Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5. Образование и педагогика в России на рубеже XX-XXI вв.





 

Общий взгляд

 

После распада СССР в 1992 г. в России открылись возможности не стесненных идеологическими предписаниями педагогических поисков. В отечественной педагогике на исходе XX в. существенно изменилась трактовка демократизма образования. Если прежде школьная политика базировалась на идеях единообразия общего образования, то в настоящее время все более заметно сказывается иное понимание демократизма школьной системы, которая должна выполнять две функции: собственно обучения и социальной диверсификации. В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера; во втором — о распределении по разным профессиональным и общественным стратам. На школу возлагаются обе функции и тем самым решение задач демократизации образования.

Новый взгляд на проблему демократизации предусматривает преемственность ступеней, плюрализм, вариативность, диверсификацию образования. Открывается перспектива формирования многозначной по целям, содержанию, типам учебных заведений структуры общеобразовательной школы. При расшифровке понятия «демократическое образование» предлагается ориентироваться на некоторые условия: равенство членов общества перед образованием независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности; децентрализация управления школьным делом; открытость и преемственность в системе обучения; право выбора учебного заведения; организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.



В соответствии с этими условиями провозглашены ликвидация монополии государства на образование; большее участие местных властей в управлении образованием; самостоятельность учебных заведений при определении направлений учебной деятельности; переход в педагогических отношениях к системе сотрудничества.

Декларации о демократизации образования и воспитания далеки до полного осуществления. По-прежнему, например, сильны традиции централизованного управления школой. В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. ухудшились возможности получения образования. Так, непосещаемость учащимися обязательной школы в 1995/1996 учебном году составила 7%. Не теряют остроты проблемы, которые следует решать с учетом того, что Российская Федерация — многонациональное государство, где важен учет образовательных национальных интересов.



Теоретические проблемы образования и воспитания

 

Официальная стратегия воспитания предусматривает содействие духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять деформированную тоталитарным режимом психологию нации, формировать у нее новые ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма. Обозначены ориентиры воспитания высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности. Выдвинута новая для образования задача — готовить молодежь к разнообразной деятельности за пределами России.

В прошлое ушли моноидеологическое коммунистическое воспитание, глобальная идеологическая конфронтация, которые накладывали негативный отпечаток на воспитание. В учебных заведениях запрещена деятельность политических партий. В теории воспитания возник идейный вакуум, который было необходимо заполнить новым содержанием. На его заполнение претендуют несколько концепций.

Концепции воспитания

 

Значительная число российских ученых фактически продолжает традиции марксистской педагогики и понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования личности, идущий прежде всего от задач социума. Цель воспитания определяется как превращение объективного требования общества в субъективную норму поведения. Подчеркивается, что в результате воспитания общественное должно быть представлено в индивидуальном, в перспективе чего происходит интеграция личности с коллективом. При выработке новой философии воспитания часть ученых предложила иные педагогические средства для прежней цели — формирования полностью социально детерминированного человека. Такой подход создавал иллюзию, будто методами социализации можно решить проблемы отдельной личности.



Оппоненты этого подхода предлагают демократическую концепцию воспитания, в основе которой лежат признание природной сущности и права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, индивидуальные образ жизни и мировоззрение. Они представляют человека как существо одновременно природное и социальное.

Чтобы реализовать обе ипостаси, Олег Самойлович Газман (1936-1997) предложил осуществлять педагогику свободы, предусматривающую заботу о детских потребностях и интересах; защиту ребенка от природных и социальных опасностей; воспитание и обучение при гуманном содержании и гуманной направленности передаваемых норм поведения; передачу опыта гуманистических отношений; демократический стиль учения и преподавания. Педагогика свободы характеризуется как совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей, целей, а также способов преодоления препятствий на пути самостоятельного освоения мира, самовоспитания.

Демократическая педагогическая концепция провозглашает идейный плюрализм, отказ от идеологических крайностей при формировании подрастающего поколения. Подобная парадигма воспитания предусматривает идейную толерантность, свободу совести, т.е. право учащихся приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые они находят верными и привлекательными.

Важной составляющей демократического воспитания в многонациональной России рассматривается поликультурное воспитание. Оно предусматривает, что объективно ведущую роль в российском образовании должна играть русская культура, которая для нерусских наций и этнических групп — основной посредник с мировыми духовными ценностями. Учитывается также, что народы России относятся к различным цивилизационным типам и, следовательно, нуждаются в разнообразных моделях воспитания. Такие модели предлагает, в частности, этнопедагогика, одним из первых разработчиков которой является Геннадий Никандрович Волков (род. 1927 г.).

Поликультурное воспитание выступает в виде альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры, что было условием единства и идеологической интеграции советского общества.

В современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим.

