Сделай Сам Свою Работу на 5

Власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей





Www.infanata.org

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Предмет и метод теории государства и права

Каждая наука имеет свой предмет исследований, т. е. опре-

деленный кругявлений, закономерностей, которые находятся в

центре ее внимания. Без предмета, как писал еще Гегель, не

может быть и самой науки. Выделение предмета изучения по-

зволяет говорить о научной зрелости, самостоятельности, эф-

фективности научной деятельности.

Теория государства и права относится к общественным на-

укам. Ее предметом являются общие закономерности возник-

новения, развития, смены государственно-правовых явлений.

Теорию государства и права можно определить как учение о

сущности, свойствах, социальном назначении, закономернос-

тях возникновения и существования государства и права как

целостных, взаимосвязанных явлений.

Для предмета теории государствам права характерны следу-

ющие особенности:

1. Теория государства и права изучает общие политико-юри-

дические закономерности возникновения, развития,

функционирования государства и права, знание которых

позволяет выяснить сущность данных явлений, их соци-



альное предназначение.

2. Государство и право изучаются в их единстве. Они орга-

нически взаимодействуют и не могут существовать друг

без друга. В юридической науке все большее распростра-

нение получила версия, предлагающая переименовать те-

орию государства и права в теорию права и государства.

Это не просто ≪перемена мест слагаемых≫. Тем самым под-

черкивается приоритетное положение права, необходи-

мость подчинения государства праву, что имеет особое

звучание в свете задач построения правового государства.

3. В теории государства и права исследования строятся на

основе постулатов, сформулированных еще Платоном:

1) государство и право нужно изучать такими, какими

они должны быть (первоначально следует разрабо-

тать учение об идеальном государстве);

2) государство и право нужно изучать такими, какими

они есть (изучение реально существующих государств

позволяет выявлять их сущность, особенности; срав-

нение с идеальной моделью дает возможность опре-



делять пути дальнейшего развития, совершенствова-

ния российской государственности).

Каждая наука имеет не только свой предмет исследования,

но и специфические методы его познания. От степени методо-

логической разработанности напрямую зависит эффективность

научной деятельности.

Государственно-правовые явления изучаются с различных

мировоззренческих позиций. Одни связывают государство и право

с божественной волей, другие —с психикой человека, с действи-

ем природных сил. Таким образом, именно от методологической

основы зависят конкретные результаты исследования.

Методологической основой теории государства и права яв-

ляется философия, которая изучает наиболее общие законы раз-

вития человеческого бытия, мышление человека. Методологи-

ческое значение имеют общие философские категории (напри-

мер: сущность, функции, формы), принципы познания

(например, принцип комплексности),общенаучные приемы по-

знания (например, анализ и синтез). Теория государства и пра-

ва, используя философские категории, изучает, какое выраже-

ние они находят применительно к государству и праву.

Теория и практика показали, что правильным может быть

мышление, основанное на преемственности развивающихся

методов исследования. При этом нужно помнить, что абсолю-

тизация какого-либо свойства государства и права неизбежно

приводит к ограниченности исследования. Любой метод иссле-

дования имеет свои законы, принципы, а также пределы воз-

можного.

Методы теории государства и права можно разделить на об-

щие, специальные и частные. К общим методам, например, от-



носятся:

1) метод анализа и синтеза (изучается структура государ-

ства и права, определяется характер взаимодействия меж-

ду составными элементами: аналитические знания от-

дельных сторон государства и права синтезируются и пре-

вращаются в общие представления);

2) логический (позволяет освободиться от случайностей,

выявить в историческом процессе наиболее существен-

ное и закономерное и выразить в научных категориях);

3) метод восхождения от абстрактного к конкретному и от

конкретного к абстрактному.

В последние годы все большее распространение получают

специальные методы познания, такие, например, как:

4) функциональный (структурные элементы государствен-

но-правовых систем рассматриваются с точки зрения их

социального назначения, роли, функции);

5) статистический (состояние государственно-правовых яв-

лений отражается с помощью количественных данных);

6) индукция и дедукция.

