Власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей
Www.infanata.org
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Предмет и метод теории государства и права
Каждая наука имеет свой предмет исследований, т. е. опре-
деленный кругявлений, закономерностей, которые находятся в
центре ее внимания. Без предмета, как писал еще Гегель, не
может быть и самой науки. Выделение предмета изучения по-
зволяет говорить о научной зрелости, самостоятельности, эф-
фективности научной деятельности.
Теория государства и права относится к общественным на-
укам. Ее предметом являются общие закономерности возник-
новения, развития, смены государственно-правовых явлений.
Теорию государства и права можно определить как учение о
сущности, свойствах, социальном назначении, закономернос-
тях возникновения и существования государства и права как
целостных, взаимосвязанных явлений.
Для предмета теории государствам права характерны следу-
ющие особенности:
1. Теория государства и права изучает общие политико-юри-
дические закономерности возникновения, развития,
функционирования государства и права, знание которых
позволяет выяснить сущность данных явлений, их соци-
альное предназначение.
2. Государство и право изучаются в их единстве. Они орга-
нически взаимодействуют и не могут существовать друг
без друга. В юридической науке все большее распростра-
нение получила версия, предлагающая переименовать те-
орию государства и права в теорию права и государства.
Это не просто ≪перемена мест слагаемых≫. Тем самым под-
черкивается приоритетное положение права, необходи-
мость подчинения государства праву, что имеет особое
звучание в свете задач построения правового государства.
3. В теории государства и права исследования строятся на
основе постулатов, сформулированных еще Платоном:
1) государство и право нужно изучать такими, какими
они должны быть (первоначально следует разрабо-
тать учение об идеальном государстве);
2) государство и право нужно изучать такими, какими
они есть (изучение реально существующих государств
позволяет выявлять их сущность, особенности; срав-
нение с идеальной моделью дает возможность опре-
делять пути дальнейшего развития, совершенствова-
ния российской государственности).
Каждая наука имеет не только свой предмет исследования,
но и специфические методы его познания. От степени методо-
логической разработанности напрямую зависит эффективность
научной деятельности.
Государственно-правовые явления изучаются с различных
мировоззренческих позиций. Одни связывают государство и право
с божественной волей, другие —с психикой человека, с действи-
ем природных сил. Таким образом, именно от методологической
основы зависят конкретные результаты исследования.
Методологической основой теории государства и права яв-
ляется философия, которая изучает наиболее общие законы раз-
вития человеческого бытия, мышление человека. Методологи-
ческое значение имеют общие философские категории (напри-
мер: сущность, функции, формы), принципы познания
(например, принцип комплексности),общенаучные приемы по-
знания (например, анализ и синтез). Теория государства и пра-
ва, используя философские категории, изучает, какое выраже-
ние они находят применительно к государству и праву.
Теория и практика показали, что правильным может быть
мышление, основанное на преемственности развивающихся
методов исследования. При этом нужно помнить, что абсолю-
тизация какого-либо свойства государства и права неизбежно
приводит к ограниченности исследования. Любой метод иссле-
дования имеет свои законы, принципы, а также пределы воз-
можного.
Методы теории государства и права можно разделить на об-
щие, специальные и частные. К общим методам, например, от-
носятся:
1) метод анализа и синтеза (изучается структура государ-
ства и права, определяется характер взаимодействия меж-
ду составными элементами: аналитические знания от-
дельных сторон государства и права синтезируются и пре-
вращаются в общие представления);
2) логический (позволяет освободиться от случайностей,
выявить в историческом процессе наиболее существен-
ное и закономерное и выразить в научных категориях);
3) метод восхождения от абстрактного к конкретному и от
конкретного к абстрактному.
В последние годы все большее распространение получают
специальные методы познания, такие, например, как:
4) функциональный (структурные элементы государствен-
но-правовых систем рассматриваются с точки зрения их
социального назначения, роли, функции);
5) статистический (состояние государственно-правовых яв-
лений отражается с помощью количественных данных);
6) индукция и дедукция.
