Социология средств массовой информации
Социальная роль средств массовой информации. Одним из важных элементов советского общества является система средств массовой информации, включающая печать, кино, радио, телевидение. Их социальная роль связана прежде всего с развитием сознания широких масс, каждого члена социалистического общества.
Система средств массовой информации — это социальный институт, который обеспечивает сбор, обработку и распределение информации в массовом масштабе, на основе тех закономерностей, которые господствуют в данном обществе. Деятельность средств массовой информации заключается в обеспечении обусловленного данным конкретным способом производства обмена социальной информацией между большими группами людей в рамках социальной микросреды с помощью специальных организаций и технических средств сбора, обработки и распространения информации.
Предметом социологии средств массовой информации являются закономерности идеологического воздействия средств массовой информации на формирование сознания и социального поведения людей, проявляющиеся в содержании и характере их отношений к обществу, государству, своему положению в обществе и государстве, их отношений друг к другу.
При анализе структуры средств массовой информации исследуются источники информации (издатель, редакция, журналист), содержание информации (понимаемое как аспект отражения действительности), приемник информации (аудитория в целом, специфические группы, личность). При анализе деятельности, средств массовой информации изучаются процессы сбора, обработки и распространения информации, ее восприятия, воздействия на сознание и поведение людей, социально-политические последствия, т. е. эффективность работы средств массовой информации.
Эффективность средств массовой информации. Эффективность средств массовой информации в широком смысле может быть определена как степень их влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную сферы жизни общества, а в узком — как соотношение между целью их пропагандистской программы, отдельной пропагандистской кампании или частных выступлений и фактическим ее достижением.
На уровне личности выделяются следующие критерии интеллектуально-психологической эффективности средств массовой информации: познавательная активность — полученные знания — сложившиеся убеждения.
На уровне общества таким критерием служит направленность общественного сознания, включающая общественное мнение. В качестве основных критериев практической эффективности средств массовой информации выступают трудовая и общественно-политическая активность, нравственность, поведение в трудовом коллективе, семье, общественных местах и т. д.
Существуют общие и специфические критерии эффективности пропаганды, средств массовой информации в частности. Общие критерии выражают преимущественно совокупные результаты пропаганды в целом, специфические — результаты действия отдельных идеологических средств, разовых идейно-воспитательных мероприятий или результаты усилий по отдельным направлениям идеологической работы.
Аудитория есть устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.
Система социальных связей аудитории проявляется и может быть эмпирически зафиксирована в двух специфических рядах признаков. Первый характеризует внутреннюю структуру аудитории, относительно независимую от конкретного средства массовой информации. Это социально-демографические характеристики (возрастная, половая, социально-профессиональная и другие структуры), социально-политические признаки (типы восприятия, уровень семантической подготовки и др.), структура духовных потребностей и интересов. Все указанные признаки существуют по отношению к источнику информации как объективная реальность, ориентируясь на которую средства массовой информации выбирают способы решения стоящих перед ними задач.
Второй ряд признаков характеризует субъективное отношение аудитории к отдельным средствам массовой информации и их системе в целом, что проявляется в оценке их деятельности.
В деятельности средств массовой информации находят отражение связи и взаимозависимости не только системы массового общения, но и всего, общества в целом. Указанное положение особенно важно для всестороннего исследования содержания материалов печати, радио, кино, телевидения и т. д.
Общественное мнение
Общественное мнение — это отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни. По своей сущности общественное мнение всегда связано с оценкой людьми того или иного процесса, явления. В формировании общественного мнения ведущую роль играет классовая позиция слоев и групп населения, выражающих данное мнение.
В теории общественного мнения одним из важнейших моментов является выделение субъекта и объекта. Под объектом обычно подразумевается конкретная часть окружающей действительности, по поводу которой возникают коллективные оценочные суждения людей. Под субъектом, — общественная группа, которая порождает коллективные оценочные суждения по определенной проблеме.
В социалистическом обществе, включающем в себя только дружественные классы, объединенные единством целей и задач, общественное мнение формируется прежде всего на базе интересов рабочего класса, которые наиболее глубоко и полно отражают интересы всего общества в целом.
Общественное мнение представляет собой такое проявление общественного сознания (в форме суждений или актов поведения), в котором отражается оценка большими социальными группами, народов в целом актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес, через призму господствующих производственных отношений.
Предметом социологии общественного мнения является исследование закономерностей формирования Общественного мнения под воздействием различных субъективных и объективных факторов общественного развития, его воздействия на жизнь общества на различных уровнях.
