|
Религиозные верования древних греков
История Древней Греции восходит к IV тысячелетию до н. э. и связана с миграцией индоевропейских племен, говорящих на греческом языке (эллинов). Племена ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев расселялись на островах Эгейского моря, Балканском полуострове и западном побережье малой Азии. В прибрежной части Балканского полуострова и на островах в Ш–ΙΙ тысячелетии до н. э. сложилась крито-микенская цивилизация. В конце ΙΙ тысячелетия до н. э. вторжение с севера дорийских племен привело к гибели крито-микенской культуры. Наступил так называемый темный период (XII–X вв. до н. э.) греческой истории. Последующее столетие (IX–VIII вв. до н. э.) – это гомеровский век, на смену которому приходит эпоха Великой колонизации, которая характеризуется усилением связи греков с народами Ближнего Востока – египтянами, вавилонянами и т. д.
VI–IV вв. до н. э. – период классической Греции, с целой системой полисов-государств, период расцвета религии, философии, искусства.
Завоевание Греции Александром Македонским в середине IV века до н. э. привело к потере ее политической самостоятельности, которая не была восстановлена и после смерти Александра. Однако страны, последовательно завоевывавшие Грецию, вплоть до включения ее в состав Римского государства, сами находились под влиянием греческой, эллинской культуры, и таким образом данная эпоха получила название эллинской.
Все эти сменяющие друг друга эпохи, естественно, оказывали свое влияние и на религиозные верования древних греков. Но вместе с тем в Греции четко прослеживаются общие для всех древних цивилизаций закономерности эволюции религиозных представлений: на смену архаическим верованиям, связанным с фетишизмом, тотемизмом, магией и почитанием духов предков, приходит вера в богов. Боги, имеющие антропоморфный образ, олицетворяют, прежде всего, стихии природы. Так, в период крито-микенской культуры существовало почитание Великой богини – женского божества плодородия, а также культы царей. И наконец, возникает пантеон богов – иерархический, с верховным божеством. При этом почитание животных и растений сохраняется, но уже связано с образом того или другого бога.
Греческий пантеон богов предстает перед нами в знаменитом произведении поэта Гесиода «Теогония» («Происхождение богов»), созданного около 700 г. до н. э. Гесиод излагает космогоническую концепцию рождения мира и богов, прослеживает генеалогические связи между ними. Первые боги – Гея-Земля и Уран-Небо, возникшие из Хаоса, – произвели поколение могучих и грозных титанов, а также страшных сторуких циклопов. По наущению матери младший из титанов Кронос («хронос» – время) убил своего возненавидевшего циклопов отца – Урана. Но затем, в свою очередь, стал бояться своих детей, которые, как и он сам в свое время, могли восстать против него. Что и произошло: единственный не ставший жертвой Кроноса Зевс победил своего отца, заставил Кроноса извергнуть поглощенных детей и занял его место на космическом престоле. Таким образом, светлые боги-олимпийцы свергли отличавшихся неразумным упорством и эгоизмом титанов и поделили мир между собой: Зевс становится повелителем неба, его брат Посейдон – владыкой морей, а Аид господствует в подземном царстве. Земля же остается в общем владении. Однако высшая власть принадлежит Зевсу, который правит и людьми, и богами, ведает всем в мире.
В этом мире Зевс выступает как олицетворение разума и воли, побеждающих неразумные и стихийные силы титанов и Тифона (ужасное стоголовое чудовище, рожденное разгневанной Геей от брака с мрачным Тартаром), как создатель всеобщего разумного порядка. Немаловажную роль в этом играют и герои – дети богов-олимпийцев и людей. Герои – это полубоги, которые обладают сверхчеловеческой силой, но, в отличие от богов, не бессмертны. Рожденные, по представлениям древних греков, в то время, когда человеческое общество еще только формировалось и когда боги открыто вмешивались в жизнь людей, они совершали великие подвиги. Именно они – Геракл, Тесей, Персей и другие – уничтожили страшных хтонических существ («хтонос» – земля, почва): Лернейскую гидру, Эхидну, медузу-Горгону, Кербера, Химеру и т. д. Таким образом, устройство мира осуществилось в результате смены поколений богов и деятельности героев – промежуточного звена между богами и людьми.
