Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3.3. Анализ результатов деятельности





 

Цель темы: приобретение практических навыков анализа результатов деятельности с применением метода факторного анализа рентабельности капитала и изменения доли рынка [1, 5].

 

Порядок выполнения анализа:

1. Определить объект и цель анализа. Ознакомиться с теоретическими аспектами анализа, изучив тему лекции 3.3.

2. Собрать исходную информацию, используя внутреннюю отчетность компании, интервью со специалистами компании и экспертами, личные наблюдения.

Перечень показателей, необходимых для факторного анализа рентабельности капитала по модели Дюпона:

- чистая прибыль;

- величина собственного капитала;

- выручка от продаж;

- величина активов.

Перечень показателей, необходимых для факторного анализа доли рынка марки:

- количество покупателей марки;

- количество покупателей товарной категории;

- количество единиц исследуемой марки, приобретенное покупателями;

- количество единиц товарной категории, приобретенное покупателями исследуемой марки;

- количество единиц товарной категории, приобретенное всеми покупателями.

Все показатели должны быть представлены за 2 периода: базисный и отчетный.



3. Используя собранную информацию, выполнить расчет.

Порядок выполнения расчета факторного анализа рентабельности капитала:

а) рассчитать значение рентабельности для базисного и отчетного периодов по формуле

ROE t = (Net profit t /Sales t ) × (Sales t /Assets t ) × (Assets t /Equity t ), (9)

где ROEt - рентабельность собственного капитала в период t;

Net profitt - чистая прибыль в период t;

Salest - выручка от продаж в период t;

Assetst - величина активов в период t;

Equityt - величина собственного капитала в период t.

б) рассчитать условную рентабельность при условии, что изменилась только рентабельность продаж (Profit margin), остальные факторы - на уровне базисного периода:

ROE pm = (Net profit t /Sales t ) × (Sales t-1 /Assets t -1) × (Assets t-1 /Equity t -1), (10)

где ROE pm - условная рентабельность за счет изменения фактора рентабельности продаж;

t - отчетный период;

t-1 - базисный период.

в) рассчитать условную рентабельность при условии, что изменилась только оборачиваемость активов (Asset turnover), остальные факторы - на уровне базисного периода:

ROE at = (Net profit t-1 /Sales t -1) × (Sales t /Assets t ) × (Assets t-1 /Equity t -1), (11)



где ROE at - условная рентабельность за счет изменения фактора оборачиваемости активов.

г) рассчитать условную рентабельность при условии, что изменился только финансовый рычаг (Equity multiplier), остальные факторы - на уровне базисного периода:

ROE em = (Net profit t-1 /Sales t -1) × (Sales t -1/Assets t -1) × (Assets t /Equity t ), (12)

где ROE em - условная рентабельность за счет изменения фактора финансового рычага.

д) рассчитать влияние каждого фактора вычитанием из величины рентабельности собственного капитала в отчетном периоде показателей условной рентабельности. Сформулировать вывод.

Порядок выполнения расчета факторного анализа доли рынка:

а) рассчитать долю рынка марки в отчетном и базисном периодах по формуле

, (13)

где Dt – доля рынка в период t;

QXXt – количество товаров Х, приобретаемое покупателями марки Х в период t;

QCCt – количество товаров С, приобретаемое покупателями категории С в период tt.

Определить темп роста доли рынка как отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода;

б) рассчитать уровень проникновения на рынок в отчетном и базисном периодах по формуле

, (14)

где DN – уровень проникновения на рынок;

NXt – количество покупателей марки Х в период t;

NCt – количество покупателей товарной категории С в период t.

Определить темп роста уровня проникновения на рынок как отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода;

в) рассчитать уровень эксклюзивности в отчетном и базисном периодах по формуле

, (15)

где DQQ – уровень эксклюзивности;

QXXt – количество товаров Х, приобретаемое покупателями марки Х в период t;



NXt – количество покупателей марки Х в период t;

QCXt – количество товаров С, приобретаемое покупателями марки Х в период t.

Определить темп роста уровня эксклюзивности как отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода;

г) рассчитать уровень интенсивности покупок в отчетном и базисном периодах по формуле

, (16)

где DQN – уровень интенсивности покупок;

QCXt – количество товаров С, приобретаемое покупателями марки Х в период t;

NXt – количество покупателей марки Х в период t;

QCCt – количество товаров С, приобретаемое покупателями категории С в период t;

NCt – количество покупателей товарной категории С в период t.

Определить темп роста уровня интенсивности покупок как отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода;

д) Сформулировать вывод.

 

Пример выполнения анализа.

Пример факторного анализа рентабельности собственного капитала:

1. Цель анализа - выявить факторы, оказавшие влияние на изменение показателя рентабельности капитала в отчетном периоде.

2. Исходные данные для выполнения расчетов, полученные из финансовой отчетности компании, представлены в таблице 21.

