Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 2 глава
форму правления от абсолютной и парламентарной монархии
или республике и отражала ситуацию, когда король и помещи-
ки не в состоянии безраздельно управлять государством, а бур-
жуазия не может взять на себя всю полноту власти. В результате
государственная власть имела двойственный характер состоя-
щий в том, что монарх выражал интересы феодальной знати и
духовенства, а парламент —интересы буржуазии и интелиген-
ции.
Дуалистическая монархия характеризуется рядом призна-
ков:
—по конституции высшая государственная власть разделе-
на между монархом и парламентом;
—парламент наделен законодательной властью и избира-
ется народом, монарху принадлежит исполнительная
власть;
—монарх обладает правом вето на решения парламента;
—он имеет право распустить парламент;
—монарха назначает премьер-министр и правительство,
которые несут ответственность только перед ним;
- —он назначает руководителей местного управления и са-
моуправления, которые ответственны пред ним.
Дуалистическая монархия длительное время существовала
в кайзеровской Германии (конец XIX —начало XX в.), в начале
XX в. была установлена в России, с некоторыми превращенны-
ми чертами дуалистическая монархия функционирует в насто-
ящее время в Иордании и Марокко.
Парламентарная монархияобладает следующими признаками:
—власть монарха носит наследственный и пожизненный
характер;
—действует принцип ≪король царствует, но не правит≫.
Король как глава государства выполняет лишь предста-
вительскую функцию, является символом государства;
—законодательная власть принадлежит парламенту, испол-
нительная —правительству; взаимодействие властей ос-
новано на принципе сотрудничества, а не разделения;
—правительство формируется парламентом и ответствен-
но перед ним; участие монарха в формировании прави-
тельства часто символично;
—акты монарха скрепляются подписью премьер-министра
или соответствующего министра, который принимает на
себя политическую и юридическую ответственность за
их реализацию.
Примерами парламентарной монархии могут служить Ве-
ликобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Голландия,
Япония и др.
Республика—это такая форма правления, при которой орга-
ны государственной власти избираются населением на опреде-
ленный срок и несут ответственность перед избирателями.
Республике присущи признаки, отличающие ее от монар-
хической формы правления:
—выборность высших органов власти населением;
—органы верховной власти избираются на определенный
срок, т. е. срочность властных полномочий;
—государственная власть осуществляется от имени и по по-
ручению народа;
—глава государства несет юридическую ответственность в
предусмотренных законом случаях;
—разделение властей на законодательную, исполнитель-
ную и судебную;
—государство гарантирует права и свободы граждан;
—негосударственные учреждения осуществляют обще-
ственный контроль за деятельностью верховной власти.
Выделяют два основных вида республик —президентскую и
парламентскую и производную от них —смешанную.
Президентская республикаотличается от других видов респуб-
ликанского правления тем, что президент —глава государства и
одновременно является главой исполнительной власти;
—он избирается внепарламентским способом —всеобщим
голосованием народа;
—существуют жесткое разделение законодательной, испол-
нительной и судебной властей и эффективный механизм
сдержек и противовесов;
—президент с согласия парламента формирует правитель-
ство, которое ответственно перед главой государства;
—парламент не имеет права выражать вотум недоверия пра-
вительству, а президент не вправе распустить парламент.
Президентская республика была впервые создана в США в
1787 г. В настоящее время она имеет место в Аргентине, Брази-
лии, Мексике, Египте, Индонезии и других странах.
Парламентской республикесвойственны следующие признаки:
—конституционно закреплено верховенство парламента,
который является единственным демократически из-
бранным институтом власти;
—президент —только глава государтва, но не глава прави-
тельства;
—он избирается парламентом или коллегией выборщиков и
формально обладает правом назначать премьер-министра;
—президент по конституции наделен широкими полно-
мочиями, но на практике осуществляет их по предложе-
нию премьер-министра;
—премьер-министр (канцлер, председатель правительства
и т. д.) обладает значительными полномочиями в сфере
исполнительной власти и занимает особое положение в
системе верховной власти;
—сохраняется режим сотрудничества законодательной и ис-
полнительной властей, а не жесткого их разделения.