Структура и функции общественного мнения. В зависимости от социальных последствий воздействия коллективных оценочных суждений людей на их сознание и поведение выделяются регулятивная (регулятор отношений между людьми), воспитательная (осуществление идеологического и социально-психологического воздействия на людей), информационная (общественное мнение является специфическим видом социальной информации) функции. В зависимости от характера влияния на различные общественные институты или на отдельных лиц выделяются контрольная, консультативная и директивная функции общественного мнения.
Ведущим элементом структуры общественного мнения является социальная оценка, которая представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, суть которого заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым.
Социальные оценки имеют разную степень рациональности. Наиболее рациональной социальной оценкой является такая, в которой зафиксировано четко осознанное отношение человека к окружающей действительности. Существование общественного мнения невозможно без элементов знания, как житейского, так и научного, о предмете суждений. Эти элементы знания используются для формирования оценки о нем, для выработки определенного отношения к нему.
Кроме элементов рационального знания, в структуру общественного мнения входят представления — некий обобщенный образ многих чувственных впечатлений, наглядно-образное знание, возникающее зачастую в результате работы воображения.
Поскольку общественное мнение является духовно-практическим образованием, то, очевидно, в его структуре содержатся элементы, ориентирующие людей на реализацию их мнений в поведенческих актах. К таким элементам следует отнести установку, суть которой заключается в готовности или предрасположенности индивида, группы людей действовать определенным образом. К этому же типу относятся и волевые элементы, в которых отражается сознательная и целевая направленность действий человека.
Таким образом, общественное мнение по своей структуре представляет сложную систему, в которую входят как рациональные, так и эмоциональные и волевые компоненты.
Характеристики общественного мнения. Общественное мнение обладает рядом качественных характеристик, в том числе направленностью, интенсивностью, распространенностью, стабильностью и динамичностью, зрелостью.
Направленность фиксирует характер оценочного суждения по основанию положительно — отрицательно (одобряющая оценка или осуждающая). Суждения людей о каком-либо явлении нередко касаются разных его сторон и представляют совокупность различных оценок, которые в итоге могут выражать положительное, отрицательное или сбалансированное отношение людей к действительности. Интенсивность выражает ту или иную степень оценочного суждения по основанию больше — меньше, например сильно положительное, слабо отрицательное и т. д.
Общественное мнение в ряде случаев отличается относительной стабильностью, т. е. не изменяется. Стабилизаторами устойчивости здесь выступают социальные потребности, интересы, которые, как правило, имеют долговременный характер. Одновременно общественное мнение обладает свойством динамичности, т. е. быстрой реакций на то или иное явление действительности. Динамичность связана с актуальностью, остротой проблемы, по которой возникают коллективные оценочные суждения людей.
Распространенность характеризует масштаб охвата общественного мнения по какому-либо конкретному вопросу определенных - групп людей, по их положению в социальной структуре или по принадлежности к географическому, социально-экономическому региону (например, общественное мнение рабочих, общественное мнение трудящихся Украины и. т. д.). Распространенность зависит как от объекта, так и от субъекта общественного мнения.
Наиболее, комплексной характеристикой общественного мнения является зрелость, которая выражает его монолитность, сознательное, единодушное отношение людей, гармоничное сочетание общественных, коллективных и личных интересов. Зрелое общественное мнение — это то, которое способствует решению насущных задач, встающих в процессе развития нашего общества, содержит в себеоценку различных событий и явлений с позиций, интересов советского народа, интересов социалистического общества.
Важная характеристика общественного мнения — компетентность, под которой понимается обладание людьми знаниями и опытом для верной коллективной оценки той или иной проблемы. Компетентность в условиях развитого социализма — это прежде всего способность оценивать различные явления, процессы, опираясь на знание марксизма-ленинизма.
Первым организационным принципом, обеспечивающим корреляцию процесса изучения общественного мнения с социальным контекстом советского общества, следует назвать постоянную связь социологов с партийными организациями, партийными комитетами.
Этот принцип распространяется на изучение общественного мнения на всех уровнях — от страны в целом до отдельных трудовых коллективов, на все этапы работы — от выработки направления исследовании до внедрения их результатов в практику коммунистического строительства.
5. Социальное планирование. Социальные показатели
Экономическое и социальное планирование
Планирование экономического и социального развития — научный инструмент управления социалистическим обществом в соответствии с основными социальными целями коммунистического строительства. Смысл и назначение планомерной организации в обеспечении благосостояния и всестороннего развития всех членов общества.
