Сделай Сам Свою Работу на 5

Состояние образования и воспитания

 

Показатели кризиса

 

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России ослабла традиционно сильная тяга к образованию. Согласно статистике в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценностей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и т.д. Во время опросов общественного мнения в конце 1980-х гг. образование назвали приоритетным 10-12% респондентов. Резкое снижение уровня жизни россиян оказалось проблемой куда более актуальной.

В середине 1990-х гг. произошел новый всплеск интереса к образованию. Растут конкурсы в высшие учебные заведения. Если в 1992 г. на одно место в университеты претендовали в среднем два человека, то в 1997 г. — 5, в юридические вузы — не 8, а 10, в технические — не 1,8, а 2,2. Это свидетельствует о том, что тяга к духовности не утрачена и в обществе возрождается понимание важности образования для жизненного успеха.

Функциональная неграмотность остается хронической болезнью современной России, унаследованной от прошлого. В Советском Союзе в 1988 г. численность функционально неграмотного населения составляла около 13% общего числа граждан. На эффективность обучения отрицательно повлиял количественный рост полного общего образования. Превращение образования в массовое привело к ухудшению знаний учащихся. Так, на международных состязаниях по математике и естествознанию школьники показывают худшую, чем прежде, подготовку. Если в 1980-х гг. на международных олимпиадах по этим предметам им почти всегда доставались первые места, то в 1990-х гг. они опустились на 8-9 позиций.

В молодом поколении многое вызывает тревогу: преступность, насилие, издевательства. В 1990-х гг. в среднем ежегодно около 90 тыс. детей совершали уголовные преступления. В одном только 1997 г. было зарегистрировано свыше 200 тыс. уголовных преступлений, совершенных учащимися. Подобное положение крайне тревожит российское общество.

Беспокоит и состояние физического воспитания. По данным на 1996 г., опасений не вызывает здоровье только 13% поступающих в начальную школу. У детей, закончивших начальную школу, нет проблем со здоровьем только у 7%. В целом за период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 3-4 раза. Здоровье каждого третьего российского школьника неблагополучно. В числе причин — недостатки медицинской службы, физического воспитания и спорта. В школах не хватает спортивных залов, плавательных бассейнов. Из врачебных работников в школе обычно есть лишь медсестра.



Неблагополучие со здоровьем российских школьников усугубляется вследствие учебных перегрузок и иных негативных педагогических факторов. Учителя плохо знают особенности работы с больными детьми. В классах с бескомпромиссным, властным учителем возрастает текущая заболеваемость. Иная картина в классах с мягким, доброжелательным преподавателем.

Реформы школьных программ

 

В течение 1990-х гг. существенно корректировались программы общеобразовательной школы. Они строятся с учетом включения трех компонентов: федерального, национально-регионального и школьного. В целом программы предусматривают приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности; приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности и личной гигиены; приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Изменились программы начальной школы. В базисный учебный план входят родной язык и литература, русский язык как государственный, математика, окружающий мир, искусство, физкультура, трудовая подготовка. Программы стали более насыщенными и вариативными. Обратимся, например, к программам начальных школ Москвы. Предусмотрены две базисные программы: 4- и 3-летней начальной школы. В них входят русский язык и литература, иностранный язык, история и обществоведение, искусство, окружающий мир, география, математика и основы информатики, физика и астрономия, химия, биология, трудовое обучение и спорт. В 3-летней школе по этим предметам возможны спецкурсы по выбору.

Стандартные программы общеобразовательной школы включают три компонента: общегосударственный, региональный и школьный. В 1992 г. Министерство образования подготовило 15 версий программы средней школы с двумя компонентами — общегосударственным и региональным. Учебные заведения получили возможность выбирать одну из версий, но они не вправе сокращать общегосударственный стандарт. Стандарт по сравнению с прежними программами значительно сокращен (отсутствует ранее обязательное трудовое обучение и др.).

В региональном компоненте учитываются специфические потребности учащихся региона, области, края, крупного города. В Москве региональным стандартом предусматривается изучение курса «Москвоведение». В национальных республиках и образованиях региональный стандарт адресован учащимся нерусских школ. В таком случае он предусматривает изучение как иностранных русского и западноевропейского языков, местной истории, географии, литературы.

Школьный стандарт означает, по крайней мере, два пути корректировки программ: посредством введения элективных курсов и путем внесения учебного материала с учетом особенностей этнического состава школы. Например, в Москве некоторые средние учебные заведения, делая при обязательной подготовке акцент на физико-математических дисциплинах, вводят в качестве факультативов предметы, связанные с музыкой и искусством. Другие московские школы (русско-немецкие, еврейские, татарские и пр.) в качестве школьного стандарта предлагают изучение соответствующих национальных языков и культуры.

