|
Тема 2.3. Стратегический анализ конкурентов
Цель темы: приобретение практических навыков стратегического анализа конкурентов с применением карты стратегических групп, матрицы сравнения конкурентов [1, 2].
Порядок выполнения анализа:
1. Определить объект и цель анализа. Ознакомиться с теоретическими аспектами анализа, изучив тему лекции 2.3.
2. Собрать исходную информацию, используя публикации в открытых источниках, интервью с экспертами и личные наблюдения.
3. Систематизировать собранную информацию для построения карты стратегических групп. Сравнение стратегий конкурентов можно проводить с учетом различных аспектов конкуренции [1, 3]:
- масштаб: местный, региональный, национальный, межнациональный, мировой;
- стратегические намерения: быть доминирующим лидером, вытеснить существующего лидера с его позиции, быть в первой пятерке компаний отрасли, переместиться в первую десятку компаний отрасли, переместиться на 1-2 позиции вверх, одержать победу в борьбе с определенным конкурентом, удержать позиции, выживание;
- цели достижения определенной рыночной доли: экспансия за счет внутреннего роста, экспансия за счет приобретения других компаний, удержание существующей доли рынка, сокращение доли рынка для достижения краткосрочных целей по прибыли;
- конкурентная позиция: усиливается, хорошо защищена, компания пытается улучшить позицию, компания борется с соперниками, компания меняет позицию для обеспечения защиты;
- тип стратегии: наступление, оборона, комбинация наступления и обороны, агрессивная стратегия с высоким уровнем риска, консервативная стратегия следования за кем-то;
- конкурентная стратегия: лидерство по издержкам, дифференциация по качеству/сервису/ассортименту/имиджу, концентрация на сегменте по географическому признаку/по доходам/по особым потребностям.
После оценки параметров дифференциации компаний составить график по двум ключевым параметрам. На график нанести точки, указывающие местоположение каждого конкурента. Близко расположенных на графике конкурентов объединить в одну группу, при этом диаметр окружности пропорционален доле группы в объеме продаж на исследуемом рынке.
4. Для сравнительного анализа конкурентов и построения матрицы выбрать критерии сравнения. Перечень критериев сравнения может быть различным, он определяется, в первую очередь, ключевыми факторами успеха в отрасли. Пример критериев сравнения [1]:
- качество товаров;
- имидж компании;
- производственные возможности;
- технологические навыки;
- система сбыта;
- маркетинг и реклама;
- уровень сервиса;
- издержки;
- финансовое положение.
Следует обратить особое внимание, что все используемые для сравнения конкурентов критерии должны иметь однонаправленное действие (как правило, усиливающее конкурентную позицию). Например, растущая цена, энергоемкость снижают привлекательность конкурента и при такой формулировке критериев будут получены некорректные оценки соперников. Чтобы избежать ошибок, можно оценивать не цену (обратное влияние на конкурентоспособность), а привлекательность цены для потребителей (прямое влияние на конкурентоспособность).
Самостоятельно или с привлечением экспертов установить весомость каждого критерия сравнения (сумма весов всех критериев должна быть равна 1), оценить компанию и ее основных конкурентов по каждому критерию в баллах по шкале: 1 балл - низкая оценка критерия, 2 балла - оценка критерия ниже средней, 3 балла - средняя оценка критерия, 4 балла - оценка критерия выше средней, 5 баллов - высокая оценка критерия.
Рассчитать общую взвешенную оценку для компании и ее конкурентов по формуле
, (1)
где - общая взвешенная оценка компании i;
xij - балльная оценка критерия j для компании i;
wj - вес критерия j;
n - число критериев сравнения.
5. Сформулировать вывод по результатам анализа.
Пример выполнения анализа.
1. Цель и объект анализа - изучить конкурентов, их сильные и слабые стороны, выявить необходимость стратегических изменений для компании по производству мороженого (код ОКВЭД 15.52 Производство мороженого; ОКОНХ 18221.3; SIC Code 2024 Ice Cream & Frozen Desserts), работающей на локальном рынке (область и соседние регионы).
2. Для сбора исходной информации использованы:
- данные статистики http://www.gks.ru;
- публикации в периодической печати http://www.holodinfo.ru, http://www.navigator-kirov.ru/manvotes, http://www.rbc.ru/, http://expert.ru/ и т.д.;
- данные отраслевых ассоциаций http://www.morogenoe.ru/;
- данные предприятий http://www.kxk-ice.ru/, http://corp.iceberry.ru/, http://www.inmarko.ru/ и т.д.
3. В результате обобщения собранной информации выявлено, что общее число производителей мороженого на национальном рынке составляет порядка 250 компаний, около 50% рынка принадлежит 10 крупнейшим производителям. На локальном рынке, обслуживаемом исследуемой компанией, представлена продукция 14 компаний, около 55% местного рынка принадлежит пятерке лидеров (в т.ч. исследуемая компания). Информация для построения карты стратегических групп по параметрам ценовая категория и масштаб деятельности по 14 конкурирующим на локальном рынке компаниям представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Исходная информация для построения карты стратегических групп конкурентов
Наименование
конкурента
| Доля рынка,%
| Ценовая
группа
| Масштаб деятельности
|
|
|
|
| Компания
| 21,0
| средняя
| крупный региональный производитель
| Конкурент 1
| 6,0
| средняя
| крупный региональный производитель
| Конкурент 2
| 6,5
| средняя
| крупный региональный производитель
| Конкурент 3
| 7,0
| средняя
| крупный национальный/международный производитель
|
|
|
|
|
|
|
| продолжение таблицы 5
|
|
|
|
| Конкурент 4
| 12,5
| средняя
| крупный национальный/международный производитель
| Конкурент 5
| 5,0
| средняя
| крупный национальный/международный производитель
| Конкурент 6
| 2,0
| средняя
| крупный национальный/международный производитель
| Конкурент 7
| 2,5
| средняя
| мелкий региональный/местный
производитель
| Конкурент 8
| 4,0
| низкая
| мелкий региональный/местный
производитель
| Конкурент 9
| 6,5
| низкая
| крупный региональный производитель
| Конкурент 10
| 7,0
| низкая
| крупный региональный производитель
| Конкурент 11
| 6,0
| высокая
| крупный национальный/международный производитель
| Конкурент 12
| 6,5
| высокая
| крупный национальный/международный производитель
| Конкурент 13
| 7,5
| высокая
| крупный национальный/международный производитель
|
На основе данных таблицы 5 построена карта стратегических групп конкурентов (рисунок 4)
Рисунок 4 - Карта стратегических групп конкурентов на локальном рынке мороженого
Наиболее емким на локальном рынке является средний ценовой сегмент, но именно в нем наблюдается самое большое число конкурентов, отличающихся масштабами своей деятельности.