Частные методы вырабатываются и используются только в

рамках юридической науки. Например: метод сравнительного

правоведения, метод технико-юридического анализа, методы

толкования права.

Таким образом, метод теории государства и права сложен по

своей структуре. Он представляет собой совокупность общефи-

лософских, общенаучных и частнонаучных приемов и способов

изучения государства и права. И находится в стадии нового ос-

мысления и развития.

2. Теория государства и права в системе

юридических и гуманитарных наук

Юридические науки весьма разнообразны. Они делятся на

три группы:

•теоретико-исторические (история государства и права

России, история государства и права зарубежных стран,

теория права и государства).

•отраслевые (финансовое право, административное пра-

во, конституционное право и т. д.).

•специально-юридические (судебная бухгалтерия, судеб-

ная психиатрия, криминалистика).

Теория государства и права занимает особое место в системе

юридических наук. Это своеобразная ≪таблица умножения≫.

Теория государства и права представляет собой фундамен-

тальную отрасль правоведения, она выполняет методологичес-

кую функцию по отношению к другим юридическим наукам.

Теория государства и права относится к общественным на-

укам, которые, как известно, изучают общество, человека, со-

знание. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы

государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное

взаимодействие.

Например, используя законы материалистической диалек-

тики, теория государства и права изучает специфические сторо-

ны государства и права. Знание философии позволяет избежать

мировоззренческих ошибок.

Опираясь на положения экономической науки, теория го-

сударства и права исходит из того, что государство и право —это

важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над эконо-

мическим базисом общества. Экономика —основной объект

государственного управления. Эффективное проведение эконо-

мических реформ невозможно без участия государства.

Тесные контакты имеет теория государства и права с поли-

тологией. У них общие объекты исследования, но подходы раз-

ные. Теория изучает государство и право с точки зрения их внут-

реннего строения, политическая наука рассматривает государ-

ство как элемент политической системы общества. Это позволяет

теории удачно использовать положения и выводы, сделанные

политологией, и наоборот.

Теория государства и права взаимодействует и с другими гу-

манитарными науками ( историей, социологией). Такие тесные

контакты обогащают научную деятельность, поднимают ее со-

циальную ценность, помогают проверить на практике.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

3. Причины и пути возникновения государства

Государство как конкретно-историческое явление существо-

вало не всегда. Оно возникло на определенном этапе развития

человечества. Новые данные археологии указывают на огром-

ную роль ≪неолитической революции≫ (от ≪неолит≫ —новый

каменный век) в происхождении государства.

Исторически первой формой существования человеческого

общества был род, для которого характерны коллективизм в про-

изводстве и управлении; уравнительное распределение добывае-

мых благ; строго фиксированная система половозрастного разде-

ления труда, брачно-семейных отношений; наличие властных ин-

ститутов в лице вождей, предводителей рода, военачальников,

жрецов, совета старейшин, собрания взрослых членов рода; ре-

гуляция отношений мононормами, представляющими собой

нерасчлененное единство верований, мифов, традиций, обыча-

ев, морали.

Приблизительно 10-12 тыс. лет назад в различных регионах

мира начался переход от собирательства, охоты и рыболовства,

которые объединялись в деятельности одного человека, к зем-

леделию и скотоводству, т. е. переход от присваивающего к про-

изводственному хозяйству, основанному на разделении функ-

ций. Переход к производящей экономике был вызван такими

экономическими кризисными явлениями, как неблагоприят-

ные изменения климата, исчезновение растений и крупных жи-

вотных, которыми питался человек, что угрожало существова-

нию человечества как биологического вида. Люди вынуждены

были расширить питательный рацион, одомашнивая растения

и животных, что позволяло им иметь достаточно надежный ис-

точник питания. Постепенно человечество переходит от арха-

ичных форм земледелия и скотоводства, связанных с присвое-

нием готовых растительных и животных форм, к развитым фор-

мам, направленным на преобразование природы и производство

орудий труда, пищи, и играющим основную экономическую роль

в жизни общества. Так на смену присваивающе-потребительс-

кой экономике пришла экономика производящая. Произошла

≪неолитическая революция≫, коренным образом изменившая

всю систему социальных отношений первобытного общества.

