Сделай Сам Свою Работу на 5

Введение в информационные технологии государственного управления





 

Развитие информатизации стало ведущей мировой тенденцией в различных сферах жизни общества. Одной из наиболее приоритетных, опережающих по темпам развития другие сферы информатизации, становится область государственного управления, представители которого в решающей степени должны превосходить по уровню информированности, точности, полноте доступа к источникам информации основные управляемые объекты.

Учитывая многоаспектность и сложность проблемы государственного управления, можно выделить некоторые наиболее актуальные аспекты, в числе которых:

· особенности информационных технологий (ИТ) для формирования информационных ресурсов (ИР) систем государственного управления;

· особенности и результаты реинжиниринга государственного управления на основе информационных технологий;

· особенности информационных технологий интегрированной образовательной среды систем государственного управления.

Современные системы государственного управления представляют собой комплекс, развитие которого происходит в условиях постоянного возрастания степени наукоемкости информационной инфраструктуры. Управление наукоемкими системами, обеспечение их эффективного функционирования предъявляет к управленческому персоналу повышенные требования в области освоения современных методов управления, использования информационных систем, методов постановки и решения задач управления.



В процессе становления информационного общества осуществляется формирование и развития информационной экономики, создается ряд относительно самостоятельных рыночных структур. В их числе рынок знаний (РЗ) как часть рыночной системы, оперирующей со спросом и предложением на такие виды продуктов как данные, информация, знания.

Рынок знаний – структура, организующая механизмы формирования спроса, предложения, обмена данными и знаниями, осуществляемая информационной индустрией и образовательными институтами и являющаяся важнейшим компонентом, связывающим современные рынки труда, наукоемкой продукции, товаров и услуг.

Предложениена рынке знаний выступает в виде разнообразных информационных компонентов (базы данных, консалтинговые услуги, модели альтернативных состояний), пригодных для комплексирования.



Спрос на рынке знаний выступает как требование выбора, организации и передачи пользователю информационного комплекса, объединяющего необходимые информационные компоненты. Такой комплекс необходим для решения многоальтернативных проблемных ситуаций и интерпретируется как информационный ресурс и имеет цену.

Государственное управление рынком знаний как системой формирования информационных ресурсов состоит в стимулировании процессов РЗ и квалиметрии результатов обмена, данными, информацией, знаниями как объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, важнейшим результатом применения информационных технологий является формирование и использование информационных ресурсов. Информационные технологии рассматриваются в мировой практике и как важнейший фактор эффективного решения проблем государственной кадровой политики.

Фундаментальное образование государственного служащего основано на информационных закономерностях процессов управления и составляет в известных учебных центрах (Гарвард) до трети учебного времени, включая общую информатику и компьютерную подготовку, освоение профессиональных информационных технологий в учебных курсах по специальности, круглосуточный доступ к ресурсам глобальных сетей Internet и работу с общедоступными базами данных, библиотеками по отдельным разделам знаний. Пользователями Internet являются высшие руководители и администраторы (19% пользователей), специалисты по маркетингу, кадрам, финансам и консультанты (16% пользователей), специалисты в области образования и обучения (4%).



Вид и свойства применяемых ИТ существенно зависят от уровня иерархии системы государственного управления. Информационно-технологический комплекс для процессов государственного управления имеет собственную специфику, которая проявляется:

· во-первых, в выделении и тесном взаимодействии процессов информационного и нормативного управления, что требует создания интегрированных информационных систем;

· во-вторых, в ориентации на наиболее прогрессивные в социально-экономическом аспекте рынки знаний, что требует создания мощных коммуникационных информационных технологий;

· в-третьих, по мере освоения ИТ экономика индустриального общества преобразуется в экономику информационного общества, ориентированную на максимальное использование информационных ресурсов путем фундаментальной подготовки и максимального применения персоналом управления информационных технологий.

Развитие экономики информационного общества основано на широком распространении и интеграции информационных технологий обучения в процессах управления, нацелено на предотвращение конфронтационных и катастрофических явлений в экономике и социуме, на достижение согласованного управления экономическим ростом.

Информационные технологии обучения персонала государственного управления охватывают технику личной работы на персональной ЭВМ, работу в локальных и глобальных сетях, математическую и алгоритмическую технологию ситуационного анализа сложных процессов в экономике и социуме.

Практическая деятельность государственного служащего осуществляется в непрерывно развивающейся сетевой компьютерной операционной среде, представляющей пользователям информационную технологию многофакторной квалиметрии личностных свойств и знаний, интегрированные информационные технологии самообучения и управления, возможности освоения новых предметных областей, возможность ситуационного экономико-математического моделирования и оптимизации процессов управления, иностранно-язычного обучения и коммуникации в компьютерных средах. Это формирует современную информационную культуру государственных служащих, обуславливает необходимость использования глобальных сетей Internet и корпоративных сетей Intranet. Развитие компьютерного комплекса государственного управления должно быть направлено на формирование информационного технополиса с новейшей инфраструктурой и учебной базой.