На главную роль в воспитании претендует религиозная педагогика. Помимо приоритета религии, в нравственном воспитании ею делается акцент на необходимости усиления национального воспитания.

В общественной и педагогической мысли существует также парадигма этноцентризма, национализма, которая представляет значительную угрозу демократическим завоеваниям в воспитании и образовании.

Проблемы дидактики

 

Заметно изменились подходы к содержанию образования. Так, переход на новые школьные программы предусматривает, что учащиеся должны получать равную общую подготовку. В то же время единый общеобразовательный стандарт рассматривается лишь как минимальный уровень приобретаемого образования. Предусмотрено сокращение обязательного учебного материала и поощрение (особенно в старших классах) курсов по выбору. Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материала, предлагались учебные программы с тремя компонентами: федеральным, национально-региональным и школьным. Федеральный компонент должен обеспечивать целостность образования по стране и включать ту часть содержания образования, где выделены учебные курсы общекультурной и общегосударственной значимости: русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия. Национально-региональный компонент должен отражать потребности субъектов Российской Федерации (национальное, региональное своеобразие культуры: родной язык и литература, история, география региона и т.п.), а школьный компонент — специфику образовательного учреждения.

Было определено, что базовый уровень среднего образования может достигаться при помощи разнообразных вариантов программ. Вариативность должна усиливаться от младших к старшим классам. Базисный учебный план неполной (основной) школы должен включать максимальный и минимизированный наборы образовательных областей: базисный план полной средней школы — тот же набор образовательных областей, что и базисный план основной школы. Но здесь обучение предложено строить по принципу профильной дифференциации.

В России, как и в других ведущих странах мира, приобрела остроту проблема дифференциации (диверсификации) образования и обучения. Новая ситуация породила необходимость качественно иной системы диверсификации общего образования. Усиление и усложнение дифференцированной подготовки сообразно склонностям, интересам, успеваемости учащихся — глобальная тенденция современной школы.

Одним из важных направлений дифференциации рассматривается обучение одаренных, талантливых детей и подростков. Российскими учеными формулируются несколько основных типов одаренности, которые следует учитывать в общеобразовательной школе, — академическая (ярко выраженная способность учиться); интеллектуальная (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты); творческая (нестандартное мышление и видение мира). Утверждается, что при всех различиях одаренных детей объединяет познавательная потребность, которая проявляется в жажде нового знания и наслаждении от умственного труда. Называются и другие типичные признаки: стремление и умение общаться со взрослыми, повышенная эмоциональность, чувство юмора, особая речь.

Педагоги задаются вопросом: какой должна быть организация обучения одаренных? Ответы разные. Предлагается обучать талантливых детей в обычной школе или в специальных учебных заведениях. Сторонник последнего варианта В.Юркевич пишет: «Нужны школы, где всерьез думают о развитии детей, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей, исходя из уникальности каждого ребенка. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно... Работа с одаренными — далеко не праздник, а тяжелый и ответственный труд... Хлопот с ними много, но и радости от этих хлопот — особенные».

В поле внимания педагогов остаются дети с отклонениями в физическом и умственном развитии. Проблема отражает печальную реальность массового рождения детей с различными патологиями вследствие наследственных болезней, алкоголизма и наркомании родителей. Определение для них особого образования — важное направление педагогических исследований. Предложены перспективные методики обучения «необучаемых» детей. Эти методики, в частности, исходят из того, что умственно отсталые дети прекрасно сознают и переживают свою ущербность, но совершенно не переносят, когда с ними обращаются как с инвалидами.

Особая проблема дифференциации — компенсирующее обучение, т.е. дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учащихся. Оно — ответ на рост неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся. Компенсирующим обучением в российской школе предусмотрены прежде всего дополнительные занятия и повторное обучение. Многие педагоги считают, что второгодничество создает иллюзию компенсирующего обучения. Они ссылаются на психолого-педагогические наблюдения, из которых следует, что повторное обучение часто не только не повышает уровень подготовки, но и педагогически вредно, поскольку второгодники теряют уверенность в себе, становятся трудными детьми.

При решении задач развития социально-нравственных качеств, успешной адаптации к условиям школьной жизни, формирования учебной мотивации слабых, социально и педагогически запущенных ребят предлагаются определенные методики. Для терапии неуспеваемости предлагается в отношениях с учеником руководствоваться некоторыми правилами: «не бить лежачего» (не наказывать дважды за одни и те же ошибки); не замечать более одного недостатка в минуту; не требовать одновременно выправлять несколько недостатков (если вас, например, беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности пересказа); хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение; сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами; не скупиться на похвалу; выделять любой успех; ставить предельно конкретные и реальные цели.

Органическая часть дифференциации образования — ориентация: распределение учащихся по разным направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональная ориентация). Подчеркнем, что ориентация пока не стала предметом специальных систематических педагогических исследований.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.