Переход к производящей экономике послужил толчком к

трем крупным разделениям общественного труда —отделению

скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению

слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли. Систематизация

и разделение функций увеличили возможности человека, про-

изводительность его труда. Возросла роль мужского труда как

более производительного по сравнению с женским домашним.

В связи с этим матриархальный род уступил место патриархаль-

ному, где родство велось по отцовской линии. Родовая община

начинает делиться на патриархальные семьи (земледельцев, ско-

товодов, ремесленников). Впервые в обществе появляется так

называемый избыточный продукт, который может свободно от-

чуждаться. Он обусловил появление возможности для товаро-

обмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения

частной собственности, нарастания социального неравенства,

выделения богатых и бедных, управляющих и управляемых. Со-

циальное расслоение было источником конфликтов, нарушало

стабильность совместного проживания людей. Все это объек-

тивно требовало возникновения государства для обеспечения

функционирования производящей экономики, интеграции об-

щества, социального контроля и управления.

Таким образом, ≪неолитическая революция≫ объективно, в

силу своего внутреннего развития приводит первобытное обще-

ство к социальному расслоению, появлению классов, зарожде-

нию государства как особого проявления публичной власти, сто-

ящей над обществом и осуществляющей управление обществом

в интересах одного класса, определенной части общества с по-

мощью специально подготовленных для этого людей, органов

принуждения и правовых норм.

На процесс возникновения государства оказали влияние не

только социальные факторы (общественное разделение труда,

частная собственность, деление общества на классы), но и де-

мографические, и психологические, антропологические, этни-

ческие, географические, геополитические (угроза военных за-

хватов). Так, в результате перехода от кочевого к оседлому образу

жизни возникли специальные родовые органы, которые регули-

ровали процессы естественного воспроизводства. Они ввели за-

прет на кровосмешение (инцест), поддерживали развитие свя-

зей с другими родами для взаимообмена женщинами. Эти орга-

ны представляли собой древнейшие элементы нарождающейся

государственности.

Психологическими причинами возникновения государства

являлся природный страх человека перед другим человеком. Эго-

изм и агрессивность сочетаются в человеке со стремлением к

совместному проживанию и пониманием необходимости созда-

ния специальных органов управления, стоящих над обществом.

Выделяют следующие пути возникновения государства:

1) восточный (азиатский); 2) западный (европейский); 3) син-

тезный.

Государства Древнего Востока возникли в силу необходимо-

сти организации населения для проведения ирригационных

работ в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы.

Это были зоны поливного земледелия, на которых предусмат-

ривалось выполнение крупномасштабных общественных работ

по сооружению, эксплуатации и защите мощных ирригацион-

ных систем. Именно в этих регионах из родоплеменной знати

возникает разветвленный аппарат управления, объединяющий

усилия общинников и распределеляющий произведенный про-

дукт. При этом большая часть полученного продукта сосредото-

чивалась в руках родоплеменной знати, которая постепенно пре-

вращалась в обособленную касту управленцев, эксплуатирую-

щую труд общинников.

Таким образом, в основе социальной дифференциации меж-

ду группами людей в странах Востока лежало политическое нера-

венство,т. е. положение групп в соответствующих иерархиях

власти, возможность распоряжаться собственностью, распреде-

лять ресурсы, имеющиеся привилегии. Государственная власть

носила деспотический характер, что было вызвано срастанием

политической и экономической власти. Управление страной

деспот осуществлял с помощью разветвленного бюрократичес-

кого аппарата. Социальной опорой восточного деспотизма была

сельская община, основанная на коллективной (общинной) соб-

ственности на землю.

