Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 2 глава





форму правления от абсолютной и парламентарной монархии

или республике и отражала ситуацию, когда король и помещи-

ки не в состоянии безраздельно управлять государством, а бур-

жуазия не может взять на себя всю полноту власти. В результате

государственная власть имела двойственный характер состоя-

щий в том, что монарх выражал интересы феодальной знати и

духовенства, а парламент —интересы буржуазии и интелиген-

ции.

Дуалистическая монархия характеризуется рядом призна-

ков:

—по конституции высшая государственная власть разделе-

на между монархом и парламентом;

—парламент наделен законодательной властью и избира-

ется народом, монарху принадлежит исполнительная

власть;

—монарх обладает правом вето на решения парламента;

—он имеет право распустить парламент;

—монарха назначает премьер-министр и правительство,

которые несут ответственность только перед ним;

- —он назначает руководителей местного управления и са-

моуправления, которые ответственны пред ним.

Дуалистическая монархия длительное время существовала

в кайзеровской Германии (конец XIX —начало XX в.), в начале



XX в. была установлена в России, с некоторыми превращенны-

ми чертами дуалистическая монархия функционирует в насто-

ящее время в Иордании и Марокко.

Парламентарная монархияобладает следующими признаками:

—власть монарха носит наследственный и пожизненный

характер;

—действует принцип ≪король царствует, но не правит≫.

Король как глава государства выполняет лишь предста-

вительскую функцию, является символом государства;

—законодательная власть принадлежит парламенту, испол-

нительная —правительству; взаимодействие властей ос-

новано на принципе сотрудничества, а не разделения;

—правительство формируется парламентом и ответствен-

но перед ним; участие монарха в формировании прави-

тельства часто символично;

—акты монарха скрепляются подписью премьер-министра

или соответствующего министра, который принимает на

себя политическую и юридическую ответственность за

их реализацию.

Примерами парламентарной монархии могут служить Ве-

ликобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Голландия,



Япония и др.

Республика—это такая форма правления, при которой орга-

ны государственной власти избираются населением на опреде-

ленный срок и несут ответственность перед избирателями.

Республике присущи признаки, отличающие ее от монар-

хической формы правления:

—выборность высших органов власти населением;

—органы верховной власти избираются на определенный

срок, т. е. срочность властных полномочий;

—государственная власть осуществляется от имени и по по-

ручению народа;

—глава государства несет юридическую ответственность в

предусмотренных законом случаях;

—разделение властей на законодательную, исполнитель-

ную и судебную;

—государство гарантирует права и свободы граждан;

—негосударственные учреждения осуществляют обще-

ственный контроль за деятельностью верховной власти.

Выделяют два основных вида республик —президентскую и

парламентскую и производную от них —смешанную.

Президентская республикаотличается от других видов респуб-

ликанского правления тем, что президент —глава государства и

одновременно является главой исполнительной власти;

—он избирается внепарламентским способом —всеобщим

голосованием народа;

—существуют жесткое разделение законодательной, испол-

нительной и судебной властей и эффективный механизм

сдержек и противовесов;

—президент с согласия парламента формирует правитель-

ство, которое ответственно перед главой государства;

—парламент не имеет права выражать вотум недоверия пра-

вительству, а президент не вправе распустить парламент.

Президентская республика была впервые создана в США в



1787 г. В настоящее время она имеет место в Аргентине, Брази-

лии, Мексике, Египте, Индонезии и других странах.

Парламентской республикесвойственны следующие признаки:

—конституционно закреплено верховенство парламента,

который является единственным демократически из-

бранным институтом власти;

—президент —только глава государтва, но не глава прави-

тельства;

—он избирается парламентом или коллегией выборщиков и

формально обладает правом назначать премьер-министра;

—президент по конституции наделен широкими полно-

мочиями, но на практике осуществляет их по предложе-

нию премьер-министра;

—премьер-министр (канцлер, председатель правительства

и т. д.) обладает значительными полномочиями в сфере

исполнительной власти и занимает особое положение в

системе верховной власти;

—сохраняется режим сотрудничества законодательной и ис-

полнительной властей, а не жесткого их разделения.