Частные методы вырабатываются и используются только в
рамках юридической науки. Например: метод сравнительного
правоведения, метод технико-юридического анализа, методы
толкования права.
Таким образом, метод теории государства и права сложен по
своей структуре. Он представляет собой совокупность общефи-
лософских, общенаучных и частнонаучных приемов и способов
изучения государства и права. И находится в стадии нового ос-
мысления и развития.
2. Теория государства и права в системе
юридических и гуманитарных наук
Юридические науки весьма разнообразны. Они делятся на
три группы:
•теоретико-исторические (история государства и права
России, история государства и права зарубежных стран,
теория права и государства).
•отраслевые (финансовое право, административное пра-
во, конституционное право и т. д.).
•специально-юридические (судебная бухгалтерия, судеб-
ная психиатрия, криминалистика).
Теория государства и права занимает особое место в системе
юридических наук. Это своеобразная ≪таблица умножения≫.
Теория государства и права представляет собой фундамен-
тальную отрасль правоведения, она выполняет методологичес-
кую функцию по отношению к другим юридическим наукам.
Теория государства и права относится к общественным на-
укам, которые, как известно, изучают общество, человека, со-
знание. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы
государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное
взаимодействие.
Например, используя законы материалистической диалек-
тики, теория государства и права изучает специфические сторо-
ны государства и права. Знание философии позволяет избежать
мировоззренческих ошибок.
Опираясь на положения экономической науки, теория го-
сударства и права исходит из того, что государство и право —это
важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над эконо-
мическим базисом общества. Экономика —основной объект
государственного управления. Эффективное проведение эконо-
мических реформ невозможно без участия государства.
Тесные контакты имеет теория государства и права с поли-
тологией. У них общие объекты исследования, но подходы раз-
ные. Теория изучает государство и право с точки зрения их внут-
реннего строения, политическая наука рассматривает государ-
ство как элемент политической системы общества. Это позволяет
теории удачно использовать положения и выводы, сделанные
политологией, и наоборот.
Теория государства и права взаимодействует и с другими гу-
манитарными науками ( историей, социологией). Такие тесные
контакты обогащают научную деятельность, поднимают ее со-
циальную ценность, помогают проверить на практике.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
3. Причины и пути возникновения государства
Государство как конкретно-историческое явление существо-
вало не всегда. Оно возникло на определенном этапе развития
человечества. Новые данные археологии указывают на огром-
ную роль ≪неолитической революции≫ (от ≪неолит≫ —новый
каменный век) в происхождении государства.
Исторически первой формой существования человеческого
общества был род, для которого характерны коллективизм в про-
изводстве и управлении; уравнительное распределение добывае-
мых благ; строго фиксированная система половозрастного разде-
ления труда, брачно-семейных отношений; наличие властных ин-
ститутов в лице вождей, предводителей рода, военачальников,
жрецов, совета старейшин, собрания взрослых членов рода; ре-
гуляция отношений мононормами, представляющими собой
нерасчлененное единство верований, мифов, традиций, обыча-
ев, морали.
Приблизительно 10-12 тыс. лет назад в различных регионах
мира начался переход от собирательства, охоты и рыболовства,
которые объединялись в деятельности одного человека, к зем-
леделию и скотоводству, т. е. переход от присваивающего к про-
изводственному хозяйству, основанному на разделении функ-
ций. Переход к производящей экономике был вызван такими
экономическими кризисными явлениями, как неблагоприят-
ные изменения климата, исчезновение растений и крупных жи-
вотных, которыми питался человек, что угрожало существова-
нию человечества как биологического вида. Люди вынуждены
были расширить питательный рацион, одомашнивая растения
и животных, что позволяло им иметь достаточно надежный ис-
точник питания. Постепенно человечество переходит от арха-
ичных форм земледелия и скотоводства, связанных с присвое-
нием готовых растительных и животных форм, к развитым фор-
мам, направленным на преобразование природы и производство
орудий труда, пищи, и играющим основную экономическую роль
в жизни общества. Так на смену присваивающе-потребительс-
кой экономике пришла экономика производящая. Произошла
≪неолитическая революция≫, коренным образом изменившая
всю систему социальных отношений первобытного общества.
