|
Социальное значение научно-технической революции
Литература для дополнительного чтения
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. 1. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений.— Соч.. 2-е изд., т. 3, с. 15—78.
- Маркс А. К критике политической экономии. Предисловие.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 5—9.
- Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 185—230.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Введение, гл. 1. Общие замечания; Отдел III. Социализм, гл. II. Очерк теории. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 16— 27, 278—295.
- Ленин В. И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?— Полн. собр. соч., т. 1, с. 125—346.
- Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе). — Полн. собр. соч., т.1, с. 347—534.
- Материалы Пленума ЦК КПСС 14—15 июня 1983 г. М., 1983. 80 с.
- Постановление ЦК КПСС о мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве, 14 августа 1967 г.— В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1972, т. 9, с. 342—357.
- Афанасьев В. Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
- Ильичев Л. Ф. Исторический материализм: Проблемы методологии. М.: Наука,- 1983. 256 с.
- Марксистско-ленинская теория социального развития. М.: Наука, 1978. 238 с.
- Осипов Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР, М.; Наука, 1979. Гл. 7, 8.
- Руткевич И. Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. Гл. 1.
- Советская социология. М.: Наука, 1982. Т. 1. 287 с.; Т. 2. 256 с.
- Социологические исследования: результаты, проблемы и задачи. — Коммунист, 1980, № 13, с. 79—92.
- Социология и идеология. М.: Наука, 1969. 467 с.
- Социология и проблемы социального развития. М.: Наука, 1978. 479 с.
- Социология и современность. М.: Наука, 1977. Т. 1. 424 с.; Т. 2. 439 с.
- Федосеев П. Н. Диалектика современной эпохи. М.: Наука, 1978. 656 с.
- Федосеев П. Н. К вопросу о предмете марксистско-ленинской социологии. — Социол. исслед., 1982, № 3, с. 27—29
ГЛАВА ВТОРАЯ СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
1. Общая социологическая теория
Уровни социологического познания. Система научного познания марксистской социологии обладает сложной структурой, отражающей различные типы и уровни исследования социальной действительности. Теоретический и прикладной аспекты изучения общественной жизни присутствуют здесь в неразрывном единстве.
Особое место в структуре социологического знания занимает исторический материализм. С одной стороны, он является философской теорией общества, а с другой — общей социологической теорией. Философское содержание исторического материализма — диалектико-материалистическое понимание истории — раскрывается е философии марксизма, специально-научное, собственно социологическое — в марксистской социологии. Будучи социально-философской теорией общества, исторический материализм опосредует связь философии со всеми социальными и гуманитарными науками. Будучи общей социологической теорией, исторический материализм в то же время является общей теоретической и методологической основой всех других социальных, и гуманитарных наук.
Исторический материализм как общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории входят в состав теоретического уровня знания.
Как общая социологическая теория, исторический материализм изучает взаимодействие различных сторон общественно-экономических формаций: производительных сил и производственных отношений, производственных и социально-классовых отношений, базиса и надстройки, экономики и политики, социально-классовых отношений и форм общественного, сознания, форм общественного сознания и социально-политической организации общества и т. д. при определяющем значении стороны экономической.
Предметом исследования общей социологической теории выступает общество в целом с присущими ему законами развития и функционирования. Сформулированные в общей социологической теории законы и категории отражают существенные и необходимые связи между важнейшими структурными компонентами общества: экономикой, политикой и идеологией.
Специальные социологические теории изучают формы проявления и механизмы действия в отдельных сферах жизни общества общих и специфических законов, характерных для данной общественно-экономической формации или данного переходного периода, а также те законы, которые действуют только в этих сферах.
Предметом специальных социологических теорий являются относительно самостоятельные сферы социальной жизни, отдельные виды социальной деятельности и социальных общностей, закономерности их развития и функционирования,
Специальные теории выполняют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям, проводимым в различных областях социальной действительности. Знания, полученные в результате эмпирических социологических исследований, составляют эмпирический уровень социологического знания, служат эмпирической базой специальных социологических теорий и обеспечивают связь общей социологической теории с живой действительностью. Указанные уровни образуют вертикальный срез социологического познания.
Горизонтальный срез образует большое число отраслевых социологий, которые изучают отдельные сферы жизнедеятельности общества. Необходимость дифференциации социологии на отдельные отрасли обусловлена многообразием социальных явлений и. процессов, наличием в обществе относительно самостоятельных сфер материальной и духовной жизни.
