Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в.





Общий взгляд

 

В конце XIX — начале XX в. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались число школ и контингенты учащихся. Отдельные земства планировали осуществление всеобщего начального обучения уже к концу XIX в. Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Важной сферой реформирования оказалась частная школа.

Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Появляется значительное число изданий новой литературы по вопросам педагогики.

В обществе было осознано, что потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. Пересматривался характер самой школы. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы, где давались знания, умения, навыки, к школе, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.

Педагогическая проблематика привлекла внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь педагоги постоянно обращались к другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы.



Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической мыслью ведущих зарубежных стран. Наши педагоги были хорошо осведомлены обо всем, что происходило в мировой школе и педагогике, чего нельзя было сказать об их зарубежных коллегах по отношению к педагогике России.

Образование и педагогика в России на рубеже XIX-XX вв. были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революции 1905-1907,1917 гг., русско-японская, первая мировая войны),что оставило глубокий след в образовании и педагогической мысли, привело к резкой политизации педагогических проблем. Впервые в российской истории вопросы образования обсуждались при участии политических партий.



Вопрос о школьных реформах

 

Вопрос о реформах образования оказался в центре общественного внимания в России на рубеже XIX-XX вв. Либеральные партии и педагогические организации (кадеты. Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) полагали правильным добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений. Они выдвинули программу бесплатного обязательного начального обучения, увеличения ассигнований на школу, усиления местного самоуправления в системе просвещения, преемственности ступеней образования, равенства мужского и женского образования. Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908-1913 гг.

Сходные требования выдвинули радикальные партии, прежде всего социал-демократы. Марксистская педагогика использовала опыт отечественной и западно-европейской педагогической мысли. Наиболее влиятельный лидер РСДРП Владимир Ильич Ленин (1870-1924) уделял особое внимание связям экономики, политики и образования, заявлял о классовом характере школы, воспитания и обучения в классовом обществе. В программе РСДРП (1902 г.) провозглашались демократические реформы школы: обучение на родном языке, отделение школы от церкви, всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет. Непременным условием подобной перестройки образования называлось революционное свержение самодержавия.

После Февральской революции 1917 г. либерально-демократический и революционный подходы к реформе образования определились еще яснее. Большевики помышляли о перспективе уничтожения буржуазной республики и не намеревались участвовать в школьных реформах Временного правительства. Иную позицию заняли либеральные партии, меньшевики и эсеры, Всероссийский учительский союз. Они встали на путь конструктивной оппозиции и поддержали планы Временного правительства о демократических реформах образования.



Всеобщее образование

 

Первым шагом реформирования школы политические партии и педагогические организации рассматривали введение всеобщего начального обучения. Этот вопрос был поставлен в конце 1890-х гг. Московским и Петербургским комитетами грамотности, школьными комиссиями земств. Тот же вопрос обсуждался в 1895 г. на II съезде по техническому и профессиональному образованию (проект Вахтерова). Проект предлагал земствам запросить у правительства субсидии на всеобщее обучение. Участники съезда отвергли проект из опасений, что субсидии приведут к усилению правительственного контроля над земской школой. В 1890-х гг. вопрос о всеобщем обучении обсуждался в 24 из 34 губернских земств; 20 из них создали фонды организации всеобщего обучения.

В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 г. были выделены государственные субсидии на такую реформу, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией и последовавших вскоре революционных событий.

Экономический рост настоятельно требовал расширения масштабов грамотности населения. I Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения (1906 г.). Проект не получил хода ввиду отрицательной позиций Государственного совета. В 1907 г. II Государственная дума рассмотрела правительственный проект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», основные положения которого вошли в закон 1908 г. о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования. Согласно закону города и земства стали получать некоторые суммы под реализацию планов всеобщего обучения. Субсидии, однако, оказались недостаточными, чтобы осуществить эти планы.

Вопрос о всеобщем обучении вновь обсуждался в III Государственной думе в 1909-1911 гг. (проекты Министерства народного просвещения, партии кадетов, Лиги народного образования и др.). На основе указанных документов Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение. Законопроект 1911 г. предусматривал сообразовывать программы начальных школ с этническими, бытовыми, религиозными особенностями местного населения и одновременно удовлетворять общегосударственные интересы. Расширялась программа начальных (народных) училищ. Вводилось преподавание элементов геометрии с черчением, географии, отечественной истории, кратких сведений по природоведению и по возможности рисования и физических упражнений. Министерство должно было определять минимальные стандарты программ. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков. Курс обучения устанавливался сроком на 4 года или 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля государственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличение влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учителей.

Законопроект 1911 г. не прошел в Государственном совете и правительстве прежде всего из-за сопротивления сторонников церковно-приходских школ. Их не устроили пункты законопроекта, по которым подобные учебные заведения переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Министерства просвещения.

Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 г. в Думу министром просвещения Павлом Николаевичем Игнатьевым (1870-1945). Его предложения во многом повторяли проект 1911 г В качестве начальной ступени обучения намечались 1-4классы народной школы, либо 1-3 классы высшего начального училища или гимназии. Обсуждение документа не было доведено до конца из-за революционных событий в феврале 1917 г.

Эволюция образования

 

На рубеже XIX-XX вв. учебные заведения всех уровней претерпели в России серьезные изменения в масштабах, программах, структуре и пр.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.