанный о его способностях гипнотизера. Вряд ли он предполагал, что увидит работу большого мастера. Браун коротко и сосредоточенно посмотрел на него, а затем неожиданно резко сказал: «Спи!» Студент мгновенно погрузился в транс!

Со мной случилось нечто похожее летом 2005 года. Меня пригласили выступить на частной вечеринке, и я показывал один из своих экспериментов с внушением. Я пригласил одну юную леди подняться на сцену, предложил ей удобно встать и закрыть глаза. Затем попросил ее расслабиться и не обращать внимания ни на что, кроме моего голоса. Наконец я произнес: «Сейчас я щелкну пальцами, и ты абсолютно расслабишься - ты абсолютно свободна и не напряжена». Сказано - сделано: девушка моментально обмякла! Я едва успел ее подхватить. Она практически упала без сознания прямо на сцену. Невероятно! С тех пор каждому, кто участвует в этом эксперименте, я предлагаю присесть.

Внушения действуют на разных людей с разной степенью интенсивности. Есть люди, которые, как в приведенном примере, сразу поддаются воздействию. Другие оказываются не так восприимчивы.

Пенн и Теллер - два выдающихся американских иллюзиониста. Они называют себя «Con Artists», то есть фокусниками. Их цель - разоблачение мошенников, а публику они развлекают тем, что точно демонстрируют механизм действия чужих трюков. Профессиональная группа, над которой Пенн и Теллер потешаются охотнее всего, называется «Чудотворцы». Они ведут свою телепередачу с говорящим названием «Чушь» (по-английски «Bullshit»), где регулярно самым тривиальным образом объясняют так называемые необъяснимые феномены. Они берут интервью у людей, которые предположительно были похищены инопланетянами, лично беседуют с «погибшими» и анализируют внутреннее устройство разнообразных чудесных приспособлений, чтобы показать, как производители наживаются на некомпетентных покупателях. В общем, имеют дело как раз с чушью.

В одном из своих экспериментов они показали, насколько надежно сила внушения действует на совершенно обычных людей с улицы. Для этого они купили дешевое медное кольцо, на такие обычно вешают занавески, и показывали его посетителям торгового центра где-то в Америке. Они задавали людям простой вопрос, знают ли они, что это за предмет. Практически все правильно его опознавали и говорили, что речь идет о гардинном кольце. Потом тем же людям задавали вопрос, сколько в таком случае они готовы за него заплатить.

В среднем названная сумма никогда не превышала пяти долларов. Затем Пенн и Теллер поместили это же кольцо в обитую бархатом шкатулку и следующим посетителям торгового центра уже говорили, что она заряжена положительной энергией и охраняет благополучие своего хозяина. Они давали людям подержать кольцо в руке и спрашивали о том, почувствовали ли они что-то особенное при контакте, мурашки или, возможно, приятное тепло. И на самом деле большинство из участников эксперимента заявляли, что испытали некое позитивное ощущение.

Но Пенн и Теллер пошли еще дальше. Они надели белые халаты, развесили позади себя профессионально сделанные плакаты и назвались учеными, которые изучают энергетическое влияние этих особенных колец. После такого представления практически все люди, которые касались кольца, говорили о его приятном воздействии и были готовы заплатить за него до 50 долларов. Такова сила внушения! Белый халат и убедительная уверенность в голосах мнимых ученых заставили прохожих почувствовать мурашки от соприкосновения с обычным медным кольцом.

 

Эксперимент «Молочник»

 

Если вы однажды захотите проделать нечто подобное, вам совершенно необязательно идти в торговый центр с гардинным кольцом. Вместо этого в следующий раз, когда к вам в гости придут друзья, и вы захотите угостить их чашечкой кофе, проведите эксперимент с похожим действием. Итак, вы удобно сидите рядом и насаждаетесь прекрасным, свежесваренным кофе. До того как кто-то добавит в кофе молоко, возьмите молочник, понюхайте и скажите: «Ой, кажется, молоко скисло, какой ужас...» Затем с брезгливым выражением лица поставьте его обратно на стол. Теперь никто не нальет себе молока в кофе. Спорим? Возможно, кто-то из друзей даже подтвердит, что молоко действительно скисло. Если хотите, можете даже добавить, что молоко приобрело какой-то странный оттенок, и увидите, что снова найдутся те, кто подтвердит ваше заявление, если вы скажете это уверенно. Затем сходите на кухню якобы за свежим молоком и принесите обратно тот же самый молочник с нетронутым содержимым. Только, пожалуйста, следите за тем, чтобы молоко для эксперимента действительно не было прокисшим.

Во время учебы моей любимой шуткой было незаметно подкрасться со спины к кому-нибудь из однокурсников в библиотеке, дотронуться до его затылка кубиком льда из автомата с напитками и одновременно крикнуть: «Горячо!» Некоторые мои жертвы бывали сильно недовольны и, более того, совершенно уверены, что у них легкий ожог. Возможно, поэтому среди моих однокурсников у меня было так мало друзей.

Я хочу особенно подчеркнуть, что иногда, выражая свое ошибочное мнение, мы лишаем человека способности критически мыслить и объективно оценивать. Собеседник доверяет вам, так как у него нет причин не доверять, и потому верит, что молоко - кислое, а холодное - горячо.

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.