Подобная система правления действует в ФРГ, Италии,

Швейцарии, Чехии, Словакии, Индии.

В настоящее время существуют смешанные (президентско-

парламентские) республикиво Франции, Австрии, Польше, Ир-

ландии, России и т. д. И характерные юридические признаки:

—глава государства —президент, избирается народом и кон-

центрирует значительные властные полномочия;

—он является главой государства и главой исполнительной

власти;

—президент назначает главу правительства по согласова-

нию с парламентом;

—полномочия парламента существенно ограничены;

—правительство обладает довольно широкими полномочи-

ями в сфере исполнительной и законодательной власти;

—правительство несет двойную ответственность перед пре-

зидентом и парламентом (двойная инвеститура) прави-

тельства).

14. Соотношение типа и формы государства

Государство представляет собой сложный политико-право-

вой феномен. И только изучение его типов и форм позволит

комплексно его охарактеризовать, а внедрение закономернос-

тей в реализации той или иной формы государства в конкрет-

ных исторических условиях способствует совершенствованию

формы современного государства.

Типы государств, выделяемые по формационному (с пози-

ции того, какой экономический базис государство защищает,

интересам какого господствующего класса оно служит) и циви-

лизационному (видение государства не только с позиции инст-

румента политического господства эксплуататоров над эксплуа-

тируемыми,' но и как важнейшего фактора социально-экономи-

ческого и духовного развития общества, консолидации людей,

удовлетворения разнообразных потребностей человека) призна-

кам, тесно связаны с формой государства. Специфика конкрет-

ного типа государства выявляется посредством анализа его орга-

низационного устройства, методов осуществления государствен-

ной власти.

Точного и четкого соотношения между типом и формой го-

сударства не существует, поскольку в пределах одного и того же

типа государства могут встречаться различные формы организа-

ции и деятельности государственной власти, а государства раз-

личного типа могут иметь одинаковую форму.

Особенности конкретной формы государства любого исто-

рического периода обусловлены не столько типом государства,

сколько степенью зрелости общественной и государственной

жизни, целями и задачами, стоящими перед государством, уров-

нем культуры общества и т. п.

Форма государственного устройствапредставляет собой тер-

риториальную организацию государственной власти, которая

находит свое выражение в характере взаимоотношения государ-

ства как целого с его составными частями, центральных госу-

дарственных органов власти —с местными. Форма государ-

ственного устройства —это внутреннее строение государства,

его деление на определенные составные части: территориаль-

но-государственные и национально-государственные общнос-

ти (штаты, земли, кантоны); автономные образования (края,

области, автономные республики); административно-террито-

риальные единицы (районы, округа, провинции).

Таким образом, форма государственного устройства показы-

вает основания территориального деления власти в данном госу-

дарстве: из каких частей оно состоит; каковы особенности их пра-

вового положения; принципы распределения властных полно-

мочий между центральными и местными органами власти.

По форме государственного устройства государства делятся

на унитарные и федеративные.

Унитарное (простое)государство —это целостное централи-

зованное государство, состоящее из административно-террито-

риальных единиц (областей, губерний, округов, департаментов,

провинций), не имеющих статуса государственных образований

и не обладающих политической самостоятельностью.

В современном мире большинство государств —унитарные.

