Тема 3.3. Анализ результатов деятельности
Цель темы: приобретение практических навыков анализа результатов деятельности с применением метода факторного анализа рентабельности капитала и изменения доли рынка [1, 5].
Порядок выполнения анализа:
1. Определить объект и цель анализа. Ознакомиться с теоретическими аспектами анализа, изучив тему лекции 3.3.
2. Собрать исходную информацию, используя внутреннюю отчетность компании, интервью со специалистами компании и экспертами, личные наблюдения.
Перечень показателей, необходимых для факторного анализа рентабельности капитала по модели Дюпона:
- чистая прибыль;
- величина собственного капитала;
- выручка от продаж;
- величина активов.
Перечень показателей, необходимых для факторного анализа доли рынка марки:
- количество покупателей марки;
- количество покупателей товарной категории;
- количество единиц исследуемой марки, приобретенное покупателями;
- количество единиц товарной категории, приобретенное покупателями исследуемой марки;
- количество единиц товарной категории, приобретенное всеми покупателями.
Все показатели должны быть представлены за 2 периода: базисный и отчетный.
3. Используя собранную информацию, выполнить расчет.
Порядок выполнения расчета факторного анализа рентабельности капитала:
а) рассчитать значение рентабельности для базисного и отчетного периодов по формуле
ROE t = (Net profit t /Sales t ) × (Sales t /Assets t ) × (Assets t /Equity t ), (9)
где ROEt - рентабельность собственного капитала в период t;
Net profitt - чистая прибыль в период t;
Salest - выручка от продаж в период t;
Assetst - величина активов в период t;
Equityt - величина собственного капитала в период t.
б) рассчитать условную рентабельность при условии, что изменилась только рентабельность продаж (Profit margin), остальные факторы - на уровне базисного периода:
ROE pm = (Net profit t /Sales t ) × (Sales t-1 /Assets t -1) × (Assets t-1 /Equity t -1), (10)
где ROE pm - условная рентабельность за счет изменения фактора рентабельности продаж;
t - отчетный период;
t-1 - базисный период.
в) рассчитать условную рентабельность при условии, что изменилась только оборачиваемость активов (Asset turnover), остальные факторы - на уровне базисного периода:
ROE at = (Net profit t-1 /Sales t -1) × (Sales t /Assets t ) × (Assets t-1 /Equity t -1), (11)
где ROE at - условная рентабельность за счет изменения фактора оборачиваемости активов.
г) рассчитать условную рентабельность при условии, что изменился только финансовый рычаг (Equity multiplier), остальные факторы - на уровне базисного периода:
ROE em = (Net profit t-1 /Sales t -1) × (Sales t -1/Assets t -1) × (Assets t /Equity t ), (12)
где ROE em - условная рентабельность за счет изменения фактора финансового рычага.
д) рассчитать влияние каждого фактора вычитанием из величины рентабельности собственного капитала в отчетном периоде показателей условной рентабельности. Сформулировать вывод.
Порядок выполнения расчета факторного анализа доли рынка:
а) рассчитать долю рынка марки в отчетном и базисном периодах по формуле
, (13)
где Dt – доля рынка в период t;
QXXt – количество товаров Х, приобретаемое покупателями марки Х в период t;
QCCt – количество товаров С, приобретаемое покупателями категории С в период tt.
Определить темп роста доли рынка как отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода;
б) рассчитать уровень проникновения на рынок в отчетном и базисном периодах по формуле
, (14)
где DN – уровень проникновения на рынок;
NXt – количество покупателей марки Х в период t;
NCt – количество покупателей товарной категории С в период t.
Определить темп роста уровня проникновения на рынок как отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода;
в) рассчитать уровень эксклюзивности в отчетном и базисном периодах по формуле
, (15)
где DQQ – уровень эксклюзивности;
QXXt – количество товаров Х, приобретаемое покупателями марки Х в период t;
NXt – количество покупателей марки Х в период t;
QCXt – количество товаров С, приобретаемое покупателями марки Х в период t.
Определить темп роста уровня эксклюзивности как отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода;
г) рассчитать уровень интенсивности покупок в отчетном и базисном периодах по формуле
, (16)
где DQN – уровень интенсивности покупок;
QCXt – количество товаров С, приобретаемое покупателями марки Х в период t;
NXt – количество покупателей марки Х в период t;
QCCt – количество товаров С, приобретаемое покупателями категории С в период t;
NCt – количество покупателей товарной категории С в период t.
Определить темп роста уровня интенсивности покупок как отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода;
д) Сформулировать вывод.
Пример выполнения анализа.
Пример факторного анализа рентабельности собственного капитала:
1. Цель анализа - выявить факторы, оказавшие влияние на изменение показателя рентабельности капитала в отчетном периоде.
2. Исходные данные для выполнения расчетов, полученные из финансовой отчетности компании, представлены в таблице 21.