Это особо важно в государственном управлении переходными процессами, является сложной научной и прикладной проблемой и требует объединения следующих информационных технологий в процессах государственного управления:

· обучения и треннинг-тестирования знаний и умений специалистов - управленцев;

· интеллектуальных баз знаний и экспертных систем для поддержки управленческих решений;

· моделирования проблемных ситуаций;

· организации сложных вычислительных и оптимизационных расчетов;

· формирования, актуализации и использования баз данных;

· сетевых технологии взаимодействия управленческих команд;

· клиент-серверых технологий информационного взаимодействия пользователя с компьютерной инфраструктурой;

· текстовых технологий компьютерного делопроизводства и стилистики;


· технологии защиты информационных ресурсов как интеллектуальной собственности;

· мультимедийных технологий, моделирования в виртуальных средах;

· объектно - ориентированнных, процедурно - ориентированных, проблемно - ориентированных, персонально - ориентированных информационных технологий;

· операционных систем различного функционального назначения.

Информационные технологии государственного управления должны охватывать следующие структурные элементы:

· компоненты системы государственного управления;

· отраслевые информационные системы;

· информационные системы предприятий;

· офисы;

· рабочие места управленцев.

Государственная политика в области ИТ и информационных ресурсов предусматривает развитие следующих сетей взаимодействующих компьютерных информационных систем, необходимых для эффективной работы системы государственного управления:

· информационные системы управления государственными программами и проектами;

· распределенные информационные базы данных по кадровой работе и кадровому мониторингу госслужащих (создание, актуализация, эффективное использование, непрерывная подготовка и переподготовка, социальное обеспечение кадров);

· информационные системы для кадровых служб органов госуправления;


· информационные системы для правового и нормативного управления;

· информационные системы по поддержанию профессионального уровня госслужащих;

· информационные системы контроля исполнения решений, заданий, планов;

· информационные системы организации и управления работой современного офиса в госучреждениях и сети госучреждений, в том числе системы компьютерного делопроизводства и электронного документаоборота;

· автоматизированные рабочие места (рабочие станции) руководителей и специалистов органов госуправления;

· информационные экспертные системы разработки, моделирования, оптимизации решений, программ, проектов;

· информационные системы планирования и улучшения использования рабочего времени госслужащего;

· информатизационные системы управления территориальными объектами.

Информационные системы государственного управления используют ряд специальных информационных технологий, отражающих деятельность различных категорий госслужащих. Важнейшими среди них являются:

· информационные технологии единого информационного пространства СНГ;

· информационные технологии ситуационно-аналитического и тренингового назначения;

· информационные технологии закрытых управленческих коммуникаций;


· информационные технологии контроля финансовых потоков, в том числе и с помощью электронных денег;

· информационные технологии социальной и экономической сферы (социальной безопасности);

· информационные технологии анализа и управления равновесными экономическими процессами.

Современное государственное управление основано на применении сложной и высокоэффективной технической и технологической информационной баз, определяющих мобильность, точность, реактивность, надежность управленческой информации, что существенно поднимает роль кадрового государственного служащего.

Эффективность взаимодействия управленческих систем в значительной степени зависит от научно-технического уровня, интенсивности и степени использования и совместимости информационных технологий.

Широкое распространение персональных компьютеров у населения – основного объекта государственного управления - требует такого уровня оснащенности государственных информационных систем, который обеспечивает за счет большей информированности безусловное утверждение авторитета власти.

Наиболее важными из перечисленных выше информационных технологий и систем для решения проблем государственной кадровой политики представляются технологии защиты информации. Обеспечение высокой эффективности таких систем связано с решением экономических и организационных вопросов создания и поддержки сертифицированного информационно-технологического и программно-аппаратного комплекса в системах госуправления.

Специалист по проблемам государственного управления должен быть обучен таким операциям информационной технологии управления как:

· сбор управленческой информации;

· планирование личной деятельности;

· принятие решений в проблемных многоальтернативных ситуациях;

· контроль правильности выполнения, верификации информации и защита принятого решения;

· пересмотр личного образовательного цикла.

Особую роль играют технологии переподготовки управленцев при решении новых задач. Роль преподавателя при использовании для этого информационных технологий меняется. Он становится консультантом и уступает свое традиционное место в центре учебного процесса обучаемому, организуя эффективную учебную среду и информационный обмен по направлениям образовательных стандартов. Осуществляет управление учебным процессом по критерию эффективности и устойчивости образовательного процесса.

