|
Определение норм времени на погрузку и разгрузку транспортных средств
Цель работы: ознакомление с методическими рекомендациями по применению Единых норм времени на погрузку и разгрузку транспортных средств, усвоение особенностей методики определения норм времени на механизированную и немеханизированную погрузку и разгрузку различных видов грузов.
Теоретические положения. Методические рекомендации по применению норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом устанавливаются Едиными нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом предназначены для расчета расценок на оплату услуг по перевозке грузов автотранспортными предприятиями, нормирования и оплаты труда водителей.
Эти нормы применяются в отношении перевозок грузов практически всеми видами грузового транспорта: бортовыми автомобилями и автомобилями-фургонами общего назначения, специализированными автомобилями - самосвалами, фургонами, цистернами, рефрижераторами, контейнеровозами и др., а также тягачами с прицепами и полуприцепами.
В основу разработки Единых норм времени положены:
· технические расчеты и фотохронометражные наблюдения;
· технические характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, автомобильных дорог и т.п., а также результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию. Единые нормы времени разработаны с учетом:
· рациональной организации перевозок грузов и производства погрузочно-разгрузочных работ;
· применения средств механизации: экскаваторов с различной емкостью ковша, автомобильных, мостовых, портальных, козловых кранов, погрузчиков (автомобильных, аккумуляторных и тракторных), транспортеров, механических лопат и других погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;
· особенностей перевозимых грузов - вида их упаковки, удельного веса, физического состояния и др.;
· максимального использования грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава автомобильного транспорта и контейнеров;
· различных дорожных условий эксплуатации автомобилей;
· соблюдения Правил дорожного движения, Правил техники безопасности и Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
Единые нормы времени предусматривают рациональную организацию транспортного процесса, которая обеспечивает:
Сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы автомобилей; создания подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей, особенно автомобилей с прицепами, тягачей с несколькими прицепами или полуприцепами; предварительной подготовки грузов и т.д.
Рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава.
Правильное размещение грузов в кузове, способствующее равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им.
Оптимальные режимы движения автомобилей (автопоездов) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов. Перевозка грузов должна осуществляться по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях.
Уплотнение режима работы автомобилей за счет организации бригадного метода работы водителей.
Единые нормы времени установлены:
· при простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов 1-го класса (кроме контейнеров, а также наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса) - на одну тонну; для контейнеров на один контейнер; для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах - на полный эксплуатационный объем цистерны;
· при перевозке грузов 1-го класса - на один тонно-километр. Для грузов 1, 2, 3 и 4-го классов нормы времени применяются с поправочными коэффициентами, приведенными в таблице №1:
Таблица №1.
№
пп
| Наименование
класса груза
| Значение поправочного коэффициента, kп
| 1.
| Груз 1-го класса
| 1,00
| 2.
| Груз 2-го класса
| 1,25
| 3.
| Груз 3-го класса
| 1,66
| 4.
| Груз 4-го класса
| 2,00
| Примечание 1. Поправочные коэффициенты рассчитаны исходя из поправочного коэффициента использования грузоподъемности автомобиля в соответствии с таблицей №2:
Таблица №2.
№
пп
| Наименование
класса груза
| Значение поправочного коэффициента, kгр
|
| Груз 1-го класса
| 1,00
|
| Груз 2-го класса
| 0,8
|
| Груз 3-го класса
| 0,6
|
| Груз 4-го класса
| 0,5
|
Классы грузов при перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами определяются в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов. При перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами грузов, не предусмотренных прилагаемой номенклатурой и классификацией, а также различных грузов на специализированных автомобилях (со специальными платформами), в фургонах, скотовозах, цистернах и т.п., поправочные коэффициенты определяют исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности бортового или специализированного автомобиля при условии полной загрузки его кузова по допускаемому габариту (объему).
Примечание 2. Поправочный коэффициент определяется путем деления единицы на коэффициент использования грузоподъемности.
В таком же порядке определяют поправочные коэффициенты по грузам 4-го класса, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности автомобиля ниже 0,5 при полной загрузке автомобиля с наращенными бортами по допускаемому габариту (объему).
Примечание 3. Нормы времени, указанные в таблицах 3 и 4 в данной практической работе, увеличиваются:
а) на 10%, если погрузка или разгрузка грузов производится из автомобилей типа фургон;
б) на 25% - при погрузке и разгрузке промышленных и продовольственных грузов, требующих особой осторожности (стекло, фарфоровые и фаянсовые изделия, жидкость разная в стеклянной таре, музыкальные инструменты, телевизоры, радиотовары, приборы, мебель), а также мелкоштучных грузов, перевозимых навалом или в мелкой упаковке и требующих пересчета (белье, обувь, головные уборы, одежда, галантерея, трикотаж, ткани разные, писчебумажные принадлежности, книги, игрушки, мясо и мясопродукты, молочные продукты).