Переход к производящей экономике послужил толчком к
трем крупным разделениям общественного труда —отделению
скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению
слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли. Систематизация
и разделение функций увеличили возможности человека, про-
изводительность его труда. Возросла роль мужского труда как
более производительного по сравнению с женским домашним.
В связи с этим матриархальный род уступил место патриархаль-
ному, где родство велось по отцовской линии. Родовая община
начинает делиться на патриархальные семьи (земледельцев, ско-
товодов, ремесленников). Впервые в обществе появляется так
называемый избыточный продукт, который может свободно от-
чуждаться. Он обусловил появление возможности для товаро-
обмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения
частной собственности, нарастания социального неравенства,
выделения богатых и бедных, управляющих и управляемых. Со-
циальное расслоение было источником конфликтов, нарушало
стабильность совместного проживания людей. Все это объек-
тивно требовало возникновения государства для обеспечения
функционирования производящей экономики, интеграции об-
щества, социального контроля и управления.
Таким образом, ≪неолитическая революция≫ объективно, в
силу своего внутреннего развития приводит первобытное обще-
ство к социальному расслоению, появлению классов, зарожде-
нию государства как особого проявления публичной власти, сто-
ящей над обществом и осуществляющей управление обществом
в интересах одного класса, определенной части общества с по-
мощью специально подготовленных для этого людей, органов
принуждения и правовых норм.
На процесс возникновения государства оказали влияние не
только социальные факторы (общественное разделение труда,
частная собственность, деление общества на классы), но и де-
мографические, и психологические, антропологические, этни-
ческие, географические, геополитические (угроза военных за-
хватов). Так, в результате перехода от кочевого к оседлому образу
жизни возникли специальные родовые органы, которые регули-
ровали процессы естественного воспроизводства. Они ввели за-
прет на кровосмешение (инцест), поддерживали развитие свя-
зей с другими родами для взаимообмена женщинами. Эти орга-
ны представляли собой древнейшие элементы нарождающейся
государственности.
Психологическими причинами возникновения государства
являлся природный страх человека перед другим человеком. Эго-
изм и агрессивность сочетаются в человеке со стремлением к
совместному проживанию и пониманием необходимости созда-
ния специальных органов управления, стоящих над обществом.
Выделяют следующие пути возникновения государства:
1) восточный (азиатский); 2) западный (европейский); 3) син-
тезный.
Государства Древнего Востока возникли в силу необходимо-
сти организации населения для проведения ирригационных
работ в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы.
Это были зоны поливного земледелия, на которых предусмат-
ривалось выполнение крупномасштабных общественных работ
по сооружению, эксплуатации и защите мощных ирригацион-
ных систем. Именно в этих регионах из родоплеменной знати
возникает разветвленный аппарат управления, объединяющий
усилия общинников и распределеляющий произведенный про-
дукт. При этом большая часть полученного продукта сосредото-
чивалась в руках родоплеменной знати, которая постепенно пре-
вращалась в обособленную касту управленцев, эксплуатирую-
щую труд общинников.
Таким образом, в основе социальной дифференциации меж-
ду группами людей в странах Востока лежало политическое нера-
венство,т. е. положение групп в соответствующих иерархиях
власти, возможность распоряжаться собственностью, распреде-
лять ресурсы, имеющиеся привилегии. Государственная власть
носила деспотический характер, что было вызвано срастанием
политической и экономической власти. Управление страной
деспот осуществлял с помощью разветвленного бюрократичес-
кого аппарата. Социальной опорой восточного деспотизма была
сельская община, основанная на коллективной (общинной) соб-
ственности на землю.
