Сделай Сам Свою Работу на 5

Есть ключ к успешному дешифрованию знаков тела.

 

Умным Гансом звали лошадь, которая вызвала огромный интерес общественности в начале XX века. Казалось, что Ганс умеет считать, вычислять, узнавать картинки, определять время по часам и владеет абсолютным слухом. Его хозяином был учитель математики Вильгельм фон Остен, обучавший четыре года подряд Ганса счету, чтению и музыке. По окончании своего обучения Ганс мог, кивая или отрицательно качая головой, а также при помощи стужа копытом отвечать на вопросы из названных областей. Во время открытых выступлений лошадь могла посчитать количество гостей или решить сложную арифметическую задачу. Он опознавал игральные карты и называл ноты, издаваемые губной гармошкой. Его талант вызвал фурор. По всему миру появлялись статьи о необычайно разумном животном. В 1904 году даже была сформирована специальная комиссия из тринадцати человек, чтобы выяснить, в чем секрет успешных выступлений Ганса. Требовалось выяснить, какие трюки использует фон Остен. Ремиссия наблюдала за выступлениями со всей педантичностью и после тщательных проверок пришла к выводу, что хозяин лошади не прибегает ни к каким уловкам. Они были уверены, что фон Остен не подает лошади ни прямых, ни косвенных знаков, так как Ганс решал примеры даже тогда, когда они задавались чужим человеком.

Одного из членов комиссии звали Оскар Пфунгст. Дело о необычной лошади никак не давало ему покоя. Даже после того как комиссия дала положительное заключение о способностях Ганса, он продолжат исследования. Однажды он заметил, что Ганс не может решить задачу, если человек, который ее задал, не знает ответа. Тогда он инициировал следующий опыт: правильный ответ записывался на доске, а Пфунгст вставал позади нее. Человек, который делал записи на доске, сразу же уходил из поля зрения лошади. Затем Гансу показывали доску, и только в 50 % случаев Пфунгст сам знал ответ. И каждый раз, когда он не знал верного решения, Ганс также не мог его выдать. Пфунгст сделал вывод о том, что лошадь может найти решение только в том случае, если язык тела человека подсказывает ему, когда задание решено успешно.



Фон Остен был в ужасе и не захотел признавать результаты опыта. Он все так же утверждал, что Ганс может решать задачи самостоятельно. Фон Остен скончался годом позже, исследования Пфунгста уничтожили его веру. Дальнейшая судьба Ганса известна нам лишь отрывочно: возможно, он был убит на полях Первой мировой войны.

И все же история Ганса имеет огромное значение для науки, так как доказывает тот факт, что ожидания исследователя могут иметь значительное влияние на результаты всего исследования. Точно так же, как в примере из первой главы, где учителя стали по-другому оценивать учеников после того, как им рассказали об их особой одаренности. Эти научные выводы вдохновили многих ученых на проведение подобных экспериментов. Как говорил еще Иммануил Кант, каждое исследование преследует свою выгоду.

Я привел здесь историю о Гансе по двум причинам. Во-первых, я считаю ее убедительной потому, что в ней действительно много правды. Во-вторых, Ганс, лошадь, умел делать то, что многим людям даже не приходит в голову освоить, хотя они, безусловно, могли бы это сделать, если бы только захотели. Ганс умел воспринимать и правильно расшифровывать сигналы языка тела людей.

Именно поэтому ему удавалось давать правильные ответы даже тогда, когда его хозяина не было рядом, а вопрос задавал чужой человек. Пока в поле его зрения попадал хоть один человек, знающий ответ, он мог спокойно определить момент, когда задание выполнено. Единственное, что меня удивляет, так это то, что ученые, работавшие с Гансом, не смогли оценить, насколько велики достижения удивительного животного. Чтобы уметь читать язык тела, требуется выдающаяся интуиция. Ну, а если лошадь научилась расшифровывать послания человеческого тела, то и человеку это должно быть по силам.

Интуицию вы сможете развить только в том случае, если будете постоянно ее тренировать. Наблюдайте за людьми всегда, когда у вас появляется малейшая возможность. Сделайте это своей страстью. Как только в следующий раз вам придется ждать в поликлинике, в очереди за билетом в кино, на автобусной остановке, в кафе, включайте ментальные щупальца. Лично для меня паром, который следует из Манхэттена в Стейтен-Айленд - лучшее место для наблюдения. Здесь собираются люди всех типов, словно в лаборатории. Такие места идеальны.