Итак, восточный путь возникновения государства характе-

ризуется, во-первых, устойчивостью сельской общины, которая

замедляла социально-экономическое расслоение общества и

порождала деление людей на управляющих и управляемых. Во-

вторых, исполнявшая общественные должности родоплемен-

ная знать постепенно трансформировалась в государственные

органы (государственно-чиновничий аппарат). В-третьих, об-

щественная (коллективная) собственность постепенно превра-

щалась в государственную, которая на Востоке являлась доми-

нирующей, а частная собственность здесь не играла существен-

ной роли. В-четвертых, государство выступало организатором

производства: оно одновременно и управляло сельскими общи-

нами, и эксплуатировало их.

Восточный путь оказался исторически наиболее распрост-

раненным, типичным, в отличие от западного пути, который

был уникальным явлением, своего рода исключением из обще-

го правила. Образование государства на территории Европы

было обусловлено возникновением имущественного неравенства,

появлением частной собственности на землю, скот, рабов и рас-

колом общества на классы. Ф. Энгельс, исследуя проблему воз-

никновения государства в работе ≪Происхождение семьи, част-

ной собственности и государства≫, отмечал, что классической

его формой является возникновение Афинского государства.

Здесь первоначально общество делится на свободных, не сво-

бодных и иностранцев. Затем свободные делятся на классы: ро-

довую знать, свободных ремесленников, крестьян, торговцев,

художников и пр. В основе раскола общества на классы лежит

процесс образования частной собственности, которая явилась

результатом совершенствования и повышения эффективности

средств производства. Именно благодаря постоянному совер-

шенствованию орудий труда отдельные семьи могли существо-

вать самостоятельно. Земля из общинной собственности пере-

ходит в семейную, т. е. частную. Частная собственность позво-

лила одним богатеть, а другим беднеть и разоряться. Появились

богатые собственники, имеющие много земельных наделов, ра-

бов, скота, и бедные общинники. Наиболее богатые и независи-

мые в имущественном отношении стали занимать ключевые го-

сударственные должности, которые в дальнейшем становятся

наследственными. Частная собственность доводит разделение

общества на классы до такой степени, что в нем одна группа

людей начинает присваивать себе труд большинства. В таком

обществе идет постоянная борьба между классами, что может

привести к уничтожению самих классов и общества в целом.

Поэтому общество вынуждено было найти такую силу, которая

бы подавляла открытое столкновение классов и защищала ин-

тересы богатых собственников. Этой силой и явилось государ-

ство. Таким образом, государтство на Западе возникло в резуль-

тате деления общества на классы (имущественное неравенство),

в основе которого лежал процесс развития частной собственно-

сти на средства производства.

Синтезный путь возникновения государства характерен для

тех народов, которые сразу перешли от родоплеменных отно-

шений к раннефеодальному государству. Основным государствен-

нообразующим фактором было здесь политическоеи имуществен-

ное неравенство.Так формировалось государство у германских

племен —франков, в Скандинавии, уславянских народов (Бол-

гария, Моравия, Польша, Древняя Русь). Их географическое по-

ложение, обширные территории, полукочевое земледелие, воен-

ные потребности создали возможности для длительного сохра-

нения общинной организации, органов племенной демократии.

Военноорганизаторские и управленческие функции в этих госу-

дарствах закреплялись за военным вождем и его дружиной. По-

степенно в результате завоевательных походов в руках вождя и

его дружины накапливались богатства, обеспечивая им един-

ство власти и собственности. Военные вожди, вся родовая знать

превращались в крупных собственников земли и скота. В ре-

зультате захвата общинных земель и скота, а также разорения и

закабаления своих сородичей богатые общинники становились

правящим классом феодалов, а эксплуатируемые соплеменни-

ки превращались в полностью зависимых от них крестьян.

Одновременно с разложением первобытного общества шел

процесс превращения органов родового строя в органы феодаль-

ного государства. Так, вождь рода или военачальник превращал-

ся в короля, совет старейшин —в совет приближенных монарха,

а ополчение соплеменников в профессиональную дружину или

армию. В целом синтезный путь формирования государства обус-

ловлен прочностью сельской общины, внешней опасностью,

завоевательными войнами.