В представлениях древних греков о богах следует выделить два важных момента. Во-первых, их боги антропоморфны. Боги наделялись не только внешним обликом людей, но и свойственными человеку чертами характера, – они могли быть зависимыми, ревнивыми, мстительными и т. д. Чего стоит фигура Ареса – бога войны и оружия, который из-за своего вероломства был ненавистен даже своему отцу Зевсу. Мир греческих богов – это мир интриг, сложных взаимоотношений, в основе которых лежат корысть или своеволие. Вместе с тем лучшие качества людей считались присущими богам в превосходной степени – сверхмудрость, предельное величие и т. п.
Во-вторых, в представлениях о богах отражается изменение форм деятельности людей, их систем ценностей. Первоначальные культы были связаны с сельскохозяйственной практикой греков – это культы богинь плодородия: культ Великой богини на Крите, затем культ богини плодородия Деметры, культ близкой по своим функциям к богиням плодородия Афродиты. Первоначально Афина – также одна из богинь плодородия. Боги выступали и как олицетворение природы: Зевс – бог грома и молнии, Посейдон – бог моря, а для материковой Греции – бог землетрясений, Аполлон – бог солнца, Эол – бог ветра и т. д.
Но с развитием ремесел, появлением многообразных форм деятельности людей усложняются и функции богов. Они становятся покровителями определенных сфер деятельности людей, а также отношений между людьми. Так, Аполлон становится богом юности и покровителем искусств, Афродита – богиней любви, Афина – богиней мудрости, Гера – богиней брака; Гефест почитается как покровитель кузнечного ремесла, Дионис – виноделия, Гермес – торговли и воровства. В классический период в Греции появляются культы божеств, связанных с политическими ценностями – Демократии, Мира, Правосудия и т. д. Среди них особенно известна и почитаема Ника – богиня победы.
Кроме того, боги становятся покровителями государств, складываются государственные культы полисных богов: в Афинах – культ покровительницы Афины, в Коринфе – культ Посейдона, в Аргосе – культ покровительницы Геры и т. п.
Наряду с богами религия древних греков признавала и существование демонов, общение с которыми могло быть как трагичным, так и благодетельным, а также бесконечного множества духов.
Большое место в религии Древней Греции занимала проблема человека, его жизни и смерти. Считалось, что человеку присущи два вида души. Первый – физическая душа, связанная с дыханием, находящаяся в грудной клетке, рождающаяся и умирающая вместе с телом человека; второй – душа бессмертная, являющаяся проявлением бессмертного начала жизни, находящаяся в голове. Греки верили, что после смерти тела бессмертная душа покидает его и в виде тени уходит в загробный мир.
Представление об Аиде – подземном царстве мертвых – также было сложным. Оно включало в себя идею посмертных кар: в страшное место Аида – Тартар – отправлялись души преступников и святотатцев. Но вместе с тем Аид воспринимался и как место упокоения душ, уставших от странствия по циклам перерождений: греки признавали возможность переселения душ добродетельных людей, которые затем, в конце концов, устремлялись в небо. Жизнь души-тени в загробном мире определялась, во-первых, личными качествами человека – в зависимости от них его душа становится либо добрым, либо злым потусторонним существом, и, во-вторых, совершенным обрядом. Похоронный обряд должен быть совершен по всем правилам, с жертвоприношением и тризной. Если же этим пренебречь, душа усопшего может превратиться в злобного, несчастного, мстительного скитальца. Таким образом, признавалось, что загробное существование умерших зависит от живых людей.
Жизнь живых считалась всецело находящейся во власти богов. Фатализм был одной из основных черт мироощущения древних греков. Они верили, что нить жизни каждого человека прядут три богини судьбы – Мойры, которые являются дочерьми богини Ананке – богини необходимости, неизбежности. Фатализм порождал желание узнать свою судьбу: в Греции процветали пророчества, прорицания, гадания. Гадали по полету птиц, по внутренностям (печени) жертвенных животных, по шелесту листьев дуба, дерева Зевса. Особо доверяли предсказаниям оракулов, передающим людям волю и решения богов. Самым знаменитым был оракул храма Аполлона в городе Дельфы – дельфийский оракул.
В честь богов строились многочисленные храмы и храмовые комплексы, богам выделялись особые владения – земли, здания, часть военной добычи и т. д. Управляла от имени богов всем этим имуществом особая каста жрецов.
Они же совершали обряды и ритуалы, в которых обязательно присутствовали молитвы, ритуальные песнопения, гимны. Обязательными были и жертвоприношения домашних животных, злаков, ценностей и возлияния оливковым маслом и вином. Значение жертвоприношения было различно – знак благодарности богам, искупление какого-либо проступка и, конечно, стремление задобрить богов, получить их помощь.