Практика применения информационных технологий управления (ИТУ) требует подготовки управленческих кадров по следующим направлениям и видам ИТ:

· ИТ управления на основе данных;

· ИТ управления на основе информации (отфильтрованных данных);

· ИТ управления на основе знаний;

· ИТ управления на основе информационных ресурсов;

· ИТ управления на основе информационных запасов.

При этом специалист по управлению должен уметь осуществлять выбор определенной ИТ для управления переходом управляемого объекта из одного состояния в другое.

Реинжиниринг современных систем управления на базе информационных технологий выявил объективную необходимость нового контура в системе государственного управления – определяющего систематическое пополнение знаний каждого управленца, их готовность к слаженному взаимодействию в составе управленческой команды.


Квалификация управленцев в любом государстве выступает в качестве одного из самостоятельных ключевых факторов развития экономики. Формирование кадрового корпуса компетентных руководителей и качественное информационно – технологическое обеспечение человеческого потенциала являются важным элементом общественного прогресса. Мировой опыт свидетельствует, что увеличение ВВП государства достигается главным образом за счет человеческого фактора. Поэтому одним из приоритетов государственной кадровой политики является организация информационно – технологической системы подготовки и переподготовки действующих руководящих кадров и специалистов органов государственного управления на базе современных информационных технологий.

В настоящее время в мировой практике широкое распространение получили информационные технологии и системы непрерывного обучения руководителей и специалистов управления как комплекс мер, дающих возможность управленческим кадрам повышать квалификацию на протяжении всего периода их практической работы. Это выдвигает повышенные требования к ИТ по доступностиуправленцев к образовательным ресурсам. В масштабах государства нужна единая постоянно действующая система массовой переподготовкикадров госуправления современным методам работы. Только высокий профессиональный уровень, системность и доступность информационных технологий обучения, проводимого лучшими в своих областях профессорско-преподавательскими кадрами (как отечественными, так и зарубежными), является гарантией качественного совершенствования руководящего потенциала кадрового корпуса управленцев.

Это требует решения следующих основных задач:

1. Создания в процессе реинжиниринга системы управления интегрированного информационного образовательного пространства для всего управленческого кадрового корпуса республики.

2. Предоставления через каналы информационной системы постоянной квалифицированной помощи и информационной поддержки руководителям органов государственного управления, а также организаций и предприятий республики при решении конкретных хозяйственных и социальных вопросов.

3. Развития многоуровневой системы обучения управленческих кадров с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Реализация этих задач целесообразна только на основе внедрения эффективных информационных технологий, удовлетворяющих мировым образовательным стандартам, включая систему постоянного дистанционного обучения и консалтинга кадров управления без отрыва от производства. В рамках таких образовательных технологий можно периодически проводить дистанционные семинары в экономической и социальной сфере, оказывать повседневную консультационную помощь руководящему составу при решении конкретных задач.

К наиболее важным направлениям формирования системного информационно – технологического образовательного пространства для кадров госуправления можно отнести:

· повышение качества переподготовки за счет адаптивности кадров управления к новым знаниям;

· обеспечение опережающего характера всей системы обучения, ее нацеленности на предсказуемые проблемы управления;

· обеспечение большей доступности образования для всех слоев населения государства путем широкого использования возможностей открытого обучения и самообразования с применением высокоэффективных информационных и телекоммуникационных технологий;

· повышение творческого начала в развивающем образовании для подготовки кадров государственного управления.

Принципиально важным является опережающий характер современной системы повышения квалификации и широкомасштабного обучения руководящих кадров. Он заключается в более быстром развитии системы открытого дистанционного образованияна фоне других факторов, обуславливающих социально–экономическое и культурное развитие общества. Опережающий характер образования направлен, в первую очередь, на изучение новых фундаментальных знаний, процессов и технологий, информация о которых поступает в систему образования по различным каналам взаимодействия с банками знаний и базами научно–технической информации. Все это позволяет обеспечить постоянное повышение квалификации одновременно всего руководящего корпуса республики. Появляется возможность совмещения процесса обучения и управления с оказанием повседневной помощи предприятиям и организациям в повышении эффективности их функционирования. Эта помощь может заключаться в ежедневном предоставлении предприятиям и организациям информации о рынках сбыта и потребления, обеспечении услуг электронной торговли, распространении инновационных и инвестиционных предложений, ознакомлении с новыми технологиями и оборудованием и т.д. При этом процесс обучения и процесс массового информирования могут эффективно дополнять друг друга. Создаются объективные предпосылки получения высшего образования в сфере управления каждому управленцу, работающему в органах госуправления.

