Жертвоприношение и его роль
Жертвоприношение играло особую роль в языческие времена. Это был ритуал установления связи человека с богами. При помощи жертвы люди надеялись получить от богов или духов помощь или благословление, а также прощение за какие-либо неблаговидные поступки. Жертвоприношение совершалось и в случае неординарных событий: при похоронах сородича – чем более знатным был умерший, тем более обильными были жертвы; в случае начала или окончания войны и т. д.
Жертвой могло служить все, что люди считали наиболее ценным. Она могла быть бескровной и кровавой. Так, землевладельцы приносили в жертву богам плоды своего труда: вино, мед, молоко, масло и пищу, приготовленную из них. Для принесения кровавых жертв выбирались животные или люди. Чем более знатным и могущественным был жертвователь, тем крупней и больше он приносил жертвенных животных. Бедняки приносили в жертву чаще всего голубей. В жертву могло быть принесено не любое животное. Существовал строгий ритуал отбора. Предъявлялись жесткие требования к физическому состоянию, здоровью и даже окрасу жертвенных животных. Забой скота также сопровождался четким ритуалом.
После принесения в жертву животного часть жертвенного мяса сжигалась, а большая часть съедалась участниками церемонии жертвоприношения и жрецами, которые руководили жертвоприношением и были служителями бога в храме или капище, где оно происходило.
Языческим богам часто было не достаточно крови убитых животных. У многих древних народов они требовали в жертву людей. Древних греков и римлян, которые не отличались особым гуманизмом, особенно поражали человеческие жертвоприношения, имевшие место у финикийцев. Часто в жертву приносили военнопленных, выбирая для этого самых красивых. Финикийцы, жившие на острове Сардиния, приносили в жертву стариков, которые при этом должны были смеяться. Якобы отсюда пошло выражение «сардонический смех». В столичном городе Карфагене человеческие жертвы приносились богу Баал-Хаммону. Особой любовью у него пользовались младенцы до шести месяцев, но не брезговал и малышами до четырех лет. Дети аристократов доставляли наибольшее удовольствие. До наших дней дошло описание ритуала. Ребенка убивали, затем клали на согнутые в локтях руки медного истукана, каким был бог, и сжигали. Этот ритуал называли молк, молек или молок, отсюда в русском языке появилось слово Молох, которым стали обозначать кровожадного бога финикийцев.
В момент, когда над Карфагеном нависла смертельная опасность, было сожжено 500 детей, из которых 200 – сыновья знатных родителей.
Во время завоевания Америки конкистадоры столкнулись с жертвоприношениями у американских индейцев. Так как это было в эпоху, отдаленную от нас всего на пятьсот лет, то сохранились письменные свидетельства об одном случае. 19 февраля 1487 года состоялось открытие храма, посвященного богу ацтеков. Император Ауисотль получил почетное право принести первую жертву. Каменным ножом он разрубил грудь жертвы, вырвал из нее бьющееся сердце и вручил верховному жрецу. Вслед за этим во всех храмах города началась кровавая вакханалия жертвоприношений, в результате которой было убито, по разным данным, от 4000 до 80 600 человек. Кровь потоками сбегала по ступеням храмовых пирамид.
Жертвоприношения затрагивали только внешнюю, материальную, сторону отношений людей и богов, не касаясь духовной и нравственной. Правда, на каком-то этапе языческих отношений появляется внутренняя ответственность человека перед богами за неправедные дела, но языческие верования решают этот конфликт просто. Прощение достигается путем принесения жертвы. То есть жертвоприношение выступает своеобразным средством платежа, а в отношениях между человеком и богами существует своеобразный «коммерческий» расчет.
Родившись как чувство благодарности и признания зависимости первобытного человека от сверхъестественных сил, жертвоприношение на более поздних этапах язычества стало тормозом на пути развития нравственных отношений, так как подменяло совесть жертвой и позволяло человеку лукавить перед богами и самим собой.
В язычестве отдельная человеческая личность не играет никакой роли. И вообще людьми считаются только сородичи и соплеменники. Все чужаки не люди. Именно поэтому пленных с необыкновенной легкостью превращали в рабов, которые по своему социальному статусу не сильно отличались от животных. Их даже называли «говорящими орудиями».
Живая связь с природой, которую ощущал язычник, представления о своем родстве с животными приводили к простодушной жестокости. С другими людьми поступали, как с животными, вплоть до употребления в пищу (каннибализм).
Поведение людей в язычестве по отношению к богам и друг к другу
Если внимательно проанализировать поведение людей в язычестве по отношению к богам и друг к другу, то можно выделить несколько особенностей их поведения:
1. Основным мотивом их поступков и верований является страх умереть голодной смертью, быть растерзанным диким зверем или быть убитым чужим племенем. Люди боятся прогневить богов и получить наказание. Весь окружающий мир полон опасностей, и человек стремится избежать их. Он лукавит и изворачивается, как может. От богов откупается жертвой, а от зверей и врагов защищается при помощи силы.