К их числу относятся Болгария, Великобритания, Италия, Ис-

пания, Китай, Польша, Франция и др. Унитарное государство

характеризуется:

—наличием единой конституции —основного закона для

всей территории государства;

-—наличием общих законодательных, исполнительных и

судебных органов, распространяющих свою юрисдикцию

на свою территорию, и полномочия которых не ограни-

чиваются местными органами власти;

—функционированием единой правовой системы;

—единой судебной системой, осуществляющей правосудие

на всей территории на основе общих для всех правовых

норм;

—единым гражданством, означающим единую граждан-

скую принадлежность для всего населения;

—одинаковым юридическим статусом административно-

территориальных единиц и их равным положением по

отношению к центральным органам власти;

—отсутствием политической самостоятельности у админи-

стративно-территориальных образований, когда нет

собственных законодательных и внешнеполитических ор-

ганов;

—наличием достаточно широких полномочий в хозяй-

ственной и социально-культурной сферах;

—функционированием единой денежной стемы и однока-

нальной системы налогов, когда налоги поступают в

центр, распределяющий их затем по регионам.

Управление в унитарных государствах может осуществлять-

ся разными способами.

В тех государствах, где отсутствуют местные органы, управ-

ление административно-территориальными единицами осуще-

ствляется непосредственно центральной властью через назна-

чаемых ею чиновников. Это —жестко централизованное уни-

тарное государство.

В случае, если в стране созданы местные органы, управле-

ние может реализоваться, во-первых, органами местного само-

управления. Это —децентрализованное унитарное государство.

Во-вторых, управление может быть опосредованным, когда за

органами местного самоуправления устаналивается админист-

ративный контроль чиновником, назначенным из центра. Здесь

мы имеем дело с относительно децентрализованным унитар-

ным государством.

Некоторые унитарные государства допускают внутри себя

автономию, когда одной или нескольким административно- тер-

риториальным единицам, отличающимся национальными, бы-

товыми, историческими, географическими и другими специ-

фическими интересами и условиями, предоставляется льгот-

ный правовой статус. Однако самостоятельность автономий

допускается только в пределах, установленных центральной вла-

стью.

Более сложной и многоликой, чем унитарная форма госу-

дарственного устройства, является федерация.

Федерация(федеральное государство) —это сложное, союз-

ное государство, состоящее из нескольких государств или госу-

дарственных образований, обладающих относительной самосто-

ятельностью. В настоящее время в мире насчитывается более 20

федеративных государств. В их числе США, Канада, Аргентина,

Бразилия, Мексика, Австрия, Швейцария, Россия и др.

Федерации свойственны следующие отличительные признаки:

—федеральное государство состоит из территорий субъек-

тов федерации, поэтому в политико-административном

отношении не представляет собой единого целого;

—субъекты федерации не обладают полным суверенитетом,

т. е. самостоятельностью и независимостью по всем воп-

росам внутренней и внешней политики, в результате они

в большинтве федераций не являются государствами в

собственном смысле;

—разделение власти по вертикали, предполагающее разде-

ление предметов ведения и полномочий между федераль-

ным правительством и правительством членов федерации;

—исключительным контролем над проведением внешней

политики обладает федеральное правительство;

—верховенство федерального законодательства над правом

субъектов;

—субъекты федерации наделяются учредительной властью,

т. е. правом принятия собственной конституции, не про-

тиворечащей положениям федеральной;

—субъекты федерации наделяются правом принимать соб-

ственные законодательные акты в пределах своей компе-

тенции, действующие только на территории данного

субъекта;

—субъекты федерации могут иметь свою собственную пра-

вовую и судебную системы;

—высший законодательный орган государства имеет, как

правило, двухпалатную структуру, которая обеспечивает

представительство всего населения страны, и субъектов;

—каждый гражданин субъекта одновременно является и

гражданином федерации (двуединое, или совмещенное

гражданство), что означает один и тот же объем прав и

свобод у каждого гражданина, независимо от того, на тер-

ритории какого субъекта он проживает;

—внесение поправок в конституцию возможно лишь с одоб-

рения субъектов федерации;

—федеральное правительство не может в одностороннем

порядке изменить границы субъектов.