Основные отрасли социологической науки определяются спецификой этой науки, рассматривающей общество в его целостности, в органической взаимосвязи экономической, социальной, политической, идеологической сторон его жизнедеятельности. При исследовании различных сторон и сфер жизнедеятельности общества социология выделяет свой специфический аспект. Социологический подход к отдельным сторонам общественной жизни и их сферам отличается от подхода частных общественных наук своей комплексностью. Это означает, во-первых, что люди, участники событий в любой сфере общественной жизни, рассматриваются социологией как носители всей совокупности общественных отношений; во-вторых, что деятельность людей исследуется как единство объективны и субъективных факторов. Сводной стороны, социология учитывает объективные условия человеческого существования, объективные общественные отношения, в которые включена личность, объективные потребности, диктующие основные направления и цели ее деятельности. С другой стороны, она призвана исследовать субъективные факторы, мотивы, установки и ценностные ориентации людей. Это характерно для всех уровней социологического знания.
Общая социологическая теория и материалистическое понимании истории. Общая социологическая теория рассматривает любое социальное явление как элемент Социальной целостности. В ее рамках формируются основные методологические установки изучения данного социального явления или процесса, которые конкретизируются на уровне специальных социологических теорий. Ценность ее состоит в том, что она дает возможность соотнести отдельные социальные явления и процессы с социальным целым и тем самым научно объяснить их, выявить их подлинный генезис, структуру и функцию.
Подход к пониманию общества с позиций общей социологической теории марксизма — это прежде всего подход материалистический. Материалистическое понимание истории выводит социальные явления и их изменения не из божественного начала или абсолютной идеи, как религия и объективный идеализм, не из сознания и воли отдельных личностей, как субъективный идеализм, а из реальных условий жизнедеятельности реального общественного человека. «Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. При первом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответствующем действительной жизни, исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознание»[27].
Одновременно историко-материалистический подход к обществу, к социальной действительности есть подход диалектический. В качестве материалистического понимания истории исторический материализм выступает как научная методология познания и объяснения явлений и процессов общественной жизни в их закономерной взаимосвязи и взаимозависимости, как способ обнаружения источников общественных процессов в их внутренних объективных диалектических противоречиях.
Историко-материалистический подход предполагает рассмотрение общества как целостного социального организма, выявление общего в мировой истории и специфического для данного ее этапа; анализ разнообразных социальных явлений и процессов в определенном социально-историческом контексте соответственно их собственной природе.
Только через анализ конкретно-исторических ступеней развития общества (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) можно постичь его реальную сущность, через исследование отношений и действий реальных личностей конкретной эпохи — выявить действительную природу человека и через познание определенных исторических процессов — вскрыть общие закономерности социального процесса.
Исторический материализм и теория научного коммунизма. Конкретно-исторический анализ, применяемый к исследованию социальных явлений и процессов коммунистической общественно-экономической формации, наряду с историческим материализмом как общей социологической теорией включает теорию научного коммунизма.
Теория научного коммунизма, созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, развитая в новых исторических условиях и примененная на практике Коммунистической партией Советского Союза, братскими коммунистическими партиями, есть теоретическая основа социологических исследований любых явлений, процессов и сфер жизнедеятельности социалистического общества. Эта теория, изучающая закономерности перехода от капитализма к коммунизму и закономерности развития коммунистической общественно-экономической формации, есть одновременно и самостоятельная наука, и необходимая теоретическая основа социологических; исследований развитого социалистического общества.
Основные структурные элементы общества и их взаимодействие. Основополагающим принципом общей социологической теории является принцип социального взаимодействия.
Взаимодействие различных сторон общественной жизни при определяющем значении экономического фактора придает развитию общества характер естественноисторического процесса. Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, писал К. Маркс, — и вы получите определенную форму обмена, и потребления. «Возьмите определенную ступень развития-производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества»[28].
Каждая из сторон жизни общества представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов.
Система экономических отношений людей данного общества выступает в качестве основы социального развития, определяет характер всех других социальных систем. «Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в конечном счете вся надстройка, состоящая из правовых и политических учреждений, равно как и из религиозных, философских и иных воззрений каждого данного исторического периода»[29].
Функционирование и развитие способа производства есть взаимодействие его составных элементов — собственно производства, распределения, обмена и потребления. Все эти элементы «образуют собой части единого целого, различия внутри единства. Производство господствует как над самим собой, если его брать в противопоставлении к другим моментам, так и над этими другими моментами. С него каждый раз процесс начинается снова... Конечно, и производство в его односторонней форме, со своей стороны, определяется другими моментами. Например, когда расширяется рынок, г. е. сфера обмена, возрастают размеры производства и становится глубже его дифференциация. С изменением распределения изменяется производство,— например, с концентрацией капитала, с различным распределением населения между городом и деревней и т. д. Наконец, нужды потребления определяют производство. Между различными моментами имеет место взаимодействие. Это свойственно всякому органическому целому»[30].
