Сделай Сам Свою Работу на 5

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РАБОТАХ Э.В. ИЛЬЕНКОВА

 

Вдумчивым и верным сторонником основных идей научной школы Л.С. Выготского был известный философ и психолог Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979). Он многое сделал в таких дисциплинах, как диалектическая логика, история философии, эстетика. В своих работах он также рассматривал некоторые фундаментальные проблемы теоретической психологии (природа идеального и сознания, воображения и мышления, личности и индивидуальности, и др.), искал пути их решения, используя средства философского анализа психологического материала[753]. Он хорошо ориентировался во многих трудностях психологической науки, придерживаясь при этом таких способов их преодоления, которые связаны с возможностями теории деятельности и культурно-исторической теории психического развития человека. Э.В. Ильенков был лично знаком с С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.И. Мещеряковым, Д.Б. Элькониным и другими крупными психологами, знал их труды, обсуждал с ними сложные философско-психологические вопросы. Он был участником многих научных совещаний и семинаров, связанных с идеями школы Л.С. Выготского, неоднократно посещал заседания нашей лаборатории Психологического института, которая в 60—70-х гг. активно разрабатывала проблемы развивающего образования и учебной деятельности.

Э.В. Ильенков много внимания уделял теоретическим проблемам педагогической психологии. Так, он разрабатывал философско-психологические вопросы системы обучения и воспитания слепоглухих детей, созданной И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым, показывая, что их анализ обостряет общие проблемы связи обучения с психическим развитием ребенка и способствует их решению. Э.В. Ильенков опубликовал ряд работ, посвященных воспитанию ума школьников[754]. Но главное заключается в том, что он дал диалектико-матери-алистическое обоснование основных положений культурно-исторической теории и теории развивающего обучения. Это содержание его трудов будет предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

Стержневой темой научного творчества Э.В. Ильенкова было исследование универсальности человека как субъекта, способного не только к практически-духовному воспроизведению любой сферы объективной действительности, но прежде всего к созданию из вещества природы таких объектов, которые природе самой по себе не присущи — всех предметов цивилизации. Универсальность человека связана со всеобщими возможностями его деятельности как общественного существа.



Опираясь на труды Спинозы, Э.В. Ильенков обосновывал положение о том, что человек - это универсальное "мыслящее тело", которое в своих действиях отражает формы множества любых других тел. Классический пример этой универсальности - движущаяся рука человека. "...Человеческая рука может совершать движения и по форме круга, и по форме квадрата, и по форме любой другой... фигуры... она заранее не предназначена к какому-либо одному из названных "действий" и именно потому способна совершить любое... Человек - мыслящее тело — строит свое движение по форме любого другого тела"[755]. Но универсальная гибкость движений руки - это не пассивная аморфность глины, а проявление свободного формообразования на основе активного образа.

Так, воспроизводя круглую форму объекта, рука может перенести ее на песок, на лист бумаги, т.е. заново строить такой круг, которого в собственно природе нет. Универсальна не рука сама по себе, а рука, изобретающая с помощью головы специальное орудие (например, циркуль), задающее всеобщий способ построения чего-либо. Построенный человеческой рукой "искусственный" круг, оставаясь чувственно-материальным предметом, вместе с тем и абстрактен, в нем в снятом виде представлено все многообразие реальных кругоподобных форм. В этом круге представлены не только все возможные круги, но и запечатляется их отношение к другим фигурам (в круг рука человека может вписать треугольник, квадрат и т.д.), т.е. выражается их универсальная связь. Иными словами, универсальность - это свойстве мыслящего тела как субъекта, орудийно опосредствующего предметное формирование, которое согласуется с универсальной связью вещей.

Универсальность - не прирожденная, а исторически формирующаяся в обществе и онтогенетически приобретаемая способность человека. С этой точки зрения проблема "мыслящего тела" получает особый смысл. Мышление (или душа) I этом случае вначале никак структурно в мозгу (в теле вообще) не заключено, "а возникает постольку, поскольку теле функционирует по форме и расположению вещей, созданы человеком для человека,- формируется в согласии с опредмеченным в вещах разумом"[756].

