Экспериментальные школы как площадка научных исследований
Использование экспериментальных школ в качестве полигона научной педагогики признано одним из приоритетов педагогической науки. Теоретическими и практическими проблемами экспериментальных учебно-воспитательных учреждений заняты несколько центров: Ассоциация инновационных школ и центров, Академия образования, научные учреждения школьного ведомства и др. Экспериментальные школы рассматриваются как важное условие развития отечественного образования. Например, согласно Классификации государственных общеобразовательных учреждений г. Москвы (1991 г) школы делились на два типа: традиционные и экспериментальные. Экспериментальные учреждения, следовательно, оцениваются как непременный фактор народного образования.
Формулируются научно-методические рекомендации для экспериментальных (авторских) школ. Предлагается предварительно убеждаться в объективной потребности эксперимента, учитывать приоритетные направления учебного заведения, определить теоретическую гипотезу, прогнозировать возможные изменения учебно-воспитательного процесса, изучать уровень, характер, мотивацию познавательной деятельности учеников, проводить маломасштабную пробную проверку экспериментальной программы.
Система образования
Общеобразовательная школа
На рубеже 1980-1990-х гг. произошли серьезные изменения общего образования: сократились сроки обязательного обучения; сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведения.
Частные учебные заведения, как правило, платные; некоторые — дорогие и привилегированные. Они возродились в начале 1990-х гг., после отхода от политики преследования частной инициативы во всех сферах общественной жизни. В 1994/1995 учебном году в Российской Федерации насчитывалось примерно 450 негосударственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0.1% всех учащихся. Власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что проявляется в первую очередь в сфере финансирования. Частные школы создаются преимущественно светскими лицами; некоторые учреждаются различными церквями. Как и государственные, эти учебные заведения отделены от церкви и религии. Религиозное обучение является частным делом граждан.
Закон об образовании (1992 г.) предусматривает ежегодные затраты на образование на уровне не менее 10% национального дохода. Фактически этот уровень гораздо ниже. В 1992 г. он составил 4,6%, в 1993 г. — 5,8%, в 1994 г. — около 3%, что намного меньше, чем в других индустриально развитых странах. Выделяемых средств недостаточно, чтобы удовлетворять нужды школы. Например, в 1995 г. потребность образовательных учреждений России составляла 4,2 млрд. руб., между тем как по бюджету было утверждено 3,2 млрд. руб. (фактически эта сумма была сокращена до 2,5 млрд. руб.).
Система общего образования состоит из трех ступеней: 1-я ступень — начальная школа (3-4 года); 2-я ступень — школа основного общего образования (5-6 лет); 3-я ступень — средняя полная школа (1-2 года). Гражданам гарантированы общедоступность и бесплатность обучения в пределах общенациональных образовательных стандартов на всех трех ступенях государственных и муниципальных учреждений. В платных негосударственных (частных) общеобразовательных школах затраты родителей на обучение должны возмещаться в определенных пределах из общественных средств. Граждане имеют право давать детям домашнее общее образование и получать на это субсидии. Прием в школы с углубленным изучением предметов проходит на конкурсной основе.
Программу начальной школы составляют чтение, письмо, счет, начала естественных и гуманитарных знаний, навыки учебной деятельности; в виде факультативов — искусство, труд, спорт и пр. Обучение в основной школе включает стандартную программу и программы по выбору. Оно обязательно. Выпускник имеет право на обучение в школе 3-й ступени. В средней полной школе программа дифференцированная: обязательная и по выбору.
В первый класс принимают детей 6-7 лет. Экзамены проводятся после окончания школ 2-й и 3-й ступеней. В 1-м и 2-м классах обычно система оценок не применяется. В остальных классах принята система из четырех оценок-. 5 (отлично). 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Перевод в очередной класс допускается только при положительных оценках. Продолжительность учебного года в начальной школе — не менее 30 недель, в средней — не менее 34 недель.
Ближайшей крупной реформой предполагается введение 12-летней общеобразовательной школы. Вопрос о реформе оказался предметом острой полемики. Ее сторонники заявляли, что опыт ведущих стран Запада подтверждает целесообразность нововведения: повысится качество обучения, получит развитие профильное образование в старших классах, уменьшится учебная нагрузка учащихся. Возражения противников реформ сводились к двум основным суждениям. Во-первых, школа не готова к введению 12-летнего обучения: нет средств, методического обеспечения, гарантий, что выпускники смогут поступать в вузы, будучи призванными в армию. Во-вторых, реформа не только не приведет к сокращению нагрузки учащихся, но, напротив, учебные обязанности учащихся еще более возрастут.
Общее профессиональное образование
Система общего профессионального образования включает несколько типов учебных заведений: профессионально-технические училища (ПТУ) (1-2 года), техникумы (от 2 до 4 лет), технические лицеи (1-2 года) и технические колледжи (от 2 до 4 лет).
Учебные планы и программы профессиональных школ бывают общеобразовательными и специальными. Специальное образование состоит из общепрофессионального и профилирующего. Первое включает такие предметы, как черчение, электротехника, стандарты производства, управление производством и др. Оно изменяется согласно выбранной учащимся профессии. Второе многовариантно и зависит от приобретаемой специальности. Например, будущие операторы ЭВМ изучают язык, программы, оборудование компьютера.
Учебные планы и программы техникумов, технических лицеев и технических колледжей более обширны, чем в ПТУ Выпускники этих заведений имеют право поступать в технические вузы. Технические лицеи и технические колледжи или высшие профессиональные училища (ВПУ) заменили многие ПТУ и техникумы. Уровень подготовки в них выше. Так, технические лицеи готовят не только квалифицированных рабочих, но и техников. Технические колледжи готовят квалифицированных рабочих, преподавателей ПТХ техников, младших инженеров.
Высшее образование
В систему высшего образования входят университеты, академии и институты. Как и в других ведущих странах мира, в России сохраняется тенденция расширения сети высшего образования. Если в 1992 г. в стране насчитывалось 535 государственных вузов, то в 1997 г. их количество выросло до 573. За это же время число студентов на 10 тыс. населения увеличилось с 176 до 196.
В высшей школе продолжаются реформы, начатые в 1987 г. Ведущей идеей реформ является демократизация системы высшего образования: изменение организации учебного процесса и управления учебными заведениями, отказ от идеологического монополизма в содержании гуманитарного образования. Углубляется дифференциация программ посредством введения многочисленных дополнительных и специальных учебных курсов. Предпринимаются попытки отойти от традиционного 5-летнего курса обучения, поделив его на две ступени — бакалавриат и магистратуру.
Заметно изменилась жизнь вузов с переходом к рыночной экономике. Многие высшие учебные заведения занялись коммерческой деятельностью. Наряду с бесплатным высшим образованием (масштабы которого довольно значительны по сравнению с другими ведущими странами мира) в высшей школе распространяется платное обучение.
До конца 1980-х гг. Россия была единственной из ведущих стран мира, где отсутствовали частные высшие учебные заведения. На рубеже 1980-1990-х гг. появляются негосударственные (коммерческие) вузы. В 1997 г. их насчитывалось свыше 240.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|