На погрузку и разгрузку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, требующих специальных устройств для их крепления, нормы времени устанавливаются в зависимости от конкретных условий по соглашению сторон.
При подаче автомобилей к нескольким секциям складов или отдельным складским помещениям по взаимному согласию сторон, подписывающих договор на централизованный завоз (вывоз) грузов, могут быть установлены средние комплексные нормы простоя автомобиля (автопоезда) под погрузкой или разгрузкой и выполнением дополнительных операций, с учетом установленных норм и фактического количества выполняемых дополнительных операций.
Время простоя автомобиля (автопоезда) под погрузкой или разгрузкой исчисляется с момента подачи автомобиля (автопоезда) к месту погрузки или разгрузки и вручения шофером транспортных документов на перевозку грузов до момента окончания погрузки или разгрузки и вручения шоферу надлежаще оформленных транспортных документов.
В нормы времени, указанные в таблицах 3 и 4, включено время, необходимое на погрузку (разгрузку) груза с подноской или отноской груза, на маневрирование автомобиля (автопоезда), увязывание и развязывание груза, покрытие груза брезентом и снятие брезента, открытие и закрытие бортов (дверей) автомобиля и прицепов, а также оформление документов на завоз (вывоз) грузов.
Работникам автотранспортных предприятий, занимающихся организацией перевозок, а также тем, кто отвечает за организацию труда водителей, необходимо в расчетах времени на перевозку учитывать Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспортных средств и складские работы.
Номы времени, представленные в таблицах 3 и 4, содержат данные на погрузку и разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы, выполняемые механизированным способом, а также вручную без применения или с применением простейших приспособлений на следующие категории грузов: тарно-упаковочные и штучные, мясные, хлебобулочные изделия, тяжеловесные грузы, металлы и металлические изделия, лесоматериалы, огнеупорные грузы, навалочные, зерновые и другие.
Указанные нормы времени предусматривают следующие варианты погрузочно-разгрузочных работ:
· железнодорожный подвижной состав - склад, склад - железнодорожный подвижной состав;
· железнодорожный подвижной состав - автотранспорт, автотранспорт - железнодорожный подвижной состав;
· железнодорожный подвижной состав - железнодорожный подвижной состав;
· автотранспорт - склад, склад - автотранспорт.
Таблица №3. Нормы времени на механизированную погрузку и разгрузку автомобилей (автопоездов) (в минутах)
Грузоподъемность
автомобиля
(тонн)
| Погрузка
| Разгрузка
| Грузы, перевозимые со счетом мест
(штук)
| Грузы, перевозимые без счета мест
(навалом)
| Грузы, перевозимые со счетом мест
(штук)
| Грузы, перевозимые без счета мест
(навалом)
| До 1,5 включительно
|
|
|
|
| Свыше 1,5 до 2,5 включительно
|
|
|
|
| Свыше 2,5 до 4 включительно
|
|
|
|
| Свыше 4 до 7 включительно
|
|
|
|
| Свыше 7 до 10 включительно
|
|
|
|
| Свыше 10 до 15 включительно
|
|
|
|
| Свыше 15 до 20 включительно
|
|
|
|
|
Примечание 4. Механизированной погрузкой или разгрузкой считается, когда укладка груза в кузов автомобиля или снятие его из кузова автомобиля производятся подъемно-транспортными машинами.
Таблица №4. Нормы времени на немеханизированную погрузку и разгрузку автомобилей (в минутах)
Грузоподъемность
автомобиля
(тонн)
| Погрузка
| Разгрузка
| Грузы, перевозимые со счетом мест
(штук)
| Грузы, перевозимые без счета мест
(навалом)
| Грузы, перевозимые со счетом мест
(штук)
| Грузы, перевозимые без счета мест
(навалом)
| До 1,5 включительно
|
|
|
|
| Свыше 1,5 до 2,5 включительно
|
|
|
|
| Свыше 2,5 до 4 включительно
|
|
|
|
| Свыше 4 до 7 включительно
|
|
|
|
| Свыше 7 до 10 включительно
|
|
|
|
| Свыше 10 до 15 включительно
|
|
|
|
| Свыше 15 до 20 включительно
|
|
|
|
| Примечание 5. Немеханизированной погрузкой (разгрузкой) считается, когда укладка груза в кузов автомобиля или снятие его из кузова автомобиля производятся вручную.
Порядок определения времени на погрузку и разгрузку грузов.
1. Определяем полную загрузку автомобиля:
, (1)
где - грузоподъемность автомобиля, т;
- коэффициент загрузки, определяемый с учетом коэффициента использования грузоподъемности :
, (2)
2. В соответствии с таблицей 1 определяем поправочный коэффициент kп к общему времени, затрачиваемому на погрузку или разгрузку грузов.