В условиях развитого социализма планирование поднимается на качественно новую ступень, когда развивающаяся экономика активно воздействует на социальные процессы, а глубина и диапазон этого воздействия, его цели и методы претерпевают существенные изменения. Основу народнохозяйственного планирования СССР составляет в первую очередь планирование экономических отношений на базе всестороннего развития производства и использования новейших достижений современной научно-технической революции. Но в рамках экономического планирования возникают, развиваются а приобретают относительно автономный характер многие аспекты социального планирования.
Планирование в области промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи образует так называемую производственную программу народнохозяйственного плана и вместе с тем несет важную социальную функцию, поскольку предусматривает развитие новой техники, специализацию, кооперирование и комбинирование промышленного труда, механизацию и электрификацию сельского хозяйства, развитие Средств связи и т. д.
Народнохозяйственные планы предусматривают осуществление планомерной подготовки квалифицированных кадров, повышение благосостояния народа, качества медицинского обслуживания и социального обеспечения, улучшение деятельности систем торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства и т. д. Народнохозяйственное планирование призвано оказывать научно обоснованное воздействие на стирание классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом на всестороннее развитие и сближение наций и народностей, расширение реальных возможностей для применения, каждым человеком своих творческих сил, способностей и дарований, на всестороннее развитие его личности.
В условиях развитого социалистического общества именно эти социальные аспекты, связанные с формированием коммунистических общественных отношений и нового, человека, получают существенное углубление и развитие.
Экономическая эффективность народнохозяйственного плакирования все в большей степени зависит от содержания и характера социальной Деятельности людей, уровня их культуры, образования, профессиональной подготовки, степени понимания стоящих перед ними социальных задач, убежденности в их практической реализации. В этих условиях перед народнохозяйственным планированием ставятся принципиально новые задачи.
Система экономических показателей народнохозяйственного планирования подразделяется па следующие основные группы; народонаселение, трудовые ресурсы общества (их распределение и использование), национальное богатство и обращение общественного продукта, рост национального дохода, материального благосостояния населения и т. д. Каждая из этих основных групп распадается на соответствующие подгруппы. Однако для оценки уровня социального разбития страны одних экономических показателей в современных условиях явно недостаточно. Экономические показатели дают только косвенную характеристику социальных процессов и отражают в основном рост материального и Культурного богатства общества, социальных групп и среднестатистического индивида. Они позволяют осуществлять среднесрочное планирование путем простой экстраполяции от достигнутого уровня и не в состоянии дать дифференцированную характеристику всех сложных изменений, происходящих в развитом социалистическом обществе.
Необходимым дополнением к экономическим показателям выступает система социальных показателей, которая позволяет с научной обоснованностью судить о конкретных условиях труда и быта человека и их влияния на его социальное поведение и социальную деятельность, об отношении человека к условиям его жизнедеятельности и т. д.
Социальное планирование, таким образом, это не механическое выделение из общей системы экономических показателей, относящихся к социальному разделу народнохозяйственного плана, а качественно новый этап народнохозяйственного планирования, характерный для общества развитого социализма. Его сущность состоит в том, что при выделении средств и капиталовложений на социальное развитие и культуру учитывается социально-статистическая информация о формах проявления и механизмах действия социальных законов, что позволяет с научной точностью определить возможную социальную эффективность планируемых экономических, организационных и других мероприятий.
Реализация этих принципов предполагает разработку научно обоснованной системы социальных целей развития страны на долгосрочный период, т. е. социальных целей коммунистического строительства; социальных изменении, осуществляемых на пути реализации этих целей в данный период времени; средств осуществления этих Целей, выбранных на основе анализа различных вариантов; экономических ресурсов, позволяющих достаточно полно использовать выбранные средства достижения планируемых социальных целей.
В этих условиях социологические исследования должны обеспечить необходимую исходную социально-статистическую информацию. Эта информация необходима для разработки научно обоснованного плана развития материальных и духовных потребностей на тот или иной период, социальных интересов и отношений человека коммунистического типа, т. е. для определений и конкретизации социальных показателей системы государственного планирования на различных уровнях жизнедеятельности общества, для целевой прогностической группировки факторов, {воздействующих на социальные процессы в различных сферах на различных уровнях общества.
Показатели социального планирования
Социальное планирование — это научное определение целей социального развития и средств их реализации на определенный (краткий или долгосрочный) промежуток времени. Общие социальные цели конкретизируются в виде системы частных целей, определяются с помощью контрольных показателей, выражающих сущность социальной политики.
