Тема 4.2. Оценка влияния стратегии на результаты деятельности и акционерную стоимость компании
Цель темы: приобретение практических навыков оценки влияния стратегии на результаты деятельности и акционерную стоимость компании [9].
Порядок выполнения анализа:
1. Определить объект и цель анализа. Ознакомиться с теоретическими аспектами анализа, изучив тему лекции 4.1.
2. Собрать исходную информацию, используя внутреннюю отчетность компании, интервью со специалистами компании и отраслевыми экспертами, личные наблюдения.
3. Рассчитать акционерную стоимость для текущей стратегии компании как отношение чистой прибыли к стоимости капитала.
Рассчитать цену акции для текущей стратегии компании делением акционерной стоимости на количество акций.
4. Рассчитать показатели выручки, затрат, прибыли от реализации, чистой прибыли и инвестиций за каждый год горизонта планирования:
, (17)
где Vt - выручка за период t, руб.;
V(t-1) - выручка за предыдущий период, руб.;
Tv - проектируемый ежегодный прирост выручки, %.
, (18)
где Zt - себестоимость реализованной продукции за период t, руб.;
Rv - рентабельность продаж, %.
, (19)
где It - прибыль от реализации продукции за период t, руб.;
Mt - расходы на продвижение продукции за период t, руб.
, (20)
где Nt - чистая прибыль за период t, руб.;
n - ставка налога на прибыль, %.
, (21)
где Ct - инвестиции в основной и оборотный капитал за период t, руб.;
Nc - норма инвестиций в основной и оборотный капитал, обеспечивающих прирост продаж, %.
5. Рассчитать денежный поток за каждый год горизонта планирования и чистую приведенную стоимость за весь период планирования:
, (22)
где CFt - денежный поток за период t, руб.
, (23)
где NPV - чистая приведенная стоимость за весь период планирования, руб.;
r - норма дисконта (в долях единицы);
m - число лет горизонта планирования.
6. Рассчитать приведенную величину дальнейшей стоимости для предлагаемой стратегии:
, (24)
где PV - приведенная величина дальнейшей стоимости, руб.;
Nm - чистая прибыль за последний год горизонта планирования, руб.
7. Рассчитать акционерную стоимость и цену акции для предлагаемой стратегии:
, (25)
где А - акционерная стоимость предлагаемой стратегии, руб.;
К - сумма задолженности, руб.
Цена акции рассчитывается делением акционерной стоимости на количество акций.
8. Повторить п.п. 4-7 для альтернативных стратегий.
9. Провести сравнительный анализ акционерной стоимости для различных вариантов стратегии, сформулировать вывод по результатам анализа.
Пример выполнения анализа.
1. Цель и объект анализа - оценить влияние альтернативных вариантов стратегии компании на результаты деятельности и величину акционерной стоимости.
2. Для сбора исходной информации использованы данные внутренней отчетности компании, интервью со специалистами компании и отраслевыми экспертами, личные наблюдения.
Компания специализируется на торговле по каталогам. В последние годы из-за усиления конкуренции продажи и прибыли стабилизировались. Фактическая годовая выручка составила 50 млн. руб., рентабельность продаж 15%, ставка налога на прибыль 20%, стоимость капитала, учитываемая при оценке акционерной стоимости, равна 12%. Количество акций 10 млн. шт. Руководство компании рассматривает новую стратегию развития бизнеса: создание акционерной стоимости путем использования новых возможностей электронной коммерции и выхода на лидирующие рыночные позиции. В первый год будет предложена одна товарная линия на локальном рынке. Цены как минимум на 5% ниже цен в крупных розничных магазинах при активной маркетинговой поддержке. Далее планируется расширение ассортимента и географии рынка, создание лидирующей в секторе марки.
Для оценки потенциала стратегии используется 10-летний горизонт планирования. По оценкам специалистов компании предлагаемая стратегия позволит увеличивать продажи на 30% в год. Планируются инвестиции в продвижение в течение первых 5 лет в сумме 10 млн. руб. ежегодно. Потребность в основном и оборотном капитале составит 40% от добавочных продаж. Норма дисконта 15%. Сумма задолженности 10 млн. руб.