Итак, восточный путь возникновения государства характе-
ризуется, во-первых, устойчивостью сельской общины, которая
замедляла социально-экономическое расслоение общества и
порождала деление людей на управляющих и управляемых. Во-
вторых, исполнявшая общественные должности родоплемен-
ная знать постепенно трансформировалась в государственные
органы (государственно-чиновничий аппарат). В-третьих, об-
щественная (коллективная) собственность постепенно превра-
щалась в государственную, которая на Востоке являлась доми-
нирующей, а частная собственность здесь не играла существен-
ной роли. В-четвертых, государство выступало организатором
производства: оно одновременно и управляло сельскими общи-
нами, и эксплуатировало их.
Восточный путь оказался исторически наиболее распрост-
раненным, типичным, в отличие от западного пути, который
был уникальным явлением, своего рода исключением из обще-
го правила. Образование государства на территории Европы
было обусловлено возникновением имущественного неравенства,
появлением частной собственности на землю, скот, рабов и рас-
колом общества на классы. Ф. Энгельс, исследуя проблему воз-
никновения государства в работе ≪Происхождение семьи, част-
ной собственности и государства≫, отмечал, что классической
его формой является возникновение Афинского государства.
Здесь первоначально общество делится на свободных, не сво-
бодных и иностранцев. Затем свободные делятся на классы: ро-
довую знать, свободных ремесленников, крестьян, торговцев,
художников и пр. В основе раскола общества на классы лежит
процесс образования частной собственности, которая явилась
результатом совершенствования и повышения эффективности
средств производства. Именно благодаря постоянному совер-
шенствованию орудий труда отдельные семьи могли существо-
вать самостоятельно. Земля из общинной собственности пере-
ходит в семейную, т. е. частную. Частная собственность позво-
лила одним богатеть, а другим беднеть и разоряться. Появились
богатые собственники, имеющие много земельных наделов, ра-
бов, скота, и бедные общинники. Наиболее богатые и независи-
мые в имущественном отношении стали занимать ключевые го-
сударственные должности, которые в дальнейшем становятся
наследственными. Частная собственность доводит разделение
общества на классы до такой степени, что в нем одна группа
людей начинает присваивать себе труд большинства. В таком
обществе идет постоянная борьба между классами, что может
привести к уничтожению самих классов и общества в целом.
Поэтому общество вынуждено было найти такую силу, которая
бы подавляла открытое столкновение классов и защищала ин-
тересы богатых собственников. Этой силой и явилось государ-
ство. Таким образом, государтство на Западе возникло в резуль-
тате деления общества на классы (имущественное неравенство),
в основе которого лежал процесс развития частной собственно-
сти на средства производства.
Синтезный путь возникновения государства характерен для
тех народов, которые сразу перешли от родоплеменных отно-
шений к раннефеодальному государству. Основным государствен-
нообразующим фактором было здесь политическоеи имуществен-
ное неравенство.Так формировалось государство у германских
племен —франков, в Скандинавии, уславянских народов (Бол-
гария, Моравия, Польша, Древняя Русь). Их географическое по-
ложение, обширные территории, полукочевое земледелие, воен-
ные потребности создали возможности для длительного сохра-
нения общинной организации, органов племенной демократии.
Военноорганизаторские и управленческие функции в этих госу-
дарствах закреплялись за военным вождем и его дружиной. По-
степенно в результате завоевательных походов в руках вождя и
его дружины накапливались богатства, обеспечивая им един-
ство власти и собственности. Военные вожди, вся родовая знать
превращались в крупных собственников земли и скота. В ре-
зультате захвата общинных земель и скота, а также разорения и
закабаления своих сородичей богатые общинники становились
правящим классом феодалов, а эксплуатируемые соплеменни-
ки превращались в полностью зависимых от них крестьян.
Одновременно с разложением первобытного общества шел
процесс превращения органов родового строя в органы феодаль-
ного государства. Так, вождь рода или военачальник превращал-
ся в короля, совет старейшин —в совет приближенных монарха,
а ополчение соплеменников в профессиональную дружину или
армию. В целом синтезный путь формирования государства обус-
ловлен прочностью сельской общины, внешней опасностью,
завоевательными войнами.