Подобная система правления действует в ФРГ, Италии,
Швейцарии, Чехии, Словакии, Индии.
В настоящее время существуют смешанные (президентско-
парламентские) республикиво Франции, Австрии, Польше, Ир-
ландии, России и т. д. И характерные юридические признаки:
—глава государства —президент, избирается народом и кон-
центрирует значительные властные полномочия;
—он является главой государства и главой исполнительной
власти;
—президент назначает главу правительства по согласова-
нию с парламентом;
—полномочия парламента существенно ограничены;
—правительство обладает довольно широкими полномочи-
ями в сфере исполнительной и законодательной власти;
—правительство несет двойную ответственность перед пре-
зидентом и парламентом (двойная инвеститура) прави-
тельства).
14. Соотношение типа и формы государства
Государство представляет собой сложный политико-право-
вой феномен. И только изучение его типов и форм позволит
комплексно его охарактеризовать, а внедрение закономернос-
тей в реализации той или иной формы государства в конкрет-
ных исторических условиях способствует совершенствованию
формы современного государства.
Типы государств, выделяемые по формационному (с пози-
ции того, какой экономический базис государство защищает,
интересам какого господствующего класса оно служит) и циви-
лизационному (видение государства не только с позиции инст-
румента политического господства эксплуататоров над эксплуа-
тируемыми,' но и как важнейшего фактора социально-экономи-
ческого и духовного развития общества, консолидации людей,
удовлетворения разнообразных потребностей человека) призна-
кам, тесно связаны с формой государства. Специфика конкрет-
ного типа государства выявляется посредством анализа его орга-
низационного устройства, методов осуществления государствен-
ной власти.
Точного и четкого соотношения между типом и формой го-
сударства не существует, поскольку в пределах одного и того же
типа государства могут встречаться различные формы организа-
ции и деятельности государственной власти, а государства раз-
личного типа могут иметь одинаковую форму.
Особенности конкретной формы государства любого исто-
рического периода обусловлены не столько типом государства,
сколько степенью зрелости общественной и государственной
жизни, целями и задачами, стоящими перед государством, уров-
нем культуры общества и т. п.
Форма государственного устройствапредставляет собой тер-
риториальную организацию государственной власти, которая
находит свое выражение в характере взаимоотношения государ-
ства как целого с его составными частями, центральных госу-
дарственных органов власти —с местными. Форма государ-
ственного устройства —это внутреннее строение государства,
его деление на определенные составные части: территориаль-
но-государственные и национально-государственные общнос-
ти (штаты, земли, кантоны); автономные образования (края,
области, автономные республики); административно-террито-
риальные единицы (районы, округа, провинции).
Таким образом, форма государственного устройства показы-
вает основания территориального деления власти в данном госу-
дарстве: из каких частей оно состоит; каковы особенности их пра-
вового положения; принципы распределения властных полно-
мочий между центральными и местными органами власти.
По форме государственного устройства государства делятся
на унитарные и федеративные.
Унитарное (простое)государство —это целостное централи-
зованное государство, состоящее из административно-террито-
риальных единиц (областей, губерний, округов, департаментов,
провинций), не имеющих статуса государственных образований
и не обладающих политической самостоятельностью.
В современном мире большинство государств —унитарные.