В 1990-х гг. в некоторых средних школах внедряли сокращенную обязательную программу. Например, в 1992 г. отдельные учебные заведения опробовали предложенную Министерством образования версию программы, которой предусматривались только 5 обязательных предметов: русская литература, математика и информатика, история и социальные науки, спорт, основы безопасной жизнедеятельности. Остальные предметы предлагались на выбор.

Сокращение обязательных программ происходит медленно. В большинстве средних учебных заведений считают, что такое сокращение отрицательно скажется на общей подготовке учащихся. Медленно внедряются и трехкомпонентные программы. Если в Москве в 1995/1996 учебном году школы в целом перешли на такие программы, то в провинции этот процесс еще продолжается. Например, в Новосибирске большинство средних учебных заведений в 1995 г. не перешло на новые программы. Одна из главных причин задержки — отсутствие кадров преподавателей, которые могли бы обеспечить диверсификацию образования.

Дифференциация обучения

 

Знаком реформ является расширение дифференциации обучения. Основными формами дифференциации обучения являются распределение по разным типам учебных заведений, на профили и потоки внутри одной школы, на группы в классе. Дифференциация начинается после начального обучения в средней школе. Отавным отличительным признаком дифференциации в являются программы.

Происходит становление 6-летней основной школы, в стенах которой для большей части учеников начинается дифференцированное образование. Педагогические последствия дифференциации в целом позитивны. Обучение приобретает более целенаправленный характер, больше согласуется с возможностями различных групп учащихся. Общая программа рассчитана на повышение уровня подготовки всех школьников.

В российской школе отсутствует объективно необходимая систематическая политика целенаправленного выявления и обучения талантливых школьников. Способности и таланты будущего цвета нации далеко не всегда поощряются. Между тем мировой опыт показывает, что специальное обучение талантливых детей начиная с раннего возраста педагогически целесообразно. В обычном классе одаренные дети без особых усилий достигают успеха, а затем останавливаются в своем развитии или продвигаются вперед не столь заметно, как могли бы. Судьба одаренного может быть попросту драматичной. Нередко учителя не уделяют ему особого внимания, а родители не в состоянии обеспечить нестандартное образование.

В России, однако, понимают необходимость воспитания собственной интеллектуальной элиты. Накоплен важный опыт работы с талантливыми детьми. Всемирную известность получила, например, детская математическая школа при Новосибирском отделении АН СССР В 1989 г. была разработана долговременная комплексная программа «Талантливые дети», за которую ответственен Российский культурный фонд. Фонд организует участие талантливых юных математиков, физиков, музыкантов в международных конкурсах, предоставляет им стипендии. В 1996 г. стипендиатами фонда стали свыше 200 талантливых школьников. Попытка специального обучения талантливых детей была сделана в возникших в начале 1990-х гг. гимназиях и лицеях. Открыты несколько особых классов для талантливых детей (например, в Москве).

В отдельных регионах стали традицией многопрофильные зимние и летние школы для одаренных детей. Такие школы организуются в последние годы в Самарской области. Сюда приезжают победители областных школьных олимпиад. На подобных выездных сессиях не ставят оценок, а вместо уроков проводятся лекции и занятия по секциям (физика, математика, литература и русский язык, биология, химия, история и право, география и экономика). Вожатые (студенты педагогического и аэродинамического университетов) помогают организовать досуг школьников.

Важное направление дифференциации — особое обучение детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. В России есть система специальных заведений для детей с отклонениями в развитии, но она пока не обеспечивает потребностей населения. Обычно школы для детей с недостатками в умственном и физическом развитии расположены в лесных зонах, неподалеку от городов (лесные школы)! Для части учеников регулярные занятия проводятся в соответствии с обычными программами. Остальные дети и подростки обучаются по облегченным общеобразовательным программам с акцентом на профессиональной подготовке. Открываются новые учебно-воспитательные заведения для детей с различными дефектами. Так, в 1989 г. в г. Набережные Челны был открыт Медико-биологический центр для детей с патологией органов слуха. Разделы программы составлены с учетом дефектов слуха и имеют коррекционную направленность. Детей обучают по полисенсорной методике. Суть методики заключается в том, что в процесс речевой коммуникации вовлекаются остатки слуха и остальные органы чувств.

Постепенно увеличиваются масштабы компенсирующего обучения как важного способа дифференциации образования. Наряду с традиционным компенсирующим обучением в виде второгодничества и дополнительных занятий в некоторых школах созданы классы компенсирующего обучения. Они решают задачи развития социально-нравственных качеств, помощи ребенку в адаптации к условиям школьной жизни, формирования учебной мотивации у слабоуспевающих, социально и педагогически запущенных детей.

Экспериментальные школы

 

В современной России существенное проявление модернизации образования — деятельность экспериментальных школ. В 1990-х гг. было проведено несколько конкурсов инновационных учебно-воспитательных учреждений. В эти же годы при Академии образования было организовано свыше 10 опытных школ.

В отдельных учебных заведениях делаются попытки возродить опыт отечественных и зарубежных экспериментальных школ прошлого. В России есть последователи американских «метода проектов» и «Дальтон-плана».