3. С учетом полученного значения полной загрузки автомобиля по таблицам 3 и 4 и в соответствии с условиями погрузки и разгрузки, определяют время, затрачиваемое погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые с автомобилей требуемой грузоподъемности.
4. Необходимое число транспортных средств для доставки груза:
, (3)
где - средне суточная перевозка груза одним автомобилем, т;
, (4)
где - количество дней, необходимых для перевозки груза, дн.
5. Среднесуточное число поездок автомобильным транспортом при перевозке груза:
, (5)
где - суммарное количество поездок автомобильным транспортом для перевозки груза.
Пример выполнения расчета по практической работе №1.
Задание. Определить необходимое число транспортных средств и общее время, затраченное на перевозку груза 3-го класса (400 штук телевизоров), требующего при механизированной погрузке и немеханизированной разгрузке, особой осторожности, на расстояние 56км автомобилем – фургоном, грузоподъемностью 6т и полезным объемом фургона 12м3.
1. Первоначально устанавливаем полную загрузку автомобиля в соответствии с выражением (1) и с учетом поправочного коэффициента kгр (2), получаем:
т (6)
2. Общее время, затраченное на доставку всего груза, определяем в соответствии с выражением:
, (7)
где Тпог – время, затрачиваемое на механизированную погрузку одного автомобиля, определяемое с учетом значения поправочного коэффициента, kп=1,66 для 3-го класса груза и с учетом примечания 3 с поправкой времени для таблицы 3, час:
час, (8)
где Тмпог – время механизированной погрузки, определяемое по таблице 3, Тмпог=20 мин = 0,3час;
Тпер – время, затрачиваемое при одной поездке автомобилем на заданное расстояние, час, определяем из выражения, при этом принимаем среднюю скорость движения автомобиля равной 60 км/час:
час (9)
где Траз – время, затрачиваемое на немеханизированную разгрузку одного автомобиля, определяемое с учетом значения поправочного коэффициента, kп=1,66 для 3-го класса груза и с учетом примечания 3 с поправкой времени для таблицы 4, час:
час, (10)
где Тнмраз – время немеханизированной разгрузки, определяемое по таблице 4, Тнмраз=28 мин = 0,47 час
3. С учетом выражений (3), (4) и (5) находим требуемое число транспортных средств для доставки груза. При этом принимаем суммарное количество поездок автомобильным транспортом для перевозки груза равным 2, а количество дней, необходимых для перевозки груза равным 3 дням. Приняв данные условия, получим:
(11)
Принимаем число автомобилей для перевозки груза равным 2.
4. Подставив полученные значения при вычислении выражений (8), (9), (10) и (11) в выражение (7) получим общее время, затраченное на доставку всего груза:
час (12)
Таблица №5.
Варианты заданий для выполнения самостоятельной работы студентов
№
вар-та
| Погрузка
| Разгрузка
| Класс
груза
| Расс-е, км
| Груз-ть,
т
| Тип
ав-ля
| Особые
требов.
| Объем,
куб.м
| Скор.,
км/час
| Кол-во
дней
| Кол-во
поездок
|
| мех-я
| немех-я
| мех-я
| немех-я
| -
| +
|
|
| +
|
|
| 1,4
| фургон
| +
|
|
|
|
|
| -
| +
|
| +
|
|
|
| 2,0
| -
| -
|
|
|
|
|
| -
|
| +
|
| +
|
|
| 2,5
| фургон
| +
|
|
|
|
|
| -
|
| +
| +
|
|
|
| 4,0
| -
| -
|
|
|
|
|
| -
| +
|
|
| +
|
|
| 4,2
| фургон
| +
|
|
|
|
|
| -
| +
|
| +
|
|
|
| 5,2
| -
| -
|
|
|
|
|
| -
|
| +
|
| +
|
|
| 6,0
| фургон
| +
|
|
|
|
|
| -
|
| +
| +
|
|
|
| 6,5
| -
| -
|
|
|
|
|
| -
| +
|
|
| +
|
|
| 8,0
| фургон
| +
|
|
|
|
|
| -
| +
|
| +
|
|
|
| 8,4
| -
| -
|
|
|
|
|
| -
|
| +
|
| +
|
|
| 10,0
| фургон
| +
|
|
|
|
|
| -
|
| +
| +
|
|
|
| 12,0
| -
| -
|
|
|
|
|
| -
| +
|
|
| +
|
|
| 16,0
| фургон
| +
|
|
|
|
|
| -
| +
|
| +
|
|
|
| 20,0
| -
| -
|
|
|
|
|
| -
|
| +
|
| +
|
|
| 25,0
| фургон
| +
|
|
|
|
|
| -
|
| +
| +
|
|
|
| 30,0
| -
| -
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|