К их числу относятся Болгария, Великобритания, Италия, Ис-
пания, Китай, Польша, Франция и др. Унитарное государство
характеризуется:
—наличием единой конституции —основного закона для
всей территории государства;
-—наличием общих законодательных, исполнительных и
судебных органов, распространяющих свою юрисдикцию
на свою территорию, и полномочия которых не ограни-
чиваются местными органами власти;
—функционированием единой правовой системы;
—единой судебной системой, осуществляющей правосудие
на всей территории на основе общих для всех правовых
норм;
—единым гражданством, означающим единую граждан-
скую принадлежность для всего населения;
—одинаковым юридическим статусом административно-
территориальных единиц и их равным положением по
отношению к центральным органам власти;
—отсутствием политической самостоятельности у админи-
стративно-территориальных образований, когда нет
собственных законодательных и внешнеполитических ор-
ганов;
—наличием достаточно широких полномочий в хозяй-
ственной и социально-культурной сферах;
—функционированием единой денежной стемы и однока-
нальной системы налогов, когда налоги поступают в
центр, распределяющий их затем по регионам.
Управление в унитарных государствах может осуществлять-
ся разными способами.
В тех государствах, где отсутствуют местные органы, управ-
ление административно-территориальными единицами осуще-
ствляется непосредственно центральной властью через назна-
чаемых ею чиновников. Это —жестко централизованное уни-
тарное государство.
В случае, если в стране созданы местные органы, управле-
ние может реализоваться, во-первых, органами местного само-
управления. Это —децентрализованное унитарное государство.
Во-вторых, управление может быть опосредованным, когда за
органами местного самоуправления устаналивается админист-
ративный контроль чиновником, назначенным из центра. Здесь
мы имеем дело с относительно децентрализованным унитар-
ным государством.
Некоторые унитарные государства допускают внутри себя
автономию, когда одной или нескольким административно- тер-
риториальным единицам, отличающимся национальными, бы-
товыми, историческими, географическими и другими специ-
фическими интересами и условиями, предоставляется льгот-
ный правовой статус. Однако самостоятельность автономий
допускается только в пределах, установленных центральной вла-
стью.
Более сложной и многоликой, чем унитарная форма госу-
дарственного устройства, является федерация.
Федерация(федеральное государство) —это сложное, союз-
ное государство, состоящее из нескольких государств или госу-
дарственных образований, обладающих относительной самосто-
ятельностью. В настоящее время в мире насчитывается более 20
федеративных государств. В их числе США, Канада, Аргентина,
Бразилия, Мексика, Австрия, Швейцария, Россия и др.
Федерации свойственны следующие отличительные признаки:
—федеральное государство состоит из территорий субъек-
тов федерации, поэтому в политико-административном
отношении не представляет собой единого целого;
—субъекты федерации не обладают полным суверенитетом,
т. е. самостоятельностью и независимостью по всем воп-
росам внутренней и внешней политики, в результате они
в большинтве федераций не являются государствами в
собственном смысле;
—разделение власти по вертикали, предполагающее разде-
ление предметов ведения и полномочий между федераль-
ным правительством и правительством членов федерации;
—исключительным контролем над проведением внешней
политики обладает федеральное правительство;
—верховенство федерального законодательства над правом
субъектов;
—субъекты федерации наделяются учредительной властью,
т. е. правом принятия собственной конституции, не про-
тиворечащей положениям федеральной;
—субъекты федерации наделяются правом принимать соб-
ственные законодательные акты в пределах своей компе-
тенции, действующие только на территории данного
субъекта;
—субъекты федерации могут иметь свою собственную пра-
вовую и судебную системы;
—высший законодательный орган государства имеет, как
правило, двухпалатную структуру, которая обеспечивает
представительство всего населения страны, и субъектов;
—каждый гражданин субъекта одновременно является и
гражданином федерации (двуединое, или совмещенное
гражданство), что означает один и тот же объем прав и
свобод у каждого гражданина, независимо от того, на тер-
ритории какого субъекта он проживает;
—внесение поправок в конституцию возможно лишь с одоб-
рения субъектов федерации;
—федеральное правительство не может в одностороннем
порядке изменить границы субъектов.
Федерации можно классифицировать по различным осно-
ваниям. Так, в зависимости от принципа, на основе которого
строится федерация, она может быть:
—административно-территориальной (США, ФРГ);
—национально-территориальной (были: СССР, Югосла-
вия, Чехословакия, сейчас: Бельгия, Индия, Пакистан);
—смешанной (Канада, Швейцария, РФ).