4. Теории происхождения государства
В мире существует множество теорий, раскрывающих про-
цесс возникновения и развития государства. Это вполне объяс-
нимо, так как в основе каждой из них лежат взгляды и суждения
различных групп, слоев, классов, наций и других социальных
общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообраз-
ные экономические, политические, финансовые и иные инте-
ресы, оказывают прямое или косвенное влияние на процесс воз-
никновения, становления и развития государства.
К. наиболее известным теориям относятся следующие.
1. Теологическая теория является одной из самых ранних.
Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи бо-
жественного происхождения государства. Так, в законах царя
Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном про-
исхождении власти царя: ≪Боги поставили Хаммурапи править
черноголовыми. Но особенно широкое распростронение дан-
ные идеи получили в средневековой Европе VI-ХIII вв. Автора-
ми теологический теории явились средневековые богословы
Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский. Согласнотео-
логической теории, процесс возникновения государства анало-
гичен процессу сотворения Богом мира. Божественный разум уп-
равляет всем миром, устанавливает на земле порядок и гармо-
нию, следовательно, и государство —это результат ≪божественного
промысла≫. Проникнуть в тайну божественного замысла, а зна-
чит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ
должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям го-
сударственной воли как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная теория рассматривает возникновение го-
сударства из разросшейся семьи, в которой власть монарха
представляет собой продолжение власти отца над членами его
семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обя-
заны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обо-
снование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в.
до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Филь-
мером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Пред-
ставители патриархальной теории считали, что государство воз-
никает в результате соединения родов в племена, затем союзы
племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате
объединения семьи в государство становится государственной.
Патриархальная концепция в определенной степени отража-
ла важнейшие моменты перехода человечества от социально-орга-
низованной жизни в первобытном обществе к государственным
формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-по-
лисах объединение семей было определяющим в возникнове-
нии государства. Однако эта теория преувеличивала их роль,
что было неверным в историческом и теоретическом плане.
Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных,
отрицала качественное отличие государства и государственной
власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриар-
хальной теории относят также архаический характер представ-
лений о государственной власти, которые могут использоваться
для оправдания различных форм деспотической и тираничес-
кой власти.
3. Договорная теория происхождения государства появилась
в XVII—VIII вв., хотя отдельные ее аспекты разрабатывались
мыслителями Древней Греции и Древнего Рима. Авторами тео-
рии договорного происхождения государства были Г. Гроций,
Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др.
Согласно этой теории государство возникает в результате
договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в ес-
тественном состоянии. Т. Гоббс изображал также естественное
состояние как ≪состояние войны всех против всех≫, где нет об-
щей власти, закона и справедливости. Ж.-Ж. Руссо, наоборот,
называл его ≪золотым веком≫, утверждая, что в естественном со-
стоянии люди обладают прирожденными правами и свобода-
ми. Общественный договор, создающий государство, понимал-
ся как согласие между изолированными до этого индивидами
на объединение, образования государства в целях надежного
обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благопо-
лучия. В соответствии с договором люди передают часть своих
прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою
очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить
права и свободы человека. В случае нарушения условий обще-
ственного договора народ имел право свергнуть власть, совер-
шив революцию.
Теорию договорного происхождения государства отличают
абстрактность представлений о первобытном обществе, его со-
стоянии, о человеке как изолированном субъекте процесса со-
здания государства, а также антиисторизм в вопросах о времени
и месте возникновения государства, о его сущности как вырази-
теле интересов всех членов общества —и бедных, и богатых, и
облеченных властью, и не имеющих ее.
Договорная теория была значительным шагом вперед в по-
знании сущности и назначения государства.
Во-первых, она порывала с религиозными представления-
ми о происхождении государства и государственной власти и
рассматривала государство как результат сознательной и целе-
направленной деятельности людей.