Культ богов в Греции классического периода выражался и в личном обращении людей к божествам, и в государственной культовой деятельности. Первая форма была связана с религиозным освящением тех или иных моментов в жизни человека: рождения, обручения, вступления в брак, смерти. Это так называемые обряды перехода (из одного возраста и положения в другое): они совершались в доме и включали обязательное шествие, процессию, жертвоприношение и трапезу.
Государственные культы предполагали проведение ритуалов в храме, посвященном данному божеству, где находилась его статуя, например в Парфеноне в Афинах. Такие обряды были обращены к богам – покровителям полиса. Церемонии совершались регулярно, в установленные сроки, но могли совершаться и по поводу начала войны, победы, стихийных бедствий и т. п. Это были очень торжественные церемонии, переходившие в государственные празднества. Кроме полисных, существовали и общегреческие культы: культ Зевса, в честь которого в Олимпии, где находился посвященный ему храм, проводились одни раз в четыре года Олимпийские игры; культ Аполлона, в честь которого проводились в Дельфах Пифейские игры; культ Посейдона, с которым было связано проведение Истмийских игр. Эти празднества включали в себя, помимо спортивных, также музыкальные и литературные состязания. Победители торжественно увенчивались лавровыми венками.
Полисные и общегреческие обряды и праздники способствовали осознанию единства граждан полиса, причем гражданские ценности в этих обрядах зачастую даже перевешивали религиозное начало. Именно этим объясняется распространение в Греции после завоевания ее Александром Македонским культов восточных богов – египетских Осириса и Исиды, персидского умирающего и воскресающего бога Митры, фригийской богини плодородия Кибелы, а также оживление древних мистериальных культов. Мистерии – общее название тайных, закрытых для непосвященных ритуалов. В этих культах мисты (посвященные) проходили специальную подготовку – обряды очищения, посвящения, практику особых психотехник, вызывающих состояние экстаза, транса. Мистам было строжайше запрещено разглашать происходящее во время ритуала, целью которого было достижение состояния общения с богом. Наиболее ранние, так называемые элевсинские мистерии были связаны с городом Элевсин вблизи Афин. Первоначально связанные с аграрными культами, позднее мистерии стали восприниматься как способ обретения счастливой жизни после смерти. Поэтому они были связаны с мифом о Персефоне, дочери Деметры, похищаемой каждую осень Аидом и возвращающейся весной на землю из царства мертвых, а также с культом Диониса – бога виноградной лозы, умирающей и оживающей вновь. Сам характер этих ночных ритуалов, включающих контрасты: музыку и безмолвие, тьму и яркий свет, факельные шествия и экстатические танцы – приводил человека к ощущению слияния с богом, ощущению своей избранности.
Оживление мистериальных культов в эпоху после распада полисной системы Греции и возрастание роли жрецов как духовных руководителей людей подготавливало почву для позднейшего восприятия идей христианства.
Древние греки были народом, обладавшим живой и богатой фантазией, но уравновешенным устойчивым чувством меры. Кроме того, древние греки отличались самостоятельностью и серьезностью мысли. Эти качества греков свой наложили отпечаток на все их миросозерцание, в том числе и на их религию. Их боги – живые и разумные личности, наделенные такими же характерами, как и люди. При всех противоречиях в своем нравственном поведении греческие боги были художественно совершенными образами, в которых древние греки воплощали свои идеалы физической и духовной красоты. Древнегреческая народная религия носила радостный и светлый характер.
Но такой характер не мог долго сохраняться. Это радостно-праздничное отношение к жизни напоминает детское отношение к окружающему миру, которое не знает еще всей сложности жизни. По мере возмужания духа детские иллюзии уходят сами собой. Рассеялись и эллинские чрезмерно оптимистические представления о жизни, в том числе и религиозные, рассеялись тогда, когда греки стали сознавать, что вне этого материального мира есть мир другой, таинственный, гораздо более ценный и необходимый для человека. Такое умонастроение располагало к несравненно более глубокому жизнепониманию, чем мировоззрение первоначальной эллинской религии.
Но высшим достижением древнегреческого духа в религиозной области следует считать утверждение греческих мыслителей, что истинное познание о Боге может дать только сам Бог. Это утверждение есть ничто иное, как признание ограниченности человеческого познания и вместе с тем признание необходимости божественного Откровения в качестве важнейшего источника религиозного знания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|