По способу образования выделяют договорные федерации,
в основу которых положен договор (США), и конституционные
(Германия). По правовому статусу субъекты федерации подраз-
деляются на симметричные, когда субъекты имеют одинаковый
правовой статус (США), и асимметричные, в которых субъекты
занимают неравное правовое положение (Индия, РФ).
К сложной форме государственного устройства относят по-
мимо федерации —империю.
Империя—исторически сложившееся на основе жесткой
централизованной власти объединение этнических и админис-
тративно-территориальных образований. Империи, возникнув
во многих цивилизациях и в разные эпохи, обладали специфи-
ческими чертами. Однако можно выделить и общие признаки:
—огромная территориальная основа;
—сильная централизованная власть;
— правящая элита, стремящаяся к экспансии;
—отсутствие единого государственно-правового статуса у
входящих в империю образований;
—асимметричные отношения господства и подчинения меж-
ду центром и провинциями, метрополией и колониями;
—подчиненность интересов различных социальных групп
слоев общим политическим проектам;
—разнородный этнический и культурный состав,
Империи можно классифицировать на континентальные
(Российская, Австро-Венгерская, Германская) и межконтенин-
тальные (Великобритания, США).
Ряд авторов считает, что формой государственного устрой-
ства является и конфедерация. Однако, на наш взгляд, конфеде-
рация—это надгосударственное образование, это временный
союз суверенных государств, добровольно объединившихся для
удовлетворения определенных общих интересов и целей поли-
тического, экономического или оборонного характера.
16. Политический режим: понятие и виды
Политический режим является наиболее важным, динамич-
ным и относительно автономным элементом формы государ-
ства. Это выражается в его способности определять характер и
способы взаимодействия власти, общества и личности и изме-
нять форму правления и форму государственного устройства.
Политический режим—это система методов, способов и
средств осуществления политической власти, отражающая со-
стояние прав и свобод, отношение органов государственной вла-
сти к правовым основам своей деятельности.
По мнению исследователей, основными признаками поли-
тического режима являются:
—степень участия населения в механизмах формирования
политической власти;
—избирательная система, т. е. правила, с помощью кото-
рых происходит избрание кандидатов в высшие органы
власти;
—партийная система, которая определяет сущность поли-
тического режима;
—принцип легитимности органов государственной власти;
—способы принятия политических решений;
—соотношение прав и свобод человека и гражданина с пра-
вами государства;
—гарантированность прав и свобод личности;
—степень верховенства закона во всех сферах жизни обще-
ства;
—характер правового регулирования (стимулирующий, ог-
раничивающий) в отношении граждан и должностных
лиц;
—принципы взаимоотношений общества и власти;
—место и роль заинтересованных групп (лобби, групп дав-
ления, профсоюзов и других организаций) в политичес-
кой системе общества;
—политическое и юридическое положение и роль в обще-
стве государственных силовых структур.
В зависимости от степени социальной свободы индивида,
гарантированности ее прав и свобод, характера взаимоотноше-
ний государства и общества различают три типа режимов: тота-
литарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм (от лат. totalis —весь, целый, полный) —это
режим полного контроля со стороны государства над всеми сфе-
рами жизни общества и каждым человеком посредством прямо-
го вооруженного насилия.
Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:
—полное полглощение государством всего общества и кон-
кретного человека;
—крайняя степень централизации власти в руках вождя,
опирающегося на властвующую партию, или узкой груп-
пы лиц из правящей элиты;
—формирование государственной власти бюрократическим
закрытым способом и недоступность ее для контроля со
стороны общества;
—регламентация общественных отношений на основе
принципа ≪дозволено только то, что прямо разрешено
законом≫;
—господство единственной массовой партии, провозгла-
сившей себя руководящей и направляющей силой и фак-
тически сросшейся с государством;
—отрицание естественных прав человека, признание толь-
ко дарованных государством прав, которые носят декла-
ративный, формальный характер;
—наличие монопольной официальной идеологии, которая
всеми признается и выступает в качестве механизма, фор-
мирующего потребности и мотивы поведения индивида
и интегрирующего общество вокруг приоритетных целей;
—активная мобилизация населения на выполнение поли-
тических и социальных задач с помощью страха, наси-
лия, принуждения;
—монополия власти на информацию, полный контроль за
средствами массовой информации;
—всеобщий полицейский надзор за обществом, призван-
ный пресекать любые проявления инакомыслия и ина-
кодействия, систематический террор по отношению к
противникам;
—мощный военно-промышленный комплекс, многочис-
ленная армия как основная опора режима.
Тоталитаризм имеет две разновидности.
1. ≪Левый≫ тоталитаризм существовал в форме советского
коммунизма в СССР и подобных режимов в странах со-
циализма.
2. ≪Правый≫ тоталитаризм был представлен итальянским
фашизмом, германским национал-социализмом, япон-
ским милитаризмом, испанским и латиноамериканским
фашизмом.
Авторитарный(от лат. antoritas —власть) режим —это такой
тип режима, основу которого составляет диктатура одного кон-
кретного лица или группы. Авторитаризм —своего рода ≪комп-
ромисс≫ между тоталитарным и демократическим политичес-
кими режимами. Сущностной особенностью данного режима
выступает характер отношений власти и общества, государства
и личности, построенные в большей степени на принуждении,
чем на убеждении.
К общим чертам авторитарного политического режима от-
носятся следующие:
—отчуждение народа от реальных рычагов власти;
—сосредоточение определенных властных полномочий в
руках одного человека (монарха, политического лидера)
либо группы (военной хунты, религиозного клана);
—сведение роли парламента и других органов государствен-
ной власти до положения сугубо формальных институ-
тов, усиление роли исполнительно-распорядительных
органов;
—циркуляция элит происходит путем кооптации, т. е. во-
левым введением их в руководящие структуры на основе
личных симпатий и преданности вождю;
—отказ от полного, тотального контроля за всеми сферами
общественной жизни. Власть оставляет под полным кон-
тролем собственную безопасность, национальную обо-
рону, общественный порядок и внешнюю политику. Эко-
номика, культура, религия, частная жизнь остаются вне
контроля. Действует принцип ≪разрешено все, кроме
политики≫;
—основные методы государственного управления —коман-
дные, административные; практически не применяются
массовые репрессии, отсутствует террор;
—монополизация политики, означающая запрет полити-
ческой оппозиции, политических партий, общественных
организаций и других субъектов политики. В отдельных
случаях допускается ≪ограниченный плюрализм≫ в виде
ограниченного числа профсоюзов, политических партий,
действующих под строгим контролем власти;
—отсутствие единой ≪священной≫ идеологии, навязанной
всему обществу, опора на размытую концепцию ≪нацио-
нального интереса≫ и популизм;
—права и свободы человека и гражданина провозглашают-
ся, но реально не обеспечиваются. Основные граждан-
ские права режим подавляет;
—силовые структуры находятся вне контроля со стороны
общества и используются в сугубо политических целях.
Типичные примеры авторитарного режима —режим Пино-
чета в Чили, Амина в Уганде, Насера в Египте, Маркоса на Фи-
липпинах, Чан Кайши на Тайване, аятоллы Хомейни в Иране.
≪Демократия≫ (demos —народ, tcratos —власть) в переводе
означает народовластие, власть народа.
Однако нигде в мире не реализована ситуация, при которой
весь народ осуществлял бы политическое властвование. Это об-
стоятельство следует учитывать при рассмотрении демократи-
ческого политического режима.