Во-вторых, данная теория ставила вопрос о социальном на-
значении государства —человеку гарантировались его права и
свободы.
В-третьих, в теории прослеживается идея о том, что госу-
дарство как первый созданный людьми общественно-полити-
ческий институт можно совершенствовать и приспосабливать к
изменяющимся условиям.
В-четвертых, договорная теория обосновывала естественное
право народа на свержение неугодной власти через революци-
онное восстание.
В-пятых, она положила начало учению о народном сувере-
нитете, о подконтрольности государственно-властных структур
народу.
4. Марксистская концепция происхождения государства
(XIX в.) опирается на историко-материалистическое учение об
обществе и общественном развитии, на классовую трактовку
государства. Основные положения этой теории изложены в тру-
дах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и
других марксистов.
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и суще-
ствование государства с возникновением и существованием клас-
сов. В работе ≪Происхождение семьи, частной собственности и
государства≫ Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе раз-
вития человечества в результате разделения труда, появления
прибавочного продукта и частной собственности происходит
раскол общества на классы с противоположными экономичес-
кими интересами. Для разрешения этих противоречий необхо-
дима новая сила —государство. Государство стало необходимо-
стью именно в результате этого раскола. Экономически господ-
ствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить
себе неимущих. В. И. Ленин рассматривал государство как ≪про-
дукт и проявление непримиримости классовых противоречий≫,
как ≪орган классового господства, орган угнетения одного клас-
са другим...≫.
Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с
уничтожением классов государство отмирает. Таким образом
марксистская теория акцентирует внимание на классовой при-
роде государства, его способности выступать в качестве аппара-
та, орудия насилия и подчинения в руках экономически гос-
подствующего класса, который с помощью государства стано-
вится и политически господствующим классом. Подобная
абсолютизация роли классов и экономического фактора в про-
цессе возникновения государства является ошибочной, так как
в ряде регионов мира государство зарождалось и сформирова-
лось до возникновения классов и под влиянием самых различ-
ных факторов.
Однако это никак не умаляет значения марксистской тео-
рии, отличающейся четкостью и ясностью исходных положе-
ний и сыгравшей значительную роль в понимании происхожде-
ния государства.
5. Теория насилия (завоевания) являлась одной из распро-
страненных на Западе в конце XIX —начале XX в. Ее сторонни-
ками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверж-
дали, что причиной возникновения государства стало внутрен-
нее и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею о
том, что внутреннее насилие одной части первобытного обще-
ства над другой приводит к возникновению государства, соб-
ственности и классов государство становится органом управле-
ния побежденными.
Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешне-
го насилия. Они отмечали, что война и завоевание —мать госу-
дарства. По Гумпловичу, государство возникает в результате по-
рабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже
оседлого населения.
К. Каутский считал, что государство появляется как аппа-
рат принуждения победившего племени над побежденными. Из
победившего племени формируется господствующий класс, а
из побежденного —класс эксплуатируемых. Теперь государство
может защищать завоеванные племена от возможных посяга-
тельств со стороны других сильных племен. В ходе обществен-
ного развития смягчаются формы и методы властвования, и го-
сударство, как считали авторы теории внешнего насилия, пре-
вращается в орган защиты всего населения и обеспечения
всеобщего блага.
•В целом теория насилия носит абстрактный характер. Она
не раскрывает основных причин происхождения государства,
но, выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им уни-
версальный характер. Вместе с тем насилие, завоевание, не яв-
ляясь первопричиной образования государства, оказали значи-
тельное влияние на процесс его вознкновения.
6. Представители психологической теории (Г. Тард, Н.М. Кор-
кунов, Л.И. Петражицкий) видели причину возникновения го-
сударства в человеческой психике, в потребности индивида в
общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчинять-
ся. Они утверждали, что в результате психологических взаимо-
действий людей возникает совершенная форма эмоционально-
го общения —государство. Оно способствует более быстрому
приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмот-
ря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в со-
стоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская тео-
рии, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины воз-
никновения государства только психологическими факторами.