Федерации можно классифицировать по различным осно-

ваниям. Так, в зависимости от принципа, на основе которого

строится федерация, она может быть:

—административно-территориальной (США, ФРГ);

—национально-территориальной (были: СССР, Югосла-

вия, Чехословакия, сейчас: Бельгия, Индия, Пакистан);

—смешанной (Канада, Швейцария, РФ).

По способу образования выделяют договорные федерации,

в основу которых положен договор (США), и конституционные

(Германия). По правовому статусу субъекты федерации подраз-

деляются на симметричные, когда субъекты имеют одинаковый

правовой статус (США), и асимметричные, в которых субъекты

занимают неравное правовое положение (Индия, РФ).

К сложной форме государственного устройства относят по-

мимо федерации —империю.

Империя—исторически сложившееся на основе жесткой

централизованной власти объединение этнических и админис-

тративно-территориальных образований. Империи, возникнув

во многих цивилизациях и в разные эпохи, обладали специфи-

ческими чертами. Однако можно выделить и общие признаки:

—огромная территориальная основа;

—сильная централизованная власть;

— правящая элита, стремящаяся к экспансии;

—отсутствие единого государственно-правового статуса у

входящих в империю образований;

—асимметричные отношения господства и подчинения меж-

ду центром и провинциями, метрополией и колониями;

—подчиненность интересов различных социальных групп

слоев общим политическим проектам;

—разнородный этнический и культурный состав,

Империи можно классифицировать на континентальные

(Российская, Австро-Венгерская, Германская) и межконтенин-

тальные (Великобритания, США).

Ряд авторов считает, что формой государственного устрой-

ства является и конфедерация. Однако, на наш взгляд, конфеде-

рация—это надгосударственное образование, это временный

союз суверенных государств, добровольно объединившихся для

удовлетворения определенных общих интересов и целей поли-

тического, экономического или оборонного характера.

16. Политический режим: понятие и виды

Политический режим является наиболее важным, динамич-

ным и относительно автономным элементом формы государ-

ства. Это выражается в его способности определять характер и

способы взаимодействия власти, общества и личности и изме-

нять форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим—это система методов, способов и

средств осуществления политической власти, отражающая со-

стояние прав и свобод, отношение органов государственной вла-

сти к правовым основам своей деятельности.

По мнению исследователей, основными признаками поли-

тического режима являются:

—степень участия населения в механизмах формирования

политической власти;

—избирательная система, т. е. правила, с помощью кото-

рых происходит избрание кандидатов в высшие органы

власти;

—партийная система, которая определяет сущность поли-

тического режима;

—принцип легитимности органов государственной власти;

—способы принятия политических решений;

—соотношение прав и свобод человека и гражданина с пра-

вами государства;

—гарантированность прав и свобод личности;

—степень верховенства закона во всех сферах жизни обще-

ства;

—характер правового регулирования (стимулирующий, ог-

раничивающий) в отношении граждан и должностных

лиц;

—принципы взаимоотношений общества и власти;

—место и роль заинтересованных групп (лобби, групп дав-

ления, профсоюзов и других организаций) в политичес-

кой системе общества;

—политическое и юридическое положение и роль в обще-

стве государственных силовых структур.

В зависимости от степени социальной свободы индивида,

гарантированности ее прав и свобод, характера взаимоотноше-

ний государства и общества различают три типа режимов: тота-

литарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм (от лат. totalis —весь, целый, полный) —это

режим полного контроля со стороны государства над всеми сфе-

рами жизни общества и каждым человеком посредством прямо-

го вооруженного насилия.

Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:

—полное полглощение государством всего общества и кон-

кретного человека;

—крайняя степень централизации власти в руках вождя,

опирающегося на властвующую партию, или узкой груп-

пы лиц из правящей элиты;

—формирование государственной власти бюрократическим

закрытым способом и недоступность ее для контроля со

стороны общества;

—регламентация общественных отношений на основе

принципа ≪дозволено только то, что прямо разрешено

законом≫;

—господство единственной массовой партии, провозгла-

сившей себя руководящей и направляющей силой и фак-

тически сросшейся с государством;

—отрицание естественных прав человека, признание толь-

ко дарованных государством прав, которые носят декла-

ративный, формальный характер;

—наличие монопольной официальной идеологии, которая

всеми признается и выступает в качестве механизма, фор-

мирующего потребности и мотивы поведения индивида

и интегрирующего общество вокруг приоритетных целей;

—активная мобилизация населения на выполнение поли-

тических и социальных задач с помощью страха, наси-

лия, принуждения;

—монополия власти на информацию, полный контроль за

средствами массовой информации;

—всеобщий полицейский надзор за обществом, призван-

ный пресекать любые проявления инакомыслия и ина-

кодействия, систематический террор по отношению к

противникам;

—мощный военно-промышленный комплекс, многочис-

ленная армия как основная опора режима.

Тоталитаризм имеет две разновидности.

1. ≪Левый≫ тоталитаризм существовал в форме советского

коммунизма в СССР и подобных режимов в странах со-

циализма.

2. ≪Правый≫ тоталитаризм был представлен итальянским

фашизмом, германским национал-социализмом, япон-

ским милитаризмом, испанским и латиноамериканским

фашизмом.

Авторитарный(от лат. antoritas —власть) режим —это такой

тип режима, основу которого составляет диктатура одного кон-

кретного лица или группы. Авторитаризм —своего рода ≪комп-

ромисс≫ между тоталитарным и демократическим политичес-

кими режимами. Сущностной особенностью данного режима

выступает характер отношений власти и общества, государства

и личности, построенные в большей степени на принуждении,

чем на убеждении.

К общим чертам авторитарного политического режима от-

носятся следующие:

—отчуждение народа от реальных рычагов власти;

—сосредоточение определенных властных полномочий в

руках одного человека (монарха, политического лидера)

либо группы (военной хунты, религиозного клана);

—сведение роли парламента и других органов государствен-

ной власти до положения сугубо формальных институ-

тов, усиление роли исполнительно-распорядительных

органов;

—циркуляция элит происходит путем кооптации, т. е. во-

левым введением их в руководящие структуры на основе

личных симпатий и преданности вождю;

—отказ от полного, тотального контроля за всеми сферами

общественной жизни. Власть оставляет под полным кон-

тролем собственную безопасность, национальную обо-

рону, общественный порядок и внешнюю политику. Эко-

номика, культура, религия, частная жизнь остаются вне

контроля. Действует принцип ≪разрешено все, кроме

политики≫;

—основные методы государственного управления —коман-

дные, административные; практически не применяются

массовые репрессии, отсутствует террор;

—монополизация политики, означающая запрет полити-

ческой оппозиции, политических партий, общественных

организаций и других субъектов политики. В отдельных

случаях допускается ≪ограниченный плюрализм≫ в виде

ограниченного числа профсоюзов, политических партий,

действующих под строгим контролем власти;

—отсутствие единой ≪священной≫ идеологии, навязанной

всему обществу, опора на размытую концепцию ≪нацио-

нального интереса≫ и популизм;

—права и свободы человека и гражданина провозглашают-

ся, но реально не обеспечиваются. Основные граждан-

ские права режим подавляет;

—силовые структуры находятся вне контроля со стороны

общества и используются в сугубо политических целях.

Типичные примеры авторитарного режима —режим Пино-

чета в Чили, Амина в Уганде, Насера в Египте, Маркоса на Фи-

липпинах, Чан Кайши на Тайване, аятоллы Хомейни в Иране.

≪Демократия≫ (demos —народ, tcratos —власть) в переводе

означает народовластие, власть народа.

Однако нигде в мире не реализована ситуация, при которой

весь народ осуществлял бы политическое властвование. Это об-

стоятельство следует учитывать при рассмотрении демократи-

ческого политического режима.