Понятие общественно-исторической универсальности человека - это основа концепции идеального, разработанное Э.В. Ильенковым. Выше мы уже излагали главные ее положе ния (см. раздел 2 гл. I первой части книги), теперь можно и? конкретизировать и уточнить.

Многие столетия понятие идеального культивировалось I идеалистической философии, но ему не находилось должного места в материалистических учениях. Э.В. Ильенков показал что понятие идеального внутренне присуще тому материализму, который последовательно опирается на диалектику Идеальность есть характеристика вещественно зафиксированных (объективированных) образов общественно-человеческое культуры, т.е. исторически сложившихся способов общественно-человеческой деятельности, противостоящих индивиду с его сознанием и волей как особая объективная действительность[757]

К идеальным образам культуры можно отнести, например логические категории, нормы языка и бытовой культуры законы государства, нравственные императивы, имеющих принудительное значение для сознания любого нормального человека и силу ограничивать его индивидуальные капризы Внутри этих организованных всеобщих норм культуры формируется сознание каждого отдельного индивида, усваивающего их как законы собственной деятельности. Они усваиваются по мере приобщения индивида к независимо от него сложившейся культуре. Идеальное - это аспект культуры[758].

По отношению к индивидуальному сознанию идеальное выступает такой же объективной реальностью, как горы и деревья, как собственное тело индивида. Сознание индивида определяется идеальными образами, в которых представлена культура как своеобразный итог общественно-исторической деятельности людей. Сознание индивида - функция идеального. Сознание возникает там, где индивид вынужден смотреть на самого себя как бы глазами всех других людей, там, где ему требуется умение подчинять свои влечения некоторому общему закону как проявлению идеального. "Человеческий индивид вынужден держать свои собственные действия под контролем "правил" и "схем", которые он должен усвоить как особый предмет..."[759].

Психология, считал Э.В. Ильенков, должна исходить из того, что между индивидуальным сознанием и объективной реальностью находится такое опосредствующее звено, как исторически сложившаяся культура, выступающая в качестве предпосылки и условия индивидуального сознания (это экономические и правовые отношения людей, сложившиеся формы быта, языка и т.д.). Культура непосредственно выступает для индивида как "система знаний", противостоящая ему как внепсихологическая реальность[760].

Концепция идеального, разработанная Э.В. Ильенковым, позволила, на наш взгляд, дать современное философско-логическое обоснование культурно-исторической теории Л.С. Выготского (вопрос о связи этой концепции и данной теории мы уже поднимали в разделе 2 гл. I третьей части книги). Это обстоятельство было замечено и хорошо сформулировано Д.Б. Элькониным. Создание теории психического развития ребенка он связывал с пониманием того, что "высшие и конечные формы" этого развития "вовсе не даны изначально, а только заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы (в этом случае идеальное, и идеальную форму, и их общественно-историческую природу нужно понимать в духе работ Э.В. Ильенкова, 1974)[761]. Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху, путем взаимодействия идеальной формы и развивающегося процесса. Это предполагает наличие... усвоения. В ходе его ребенок постепенно овладевает содержанием, присущим идеальной форме. Согласно рассматриваемой теории, усвоение является всеобщей формой психического развития детей"[762].

"Источниками" психического развития, согласно Д.Б. Элько-нину, являются заданные (или "конечные") идеальные формы, к которым оно приходит в результате их усвоения[763]. Иными словами, источники развития заданы в качестве объективных общественных образцов, которые, взаимодействуя с процессом развития, детерминируют его как бы "сверху", т.е. со стороны развернутых высших и конечных форм. Это взаимодействие как раз и есть усвоение (присвоение) идеального как существенного аспекта исторически складывающейся культуры. Усвоение (присвоение) — всеобщая форма психического развития ребенка. Здесь и скрыт подлинный смысл культурно-исторического обоснования практики развивающего обучения.