Таблица 21 - Исходные данные для расчета рентабельности собственного капитала
Показатели
| Базисный период
| Отчетный период
| Чистая прибыль, тыс. руб.
|
|
| Выручка от продаж, тыс. руб.
|
|
| Активы, тыс. руб.
|
|
| Собственный капитал, тыс. руб.
|
|
|
3. Выполнен расчет показателей по модели Дюпона.
а) рассчитан показатель рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по формуле (9):
ROE t = (422/28541) × (28541/6283) × (6283 /3702 )= 0,114
Аналогично рассчитан показатель базисного периода, который равен 0,087.
б) рассчитана условная рентабельность при условии, что изменилась только рентабельность продаж (Profit margin), остальные факторы - на уровне базисного периода, по формуле (10)
ROE pm = (422/28541) × (27019 /6408) × (6408 /3644)=0,11
в) рассчитана условная рентабельность при условии, что изменилась только оборачиваемость активов (Asset turnover), остальные факторы - на уровне базисного периода, по формуле (11)
ROE at = (317 /27019) × (28541 /6283) × (6408/3644)=0,094
г) рассчитана условная рентабельность при условии, что изменился только финансовый рычаг (Equity multiplier), остальные факторы - на уровне базисного периода, по формуле (12)
ROE em = (317/27019) × (27019/6408) × (6283/3702)=0,084
д) рассчитано влияние каждого фактора на изменение рентабельности собственного капитала:
0,11-0,087=0,023
За счет повышения рентабельности продаж показатель рентабельности собственного капитала в отчетном периоде увеличился на 2,3%.
0,094-0,087=0,007
За счет ускорения оборачиваемости активов показатель рентабельности собственного капитала в отчетном периоде увеличился на 0,7%.
0,084-0,087=-0,003
За счет эффекта финансового рычага показатель рентабельности собственного капитала в отчетном периоде снизился на 0,3%.
Общее изменение рентабельности капитала составило:
0,114-0,087=0,027 или 0,023+0,007-0,003=0,027
Таким образом, для достижения дальнейшего роста показателя рентабельности капитала следует улучшать структуру капитала.
Пример факторного анализа доли рынка:
1. Цель анализа - выявить факторы, оказавшие влияние на изменение доли рынка компании в отчетном периоде.
2. Исходные данные для выполнения расчетов, полученные из маркетинговой отчетности компании, представлены в таблице 22.
3. Выполнен факторный анализ рыночной доли компании.
а) рассчитана доля рынка марки в отчетном периоде по формуле (13):
или 21%
Аналогично рассчитана рыночная доля в базисном периоде, которая равна 0,207 или 20,7%.
Определен темп роста доли рынка:
б) рассчитан уровень проникновения на рынок в отчетном периоде по формуле (14):
Таблица 22 - Исходные данные для расчета доли рынка
Показатели
| Базисный период
| Отчетный период
| Количество покупателей марки «Х», тыс. чел.
| 683,2
| 812,5
| Количество покупателей мороженого, тыс. чел.
|
|
| Количество приобретенного мороженого марки «Х», тонн
| 2,014
| 2,084
| Общее количество приобретенного мороженого покупателями марки «Х», тонн
| 4,943
| 5,138
| Общее количество мороженого, приобретенное всеми покупателями, тонн
| 9,709
| 9,923
|
Аналогично рассчитан показатель базисного периода, который равен 0,43.
Определен темп роста уровня проникновения на рынок:
в) рассчитан уровень эксклюзивности в отчетном периоде по формуле (15):
Аналогично рассчитан показатель базисного периода, который равен 0,408.
Определен темп роста уровня эксклюзивности:
г) рассчитан уровень интенсивности покупок в отчетном периоде по формуле (16):
Аналогично рассчитан показатель базисного периода, который равен 1,172.
Определен темп роста уровня интенсивности покупок:
д) Доля рынка может быть определена как произведение уровня проникновения на рынок на уровень эксклюзивности и на уровень интенсивности покупок. Для базисного периода:
Для отчетного периода:
Аналогично может быть представлен темп роста рыночной доли:
Таким образом, увеличение рыночной доли в отчетном периоде обусловлено ростом уровня проникновения на 24,7% при снижении уровня эксклюзивности на 0,5% и падении уровня интенсивности покупок на 18,4%. Таким образом, активно привлекая новых покупателей, компания уделяет недостаточное внимание развитию лояльности существующих клиентов. Усиление работы в этом направлении может стать резервом дальнейшего увеличения доли рынка.
Задание для закрепления темы:
1. На основе исходной информации, представленной в таблице 23, провести факторный анализ рентабельности собственного капитала по модели Дюпона. Сформулировать вывод.
Таблица 23 - Исходные данные для расчета рентабельности собственного капитала
Показатели
| Базисный период
| Отчетный период
| Чистая прибыль, тыс. руб.
|
|
| Выручка от продаж, тыс. руб.
|
|
| Стоимость активов, тыс. руб.
|
|
| Стоимость капитала, тыс. руб.
|
|
|
2. На основе исходной информации, представленной в таблице 24, провести факторный анализ доли рынка компании. Сформулировать вывод.
Таблица 24 - Исходные данные для расчета доли рынка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|