В 1990-х гг. возросли масштабы использования методик развивающего обучения, что привело фактически к утрате их экспериментального характера. По сути в начальном образовании наряду с традиционной существуют две разветвленные параллельные системы: по методике Занкова работает около 30% учителей, по методике Давыдова — Эльконина — 10% (данные на конец 1996 г.).

К середине 1990-х гг. государственные лицеи, гимназии, колледжи постепенно утрачивают новизну и превращаются в образцово-показательные учреждения. Подобные учреждения возникли во всех крупных городах, областях и регионах, сделавшись ориентирами при освоении трехкомпонентной программы образования.

В начале 1990-х гг. в России возник новый центр школьного экспериментирования — частные школы, само создание которых после более чем 70-летнего перерыва выглядело нетрадиционно. Частные школы нередко применяют собственные нетрадиционные программы обучения.

Некоторые частные школы идут новым путем при организации обучения.

Воспитание школьников

 

В российской школе продолжают жить традиции авторитарного воспитания. По-прежнему главной фигурой в школе остается учитель, а не ученик. Во многом учебно-воспитательный процесс подчинен регламентациям и формализован. Так, планы воспитательной работы школ из различных регионов страны во многом похожи один на другой. В них мало учитывались конкретные особенности школы, класса. Сохраняются жесткие, грубые формы воспитания.

Развивается и иное воспитание, направленное на поощрение самостоятельности, гуманности подрастающего поколения. Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве. В этих условиях ребенок оказывается полноправным участником педагогического процесса; возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми; реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества.

Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников. К началу 1990-х гг. ученические комитеты имелись практически во всех школах. Однако фактически они служили для манипуляции детьми. Поэтому продолжается поиск иных форм ученического самоуправления. В средних учебных заведениях стали учреждаться школьные советы в составе учеников, преподавателей, администрации, родителей, представителей общественности. Помимо вопросов обучения они занимаются социальными проблемами учащихся и преподавателей. Но следует отметить, что пока школьные советы есть в немногих школах. Роль учеников в них крайне незначительна. Обычно реальная власть в школьном совете принадлежит директору.

Российские педагоги реализуют некоторые проекты, способствующие интернациональному воспитанию в духе общечеловеческих идеалов. Так, в 1990-х гг. в некоторых средних учебных заведениях стали действовать евроклубы, участники которых специально расширяют свои знания о странах Европейского союза.

Заметно увеличились масштабы поликультурного воспитания. В 1990-х гг. в нерусских школах в качестве обязательного компонента введены программы языка, истории и культуры того или иного народа многонациональной России. Особое обучение представителей нерусских национальностей организуют не только в национальных республиках и образованиях, но и в местах их компактного проживания в других регионах.

Программами общеобразовательной школы 1990-х гг. предусмотрены главные направления воспитания: формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, освоение духовного богатства отечественной и мировой культуры, приобретение навыков общежития с представителями иных наций.

Возрождается религиозное воспитание. Его можно получать за стенами учебных заведений. С 1990-х гг. при христианских, мусульманских, иудаистских церквях действуют центры религиозного обучения для детей. Запрет на обучение религии в школе не означает сохранения прежней воинствующей атеистической политики. Предлагается учитывать общечеловеческие идеалы, заложенные в религии.

По-новому решаются задачи гражданского воспитания. Развитие человеческой цивилизации рассматривается при обучении как интегральный процесс, что означает взгляд на отечественную и мировую культуру как на единый и сложный поток, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Помимо традиционных дисциплин, на материалах которых осуществлялось гражданское воспитание, в программу вводятся факультативные курсы.

В российском обществе возрождается понимание первостепенности семейного воспитания, того, что семья — незаменимый источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Семья может решать вопросы воспитания совместно со школой. Проводниками такого сотрудничества становятся традиционные родительские комитеты, а также новые органы, в частности школьные советы.

Острый кризис переживают детские организации, которые должны играть важную роль во внешкольном воспитании. В 1991 г., после распада пионерской и комсомольской организаций, возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций, движений, учреждений и появления новых. В 1990-х гг. действовала сеть внешкольных образовательных учреждений, где ведущее место заняли дома творчества (бывшие дворцы пионеров).

На протяжении 1990-х гг. на основе Всесоюзной пионерской организации возникло объединение «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций», появились скаутские и другие детские организации. Масштабы их деятельности сравнительно невелики. Например, в Москве в 1995 г. в организациях скаутов, пионеров и юногвардейцев насчитывалось всего лишь около 5 тыс. членов. Организации ищут новые содержание и формы работы. Скауты проводят слеты-джамбори.

Руководители детского движения разрабатывают новые программы внешкольной деятельности детей и подростков.

В школе исчез образ враждебного Запада. Расширяются дружеские контакты российских школьников со сверстниками из других стран мира.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.