Демократия представляет собой самый сложный тип поли-
тического режима, который обладает следующими признаками:
—источником власти является народ;
—решения принимаются большинством с учетом мнения
меньшинства: народ имеет право влиять на выработку по-
литических решений;
—политическая власть носит легитимный характер и осу-
ществляется в соответствии с принятыми законами;
—действует принцип ≪разрешено все, что не запрещено за-
коном≫;
—признание и реальное осуществление принципа разде-
ления властей на законодательную, исполнительную и
судебную;
—доминируют методы убеждения, согласования, компро-
мисса; силовые методы используются в исключительных
случаях;
—силовые структуры находятся поддемократическим кон-
тролем общества;
—высокая степень реализации и гарантированности прав
человека;
—институциональный и политический плюрализм, пред-
полагающий деятельность разнообразных правовых ин-
ститутов, соревновательность политических партий, дви-
жений, массовых объединений, ассоциаций, групп по
интересам.
Современные демократии существуют примерно в 35 стра-
нах и выступают как достаточно эффективная форма взаимоот-
ношений власти и граждан (Швейцария, Швеция, Нидерлан-
ды, Дания, Германия и др.).
17. Государственный режим: понятие и виды
Государственный режим —совокупность средств, способов и
методов осуществления государственной власти. В отечествен-
ной юридической науке имеет место отождествление понятий
≪государственный режим≫ и ≪политический режим≫. Однако эти
явления не тождественны. Понятие ≪политический режим≫ шире
по своему объему, чем государственный. Оно включает в себя
средства, способы и методы как государственного, так и негосу-
дарственного воздействия на общество, вбирает не только госу- .
дарственные, но и многообразные иные, негосударственные,
общественные формы политической жизни, связанные, напри-
мер, с деятельностью политических партий, других массовых
негосударственных общественных объединений, организаций
идвижений, местного самоуправления, трудовых коллективов,
и т. д.
В отличие от политического государственный режим пред-
ставляет совокупность средств и методов реализации государ-
ственной власти только с помощью государственного механизма.
При этом выделяют правовые и неправовые методы осуществле-
ния политической власти. К правовым относятся экономическая
поддержка, предпринимательства, выбор такой избирательной
системы, которая обеспечит преимущество правящему классу,
идеологическая поддержка проводимого курса и т. д. Неправо-
вые методы связаны с насилием, политическим террором, на-
саждением в обществе страха, запретом политической оппози-
ции, расстрелом массовых демонстраций и т. п. Выбор методов
зависит от соотношения сил в стране. Частый переход полити-
ческой власти от одной силы к другой приводит к изменению
государственного режима, что обязательно отразится на форме
правления и форме государственного устройства.
Следует помнить, что в любом обществе есть определенные
силы, которые, хотя и не связаны с государственной властью,
однако оказывают на нее огромное влияние. Это различные про-
мышленно-финансовые группы, военно-промышленный ком-
плекс, группы давления, политические партии, средства массо-
вой информации, наконец, церковь. Они становятся полно-
правными участниками политической жизни, борются за власть,
влияют на нее. В результате государство перестает быть един-
ственным субъектом политической власти, ее носителем. Зна-
чит, понятие ≪государственный режим≫ не охватывает всех
средств осуществления политической власти и, как отмечается
в научной литературе, его следует использовать для характерис-
тики способа правления до XVIII в., т. е. до времени появления
политических партий.
Государственные режимы подразделяются на два типа в за-
висимости от соотношения в способе правления методов и
средств демократии и диктатуры: автократические (от греч.
autokrateia —самодержавие, самовластие, неограниченная власть
одного лица, опирающаяся на насилие) и демократические.
Разновидностями автократического государственного режи-
ма были:
—деспотический режим (от греч. despotica —неограничен-
ная власть);
— диктаторский режим (от лат —неограниченная
власть);
—тиранический режим (от греч. —tyrannis —единоличное
правление, установленное насильственным путем).
Деспотический режим был характерен для ранних этапов раз-
вития государственности, для абсолютной монархии, когда нео-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|