Демократия представляет собой самый сложный тип поли-

тического режима, который обладает следующими признаками:

—источником власти является народ;

—решения принимаются большинством с учетом мнения

меньшинства: народ имеет право влиять на выработку по-

литических решений;

—политическая власть носит легитимный характер и осу-

ществляется в соответствии с принятыми законами;

—действует принцип ≪разрешено все, что не запрещено за-

коном≫;

—признание и реальное осуществление принципа разде-

ления властей на законодательную, исполнительную и

судебную;

—доминируют методы убеждения, согласования, компро-

мисса; силовые методы используются в исключительных

случаях;

—силовые структуры находятся поддемократическим кон-

тролем общества;

—высокая степень реализации и гарантированности прав

человека;

—институциональный и политический плюрализм, пред-

полагающий деятельность разнообразных правовых ин-

ститутов, соревновательность политических партий, дви-

жений, массовых объединений, ассоциаций, групп по

интересам.

Современные демократии существуют примерно в 35 стра-

нах и выступают как достаточно эффективная форма взаимоот-

ношений власти и граждан (Швейцария, Швеция, Нидерлан-

ды, Дания, Германия и др.).

17. Государственный режим: понятие и виды

Государственный режим —совокупность средств, способов и

методов осуществления государственной власти. В отечествен-

ной юридической науке имеет место отождествление понятий

≪государственный режим≫ и ≪политический режим≫. Однако эти

явления не тождественны. Понятие ≪политический режим≫ шире

по своему объему, чем государственный. Оно включает в себя

средства, способы и методы как государственного, так и негосу-

дарственного воздействия на общество, вбирает не только госу- .

дарственные, но и многообразные иные, негосударственные,

общественные формы политической жизни, связанные, напри-

мер, с деятельностью политических партий, других массовых

негосударственных общественных объединений, организаций

идвижений, местного самоуправления, трудовых коллективов,

и т. д.

В отличие от политического государственный режим пред-

ставляет совокупность средств и методов реализации государ-

ственной власти только с помощью государственного механизма.

При этом выделяют правовые и неправовые методы осуществле-

ния политической власти. К правовым относятся экономическая

поддержка, предпринимательства, выбор такой избирательной

системы, которая обеспечит преимущество правящему классу,

идеологическая поддержка проводимого курса и т. д. Неправо-

вые методы связаны с насилием, политическим террором, на-

саждением в обществе страха, запретом политической оппози-

ции, расстрелом массовых демонстраций и т. п. Выбор методов

зависит от соотношения сил в стране. Частый переход полити-

ческой власти от одной силы к другой приводит к изменению

государственного режима, что обязательно отразится на форме

правления и форме государственного устройства.

Следует помнить, что в любом обществе есть определенные

силы, которые, хотя и не связаны с государственной властью,

однако оказывают на нее огромное влияние. Это различные про-

мышленно-финансовые группы, военно-промышленный ком-

плекс, группы давления, политические партии, средства массо-

вой информации, наконец, церковь. Они становятся полно-

правными участниками политической жизни, борются за власть,

влияют на нее. В результате государство перестает быть един-

ственным субъектом политической власти, ее носителем. Зна-

чит, понятие ≪государственный режим≫ не охватывает всех

средств осуществления политической власти и, как отмечается

в научной литературе, его следует использовать для характерис-

тики способа правления до XVIII в., т. е. до времени появления

политических партий.

Государственные режимы подразделяются на два типа в за-

висимости от соотношения в способе правления методов и

средств демократии и диктатуры: автократические (от греч.

autokrateia —самодержавие, самовластие, неограниченная власть

одного лица, опирающаяся на насилие) и демократические.

Разновидностями автократического государственного режи-

ма были:

—деспотический режим (от греч. despotica —неограничен-

ная власть);

— диктаторский режим (от лат —неограниченная

власть);

—тиранический режим (от греч. —tyrannis —единоличное

правление, установленное насильственным путем).

Деспотический режим был характерен для ранних этапов раз-

вития государственности, для абсолютной монархии, когда нео-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.