4. Теории происхождения государства

В мире существует множество теорий, раскрывающих про-

цесс возникновения и развития государства. Это вполне объяс-

нимо, так как в основе каждой из них лежат взгляды и суждения

различных групп, слоев, классов, наций и других социальных

общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообраз-

ные экономические, политические, финансовые и иные инте-

ресы, оказывают прямое или косвенное влияние на процесс воз-

никновения, становления и развития государства.

К. наиболее известным теориям относятся следующие.

1. Теологическая теория является одной из самых ранних.

Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи бо-

жественного происхождения государства. Так, в законах царя

Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном про-

исхождении власти царя: ≪Боги поставили Хаммурапи править

черноголовыми. Но особенно широкое распростронение дан-

ные идеи получили в средневековой Европе VI-ХIII вв. Автора-

ми теологический теории явились средневековые богословы

Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский. Согласнотео-

логической теории, процесс возникновения государства анало-

гичен процессу сотворения Богом мира. Божественный разум уп-

равляет всем миром, устанавливает на земле порядок и гармо-

нию, следовательно, и государство —это результат ≪божественного

промысла≫. Проникнуть в тайну божественного замысла, а зна-

чит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ

должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям го-

сударственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная теория рассматривает возникновение го-

сударства из разросшейся семьи, в которой власть монарха

представляет собой продолжение власти отца над членами его

семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обя-

заны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обо-

снование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в.

до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Филь-

мером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Пред-

ставители патриархальной теории считали, что государство воз-

никает в результате соединения родов в племена, затем союзы

племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате

объединения семьи в государство становится государственной.

Патриархальная концепция в определенной степени отража-

ла важнейшие моменты перехода человечества от социально-орга-

низованной жизни в первобытном обществе к государственным

формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-по-

лисах объединение семей было определяющим в возникнове-

нии государства. Однако эта теория преувеличивала их роль,

что было неверным в историческом и теоретическом плане.

Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных,

отрицала качественное отличие государства и государственной

власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриар-

хальной теории относят также архаический характер представ-

лений о государственной власти, которые могут использоваться

для оправдания различных форм деспотической и тираничес-

кой власти.

3. Договорная теория происхождения государства появилась

в XVII—VIII вв., хотя отдельные ее аспекты разрабатывались

мыслителями Древней Греции и Древнего Рима. Авторами тео-

рии договорного происхождения государства были Г. Гроций,

Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др.

Согласно этой теории государство возникает в результате

договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в ес-

тественном состоянии. Т. Гоббс изображал также естественное

состояние как ≪состояние войны всех против всех≫, где нет об-

щей власти, закона и справедливости. Ж.-Ж. Руссо, наоборот,

называл его ≪золотым веком≫, утверждая, что в естественном со-

стоянии люди обладают прирожденными правами и свобода-

ми. Общественный договор, создающий государство, понимал-

ся как согласие между изолированными до этого индивидами

на объединение, образования государства в целях надежного

обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благопо-

лучия. В соответствии с договором люди передают часть своих

прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою

очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить

права и свободы человека. В случае нарушения условий обще-

ственного договора народ имел право свергнуть власть, совер-

шив революцию.

Теорию договорного происхождения государства отличают

абстрактность представлений о первобытном обществе, его со-

стоянии, о человеке как изолированном субъекте процесса со-

здания государства, а также антиисторизм в вопросах о времени

и месте возникновения государства, о его сущности как вырази-

теле интересов всех членов общества —и бедных, и богатых, и

облеченных властью, и не имеющих ее.

Договорная теория была значительным шагом вперед в по-

знании сущности и назначения государства.

Во-первых, она порывала с религиозными представления-

ми о происхождении государства и государственной власти и

рассматривала государство как результат сознательной и целе-

направленной деятельности людей.