Систему экономических отношений людей характеризуют следующие моменты:
во-первых, отношения людей к средствам производства (владение — невладение); определяемое этими отношениями их место в системе общественного производства (господство—подчинение);
вытекающая отсюда их роль в системе производства (труд умственный — физический, управленческий — исполнительский); размер (распределение материальных доходов различных социальных групп в национальном бюджете) и способы (прибыль за счет эксплуатации — за счет непосредственного труда) получения доли общественного богатства;
во-вторых, социально-экономическое положение (статус) различных групп людей в процессе труда (общественное разделение трудовых функций, условия, содержание и характер труда); роль, закрепленная за человеком в соответствии с его статусом, совокупность функций, выполняемых им в процессе производства.
Люди, занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и политические отношения, которые складываются в процессе их жизнедеятельности и которые определяют то, «как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя в определенных материальных, не зависящих от их произвола границах, предпосылках и условиях»[31].
Социальные отношения, являющиеся формой и условием социального взаимодействия, возникают в результате «совместной деятельности различных индивидов»[32] и проявляются в общении и во взаимосвязи этих индивидов. Вследствие этого «все вопросы, касающиеся взаимных отношений между людьми, являются... также и социальными»[33]. Социальные позиции выражают «обусловленное современными общественными отношениями взаимное положение индивидов»[34].
Совокупность социально-классовых, национально-этнических и социально-демографических отношений, обусловливающих взаимное положение индивидов, образует социальную структуру общества.
Система социальных отношений определяет: а) интересы и цели различных классов, социальных групп и отдельных индивидов, отражающие их взаимное социально-экономическое и социальное положение и роль в данном обществе; б) их отношение к своему месту в системе общественного производства и роли в процессе трудовой деятельности; в) отношение к своему социально-бытовому положению, которое опосредуется их социально-экономическим положением в процессе производства.
Экономические и социальные отношения между классами, группами и индивидами находят выражение в политической структуре данного общества и определяют их идеи и представления об окружающей действительности.
Система политических отношений — это официальное выражение системы социальных отношений. Политические отношения являются также «социальными общественными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом»[35]. Система политических отношений предполагает наличие: а) общепринятых или юридически установленных социальных норм и ценностей, определяющих положение и роль различных социальных классов, социальных групп и индивидов в системе экономических, социальных и идеологических отношений и их отношений друг с другом, т. е. социальных институтов (экономических, политических, правовых, семейных и др.); б) организаций и учреждений, контролирующих соблюдение индивидами и группами индивидов социальных норм и обладающих для этого необходимой властью, авторитетом и материальными средствами.
Изменение социально-политических форм взаимодействия людей, равно как и их социальных и идеологических отношений, детерминируется изменением экономических отношений. Для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди «вынуждены изменять все унаследованные общественные формы в тот момент, когда способ их сношений [commerce] более уже не соответствует приобретенным производительным силам»[36].
Экономические, социальные, политические и идеологические отношения, определяя характер социальной деятельности людей, в то же время сами являются результатом этой деятельности. Экономические отношения образуют основу всех других общественных отношений, но не оказывают своего воздействия автоматически,— писал Ф. Энгельс,— как это для удобства кое-кто себе представляет, а люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных, отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие — политические и идеологические, — являются в конечном счете все же решающими и образуют ту красную лить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию[37].
Выведение социальных, идеологических и политических отношений из экономической структуры общества предполагает исследование конкретных явлений и. процессов, определяющих характер и цели общества на каждом историческом этапе его развития. Это исследование требует учета самых различных факторов, взаимодействующих в данной конкретной ситуации, с тем чтобы научно объяснить ту или иную форму социальной деятельности людей в этой ситуации.
Изучение социальной, идеологической и политической сторон жизни общества как единого социального организма предполагает, широкое развитие социологических исследований. Говоря о трудностях исследования этих сторон жизнедеятельности человеческого общества, Ф. Энгельс писал: «Чем дальше удаляется от экономической та область, которую мы исследуем, чем больше она приближается к чисто абстрактно-идеологической, тем больше будем мы наводить в ее, развитии случайностей, тем более зигзагообразной является ее кривая. Если Вы начертите среднюю ось кривой, то найдете, что чем длиннее изучаемый период, чем шире изучаемая область; тем более приближается эта ось к оси экономического развития, тем более параллельно ей она идет»[38].