 

Таблица 21 - Исходные данные для расчета рентабельности собственного капитала

 

Показатели Базисный период Отчетный период
Чистая прибыль, тыс. руб.
Выручка от продаж, тыс. руб.
Активы, тыс. руб.
Собственный капитал, тыс. руб.

 

3. Выполнен расчет показателей по модели Дюпона.

а) рассчитан показатель рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по формуле (9):

ROE t = (422/28541) × (28541/6283) × (6283 /3702 )= 0,114

Аналогично рассчитан показатель базисного периода, который равен 0,087.

б) рассчитана условная рентабельность при условии, что изменилась только рентабельность продаж (Profit margin), остальные факторы - на уровне базисного периода, по формуле (10)

ROE pm = (422/28541) × (27019 /6408) × (6408 /3644)=0,11

в) рассчитана условная рентабельность при условии, что изменилась только оборачиваемость активов (Asset turnover), остальные факторы - на уровне базисного периода, по формуле (11)

ROE at = (317 /27019) × (28541 /6283) × (6408/3644)=0,094

г) рассчитана условная рентабельность при условии, что изменился только финансовый рычаг (Equity multiplier), остальные факторы - на уровне базисного периода, по формуле (12)

ROE em = (317/27019) × (27019/6408) × (6283/3702)=0,084

д) рассчитано влияние каждого фактора на изменение рентабельности собственного капитала:

0,11-0,087=0,023

За счет повышения рентабельности продаж показатель рентабельности собственного капитала в отчетном периоде увеличился на 2,3%.

0,094-0,087=0,007

За счет ускорения оборачиваемости активов показатель рентабельности собственного капитала в отчетном периоде увеличился на 0,7%.

0,084-0,087=-0,003

За счет эффекта финансового рычага показатель рентабельности собственного капитала в отчетном периоде снизился на 0,3%.

Общее изменение рентабельности капитала составило:

0,114-0,087=0,027 или 0,023+0,007-0,003=0,027

Таким образом, для достижения дальнейшего роста показателя рентабельности капитала следует улучшать структуру капитала.

Пример факторного анализа доли рынка:

1. Цель анализа - выявить факторы, оказавшие влияние на изменение доли рынка компании в отчетном периоде.

2. Исходные данные для выполнения расчетов, полученные из маркетинговой отчетности компании, представлены в таблице 22.

3. Выполнен факторный анализ рыночной доли компании.

а) рассчитана доля рынка марки в отчетном периоде по формуле (13):

или 21%

Аналогично рассчитана рыночная доля в базисном периоде, которая равна 0,207 или 20,7%.

Определен темп роста доли рынка:

б) рассчитан уровень проникновения на рынок в отчетном периоде по формуле (14):

Таблица 22 - Исходные данные для расчета доли рынка

 

Показатели Базисный период Отчетный период
Количество покупателей марки «Х», тыс. чел. 683,2 812,5
Количество покупателей мороженого, тыс. чел.
Количество приобретенного мороженого марки «Х», тонн 2,014 2,084
Общее количество приобретенного мороженого покупателями марки «Х», тонн 4,943 5,138
Общее количество мороженого, приобретенное всеми покупателями, тонн 9,709 9,923

 

Аналогично рассчитан показатель базисного периода, который равен 0,43.

Определен темп роста уровня проникновения на рынок:

в) рассчитан уровень эксклюзивности в отчетном периоде по формуле (15):

Аналогично рассчитан показатель базисного периода, который равен 0,408.

Определен темп роста уровня эксклюзивности:

г) рассчитан уровень интенсивности покупок в отчетном периоде по формуле (16):

Аналогично рассчитан показатель базисного периода, который равен 1,172.

Определен темп роста уровня интенсивности покупок:

д) Доля рынка может быть определена как произведение уровня проникновения на рынок на уровень эксклюзивности и на уровень интенсивности покупок. Для базисного периода:

Для отчетного периода:

Аналогично может быть представлен темп роста рыночной доли:

Таким образом, увеличение рыночной доли в отчетном периоде обусловлено ростом уровня проникновения на 24,7% при снижении уровня эксклюзивности на 0,5% и падении уровня интенсивности покупок на 18,4%. Таким образом, активно привлекая новых покупателей, компания уделяет недостаточное внимание развитию лояльности существующих клиентов. Усиление работы в этом направлении может стать резервом дальнейшего увеличения доли рынка.

 

Задание для закрепления темы:

1. На основе исходной информации, представленной в таблице 23, провести факторный анализ рентабельности собственного капитала по модели Дюпона. Сформулировать вывод.

 

Таблица 23 - Исходные данные для расчета рентабельности собственного капитала

 

Показатели Базисный период Отчетный период
Чистая прибыль, тыс. руб.
Выручка от продаж, тыс. руб.
Стоимость активов, тыс. руб.
Стоимость капитала, тыс. руб.

 

2. На основе исходной информации, представленной в таблице 24, провести факторный анализ доли рынка компании. Сформулировать вывод.

 

Таблица 24 - Исходные данные для расчета доли рынка

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.