Во-вторых, данная теория ставила вопрос о социальном на-

значении государства —человеку гарантировались его права и

свободы.

В-третьих, в теории прослеживается идея о том, что госу-

дарство как первый созданный людьми общественно-полити-

ческий институт можно совершенствовать и приспосабливать к

изменяющимся условиям.

В-четвертых, договорная теория обосновывала естественное

право народа на свержение неугодной власти через революци-

онное восстание.

В-пятых, она положила начало учению о народном сувере-

нитете, о подконтрольности государственно-властных структур

народу.

4. Марксистская концепция происхождения государства

(XIX в.) опирается на историко-материалистическое учение об

обществе и общественном развитии, на классовую трактовку

государства. Основные положения этой теории изложены в тру-

дах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и

других марксистов.

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и суще-

ствование государства с возникновением и существованием клас-

сов. В работе ≪Происхождение семьи, частной собственности и

государства≫ Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе раз-

вития человечества в результате разделения труда, появления

прибавочного продукта и частной собственности происходит

раскол общества на классы с противоположными экономичес-

кими интересами. Для разрешения этих противоречий необхо-

дима новая сила —государство. Государство стало необходимо-

стью именно в результате этого раскола. Экономически господ-

ствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить

себе неимущих. В. И. Ленин рассматривал государство как ≪про-

дукт и проявление непримиримости классовых противоречий≫,

как ≪орган классового господства, орган угнетения одного клас-

са другим...≫.

Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с

уничтожением классов государство отмирает. Таким образом

марксистская теория акцентирует внимание на классовой при-

роде государства, его способности выступать в качестве аппара-

та, орудия насилия и подчинения в руках экономически гос-

подствующего класса, который с помощью государства стано-

вится и политически господствующим классом. Подобная

абсолютизация роли классов и экономического фактора в про-

цессе возникновения государства является ошибочной, так как

в ряде регионов мира государство зарождалось и сформирова-

лось до возникновения классов и под влиянием самых различ-

ных факторов.

Однако это никак не умаляет значения марксистской тео-

рии, отличающейся четкостью и ясностью исходных положе-

ний и сыгравшей значительную роль в понимании происхожде-

ния государства.

5. Теория насилия (завоевания) являлась одной из распро-

страненных на Западе в конце XIX —начале XX в. Ее сторонни-

ками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверж-

дали, что причиной возникновения государства стало внутрен-

нее и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею о

том, что внутреннее насилие одной части первобытного обще-

ства над другой приводит к возникновению государства, соб-

ственности и классов государство становится органом управле-

ния побежденными.

Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешне-

го насилия. Они отмечали, что война и завоевание —мать госу-

дарства. По Гумпловичу, государство возникает в результате по-

рабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже

оседлого населения.

К. Каутский считал, что государство появляется как аппа-

рат принуждения победившего племени над побежденными. Из

победившего племени формируется господствующий класс, а

из побежденного —класс эксплуатируемых. Теперь государство

может защищать завоеванные племена от возможных посяга-

тельств со стороны других сильных племен. В ходе обществен-

ного развития смягчаются формы и методы властвования, и го-

сударство, как считали авторы теории внешнего насилия, пре-

вращается в орган защиты всего населения и обеспечения

всеобщего блага.

•В целом теория насилия носит абстрактный характер. Она

не раскрывает основных причин происхождения государства,

но, выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им уни-

версальный характер. Вместе с тем насилие, завоевание, не яв-

ляясь первопричиной образования государства, оказали значи-

тельное влияние на процесс его вознкновения.

6. Представители психологической теории (Г. Тард, Н.М. Кор-

кунов, Л.И. Петражицкий) видели причину возникновения го-

сударства в человеческой психике, в потребности индивида в

общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчинять-

ся. Они утверждали, что в результате психологических взаимо-

действий людей возникает совершенная форма эмоционально-

го общения —государство. Оно способствует более быстрому

приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмот-

ря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в со-

стоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская тео-

рии, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины воз-

никновения государства только психологическими факторами.