Во время наблюдения попытайтесь представить себя на месте этого человека, думайте как он. Вы можете предсказать его следующее действие? Как бы вы отреагировали в следующую секунду, будь вы на его месте? Вы должны по-настоящему вжиться в новую роль. При этом помните, что все это только игра, ничего серьезного. Если вдруг вы ошибаетесь, в этом нет ничего страшного. Вы же просто тренируетесь. Но я вас уверяю, ваши попытки будут гораздо чаще удачными, чем провальными. Если объект наблюдения покинул помещение, выберите себе новую жертву. Вам уже хорошо удается наблюдение за посторонними, тогда переходите на более близкие объекты, как в пространственном, так и в переносном смысле. Здесь у вас появляются дополнительные возможности: вы можете лучше видеть мимику, и, возможно, в вашем распоряжении будет больше времени. Вам удается заметить движение бровей? Как изменяется форма рта? Вы замечаете «говорящие» жесты, повторяющиеся раз от раза? Время ожидания никогда не было таким увлекательным!

 

Дух следует за телом

 

Поль Экман - один из пионеров в разгадывании и каталогизации выражений человеческого лица. По всему миру его считают настоящим экспертом в области мимики. Его целью является понять, подчиняется ли мимика определенным правилам и можно ли составить словарь для расшифровки выражений лица. Многие ученые до него предполагали, что ребенок имитирует увиденные у взрослых выражения лиц. Поэтому мимику нужно рассматривать через призму культурной принадлежности индивида. Экман объехал весь мир в поисках ответа на этот вопрос, побывал даже у коренных обитателей реликтовых лесов. Людям во всевозможных странах он показывал фотографии и просил охарактеризовать выражение лица человека, изображенного на них: дружелюбие, удивление, горе, страх, отвращение или злость. По всему миру люди быстро и верно интерпретировали увиденное.

В тесном сотрудничестве со своим коллегой Уоллесом Фризеном, после семи лет исследовательской работы, Экман издал огромный каталог так называемых единиц действия. Каталог получил название «Система кодирования лицевых движений» (FACS), на пятистах страницах были описаны комбинации движений лицевых мышц. И по сей день каталог Экмана является настольной книгой для исследователей, занимающихся изучением мимики, с его помощью также делалась анимация героев в мультипликационных фильмах «Шрек» и «История игрушек». Нигде больше вы не найдете такой надежно выстроенной системы.

Экман и Фризен потратили немало времени, чтобы соотнести человеческие черты лица с эмоциями, то есть установить, какое влияние наши мысли оказывают на мимику. Однажды они поставили вопрос иначе. А что, если это работает и в обратном порядке? То есть мимика может влиять на то, как мы себя чувствуем. Новейшие научные исследования говорят: да! Наше мышление - не улица с односторонним движением: то, как вы двигаетесь и управляете своим телом, так же сильно влияет на ваши мысли и чувства, как и мысли - на движения тела.

Пример: вспомните эксперимент Сэми Молчо со счетом при отвисшей челюсти. Положение челюсти негативно отразилось на способностях к вычислению. К похожим выводам пришел и Экман. Они с Фризеном в своих исследованиях работали с такими эмоциями, как злость и печаль. Дни напролет они сидели друг против друга и попеременно изображали на лицах то злость, то огорчение. Спустя некоторое время им стало ясно, что к концу рабочего дня они непременно становятся пессимистичными и дурно настроенными и вообще чувствуют себя плохо. Почему? Для них такие выражения лиц были неестественными. У них появилось подозрение, что мимика и эмоции имеют двустороннюю связь.

Они начали системно проверять свое предположение. В результате выяснилось, что на самом деле выражение лица вызывает значительные изменения в автономной нервной системе. Это значит, что не мысль или эмоция вызывают движение лицевых мышц, а что процесс идет в обе стороны. То есть выражение лица может вызвать определенную эмоцию: наши мускулы оказывают воздействие на чувства! Наблюдения исследователей были однозначными: «Мы чувствовали себя ужасно. Это выражение лица заставляет меня испытывать грусть и душевное страдание. А если я опускаю брови, приподнимаю верхнее веко, сужаю глаза и стискиваю губы, то у меня возникает чувство гнева. Мой пульс учащается, а руки начинают потеть. Если я подвигаю затем мышцами лица, то уже не смогу отменить произошедшие во мне изменения. Это крайне неприятно».

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.