7. Автором расовой теории происхождения государства был
французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все че-
ловеческие расы на ≪высшие≫, призванные господствовать, и
≪низшие≫, которые обязаны подчиняться ≪высшим≫ расам. В
основе подобного разграничинения лежат физические, психи-
ческие, умственные и другие различия между расами. Государ-
ство выступает орудием господства ≪лучших≫ рас над огромны-
ми массами. В период своего создания эта теория оправдывала
и обосновывала колониальные войны, приведшие к захвату раз-
витыми государствами отсталых народов Азии, Африки и Ла-
тинской Америки.
Выделяют также:
—патримониальную теорию, согласно которой государство
произошло из права собственника на землю (патримо-
ниум);
—инцеетную (половую) теорию, суть которой заключалась
во введении запрета на инцест, т. е. кровосмешение. Это
требовало наличия особой группы людей, специализи-
ровавшейся на поддержании запрета, а в дальнейшем
выполнявшей и другие общественные функции, что и
привело к возникновению государства;
—ирригационную теорию, объясняющую происхождение
государства необходимостью строительства гигантских
ирригационных сооружений. Такие крупные работы тре-
бовали жесткого, централизованного управления, распре-
деления, контроля, подчинения и т. д. Подобное было
под силу только многочисленному классу управленцев-
чиновников;
—теорию солидаризма, представляющую государство в виде
системы взаимозависимости, соединяющей всех инди-
видов в общество.
Такое разнообразие теорий происхождения государства по-
могает объяснить суть явления не односторонне, а во всем мно-
гообразии его проявлений в реальной жизни.
5. Признаки государства
Государство как политический институт обладает рядом су-
щественных признаков, которые отличают его от негосударствен-
ных политических организаций, оказывающих значительное
влияние на общество. К наиболее важным относятся следую-
щие.
1. Государство выступает в качестве территориальной орга-
низации населения в масштабах всей страны. До возникнове-
ния государства люди объединялись по признаку родства, на
основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени
или союзу племен. Однако со временем объединение членов
общин происходит в зависимости от территории их прожива-
ния. В результате возникает территориальная организация на-
селения, которая и является государством.
Вся территория разделяется на административно-террито-
риальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможнос-
ти осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту
жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов
обеспечивает институт гражданства или подданства, представ-
ляющий собой устойчивую правовую связь личности с государ-
ством. Население, проживающее на территории государства, и
сама территория находятся под его защитой. Государство в пре-
делах своих территориальных границ выступает в качестве един-
ственного официального представителя всего общества во взаи-
моотношениях с другими странами.
2. Государство располагает публичной властью, которая вы-
делена из общества и не совпадает непосредственно со всем на-
селением страны. Эта власть особого рода: она является поли-
тической, или, иначе говоря, государственной властью и орга-
низуется с помощью специального аппарата власти, управления
и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представ-
ляет собой систему государственных органов и соответствую-
щих материальных средств, необходимых для выполнения раз-
личных функций с целью упорядочения и планомерного разви-
тия общественных отношений. В него входят институты
законодательной, исполнительной и судебной власти, особый
слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением
(учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат
принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны
порядка, разведки и контрразведки, исправительных учрежде-
ний.
3. Важнейшим признаком государства является суверени-
тет. Суверенитет государственной власти означает ее верховен-
ство и независимость от любых других властей страны (напри-
мер, партий или других организаций) и независимость ее на
международной арене. Верховенство государственной власти
выражается в способности: а) издавать общеобязательные для
всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать еди-
ный правопорядок на всей территории; в) отменять постанов-
ления и решения негосударственных политических организа-
ций; г) определять права и обязанности граждан, должностных
лиц; д) воздействовать на население через специальные сред-
ства властвования, отсутствующие у других организаций.
В суверенитете выражается способность государства незави-
симо от других государств формировать и проводить в жизнь
внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не
противопоставлен суверенитету народа. В большинстве консти-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|