Таким образом, исследовать движущие причины, которые явно или неявно, непосредственно и опосредованно, в форме идеологии отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих индивидов — «это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще и в ее отдельные периоды или в отдельных странах»[39].
Общественные отношения и социальная деятельность людей. Экономические, социальные, идеологические и политические отношения людей каждой данной общественно-экономической формации существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. В то же время только человек является реальным носителем общественных отношений.
В сознании и поведении людей экономические, социальные, идеологические и политические отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, характер его социальной деятельности. Социальное качество и, следовательно, социальная деятельность человека зависят от ряда объективных и субъективных факторов и их различных сочетаний в конкретных условиях. Среди этих факторов следующие:
- общие и специфические условия и формы жизнедеятельности человека, так как человек является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой — условий, окружающих его в течение всей жизни;
- классы, социальные и социально-психологические группы и отдельные индивиды, с которыми человек находится в прямом или косвенном общении и которые опосредуют его связь с общими и специфическими условиями и формами жизнедеятельности и обществом в целом;
- разделение труда как между основными сферами общественной жизни (производство, политика, идеология); так и внутри этих сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, искусство и т.-д.). Люди, которые осуществляют свою деятельность в различных сферах общественной жизни, принадлежат «к особым областям разделения труда, и им кажется, что они разрабатывают независимую область. И поскольку они образуют самостоятельную группу внутри общественного разделения труда, постольку их произведения, включая и их ошибки, оказывают обратное влияние на все общественное развитие, даже на экономическое»[40];
- физиологические и психологические особенности человека.
Процесс социальной деятельности человека включает производство материальных условий его жизнедеятельности, формирование и реализацию потребностей, присущих человеку, воспроизводство на этой основе общественных отношений людей, т. е. объективизацию субъективного. Причем и первое, и второе, и третье оказывают обратное воздействие на людей, но при всем том они сами опять-таки находятся под господствующим влиянием экономического развития[41]. Отсюда следует необходимый вывод, что общественная история людей есть всегда лишь историяих индивидуального развития, сознают ли они это, или нет[42].
Исторический материализм предполагает внутреннее единство теоретического и эмпирического подходов к познанию социальной деятельности, а исходным пунктом социального познания — человека и его социальную деятельность. Эту деятельность осуществляют люди, взятые в своем действительном, эмпирически наблюдаемом процессе развития, протекающем в определенных условиях и формах.
Социологическое исследование начинается с тщательного изучения состояния производительных сил и экономических отношений данной страны. Но это только одна сторона дела. Главная и более сложная задача — показать, как сухой остов экономики покрывается живой плотью социально-политических форм, а затем — и это самая интересная, самая увлекательная сторона задачи — человеческих идей, стремлений, идеалов. В руки исследователя поступает, можно сказать, мертвая материя, из его рук должен выйти полный жизни организм[43].
2. Теоретический и эмпирический уровни социологического познания. Теоретическая и прикладная социология
Эмпирические социологические исследования. В социологии выделяются не только уровни анализа социальных явлений и процессов, но также типы исследовательской деятельности — теоретической и прикладной.
В эмпирическом социологическом исследовании социолог имеет дело с отдельными фактами, фрагментами социальной реальности, ограничивается изучением частных явлений и процессов и по этой причине не может выяснить всей совокупности социальных связей, в которую включен данный фрагмент, выработать целостного представления об изучаемом предмете. Ограниченность и фрагментарность эмпирического уровня исследования может быть преодолена только при условии, что социолог, проводя эмпирическое социологическое исследование, основывается на положениях и принципах общей социологической теории, позволяющей соотнести изучаемое явление с целостной системой социальных связей и отношений, ибо последняя не может быть дана в эмпирическом исследовании. Основные социальные законы и закономерности, необходимые для научного понимания и объяснения социальных явлений, могут быть раскрыты лишь на уровне теоретического анализа, имеющего предметом своего исследования общество в целом.
Однако наиболее общий уровень объяснения оказывается недостаточным, если перед социологом ставится задача изучения конкретных механизмов действия и форм проявления социальных законов и закономерностей в отдельных сферах социального целого. Для этой цели необходимо создать более детальную и развернутую картину изучаемого явления, воссоздать и объяснить его с наибольшей полнотой и точностью. Решение подобной задачи требует проведения эмпирических социологических исследований, осуществляемых с помощью особых методов и исследовательских процедур.