Именно это, по нашему мнению, имел в виду сам Л.С. Выготский, когда писал, что обучение "ведет за собой детское умственное развитие"[764], что обучение есть "внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка... исторических особенностей человека"[765], что это составляет "содержание понятия зоны ближайшего развития"[766].

При создании культурно-исторической теории Л.С. Выготский подходил к постановке и рассмотрению проблем идеального, хотя в свое время это не получило необходимого понятийного и даже терминологического оформления[767]. Вместе с тем в подходе к этим проблемам в теории Л.С. Выготского и в концепции Э.В. Ильенкова есть ряд общих важных моментов. Так, оба они считали: надиндивидуальное идеальное есть аспект культуры, за которой стоит деятельность общественного субъекта; объективное идеальное не может быть раскрыто на уровне сознания отдельного индивида (напомним приведенное выше суждение Л.С. Выготского о том, что такие носители культуры, как знаки, являются общественным органом или социальным средством)[768].

Э.В. Ильенков создал оригинальную теорию воображения и его генезиса,— основные ее положения мы изложили выше (см. раздел 3 гл. III первой части книги). Эта теория имеет большое значение для решения многих вопросов развивающего образования (например, для выяснения роли искусства в развитии личности детей, определения различных средств формирования их творческого потенциала). Опираясь на понятия идеального и воображения, Э.В. Ильенков дал интересную характеристику человеческого сознания (см. раздел 2 гл. I первой части книги). Отметим, что в настоящее время делаются попытки разработать проблемы сознания безотносительно к этим понятиям[769]. Соответствующие работы сами по себе представляют интерес, однако, на наш взгляд, они не затрагивают ряда существенных особенностей сознания, связанных с организацией совместной деятельности людей.

Многие работы Э.В. Ильенкова посвящены философско-логическим проблемам мышления и понятия[770]. Он показал, что их подлинным источником выступают предметные действия человека (это имеет большое значение для современной психологии). В противовес эмпирическим представлениям об "абстрактном" и "конкретном" он разработал на основе трудов Гегеля и Маркса свое понимание этих категорий мышления: "абстрактное" — неразвитый предмет и его соответствующее мысленное отражение; "конкретное" - развитый предмет и его мысленное отражение. Построение подлинно теоретического знания связано с мысленным восхождением от абстрактного к конкретному, прослеживающим реальный путь развития предмета.

В своих работах по развивающему обучению мы постоянно использовали результаты исследований Э.В. Ильенкова. Наше понимание учебной деятельности и способов построения учебных предметов опирается на его теорию восхождения мысли от абстрактного к конкретному, на теорию единства логического и исторического.

Разработка проблем универсальности человека и его воображения приводила Э.В. Ильенкова к вопросам творчества и личности,— им была создана соответствующая концепция (основные ее положения приведены в разделе 3 гл. I первой части). Согласно этой концепции, подлинная личность обнаруживает себя там, где индивид производит некоторый всеобщий результат, оказывающий обновляющее влияние на судьбы других индивидов. Понятия личности, свободы и таланта синонимичны. Личность опережает коллектив, если тот ориентируется на отжившие каноны общего дела, она проторяет путь для других, задавая новый образец деятельности. "Личность тем значительнее, чем полнее и шире представлены в ней — в ее делах, в ее словах, в поступках — коллективно-всеобщая, а вовсе не сугубо индивидуальная ее неповторимость. Неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех..."[771]. Но когда сотворенные способы деятельности превращаются в стереотипы и догмы, то личность "умирает" заживо, и бывшая личность становится живой мумией.

Одна из центральных целей обновляющегося образования заключается в создании условий, обеспечивающих развитие личности. Для успешного достижения этой цели большое значение имеет, на наш взгляд, подход Э.В. Ильенкова к данной проблеме.

В трудах Э.В. Ильенкова содержится много идей, ценных и важных как для дальнейшего развития всей научной школы Л.С. Выготского, так и для решения конкретных вопросов, касающихся развивающего обучения,— не все эти идеи освещены в настоящей главе и в других частях нашей книги. Для этого требуется особая книга, которая так необходима современной психологии и педагогике.


ГЛАВА V



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.