2. Страх перед насилием порождает ответное насилие. «Право сильного» имеет решающее значение в языческом обществе. Насилие немыслимо без ксенофобии, а ненависть к другим людям приводит к бесконечным войнам.
3. Приоритет плоти над духом или материального над духовным. Человек стремится, прежде всего, к материальному благополучию, которое выражается не только в стремлении к богатству. Оно влечет за собой и стремление к плотским удовольствиям: пьянству, обжорству, сексуальным излишествам и извращениям.
4. Человеческая личность, ее достоинство и сама жизнь не ценятся. Более того, их презирают. Только при господстве язычества стали возможны человеческие жертвоприношения, бои гладиаторов и превращение людей в рабов.
5. При помощи колдовства и магии люди стремятся направить ход событий в нужное для себя русло. Магические действия чаще всего предпринимаются во вред другим людям.
6. У многих языческих народов не существует понятия греха. Люди поклоняются богам, олицетворяющим добрые и злые силы, с одинаковым усердием, поэтому в их сознании нет четкой грани между добром и злом.
Совесть и страх
В обыденном представлении нам кажется, что слово «язычество» обозначает какую-то весьма удаленную от нас эпоху, когда люди ходили одетыми в шкуры или, в лучшем случае, одевались в тяжелые доспехи и приносили для сожжения жертвы в храмы. Однако если мы внимательно присмотримся к тому, как ведем себя по отношению к окружающим людям, то увидим, что наше поведение не многим отличается от поведения язычника.
Мы уже говорили, что мотивом, который лежит в отношениях язычника с богами, является страх, который рождает желание их умилостивить путем жертвы. Не духовный подвиг или нравственное поведение угодны богам, а кровавая дань, поэтому верования язычника не направлены к пробуждению его совести и развитию нравственности. Вспомним выражение «не за страх, а за совесть». Можем ли мы сказать, что сегодня большинство людей и своем поведении руководствуются совестью?
В современном обществе существует понятие «законопослушный гражданин». На чем основывается законопослушание? К сожалению, совесть не всегда доминирующий мотив этого поведения. А страх может по каким-то причинам исчезнуть, и кем же становится человек, соблюдающий законы только из страха?
Выполнение законов из страха было предписано еще Моисеем. Но только Иисус Христос поставил совесть выше страха.
Насилие
Вера, питаемая страхом, порождает насилие, которое является основным инструментом улаживания отношений как внутри одного языческого народа, так и между многими народами. Может возникнуть вопрос: почему языческая вера должна порождать страх, а не любовь или уважение? В том-то и дело, что эти чувства у язычника были очень слабо развиты. Страх как таковой рождается перед насилием, в результате которого человек может пострадать. Насилие было главным регулятором поведения людей. Оно не может существовать без ксенофобии и ненависти. «Право сильного» – основное в таком обществе. На первых порах, когда борьба с природой за выживание была очень ожесточенной, силе природы должна была противостоять сила человека. Привычка к насилию исключала решение проблем другими путями, люди их просто не видели. Кроме того, общественное сознание не позволяло искать какие-то другие формы отношений с окружающим, так как религии того времени показывали только образцы насилия по отношению к людям.
В настоящее время много говорят о формировании гражданского общества. Сформировать такое общество насильственным путем невозможно. В жизни людей много таких моментов, которые нельзя отрегулировать насилием. Разве можно в каждом дворе или подъезде поставить надзирающего за тем, чтобы жильцы не мусорили, а дети не разбивали лифты и не обезображивали стены.
Духовное и материальное
В языческом обществе, когда производительные силы были слабыми, поиски пропитания были главной заботой человека, поэтому стремление к овладению материальными благами, чтобы сохранить собственную жизнь и жизни членов своего рода, вполне объяснимо.
Современный язычник стремится к обладанию материальными благами не ради сохранения собственной жизни и жизни своих близких, а с целью приобретения власти и влияния. Чем большими богатствами обладает человек в современном мире, тем больше у него возможность господствовать над другими людьми. Это приводит к пропаганде культа наживы и денег, которая льется с экранов телевизоров на наши головы.
Личность в язычестве
В язычестве не только в силу религиозно-нравственных представлений, но и по причине социально-экономических условий личность не играет никакой роли. Интересы рода, племени или государства стоят неизмеримо выше интересов личности. Это порождало равнодушие и даже презрение к личности другого человека. К сожалению, и в наше время при внимательном наблюдении мы сможем обнаружить подобные явления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|