Большинство эмпирических социологических исследований, проводимых в СССР, выполняет прикладные функции, т. е. наряду с теоретическими в них решаются и практические задачи. Посредством таких исследований обобщается фактическая информация о различных процессах и явлениях общественной жизни, которая обогащает теоретическую социологию новыми фактами и способствует, ее творческому развитию. Раскрывая механизмы действия и формы проявления социальных законов, эмпирико-прикладные исследования определяют взаимосвязь между целями общественного развития и реальными тенденциями изменения социальных групп, коллективов, социальных организаций и личности.
Характерная особенность марксистской социологии — ее тесная связь с общественной практикой, которая реализуется посредством проведения прикладных социологических исследований. Актуальность проведения таких исследований в различных сферах общественной жизни вызвана тем обстоятельством, что они содействуют постановке и решению насущных задач коммунистического строительства в СССР, вносят весомый вклад в совершенствование механизмов управления общественными процессами.
Эмпирические социологические исследования по своей организационной структуре и характеру решаемых исследовательских задач значительно отличаются от традиционной теоретической исследовательской деятельности. Включая в себя элементы теоретического знания, необходимые для предварительного анализа изучаемого объекта, обобщения полученных результатов и т. п., эмпирическое социологическое исследование требует от социолога умения решать множество организационных проблем, профессионального владения специфическими исследовательскими приемами и навыками, необходимыми для получения первичных социологических данных методами математического анализа.
Эмпирические социологические исследования, давая конкретную развернутую информацию об изучаемых явлениях, опираются преимущественно на статистический анализ эмпирических данных. Однако любое эмпирическое исследование обязательно предполагает теоретическое осмысление изучаемых явлений и соответствующую интерпретацию полученных результатов. Научной социологии чуждо противопоставление теоретических и эмпирических исследований, характерное для представителей позитивистской, буржуазной социологии, абсолютизирующей роль эмпирических методов.
Вместе с тем логика построения социологического исследования подчиняется общенаучным критериям и нормативам, сформулированным в современной методологии и логике науки. Использование социологом специфических исследовательских методов, необходимых для получения конкретной информации (наблюдение, опрос, интервью, социальный эксперимент, анализ документов), само по себе еще не гарантирует истинности и научной значимости полученных результатов. Эта цель может быть успешно достигнута лишь в том случае, если социолог в достаточной мере овладел логико-методологическими приемами анализа эмпирических данных, необходимыми при формулировке гипотез исследования и осуществления таких познавательных операций, как измерение, классификация, объяснение и др. Разумеется, эти общенаучные методы исследования подвергаются в социологическом исследовании определенной модификации, обусловленной спецификой изучаемых объектов, но общая структура исследовательского процесса в социологическом исследовании в своих наиболее существенных аспектах совпадает со структурой научного мышления, свойственного естественным наукам.
Теоретические социологические исследования. В зависимости от цели исследования приоритет может быть отдан решению теоретических задач перед практическими, таких, как выяснение закономерностей функционирования изучаемых явлений, формулировка соответствующей теории, уточнение понятийного словаря и т. д. Подобные исследования требуют соблюдения определенных правил: описания объекта на языке определенной теории, использования принятого в данной области понятийного аппарата, выполнения принятых в теоретическом исследовании норм формулирования гипотез и т. д. Упор на решение научных задач, свойственный теоретически ориентированным исследованиям, вовсе не исключает возможности-разработки практических рекомендаций по изучаемой проблеме.
Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология — это совокупность социологических исследований, ориентированных на объяснение социальной действительности, установление общих и специфических законов и закономерностей развития и функционирования общества, форм проявления и механизмов действия этих законов в различных сферах общественной жизни. Прикладная социология—это совокупность социологических исследований, ориентированных на использование открытых социальных законов и закономерностей для решения социальных проблем, проведение социальных экспериментов и разработку планов социального развития.
В социологии, как и в любой другой, науке, прикладной аспект не существует без теоретического. Любое прикладное исследование служит не только решению непосредственно стоящих перед обществом задач, но и вносит что-то новое в общую совокупность социологического знания.
Социологические исследования, осуществляемые в рамках теоретической социологии на основе научных принципов марксизма-ленинизма, выступают в качестве определенных этапов в получении прикладного социального знания. Прикладная социология, в свою очередь, служит развитию теории и имеет непосредственный выход в практику. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на социологических исследованиях, не противостоят друг другу, не отгорожены друг от друга, а представляют собой неразрывное единство, взаимно обогащают и дополняют друг друга.