Такие системы направлены на формирование информационных ресурсов для разрешения проблемных ситуаций. В настоящее время завершается создание образовательных дистанционных телекоммуникационных технологий, позволяющих решить задачу формирования интегрированного образовательного пространства широкомасштабного обучения руководящих кадров. В соответствии с мировыми стандартами система дистанционного обучения базируется на сети Internet. Учитывая, что из-за отсутствия развитой цифровой системы связи на всей территории государства около 85% предприятий и организаций республики не работают в сети Internet, Академией управления совместно с УП “Агат-систем” разработана WaveTop технология Internet не требующая использования высокоскоростных и дорогостоящих каналов связи для информационного обслуживания в реальном масштабе времени каждого предприятия или организации республики. Указанная технология является эффективной телекоммуникационной средой дистанционного обучения руководящих кадров, их массового информирования и мониторинга, т.к. она обеспечивает трансляцию и оперативную актуализацию учебных WEB-сайтов по существующим телевизионным каналам непосредственно на компьютеры слушателей. В WaveTop технологии Internet предусмотрена возможность программной адаптации практически под любое качество существующих TV каналов, что гарантирует надежную доставку информации абоненту. При этом информация (WEB-сайты) транслируются одновременно на ПЭВМ всех абонентам сети, количество которых неограниченно, а их расположение может быть в любой точке республики (вплоть до самых «глухих» мест), где принимается TV (например, БТ, ОРТ или РТР) на стандартную бытовую телеантенну. WaveTop технология Internet позволяет обеспечить самую низкую из всех существующих сетей себестоимость доставки и актуализации данных, осуществляя передачу информации каждому конкретному абоненту через адресную систему телевизионных модемов. Чтобы подключиться к системе дистанционного обучения в организации или на предприятии, необходимо установить на один из персональных компьютеров телевизионный модем (стоимость одного модема составляет 50 $ США) и программный пакет дистанционного обучения, подключив модем к стандартной бытовой телевизионной антенне. Учебные WEB-сайты автоматически принимаются компьютерами слушателей в фоновом режиме, что не мешает параллельно использовать эти ПЭВМ для обычной работы.

В 2001 г. Академией управления начато создание информационных технологий дистанционных курсов по ряду направлений в экономической и социальной сфере деятельности органов государственного управления, а также предприятий и организаций. Разработано и утверждено Советом Академии управления “Положение о подготовке и организации учебного процесса в системе дистанционного обучения”, в котором определены:

· концептуальные положения системы дистанционного обучения;

· организация подготовки и проведения учебного процесса;

· компьютерная технология дистанционного обучения;

· порядок и требования к разработке и распространению учебных и учебно-методических материалов;

· мониторинг и оценка качества учебного процесса.

Создан учебно-методический комплекс информационных технологий дистанционного обучения, включая электронные версии учебников, практических и лабораторных работ. Разработана методология формирования и ведения курсов повышения квалификации управленческих кадров в системах базового, опережающего и адаптивного обучения с использованием электронных баз знаний и проблемных банков данных.

Наряду с учебно-методическим комплексом проведена разработка программно-технического средств дистанционного обучения. На основе изученного опыта построения систем открытого образования в ведущих ВУЗах СНГ (Московский государственный университет экономики статистики и информатики, Академия управления при Президенте Украины и д.р.) разработано программное обеспечение учебных WEB-сайтов в WaveTop технологии Internet, а также установлен учебно-образовательный программный комплекс международного стандарта WEBСТ. С 1-го октября 2001г. в Академии управления при Президенте Республики Беларусь начат учебный процесс в системе дистанционного обучения для студентов первого курса по специальности “Государственное управление и экономика”.

Дальнейшим развитием дистанционного обучения является система открытого образования, главной целью которой является подготовка будущих специалистов к эффективному участию в условиях информационного общества. Эта система основывается на следующих основных принципах:

· индивидуализации обучения во времени и пространстве;

· свободе выбора методов обучения;

· свободе развития обучающихся, снятие жестких норм ограничивающих развитие личности;

· приоритете самостоятельной работы обучающихся при необходимой научно-методической и учебной помощи консультантов (тьюторов).

Решаемые в рамках системы дистанционного обучения и открытого образования задачи значительно расширят новые возможности в области реализации государственной кадровой политики.

В соответствии с требованиями Концепции Государственной кадровой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 18.07.2001 г. № 399 и Концепции Государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь 06.04.1999 г. № 195, считать одной из актуальных задач опережающее повышение научно – технического уровня информационных технологий и систем в сфере государственного управления, их ориентацию на формирование государственных информационных ресурсов для разрешения проблемных ситуаций в экономике и социуме путем расширения переподготовки специалистов по реинжинирингу систем государственного управления на основе информационных технологий и организации на единой информационно- технологической базе системы непрерывного дистанционного образования кадров государственного управления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.