Также рассматриваются альтернативные стратегии:
Вариант А - сокращение инвестиций в продвижение до 5 млн. руб. в год, при этом предполагается снижение темпов роста продаж до уровня 24% в год;
Вариант В - более агрессивная политика снижения цен, при этом предполагается снижение рентабельности продаж до уровня 10% с одновременным ростом оборота в 40% в год.
Вариант С - оценивается чувствительность базовой стратегии к снижению темпов роста продаж с 30% до 20% в год.
3. Рассчитана акционерная стоимость и цена акции для текущей стратегии компании.
Чистая прибыль в отчетном периоде:
(млн руб.)
Акционерная стоимость:
(млн. руб.)
Цена акции:
(руб.)
4. Рассчитаны показатели выручки, затрат, прибыли от реализации, чистой прибыли и инвестиций за каждый год горизонта планирования.
Выручка за первый год горизонта планирования рассчитана по формуле (17):
(млн руб.)
Себестоимость реализованной продукции за первый год горизонта планирования рассчитана по формуле (18):
(млн руб.)
Прибыль (убыток) от реализации продукции за первый год горизонта планирования рассчитана по формуле (19):
(млн руб.)
Так как расчетный финансовый результат в первый год горизонта планирования отрицательный, налог на прибыль не будет уплачиваться. Поэтому чистая прибыль (убыток) в данном случае будет равна прибыли (убытку) от реализации продукции.
(млн руб.)
Инвестиции в основной и оборотный капитал за первый год горизонта планирования рассчитаны по формуле (21):
(млн руб.)
Аналогично рассчитаны показатели по остальным годам горизонта планирования (таблица 28).
Таблица 28 - Проектные финансовые показатели реализации базовой стратегии
Год
| Выручка, млн руб.
| Затраты на
продвижение,
млн руб.
| Чистая прибыль, млн руб.
| Инвестиции,
млн руб.
| Денежный поток,
млн руб.
| Дисконтированный денежный поток,
млн руб.
|
| 65,00
|
| -0,25
| 6,00
| -6,25
| -5,43
|
| 84,50
|
| 2,14
| 7,80
| -5,66
| -4,28
|
| 109,85
|
| 5,18
| 10,14
| -4,96
| -3,26
|
| 142,81
|
| 9,14
| 13,18
| -4,05
| -2,31
|
| 185,65
|
| 14,28
| 17,14
| -2,86
| -1,42
|
| 241,34
|
| 28,96
| 22,28
| 6,68
| 2,89
|
| 313,74
|
| 37,65
| 28,96
| 8,69
| 3,27
|
| 407,87
|
| 48,94
| 37,65
| 11,29
| 3,69
|
| 530,22
|
| 63,63
| 48,94
| 14,68
| 4,17
|
| 689,29
|
| 82,72
| 63,63
| 19,09
| 4,72
|
5. Рассчитан денежный поток за каждый год горизонта планирования и чистая приведенная стоимость за весь период планирования.
Денежный поток за первый год горизонта планирования рассчитан по формуле (22):
(млн руб.)
Дисконтированный денежный поток за первый год горизонта планирования:
(млн руб.)
Аналогично рассчитаны показатели по остальным годам горизонта планирования (таблица 28).
Чистая приведенная стоимость за весь период планирования рассчитана как сумма дисконтированных денежных потоков за 10 лет и равна 2,04 млн руб.
6. Рассчитана приведенная величина дальнейшей стоимости для предлагаемой стратегии по формуле (24):
(млн руб.)
7. Рассчитана акционерная стоимость и цена акции для предлагаемой стратегии.
Акционерная стоимость для базовой стратегии рассчитана по формуле (25):
(млн руб.)
Цена акции для базовой стратегии:
(руб.)
8. Аналогично выполнены расчеты для альтернативных стратегий, результаты отражены в таблице 29.
Таблица 29 - Проектные результаты реализации альтернативных стратегий
Вариант стратегии
| NPV,
млн руб.
| PV,
млн руб.
| K,
млн руб.
| Акционерная стоимость, млн руб.
| Цена акции, руб.
| Вариант А
| 19,57
| 84,98
|
| 94,55
| 9,46
| Вариант В
| -86,41
| 190,66
|
| 94,25
| 9,43
| Вариант С
| 6,96
| 61,22
|
| 58,18
| 5,82
| 9. При сопоставлении проектных показателей реализации альтернативных стратегий выявлено, что наибольшая величина акционерной стоимости компании (128,35 млн руб.) может быть достигнута по базовому варианту стратегии.