Прикладная направленность социологических исследований отнюдь не противоречит теоретической функции социологической науки, ее роли в развитии обществоведения, исторического материализма. Речь идет лишь о специфическом характере этой функции, конкретно — об обращенности социологии прежде всего к социальным проблемам, которые решаются партийными и государственными органами; о том, что одной из первоочередных задач социологической науки являются научное обобщение и освещение практического опыта, методологическая и методическая подготовка социальных экспериментов, разработка планов социального развития трудовых коллективов, сел, городов, регионов[44].
Социологический анализ форм проявления и механизмов действия социальных законов позволяет выявлять показатели наиболее значимые социальных явлений и процессов, их причины и функции и давать им количественное выражение. Зафиксировать в количественных величинах состояние исследуемого социального объекта — значит определить точку отсчета социальных изменений.
Прикладные исследования, несмотря на их практическую направленность, могут иметь определенный научный эффект. Научные аспекты могут здесь присутствовать в качестве не основных задач исследования, их включение в исследовательскую программу, естественно, должно быть согласовано с заказчиком, администрацией предприятия, руководителями служб и ведомств. Социолог-практик, обобщая и систематизируя результаты проводимых им исследований, может внести определенный вклад в разработку понятийного словаря данной отрасли социологии, сформулировать ряд теоретических положений относительно изучаемого круга явлений, наметить новые исследовательские проблемы и т. д. В значительной мере теоретическая ценность прикладных исследований такого типа будет зависеть от надежности и обоснованности полученных результатов, возможности их использования за пределами полученного массива информации.
3. Специальные социологические теории и эмпирические исследования
Понятие конкретной социальной ситуации. Представляя собой звено в цепи общественного развития, конкретная социальная ситуация есть результат сложного взаимодействия различных элементов социальной структуры в данный исторический период. При изучении отдельных ее сторон и тенденций необходимо:
- учитывать фундаментальные цели развития социалистического общества, его планомерный и поступательный характер;
- рассматривать ее как сложное, многостороннее явление, испытывающее воздействие самых различных факторов;
- принимать во внимание особые жизненные обстоятельства, образующие реальную основу поведения социальных групп, коллективов и классов.
Социолог, изучающий конкретные формы человеческой деятельности, опираясь на общую социологическую теорию, устанавливает связь изучаемых явлений с социальным целым, рассматривает их как результат действия определенных общественных закономерностей. Изучение характерных, типичных социальных ситуаций в различных областях человеческой жизнедеятельности позволяет глубже раскрыть диалектику взаимоотношения всеобщего, особенного и единичного в общественном развитии, выявить конкретные механизмы действия объективных общественных законов.
Социологический анализ конкретной социальной ситуации позволяет строго научно определить характер теоретических и практических задач, решаемых в процессе социологического исследования. К числу наиболее важных из них относятся следующие. Во-первых, социолог, опираясь на общую социологическую теорию, должен выявить всю совокупность объективных социальных факторов (экономических, политических, идеологических), воздействующих на изучаемую конкретную ситуацию и определяющих структуру общественных отношений в различных социальных группах, коллективах и т. д. Выполнение этой задачи требует от социолога комплексного подхода к изучаемым явлениям. Во-вторых, получаемая социологом с помощью особых методов (массовые опросы и т. д.) конкретная информация о субъективных аспектах человеческой деятельности (мотивах, целях, ценностных ориентациях) должна рассматриваться как субъективное отражение объективных социальных закономерностей и фактов. В-третьих, важной задачей социолога является установление зависимостей между действием объективных социальных факторов и субъективными представлениями людей, сознанием социальных групп и коллективов. Это позволяет раскрыть конкретный механизм проявления общественных закономерностей, определить возможные отклонения в развитии социальных процессов. В-четвертых, осуществление этих исследовательских задач дает возможность сформулировать новые теоретические выводы и выработать практические рекомендации по совершенствованию планирования и управления общественным развитием.
Изучение социальных явлений и процессов требует соотнесения получаемых в исследовании данных о субъективных аспектах человеческого поведения (целях, оценках, мотивах и т. п.) прежде всего с объективными условиями, в них непосредственно отображаемыми, затем с социальными ценностями и нормами. Важность изучения социальных норм и ценностей обусловлена тем фактом, что объективные социальные факторы человеческой жизнедеятельности, существующие независимо от воли и желания людей, воздействуют на
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|