7. Автором расовой теории происхождения государства был

французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все че-

ловеческие расы на ≪высшие≫, призванные господствовать, и

≪низшие≫, которые обязаны подчиняться ≪высшим≫ расам. В

основе подобного разграничинения лежат физические, психи-

ческие, умственные и другие различия между расами. Государ-

ство выступает орудием господства ≪лучших≫ рас над огромны-

ми массами. В период своего создания эта теория оправдывала

и обосновывала колониальные войны, приведшие к захвату раз-

витыми государствами отсталых народов Азии, Африки и Ла-

тинской Америки.

Выделяют также:

патримониальную теорию, согласно которой государство

произошло из права собственника на землю (патримо-

ниум);

инцеетную (половую) теорию, суть которой заключалась

во введении запрета на инцест, т. е. кровосмешение. Это

требовало наличия особой группы людей, специализи-

ровавшейся на поддержании запрета, а в дальнейшем

выполнявшей и другие общественные функции, что и

привело к возникновению государства;

ирригационную теорию, объясняющую происхождение

государства необходимостью строительства гигантских

ирригационных сооружений. Такие крупные работы тре-

бовали жесткого, централизованного управления, распре-

деления, контроля, подчинения и т. д. Подобное было

под силу только многочисленному классу управленцев-

чиновников;

теорию солидаризма, представляющую государство в виде

системы взаимозависимости, соединяющей всех инди-

видов в общество.

Такое разнообразие теорий происхождения государства по-

могает объяснить суть явления не односторонне, а во всем мно-

гообразии его проявлений в реальной жизни.

5. Признаки государства

Государство как политический институт обладает рядом су-

щественных признаков, которые отличают его от негосударствен-

ных политических организаций, оказывающих значительное

влияние на общество. К наиболее важным относятся следую-

щие.

1. Государство выступает в качестве территориальной орга-

низации населения в масштабах всей страны. До возникнове-

ния государства люди объединялись по признаку родства, на

основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени

или союзу племен. Однако со временем объединение членов

общин происходит в зависимости от территории их прожива-

ния. В результате возникает территориальная организация на-

селения, которая и является государством.

Вся территория разделяется на административно-террито-

риальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможнос-

ти осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту

жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов

обеспечивает институт гражданства или подданства, представ-

ляющий собой устойчивую правовую связь личности с государ-

ством. Население, проживающее на территории государства, и

сама территория находятся под его защитой. Государство в пре-

делах своих территориальных границ выступает в качестве един-

ственного официального представителя всего общества во взаи-

моотношениях с другими странами.

2. Государство располагает публичной властью, которая вы-

делена из общества и не совпадает непосредственно со всем на-

селением страны. Эта власть особого рода: она является поли-

тической, или, иначе говоря, государственной властью и орга-

низуется с помощью специального аппарата власти, управления

и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представ-

ляет собой систему государственных органов и соответствую-

щих материальных средств, необходимых для выполнения раз-

личных функций с целью упорядочения и планомерного разви-

тия общественных отношений. В него входят институты

законодательной, исполнительной и судебной власти, особый

слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением

(учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат

принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны

порядка, разведки и контрразведки, исправительных учрежде-

ний.

3. Важнейшим признаком государства является суверени-

тет. Суверенитет государственной власти означает ее верховен-

ство и независимость от любых других властей страны (напри-

мер, партий или других организаций) и независимость ее на

международной арене. Верховенство государственной власти

выражается в способности: а) издавать общеобязательные для

всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать еди-

ный правопорядок на всей территории; в) отменять постанов-

ления и решения негосударственных политических организа-

ций; г) определять права и обязанности граждан, должностных

лиц; д) воздействовать на население через специальные сред-

ства властвования, отсутствующие у других организаций.

В суверенитете выражается способность государства незави-

симо от других государств формировать и проводить в жизнь

внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не

противопоставлен суверенитету народа. В большинстве консти-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.