Вариант А имеет меньший период окупаемости (положительный денежный поток прогнозируется уже в 3 год реализации альтернативы А), но проектируемый объем выручки существенно ниже, чем в базовой стратегии. Данный фактор не позволит достичь компании цели лидерства на рынке. Кроме того, акционерная стоимость по Варианту А на треть ниже базовой стратегии.
Вариант В можно считать наиболее рискованной альтернативой, так как для проектируемого агрессивного роста продаж у компании недостаточно собственных средств. Потребность в инвестициях в течение всего горизонта планирования очень высокая, что приводит к получению отрицательного денежного потока в течение всего расчетного периода.
При снижении результатов реализации базовой стратегии (рост продаж 20% вместо 30%) расчетная акционерная стоимость (58,18 млн руб. по Варианту С) будет выше фактически достигнутого значения в 50 млн руб. Следовательно наиболее предпочтительным вариантом является реализация базовой стратегии.
При выполнении анализа акционерной стоимости следует помнить, что результат расчетов полностью зависит от точности и достоверности исходных данных.
Задание для закрепления темы:
На основе исходной информации, представленной в задании, рассчитать акционерную стоимость компании и цену акции при реализации различных стратегических альтернатив.
«Компания реализует известную марку продукции на стабильном рынке. Фактическая годовая выручка составила 30 млн. руб., рентабельность продаж 40%, ставка налога на прибыль 30%, стоимость капитала, учитываемая при оценке акционерной стоимости, равна 10%. Количество акций 10 млн. шт. Руководство компании рассматривает 2 стратегических альтернативы поведения на рынке:
Вариант А - маркетинговые расходы в сумме 3 млн руб. ежегодно направляются на поддержание известности марки. По оценкам специалистов компании предлагаемая стратегия позволит увеличивать продажи на 5% в год. Потребность в основном и оборотном капитале составит 20% от добавочных продаж.
Вариант В - отказ от маркетинговых расходов для увеличения текущего размера чистой прибыли. В этом случае специалисты компании прогнозируют ежегодное сокращение продаж на 5%. В то же время при снижении продаж исчезнет потребность в капитале (инвестиции = 0).
Для оценки потенциала стратегии используется 5-летний горизонт планирования. Норма дисконта 10%. Сумма задолженности 5 млн. руб.»
Список использованных источников
1. Хорин, А.Н. Стратегический анализ [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. - 2-е изд. - М.: Эксмо, 2009. - 480 с.: ил. - 3000 экз. - ISBN: 978-5-699-29942-3.
2. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст]/ Майкл Портер; перевод с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 с. - 5000 экз. - ISBN: 978-5-9614-0491-3 (рус.).
3. Томпсон-мл., А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа [Текст] / Артур А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III; пер. с англ. - 12-е изд. - М.: ИД Вильямс, 2006. - 928 с.: ил. - Парал. тит. англ. - 3500 экз. - ISBN: 5-8459-0407-2 (рус.).
4. Костерин, А.Г. Практика сегментирования рынка [Текст] / А.Г. Костерин. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.: ил. - (Серия «Маркетинг для профессионалов»). - 5000 экз. - ISBN: 5-94723-103-4.
5. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст]/ Жан-Жак Ламбен; пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2007. - 800 с.: ил. - (Серия «Классика МВА»). - 3000 экз. - ISBN: 5-272-00136-2.
6. Сысолятин, А.В. Стратегическое планирование деятельности мясоперерабатывающих предприятий [Текст]: Монография / А.В. Сысолятин, Т.А. Бурцева, Н.В. Никонова. – Киров: Вятская ГСХА, 2011. – 180 с.
7. Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе [Текст]/ К. Фляйшер, Б. Бенсуссан; пер. с англ. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005. – 541 с.: ил. - 3000 экз. - ISBN: 5-94774-220-9 (рус.).
8. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст]/ Майкл Е. Портер; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с. - 5000 экз. - ISBN: 5-9614-0182-0 (рус.).
9. Дойль, П. Маркетинг, ориентированный на стоимость [Текст] / Питер Дойль; пер. с англ. под ред Ю.Н. Каптуревского. - СПб. : Питер, 2001. - 480 с.: ил. - (Серия «Маркетинг для профессионалов»). - 5000 экз. - ISBN: 5-318-00226-9.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|