Решение задач социальной политики, определенных на данный промежуток времени, зависит от системы средств, их адекватности каждой конкретной цели и имеющимся ресурсам, необходимым для оптимального использования этих средств. Эффективность социальной политики фиксируется в виде итоговых (или результирующих) показателей. Итоговые показатели позволяют, во-первых, оценить степень возможности решения поставленных задач; во-вторых, получить информацию о социальных процесса побочного действия, т. е. социальных изменениях, не предусмотренных планом; в-третьих, соотнести итоговую информацию с данной социальной целью, т. е. получить информацию позволяющую выявить возможности реализации той или иной цели социального развития и социальной эффективности, использованных для этого средств и ресурсов.
Выделяют следующие группы показателей, характеризующих переменные, включенные в процесс функционирования социальной системы: контрольные показатели, характеризующие социальные изменения, намечаемые на определенный исторический период; показатели социальных процессов (научно-техническая революция, урбанизация и т. д.), выступающих в качестве средств реализации планируемых целей; показатели ресурсов, т. е. показатели материальных затрат на организационные, идеологические и другие мероприятия, позволяющие оптимально использовать те или иные социальные процессы для решения конкретных социальных задач; показатели средств воздействия на социальные процессы (уровень развития науки, автоматизация и т. д.); показатели побочных процессов, которые заранее не предусмотрены, но оказывают известное влияние на итоговые показатели и должны учитываться в текущем планировании; итоговые показатели, позволяющие оценить результаты, социальных изменений и сопоставить их с контрольными показателями; показатели социальной эффективности реализации экономической и социальной программ общественного развития на данный временный период, раскрывающие степень приближения (отклонения) итоговых показателей к социальным целям общества, степень адекватности выбранных для их достижения средств и эффективности использования ресурсов.
Основываясь на этих группах социальных показателей, определяют систему взаимоотношений, связывающих переменные, включенные в данный социальный процесс, и обусловливающих в конечном счете социальную эффективность функционирования системы.
В отличие от экономических показателей, отражающих экономические затраты и ресурсы, необходимые для выполнения планов народнохозяйственного развития страны, Социальные показатели, фиксируя внимание на изменении социально-экономических условий жизнедеятельности человека, отражают социальную эффективность этих изменений, т. е. воздействие изменившихся социально-экономических условий на социальное поведение и социальную деятельность человека, соотнося их (поведение и деятельность) с социальными целями строящегося коммунистического общества. Диалектика истории такова, что в условиях развитого социалистического общества в основе экономической политики лежит политика социальная. Экономика и ее развитие—необходимые материальные условия жизнедеятельности общества. Но экономика—это не самоцель общественного развития, а объективно необходимые условия и средство решения социальных проблем строящего коммунизм общества.
В широком понимании система социальных показателей — это совокупность взаимосвязанных между собой переменных, включенных в социальный процесс для достижения конкретных социальных целей. В основе этой системы лежат категории и понятия исторического материализма и научного коммунизма. Именно требования объективных социальных законов функционирования и развития социалистического общества определяют систему социальных показателей, ее исторические рамки.
Основные социальные цели общества конкретизируются в виде иерархии социальных целей в соответствии со структурными уровнями общества, а реализация этих целей детерминируется закономерными социальными процессами, свойственными развитому социализму. Основные социальные цели и социальные процессы определяют направленность и характер социальных изменений, планируемых на данный исторический период и средств их осуществления.
Контрольные показатели социальных изменений характеризуют сущность социальной политики, а итоговые показатели — ее эффективность.
В соответствии со структурными уровнями общества социальные цели, социальные процессы, показатели этих процессов образуют иерархию но вертикали. Выделяют пять уровней: А — общество в целом; Б — социальная структура общества; В — отрасли производства и управления (социально-профессиональные и квалификационные группы, их различие или сближение по характеру, содержанию и условиям труда); Г — социально-территориальные общности (город, деревня, поселок и т. д.); Д — социальные организации как первичные хозяйственные, культурные, социально-политические, и другие единицы общества.
Для разработки и реализации планов социального развития нам представляется возможным рекомендовать систему социальных показателей соответствующих социальным целям и социальным процессам, характерным для определенных уровней общества, в форме таблиц[55].
Табличные разработки социальных показателей, развития общества позволяют, во-первых, выявлять эффективность социальных процессов, средств и ресурсов в достижении конкретно поставленных стратегических целей социального развития общества на пути к коммунизму; во-вторых, — и это особенно важно при социальном планировании — обеспечивать корректировку полученных рядов производственных показателей по каждой отдельно Взятой стратегической цели и с учетом уровня общества. Эта задача решается путем сопоставления целей социальных процессов и итоговых показателей функционирования той или иной социальной системы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|