Интернациональное и поликультурное воспитание
На исходе XX столетия закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего на Западе в воспитание внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира. На фоне ослабления планетарного политико-идеологического противостояния на первый план выходят проблемы воспитания, связанные с усилением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в отдельных регионах и странах. Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность изучения и освоения культуры других народов. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Один из таких проектов — учебные заведения международного бакалавриата, цель которых — воспитание в духе взаимопонимания между народами. В 1996 г. в проекте участвовало более 600 учебных заведений 83 стран.
Наряду с интернациональным воспитанием злободневность приобрел учет культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств — поликультурное воспитание. Такое воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Поликультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия. Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму и расизму. Вместе с тем, в отличие от интерационального воспитания, оно сфокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, взаимодействии различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, адаптации к иным культурным ценностям. В поликультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей более важен. Актуализацию поликультурного воспитания определили интеграционные политические и экономические процессы в современном мире. Оно призвано поддержать существование больших и малых наций в условиях интеграции.
Ведущие страны мира относятся к многокультурным и многонациональным сообществам. Необходимость обеспечить толерантное сосуществование в этих странах больших и малых этносов порождает потребность пол и культурного воспитания как инструмента и принципа педагогической политики. Поликультурное воспитание должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих нации, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой. Оно способствует адаптации друг к другу этнических групп при отказе национального большинства от культурно-образовательной монополии. В ведущих странах мира поликультурное воспитание имеет свои особенности. Так, в США, будучи связанным с процессом создания единого гражданского общества в условиях многообразия этнического состава населения, оно служит формированию американской нации и одновременно обеспечивает интересы малых этнических групп, прежде всего афроамериканцев. В Западной Европе поликультурное воспитание на уровне государственной политики нередко рассматривается как проявление сепаратизма и угроза целостности государства. Но объективно оно стоит на повестке дня. Многомиллионные группы иммигрантов видят в воспитании и образовании, с одной стороны, способ вхождения в европейскую культуру, а с другой — способ сохранения собственной культурной идентичности. Масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах неодинаковы. Опыт такого воспитания накоплен прежде всего в частных школах с двуязычной программой, где дети обучаются на общегосударственном языке и языке этнической группы, к которой принадлежат. Такие школы организованы с целью помочь детям осознать свою этническую идентичность.
Актуальные проблемы воспитания и образования
Приоритеты и проблемы воспитания
Перед мировым сообществом стоит глобальная цель — определить иерархию проблем и приоритетов воспитания, исходя из общечеловеческих ценностей. В число таких приоритетов и проблем входит воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям; персональных высоконравственных качеств; чувства сострадания и готовности помочь другим людям; а также воспитание во имя мира.
Серьезные трудности в воспитании возникли на фоне урбанизации и экологического кризиса. Сокращаются масштабы детских контактов. Жизнь школьников все более регламентируется рутиной учебных занятий. Все эти и другие факторы препятствуют гуманному воспитанию подрастающего поколения.
Современная цивилизация порождает в обществе пессимизм, антигуманизм, снижает этический и нравственный уровень молодежи. Мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков. Изъяны в духовном развитии молодежи — результат множества слагаемых. Среди них и пробелы в воспитании.
Демократизация образования
В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих странах мира находится осуществление демократизации образования. Существуют два различных подхода к этой проблеме. Один основан на идее эгалитаризма и единообразия общего образования. Другой исходит из необходимости диверсификации (дифференциации) образования сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам детей.
Понятие демократической системы образования предполагает доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность ступеней школы, организацию учебного процесса, в котором формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек.
Составная часть демократизации образования — гарантия права на образование. Равные шансы на образование означают доступ к учебным заведениям любых типов и возможность для каждого человека использовать свои склонности к той или иной образовательной подготовке. Достижение права на образование остается актуальным ввиду социального неравенства, которое ограничивает для многих возможность обучения. Современная эпоха породила противоречие между относительным демократизмом школьных систем и социальными факторами, препятствующими получение достойного образования. Мировое сообщество поставлено перед необходимостью посредством социальных и педагогических мер разрешить это противоречие, порожденное различиями в общественном и имущественном статусе.
Гарантии права на образование предусматривают обеспечение обязательного обучения. Между тем по-прежнему остро стоит проблема непосещаемости школы. Она особенно распространена в странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях.
Качество образования
Поддержание образования на высоком уровне — важное условие динамичного развития общества. Высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в образовании. В них неуклонно поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования. Так, в Западной Европе к началу 1990-х гг. 95% взрослого населения имело, как минимум, девятилетнее школьное образование. В США к 1985 г. полное среднее образование имело свыше 80% взрослого населения.
Успехи образования отнюдь не безоговорочны. Они сопровождаются снижением качества подготовки учащихся. Подъем планки минимальной обученности породил развитие нового явления — функциональной неграмотности. Функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного обучения, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни.
Больной вопрос — снижение средних показателей качества образования. Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения. Одним из наиболее эффективных называется путь диверсификации (дифференциации) образования. Он означает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|