4. На основе изучения конкурентов, предлагающих свою продукцию в среднем ценовом сегменте, составлена матрица сравнения конкурентов (таблица 6).
Таблица 6 - Матрица сравнения конкурентов (баллы)
Критерий сравнения
| Вес
| Компания
| Конкуренты
|
|
|
|
|
|
|
| Качество
| 0,13
|
|
|
|
|
|
|
|
| Имидж
| 0,22
|
|
|
|
|
|
|
|
| Производство
| 0,16
|
|
|
|
|
|
|
|
| Финансы
| 0,14
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сбыт
| 0,23
|
|
|
|
|
|
|
|
| Маркетинг
| 0,12
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итог
|
| 3,96
| 3,76
| 3,11
| 4,27
| 4,64
| 3,81
| 3,13
| 2,3
|
Для более наглядного отражения позиций конкурентов построена также матрица сравнения с учетом веса каждого критерия, в которой цветом выделены наиболее сильные позиции соперников (таблица 7).
5. По данным проведенного исследования и анализа выявлено, что общее число производителей мороженого на национальном рынке составляет порядка 250 компаний, около 50% рынка принадлежит 10 крупнейшим производителям. На локальном рынке, обслуживаемом исследуемой компанией, представлена продукция 14 компаний, около 55% местного рынка принадлежит пятерке лидеров (в т.ч. исследуемая компания).
Таблица 7 - Матрица сравнения конкурентов (взвешенные баллы)
Критерий сравнения
| Компания
| Конкуренты
|
|
|
|
|
|
|
| Качество
| 0,52
| 0,65
| 0,52
| 0,52
| 0,52
| 0,39
| 0,26
| 0,52
| Имидж
| 1,1
| 0,88
| 0,66
| 0,66
| 1,1
| 0,66
| 0,66
| 0,44
| Производство
| 0,64
| 0,64
| 0,32
| 0,64
| 0,8
| 0,8
| 0,48
| 0,48
| Финансы
| 0,42
| 0,42
| 0,56
| 0,7
| 0,7
| 0,56
| 0,56
| 0,28
| Сбыт
| 0,92
| 0,69
| 0,69
| 1,15
| 0,92
| 0,92
| 0,69
| 0,46
| Маркетинг
| 0,36
| 0,48
| 0,36
| 0,6
| 0,6
| 0,48
| 0,48
| 0,12
| Итог
| 3,96
| 3,76
| 3,11
| 4,27
| 4,64
| 3,81
| 3,13
| 2,3
|
Наиболее емким на локальном рынке (более 60% объема) является средний ценовой сегмент (на него ориентирована исследуемая компания), но именно в нем наблюдается самое большое число конкурентов, отличающихся масштабами своей деятельности. По данным матрицы сравнения конкурентов сильнейшими соперниками в среднем ценовом сегменте для исследуемой компании являются Конкурент 4 и Конкурент 3, имеющие больший масштаб деятельности. Они превосходят исследуемую компанию по производственному и финансовому потенциалу, а также по организации сбытовой и маркетинговой деятельности. Также близкие к первой тройке оценки имеют Конкурент 5 и Конкурент 1. Рекомендуется провести более углубленный анализ сильных и слабых сторон компании. При наличии необходимых ресурсов и способностей рекомендуется рассматривать стратегические альтернативы по усилению конкурентной позиции, при недостатке ресурсов - занять оборонительную позицию.
Задание для закрепления темы:
На основе исходной информации, представленной в таблице 8, постройте карту стратегических групп конкурентов по любым двум из предложенных параметров.
Таблица 8 - Исходная информация для построения карты стратегических групп конкурентов
Конкуренты
| Доля
рынка
| Ценовая
категория
| Охват рынка
| Ассортимент
| Интеграция
| Компания
|
| Высокая
| Региональный
| Широкий
| Назад и
вперед
| Конкурент 1
|
| Средняя
| Региональный
| Средний
| Назад
| Конкурент 2
|
| Низкая
| Местный
| Узкий
| Назад
| Конкурент 3
|
| Средняя
| Региональный
| Средний
| Назад и
вперед
| Конкурент 4
|
| Высокая
| Национальный
| Узкий
| Назад и
вперед
| Конкурент 5
|
| Низкая
| Местный
| Узкий
| Назад
| Конкурент 6
|
| Высокая
| Местный
| Узкий
| Вперед
| Конкурент 7
|
| Низкая
| Региональный
| Широкий
| Вперед
|
На основе исходной информации, представленной в таблице 9, выполните расчет средней взвешенной оценки для каждого конкурента и постройте матрицу сравнения конкурентов. Сформулируйте вывод.
Таблица 9 - Исходная информация для сравнения конкурентов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|